Рабочая программа по окружающему миру (3 класс)

Раздел Начальные классы
Класс 3 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:


Рабочая программа по окружающему миру

3 класс (Школа 2100)

Пояснительная записка Настоящая рабочая программа разработана в соответствии с основными положениями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, требованиями Примерной основной образовательной программы ОУ и ориентирована на работу по учебно-методическому комплекту: 1. Вахрушев, А. А. Окружающий мир. 3 класс («Обитатели Земли») учебник: 1 часть. / А. А. Вахрушев, Д.Д. Данилов, О.В. Бурский, А. С. Раутиан. - М. : Баласс: Школьный дом, 2012. 2. Вахрушев, А. А. Окружающий мир. 3 класс («Моё Отечество») учебник: 2 часть. / А. А. Вахрушев, Д.Д. Данилов, Е.В. Сизова, С.В. Тырин. - М. : Баласс: Школьный дом, 2012. 3. Вахрушев, А. А. Рабочая тетрадь к учебнику «Окружающий мир». 3 класс («Обитатели Земли») / А. А. Вахрушев, О. В. Бурский, А. С. Раутиан. - М.: Баласс : Школьный дом, 2013. 4. Данилов, Д. Д. Рабочая тетрадь к учебнику «Окружающий мир». 3 класс («Моё Отечество») / Д. Д. Данилов, С. С. Кузнецова, Е. В. Сизова. - М.: Баласс: Школьный дом, 2013. 5. Вахрушев, А. А. Проверочные и контрольные работы к учебнику «Окружающий мир». 3 класс («Обитатели Земли») / А. А. Вахрушев, О. В. Бурский, О. А. Родыгина. - М. : Баласс : Школьный дом, 2013. 6. Сизова, Е. В. Проверочные и контрольные работы к учебнику «Окружающий мир». 3 класс («Моё Отечество») / Е.В. Сизова, Н.В. Харитонова. - М. : Баласс: Школьный дом, 2013. 7. Вахрушев, А. А. Окружающий мир. 3 класс («Обитатели Земли»): метод. рекомендации для учителя /А. А. Вахрушев, О.А. Родыгина - М. : Баласс, 2014. 8. Сизова, Е. В. Окружающий мир. 3 класс («Моё Отечество»): метод. рекомендации для учителя / Е.В. Сизова, Д.Д. Данилов, М.Е. Турчина. - М. : Баласс, 2013. Курс «Окружающий мир» - это основы естественных и социальных наук. Цель курса окружающего мира в начальной школе - осмысление личного опыта и приучение детей к рациональному постижению мира. Несистематизированные отрывочные знания можно использовать лишь для той цели, для которой они предназначены. В современно быстро меняющемся мире перед человеком встаёт множество неожиданных, новых задач, к которым невозможно подготовиться заранее. В неожиданной ситуации может быть полезна целостная система знаний, а ещё в большей степени - сформированное умение постоянно систематизировать приобретаемую информацию и обнаруживать новые связи и отношения. Наука - это образцовый пример системы знаний, построенный на рациональной основе. Знакомство с началами наук даёт ученику ключ (метод) к осмыслению личного опыта, позволяя сделать явления окружающего мира понятными, знакомыми и предсказуемыми. Курс «Окружающий мир» создаёт фундамент значительной части предметов основной школы: физики, химии, биологии, географии, обществознанию, истории. Это первый и единственный курс в школе, рисующий широкую палитру природных и общественных явлений. В дальнейшем этот материал будет изучаться на различных предметах. В связи с этим именно в рамках данного курса удаётся решать проблемы, например, экологического образования и воспитания. Курс «Окружающий мир» также помогает ученику в формировании личностного восприятия, эмоционального, оценочного отношения к этому миру. Содержание программы направлено на освоение учащимися базовых знаний и формирование базовых компетентностей, что соответствует основной образовательной программе начального общего образования. Она включает все темы, предусмотренные Федеральным государственным образовательным стандартом общего начального образования по окружающему миру и авторской программой учебного курса.

Общая характеристика учебного предмета Окружающий мир как учебный предмет несет в себе большой развивающий потенциал: у детей формируются предпосылки научного мировоззрения, их познавательные интересы и способности; создаются условия для самопознания и саморазвития ребенка. Знания, формируемые в рамках данного учебного предмета, имеют глубокий личностный смысл и тесно связаны с практической жизнью младшего школьника. Особенностями содержания этого учебного предмета являются: интегрированный характер предъявления естественнонаучных и обществоведческих знаний, особое внимание к расширению чувственного опыта и практической деятельности школьников, наличие содержания, обеспечивающего формирование общих учебных умений, навыков и способов деятельности; возможность осуществлять межпредметные связи с другими учебными предметами начальной школы. Учебный предмет «Окружающий мир» вносит существенный вклад в формирование информационной культуры младших школьников; они осваивают различные способы получения информации, используют алгоритмы, модели, схемы и др. Перед современным педагогом встает трудная задача построить урок таким образом, чтобы, с одной стороны, ответить на все вопросы ребят и удовлетворить любопытство учащихся, а с другой - обеспечить усвоение необходимых знаний. Как же нужно учить, чтобы достичь обеих целей. Оказывается, для этого существует один выход. Средством воспитания и образования школьника начальных классов является знакомство с целостной элементарной научной картиной мира. Смысл сообщения картины мира - при минимуме сообщаемых знаний сделать человека сознательным участником жизни. Очень важно с самых первых шагов ребенка в школе научить его целостному взгляду на мир. Тогда ответ на любой возникающий у школьника вопрос может быть легко найден, так как ребят с самых первых шагов изучения окружающего мира учат искать место каждого явления природы и хозяйства человека в мире. Как же сформировать у ребенка целостную картину мира? Единственный способ - ежедневно и ежечасно помогать ребятам осмысливать свой опыт. Человек должен научиться понимать окружающий мир и понимать цену и смысл своим поступкам и поступкам окружающих людей. Регулярно объясняя свой опыт, человек приучается понимать окружающий его мир. Все это способствует возникновению привычки (навыка)объяснения и осмысления своего опыта. В этом случае ребенок может научиться делать любое новое дело, самостоятельно осваивая его. Деятельностный подход - основной способ получения знаний. Традиционно в основе обучения лежит усвоение знаний. Мы же ставим перед собой следующую задачу - познакомить ребят с картиной мира и научить их ею пользоваться для достижения мира и упорядочивания своего опыта. Поэтому процесс обучения должен сводиться к выработке навыка истолкования своего опыта. Решение проблемных творческих задач - главный способ осмысления мира. Согласно принципу минимакса учебники содержат избыточные знания, которые ребята могут усвоить и избыточные задания, которые ученики могут выполнить. Т.е. учебники существенно различаются по объему того материала, который ученики могут и должны усвоить. Таким образом, в целом у ребят должно развиваться умение понимать и познавать окружающий мир, т.е. осмысленно применять полученные знания для решения учебно- познавательных и жизненных задач. Предмет «Окружающий мир» - это основы естественных и социальных наук. Цель курса окружающего мира в начальной школе - осмысление личного опыта и приучение детей к рациональному постижению мира. Цели обучения Изучение окружающего мира в начальной школе направлено на достижение следующих целей:  развитие умений наблюдать, анализировать, обобщать, характеризовать объекты окружающего мира, рассуждать, решать творческие задачи;  освоение знаний об окружающем мире, единстве и различиях природного и социального; о человеке и его месте в природе и в обществе;

 воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к окружающему миру; экологической и духовно-нравственной культуры, патриотических чувств; формирование потребности участвовать в творческой деятельности в природе и обществе, сохранять и укреплять здоровье.




Описание места учебного предмета в учебном плане



Согласно базисному (образовательному) плану образовательных учреждений РФ на изучение предмета «Окружающий мир» в начальной школе выделяется 270 часов, из них в 3 классе 68 часов (2 часа в неделю, 34 учебные недели). В соответствии с этим реализуется типовая программа «Окружающий мир» (под руководством А. А. Вахрушева) в объеме 2 часа в неделю, 68 часов в год. Согласно действующему в образовательном учреждении учебному плану рабочая программа предусматривает организацию процесса обучении в объёме 70 часов, так как рабочих недель 35.













Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета Ценность жизни - признание человеческой жизни и существования живого в природе в целом как величайшей ценности, как основы для подлинного экологического сознания. Ценность природы основывается на общечеловеческой ценности жизни, на осознании себя частью природного мира - частью живой и неживой природы. Любовь к природе означает прежде всего бережное отношение к ней как к среде обитания и выживания человека, а также переживание чувства красоты, гармонии, её совершенства, сохранение и приумножение её богатства. Ценность человека как разумного существа, стремящегося к добру и самосовершенствованию, важность и необходимость соблюдения здорового образа жизни в единстве его составляющих: физическом, психическом и социально-нравственном здоровье. Ценность добра - направленность человека на развитие и сохранение жизни, через сострадание и милосердие как проявление высшей человеческой способности - любви. Ценность истины - это ценность научного познания как части культуры человечества, разума, понимания сущности бытия, мироздания. Ценность семьи как первой и самой значимой для развития ребёнка социальной и образовательной среды, обеспечивающей преемственность культурных традиций народов России от поколения к поколению и тем самым жизнеспособность российского общества. Ценность труда и творчества как естественного условия человеческой жизни, состояния нормального человеческого существования. Ценность свободы как свободы выбора человеком своих мыслей и поступков, но свободы, естественно, ограниченной нормами, правилами, законами общества, членом которого всегда по всей социальной сути является человек. Ценность социальной солидарности как признание прав и свобод человека, обладание чувствами справедливости, милосердия, чести, достоинства по отношению к себе и другим людям. Ценность гражданственности - осознание человеком себя как члена общества, народа, представителя страны и государства. Ценность патриотизма - одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающееся в любви к России, народу, малой родине, в осознанном желании служить Отечеству. Ценность человечества - осознание человеком себя как части мирового сообщества, для существования и прогресса которого необходимы мир, сотрудничество народов и уважение к многообразию их культур.


















Результаты изучения учебного предмета

Личностными результатами изучения курса «Окружающий мир» в 3 - 4-м классе является формирование следующих умений:

  • Оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей: учиться отделять поступки от самого человека.

  • Объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкретные простые поступки можно оценить как хорошие или плохие.

  • Самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей).

  • В предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить.

Средством достижения этих результатов служит учебный материал и задания учебника, нацеленные на 2-ю линию развития - умение определять своё отношение к миру.


Метапредметными результатами изучения курса «Окружающий мир» в 3-м классе является формирование следующих универсальных учебных действий:

Регулятивные УУД:

  • Самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения.

  • Совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему.

  • Составлять план решения проблемы (задачи) совместно с учителем.

  • Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя.

Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога на этапе изучения нового материала.
  • В диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев.

Средством формирования этих действий служит технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).

Познавательные УУД:

  • Ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи в один шаг.

  • Отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников.

  • Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.).

  • Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты и явления; определять причины явлений, событий.

  • Перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний.

  • Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять простой план учебно-научного текста.

  • Преобразовывать информацию из одной формы в другую: представлять информацию в виде текста, таблицы, схемы.

Средством формирования этих действий служит учебный материал и задания учебника, нацеленные на 1-ю линию развития - умение объяснять мир.

Коммуникативные УУД:

  • Доносить свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций.

  • Доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы.

  • Слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения.

Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога (побуждающий и подводящий диалог).


