«Педагогический десант» Культура здорового образа жизни как аспект экологической культуры личности

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

«Педагогический десант» Культура здорового образа жизни как аспект экологической культуры личности«Педагогический десант» Культура здорового образа жизни как аспект экологической культуры личности«Педагогический десант» Культура здорового образа жизни как аспект экологической культуры личности





«Педагогический десант»

Культура здорового образа жизни

как аспект экологической культуры личности.



Преподаватель возрастной анатомии, физиологии и гигиены:

Плотникова Наталья Викторовна













2014г.

Цель занятия - создание условий для формирования у студентов компетентности здоровьесбережения.

Личностные:

· Формирование понимания ответственности за собственное образование;

· Развитие аналитического, критического мышления.

· Формирование уважительного и доброжелательного отношения к мнению других людей.

Метапредметные:

· Выделять причинно-следственные связи;

· Рассматривать новые идеи и знания в контексте уже имеющихся;

· Понимать, как различные части информации связаны между собой;

Предметные:

· Формирование представления о необходимости создания здоровьесберегающего пространства, выделить основные критерии, направленные на формирование компетентности «здоровьесбережения», раскрыть позитивные и негативные факторы, влияющие на здоровье человека.

  • Форма:

  • Занятие - диспут
    Технологии:

  • развития критического мышления, проблемного обучения.
    Оборудование:

  • мультимедийное оборудование, мультимедийная презентация, карточки с надписью факторов влияющих на здоровье (положительные и отрицательные), видеоролики «Притча о здоровье», «Слагаемые здоровья»



  1. Организационный

Знакомство. Тренинг «Мое любимое имя». Предлагаю каждому назвать свое имя и сказать слово, начинающееся на первую букву имени, отвечающее на вопрос - какая? какой?

Стадия ВЫЗОВ.

2. Мотивация.

- Сегодня мы поговорим с вами об одном из направлений экологии человека. Вы знаете, что перед человечеством стоит ряд экологических проблем и в последнее время люди все чаще задумываются о том, как сохранить свое здоровье и увеличить продолжительность жизни. И здесь возникает вопрос: «А достаточно ли развита в нас, в людях экологическая культура?». Ведь именно от нее зависит наш взгляд на окружающую нас действительность.

- Вы знаете, меня очень беспокоит тот факт, что здоровье молодых людей стремительно ухудшается.

Ежегодно в первый класс приходят дети, у 50% которых различные заболевания. К моменту окончания школы количество учащихся, не имеющих отклонений в физическом и психическом здоровье, уменьшается примерно на 20%. Заболеваемость высока во всех возрастных группах.

Мониторинг состояния здоровья студентов - первокурсников показывает, что более 70 процентов студентов являются хронически больными.

Как вы думаете, почему?

Причины очевидны и известны: ухудшилось состояние окружающей среды, качество питания, пагубное влияние вредных привычек, нездоровый образ жизни, недифференцированный учебный процесс, здравоохранение ослабило свою работу и др.

А работодателям нужны высокопрофессиональные, молодые работники, не болеющие специалисты, здоровые как физически, так и психически.

Как вы думаете, о чем мы будем сейчас говорить? - В течение нашего занятия мы постараемся ответить на следующие вопросы: что такое «здоровье», и каковы «слагаемые здоровья», а также что представляет собой «здоровьесберегающая среда»? - Мы постараемся найти ответы на вопросы, которые помогут вам определиться с выбором, когда встанет вопрос сохранения вашего здоровья. А для начала видеоролик.

3. Демонстрация видеоролика «Притча о здоровье», обсуждение.

- Мы часто ищем легкие пути выхода из проблемной ситуации, перед выбором как поступить, особенно если это касается всего того, что имеет отношение к нашему здоровью. Возвращаясь к теме нашего занятия я хочу подвести вас к мысли, что воспитать в себе культуру здоровья - это очень сложная задача, но как говорил Барри Коммонер в одном из своих постулатов «ничто не дается даром» и нам часто приходится расплачиваться за свою слабость, лень именно здоровьем.

