Конспект к уроку литературного чтения Сказка о рыбаке и рыбке А. С. Пушкина

Раздел Начальные классы
Класс 2 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

А.С.Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке»

Тема: Работа над образами главных героев «Сказки о рыбаке и рыбке» А.С.Пушкина.

Тип урока: углубление знаний.

Цели: анализировать произведение на разных уровнях:

  • уровень сюжета (разбор событий и знакомство с героями);

  • уровень героя (мотивы поступка героя, отношение к нему читателя);

  • уровень автора (отношение автора к своим героям, его замысел и общий смысл прочитанного).

  • продолжить знакомство с творчеством А.С.Пушкина и его

«Сказкой о рыбаке и рыбке».

Задачи:

Образовательные:

  • вспомнить информацию о биографии и творчестве А.С.Пушкина;

  • формировать умение выразительно читать, анализировать текст.

Развивающие:

  • развить речь и словарный запас учащихся, совершенствовать навыки правильного и выразительного, осознанного чтения;

  • воспроизводить по памяти информацию;

  • развивать умение анализировать характер героев, доказывать свой ответ, основываясь на тексте произведения;

  • развить память, внимание, артистические способности.

Воспитательные:

  • воспитывать культуру общения, умение не поддаваться чужому влиянию;

  • воспитывать доброту, милосердие;

  • проявлять терпение и доброжелательность в дискуссии.


Формы работы: фронтальная, индивидуальная, работа в парах. Оборудование:

  • презентационное сопровождение урока;
  • компьютер, проектор;
  • портрет А.С.Пушкина;
  • выставка книг А.С.Пушкина;
  • толковый словарь русского языка С.И.Ожегова;
  • фонограмма «Сказки о рыбаке и рыбке», читает А.Фрейндлих;
  • рыбки, предметные картинки старухи, старика, рыбки, слов - характеристики образов, карточки моря. Цели урока, характерные свойства сказки.



Планируемые результаты:

  • Личностные результаты:
- формировать интерес к литературным сказкам А.С.Пушкина; - понимать, что знания, опыт помогают избежать ошибок в жизни; - проявлять терпение и доброжелательность в дискуссии.
  • Метапредметные результаты:
- находить нужную информацию в тексте для ответа на вопросы учителя; - работать в паре, выполняя правила совместной работы; - учить находить лексическое значение слова в толковом словаре.
  • Предметные результаты:
- совершенствовать навык выразительного чтения; - называть автора и название произведения; - называть героев сказки, характеризовать их поступки, характер; - делать выводы на основе прочитанного, анализировать произведение. Формирование УУД: > Регулятивные УУД: - принимать и сохранять учебную задачу; - планировать свои действия с учётом поставленной задачи; - ставить цель на уроке с помощью учителя. > Познавательные УУД: - проводить анализ литературного произведения; - формировать умение читать и отвечать на вопросы к тексту; - строить речевые высказывания. > Коммуникативные УУД: - договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности с учителем - слушать и понимать друг друга - оценивать свою деятельность и деятельность одноклассников, осуществлять взаимопомощь

Ход урока:

I. Организационный момент.

- Вот звонок нам дал сигнал

Поработать час настал.

Так что время не теряем

И работать начинаем.

1. Приветствие гостей. Желаю всем отличного настроения и хорошей работоспособности.

2. Речевая разминка. Перед вами стихотворение.

- Прочитайте про себя медленно, выговаривая каждое слово чётко.

- О чём стихотворение?

- Сейчас поработаем в парах.

Какие слова надо выделить? Это должны быть самые важные слова. (Расставьте логические ударения у себя в листочках). Подумайте вместе с соседом, сообща.

(чтение стихотворения готовых пар - вслух, выразительно).

- Чтение в темпе скороговорки.

Кто хочет разговаривать,/

Тот должен выговаривать

Всё правильно/ и внятно,/

Чтоб было/всем понятно.//

- Чтение в темпе скороговорки.

II. Постановка целей урока.

- Сегодня мы продолжим изучать творчество А.С.Пушкина.

1 слайд. - Как понимаете слова?

2 слайд. - Пушкин маленький.

- Что можете рассказать о жизни и творчестве А.С.Пушкина? (Ответы детей).

- А где можно найти информацию о поэте? (в энциклопедии, в интернете, у учителя)

Напомните:

-кто подсказал Пушкину идею писать сказки? (няня). 3 слайд

-как звали няню? (Арина Родионовна). Да, и в годы ссылки в Михайловском, в холодные зимние вечера Арина Родионовна снова рассказывает сказки Пушкину, а поэт торопливо записывает особенно полюбившиеся их них.

- Так родилось пять пушкинских сказок, давайте их вспомним. 4 слайд. Эти сказки знают и любят люди из разных стран, которые вдохновляют режиссёров на создание спектаклей, мультфильмов, композиторов - на создание музыкальных произведений.

- Сегодня мы будем исследовать сказку Пушкина, где главные герои

старик и старуха, где есть

невод и рыбка,

изба да корыто,

дворянка и владычица морская?

-Догадались?

- Как называется сказка? ( «Сказка о рыбаке и рыбке»). ОТКРЫВАЕТСЯ ТЕМА 5 слайд

- Что роднит сказку Пушкина «Сказку о рыбаке и рыбке» и другие известные нам сказки?

ОТКРЫВАЮТСЯ СЛОВА

  • Есть зачин, концовка

  • Волшебство

  • Повторение сюжета

  • Магическое число

  • Добро побеждает зло

- Что вам хотелось бы узнать ещё о сказке Пушкина? О её героях?

(ЦЕЛИ ВЫВЕШИВАЮ НА ДОСКУ):

1. Научиться описывать характеры героев.

2. Научиться отличать сказку от других произведений.

