Ресурсы мобильного класса в образовательном процессе

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

О. А. Шипицина

Гимназия № 26 (Омск), учитель

РЕСУРСЫ МОБИЛЬНОГО КЛАССА В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ

" Все компьютеры в мире не смогут заменить

любознательных студентов, компетентных педагогов,

неравнодушных партнеров и общество,

осознающее ценность Образования на протяжении жизни "

Билл Гейтс Отличительной чертой современного общества становится все возрастающая роль и ценность информации. Впервые в истории человечества поколения вещей, процессов, идей сменяются быстрее, чем поколения людей. Современное общество в научных исследованиях принято называть как «информационным обществом». Вхождение человеческой цивилизации в информационное общество предъявляет принципиально новые требования к системе образования, которые характеризуются следующими факторами:

  • смещение основного акцента с усвоения значительных объемов информации на овладение способами непрерывного приобретения новых знаний и умениями учиться самостоятельно;
  • освоение навыков работы с любой информацией и формирование навыков самостоятельного (критичного), а не репродуктивного типа мышления;
  • дополнение традиционного принципа «формировать знания, умения и навыки» принципом «формировать компетентность». [2,3,5]
Развитие информационного общества привело к тому, что одной из важнейших составляющих реформы российского образования становится информационная парадигма. Компетентность в области информационно-коммуникационных технологий (далее ИКТ - компетентность) - это деятельные индивидуальные способности и качества личности, владеющей информационно-коммуникационными компетенциями, определяющие возможность личности принимать правильные решения, творчески и эффективно решать задачи, которые возникают перед ней в процессе информационной деятельности, а также умение ориентироваться в информационной среде. Использование электронных образовательных ресурсов способствует формированию интеллектуальных умений, росту познавательной активности, доступности и привлекательности образования. А это весомые показатели качественно нового уровня образования.[1,2] ИКТ все активнее приходят в современные образовательные учреждения. Совершенствуется программно-методическое оснащение школ, использующих компьютерные технологии. В современных учебных кабинетах появились не только персональные компьютеры для учителя, но и интерактивные доски и мобильные классы. В состав мобильного класса входят 15 мобильных компьютеров обучающихся и компьютер преподавателя. Система из 16 ноутбуков позволяет быстро развернуть беспроводную компьютерную сеть в учебном помещении. В гимназии №26 г. Омска, мобильный класс появился два года назад. Данная установка предоставила нам как учителям-предметникам возможность совершенствования форм подачи учебного материала. Учитель в данном случае выступает не только в статусе источника знаний, но и в роли координатора, наставника. На уроках с применением мобильного класса вокруг каждого ученика образуется многокомпонентное информационное поле, сочетающее в себе текстовые компоненты, графические изображения, звуковые и визуальные сообщения. Таким образом, применение мобильного класса позволяет индивидуализировать учебный процесс. Каждый учащийся имеет возможность работать самостоятельно, в своём темпе. Отсюда и возрастающий интерес к предмету, и рост качества образовательного процесса. Также нами отмечены следующие преимущества применения мобильного класса при проведении уроков в начальной школе: • для проведения занятий нет необходимости в специально оборудованном компьютерном классе; • существенно повышается наглядность изложения учебного материала (благодаря технологиям мультимедиа); • появилась возможность контролировать и проверять знания с помощью интерактивных тестов и оценивать результат объективно и своевременно; • преподаватель может приостановить показ учебного фрагмента в любом месте, вернуться к любой части урока, делая при этом комментарии по теме, иными словами, учитель становится дидактически более мобильным. Отмеченные преимущества приводят к тому, что существенно увеличивается содержательное наполнение урока и его дидактическая ценность. Как показывает наш опыт, использование мобильного класса эффективно на всех стадиях педагогического процесса: на этапе предъявления учебной информации (презентация нового материала, просмотр учебных фильмов и т.д.), на этапе усвоения учебного материала в процессе интерактивного взаимодействия с компьютером (работа по заполнению или восстановлению алгоритмов; создание интеллект-карт с использованием текста учебника; выполнение обложек к литературному произведению и т.д.), на этапе повторения и закрепления усвоенных знаний и умений (создание отдельных слайдов или презентаций изучаемой тематики, редактирование текстов; работа с различными онлайн словарями и т.д.), на этапе промежуточного и итогового контроля и самоконтроля достигнутых результатов обучения (работа с онлайн тренажёрами; в том числе с тренажёрами по проверке техники чтения, создание и проведение учащимися индивидуальных проверочных работ и т.д.).

