• Преподавателю
  • Начальные классы
  • Презентация к уроку русского языка в 1 классе на тему: «Правописание сочетаний «ча - ща, чу - щу». Программа Начальная школа XXI века

Презентация к уроку русского языка в 1 классе на тему: «Правописание сочетаний «ча - ща, чу - щу». Программа Начальная школа XXI века

Раздел Начальные классы
Класс 1 класс
Тип Презентации
Автор
Дата
Формат rar
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:



Русский язык

1 класс

Программа «Начальная школа XXI века»

Тема: «Правописание сочетаний

«ча - ща, чу - щу»



Учитель: Рощина Н.Н.







Тема: Правописание сочетаний «ча - ща, чу - щу». (С. 40-41 прописи № 3) Цели деятельности педагога: способствовать формированию «особого» правила написания сочетаний ча-´ ща,´ чу-´ щу ´. Закрепить умение писать заглавную и строчную букву Щ, щ; способствовать формированию умения списывать с печатного и письменного текста, развитию фонематического слуха; учить работать самостоятельно; воспитывать аккуратность, работоспособность.

Планируемый результат

Предметные умения

УУД

знают правила звукового анализа слов; правило написания сочетаний «ча-ща», «чу-щу»; умеют находить при чтении ударные сочетания «ча-ща», «чу-щу», как «опасные места», объяснять в них выбор букв; определять парные и непарные согласные по звонкости - глухости, мягкости - твердости; получат возможность учиться писать заглавную и строчную букву Щ, щ.

Коммуникативные УУД: умеют обосновывать высказанное суждение; задавать уточняющие вопросы; использовать в речи языковые средства, соответствующие целям и условиям делового общения.

Познавательные УУД: общеучебные - объяснение выбора буквы для обозначения согласного звука; усвоение смыслоразличительных функций твердых и мягких согласных звуков, звонких и глухих; применение правила написания гласных после шипящих в сочетаниях щу - ща; логические - сопоставление согласных звуков; находят при чтении ударные сочетания «ча-ща», «чу-щу» , как «опасные места», объясняют в них выбор букв. Обобщают сведения об «опасностях письма», строят сообщения о них на основе моделей в сводной таблице; находят известные «опасные места» в отдельных словах, предложениях и текстах.

Регулятивные УУД: умеют определять цель деятельности на уроке с помощью учителя и самостоятельно; различать способ и результат действия.

Личностные УУД: ориентируются на понимание причин успеха в учебе; сравнивают разные точки зрения, считаются с мнением другого человека, проявляют доброжелательность в споре; выражают готовность к преодолению трудностей в постижении новой информации и освоении практических навыков в письме.

Формы работы

Фронтальная, в парах, индивидуальная.

Ресурсы

Прописи № 3, мультимедийная установка, оформленная доска, карточки для индивидуальной работы и работы в парах.

Ход урока: I. Организационный момент.

Приветствие, доброжелательный настрой, организация внимания школьников.

Мы сюда пришли учиться,

Не лениться, а трудиться.

Работаем старательно,

Слушаем внимательно! II. Актуализация знаний (шипящие согласные). - Прочитайте звуки: [ж], [ш], [л], [щ'], [ч'] - назовите лишний (лишний [л] - сонорный) - что общего у остальных звуков (это согл. звуки, шипящие) - разделите шипящие на две группы. - чем они отличаются ( [ж], [ш] - непарные твёрдые, [щ'], [ч'] - непарные мягкие). - Отгадайте загадку.

Уплетая калачи,
Едет парень на печи.
Едет прямо во дворец,
Кто же этот молодец?

(Емеля).

- Из какой сказки? (РНС "По щучьему веленью")

- Кто главные герои сказки? (Емеля и щука)

- Разгадывал Емеля ребус. Какое слово получилось? (Щука)

- Подумал Емеля и записал слово - щюка.

- Согласны или нет? ІІІ. Сообщение темы и цели урока. - Догадались, какая тема урока? - «Правописание сочетаний ча-´ ща,´ чу-´ щу ´" - Поставьте перед собой цель, чему будем учиться? - Научимся правильно писать сочетания ча-´ ща,´ чу-´ щу ´. ІV. Работа над правилом. - Скажите, какие гласные можно писать после букв щ и ч? - Составьте сочетания. - Сделайте вывод, какие гласные будем писать в сочетаниях: ча-ща, чу-щу. - Послушайте правило. А по- другому, скажем хором: ча-ща - пиши с буквой а, чу-щу - пиши с буквой у. Давайте исправим ошибку Емели. V. Работа по теме урока. 1. Игра: "Больше - меньше". Поиграем в слова из сказки про Емелю. Если слышим "ча-ща"- тянемся вверх, если "чу-щу" - приседаем. Сначала, по щучьему, отпущу, по Емеле скучает, полёживает (правило уточнить) , что за чудо. Вы сами можете найти эти и другие слова, если прочитаете сказку "По щучьему велению" 2. Работа в прописи с. 40. Распределите в две группы слова. Ща: щаве'ль, гуща. Щу: пищу, ищут. - Прочитаем слово щаве'ль. Разделим на слоги, поставим ударение. - Какой слог ударный? Запомните слово. - Распределите самостоятельно слова на оставшееся место. Проверка. В слове роща - подчеркните букву звонкого согласного, в слове чаща - подчеркните буквы глухих согласных, в слове пища - подчеркните буквы мягких согласных, в слове щука - подчеркните букву твёрдого согласного звука. VI. Физминутка. Представьте, что вы находитесь на берегу озера. Дует легкий ветерок.(Движения руками вправо, влево) Плещутся волны маленькие и большие.(Имитация движения волн. Маленьких - поочередно левой, правой. Больших - обеими руками, сцепленных в замок). По волнам плывут рыбки и ныряют одна за другой.(Поднятие и опускание рук, чередуя одну за другой). Шлепают по листьям водных растений неугомонные лягушки.(Приседания). Вот выглянуло солнышко.(Поднятие рук вверх). Весело заиграло своими лучами.(Легкое покачивание рук). На прощание вдохнем приятный свежий воздух озера и вернемся за свои парты. VII. Продолжение работы по теме урока.

