Урок по литературному чтению на тему Светлое имя Пушкин ( 3 класс)

Раздел Начальные классы
Класс 3 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное общеобразовательное учреждение лицей № 60

городского округа Тольятти Cамарской области



Урок по литературному чтению на тему Светлое имя Пушкин ( 3 класс)

«Светлое имя ПУШКИН»






Учитель начальных классов

Исаева Наталья Анатольевна


ОТКРЫТОЕ МЕРОПРИЯТИЕ ПО ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮ
ТЕМА: «СВЕТЛОЕ ИМЯ ПУШКИН» Дата: 14.10.2014г. Класс: 3-А Предмет: литературное чтение Присутствовали:

  • заместитель директора по УВР Маркина И.Е.;
  • руководитель МО начальных классов Юсупова Е.Е.;
  • учитель русского языка и литературы Бойкова М.Ф.;
  • библиотекарь МУК ОДБ Центральной детской библиотеки им. А.С.Пушкина Снега О.П.;
  • учителя начальных классов: Абишева Т.А., Терсенева И.В., Логунова Е.А., Фёдорова Е.Ю., Клычкова Е.А.;
  • родители учащихся 3-А класса.
Цели:
  • Познакомить с биографией и творчеством А.С.Пушкина, расширить круг чтения.
  • Развивать образное мышление, воображение, способности воспринимать произведения различных видов искусств.
  • Воспитывать любовь к поэтическому слову, формировать интерес к классическому искусству ориентировать на общечеловеческие ценности и идеалы.
  • Доставить эстетическое наслаждение, удовлетворение от совместного с родителями мероприятия.

Оборудование:
  • портрет А.С.Пушкина;
  • выставка книг (стихи, сказки А.С.Пушкина, литература о поэте);
  • иллюстрации художников к произведениям А.С.Пушкина;
  • детские рисунки к сказкам;
  • декорации к инсценированию сказки;
  • музыкальные инструменты;
  • интерактивная доска;
  • мультимедийный проектор.

Ход мероприятия

Во вступлении учащиеся читают стихотворение А.Плещеева «Памяти Пушкина»
1. Мы чтить тебя привыкли с детских лет И дорог нам твой образ благородный; Ты рано смолк, но в памяти народной Ты не умрёшь возлюбленный поэт!
2. Бессмертен тот, чья муза до конца Добру и красоте не изменяла, Кто волновать умел людей сердца И в них будить стремленье к идеалу.
3. Кто сердцем чист средь пошлости людской, Средь лжи кто верен правде оставался, И кто берег ревниво светоч свой, Когда на мир унылый мрак спускался.
4. И все еще горит нам светоч тот, Всё гений твой пути нам освещает, Чтоб духом мы не пали средь невзгод, О красоте и правде он вещает. 5. Все лучшие порывы посвятить Отчизне ты зовешь нас из могилы, В продажный век, век лжи и грубой силы Зовешь добру и истине служить.
6. Вот почему, возлюбленный поэт, Так дорог нам твой образ благородный, Вот почему неизгладимый след Тобой оставлен в памяти народной.
1 ведущий: Наш праздник посвящен биографии и творчеству - А.С.Пушкина, солнца русской поэзии. Вы уже читали сказки и стихи великого поэта, знакомы с некоторыми его повестями и поэмами, немало знаете наизусть. Для каждого русского человека Пушкин не только гениальный поэт, но и друг, добрый советчик. Надеюсь, что вы сумеете глубже понять душу великого поэта и его творчество, насладится его волшебными стихами.
2 ведущий: …Дни славы Пушкина - желанный И светлый праздник. Сколько раз Его мечты во мгле туманной Как солнце радовали нас!
1 ведущий: И этот миг, когда венчает Его вся Русь, - еще тесней С его душою нас сближает И в жизнь, и в счастье, и в людей Нам веру гордую вселяет.
2 ведущий: Давайте вместе пройдем дорогами его жизни, его творчества.
1 уч: В те далекие времена Москва, разумеется, была совсем не той, какой знаем мы ее теперь. Саша Пушкин любил гулять по московским улицам со своим крепостным дядькой Никитой Тимофеевичем Козловым, который часто рассказывал мальчику что-нибудь из русской истории, знавший ее по-своему неплохо. Саша с захватывающим интересом слушал рассказы о далеких и недавних событиях.
2 уч: Бабушка, Мария Алексеевна Ганнибал, рассказывала своему внуку о старинной жизни русских бар, об интересных случаях Петра I. Саша Пушкин забирался в большую корзинку, предназначенную для принадлежностей шитья и вязания, и, тихонько сидя в ней, слушал рассказы бабушки. Когда Саше исполнилось 5 лет, Мария Алексеевна стала учить его читать и писать по-русски. К 9 годам большая библиотека отца была почти вся прочитана.
3 уч: В 1811 году, когда Саше исполнилось 12 лет, его определили в Лицей. Лицейский день начинался рано, в 7 часов. С перерывами на обед и прогулку продолжался вплоть до 8 часов вечера. Учился Пушкин неровно. Его привлекали русский и французский языки, литература, история, рисование.

