Конспект урока русского языка в 3 классе

Раздел Начальные классы
Класс 3 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:
Конспект урока русского языка в 3 классе

Схема конспекта урока

1. Фамилия, имя отчество Фрибус Светлана Васильевна

2. Место работы (полное название ОУ) МБОУ Топчихинская средняя

общеобразовательная школа №2 3. Педагогический стаж 26лет 4. Используемый УМК «Школа России» 5. Номинация «Организация образовательной деятельности детей, испытывающих особые образовательные потребности». 6. Предмет русский язык 7. Класс 3
Тема урока: Окончание

Цель: : СОЗДАТЬ УСЛОВИЕ ДЛЯ:

-формирования понятия «окончание» как изменяемая часть слова и его роли в предложении, и понятия «нулевое окончание»;

-формирования умений распознавать формы одного и того же слова;

-формирования коммуникативной, информационной компетенций, внимательного отношения к своему здоровью.

Характеристика класса: В классе 21 учащийся. В 3 класс прибыли двое. Дети имеют средний уровень активности и возбудимости. По интеллекту-альному развитию и ориентации в окружающем мире большая часть детей имеет средний уровень. С высоким уровнем 6 человек, с низким уровнем обученности 3человека. Есть проблемы с состоянием здоровья, дети имеют хронические заболевания, у них высокая степень утомляемости. За период учёбы у детей сформировался средний уровень мотивации. Включаются в учебный процесс медленно, это связано с темпераментом, но знания у детей есть и , достаточно прочные знания.

Данный урок первый в теме «Окончание». На предыдущих занятиях учащиеся получили знания, которые они использовали на этом уроке. Эта тема является логическим продолжением предыдущего материала и тесно связана с последующими уроками. Она воспринимается учащимися моего класса ( для основной части) несложно так, как восприятие и осмысление материала основано на субъективном опыте учащихся( самостоятельная работа, работа в паре), материал прорабатывается учениками. Я помогаю им в этом.

Тема по самообразованию: «Реализация деятельностного подхода на уроках». В программе Рамзаевой мало уделено внимания системно- деятельностному подходу. Я реализовала через этот урок деятельност-ное направление учащихся. стаж: 24,5 года, категория: первая.

На уроке использованы коммуникативные технологи(работа в паре, умение говорить, слушать другого),информационные компетенции(самостоятельная работа по учебникам, находят информацию в интернете, в словарях).

При планировании урока были учтены индивидуальные психологичес-кие особенности детей. Интерес к изучению данного предмета, развитие на достаточном уровне и общеучебные умения и навыки(у большей части класса) полученные учениками на данный момент хорошие, потенциальные возможности к овладению темой(развитие интеллектуального мышления, стремление к самостоятельному высказыванию), мотивация.

На уроке были использованы фронтальная работа , работа в паре(формы работы).Использовался практический метод- упражнения, творческая работа; наглядный -демонстрация слайдов , наблюдения учащихся;

В течении урока использовались устные и письменные методы контроля.

Использовались технологии: разноуровневого и дифференцированного обучения, здоровьесберегающие.

Средства, обеспечивающий учебный процесс на уроке: учебник, карточки, толковый словарь, ИКТ(презентация).

1. Организационный момент.

Деятельность учащихся

Деятельность учителя

Примечание

Приветствие учителя.

Дети поднимают смайли-ки (улыбка и грусть)

(с чистописания, запишем число).

(с комментированием ученика, проговаривающего орфограммы).

(Для правильного каллиграфического написания букв и соединений в словах, для выработки скорости письма).

2 человека у доски рассказывают о значении слов

НЕВЕЖА- грубый, невоспитанный

НЕВЕЖДА- малообразованный(например, абсолютный невежда в тех- нике, в учёбе).

В толковом словаре, ИКТ.

(показывают толковый словарь).

Дети смотрят и вспоминают правильное написание букв, в воздухе прописывают буквы

Ответ детей об увеличении на одну строчную букву в каждом сочетании.

Приступают к работе в тетрадях.

