- Преподавателю
- Начальные классы
- «Педагогический десант» Культура здорового образа жизни как аспект экологической культуры личности
«Педагогический десант» Культура здорового образа жизни как аспект экологической культуры личности
Раздел | Начальные классы |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Плотникова Н.В. |
Дата | 22.12.2014 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
«Педагогический десант»
Культура здорового образа жизни
как аспект экологической культуры личности.
Преподаватель возрастной анатомии, физиологии и гигиены:
Плотникова Наталья Викторовна
2014г.
Цель занятия - создание условий для формирования у студентов компетентности здоровьесбережения.
Личностные:
· Формирование понимания ответственности за собственное образование;
· Развитие аналитического, критического мышления.
· Формирование уважительного и доброжелательного отношения к мнению других людей.
Метапредметные:
· Выделять причинно-следственные связи;
· Рассматривать новые идеи и знания в контексте уже имеющихся;
· Понимать, как различные части информации связаны между собой;
Предметные:
· Формирование представления о необходимости создания здоровьесберегающего пространства, выделить основные критерии, направленные на формирование компетентности «здоровьесбережения», раскрыть позитивные и негативные факторы, влияющие на здоровье человека.
-
Форма:
-
Занятие - диспут
Технологии: -
развития критического мышления, проблемного обучения.
Оборудование: -
мультимедийное оборудование, мультимедийная презентация, карточки с надписью факторов влияющих на здоровье (положительные и отрицательные), видеоролики «Притча о здоровье», «Слагаемые здоровья»
-
Организационный
Знакомство. Тренинг «Мое любимое имя». Предлагаю каждому назвать свое имя и сказать слово, начинающееся на первую букву имени, отвечающее на вопрос - какая? какой?
Стадия ВЫЗОВ.
2. Мотивация.
- Сегодня мы поговорим с вами об одном из направлений экологии человека. Вы знаете, что перед человечеством стоит ряд экологических проблем и в последнее время люди все чаще задумываются о том, как сохранить свое здоровье и увеличить продолжительность жизни. И здесь возникает вопрос: «А достаточно ли развита в нас, в людях экологическая культура?». Ведь именно от нее зависит наш взгляд на окружающую нас действительность.
- Вы знаете, меня очень беспокоит тот факт, что здоровье молодых людей стремительно ухудшается.
Ежегодно в первый класс приходят дети, у 50% которых различные заболевания. К моменту окончания школы количество учащихся, не имеющих отклонений в физическом и психическом здоровье, уменьшается примерно на 20%. Заболеваемость высока во всех возрастных группах.
Мониторинг состояния здоровья студентов - первокурсников показывает, что более 70 процентов студентов являются хронически больными.
Как вы думаете, почему?
Причины очевидны и известны: ухудшилось состояние окружающей среды, качество питания, пагубное влияние вредных привычек, нездоровый образ жизни, недифференцированный учебный процесс, здравоохранение ослабило свою работу и др.
А работодателям нужны высокопрофессиональные, молодые работники, не болеющие специалисты, здоровые как физически, так и психически.
Как вы думаете, о чем мы будем сейчас говорить? - В течение нашего занятия мы постараемся ответить на следующие вопросы: что такое «здоровье», и каковы «слагаемые здоровья», а также что представляет собой «здоровьесберегающая среда»? - Мы постараемся найти ответы на вопросы, которые помогут вам определиться с выбором, когда встанет вопрос сохранения вашего здоровья. А для начала видеоролик.
3. Демонстрация видеоролика «Притча о здоровье», обсуждение.
- Мы часто ищем легкие пути выхода из проблемной ситуации, перед выбором как поступить, особенно если это касается всего того, что имеет отношение к нашему здоровью. Возвращаясь к теме нашего занятия я хочу подвести вас к мысли, что воспитать в себе культуру здоровья - это очень сложная задача, но как говорил Барри Коммонер в одном из своих постулатов «ничто не дается даром» и нам часто приходится расплачиваться за свою слабость, лень именно здоровьем.
Демонстрация слайда презентации
- Так что по вашему «Здоровье»?
4. Активизация познавательной деятельности. Мозговой штурм.
Вашему вниманию слайд презентации, где дается определение слову «здоровье» всемирной организацией здравоохранения
Здоровье человека - это его способность сохранять соответствующую возрасту и полу психофизическую устойчивость в постоянно меняющихся условиях внешней среды.
В уставе Всемирной организации здравоохранения говорится:
Здоровье - это состояние полного физического, духовного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов.
Из чего же складывается индивидуальное здоровье человека? Каковы его аспекты?
1 -е задание группам: Найти соответствующее определение аспектам индивидуального здоровья (по три каждой группе)
1.Физическое здоровье - естественное состояние организма, когда все показатели деятельности органов и систем соответствуют полу и возрасту.
2.Интеллектуальное здоровье - способность человека мыслить.
-
3.Эмоциональное здоровье - способность противостоять стрессам.
-
4.Личностное здоровье - способность осознавать себя личностью.