  • Читать вслух и про себя тексты учебников и при этом: вести «диалог с автором» (прогнозировать будущее чтение; ставить вопросы к тексту и искать ответы; проверять себя); отделять новое от известного; выделять главное; составлять план.

Средством формирования этих действий служит технология продуктивного чтения.
  • Договариваться с людьми: выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи).

  • Учиться уважительно относиться к позиции другого, пытаться договариваться.

Средством формирования этих действий служит работа в малых группах.


Предметными результатами изучения курса «Окружающий мир» в 3-ем классе является формирование следующих умений.

Часть 1. Обитатели Земли

1-я линия развития - уметь объяснять мир.

  • приводить примеры тел и веществ, твёрдых тел, жидкостей и газов, действий энергии;

  • приводить примеры взаимосвязей между живой и неживой природой;

  • объяснять значение круговорота веществ в природе и жизни человека;

  • приводить примеры живых организмов разных «профессий»;

  • перечислять особенности хвойных и цветковых растений;

  • животных (насекомых, пауков, рыб, земноводных, пресмыкающихся, птиц, зверей), грибов.

2-я линия развития - уметь определять своё отношение к миру:

  • доказывать необходимость бережного отношения людей к живым организмам.

Часть 2. Моё Отечество

1-я линия развития - уметь объяснять мир:

  • узнавать о жизни людей из исторического текста, карты и делать выводы;

  • отличать предметы и порядки, созданные людьми (культуру), от того, что создано природой;

объяснять, что такое общество, государство, история, демократия;

  • по году определять век, место события в прошлом;

  • отличать друг от друга времена Древней Руси, Московского государства, Российской империи, Советской России и СССР, современной России. Узнавать современные герб, флаг, гимн России, показывать на карте границы и столицу.

2-я линия развития - уметь определять своё отношение к миру:

  • учиться объяснять своё отношение к родным и близким людям, к прошлому и настоящему родной страны.




















Содержание учебного предмета



3-й класс. Раздел 1: «Обитатели Земли» (34 ч)

Авторы: Вахрушев А.А. Раутиан А.С.

Вещество и энергия (4 ч) Тела естественные и искусственные. Вещество - то, из чего состоят все предметы и тела в природе. Вещество состоит из частиц. Молекулы - мельчайшие частицы вещества. Чистые вещества, смеси. Три состояния вещества: твёрдые тела, жидкости и газы, расположение в них частиц. Превращение веществ. Почему пластилин мягкий, а стекло - твёрдое. Почему лёд легче воды.

Энергия - источник движения. Многообразие проявлений энергии. Электричество, солнечный свет, падающая вода - явления, обусловленные действием энергии. Превращение энергии на примере быта людей. Неистребимость энергии. Превращение энергии и выделение тепла.

Оболочка планеты, охваченная жизнью (5 ч) Воздушная, водная и каменная оболочки Земли. Распространение живых организмов. Живая оболочка Земли - биосфера. Жизнь распространена в области взаимного проникновения атмосферы, гидросферы и литосферы.

Важнейшее условие жизни людей - порядок окружающего мира. Стабильность условий - следствие круговорота веществ в природе. Жизнь - участник круговорота веществ.

Участники круговорота веществ. Растения - производители, их роль в обеспечении пищи и кислорода. Животные - потребители, их роль в ограничении числа растений. Грибы и бактерии - разрушители, их роль в превращении умерших организмов в минеральные питательные вещества для растений.

Поток вещества, идущий через живой организм (питание, дыхание). Обмен веществ. Использование поглощённых веществ для жизни, рост, самообновление, размножение. Горение и дыхание.

Роль Солнца как источника энергии. Запасание энергии Солнца живыми организмами.

Экологическая система (9 ч) Большой круговорот в биосфере связывает между собой все экосистемы. Экосистема - единство живой и неживой природы, в котором сообщество живых организмов разных «профессий» способно совместными усилиями поддерживать круговорот веществ. Сообщество. Живые и неживые компоненты экосистемы. Цепи питания. Почва - единство живого и неживого. Плодородие почв. Как образуется почва?

Экосистема озера. Мелкие одноклеточные и крупные водоросли. Дафнии и циклопы - излюбленный корм аквариумных рыб. Озёрные и речные рыбы. Бактерии и их роль в переработке отходов. Постепенное зарастание озера.

Болото - заросшее озеро. Болотные растения. Сфагнум и его роль в поглощении лишней воды. Болотные ягоды и их потребители. Животные болот. Не полностью замкнутый круговорот болот. Торф и накопление отмершей органики. Постепенное самоосушение болота.

Экосистема луга. Луговые растения: злаки и разнотравье. Дерновина и её роль в сохранении и создании рельефа. Животные лугов. Дождевые черви и бактерии, их роль в почвенном плодородии. Зарастание луга лесом.

Экосистема леса. Деревья - главные растения леса. Древесина. Деревья - мощные насосы (передвижение воды с минеральными солями по стволу). Лесные кустарники. Лесные травы. Значение лесных животных. Животные не только участвуют в круговороте веществ, но и регулируют его. Распространение семян растений (берёза, дуб, малина и др.). Лесные грибы и бактерии и их роль в замыкании круговорота веществ.

Роль воды и ветра в разрушении гор, смывании почвы. Роль жизни в сохранении живой оболочки. Смена экосистем и восстановление замкнутого круговорота веществ. Жизнь вылечивает раны биосферы. Зарастание кострища, брошенного поля (залежи). Как помочь природе вылечить её раны?

Поле - искусственная экологическая система. Культурные растения, сажаемые на полях. Зависимость круговорота веществ на полях от деятельности человека. Вспашка полей. Удобрение поля. Неспособность культурных растений к защите - массовые размножения сорняков и вредителей. Животные полей. Настоящее и будущее борьбы с сорняками и вредителями.

