Дополнительная образовательная программа «Образовательная робототехника в начальной школе. LEGO Education WeDo»

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Дополнительная образовательная программа

«Образовательная робототехника в начальной школе.

LEGO Education WeDo»


(возраст детей 7- 11 лет,

срок реализации 1 год)



Автор-разработчик

Королева Ирина Эдуардовна

педагог высшей квалификационной категории


г.Нижний Новгород

2013г.

Оглавление

  1. Пояснительная записка
  2. Цели и задачи программы
  3. Обоснование выбора данной учебной программы
  4. Структура и содержание программы
  5. Формы организации занятий
  6. Требования к уровню подготовки обучающихся
  7. Календарно-тематическое планирование
  8. Список литературы


Пояснительная записка Одной из приоритетных задач современной школы является создание необходимых и полноценных условий для личностного развития каждого ребенка, формирования активной жизненной позиции. Ведущее место занимают такие формы самостоятельной работы учащихся, которые основаны не только на применении полученных знаний и умений, но и на получение на их основе новых. Образовательные конструкторы LEGO Education WeDo представляют собой новую, отвечающую требованиям современного ребенка "игрушку". Причем, в процессе игры и обучения ученики собирают своими руками игрушки, представляющие собой предметы, механизмы из окружающего их мира. Таким образом, ребята знакомятся с техникой, открывают тайны механики, прививают соответствующие навыки, учатся работать, иными словами, получают основу для будущих знаний, развивают способность находить оптимальное решение, что несомненно пригодится им в течение всей будущей жизни. С каждым годом повышаются требования к современным инженерам, техническим специалистам и к обычным пользователям, в части их умений взаимодействовать с автоматизированными системами. Интенсивное внедрение искусственных помощников в нашу повседневную жизнь требует, чтобы пользователи обладали современными знаниями в области управления роботами. В начальной школе не готовят инженеров, технологов и других специалистов, соответственно робототехника в начальной школе это достаточно условная дисциплина, которая может базироваться на использовании элементов техники или робототехники, но имеющая в своей основе деятельность, развивающую общеучебные навыки и умения. Использование Лего-конструкторов во внеурочной деятельности повышает мотивацию учащихся к обучению, т.к. при этом требуются знания практически из всех учебных дисциплин от искусств и истории до математики и естественных наук. Межпредметные занятия опираются на естественный интерес к разработке и постройке различных механизмов. Одновременно занятия ЛЕГО как нельзя лучше подходят для изучения основ алгоритмизации и программирования, а именно для первоначального знакомства с этим непростым разделом информатики вследствие адаптированности для детей среды программирования.

Место курса «Lego-конструирование» в учебном плане Для реализации программы, данный курс обеспечен наборами-лабораториями Лего серии Образование "Конструирование первых роботов" (Артикул: 9580 Название: WeDo™ Robotics Construction Set Год выпуска: 2009) и диском с программным обеспечением для работы с конструктором ПервоРобот LEGO® WeDo™ (LEGO Education WeDo), компьютерами, принтером, сканером, видео оборудованием. Актуальность данной программы состоит в том, что робототехника представляет обучающимся технологии 21 века, способствует развитию их коммуникативных способностей, развивает навыки взаимодействия, самостоятельности при принятии решений, раскрывает их творческий потенциал. Дети и подростки лучше понимают, когда они что-либо самостоятельно создают или изобретают. При проведении занятий по робототехнике этот факт не просто учитывается, а реально используется на каждом занятии. Реализация этой программы в рамках начальной школы помогает развитию коммуникативных навыков обучающихся за счет активного взаимодействия детей в ходе групповой проектной деятельности.
Цели программы:

  1. Развитие навыков конструирования, моделирования, элементарного программирования;
  2. Формирование у учащихся целостного представления об окружающем мире.
  3. Развитие способности творчески подходить к проблемным ситуациям.

Задачи программы:

Образовательные:

  • формирование умений и навыков конструирования,

  • приобретение опыта при решении конструкторских задач по механике, знакомство и освоение программирования в компьютерной среде моделирования LEGO WE DO.

