Сотрудничество школы и семьи (Из опыта работы с родителями)

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Сотрудничество школы и семьи

(Из опыта работы с родителями)


Суворова С.Ф.,

учитель С(К)Ш №7, г.Актобе


Наш многолетний опыт свидетельствует, что эффективная работа педагога с родителями становится предпосылкой к формированию нового отношения родителей, способного улучшить какое-то качество личности, облегчить адаптацию ребенка к новым условиям или смягчить семейные сложности. Чтобы укрепить сотрудничество школы и семьи, стремимся разнообразить формы и методы взаимодействия с ней. Все мы только выигрываем от того, что родители осознают важность своего влияния на развитие ребенка, учатся содействовать его развитию, поскольку родители являются первыми педагогами, а школа оказывает им помощь в воспитании и развитии ребенка. Поэтому работу с семьей мы начинаем еще до прихода детей в школу, а именно знакомимся с ними в детском саду.
Ведь основной целью сотрудничества с родителями является вовлечение семьи в единое образовательно-воспитательное пространство. Помимо встреч с родителями в школе, в сентябре были посещены все семьи с целью ознакомления с условиями жизни детей. Нашей задачей стала повысить уровень психологической и педагогической грамотности родителей, помочь созданию образовательного пространства, которое объединит усилия педагога и родителей для сопровождения личностного и возрастного развития ребенка, успешность которого зависит от содержания предметно-развивающей среды. Для пополнения и совершенствования предметно-развивающей среды необходимы помощь и участие родителей. На первых порах нередко от родителей можно было услышать такие слова: «Ну, зачем тратить деньги, если наши дети не играют и даже не обращают внимание на настольные игры», «Мне легче это сделать самой, чем его учить » и другие. Однако это огромное заблуждение родителей! Родители это поняли, посетив лекцию Брежневой Е.А., в которой педагог раскрыла особенности, возможности развития «особого» ребенка. Далее нами апробировались новые формы взамен традиционных докладов на родительских собраниях. Так, на родительском собрании-практикуме «Во что играют наши дети?» постаралась показать родителям значение использования игр в семье для развития ребенка; познакомить с играми на развитие внимания, мышления, памяти у ребенка и с правилами проведения игр; мотивировать родителей на организацию игровой деятельности детей в семье. Родителям были предложены настольные игры, в которых они приняли участие вместе со своими детьми. Этот вид деятельности стал для них откровением. Родители были удивлены, как их дети справляются с играми и еще вдобавок помогают им. Было приятно наблюдать, как родители задают вопросы своим детям, прося совета типа: а какая мне карточка подходит? Все дети без исключения старались дать совет и помочь взрослым. После, оставшись без детей, которые отправились с воспитателем на динамическую паузу, родители с восторгом поиграли в настольные игры, высказав мнение о необходимости приобретения таковых и проведения дома совместных игр с детьми, подчеркнув неоднократно, что такие игры действительно приносят большую пользу для развития ребенка, для сближения с ним, в чём они смогли убедиться наглядно. Сообщенные учителем результаты, полученных в ходе анализа методики «Незаконченное предложение», не могли не подчеркнуть существующую в семьях проблему с игрой. В ответ на это родители согласились и пообещали пересмотреть коренным образом сложившуюся ситуацию. Поэтому своевременными и необходимыми стали для них предложенные учителем правила проведения игры, просмотр выставки игр и игрушек, с которыми их дети играют в классе на занятиях и в свободное время. В качестве примера родителям было предложено проиграть игры на развитие внимание и др., в которые можно играть в семейном кругу. Собрание-практикум не отставило ни одного равнодушного родителя. На протяжении всего мероприятия отмечалась их заинтересованность, активность, желание постичь новое с последующим претворением его в практику семейного воспитания. И что показательно, удовлетворение получили не только родители, покинувшие класс, эмоционально зарядившись, но и я сама, сумевшая достучаться до каждого и успешно реализовать поставленные цели. Таким образом, практикум как форму работы с родителями можно считать эффективной в психолого-педагогическом просвещении и коррекции детско-родительских отношений. Совместное практическое занятие родителей и детей «В гостях у Дядюшки Башмака» еще раз доказало родителям, что надо верить в возможности своих детей и больше им доверять, привлекать по хозяйству в доме, учить самостоятельности, прививать уважение к детским стараниям. При анализе занятия, родители обратили внимание, что все занятие проводилось в игровой форме, поэтому детям было легко и интересно. А практическая часть урока поразила родителей, что их детки совсем не маленькие и могут за собой ухаживать. Контактная беседа на тему «Умеем ли мы слушать и слышать своего ребенка?» с родителями Юры дала им возможность проанализировать свое родительское поведение, заострить внимание на положительных моментах воспитания ребенка, найти формы проявления любви к своему ребенку, познакомиться с правилами общения. Жизнь на каждом шагу выдвигает перед нашими родителями разнообразные вопросы, которые им, как воспитателям, приходится решать постоянно, ежечасно. А ответить на эти вопросы можем помочь мы, педагоги. Потому что «Школа семьи» - эта такая работа с родителями, которая является одним из важнейших аспектов работы педагогов, направленной на сохранение психологического здоровья детей через формирование общего воспитательного «поля» вокруг ребенка, обеспечивающего согласованность воздействия взрослых, укрепления личных контактов с семьями воспитанников. Таким образом, изучение семьи, анкетирование, индивидуальные беседы, психологические тренинги, игры, организация и проведение совместных мероприятий (дни рождения, государственные праздники) позволили ближе познакомиться с родителями, понять стиль жизни семьи, её уклад, духовные ценности, воспитательные возможности, взаимоотношения воспитанника с родителями, а также сплотить родителей, повернуть их лицом к классу, школе. Использование этих методов помогает родителям понять, что «Школа семьи» - это маленькая страна, в которой необходимо построить жизнь так, чтобы каждый чувствовал необходимость и нужность другого. А наша главная задача состоит в том, чтобы ребята и их родители дружили между собой, были внимательны, оказывая необходимую поддержку друг другу. И еще необходимо отметить важность традиций класса, ведь любая организация, и особенно школа, cильна cвоими традициями. В нашем классе традиции являются тем звеном, которое объединяет учителей, учеников и родителей. В основном это пока организации праздников и совместных с родителями досугов, в которых родители принимают активное участие. Праздники завершаются чаепитием, за которым можно услышать слова благодарности друг другу, педагогам за интересный, веселый праздник, где они сами играют главные роли, рассказывают стихи, участвуют в играх наравне со своими детками, за хорошее оформление класса, в котором всегда очень уютно, и организаторами являются сами родители. Родители всегда отмечают, что необходимо организовывать интересный досуг детей и родителей, все что в школе происходит, объединяет и сплачивает детей и их родителей в одну дружную семью. Проводимая работа в классе, а также в «Школе семьи» не отставила ни одного равнодушного родителя. На протяжении всех занятий отмечалась их заинтересованность, активность, желание постичь новое с последующим претворением его в практику семейного воспитания. Таким образом, такой вид работы с родителями можно считать эффективным в психолого-педагогическом просвещении и коррекции детско-родительских отношений.


© 2010-2022