Аквариум - маленькая искусственная экосистема. Неживые (песок, камни, вода) и живые компоненты аквариума. Водоросли, рачки и рыбы, бактерии. Взаимосвязь всех живых и неживых компонентов в аквариуме. Возможные ошибки начинающего аквариумиста.

Экскурсия «Обитатели озера, луга, леса».

Живые участники круговорота веществ (12 ч) Растения и их роль на Земле. Стебель, лист, корень - основные органы цветкового растений. Цветок - орган размножения. Семя и его роль. Плод. Разнообразие растений: хвойные, цветковые, мхи, хвощи, плауны, папоротники, водоросли. Растения состоят из отдельных клеток. Хлорофилл и его роль.

Животные и их роль на Земле. Простейшие животные. Разделение труда между разными частями многоклеточного организма. Черви. Роль мышц при активном движении. Возникновение головы и хвоста, спины и брюха. Моллюски. Раковина моллюсков как дом и опора для мышц.

Появление твёрдых покровов - защита от хищников. Наружный скелет членистоногих - «латы» рыцаря. Насекомые и их многообразие. Развитие насекомых. Раки, пауки и их особенности.

Возникновение позвоночника - внутреннего скелета. Рыбы - позвоночные животные, приспособившиеся к жизни в воде. Многообразие рыб. Выход животных на сушу. Жизнь на границе воды и суши и строение земноводных: легкие - органы дыхания, голая кожа и развитие головастиков в воде. Пресмыкающиеся - сухопутные животные с непостоянной температурой тела. Звери и птицы - животные с постоянной температурой тела. Птицы и их приспособления к полету. Перо. Перелётные и оседлые птицы. Звери. Шерсть. Забота о потомстве у зверей и птиц. Мозг и органы чувств.

Осторожное обращение с дикими животными. Правила поведения с домашними животными.

Грибы - разрушители древесины. Грибница. Дрожжи и их роль в изготовлении хлеба. Съедобные и ядовитые, губчатые и пластинчатые грибы. Содружество гриба и дерева. Лишайники.

Бактерии - универсальные разрушители веществ. Бактерии - самые простые, древние и мельчайшие живые существа. Трудности наблюдения за бактериями. Следы жизнедеятельности бактерий видны всюду. Бактерии -главные участники всех круговоротов.

Использование людьми круговорота для своих нужд. Разрушение круговорота веществ и угроза благосостоянию людей. Природа не успевает восстанавливать запасы. Природа не успевает перерабатывать мусор. Примеры экологических нарушений в биосфере. Жизнь в согласии с природой - единственная стратегия для человечества. Заповедники и национальные парки.

Экскурсия в зоопарк или ботанический сад, краеведческий музей, тема «Многообразие растений и животных».

Повторение пройденного материала - 2 ч.

Часы по выбору учителя - 2.

3-й класс. Раздел 2: «Моё Отечество» (34 ч).

Авторы: Данилов Д.Д., Тырин С.В.

Твои родные и твоя Родина в потоке времени (4 ч) Родословная человека. Поколения предков. Родословное древо. Фамилия, имя и отчество - связь времен.

Представление о «реке времени». Исторический счёт времени. Век (столетие) и эра - точка отсчёта времени. Принятая в современном летоисчислении христианская эра. Первичные представления о христианстве - одной из самых распространённых в мире религий.

Наша Родина (дом, город или село, родной край, страна). Общество, в котором мы живём. Образ государства. Государственная власть. Законы - обязательные для всех правила поведения, установленные государством. Моя Родина, моё Отечество - Россия!

История моей Родины. История - наука о прошлом человечества. Исторические источники. Образ многовековой истории России.

Времена Древней Руси. IX - XIII века (6 ч) Древние жители российских просторов. Жизнь славянских племён.

Создание Древнерусского государства. Киев - столица великих князей Древней Руси. Принятие христианства при князе Владимире Святославиче.

«Древняя Русь - страна городов». Города - центры культуры Древней Руси. Представление о культуре как обо всех достижениях человечества. Культурное богатство Древней Руси. Храм в жизни древнерусского города. Монастыри. Летописи и рукописные книги. Славянская азбука - кириллица.

Защита русской земли. Набеги степняков-кочевников. Богатырские заставы. Раздробленность русских земель. Борьба с европейскими рыцарями. «Ледовое побоище». Александр Невский.

Разорение и гибель Древней Руси. Монгольское нашествие. Государство Золотая Орда. Первичные представления об исламской религии. Русские земли под властью Золотой Орды.

Времена Московского государства. XIV - XVII века (4 ч) Время создания Московского государства - время борьбы жестокости и милосердия. Куликовская битва. Дмитрий Донской. Сергий Радонежский. «Троица» Андрея Рублёва. Освобождение от ордынского ига. Объединение русских княжеств в Российское государство.

Великий государь Иван III. Государственный герб России - двуглавый орёл. Московское государство - наследник Древней Руси. Земля и люди Московского государства. Занятия и быт сельских жителей - крестьян. Бояре и дворяне. Города Московского государства. Столица государства - Москва.

Московский Кремль - памятник времён Московского государства, «сердце Москвы и всей России». Соборы Московского Кремля. Образ царя Ивана Грозного. Собор Василия Блаженного. Смутное время - угроза распада Московского государства. Народное ополчение Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского. Освобождение Москвы и спасение Отечества.

Времена Российской империи. XVIII - начало XX века (5 ч) Преобразование России Петром Великим - первым российским императором. Победа в трудной войне со Швецией. Выход России к морю. Новая столица - Санкт-Петербург. Приобщение России к европейской культуре. Новые символы империи: государственный флаг (бело-сине-красный), военно-морской Андреевский флаг.

Власть и народ Российской империи. Образ Екатерины II. Великий русский полководец А.В. Суворов. Власть императора и чиновников. Представление о крепостном праве.