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся Решение учебной задачи

Организует диалог, подводящий к поиску путей решения учебной задачи, уточняет правило

Учитель: «Учебная задача нами определена. Давайте попробуем высказать свои предположения.

В каких случаях глаголы будут оканчиваться на тся, а в каких на ться? Для этого выстроим «ассоциативный куст» ».

Записываются на экране предположения детей.

Учитель: «Для дальнейшей работы я предлагаю вам в парах дополнить алгоритм».

Работа с предложенным алгоритмом.

«Услышав [ца] на конце слова буду узнавать:

  1. Звуки [ца] в _____ или нет?

2.Если в _______________, то в _________ или нет?

3.Если в _____ пишу ТЬСЯ, если в другой форме, пишу ТСЯ.

Учитель: «Проверим, что у вас получилось».

Демонстрация работы нескольких пар на мониторах компьютеров.

Высказывают свои предположения по решению учебной задачи







Работают в парах за мониторами. Учащиеся впечатывают нужные, по их мнению, слова в алгоритм.Рассмотрим несколько примеров использования мобильного класса на практике. Фрагмент урока русского языка в 3 классе. Тема урока «Правописание глаголов, оканчивающихся на -тся и -ться », УМК «Гармония». Ещё один пример. Фрагмент урока литературного чтения в первом классе. Тема урока «Русская народная сказка «Гуси-лебеди», УМК «Гармония». Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Самостоятель-

ная творческая деятель

ность учащих

ся.

Организует диалог, подводящий к поиску путей решения учебной задачи.

Учитель: «Откройте на рабочем столе ноутбука папку «Сказка». В папке находятся слайды с иллюстрациями к сказке «Гуси-лебеди». Для каждой группы по два слайда. Найдите в тексте отрывок, который изображён на иллюстрации, и подпишите несколькими предложениями слайд».

Осуществляет тьюторское сопровождение учащихся.

Учитель: «Проверим, что у вас получилось - соберём диафильм по сказке».

Демонстрация работы диафильма на мониторах компьютеров.

Объединяются в группы,

распределяют роли, осуществляют поиск отрывка, и составляют подписи к диафильму.

По мере необходимости консультируются с учителем.
[О формировании УУД и навыков смыслового чтения в процессе работы учащихся на уроках филологического цикла см. [4, с.122] Подводя итоги, хочется отметить, что изменения в образовательном пространстве происходят непрерывно, существует постоянная необходимость предоставлять обучающимся знания на уровне современных требований и мобильное обучение рассматривается как более поддающееся учету и измерению. Однако было бы недальновидным полагать, что мобильное обучение заменит собой традиционное обучение. В традиционном учебном классе дети имеют возможность знакомиться друг с другом и развивать и выстраивать межличностные отношения. Без взаимодействия в диалоге и наставничества мобильное обучение утрачивает свою ценность. Учащимся необходима возможность обращаться к преподавателям и одноклассникам, чтобы задавать вопросы и получать рекомендации. В конечном счете, обучение - это деятельность, осуществляемая «от человека к человеку».

Библиографический список

  1. Акуленко В.Л., К вопросу об уточнении понятий «ИКТ-компетенция» и «ИКТ-компетентность» / В.Л. Акуленко, Л.Л. Босова // Материалы Всероссийской научно-практической конференции «Информационные и коммуникационные технологии в общем, профессиональном и дополнительном образовании» (г. Москва, 16-17 мая 2005 г.). - М.: ИИО РАО, 2005. - №17. - С.3 - 9.
  2. Лапчик М.П. ИКТ-компетентность педагогических кадров. Монография. / М.П. Лапчик - Омск: изд-во ОмГПУ, 2007. - 143 с.
  3. Лапчик М.П. О целях информатического образования учащихся / М.П. Лапчик // Информатика и образование. - 2008. - № 3. - С.3 - 6
  4. Шипицина О.А. Формирование универсальных учебных действий при работе с текстом на уроках филологического цикла / Филологические и культурологические дисциплины в рамках реализации ФГОС в школе и вузе: материалы Первой научно-практической конференции для учителей и работников образования (Омск, 28 марта 2013года)/отв. ред.Е.А. Глотова - Омск: Изд-во ОмГПУ, 2013 - 204 с.
  5. pedsovet.org/component/




© 2010-2022