- Преподавателю
- Начальные классы
- Дополнительная образовательная программа «Образовательная робототехника в начальной школе. LEGO Education WeDo»
Дополнительная образовательная программа «Образовательная робототехника в начальной школе. LEGO Education WeDo»
Раздел | Начальные классы |
Класс | - |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Королева И.Э. |
Дата | 11.01.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Дополнительная образовательная программа
«Образовательная робототехника в начальной школе.
LEGO Education WeDo»
(возраст детей 7- 11 лет,
срок реализации 1 год)
Автор-разработчик
Королева Ирина Эдуардовна
педагог высшей квалификационной категории
г.Нижний Новгород
2013г.
Оглавление
- Пояснительная записка
- Цели и задачи программы
- Обоснование выбора данной учебной программы
- Структура и содержание программы
- Формы организации занятий
- Требования к уровню подготовки обучающихся
- Календарно-тематическое планирование
- Список литературы
Пояснительная записка Одной из приоритетных задач современной школы является создание необходимых и полноценных условий для личностного развития каждого ребенка, формирования активной жизненной позиции. Ведущее место занимают такие формы самостоятельной работы учащихся, которые основаны не только на применении полученных знаний и умений, но и на получение на их основе новых. Образовательные конструкторы LEGO Education WeDo представляют собой новую, отвечающую требованиям современного ребенка "игрушку". Причем, в процессе игры и обучения ученики собирают своими руками игрушки, представляющие собой предметы, механизмы из окружающего их мира. Таким образом, ребята знакомятся с техникой, открывают тайны механики, прививают соответствующие навыки, учатся работать, иными словами, получают основу для будущих знаний, развивают способность находить оптимальное решение, что несомненно пригодится им в течение всей будущей жизни. С каждым годом повышаются требования к современным инженерам, техническим специалистам и к обычным пользователям, в части их умений взаимодействовать с автоматизированными системами. Интенсивное внедрение искусственных помощников в нашу повседневную жизнь требует, чтобы пользователи обладали современными знаниями в области управления роботами. В начальной школе не готовят инженеров, технологов и других специалистов, соответственно робототехника в начальной школе это достаточно условная дисциплина, которая может базироваться на использовании элементов техники или робототехники, но имеющая в своей основе деятельность, развивающую общеучебные навыки и умения. Использование Лего-конструкторов во внеурочной деятельности повышает мотивацию учащихся к обучению, т.к. при этом требуются знания практически из всех учебных дисциплин от искусств и истории до математики и естественных наук. Межпредметные занятия опираются на естественный интерес к разработке и постройке различных механизмов. Одновременно занятия ЛЕГО как нельзя лучше подходят для изучения основ алгоритмизации и программирования, а именно для первоначального знакомства с этим непростым разделом информатики вследствие адаптированности для детей среды программирования.
Место курса «Lego-конструирование» в учебном плане Для реализации программы, данный курс обеспечен наборами-лабораториями Лего серии Образование "Конструирование первых роботов" (Артикул: 9580 Название: WeDo™ Robotics Construction Set Год выпуска: 2009) и диском с программным обеспечением для работы с конструктором ПервоРобот LEGO® WeDo™ (LEGO Education WeDo), компьютерами, принтером, сканером, видео оборудованием. Актуальность данной программы состоит в том, что робототехника представляет обучающимся технологии 21 века, способствует развитию их коммуникативных способностей, развивает навыки взаимодействия, самостоятельности при принятии решений, раскрывает их творческий потенциал. Дети и подростки лучше понимают, когда они что-либо самостоятельно создают или изобретают. При проведении занятий по робототехнике этот факт не просто учитывается, а реально используется на каждом занятии. Реализация этой программы в рамках начальной школы помогает развитию коммуникативных навыков обучающихся за счет активного взаимодействия детей в ходе групповой проектной деятельности.
Цели программы:
- Развитие навыков конструирования, моделирования, элементарного программирования;
- Формирование у учащихся целостного представления об окружающем мире.
- Развитие способности творчески подходить к проблемным ситуациям.
Задачи программы:
Образовательные:
-
формирование умений и навыков конструирования,
-
приобретение опыта при решении конструкторских задач по механике, знакомство и освоение программирования в компьютерной среде моделирования LEGO WE DO.