-
5.Социальное здоровье - умение адаптироваться среди людей, роль в обществе, семье, школе, отказ от вредных привычек.
-
6.Духовное здоровье- это суть нашего существования на планете, то, что действительно важно для нас. Это центр нашей жизни, обеспечивающий целостность нашей личности, позволяющий понять другие аспекты здоровья.
(сравнить с ответами на экране)
2-е задание группам:
Доказать, почему именно данный аспект здоровья является наиболее важным для человека.
Ответ начинать словами:
«Считаем, что самая главная составляющая здоровья - это…».
Стадия ОСМЫСЛЕНИЯ
7. Вашему вниманию предлагается еще один видеоролик.
Демонстрация видеоролика «Слагаемые здоровья»
- Природа наградила человека информационными системами, которые обладают способностью к саморегуляции и поддержанию жизни. Далее все зависит от того, как человек распорядится природным даром и от того, в каких условиях он будет им распоряжаться, т.е. от образа жизни. Образ жизни (по латыни - modys vivendi) - это система взаимоотношений человека с самим собой и факторами внешней среды. Взаимоотношения с самим собой - сложнейший комплекс действий и переживаний, наличие полезных привычек, которые укрепляют природный ресурс здоровья, и отсутствие вредных, разрушающих здоровье. На здоровье человека влияют такие факторы, как наследственность и среда. Важной стороной индивидуального здоровья человека являются его связи с окружающей средой как системой физических, химических, биологических, психосоциальных и техногенных факторов.
Задание по группам: составить на листах ватмана (на доске с помощью раздаточного материала) кластер «Факторы, влияющие на здоровье» с использованием раздаточного материала.
1 группе: Положительные
-
Регулярная физическая и двигательная активность;
-
Психологический комфорт и благополучные семейные отношения;
-
Рациональное питание, соблюдение режима питания
-
Оптимальный режим труда и отдыха
-
Грамотное экологическое поведение
-
Активная жизненная позиция; социальный оптимизм
-
Закаливание организма
-
Высокий иммунитет
-
Грамотное гигиеническое поведение
2 группе: Отрицательные
1. Стрессы
2. Отсутствие регулярного питания;
3. Алкоголь, наркотики, курение
4. Компьютерная зависимость
5. Нарушение правил личной гигиены;
6. Загрязнение окружающей среды;
7. Беспорядочные половые связи
8. Увлечение диетами для похудания;
9. Пирсинг, татуировки.
10. Употребление курительных смесей
Стадия РЕФЛЕКСИИ
Задание группам: Я предлагаю вам составить синквейн слову «здоровье», время 2 минуты.
Синквейн - это "стихотворение", состоящее из пяти строк, в котором автор выражает свое отношение к проблеме:
1-я строка - одно ключевое слово, определяющее содержание синквейна;
2-я строка - два прилагательных, характеризующих ключевое слово;
3-я строка - три глагола, показывающие действия понятия;
4-я строка - короткое предложение, в котором отражено авторское отношение к понятию;
5-я строка - резюме: одно слово, обычно существительное, через которое человек выражает свои чувства и ассоциации, связанные с понятием.
1. Здоровье
региональное, индивидуальное
заболевает, лечится, выздоравливает
состояние физического, душевного и социального благополучия
Жизнь
2. Здоровье.
Бесценное, важное.
Дорожить, беречь, заниматься.
Оно самое главное в жизни.
Благополучие.
Заключительный этап.
- Я надеюсь, что вам теперь несложно будет составить формулу здоровья студента, в период сессии (составление формулы).
Возвращаясь к теме занятия, хотелось бы отметить:
В процессе обучения формируется личность будущего специалиста, обладающая такими развиваемым качеством как стремление к заботе о своем здоровье, а от этого зависит и его успешная профессиональная деятельность.
Будьте здоровы! Вручение буклета с памяткой о поведении в период экзаменационного стресса.
«Экзаменационный стресс»
Подготовка к любому экзамену создает для студентов порой достаточно сложную психологическую ситуацию, которую можно характеризовать как стрессовую. Стресс (от англ. - давление, напряжение) - используется для обозначения обширного круга состояний человека, возникающих в ответ на разнообразные экстремальные (в данном случае - ситуация экзамена) воздействия. Стресс для студента - обычное, достаточно привычное состояние. Но если волнением сопровождается каждая контрольная, зачет, экзамен - для организма это даром не проходит. Стрессовое состояние человека сопровождается специфическими физиологическими изменениями: повышением давления, учащенным сердцебиением, выделением пота, ускоренным дыханием и др.Надо знать, что стресс может оказывать как положительное- мобилизующее, так и отрицательное влияние на деятельность (дистресс), вплоть до ее полной дезорганизации. Стресс усиливает функциональную активность жизненно важных систем, подготавливает организм к действию, вынуждает либо бороться с угрозой, либо бежать от нее. Сам стресс, стрессовые ситуации не опасны для человека и не вредят его здоровью, но только в том случае, если в течение определенного периода напряженного воздействия организм смог адаптироваться к ситуации, если нагрузка не является запредельной. Во время экзаменов наиболее выражены информационные стрессы, возникающие из-за информационных перегрузок, высокой умственной нагрузки, физиологические - им способствуют недосыпание, длительное сидение за столом, перегрузки глаз из-за чтения, малая доля физических нагрузок, прогулок, психологические - возникают из-за страха не сдать экзамен, получить оценку меньше ожидаемой, боязни наказания со стороны родителей, низкой оценки педагогов и сокурсников и др. Самым простым способом выхода из стрессовой ситуации является изменение отношения к ней. Известно высказывание Марка Аврелия: «Измени свое отношение к вещам, которые тебя беспокоят, и ты будешь от них в безопасности». Чтобы избежать «стрессовых» проблем со здоровьем можно принять к сведению несколько простых рекомендаций.