Отечественная война 1812 года - угроза существованию России. Бородинская битва. Единство народа перед лицом врага. М.И. Кутузов.

Достижения российской культуры во времена империи. Михайло Ломоносов - «наш первый университет». Александр Сергеевич Пушкин - создатель русского литературного языка. Лучшие произведения русской архитектуры и живописи.

Правление Александра II - время перемен в Российской империи. Отмена крепостного права. Стремительное развитие обновлённой империи.

Времена Советской России и СССР. 1917 - 1991 годы (4 ч) Жизнь рабочих и крестьян в начале XX века. Народ и власть. Николай II. Революция 1917 г. В.И. Ленин и большевики. Гражданская война в России. Распад империи и образование Советского Союза.

Цель советского государства - строительство справедливого общества. Символы СССР: красный флаг, герб. Власть Советов и Коммунистической партии. Попытка строительства справедливого общества. Правление И.В. Сталина.

Вторая мировая и Великая Отечественная война. Победа над фашизмом. Герои Великой Отечественной войны.

Развитие Советского Союза после Второй мировой войны. Достижения науки и техники в СССР, освоение космоса. Перемены в жизни людей. Необходимость перемен в стране.

Современная Россия (6 ч) Преобразование СССР в СНГ. Самое большое государство СНГ - Россия. Современная Россия - наследница Древней Руси, Московского государства, Российской империи и Советского Союза. Восстановление государственных символов. Понятие о гражданстве. Конституция - основной закон государства. Права и обязанности граждан.

Что такое демократия? Представления об избирательной системе.

Государственная власть в России. Представление о власти законодательной и исполнительной. Президент - глава государства, который избирается народом. Правительство. Государственная дума - собрание избранных народом представителей, которое создает законы.

Россия - общий дом многих народов. Языки и обычаи народов России. Единство и равноправие всех народов России.

Российская Федерация - государство, созданное союзом территорий. Совет Федерации. Россияне - все граждане Российской Федерации.

Достояние российской культуры - библиотеки, музеи, театры. Наша важнейшая задача - сохранение и приумножение культурных богатств России. Государственные праздники современной России (происхождение и традиции празднования). Повторение пройденного материала - 4 часа. Часы по выбору учителя - 1 час.


Тематическое планирование

ОНЗ - урок открытия новых знаний;

РУ - урок развития умений;

Э - урок-экскурсия;

ВУ - вводный урок;

ОУ - обобщающий урок;

ИУ - итоговый урок;

УК - урок контроля;

ПР - урок - практическая работа

п/п

Тема урока

Тип урока

Виды деятельности учащихся

Развитие универсальных учебных действий

Вещество и энергия - 4 часа

1.

Тела и вещества.

ВВ, ОНЗ

Приводить примеры веществ.

Регулятивные:

-определять цель учебной деятельности самостоятельно или с помощью учителя;

-составлять план действий при отработке способа;

-сверять свои действия с целью и, при необходимости исправлять свои ошибки.

Познавательные:

-выполнять анализ;

-устанавливать аналогии и причинно-следственные связи;

-выстраивать логическую цепь рассуждений.

Коммуникативные:

-оформлять свои мысли в устной и письменной речи;

-учиться подтверждать аргументы фактами;

-прогнозировать последствия коллективных решений;

-организовывать учебное взаимодействие в группе.

2.

Из чего состоит вещество. Проверочная работа № 1.

ОНЗ

Сравнивать, различать и характеризовать твёрдые тела, жидкости и газы.

3.

Что такое энергия.

ОНЗ

Приводить примеры движения под действием энергии.

4.

Превращение энергии.

Проверочная работа № 2.

ОНЗ

Приводить примеры движения под действием энергии.

Оболочка планеты, охваченная жизнью - 6 часов

5.

Где обитают живые организмы.

ОНЗ

Характеризовать место обитания живых организмов.

Регулятивные:

-определять цель учебной деятельности самостоятельно или с помощью учителя;

-составлять план действий при отработке способа;

-сверять свои действия с целью и, при необходимости исправлять свои ошибки

-в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы.

Познавательные:

-ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи;

-устанавливать аналогии и причинно-следственные связи;

-выстраивать логическую цепь рассуждений.

-преобразовывать полученную информацию из одной формы в другую ( в виде текста, таблицы, схемы).

Коммуникативные:

-оформлять свои мысли в устной и письменной речи;

-высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы;

-прогнозировать последствия коллективных решений;

организовывать учебное взаимодействие в группе.

6.

Большой круговорот веществ.

ОНЗ

Характеризовать круговорот веществ как пример единства живого и неживого.

7.

Живые участники круговорота веществ. Проверочная работа № 3.

ОНЗ

Характеризовать условия, необходимые для жизни растений. Рассказывать о роли растений в природе и жизни людей.

Характеризовать способы питания, размножения; условий, необходимых для жизни животных.

Рассказывать о роли животных в природе и жизни людей (на примере своей местности).

Рассказывать о роли грибов в природе и жизни людей.

8.

Обмен веществ в организме.

ОНЗ

Приводить примеры обмена веществ: поглощения и выделения веществ живыми организмами.

9.

Как живые организмы запасают энергию Солнца. Проверочная работа № 4.

ОНЗ, РУ

Характеризовать роль Солнца как главного источника энергии для жизни живых организмов.

10.

Контрольная работа

1.

УК

Применять полученные знания и умения на уроках в жизни.

Экологическая система - 9 часов

11.

Жизнь экосистемы.

ОНЗ

Характеризовать экосистемы и природные сообщества (на примере луга, леса, водоёма).

Регулятивные:

-самостоятельно формулировать цели урока;

-совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему;

-составлять план решения проблемы совместно с учителем;

-сверять свои действия с целью и, при необходимости исправлять свои ошибкиэ

Познавательные:

-выполнять анализ;

-устанавливать аналогии и причинно-следственные связи;

-выстраивать логическую цепь рассуждений.