  • формирование умения достаточно самостоятельно решать технические задачи в процессе конструирования моделей

  • обучение основам конструирования и программирования

  • стимулирование мотивации учащихся к получению знаний, помогать формировать творческую личность ребенка

Развивающие:

  • развитие творческой активности, самостоятельности в принятии решений в различных ситуациях;

  • развитию интереса к технике, конструированию, программированию, высоким технологиям;

  • развитие внимания, памяти, воображения, мышления (логического, творческого);

  • умения излагать мысли в четкой логической последовательности;

  • развитие конструкторских, инженерных и вычислительных навыков;

  • развитие мелкой моторики.

Воспитательные:

  • формировать качества творческой личности с активной жизненной
    позицией;

  • воспитывать гармонично развитую, общественно активную личность, сочетающую в себе духовное богатство, моральную чистоту и физиологическое совершенство

  • способствовать воспитанию личностных качеств: целеустремленности, настойчивости, самостоятельности, чувства коллективизма и взаимной поддержки, чувство такта


Обоснование выбора данной примерной программы. В основе обучающего материала лежит изучение основных принципов механической передачи движения и элементарное программирование. Работая индивидуально, парами, или в командах, обучающиеся младшего школьного возраста могут учиться создавать и программировать модели, проводить исследования, составлять отчёты и обсуждать идеи, возникающие во время работы с этими моделями. На каждом уроке, используя привычные элементы LEGO, а также мотор и датчики, ученик конструирует новую модель, посредством USB-кабеля подключает ее к ноутбуку и программирует действия робота. В ходе изучения курса учащиеся развивают мелкую моторику кисти, логическое мышление, конструкторские способности, овладевают совместным творчеством, практическими навыками сборки и построения модели, получают специальные знания в области конструирования и моделирования, знакомятся с простыми механизмами. Ребенок получает возможность расширить свой круг интересов и получить новые навыки в таких предметных областях, как Естественные науки, Технология, Математика, Развитие речи.
Комплект заданий WeDo предоставляет средства для достижения целого комплекса образовательных задач:
  • творческое мышление при создании действующих моделей;
  • развитие словарного запаса и навыков общения при объяснении работы модели;
  • установление причинно-следственных связей;
  • анализ результатов и поиск новых решений;
  • коллективная выработка идей, упорство при реализации некоторых из них;
  • экспериментальное исследование, оценка (измерение) влияния отдельных факторов;
  • проведение систематических наблюдений и измерений;
  • использование таблиц для отображения и анализа данных;
  • написание и воспроизведение сценария с использованием модели для наглядности и драматургического эффекта;
  • развитие мелкой мускулатуры пальцев и моторики кисти младших школьников.