Списывание слов в тетради после комментированной записи этих слов на доску учителем, используя правильные соединения

Ответы детей

Мы будем говорить про окончания

Окончание находится в конце слова

Как определять окончания, что такое окончание, какие бывают окончания, зачем они нужны, как выделяют окончания?

Дети прочитывают с проговариваем вслух



Дети самостоятельно читают текст

Неправильно написаны слова в предложениях. Изменить слова

Окончания

Дети по одному выходят к доске и выписывают измененные слова с предлогами, проговаривая орфограммы в словах.

Общая часть в словах называется корнем.

Корень - это общая часть родственных слов.

Эти слова не однокоренные, это форма одного и того - же слова.

Изменяли окончания

Чтобы предложения правильно читались, чтобы было красиво.

Изменился

А как это сделать? Мы не умеем.

Мы можем прочитать в учеб-нике или спросить у учителя.

Дети открывают учебники и читают определение самостоятельно

Окончание обозначают

Дети вслух рассказывают определение друг другу и выделяют окончания



1, 2,3, 4, 5!

Все умеем мы считать,

Отдыхать умеем тоже:

Руки за спину положим,

Голову поднимем выше,

И легко-легко подышим.

Раз - подняться, потянуться,

Два - согнуться, разогнуться.

Три - в ладоши три хлопка,

Головою тори кивка.

На четыре - руки шире,

Пять - руками помахать,

Шесть - за парту сесть опять.

Учащиеся проговаривают, слушают и исправляют друг друга, понравившиеся слова записывают в тетради самостоятельно, выделяют окончания.



Ученики (по слайдам презентации) проверяют смогли ли они достичь поставленных целей и выявляют свои затруднения.

Ответы детей: (нулевым или состоящее из одной или двух букв).

Ответы детей. Окончание служит для связи слов в предложении

Выполнение задания письменно в тетрадях самостоятельно.

Проверяют с образцом, исправляют ошибки (если есть), выясняют причину их появления.

Дети тренируются в составлении сложных предложений, высказывая свои мнения.




Выполнение задания письменно в тетрадях самостоятельно.

Проверяют с образцом, исправляют ошибки (если есть), выясняют причину их появления.

САМОПРОВЕРКА ПО ДОСКЕ. САМООЦЕНКА. (Тем, кто писал словосочета-ния)

Несколько человек зачитывают полученные предложения и называют окончания.


Ученики проговаривают каждую задачу, по каждой задаче говорят, что они узнали.

Организационный момент.

-приветствие обучающихся (Здравствуйте ребята)

Покажите ваше настроение с помощью смайликов. Давайте пожелаем друг другу удачи, хорошего настроения. Начинаем работу.

С какого этапа начнём? Откроем тетради ,(правильная посадка, наклон тетради), запишем число, классная работа.

1.ЧИСТОПИСАНИЕ

-С какой целью проводим минутки чистописания?

-Так как вы делаете ошибки в письме букв Н,н, то давайте поработаем над этим.

-Я давала задание детям найти 2 интересных слова и их значение. Назовите слово и его значение.

-Как вы искали значение этих слов?

ПОКАЗ на доске неправильного написания

КОМПЬЮТЕР ПОКАЗЫВАЕТ правильное написание букв

Нн Ннн Нннн образец на доске показываю сама с комментированием

-Что заметили?

-Обратите внима-ние на закономер-ность в написании букв в показе на доске. Продолжите.

Слова НЕВЕЖДА и НЕВЕЖА - имена собственные или нарицательные?

Запишите эти слова на следующей строке красиво, используя правильные соединения.

2 ИЗУЧЕНИЕ НОВОЙ ТЕМЫ

Тема сегодняшнего урока «Окончание».

Давайте сформулируем цель изучения новой темы.

- Что вы знаете об окончании?

-Что бы вы хотели узнать и чему научиться?

-Я когда готовилась к уроку, тоже ставила цели и задачи. Давайте проверим, совпадают ли они? (на доске обратной стороной прикреплены таблички, я переворачиваю их).

ЧТО ТАКОЕ ОКОНЧАНИЕ?

КАК ВЫДЕЛЯЮТ ОКОНЧАНИЯ?

КАКИМ ОНО МОЖЕТ БЫТЬ?