-
формирование умения достаточно самостоятельно решать технические задачи в процессе конструирования моделей
-
обучение основам конструирования и программирования
-
стимулирование мотивации учащихся к получению знаний, помогать формировать творческую личность ребенка
Развивающие:
-
развитие творческой активности, самостоятельности в принятии решений в различных ситуациях;
-
развитию интереса к технике, конструированию, программированию, высоким технологиям;
-
развитие внимания, памяти, воображения, мышления (логического, творческого);
-
умения излагать мысли в четкой логической последовательности;
-
развитие конструкторских, инженерных и вычислительных навыков;
-
развитие мелкой моторики.
Воспитательные:
-
формировать качества творческой личности с активной жизненной
позицией; -
воспитывать гармонично развитую, общественно активную личность, сочетающую в себе духовное богатство, моральную чистоту и физиологическое совершенство
-
способствовать воспитанию личностных качеств: целеустремленности, настойчивости, самостоятельности, чувства коллективизма и взаимной поддержки, чувство такта
Обоснование выбора данной примерной программы. В основе обучающего материала лежит изучение основных принципов механической передачи движения и элементарное программирование. Работая индивидуально, парами, или в командах, обучающиеся младшего школьного возраста могут учиться создавать и программировать модели, проводить исследования, составлять отчёты и обсуждать идеи, возникающие во время работы с этими моделями. На каждом уроке, используя привычные элементы LEGO, а также мотор и датчики, ученик конструирует новую модель, посредством USB-кабеля подключает ее к ноутбуку и программирует действия робота. В ходе изучения курса учащиеся развивают мелкую моторику кисти, логическое мышление, конструкторские способности, овладевают совместным творчеством, практическими навыками сборки и построения модели, получают специальные знания в области конструирования и моделирования, знакомятся с простыми механизмами. Ребенок получает возможность расширить свой круг интересов и получить новые навыки в таких предметных областях, как Естественные науки, Технология, Математика, Развитие речи.
Комплект заданий WeDo предоставляет средства для достижения целого комплекса образовательных задач:
- творческое мышление при создании действующих моделей;
- развитие словарного запаса и навыков общения при объяснении работы модели;
- установление причинно-следственных связей;
- анализ результатов и поиск новых решений;
- коллективная выработка идей, упорство при реализации некоторых из них;
- экспериментальное исследование, оценка (измерение) влияния отдельных факторов;
- проведение систематических наблюдений и измерений;
- использование таблиц для отображения и анализа данных;
- написание и воспроизведение сценария с использованием модели для наглядности и драматургического эффекта;
- развитие мелкой мускулатуры пальцев и моторики кисти младших школьников.
Структура и содержание программы В структуре изучаемой программы выделяются следующие основные разделы: Забавные механизмы Звери 1. Танцующие птицы 1. Голодный аллигатор 2. Умная вертушка 2. Рычащий лев 3. Обезьянка-барабанщица 3. Порхающая птица Футбол Приключения 1.Нападающий 1.Спасение самолета 2. Вратарь 2. Спасение от великана 3. Ликующие болельщики 3. Непотопляемый парусник
Курс носит сугубо практический характер, поэтому центральное место в программе занимают практические умения и навыки работы на компьютере и с конструктором. Изучение каждой темы предполагает выполнение небольших проектных заданий (сборка и программирование своих моделей).
Обучение с LEGO® Education всегда состоит из 4 этапов:
- Установление взаимосвязей,
- Конструирование,
- Рефлексия,
- Развитие.
В программе «Робототехника» включены содержательные линии:
- аудирование - умение слушать и слышать, т.е. адекватно воспринимать инструкции;
- чтение - осознанное самостоятельное чтение языка программирования;
- говорение - умение участвовать в диалоге, отвечать на заданные вопросы, создавать монолог, высказывать свои впечатления;
- пропедевтика - круг понятий для практического освоения детьми с целью ознакомления с первоначальными представлениями о робототехнике и программирование;
- творческая деятельность - конструирование, моделирование, проектирование.
Формы организации занятий Основными формами учебного процесса являются:
- групповые учебно-практические и теоретические занятия;
- работа по индивидуальным планам (исследовательские проекты);
- участие в соревнованиях между группами;
- комбинированные занятия.
Основные методы обучения, применяемые в прохождении программы в начальной школе:
- Устный.
- Проблемный.
- Частично-поисковый.
- Исследовательский.