Структура и содержание программы В структуре изучаемой программы выделяются следующие основные разделы: Забавные механизмы Звери 1. Танцующие птицы 1. Голодный аллигатор 2. Умная вертушка 2. Рычащий лев 3. Обезьянка-барабанщица 3. Порхающая птица Футбол Приключения 1.Нападающий 1.Спасение самолета 2. Вратарь 2. Спасение от великана 3. Ликующие болельщики 3. Непотопляемый парусник
Курс носит сугубо практический характер, поэтому центральное место в программе занимают практические умения и навыки работы на компьютере и с конструктором. Изучение каждой темы предполагает выполнение небольших проектных заданий (сборка и программирование своих моделей).
Обучение с LEGO® Education всегда состоит из 4 этапов:
  • Установление взаимосвязей,
  • Конструирование,
  • Рефлексия,
  • Развитие.
Установление взаимосвязей. При установлении взаимосвязей учащиеся как бы «накладывают» новые знания на те, которыми они уже обладают, расширяя, таким образом, свои познания. К каждому из заданий комплекта прилагается анимированная презентация с участием фигурок героев - Маши и Макса. Использование этих анимаций, позволяет проиллюстрировать занятие, заинтересовать учеников, побудить их к обсуждению темы занятия. Конструирование. Учебный материал лучше всего усваивается тогда, когда мозг и руки «работают вместе». Работа с продуктами LEGO Education базируется на принципе практического обучения: сначала обдумывание, а затем создание моделей. В каждом задании комплекта для этапа «Конструирование» приведены подробные пошаговые инструкции. Рефлексия. Обдумывая и осмысливая проделанную работу, учащиеся углубляют понимание предмета. Они укрепляют взаимосвязи между уже имеющимися у них знаниями и вновь приобретённым опытом. В разделе «Рефлексия» учащиеся исследуют, какое влияние на поведение модели оказывает изменение ее конструкции: они заменяют детали, проводят расчеты, измерения, оценки возможностей модели, создают отчеты, проводят презентации, придумывают сюжеты, пишут сценарии и разыгрывают спектакли, задействуя в них свои модели. На этом этапе учитель получает прекрасные возможности для оценки достижений учеников. Развитие. Процесс обучения всегда более приятен и эффективен, если есть стимулы. Поддержание такой мотивации и удовольствие, получаемое от успешно выполненной работы, естественным образом вдохновляют учащихся на дальнейшую творческую работу. В раздел «Развитие» для каждого занятия включены идеи по созданию и программированию моделей с более сложным поведением. Программное обеспечение конструктора ПервоРобот LEGO® WeDo™ (LEGO Education WeDo Software) предназначено для создания программ путём перетаскивания Блоков из Палитры на Рабочее поле и их встраивания в цепочку программы. Для управления моторами, датчиками наклона и расстояния, предусмотрены соответствующие Блоки. Кроме них имеются и Блоки для управления клавиатурой и дисплеем компьютера, микрофоном и громкоговорителем. Программное обеспечение автоматически обнаруживает каждый мотор или датчик, подключенный к портам LEGO®-коммутатора. Раздел «Первые шаги» программного обеспечения WeDo знакомит с принципами создания и программирования LEGO-моделей 2009580 ПервоРобот LEGO WeDo. Комплект содержит 12 заданий. Все задания снабжены анимацией и пошаговыми сборочными инструкциями. Богатый интерактивный обучающий материал действительно полезен детям, таким образом, курс может заинтересовать большой круг любителей Лего, в первую очередь, младших школьников ценителей TECHICS. Он ориентирован на учащихся 1-4 классов.
В программе «Робототехника» включены содержательные линии:
  • аудирование - умение слушать и слышать, т.е. адекватно воспринимать инструкции;
  • чтение - осознанное самостоятельное чтение языка программирования;
  • говорение - умение участвовать в диалоге, отвечать на заданные вопросы, создавать монолог, высказывать свои впечатления;
  • пропедевтика - круг понятий для практического освоения детьми с целью ознакомления с первоначальными представлениями о робототехнике и программирование;
  • творческая деятельность - конструирование, моделирование, проектирование.

Формы организации занятий Основными формами учебного процесса являются:
  • групповые учебно-практические и теоретические занятия;
  • работа по индивидуальным планам (исследовательские проекты);
  • участие в соревнованиях между группами;
  • комбинированные занятия.

Основные методы обучения, применяемые в прохождении программы в начальной школе:
  1. Устный.
  2. Проблемный.
  3. Частично-поисковый.
  4. Исследовательский.
  5. Проектный.
  6. Формирование и совершенствование умений и навыков (изучение нового материала, практика).
  7. Обобщение и систематизация знаний (самостоятельная работа, творческая работа, дискуссия).
  8. Контроль и проверка умений и навыков (самостоятельная работа).
  9. Создание ситуаций творческого поиска.
  10. Стимулирование (поощрение).

Формы подведения итога реализации программы
  • защита итоговых проектов;
  • участие в конкурсах на лучший сценарий и презентацию к созданному проекту;
  • участие в школьных и городских научно-практических конференциях (конкурсах исследовательских работ).