Демонстрация слайда презентации

- Так что по вашему «Здоровье»?

4. Активизация познавательной деятельности. Мозговой штурм.

Вашему вниманию слайд презентации, где дается определение слову «здоровье» всемирной организацией здравоохранения

Здоровье человека - это его способность сохранять соответствующую возрасту и полу психофизическую устойчивость в постоянно меняющихся условиях внешней среды.

В уставе Всемирной организации здравоохранения говорится:

Здоровье - это состояние полного физического, духовного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов.

Из чего же складывается индивидуальное здоровье человека? Каковы его аспекты?

1 -е задание группам: Найти соответствующее определение аспектам индивидуального здоровья (по три каждой группе)

1.Физическое здоровье - естественное состояние организма, когда все показатели деятельности органов и систем соответствуют полу и возрасту.

2.Интеллектуальное здоровье - способность человека мыслить.

  • 3.Эмоциональное здоровье - способность противостоять стрессам.

  • 4.Личностное здоровье - способность осознавать себя личностью.

  • 5.Социальное здоровье - умение адаптироваться среди людей, роль в обществе, семье, школе, отказ от вредных привычек.

  • 6.Духовное здоровье- это суть нашего существования на планете, то, что действительно важно для нас. Это центр нашей жизни, обеспечивающий целостность нашей личности, позволяющий понять другие аспекты здоровья.

(сравнить с ответами на экране)

2-е задание группам:

Доказать, почему именно данный аспект здоровья является наиболее важным для человека.

Ответ начинать словами:

«Считаем, что самая главная составляющая здоровья - это…».
Стадия ОСМЫСЛЕНИЯ

7. Вашему вниманию предлагается еще один видеоролик.

Демонстрация видеоролика «Слагаемые здоровья»

- Природа наградила человека информационными системами, которые обладают способностью к саморегуляции и поддержанию жизни. Далее все зависит от того, как человек распорядится природным даром и от того, в каких условиях он будет им распоряжаться, т.е. от образа жизни. Образ жизни (по латыни - modys vivendi) - это система взаимоотношений человека с самим собой и факторами внешней среды. Взаимоотношения с самим собой - сложнейший комплекс действий и переживаний, наличие полезных привычек, которые укрепляют природный ресурс здоровья, и отсутствие вредных, разрушающих здоровье. На здоровье человека влияют такие факторы, как наследственность и среда. Важной стороной индивидуального здоровья человека являются его связи с окружающей средой как системой физических, химических, биологических, психосоциальных и техногенных факторов.

Задание по группам: составить на листах ватмана (на доске с помощью раздаточного материала) кластер «Факторы, влияющие на здоровье» с использованием раздаточного материала.

1 группе: Положительные

  1. Регулярная физическая и двигательная активность;

  2. Психологический комфорт и благополучные семейные отношения;

  3. Рациональное питание, соблюдение режима питания

  4. Оптимальный режим труда и отдыха

  5. Грамотное экологическое поведение

  6. Активная жизненная позиция; социальный оптимизм

  7. Закаливание организма

  8. Высокий иммунитет

  9. Грамотное гигиеническое поведение

2 группе: Отрицательные

1. Стрессы

2. Отсутствие регулярного питания;

3. Алкоголь, наркотики, курение

4. Компьютерная зависимость

5. Нарушение правил личной гигиены;

6. Загрязнение окружающей среды;

7. Беспорядочные половые связи

8. Увлечение диетами для похудания;

9. Пирсинг, татуировки.

10. Употребление курительных смесей

Стадия РЕФЛЕКСИИ

Задание группам: Я предлагаю вам составить синквейн слову «здоровье», время 2 минуты.

Синквейн - это "стихотворение", состоящее из пяти строк, в котором автор выражает свое отношение к проблеме:

1-я строка - одно ключевое слово, определяющее содержание синквейна;
2-я строка - два прилагательных, характеризующих ключевое слово;
3-я строка - три глагола, показывающие действия понятия;
4-я строка - короткое предложение, в котором отражено авторское отношение к понятию;
5-я строка - резюме: одно слово, обычно существительное, через которое человек выражает свои чувства и ассоциации, связанные с понятием.


