Организация и проведение опытно-поисковой исследовательской деятельности учащихся начальной школы

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:


Смирнова Светлана Валерьевна, учитель МОУ «Шарапово- Охотская ООШ» Серпуховский район.

Организация и проведение опытно-поисковой исследовательской деятельности учащихся начальной школы

  1. Введение.

При выборе форм организации исследовательской работы необходимо учитывать следующие моменты:

-содержание курса данного предмета;

-уровень развития и подготовленности учащихся;

-интерес учащихся к определённым разделам данного предмета 1 из главных требований к формам и методам в том, чтобы они стимулировали активную работу мысли ребят, развивали самостоятельность их мышления, способствовали творческой разносторонней деятельности. Многолетний опыт свидетельствует о том, что чем раньше учащиеся постигают азы исследовательской работы, её технологию и методологию, тем скорее они станут юными исследователями; состоятся как творческие личности, умеющие самостоятельно мыслить, обобщать материал в ходе исследований, составлять по данным научно-исследовательской работы рефераты и выступать с ними на научно-практических конференциях.


  1. С чего начинать исследование.

  1. Правильно выбрать тему, которая должна отвечать условиям:
-основываться на пройденном или текущем материале; -соответствовать тому направлению, в котором работает объединение; -вызывать интерес учащихся. 2. Опираясь на формы и методы обучения, можно предложить несколько направлений исследовательской работы с учащимися: а) Наблюдения: - за домашними питомцами; - за зимующими птицами; -за животными; - за растениями в парках, скверах, на улицах города; - за комнатными растениями. б) Проведение и дальнейшее описание экспериментов, опытов: - на комнатных растениях; -растениях учебно-опытных участков; -животных живого уголка; - животных вивариумов или экзотариумов и т.д. в) Проведение опроса населения в форме анкетирования и по результатам сделать вывод. г) Самостоятельная работа практического характера: - описание объекта ( например, муравейников ): -исследовательская работа как 1 из видов самостоятельной работы. Направления исследовательской деятельности могут быть разные: - по заданию вузов: -по коммуникационным проектам: -по методикам, описанным в литературе; -по международным, региональным, областным и городским проектам…


  1. Что можно исследовать.

Исследовать можно все, то есть любые объекты живой и неживой природы, используя при исследовании различные методы биологических или физико-химических анализов. Проводить исследования желательно в комплексе.

Что даёт реализация научно- исследовательской деятельности учащимся?

Она позволяет, кроме образовательных, решить ряд следующих проблем:

-ознакомить учащихся с методологией и методикой объективного научного исследования;

-привить навыки по сбору, анализу и обработке информации;

-получить конкретные данные о состоянии местных экосистем и использовать их в дальнейшей работе на основании полученных результатов;

-взаимодействовать с заинтересованными лицами, средствами массовой информации, расширять компетенцию в сфере деятельности объединений УДО.


  1. Правила оформления результатов исследовательской работы учащихся.

Оформление результатов работы должно показать умение учащихся самостоятельно проводить исследования с применением современных методик, анализировать полученные результаты, сравнивая их с литературными данными, делать правильные и обоснованные выводы.

Раздел «Введение»

В этом разделе даётся краткая характеристика современного состояния проблемы, обосновывается актуальность выполнения работы, её научное и практическое значения.

Раздел «Основная часть» состоит из подразделов:

-«Цели и задачи»;

-«Материал и методики»;

-«Характеристика района исследования»;

-«Результаты исследования»

Раздел «Литература».

В этом разделе в алфавитном порядке перечисляются все использованные работы. Работы , изданные за рубежом записываются также в алфавитном порядке после работ, изданных на русском языке. Все работы нумеруются в сквозном порядке.

Исследовательская работа выполняется на белых стандартных листах писчей бумаги, расположенных вертикально. На каждом листе оставляются поля: справа 1 см, слева 3 см, сверху и снизу по 2 см. Поля не обводятся!

Текст может быть напечатан на машинке или компьютере с межстрочным интервалом 1,5 знака или, в крайнем случае, написан от руки синей или чёрной пастой. Текст на каждом листе пишется только с одной стороны.

Страницы нумеруются, начиная с 4. Первой страницей считается титульный лист. При первом упоминании животного, растения или микроорганизма в скобках указать видовое название на латинском языке.

К ботанической работе обязательно прилагается гербарий.

Структура исследовательской работы и оформление

Строение работы:

1-й лист- титульный;

2-й лист-содержание работы;

3-й лист - введение

с 4-го листа начинается основная часть и т.д. по тексту.

Каждый подраздел должен иметь заглавие , писать его следует с нового листа.

Таблицы имеют сквозную нумерацию и могут располагаться на листе вертикально или горизонтально. Справа или посередине пишется «Таблица №», ниже - название таблицы. При необходимости под таблицей даются примечания.

Если таблица не вмещается на 1 лист, то переносится на следующий и т. д.

Рисунки, графики, диаграммы, фотографии , схемы и т. д. имеют сквозную нумерацию

При участии в научной конференции участнику даётся положение по оформлению работы.

Вот какую исследовательскую работу готовила ученица 4 Б класса Леонидова Кристина.

Литература:

  1. М.В. Суворова «Опыт экологической работы со школьниками» , «Учитель» 2009.

  2. Домошенко Т.М. «Организация исследовательской деятельности учащихся начальной школы».

  3. Панина И.В. «Организация исследовательской деятельности учащихся», сообщение для кафедры учителей начальных классов МОУ ЛСОШ № 1

© 2010-2022