Рекомендации
- Стремитесь к разумной организованности. Неорганизованность, неряшливость, склонность к беспорядку и проволочкам могут оказаться очень расслабляющими и способствовать стрессу.
- Один из самых простых способов уменьшить стресс - это просто снизить темп жизни.
-
Не увлекайтесь успокоительными средствами!
- Один из лучших способов быстро выйти из состояния стресса - физические упражнения, движение. Можно найти время погулять, сделать пробежку, покататься на велосипеде, сходить на танцы, в бассейн или поиграть в теннис, другие игры. Регулярные прогулки и игры на свежем воздухе должны быть не менее часа, не забывайте физкультуру, тренажеры, плавание.
- Кошки, собаки, хомячки, птички и другие домашние животные - хорошие помощники, как в формировании рационального режима дня, так и для профилактики стрессов: дети, у которых они есть, меньше болеют, более ответственны и стрессоустойчивы.
- Стрессоустойчивости способствуют и мягкие игрушки. Успокаивающую, стабилизирующую роль играют и другие мягкие предметы, вещи. Недаром люди так любят мягкую мебель, а подушку вообще называют подружкой!
- Уместная шутка, вызвавшая смех во время самой серьезной лекции (затянувшегося делового разговора или не в меру горячего спора), наилучшим образом снимет напряжение и повысит интерес к проблеме.
- Хорошую роль могут сыграть и фильмы-комедии. Поднимает настроение и чтение произведений писателей-сатириков. Эти произведения куда полезнее для здоровья, чем вызывающие стресс боевики и фильмы ужасов.
- Даже непродолжительное единение с природой способно отвлечь человека от тяжелых мыслей повседневной суеты.
- Не переедайте перед экзаменом. Рекомендуется сбалансированное питание, обогащенное витаминами и йодом. Хорошо съесть банан, немного шоколада, выпить крепкий чай с лимоном.
- Кофе хорошо стимулирует умственную деятельность, рекомендуется школьникам и студентам в экзаменационный период.
- Можно заняться и аутотренингом. Сядьте поудобнее или лягте, закройте глаза. Сконцентрируйтесь на расслаблении каждой части вашего тела, начиная с кончиков пальцев ног и до макушки. Когда вы полностью расслабитесь, продолжайте спокойно лежать или сидеть, наслаждайтесь этим ощущением.
- Попытайтесь чередовать напряжение мышц с их расслаблением (5-7 секунд - напряжение, 20-30 секунд расслабление). Эта процедура эффективно снимает стресс и способствует крепкому сну.
Если у вас появилось раздражение, уделите себе 5 минут:
- зайдите в ванную комнату, умойтесь поочередно холодной, горячей и опять холодной водой;
- глядя в зеркало и, невзирая на то, что там не все вам нравится, скажите себе комплимент;
- жестом подарите себе какой-либо подарок, например, букет цветов;
- пошлите себе воздушный поцелуй и сами же его поймайте;
- улыбнитесь себе и скажите «ах, какой я молодец!»;
- пропойте свое настроение сейчас строчкой из песни, наиболее его отражающей;
- а теперь спойте бодрую оптимистичную песню и смело идите готовиться к экзаменам!
Постулаты сдающего экзамен 1. Не надейтесь на авось! Готовясь систематически, вы не только облегчаете себе подготовку к предстоящему экзамену, но и получаете чувство удовлетворения от вовремя сделанного дела. 2. Устанавливайте себе более ранние сроки и придерживайтесь их. Чувство удовлетворения оттого, что вы работаете с опережением сроков, придаст вам уверенность и положительно скажется на качестве всей работы. 3. Постоянно закрепляйте пройденный материал. Не надейтесь, что будто по мановению волшебной палочки то, что вы учили на прошлой неделе, останется в вашей памяти на всю жизнь. 4. Практикуйтесь в устных ответах. Просите других проверять вас, используя перечень экзаменационных вопросов. Помните, чем больше у вас практика устных ответов, тем лучше вы будете выглядеть во время экзамена. 5. Демонстрируйте уверенность. Очень важно создать общее впечатление о себе. Если на большинство вопросов, заданных во время экзамена, вы уверенно дали правильные ответы о вас сложится хорошее общее впечатление.