1. Здоровье
региональное, индивидуальное
заболевает, лечится, выздоравливает
состояние физического, душевного и социального благополучия
Жизнь

2. Здоровье.

Бесценное, важное.

Дорожить, беречь, заниматься.

Оно самое главное в жизни.

Благополучие.

Заключительный этап.

- Я надеюсь, что вам теперь несложно будет составить формулу здоровья студента, в период сессии (составление формулы).

Возвращаясь к теме занятия, хотелось бы отметить:

В процессе обучения формируется личность будущего специалиста, обладающая такими развиваемым качеством как стремление к заботе о своем здоровье, а от этого зависит и его успешная профессиональная деятельность.

Будьте здоровы! Вручение буклета с памяткой о поведении в период экзаменационного стресса.







«Экзаменационный стресс»

Подготовка к любому экзамену создает для студентов порой достаточно сложную психологическую ситуацию, которую можно характеризовать как стрессовую. Стресс (от англ. - давление, напряжение) - используется для обозначения обширного круга состояний человека, возникающих в ответ на разнообразные экстремальные (в данном случае - ситуация экзамена) воздействия. Стресс для студента - обычное, достаточно привычное состояние. Но если волнением сопровождается каждая контрольная, зачет, экзамен - для организма это даром не проходит. Стрессовое состояние человека сопровождается специфическими физиологическими изменениями: повышением давления, учащенным сердцебиением, выделением пота, ускоренным дыханием и др.
Надо знать, что стресс может оказывать как положительное- мобилизующее, так и отрицательное влияние на деятельность (дистресс), вплоть до ее полной дезорганизации. Стресс усиливает функциональную активность жизненно важных систем, подготавливает организм к действию, вынуждает либо бороться с угрозой, либо бежать от нее. Сам стресс, стрессовые ситуации не опасны для человека и не вредят его здоровью, но только в том случае, если в течение определенного периода напряженного воздействия организм смог адаптироваться к ситуации, если нагрузка не является запредельной. Во время экзаменов наиболее выражены информационные стрессы, возникающие из-за информационных перегрузок, высокой умственной нагрузки, физиологические - им способствуют недосыпание, длительное сидение за столом, перегрузки глаз из-за чтения, малая доля физических нагрузок, прогулок, психологические - возникают из-за страха не сдать экзамен, получить оценку меньше ожидаемой, боязни наказания со стороны родителей, низкой оценки педагогов и сокурсников и др. Самым простым способом выхода из стрессовой ситуации является изменение отношения к ней. Известно высказывание Марка Аврелия: «Измени свое отношение к вещам, которые тебя беспокоят, и ты будешь от них в безопасности». Чтобы избежать «стрессовых» проблем со здоровьем можно принять к сведению несколько простых рекомендаций.


Рекомендации

  • Стремитесь к разумной организованности. Неорганизованность, неряшливость, склонность к беспорядку и проволочкам могут оказаться очень расслабляющими и способствовать стрессу.
  • Один из самых простых способов уменьшить стресс - это просто снизить темп жизни.
  • Не увлекайтесь успокоительными средствами!