3. Работа над предложением.

Вернёмся к нашим героям. Составьте о щуке предложение.

Прочитайте в прописи предложение про щуку. Запишите предложение письменными буквами. Какие слова с сочетанием - щу встретились в предложении? Как написали?

Поделите слова на слоги. Проверьте со слайда. Найдите двухсложные слова (щука , с реки). Почему в словах щука, с реки - два слога?

- I вариант подчеркните гласные в слове щука.

- II вариант - в слове с реки подчеркните гласные.

Назовите слово, в котором звуков больше, чем букв. Почему?

(тощую- 5 б, 6 зв., т.к. буква ю стоит после гласной и обозначает 2 звука).

Дайте характеристику звуку [щ']- согласный, шипящ., глухой непарный, мягкий непарный.

4. Комментированное письмо предложения (у доски).

- Я прочту два предложения. Обратите внимание на интонацию.

Хороший Емеля рыбак! Хороший Емеля рыбак? (1.восклицательное, 2. вопросительное). Посмотрим фрагмент мультфильма и узнаем, какой же рыбак Емеля . (Фрагмент мультфильма "По щучьему веленью")

Емеля - хороший рыбак. Он добрый, пожалел щуку, отпустил её к щурятам.

Запишем предложение: Емеля - хороший рыбак.

- Какое предложение по интонации записали?

- Поставьте ударение в словах.

VІІI. Закрепление. Самостоятельная работа по карточкам.

- Ребята, возьмите жёлтую карточку . Прочитайте задание и выполните его на карточке.

Вставьте пропущенные в словах буквы.

Ч...десна рощ... зимой. Трещ... т ветки. Крич...т сороки. Волч...та рыч...т, ищ...т пищ... .

Проверка:

- обменяйтесь карточками с соседом, проверьте со слайда. Верните карточку.

- объясните, какую гласную написали после шипящих. Почему?

(со слайда по цепочке)

(Чудесна - вставили букву у, чу-щу пишу с - у.)

Карточка № 2 (резерв)

Емеля тоже выполнял такое задание на карточке - 2. Проверьте, правильно он вставил гласные после шипящих, исправьте ошибки, если нужно.

Карточка Емели:

Чясто в чяще я ищю
Ягодку малинку.
Я молчю, молчю, молчю,
Всё кладу в корзинку.

- Назовите слова с ошибками. Как исправили? Какое правило напомним Емеле? Сколько раз ошибся Емеля? Что ему посоветуем? Какое правило узнали сегодня?

1 слайд - ТИТ


Д.


2 слайд (загадка, иллюстрация из сказки)

Картинка на доску (Емеля)

3 слайд - ребус.

И слово - щюка на Д.

На доске открыть тему

а,а, у,у,ю,ю,я,я- выбор.

ща ча

щу чу.

4 слайд- правило

Д. - щука


Книги

У Д. два ученика.

5 слайд щавель

6 слайд

проверка




7 слайд - предложение по слогам.


8 слайд. На экране фрагмент мультфильма.


9 слайд. На экране проверка (работа в парах).


10 слайд. На экране проверка (карточка Емели).

IX. Итог урока. Рефлексия.

- Итак, какова была тема урока? Чему учились? Продолжите высказывания:

У меня получилось...

Мне было сложно...

- Оцените свои успехи. Покажите, где находитесь на лестнице знаний.

- Мы расстаемся с Емелей. Скажите, где в нашем городе мы можем увидеть Емелю и щуку? Вы можете встретиться с нашими героями в центральном городском парке им. Алексея Константиновича Толстого. Где среди других скульптур, вы найдёте скульптурную композицию "По щучьему велению" . А так же встретиться с Емелей можете уже сегодня на страницах РНС "По щучьему веленью".

- Спасибо за урок , ребята.

11 слайд "Рефлексия"

Лестница знаний с магнитами

12 слайд Емеля и щука из парка

13 слайд

заключительный.

7


© 2010-2022