Ожидаемые результаты изучения курса Осуществление целей и задач программы предполагает получение конкретных результатов: В области воспитания:
  • адаптация ребёнка к жизни в социуме, его самореализация;
  • развитие коммуникативных качеств;
  • приобретение уверенности в себе;
  • формирование самостоятельности, ответственности, взаимовыручки и взаимопомощи.
В области конструирования, моделирования и программирования:
  • знание основных принципов механической передачи движения;
  • умение работать по предложенным инструкциям;
  • умения творчески подходить к решению задачи;
  • умения довести решение задачи до работающей модели;
  • умение излагать мысли в четкой логической последовательности, отстаивать свою точку зрения, анализировать ситуацию и самостоятельно находить ответы на вопросы путем логических рассуждений;
  • умение работать над проектом в команде, эффективно распределять обязанности.

Требования к уровню подготовки обучающихся:
Учащийся должен знать/понимать:
  • влияние технологической деятельности человека на окружающую среду и здоровье;
  • область применения и назначение инструментов, различных машин, технических устройств (в том числе компьютеров);
  • основные источники информации;
  • виды информации и способы её представления;
  • основные информационные объекты и действия над ними;
  • назначение основных устройств компьютера для ввода, вывода и обработки информации;
  • правила безопасного поведения и гигиены при работе с компьютером.
Уметь:
  • получать необходимую информацию об объекте деятельности, используя рисунки, схемы, эскизы, чертежи (на бумажных и электронных носителях);
  • создавать и запускать программы для забавных механизмов;
  • основные понятия, использующие в робототехнике: мотор, датчик наклона, датчик расстояния, порт, разъем, USB-кабель, меню, панель инструментов.

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
  • поиска, преобразования, хранения и применения информации (в том числе с использованием компьютера) для решения различных задач;
  • использовать компьютерные программы для решения учебных и практических задач;
  • соблюдения правил личной гигиены и безопасности приёмов работы со средствами информационных и коммуникационных технологий.

Учебно-тематический план

№ п\п

Наименование разделов

Количество часов

всего

теория

практика

1 Раздел 1. Введение

3

2

1

2 Раздел 2. Изучение механизмов

5

2

3

3 Раздел 3. Программирование WeDo. Изучение датчиков и моторов

18

6

12

4 Раздел 4. Проектирование

10

2

8

5

Итого

36




Календарно-тематическое планирование


Название темы занятия

Кол-во часов

Примечание


Раздел 1. Введение

3


1 Введение. Знакомство с конструктором Лего. Что входит в 9580 Конструктор ПервоРобот LEGO® WeDo™. Организация рабочего места. Техника безопасности

0,5 Теория

2 Роботы в нашей жизни. Понятие. Назначение. Что такое робототехника.

0,5 Теория

3 Виды роботов, применяемые в современном мире.

0,5 Теория

4 Как работать с инструкцией. Проектирование моделей-роботов. Символы. Терминология.

0,5 Теория

5 Первые шаги. Среда конструирования. О сборке и программировании

1 Практика


Раздел 2. Изучение механизмов

5

6 Забавные механизмы (фокус: естественные науки). Танцующие птицы. Знакомство с проектом (установление связей)

1 Практика

7 Забавные механизмы. Танцующие птицы. Конструирование (сборка). Рефлексия (измерения, расчеты, оценка возможностей модели)

1 Теория

8 Разработка, сборка и программирование своих моделей

1 Практика

9 Забавные механизмы (фокус: естественные науки). Умная вертушка. Конструирование (сборка)

1 Практика

10 Сравнение механизмов. Танцующие птицы и умная вертушка. (сборка, программирование, измерения и расчеты)

1 Теория


Раздел 3. Программирование WeDo. Изучение датчиков и моторов

18

11 Забавные механизмы (фокус: естественные науки). Обезьянка-барабанщица. Знакомство с проектом (установление связей). Конструирование (сборка)

2 Практика

12 Сравнение механизмов. Танцующие птицы, умная вертушка, обезьянка-барабанщица. (сборка, программирование, измерения и расчеты)

2 Теория

13 Разработка, сборка и программирование своих моделей

1 Практика

14 Звери (фокус: технология). Голодный аллигатор. Знакомство с проектом (установление связей). Конструирование (сборка)

