Методы и приёмы совершенствования техники чтения вслух

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

1Козина Екатерина Евгеньевна

г. Чебаркуль МС(К)ОУ школа № 10 стр. 4

Методы и приемы совершенствования техники чтения вслух.

Развитие речевого аппарата учащихся:

а. Проговаривание скороговорок

б. Проговаривание и прочитывание различных сочетаний звуков

в. Чтение чистоговорок (Жа-жа-жа - есть иголки у ежа. Ло-ло-ло - на улице тепло. Ры-ры-ры - летают комары.)

Целенаправленное изменение ритма и темпа чтения:

а. Чтение за буксиром (за учителем)

б. Чтение в виде скороговорки

в. Многократное чтение одного отрывка, постепенное убыстрение

темпа и переход на незнакомый отрывок

Развитие антиципационного чтения - предвосхищающего чтения - когда учащимся предлагается додумать 1-2 слова в предложении (Мы с папой пош.. в ки..) Можно предложить додумать целое слово (последнее в

предложении).

Чтение текста с наложением бумажной решетки (вертикальный столбец шириной 0,5 и отверстиями шириной 1-2 см) Очень важно! При работе с решеткой ни в коем случае нельзя подгонять ребенка, настаивать на увеличении скорости чтения.

Расширение поля зрения:

а. Чтение числовых и буквенных пирамид (однокоренных, различающихся одной буквой, с постепенным наращиванием букв)

б. Игра «Что вокруг?» (повесить перед ребенком на уровне глаз, на расстоянии 1,5-2м от него лист бумаги с нарисованным кругом в центре. Диаметр 1-2см. Глядя в эту точку, ребенок должен называть те предметы, которые он видит справа и слева от себя (обстановку менять).

в. Работа с цифровыми таблицами (таблица 15х15см, в центре квадрат закрашен).

Развитие внимания, зрительного и оперативного видов памяти:

а. Игра «Фотограф» (Показывается быстро слово из 3-4 букв. Учащиеся должны запомнить. Со временем состав слов усложняется)

б. «Заметь все», «Ищи без остановки». Назвать как можно больше предметов окружающей обстановки (на время).

в. «Найди спрятанное слово» Среди буквенного текста вставлены слова. Ребенок должен найти и подчеркнуть их.

г. «Поймай букву» Ребенок должен найти и подчеркнуть в тексте заданную букву (на время)

д. «Вспомни картинки». (на время)

е. «Зрительный диктант» Прочитай и запомни предложение. Сначала это предложение состоит из 2-3 слов, постепенно длина предложения наращивается до 10 слов и больше.

ж. Игры с рисунками - «Найди пару одинаковых рисунков», «Что изменилось?»

Реконструкция текста и слова:

а. Восстановление разрезанного текста, предложения, слова.

б. Восстановление слов с недописанными буквами.

Памятка «Неэффективное чтение - дурная привычка»

Основные враги быстрого чтения - это дурные привычки, от которых можно избавиться, стоит только этого захотеть.

Чтение вслух.

Регрессивное чтение - навязчивое возвращение к прочитанному слову. Чтение с «окошечком», с опорой на движение тупого конца карандаша под читаемой строкой.

Чтение по словам - чтобы преодолеть этот недостаток, перед чтением пройдитесь по тексту, объединяя с помощью карандаша смысловые отрезки. Это дисциплинирует движение глаз, а вы обретаете умение читать смысловые куски, а не отдельные слова. Использовать упражнение «Читай плавно или пой».

Чтение под неверным углом зрения. Книга должна находиться в 35-50см от глаз, причем верх и низ страницы должны быть равноудалены от глаз.

Плохое оборудование места для чтения. Позы лежа, полулежа слишком комфортны, они расслабляют, не позволяют сосредоточиться. Читать следует сидя. Большое значение для скорости чтения имеет правильное освещение - слишком яркое или тусклое - утомляют.

Чтение про себя.

Движение губ замедляет чтение более, чем на 50%. Чтобы избавиться от этой дурной привычки, воспользуйтесь карандашом: зажмите его между губами. Попытались шептать - карандаш упал!

Субвокализация - т. е. интонирование, проговаривание читаемого. Положите пальцы на голосовые связки и следите, чтобы они не вибрировали.



Практические задания для развития навыка чтения у учащихся младшего школьного возраста.

  1. Найди слова в слове «часовщик».

Кто играет в прятки? Чтгполдвсобакатииондпо, мшнпвлошадьимруглыьт

Чтение слоговой таблицы (1 строка, 2 столбик, по диагонали)

Доскажи строчку ЛО-ЛО-ЛО на улице…

Какое слово лишнее? (река речка ручка ручей)

  1. Назови одним словом.

Составить слово, взяв 1 слог от каждого слова: кора лоток боксер

Раздели на группы: посуда - овощи

К выделенному слову подбери слова.

Составь предложение: Девочка шла….

Какое слово я прочитала неверно: У Коли в руках синий шар. (вместо слова «синий» прочитать «голубой»)

Доскажи слово: мягк.. игрушка, колюч.. еж

Речевая разминка: детям раздаются тексты (дифференцированно) сначала легкие, затем количество слов увеличивается. В течении 1 минуты дети читают текст про себя. После этого вызываются 1, 2 ученика - читают вслух. Задают друг другу вопросы по прочитанному. Класс оценивает читающего.

3. Карточки:

Методы и приёмы совершенствования техники чтения вслух

Методы и приёмы совершенствования техники чтения вслух

Задание: треугольник, желтая полоска, 2 слово сверху. ПМетоды и приёмы совершенствования техники чтения вслухМетоды и приёмы совершенствования техники чтения вслухМетоды и приёмы совершенствования техники чтения вслухМетоды и приёмы совершенствования техники чтения вслухМетоды и приёмы совершенствования техники чтения вслухрочитайте его.

Тексты 2-3. Найти определенное предложение.

Наборы Федоренко. Запись предложений на доске мокрой тряпкой.

Фотоглаз. Даны 5 слов. В течение нескольких секунд дети знакомятся с ними. Было ли слово ГОРОД?


Одна из важнейших задач начальной школы - формирование у детей навыка чтения, являющегося фундаментом всего последующего образования.

В целом навык чтения как бы складывается из двух факторов: смыслового и технического, т. е. техники чтения. Техника чтения - это способ чтения, его правильность, скорость, выразительность. Каждый из компонентов техники чтения, как и их совокупность, подчинены смысловой стороне, пониманию. Чтение осуществляется ради того, чтобы извлечь определенную информацию, заключенную в читаемом тексте, понять и осознать его смысл.

Многие дети испытывают трудности в формировании навыка чтения.

В основном, дети читают медленнее, чем предусмотрено показателями по темпу чтения школьной программы. Они допускают при чтении ошибки: пропускают, заменяют, переставляют буквы, слоги, искажают окончания, не дочитывают их. Для многих характерно угадывающее чтение, имеются трудности в слогослиянии. Искажения звукового состава слов и трудности слогослияния в большинстве случаев затрудняют детям понимание прочитанного.

В результате у детей складывается негативное, эмоционально- отрицательное отношение к процессу чтения.

Именно поэтому на уроках необходимо проводить занятия в игровой форме, давать необычные упражнения, позволяющие пробуждать интерес к процессу чтения, снимать связанные с ним эмоциональное напряжение и тревожность. Ожидаемый эффект - формирование быстрого, правильного, осмысленного чтения.

© 2010-2022