Учитель: Ребята, как вы думаете, чем вы отличаетесь от лицеиста Пушкина? Я прочитаю вам отрывок стихотворения А.С.Пушкина «Мой портрет», написанный им, будучи лицеистом, на французском языке.

Вы просите у меня мой портрет,

Но написанный с натуры;

Мой милый, он быстро будет готов,

Хотя и в миниатюре.

Я молодой повеса,

Еще на школьной скамье;

Не глуп, говорю не стесняясь

И без жеманного кривлянья.

Я люблю свет и его шум,

Уединение я ненавижу;

Мне претят ссоры и препирательства,

А отчасти и учение.

Спектакли, балы мне очень нравятся,

А если быть откровенным,

Я сказал бы, что я еще люблю…

Если бы не был в Лицее.

Вы тоже ученики, вы не глупы, любите поболтать, вместо балов и спектаклей дискотеки любите посещать. Вам наверняка не нравятся ссоры с друзьями, а отчасти и ученье. Согласны?

Но чего же, во времена лицеиста Саши точно не было, а у вас сейчас есть?

У них не было виртуального мира, компьютерных технологий и сидя за столом, только в своих фантазиях они могли путешествовать по городам и странам.

А мы, сидя за компьютером, в реальном времени можем, не посещая другие города, пообщаться с его обитателями, а также совершить путешествие во времени. Так давайте же отправимся в те далекие пушкинские времена!

Сегодня нам предстоит разговор об одном классе, который стал достоянием русской истории. Казалось бы, класс как класс - тридцать обыкновенных мальчишек, проучившихся вместе с 12 до 18 лет и после никогда об этом не забывавших. Все как у всех: проказники, лодыри и порой неучи.

А помнить мы будем их всегда. И не только потому, что Лицей считается образцом учебного заведения. Вслушайтесь в эти имена: Александр Пушкин, Иван Пущин, Вильгельм Кюхельбекер, Антон Дельвиг, Александр Горчаков и др. Каждый из них стал личностью. Итак…

2 слайд

В начале 1811 года был опубликован Указ Сената об основании Лицея для отпрысков знатнейших фамилий. Предполагалось, что в нем будут воспитываться Великие князья Николай и Михаил.

Здание, предназначенное для размещения Лицея, было построено при Екатерине 2 архитектором Ильёй Нееловым.

Царица, мечтая передать престол - в обход отца - своему старшему внуку Александру, держала его и младших детей Павла при себе, для чего и был выстроен флигель Большого (Екатерининского) дворца.

Перестраивал бывший дворец великих князей, превращая его в учебное заведение, архитектор В.Стасов.

К началу октября 1811 года все в Лицее было готово для приема воспитанников. Здание внутри перестроено и заново отделано. Старая мебель приведена в порядок; изготовлена и приобретена новая. Для воспитанников, профессоров, служителей сшита форменная одежда; закуплены книги и учебные пособия.

В первом этаже разместилось хозяйственное управление Лицея, квартиры инспектора и гувернеров, во втором этаже - гардеробная, столовая, буфетная, больница с аптекой, малый конференц-зал, канцелярия.

В третьем этаже - большой зал, классы, физический кабинет, Газетная комната, в галерее - библиотека, в четвертом этаже - комнаты-спальни воспитанников.

Лицейские гувернеры и некоторые профессора заранее переселились в Царское село в специально отведенные для них квартиры.

Директору был отведен двухэтажный дом напротив лицея.