Коммуникативные:

-оформлять свои мысли в устной и письменной речи;

-учиться подтверждать аргументы фактами;

-прогнозировать последствия коллективных решений;

-организовывать учебное взаимодействие в группе.

Личностные:

-проявлять интерес к поиску и присвоению общих способов решения задач.

12.

Почва - важнейшая часть экосистемы. Проверочная работа № 5.

ОНЗ

Характеризовать экосистемы и природные сообщества (на примере луга, леса, водоёма).

13.

Экосистема озера.

ОНЗ

Характеризовать (на основе опытов) состав почвы, роль почвы в природе и роль живых организмов в образовании почвы (на примере своей местности).

Характеризовать влияние человека на экосистемы и природные сообщества (на примере своей местности).

Сравнивать и различать деревья, кустарники и травы.

14.

Экосистема болота.

ОНЗ

15.

Экосистема луга. Проверочная работа № 6.

ОНЗ

16.

Лесные производители.

ОНЗ

17.

Потребители и разрушители экосистемы леса. Проверочная работа № 7.

ОНЗ

Сравнивать и различать дикорастущие и культурные растения, характеризовать их роль в жизни человека (на примере своей местности).

18.

Экосистема поля.

ОНЗ

Характеризовать влияние человека на экосистемы и природные сообщества (на примере своей местности).

19.

Аквариум - маленькая искусственная экосистема. Проверочная работа № 8.

ОНЗ

Характеризовать экосистемы и природные сообщества (на примере луга, леса, водоёма).

Живые участники круговорота веществ - 13 часов

20.

Растения - производители.

Проверочная работа № 9.

ОНЗ

Характеризовать условия, необходимые для жизни растений.

Рассказывать о роли растений в природе и жизни людей.

Определять части цветкового растения.

Приводить примеры хвойных и цветковых растений, выделять их отличия (на примере своей местности).

Регулятивные:

-самостоятельно формулировать цели урока;

-совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему;

-составлять план решения проблемы совместно с учителем;

-сверять свои действия с целью и, при необходимости исправлять свои ошибки.

Познавательные:

-выполнять анализ;

-устанавливать аналогии и причинно-следственные связи;

-выстраивать логическую цепь рассуждений.

Коммуникативные:

-оформлять свои мысли в устной и письменной речи;

-учиться подтверждать аргументы фактами;

-прогнозировать последствия коллективных решений;

-организовывать учебное взаимодействие в группе.

Личностные:

-проявлять интерес к поиску и присвоению общих способов решения задач;

-признает важность учёбы и понимания нового, понимает, зачем выполняет те или иные учебные действия;

проявляет заинтересованность в получении консультации, совета по поводу улучшения своих учебных результатов.

21.

Животные маленькие и большие (Одноклеточные и многоклеточные животные).

ОНЗ

Характеризовать условия, необходимые для жизни животных.

Характеризовать роль животных в природе и жизни людей.

Описывать внешний вид, характерные особенности представителей насекомых, рыб, птиц, зверей (на примере своей местности).

Сравнивать и различать диких и домашних животных, характеризовать их роль в жизни человека (на примере своей местности).

Перечислять правила безопасного поведения при общении с дикими и домашними животными.

22.

Маленькие рыцари (Членистоногие и ракообразные). Проверочная работа № 10.

ОНЗ

23.

Первый шаг из моря на сушу (Рыбы и земноводные).

ОНЗ

24.

На суше - как дома (Пресмыкающиеся). Проверочная работа № 11.

ОНЗ

25.

Пернатые изобретатели (Птицы).

ОНЗ

26.

Наши братья (Млекопитающие). Проверочная работа № 12.

ОНЗ

27.

Осторожно: животные (Дикие и домашние). Проверочная работа № 13.

ОНЗ

28.

Прирождённые разрушители (Грибы). Проверочная работа № 14.

ОНЗ

Рассказывать о роли грибов в природе и жизни людей.

Различать съедобные и ядовитые грибы (на примере своей местности).

29.

Экскурсия в лес, луг.

Э

Приводить примеры зависимости удовлетворения потребностей людей от природы, включая потребности эмоционально- эстетического характера.

Оценивать влияние современного человека на природу.

Оценивать свою личную роль в охране природы.

30

Экскурсия на озеро.

Э

31.

Как нам жить в дружбе с природой (Охрана природы человеком). Проверочная работа № 15.

РУ

32.

Контрольная работа

2.

ИУ

Повторение пройденного материала - 2 часа

33.

Решаем жизненные задачи.

РУ

Применять полученные на уроках знания и умения в жизни.

Регулятивные:

-оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки.

Познавательные:

-осуществлять поиск необходимой информации в специальной и учебной литературе для выполнения заданий и решения задач.

Коммуникативные:

-учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве

34.

Решаем жизненные задачи.

РУ

Применять полученные на уроках знания и умения в жизни.

Введение в раздел - 1 час

35.

Введение. Отправляемся в путешествие.

ВУ

Твои родные и твоя Родина в потоке времени - 4 часа

36.

Живая связь времён (Родословная человека).

ОНЗ

Составлять вместе со старшими родственниками родословное древо своей семьи, собирая и представляя информацию об именах, фамилиях и родственных связях.

Объяснять личное значение («для меня») понятий «малая Родина», «Родина», «общество», «государство», «Отечество».

Находить на ленте времени века, годы, точку отсчёта (эру).

Регулятивные:

-самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения.

-совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему.

-составлять план решения проблемы (задачи) совместно с учителем.

Познавательные:

-ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи в один шаг.

-отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников.

-добывать новые знания: извлекать информацию

Коммуникативные:

-доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы.

-слушать других, пытаться принимать другую точку зрения

Личностные:

-оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей: учиться отделять поступки от самого человека.