2 Практика

15 Звери. Голодный аллигатор. Рефлексия (измерения, расчеты, оценка возможностей модели, создание отчета, презентации, придумывание сюжета для представления модели)

1 Теория

16 Вратарь, нападающий, болельщики. Знакомство с проектом (установление связей). Конструирование (сборка)

2 Практика

17 Рефлексия (измерения, расчеты, оценка возможностей модели, создание отчета, презентации, придумывание сюжета для представления модели)

1 Теория

18 Разработка, сборка и программирование своих моделей

1 Практика

19 Спасение самолета. Знакомство с проектом (установление связей). Конструирование (сборка)

1 Практика

20 Рефлексия (измерения, расчеты, оценка возможностей модели, создание отчета, презентации, придумывание сюжета для представления модели)

1 Теория

21 Разработка, сборка и программирование своих моделей

1 Практика

22 Рычащий лев. Знакомство с проектом (установление связей). Конструирование (сборка)

1 Практика

23 Рефлексия (измерения, расчеты, оценка возможностей модели, создание отчета, презентации, придумывание сюжета для представления модели)

1 Теория

24 Разработка, сборка и программирование своих моделей

1 Практика


Раздел 4. Проектирование

10

25 Спасение от великана

0,5 Теория

26 Спасение. Знакомство с проектом (установление связей). Конструирование (сборка)

1 Практика

27 Защита проекта.

0,5 Теория

28 Непотопляемый парусник

0,5 Теория

29 Непотопляемый парусник. Знакомство с проектом (установление связей). Конструирование (сборка)

1 Практика

30 Защита проекта.

0,5 Теория

31 Создание самостоятельных проектов, моделирование, защита. Рефлексия

8 Практика




Оборудование Для эффективности реализации образовательной программы «Компьютерное Lego - конструирование» необходимы материальные ресурсы:

  1. Конструктор ПервоРобот LEGO® WeDo™ (LEGO Education WeDo модели 2009580) - 10 шт.
  2. Лицензионное программное обеспечение 2000095 LEGO® Education We Do™.
  3. Программное обеспечение «LEGO Education WeDo Software »
  4. Инструкции по сборке (в электронном виде CD)
  5. Книга для учителя (в электронном виде CD)
  6. Ноутбуки - 12 шт.
  7. Интерактивная доска.

Список литературы для педагога:

  1. Автоматизированное устройство. ПервоРобот. Книга для учителя. К книге прилагается компакт - диск с видеофильмами, открывающими занятия по теме. LEGO WeDo, - 177 с., илл.
  2. Асмолов А.Г. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли - Москва: Просвещение, 2011. - 159 С.
  3. Игнатьев, П.А. Программа курса «Первые шаги в робототехнику» [Электронный ресурс]: персональный сайт - ignatiev.hdd1.ru/informatika/lego.htm - Загл. с экрана
  4. Книга учителя LEGO Education WeDo (электронное пособие)
  5. Комплект методических материалов «Перворобот». Институт новых технологий.
  6. Мир вокруг нас: Книга проектов: Учебное пособие.- Пересказ с англ.-М.: Инт, 1998.
  7. Примерные программы по внеурочной деятельности для начальной школы (Из опыта работы по апробации ФГОС)/ авт.-сост.: Н.Б. Погребова, О.Н.Хижнякова, Н.М. Малыгина, - Ставрополь: СКИПКРО, 2010
  8. Чехлова А. В., Якушкин П. А.«Конструкторы LEGO DAKTA в курсе информационных технологий. Введение в робототехнику». - М.: ИНТ, 2001 г.
  9. Интернет ресурсы
  • lego.com/education/
  • learning.9151394.ru
Список литературы для учащегося
  1. Автоматизированное устройство. ПервоРобот. Книга для учителя. К книге прилагается компакт - диск с видеофильмами, открывающими занятия по теме. LEGO WeDo, - 177 с., илл.
  2. Мир вокруг нас: Книга проектов: Учебное пособие.- Пересказ с англ.-М.: Инт, 1998.
  3. Интернет ресурсы
  • lego.com/education/



© 2010-2022