3 слайд

В первый лицейский день ожидалось прибытие воспитанников. И вот с утра 9 октября 1811 года возле директорского дома началось оживление. Казалось, хозяин принимает гостей. Со стуком подъезжали кареты, из которых постепенно выходили мальчики-подростки в сопровождении родных.

Лица детей были грустны и растерянны, а лица взрослых - торжественно серьезны. Они приехали не в гости. Это начали съезжаться воспитанники, принятые в Царскосельский лицей.

4 - 11 слайды

12- 13 слайды

Привез Александра Пушкина в лицей его дядя, Василий Львович, а может и давний друг семьи Александр Иванович Тургенев, благодаря влиянию которого, Пушкина и приняли в Лицей. Александру Сергеевичу было тогда 12 лет.

Встречал приезжающих сам Василий Федорович Малиновский - директор.

Было ему уже за сорок. Его открытое лицо с благородными чертами говорило об уме и доброте. Держался он скромно, просто, приветливо. Прекрасно понимая, что в душах привезенных к нему мальчиков, пытался их приободрить, успокоить.

Родные уехали, и воспитанники остались одни с гувернерами и инспектором.

Чему же обучали в Царскосельском лицее?

Обучение было рассчитано на 6 лет. Изучали там грамматику русского, французского, латинского и немецкого языков, нравственные науки, такие как Закон Божий, философия, основы логики., историю российскую и иностранную, географию, риторику, рисование, чистописание, танцы, фехтование, верховую езду, плаванье.

Самое главное чему учил Лицей, это Закону, Конституции, гражданской свободе - республиканским, демократическим формам управления государства. Поэтому лицеисты называли свою школу «республикой».

А самое главное, им не надо было больше учиться в институте, университете, т.е. получать высшее образование. Кем же тогда были лицеисты - школьниками или студентами? (по возрасту школьниками, по качеству образования - студентами).

Важнейшее место в программе обучения отводилось глубокому изучению истории российской.

Кто же замыслил такое несвойственное в те годы для России учебное заведение? (Это министр Михаил Сперанский).

14 слайд

8 января 1815 года состоялись первые переводные экзамены - испытания лицеистов младшего курса. На экзамен по российской словесности приехали великий поэт Гавриил Романович Державин и другие любители просвещения.

Вот как описывает А.С. Пушкин это событие: «Державин был очень стар. Он был в мундире и плисовых сапогах. Экзамен наш очень его утомил. Разумеется, читаны были его стихи, разбирались его стихи, поминутно хвалились его стихи. Он слушал с живостью необыкновенной. Наконец вызвали меня. Я прочел мои «Воспоминания в Царском Селе», стоя в двух шагах от Державина. Я не в силах описать состояние души моей: когда дошел я до стиха, где упоминаю имя Державина, голос мой отрочески зазвенел. А сердце забилось с упоительным восторгом… Не помню, как я кончил своё чтение, не помню, куда убежал. Державин был в восхищении; он меня требовал, хотел меня обнять… Меня искали, но не нашли».

15 слайд

Учебный план лицеистов был очень насыщенным.

Посмотрите на большой экран. Перед вами распорядок дня в лицее. Чем он отличается от вашего?

На протяжении всего обучения действовал единый режим дня.

16-19 слайды

В Лицее между лицеистами сложилась крепкая дружба. Они пронесли ее через все свои жизни. Живой и пылкий Пушкин серьезные занятия перемежал с проказами и шалостями. Но его шутки были не злыми, и друзья часто прощали его.

Ваня Пущин (Жанно), обладающий легким характером и удивительным обаянием. Он стал бесценным другом для Пушкина. Долговязый, нескладный Кюхельбекер, Кюхля. Сочетая в себе большой поэтический дар, вспыльчивую и вместе склонную к меланхолии натуру, он вызывал постоянные насмешки и одновременно нежную любовь товарищей.

Очень близким другом Пушкина стал Антон Дельвиг, Тося. Его леность и даже сонливость стала притчей во языцех. Он стал известен как прекрасный поэт и крупный издатель.

Мальчики были как братья, делились мечтами, всегда и везде были вместе. Золотое было время…

20 слайд

Награждали лицеистов золотыми и серебряными медалями.

Годы после Лицея очень их изменили. Когда не стало Пушкина, все восприняли это как личное горе. Известие ранило всех до единого... Погасло «солнце русской поэзии». Но дружба лицеистов не прервалась.