37.

Как люди считают время (Век и эра).

ОНЗ

38.

С чего начинается Родина? (Общество, в котором мы живём).

ОНЗ

39.

Память о прошлом (История - наука о прошлом человечества). Проверочная работа.

ОНЗ

Времена Древней Руси. IX -XIII века - 5 часов

40.

Когда на Руси появилось государство (Создание Древнерусского государства).

ОНЗ

Размещать на ленте времени по соответствующим эпохам (обозначенным названиями и веками) даты (годы) исторических событий.

Находить и показывать на карте границы России, родной регион, Москву и Санкт - Петербург, города России, места известных исторических событий.

Отличать друг от друга эпохи истории нашей страны - по их местоположению на ленте времени.

Регулятивные:

-самостоятельно формулировать цели урока;

-совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему;

-составлять план решения проблемы совместно с учителем;

-сверять свои действия с целью и, при необходимости исправлять свои ошибки

Познавательные:

-выполнять анализ;

-устанавливать аналогии и причинно-следственные связи;

-выстраивать логическую цепь рассуждений.

Коммуникативные:

-оформлять свои мысли в устной и письменной речи;

-учиться подтверждать аргументы фактами;

-прогнозировать последствия коллективных решений;

-организовывать учебное взаимодействие в группе.

41.

Когда на Руси появилось государство (Создание Древнерусского государства).

ОНЗ

42.

«Золотые ворота» в Древнюю Русь (Культурное богатство Древней Руси).

ОНЗ

43.

За землю Русскую! (Защита Русской земли).

ОНЗ

44.

Слово о погибели Русской земли (Разорение и гибель Древней Руси).

ОНЗ

Времена Московского государства. XIV - XVII века - 6 часов

45.

От древней Руси к единой России (Создание Московского государства). Проверочная работа.

ОНЗ

Оценивать некоторые легко определяемые, однозначные исторические события и поступки исторических деятелей как вызывающие чувство гордости, восхищения или презрения, стыда.

Познавательные:

-Использует сравнение для установления общих и специфических свойств объектов, высказывает суждения по результатам сравнения;

-Делает выводы на основе обобщения знаний;

-Понимает цель и осмысливает прочитанное;

-Определяет последовательность действий для решения предметной задачи, осуществляет простейшее планирование своей работы;

Регулятивные:

-О определять цель учебной деятельности самостоятельно или с помощью учителя;

-сверять свои действия с целью и исправлять свои ошибки

46.

Земля и люди Московского государства.

ОНЗ

Собирать и оформлять информацию (текст, набор иллюстраций) о культурных и природных богатствах родного края в ходе экскурсий к памятникам истории культуры.

Обмениваться с одноклассниками сведениями о культурных богатствах родной страны, полученными из разных источников информации, из бесед со старшими родственниками.

Участвовать в обсуждениях, моделирующих ситуации общения с людьми разных взглядов на прошлое и настоящее страны, соблюдая при этом правила культуры общения, уважения и взаимопонимания.

47.

Москва златоглавая (московский Кремль - памятник времён Московского государства).

ОНЗ

Находить и извлекать необходимую информацию о прошлом нашей страны, родного края (о праздниках, достопримечательностях и т.п.) из текста, иллюстраций, карт учебника, из дополнительных источников знаний (словари, энциклопедии, справочники).

48.

Хуже грозного царя только междуцарствие. (Смутное время).

ОНЗ

49.

Повторение. Подготовка к контрольной работе.

РУ

50.

Контрольная работа.

УК

Времена Российской империи. XVIII - начало XXвека - 5 часов

51.

Пётр Великий.

ОНЗ

Преобразовывать извлечённую информацию в соответствии с заданием (выделять главное, сравнивать, выражать своё отношение) и представлять её в виде устного или письменного текста, рисунка.

Познавательные:

-Использует сравнение для установления общих и специфических свойств объектов, высказывает суждения по результатам сравнения;

-Делает выводы на основе обобщения знаний;

-Понимает цель и осмысливает прочитанное;

-Определяет последовательность действий для решения предметной задачи, осуществляет простейшее планирование своей работы;

Регулятивные:

-Ставит учебную задачу на основе соотнесения известного, освоенного и неизвестного;

-Работая по плану, сверяет свои действия с целью и при необходимости исправляет ошибки с помощью учителя, других учащихся и самостоятельно;

-Обращается к способу действия, оценивая свои возможности.

Коммуникативные:

-оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации;

52.

Власть и народ в Российской империи.

ОНЗ

Выполнять в группе задания по осмыслению или оценке значимого события, явления прошлого своей малой Родины, нашей страны (распределить роли, добыть и преобразовать информацию, обсудить и договориться об общем ответе, представить его).

Обмениваться с одноклассниками сведениями (полученными из разных источников) о прошлом родного края, народов России, всей страны.

53.

Как Россия у Европы «училась». (Достижения российской культуры во времена империи).

ОНЗ

54.

Гроза двенадцатого года. (Отечественная война 1812 года).

ОНЗ

55.

Император - освободитель. (Время правления Александра II).

ОНЗ

Объяснять значение понятий «государство», «демократия».

Узнавать государственные символы России (флаг, герб, гимн) среди государственных символов других стан.

Времена Советской России и СССР. 1917 - 1991 года - 5 часов

56.

Россия в огне. (Распад империи).

ОНЗ

Объяснять значение понятий «государство», «демократия».

Узнавать государственные символы России (флаг, герб, гимн) среди государственных символов других стан.

Регулятивные:

-Ставит учебную задачу на основе соотнесения известного, освоенного и неизвестного;

-Сопоставляет свою оценку с оценкой другого человека;

-Обращается к способу действия, оценивая свои возможности.