  • Один из лучших способов быстро выйти из состояния стресса - физические упражнения, движение. Можно найти время погулять, сделать пробежку, покататься на велосипеде, сходить на танцы, в бассейн или поиграть в теннис, другие игры. Регулярные прогулки и игры на свежем воздухе должны быть не менее часа, не забывайте физкультуру, тренажеры, плавание.
  • Кошки, собаки, хомячки, птички и другие домашние животные - хорошие помощники, как в формировании рационального режима дня, так и для профилактики стрессов: дети, у которых они есть, меньше болеют, более ответственны и стрессоустойчивы.
  • Стрессоустойчивости способствуют и мягкие игрушки. Успокаивающую, стабилизирующую роль играют и другие мягкие предметы, вещи. Недаром люди так любят мягкую мебель, а подушку вообще называют подружкой!
  • Уместная шутка, вызвавшая смех во время самой серьезной лекции (затянувшегося делового разговора или не в меру горячего спора), наилучшим образом снимет напряжение и повысит интерес к проблеме.
  • Хорошую роль могут сыграть и фильмы-комедии. Поднимает настроение и чтение произведений писателей-сатириков. Эти произведения куда полезнее для здоровья, чем вызывающие стресс боевики и фильмы ужасов.
  • Даже непродолжительное единение с природой способно отвлечь человека от тяжелых мыслей повседневной суеты.
  • Не переедайте перед экзаменом. Рекомендуется сбалансированное питание, обогащенное витаминами и йодом. Хорошо съесть банан, немного шоколада, выпить крепкий чай с лимоном.


  • Кофе хорошо стимулирует умственную деятельность, рекомендуется школьникам и студентам в экзаменационный период.
Однако кофе лучше не пить натощак, предварительно следует хотя бы немного поесть. Вредно и большое количество кофе, для растущего организма: достаточно маленькой чашечки, которая будет действовать не менее 3-4 часов. Известно, что многие отличники имеют ряд проблем со здоровьем, так школьникам и студентам, страдающим язвенной болезнью и гастритом с повышенной кислотностью черный кофе не рекомендуется. А вот при пониженной кислотности черный кофе полезен и может употребляться без серьезных ограничений.
  • Можно заняться и аутотренингом. Сядьте поудобнее или лягте, закройте глаза. Сконцентрируйтесь на расслаблении каждой части вашего тела, начиная с кончиков пальцев ног и до макушки. Когда вы полностью расслабитесь, продолжайте спокойно лежать или сидеть, наслаждайтесь этим ощущением.
  • Попытайтесь чередовать напряжение мышц с их расслаблением (5-7 секунд - напряжение, 20-30 секунд расслабление). Эта процедура эффективно снимает стресс и способствует крепкому сну.

Если у вас появилось раздражение, уделите себе 5 минут:

  • зайдите в ванную комнату, умойтесь поочередно холодной, горячей и опять холодной водой;
  • глядя в зеркало и, невзирая на то, что там не все вам нравится, скажите себе комплимент;
  • жестом подарите себе какой-либо подарок, например, букет цветов;
  • пошлите себе воздушный поцелуй и сами же его поймайте;
  • улыбнитесь себе и скажите «ах, какой я молодец!»;
  • пропойте свое настроение сейчас строчкой из песни, наиболее его отражающей;
  • а теперь спойте бодрую оптимистичную песню и смело идите готовиться к экзаменам!
А главное надо понимать, что экзамены - путь к новым победам и свершениям, они не только определяют уровень знания студента, но открывают дорогу к новым достижения, расширяют возможности в познании и развитии личности! Удачи и «Ни пуха, ни пера!», как говорило много предшественников сегодняшних экзаменующихся и ведь все сдали свой экзамен!



Постулаты сдающего экзамен 1. Не надейтесь на авось! Готовясь систематически, вы не только облегчаете себе подготовку к предстоящему экзамену, но и получаете чувство удовлетворения от вовремя сделанного дела. 2. Устанавливайте себе более ранние сроки и придерживайтесь их. Чувство удовлетворения оттого, что вы работаете с опережением сроков, придаст вам уверенность и положительно скажется на качестве всей работы. 3. Постоянно закрепляйте пройденный материал. Не надейтесь, что будто по мановению волшебной палочки то, что вы учили на прошлой неделе, останется в вашей памяти на всю жизнь. 4. Практикуйтесь в устных ответах. Просите других проверять вас, используя перечень экзаменационных вопросов. Помните, чем больше у вас практика устных ответов, тем лучше вы будете выглядеть во время экзамена. 5. Демонстрируйте уверенность. Очень важно создать общее впечатление о себе. Если на большинство вопросов, заданных во время экзамена, вы уверенно дали правильные ответы о вас сложится хорошее общее впечатление.









© 2010-2022