- Проектный.
- Формирование и совершенствование умений и навыков (изучение нового материала, практика).
- Обобщение и систематизация знаний (самостоятельная работа, творческая работа, дискуссия).
- Контроль и проверка умений и навыков (самостоятельная работа).
- Создание ситуаций творческого поиска.
- Стимулирование (поощрение).
Формы подведения итога реализации программы
- защита итоговых проектов;
- участие в конкурсах на лучший сценарий и презентацию к созданному проекту;
- участие в школьных и городских научно-практических конференциях (конкурсах исследовательских работ).
Ожидаемые результаты изучения курса Осуществление целей и задач программы предполагает получение конкретных результатов: В области воспитания:
- адаптация ребёнка к жизни в социуме, его самореализация;
- развитие коммуникативных качеств;
- приобретение уверенности в себе;
- формирование самостоятельности, ответственности, взаимовыручки и взаимопомощи.
- знание основных принципов механической передачи движения;
- умение работать по предложенным инструкциям;
- умения творчески подходить к решению задачи;
- умения довести решение задачи до работающей модели;
- умение излагать мысли в четкой логической последовательности, отстаивать свою точку зрения, анализировать ситуацию и самостоятельно находить ответы на вопросы путем логических рассуждений;
- умение работать над проектом в команде, эффективно распределять обязанности.
Требования к уровню подготовки обучающихся:
Учащийся должен знать/понимать:
- влияние технологической деятельности человека на окружающую среду и здоровье;
- область применения и назначение инструментов, различных машин, технических устройств (в том числе компьютеров);
- основные источники информации;
- виды информации и способы её представления;
- основные информационные объекты и действия над ними;
- назначение основных устройств компьютера для ввода, вывода и обработки информации;
- правила безопасного поведения и гигиены при работе с компьютером.
- получать необходимую информацию об объекте деятельности, используя рисунки, схемы, эскизы, чертежи (на бумажных и электронных носителях);
- создавать и запускать программы для забавных механизмов;
- основные понятия, использующие в робототехнике: мотор, датчик наклона, датчик расстояния, порт, разъем, USB-кабель, меню, панель инструментов.
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- поиска, преобразования, хранения и применения информации (в том числе с использованием компьютера) для решения различных задач;
- использовать компьютерные программы для решения учебных и практических задач;
- соблюдения правил личной гигиены и безопасности приёмов работы со средствами информационных и коммуникационных технологий.
Учебно-тематический план
№ п\п
Наименование разделов
Количество часов
всего
теория
практика
1 Раздел 1. Введение
3
2
1
2 Раздел 2. Изучение механизмов
5
2
3
3 Раздел 3. Программирование WeDo. Изучение датчиков и моторов
18
6
12
4 Раздел 4. Проектирование
10
2
8
5
Итого
36
Календарно-тематическое планирование
№
Название темы занятия
Кол-во часов
Примечание
Раздел 1. Введение
3
1 Введение. Знакомство с конструктором Лего. Что входит в 9580 Конструктор ПервоРобот LEGO® WeDo™. Организация рабочего места. Техника безопасности
0,5 Теория
2 Роботы в нашей жизни. Понятие. Назначение. Что такое робототехника.
0,5 Теория
3 Виды роботов, применяемые в современном мире.
0,5 Теория
4 Как работать с инструкцией. Проектирование моделей-роботов. Символы. Терминология.