Хотя многие из них были в ссылке в Сибири. И даже там праздновалась годовщина их выпуска. Но кому же выпала горькая доля - пережить всех друзей и праздновать 19 октября одному? (Горчакову. Он умер в 1883 году).

Одна из самых известных лицейских традиций - после выпускных экзаменов разбивать лицейский колокол, тот самый, который в течении шести лет собирал учеников на занятия. Каждый выпускник брал себе на память осколок, чтобы на всю жизнь сохранить частичку любви, тепла, заботы, которыми они были окружены в стенах Лицея, ставшего для многих вторым домом.

Для самого первого выпуска из осколков колокола распорядились изготовить памятные кольца с надписью. Чугунное кольцо в виде переплетенных в дружеском рукопожатии рук стало для Пушкина и его лицейских товарищей бесценной реликвией и священным талисманом.


1 ведущий: Дороги Пушкина… Проселочные дороги. Размытые осенью. Пыльные летом. Весенние - больше похожи на реки. Зимние дороги, теряющиеся в снежной мгле. Дороги вечного странника, вечного путника… ( на фоне мелодии песни «Однозвучно гремит колокольчик» читается стихотворение «Зимняя дорога» А.С.Пушкина)
4уч: Сквозь волнистые туманы Пробирается луна, На печальные поляны Льет печальный свет она. По дороге земней, скучной Тройка борзая бежит, Колокольчик однозвучный Утомительно гремит. Что-то слышится родное В долгих песнях ямщика То разгулье удалое, То сердечная тоска. Ни огня, ни черной хаты, Глушь и снег… Навстречу мне Только версты полосаты Попадаются одне…
2 ведущий: А все начиналось также, как и у всех, с дороги детства.
(Выносят столик, на нем подсвечник, лист бумаги, перо. Группа детей, под руководством родителей семьи Саубановых исполняет песню «Буря мглою небо кроет» на стихи А.С.Пушкина «Зимний вечер»)
2 ведущий: Арина Родионовна жила с семьей Пушкина как кормилица и няня. Мудрая, заботливая, добрая, чуткая сердцем, Арина Родионовна явилась для поэта как бы соединением лучших черт простой русской женщины.
1 ведущий: Пушкин был необыкновенно чуток к малейшему проявлению доброго чувства по отношению к нему.
( Выходит родительница, исполняющая роль Арины Родионовны в сопровождении нескольких детей, одетых в русские народные костюмы. «Няня» усаживается у столика и начинает вязать. Дети рассаживаются вокруг стола рядом. К ней подходит мальчик, исполняющий роль Саши.)
Он все с ней, коли дома был…Чуть встанет утром, уж и бежит ее глядеть. -Здорова ли мама/. А она ему, бывало, этак нараспев: -Батюшка, за что ты меня все мамой зовешь, какая я тебе мать? -Разумеется ты мне мать: не та мать, что родила, а та, что своим молоком вскормила. 5 уч: Я сам не рад болтливости своей, Но с детских лет люблю воспоминанье. Ах! Умолчу ль о матушке моей, О прелести таинственных ночей, Когда в чепце, в старинном одеянье, Она, духов молитвой уклоняя С усердием перекрестит меня. И шепотом рассказывать мне станет О мертвецах, о подвигах Бовы… От ужаса не шелохнусь, бывало, Едва дыша прижмусь под одеяло, Не чувствуя ни ног, ни головы
1 ведущий: Не старая ли няня, или, как ласково называл ее сам Пушкин, мамушка совсем не похожая на древнегреческую покровительницу поэзии Музу, вручила Пушкину свирель?
2 ведущий: И зазвучала поэзия.
6 уч: … в вечерней тишине Являлася веселою старушкой И надо мной сидела в шушуне В больших очках и с резвою гремушкой. Ты детскую качая колыбель, Мой юный слух напевами пленила И меж пелен оставила свирель, Которую сама заворожила.
2 ведущий: Когда А.С. Пушкин был в пути, Арина Родионовна скучала по нему. Они писали друг другу дружеские, наполненные любовью письма.
( «Няня» обращается к мальчику, сидящему за столом)
-Напиши, дружочек, батюшке моему, Александру Сергеевичу. (Мальчик берет перо, пишет под диктовку)
«Любезный друг мой, Александр Сергеевич, я получила письмо и деньги, которые Вы мне прислали. За все Ваши милости я Вам всем сердцем благодарна. Вы у меня беспрестанно в сердце и на уме, и только засну, то забуду Вас и ваши милости ко мне. Приезжай поскорей ангел мой. Всех лошадей на дорогу выставлю. Целую Арина Родионовна.» 7 уч: Подруга дней моих суровых, Голубка дряхлая моя! Одна в глуши лесов сосновых Давно, давно ты ждешь меня. Ты под окном своей светлицы Горюешь, будто на часах, И медлят поминутно спицы В твоих наморщенных руках. Глядишь в забытые ворота На черный отдаленный путь: Тоска, предчувствие, заботы Теснят твою всечасно грудь.
Дети хором: Не грусти нянюшка, послушай наши песни.
( Дети в народных костюмах подбегают к «няне»,берут ее за руку и приглашают в хоровод, исполняя русскую народную песню «Как у наших у ворот», в сопровождении музыкальных инструментов)
8 уч: Он няню мамой называл, Он называл ее голубкой… А ветер сыпал снежной крупкой, Пути в деревню заметал.
9 уч: Не гаснул долго огонек В уютной няниной избушке. И слушал, слушал няню Пушкин, Катилась сказка, как клубок.
10 уч: Смеялся Пушкин, говоря: «Какая прелесть эти сказки!» А ночь текла к своей развязке, За вьюгой брезжила заря.
(Дети наперебой просят няню: «Няня, расскажи же нам сказку!»)
Няня: «Некоторый царь задумал жениться, но не нашел по своему нраву никого: подслушал он однажды разговор трех сестер. Старшая хвалилась, что государство одним зерном накормит, вторая, что одним куском ткани оденет, третья, что с первого года родит 33 сына. Царь женился на третьей»
Инсценирование отрывков сказок А.С. Пушкина «Сказка о царе Салтане», «Сказка о рыбаке и рыбке», «Сказка о золотом петушке», «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях».