Познавательные:

-Умеет с большей долей самостоятельности работать с моделями, соотносить результаты;

-Находит в справочниках, словарях необходимую информацию;

-Определяет последовательность действий для решения предметной задачи, осуществляет простейшее планирование своей работы.

Коммуникативные:

-Умеет слушать, извлекать пользу из опыта одноклассников, сотрудничать с ними при работе в группе.

57.

Проверочная работа.

РУ

58.

К светлому будущему. (Образование государства).

ОНЗ

59.

Вставай, страна огромная! (Вторая мировая война и Великая Отечественная война).

ОНЗ

60.

Через тернии к звёздам. (Достижения науки и техники в СССР).

ОНЗ

Современная Россия 6 часов + 2 часа

61.

Я - гражданин России. (Преобразование СССР в СНГ).

ОНЗ

Объяснять правила демократического устройства власти в Российской Федерации, связь прав и обязанностей граждан.

Регулятивные:

-Определяет цель учебной деятельности самостоятельно или с помощью учителя;

-Составляет план действий при отработке способа действия;

-Сверяет свои действия с целью и при необходимости исправляет ошибки с помощью учителя, других учащихся и самостоятельно.

Познавательные:

-Устанавливает аналогии и причинно-следственные связи;

-Выстраивает логическую цепь рассуждения;

-Выполняет анализ.

Коммуникативные:

-Оформлять свои мысли в устной

-Адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач

-Прогнозировать последствия коллективных решений;

-Организовывать учебное взаимодействие в группе.

Личностные:

-Осознаёт себя гражданином России, объясняет, что связывает его с историей, культурой, судьбой народа России;

-Способен признавать свои плохие поступки и отвечать за них.

62.

Власть народа. (Что такое демократия?)

ОНЗ

Описывать по изображению элементы герба Москвы. Санкт-Петербурга, родного региона.

Практическая работа

Демонстрировать своё уважение (вставать) при прослушивании гимна России и гимнов других стран.

63.

Кто в государстве самый главный? (Государственная власть в России).

ОНЗ

Участвовать в обсуждениях, моделирующих ситуации общения с людьми разного возраста, национальности, религиозной принадлежности, взглядов на прошлое и настоящее страны, человечества, соблюдая при этом правила культуры общения, уважения и взаимопонимания.

Практическая работа

Участвовать в коллективном исполнении гимна России.

Высказывать и вежливо отстаивать в споре свою точку зрения, стремясь договориться со своим оппонентом.

64.

Народы России.


Практическая работа

Изготовить (по возможности) элемент, модель национального костюма, кушаний, народного обряда.

Подготовить иллюстрированный текст (лист, эл. Презентацию, видеофильм) о культурном богатстве одного или нескольких народов России.

Создать свой рассказ о России, государственных праздниках, памятниках культуры, используя данные учебника и средств массовой информации.

65.

Наш общий дом. (Государство Российская Федерация).

ОНЗ

Создать свой рассказ о России, государственных праздниках, памятниках культуры, используя данные учебника и средств массовой информации.

Участвовать (в активной роли) в праздновании местных и государственных праздников.

66.

Как нам жить? (Что значит быть гражданином России?).

ОНЗ, РУ

Описывать свои эмоции от участия в подготовке и проведении местных и государственных праздников.

Находить и извлекать необходимую информацию о настоящем нашей страны (о праздниках, достопримечательностях) из текста, иллюстраций, карт учебника, из дополнительных источников знаний (словари, энциклопедии, справочники).

67.

Контрольная работа.

УК

Применять полученные знания и умения на уроках в жизни.

68.

Обобщающий урок.

ИУ

Повторение пройденного материала - 2 часа

69.

Решаем жизненные задачи.

РУ

Применять полученные на уроках знания и умения в жизни.

Регулятивные:

-оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки.

Познавательные:

-осуществлять поиск необходимой информации в специальной и учебной литературе для выполнения заданий и решения задач.

Коммуникативные:

-учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве

70.

Решаем жизненные задачи.

РУ

Применять полученные на уроках знания и умения в жизни.











Материально-техническое обеспечение 1. Дополнительная литература. 1. От земли до неба: атлас-определитель: пособие для учащихся общеобразовательных учреждений / А. А. Плешаков. - 11-е изд. - М.: Просвещение, 2010. - 222 с. 2. Большая детская энциклопедия / Перевод с английского А. И. Кима, В. В. Демыкина. - М.: «Росмэн», 2006. 1. Интернет-ресурсы. 1. Образовательные проекты портала «Внеурока.ру» (Окружающий мир: задания, тесты, наглядные и занимательные материалы). - Режим доступа : vneuroka.ru 2. Официальный сайт Образовательной системы «Школа 2100». - Режим доступа : school2100.ru 3. Единая коллекция Цифровых Образовательных Ресурсов. - Режим доступа : school-collection.edu.ru 4. Презентации уроков «Начальная школа». - Режим доступа : nachalka.info/about/193 5. Я иду на урок начальной школы (материалы к уроку). - Режим доступа : festival.1september.ru 6. Поурочные планы: методическая копилка, информационные технологии в школе. - Режим доступа : uroki.ru 7. Учебные материалы и словари на сайте «Кирилл и Мефодий». - Режим доступа : km.ru/ed
2. Готовые электронные продукты. 1. Начальная школа. Уроки Кирилла и Мефодия. 3 класс. 3. Наглядные пособия. 1. Натуральные живые объекты - комнатные растения. 2. Гербарии, муляжи овощей и фруктов. 3. Коллекции горных пород, минералов, полезных ископаемых. 4. Изобразительные наглядные пособия - таблицы. 4. Технические средства обучения. 1. DVD-плеер (видеомагнитофон). 2. Компьютер. 3. Интерактивная доска. 5. Учебно-практическое оборудование.

1. Аудиторная доска с магнитной поверхностью и набором приспособлений для крепления таблиц, схем


© 2010-2022