0,5 Теория
5 Первые шаги. Среда конструирования. О сборке и программировании
1 Практика
Раздел 2. Изучение механизмов
5
6 Забавные механизмы (фокус: естественные науки). Танцующие птицы. Знакомство с проектом (установление связей)
1 Практика
7 Забавные механизмы. Танцующие птицы. Конструирование (сборка). Рефлексия (измерения, расчеты, оценка возможностей модели)
1 Теория
8 Разработка, сборка и программирование своих моделей
1 Практика
9 Забавные механизмы (фокус: естественные науки). Умная вертушка. Конструирование (сборка)
1 Практика
10 Сравнение механизмов. Танцующие птицы и умная вертушка. (сборка, программирование, измерения и расчеты)
1 Теория
Раздел 3. Программирование WeDo. Изучение датчиков и моторов
18
11 Забавные механизмы (фокус: естественные науки). Обезьянка-барабанщица. Знакомство с проектом (установление связей). Конструирование (сборка)
2 Практика
12 Сравнение механизмов. Танцующие птицы, умная вертушка, обезьянка-барабанщица. (сборка, программирование, измерения и расчеты)
2 Теория
13 Разработка, сборка и программирование своих моделей
1 Практика
14 Звери (фокус: технология). Голодный аллигатор. Знакомство с проектом (установление связей). Конструирование (сборка)
2 Практика
15 Звери. Голодный аллигатор. Рефлексия (измерения, расчеты, оценка возможностей модели, создание отчета, презентации, придумывание сюжета для представления модели)
1 Теория
16 Вратарь, нападающий, болельщики. Знакомство с проектом (установление связей). Конструирование (сборка)
2 Практика
17 Рефлексия (измерения, расчеты, оценка возможностей модели, создание отчета, презентации, придумывание сюжета для представления модели)
1 Теория
18 Разработка, сборка и программирование своих моделей
1 Практика
19 Спасение самолета. Знакомство с проектом (установление связей). Конструирование (сборка)
1 Практика
20 Рефлексия (измерения, расчеты, оценка возможностей модели, создание отчета, презентации, придумывание сюжета для представления модели)
1 Теория
21 Разработка, сборка и программирование своих моделей
1 Практика
22 Рычащий лев. Знакомство с проектом (установление связей). Конструирование (сборка)
1 Практика
23 Рефлексия (измерения, расчеты, оценка возможностей модели, создание отчета, презентации, придумывание сюжета для представления модели)
1 Теория
24 Разработка, сборка и программирование своих моделей
1 Практика
Раздел 4. Проектирование
10
25 Спасение от великана
0,5 Теория
26 Спасение. Знакомство с проектом (установление связей). Конструирование (сборка)
1 Практика
27 Защита проекта.
0,5 Теория
28 Непотопляемый парусник
0,5 Теория
29 Непотопляемый парусник. Знакомство с проектом (установление связей). Конструирование (сборка)
1 Практика
30 Защита проекта.
0,5 Теория
31 Создание самостоятельных проектов, моделирование, защита. Рефлексия
8 Практика
Оборудование Для эффективности реализации образовательной программы «Компьютерное Lego - конструирование» необходимы материальные ресурсы:
- Конструктор ПервоРобот LEGO® WeDo™ (LEGO Education WeDo модели 2009580) - 10 шт.
- Лицензионное программное обеспечение 2000095 LEGO® Education We Do™.
- Программное обеспечение «LEGO Education WeDo Software »
- Инструкции по сборке (в электронном виде CD)
- Книга для учителя (в электронном виде CD)
- Ноутбуки - 12 шт.
- Интерактивная доска.
Список литературы для педагога:
- Автоматизированное устройство. ПервоРобот. Книга для учителя. К книге прилагается компакт - диск с видеофильмами, открывающими занятия по теме. LEGO WeDo, - 177 с., илл.
- Асмолов А.Г. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли - Москва: Просвещение, 2011. - 159 С.
- Игнатьев, П.А. Программа курса «Первые шаги в робототехнику» [Электронный ресурс]: персональный сайт - ignatiev.hdd1.ru/informatika/lego.htm - Загл. с экрана
- Книга учителя LEGO Education WeDo (электронное пособие)
- Комплект методических материалов «Перворобот». Институт новых технологий.
- Мир вокруг нас: Книга проектов: Учебное пособие.- Пересказ с англ.-М.: Инт, 1998.
- Примерные программы по внеурочной деятельности для начальной школы (Из опыта работы по апробации ФГОС)/ авт.-сост.: Н.Б. Погребова, О.Н.Хижнякова, Н.М. Малыгина, - Ставрополь: СКИПКРО, 2010
- Чехлова А. В., Якушкин П. А.«Конструкторы LEGO DAKTA в курсе информационных технологий. Введение в робототехнику». - М.: ИНТ, 2001 г.
- Интернет ресурсы
- lego.com/education/
- learning.9151394.ru
- Автоматизированное устройство. ПервоРобот. Книга для учителя. К книге прилагается компакт - диск с видеофильмами, открывающими занятия по теме. LEGO WeDo, - 177 с., илл.
- Мир вокруг нас: Книга проектов: Учебное пособие.- Пересказ с англ.-М.: Инт, 1998.
- Интернет ресурсы
- lego.com/education/