Учитель: Ребята! Сейчас у нас будет викторина. За правильный ответ я буду давать жетончики. У кого будет больше всех, тот и выиграет. Слушайте внимательно!

Викторина


  1. Любимое время года А.С. Пушкина? (осень)

  2. Произведение А.С. Пушкина, в котором он не дал имен своим главным героям. (Сказка о рыбаке и рыбке - Старик и Старуха)

  3. Из сказки А.С. Пушкина - Работник попа, перехитривший беса. (Балда)

  4. Имя, которое носят многие Пушкинские героини. (Маша)

  5. О каком времени года идет речь в «Сказке о мертвой царевне и о семи богатырях»? (Зима)

  6. Из какой поэмы эти строчки: «Дела давно минувших дней,

  7. Преданья старины глубокой.» (Руслан и Людмила)

  8. Кто принимал первый переводной экзамен по русской словесности, на котором Пушкин отличился? (Державин)

  9. Первый директор Лицея? (Малиновский)

  10. Из какой сказки эти строчки?

Ветер весело шумит,

Судно весело бежит

Мимо острова Буяна,

К царству славного Салтана…

(Сказка о Царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне лебеди)

  1. Из какой поэмы эти строчки?

Покройте попоной, мохнатым ковром,

В мой луг под уздцы отведите;

Купайте, кормите отборным зерном,

Водой ключевою поите…

(Песнь о вещем Олеге)

  1. Дядька 33-х богатырей (Черномор)

  2. Первое желание старухи из Сказки о рыбаке и рыбке? (Корыто)

  3. Город А.С. Пушкина (Петербург)

  4. Места ссылки поэта (Кавказ, с. Михайловское)

Награждаются победители викторины.


1 ведущий: Наше мероприятие, посвященное великому поэту, подошло к концу, хотя многое можно было бы еще услышать. Поэзия Пушкина - неисчерпаемый источник, который как в сказке, поит «живой водой» всех, кто прикасается к нему.
2 ведущий: Всем творчеством Пушкин служил народу, и народ платит ему ответной любовью. У Пушкина мы учимся многому. Вас ждет еще много прекрасных встреч с великим поэтом, вы прочтете его стихи о дружбе, о свободе, о любви к Отчизне, его повести, поэмы, романы. Читайте Пушкина!


© 2010-2022