ДЛЯ ЧЕГО ОНО СЛУЖИТ?

-Предлагаю начать работу по намеченным задачам. В этом нам поможет упражнение на доске.

Прочитайте самостоятельно.

НАША ДАЧА НАХОДИТСЯ ЗА ГОРОДОМ. КАЖДОЕ ЛЕТО МЫ ЕЗДИМ НА (ДАЧА). ЗА (ДАЧА) РАСКИНУЛСЯ ПРУД, ХОРОШО ЛЕТОМ НА (ДАЧА).

-Что заметили? Что нужно сделать, чтобы предложения были понятны? (стираем скобки и изменяем слова).

-Что мы изменили у слов в скобках?

-Выпишите изменённые слова с предлогами, выделите в словах общую часть.

ДАЧА, НА ДАЧУ, ЗА ДАЧЕЙ, НА ДАЧЕ.

-Как называется общая часть в словах?

-Что такое корень?

-Можно ли эти слова назвать однокоренными?

-Какую часть в словах изменяли?

-А почему нужно было изменять окончания? Изменился смысл слов?

ВЫДЕЛИТЕ В СЛОВАХ ОКОНЧАНИЯ.

Что нам поможет узнать?

ПРОЧИТАЙТЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ В УЧЕБНИКЕ НА С. 60.

-Что узнали?

ВЫВОД:- что называют окончанием? Расскажите друг другу.

-Выделите окончания в словах.


3.Физминутка

-А сейчас мы немного отвлечемся и отдохнем с пользой для нашего тела. Один из учеников проводит физминутку

-Вернёмся к задачам нашего урока. Мы ответили на 1 задачу и на 2.

Давайте рассмотрим слайды.

Конспект урока русского языка в 3 классе

Придумайте слова, которые отвечают на вопросы кто? или что? и назовите окончания.

Запишите любые 2 слова и выделите окончания.

Конспект урока русского языка в 3 классе

Придумайте слова, которые отвечают на вопросы какой? какая? какое? какие? и назовите окончания.

Запишите любые 2 слова и выделите окончания.

Конспект урока русского языка в 3 классе

Придумайте слова, которые отвечают на вопросы что делает? или что делают? и назовите окончания.

Запишите любые 2 слова и выделите окончания.

ВЫВОД: Каким может быть окончание?

-Кто может ответить на вопрос, для чего служит окончание?

НАЙДИТЕ ОТВЕТ В УЧЕБНИКЕ НА С. 61. (вернуться к тексту на доске).

4 ЗАКРЕПЛЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА

Чтобы закрепить это понятие давайте выполним упр.132.

Почитайте самостоятельно задание. Что нужно сделать в упражнении?

Выполним это упражнение по рядам. 1ряд- 1предл., 2ряд-2предл., 3ряд- 3предл.

Записать правильно без запятых, подчеркнуть орфограммы, выделить окончание в выделенных словах.

ПРОВЕРКА (сигналы). 1 ряд читает, остальные проверяют по учебнику и внимательно слушают. с проговариванием орфограмм. Что изменилось в слове зарядка? класс?

Почему пришлось изменить окончания? Для чего служит окончание?

ВЫВОД: Окончание служит для…

-Что составляют эти три предложения?

-Как можно озаглавить этот текст?

Ребята, а кто из вас занимается спортом? Для чего? Важен не только спорт, важно правильно одеваться, по погоде, делать зарядку есть овощи и фрукты в которых содержатся витамины необходимые нашему организму.

А сейчас мы узнаем как вы поняли тему сегодняшнего урока. Возьмите карточки на партах. Надо записать правильно в тетрадь словосочетания, изменяя в некоторых словах окончания, где они звучат неправильно, выделить окончания.

-Оцените свои силы и выберите задание для себя то, с которым вам будет легко справиться.

ТВОРЧЕСКАЯ РАБОТА

ДЛЯ СИЛЬНЫХ: Составить предложения, используя эти словосочетания.

2-3 человека читают полученные предложения.


ИТОГ:

Возвратимся к задачам урока РЕФЛЕКСИЯ

Покажите смайлики. Как усвоили материал.

понял всё-улыбка, не всё было легко- без улыбки.

Д/З: С.61, определение, упр.133 (любые 4 словосочетания);

упр.133 (4предлож. из словосочетаний).

Цель: мотивировать учащихся на учебные действия

проверка готовности всех к уроку.

-психологический настрой обучающихся на работу.

Цель: закрепление навыка начертания букв, способов соединений. Работа по совершенствованию почерка, устранению недочетов графического характера.

задачи:

- формулирование учащимися темы минутки чистописания.

Используемые методы: словесный, наглядный, практический.



Цель: актуализация знаний, выявление всех изученных понятий, повторение правил)

Целеполагание и построение проекта выхода из затруднения.

Проблемный метод.

Цель: устранение возникшего затруднения.

Затем строят проект будущих учебных действий, направленных на реализацию поставленной цели. Для этого в коммуникативной форме определяется, какие действия, в какой последовательности и с помощью чего надо осуществить.

Проблемный метод.

Актуализация и пробное учебное действие

На данном этапе организуется подготовка и мотивация учащихся к надлежащему самостоятельному выполнению пробного учебного действия, его осуществление и фиксация индивидуаль-ного затруднения.

1) актуализацию изученных способов действий, достаточных для постро-ения нового знания, и их обобщение;

2) тренировку соответствующих мыслительных операций;

3) мотивирование учащихся к пробному учебному действию («надо» - «могу» - «хочу») и его самостоятельное осуществление;

4) фиксация учащимися затруднений в индивидуальном выполнении ими пробного учебного действия или его обосновании.

Проблемный метод.

На данном этапе учащиеся в форме коммуникативного взаимодействия (в парах) проговарива-ют новые знания вслух и применяют их на практике.

Выяление места и причины затруднения. Учащиеся соотносят свои действия с используемым способом действий (алгоритмом, понятием и т.д.), и на этой основе выявляют и фиксируют во внешней речи причину затруднения - те конкретные знания, умения или способности, которых недостает для решения исходной задачи.

Цель: получить заряд хорошего настроения, способствует активизации деятельности учащихся на уроках и профилактике утомляемости.


Первичное закрепление с комментированием во внешней речи.

На данном этапе учащиеся в форме коммуникативного взаимодействия (фронтально) решают типовые задания на новый способ действий с проговариванием алгоритма вслух, через презентацию слайдов.




Проблемный метод.

На данном этапе учащиеся в форме коммуникативного взаимодействия (в парах) проговаривают новые знания вслух и применяют их на практике.

Реализация построенного проекта.

На данном этапе осуществляется реализация построенного проекта: обсуждаются различные варианты, предложенные учащимися, и выбирается оптимальный вариант. Построенный способ действий используется для решения исходной задачи, вызвавшей затруднение. В завершение, фиксируется преодоление возникшего ранее затруднения.

Включение в систему знаний и повторение. На данном этапе выявляются границы применимости нового знания и выполняются задания, в которых новый способ действий предусматривается как промежуточный шаг.

Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону(для слабых и средних).

При проведении данного этапа используется индивидуальная форма работы: учащиеся самостоятельно выполняют задания нового типа и осуществляют их самопроверку, пошагово сравнивая с эталоном. Творческая работа для сильных учеников по желанию. В завершение организуется исполни-тельская рефлексия хода реализации построенного проекта учебных дейст-вий и контрольных процедур. Эмоциональ-ная направленность этапа состоит в организации для каждого (по возмож-ности) ученика ситуации успеха, мотивирующей его к включению в дальнейшую познавательную деятельность.

Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог урока).

На данном этапе организуется рефлексия и самооценка учениками собственной учебной деятельности на уроке. В завершение, соотносятся цель и результаты учебной деятельности, фиксируется степень их соответствия и намечаются дальнейшие цели деятельности.

Список используемой литературы:

1. Дмитриева О.И., Фефилова Е.П. Поурочные разработки по русскому языку: 3 класс.- Москва: ВАКО, 2011г.

2. Рамзаева Т.Г. Русский язык. Учебник: 3 класс. 1 ч. - Москва: Дрофа, 2012г.

3. Толковый словарь.


© 2010-2022