3. Научиться разбираться в поступках героев.

4. Научиться выражать своё отношение к героям.

III. Работа по теме

Разбор сюжета.

- Кто же в сказке Пушкина волшебный помощник? (золотая рыбка).

- В чём необычность рыбки? (рыбка умеет говорить человечьим языком, исполняет желания).

- Есть ли повторение сюжета в сказке? Зачитайте.

- Чем они похожи? (во всех идёт разговор старика и рыбки).

- Чем отличаются? (меняются желания старухи и её обращения к старику; меняется состояние моря).

- Как просит старуха?

- А меняется ли манера поведения старика возле моря? (нет, «молвит ласковое слово, с поклоном).

- Как вы думаете, почему старик не отказывается ходить с просьбами к морю? (рассуждения детей).

  • Корыто

  • Избу

  • Столбовой дворянкой

  • Вольною царицей

  • Владычицей морскою

Анализ поступков героев

- Так назовите героев сказки? (старик, старуха, золотая рыбка).

(ВЫВЕШИВАЮ ПРЕДМЕТНЫЕ КАРТИНКИ).

- Давайте выясним, какой характер у каждого героя.

- И так самое время окунуться в волшебный мир, может быть, самой известной сказки А.С.Пушкина «Сказки о рыбаке и рыбке», начнём с прослушивания

1 части - стр.90-91 Алисы Фрейндлих.

- Понравилось чтение? Чем?

- Что мы узнали о героях в начале сказки? Прочитайте.

- Расскажите, что произошло со стариком, когда он рыбачил?

- Как ведёт себя рыбка? Зачитайте.

Как взмолится золотая рыбка!

Голосом молвит человечьим:

«Отпусти ты, старче, меня в море!

Дорогой за тебя дам откуп:

Откуплюсь чем только пожелаешь».

(состояние пленницы, попавшей в невод передаётся фразой «как взмолится золотая рыбка». В рыбке слилось воедино и страх, и отчаяние, и мольба, и внезапность, непредвиденность случившегося.)

- Как понимаете смысл слова «откуп»? (т.е. вознаграждение за полученную свободу. Пушкин использует слово не «подарок», а именно откуп, что придаёт повествованию колорит старины, как - будто в плен попала рыбка во время войны, когда свободу можно было получить за большой выкуп, а не за скромный подарок).

- Почему откупалась рыбка? ( Не хотела лишиться свободы).

- Почему старик отпустил рыбку без откупа? (он говорит: «ступай себе», не просто уходи, а старик дарит свободу рыбке, подчёркивая тем самым свою бескорыстность) - на ДОСКУ! бескорыстный

- Прочитайте описание моря.

На доске приготовлены кружки разных цветов и оттенков синего цвета.

- Ребята, каким цветом можно передать настроение этой части, состояние моря? Кружок нужного цвета выставляется. Так на всех этапах работы.

- Покажите руками движение моря (спокойное, синее).

2 часть - стр. 91-92

- Что произошло дальше, давайте перенесёмся в театр. А какой же театр без актёров? Кто хочет побыть в роли актёров? (инсценировка: автор, старуха, старик). Все внимательно смотрят и слушают.

- Зачем старик обо всём рассказал старухе?

- Каким видим здесь старика по характеру? (честный).

Найдите 3 часть и скажите

- Почему старик пошёл к морю? Объясните значение выражения «старуха разбронила» (ругала грубыми словами). - стр. 92.

- А старуха какая показалась? (ей свойственны грубый окрик, сварливость. Она браниться, будучи крестьянкой - грубая - стр.92. («дурачина, простофиля»)

- Как повёл себя старик? (пошёл к рыбке).

- Прочитайте в 3 части как он обращается к рыбке? (государыня рыбка.)

- Почему рыбак называет «государыней»? (почтительное отношение, т.к. просит у неё - это правила общения, культура речи, форма старинного речевого этикета).

- Почему просит «смиловаться?» (робко просит).

- Как ведёт себя рыбка?

- Почему она помогает старику?

- Каким цветом можно передать настроение этой части? Настроение и состояние моря?

- Покажите руками движение моря (море слегка разыгралось).

- Что нового узнали о старухе в 4 части, когда рыбка выполнила её просьбу «дать новое корыто»? (Жадная, требовательная: «выпроси уж избу»).

- Как показывает это автор сказки? Расскажите.

Стр. 93. «Ещё пуще старуха браниться, (Жалоба и просьба сливаются у старика воедино: просит не он, он только жалуется на старуху и поясняет рыбке, чего хочет старуха.)

Не даёт старику мне покою: сварливая

Избу просит сварливая баба»

- Каким цветом можно передать настроение этой части? Настроение и состояние моря?

- Покажите руками движение моря (помутилося синее море ).

- Изменилось ли отношение старухи к старику, слугам, рыбке в дальнейшем? (Рассуждения детей.)

- Какие у неё ещё были желания? (столбовой дворянкой

вольною царицей

владычицей морскою) - Какие черты характера проявились? (ненасытность, неблагодарность, корысть, жестокость) - Кто из них решил не подчинятся старухе? - Как это видно? Анализ характеров. Сделайте вывод, прочитайте с доски.

Так достигли ли мы, поставленной цели урока? (да):

1. Научиться отличать сказку от других произведений.

2. Научились разбираться в поступках героев, и через поступки описывать характер героев.

3. Научиться выражать своё отношение к героям.

- Кто из героев вам больше нравится?

- Почему вам не нравится образ старухи?

- Все черты её характера - отрицательные. Жадных, грубых, злобных людей не любят в обществе, их поступки осуждаются. У нас возникает чувство неприятия, осуждения.

- Как была наказана старуха за свою жадность и неблагодарность?

( Она опять осталась у разбитого корыта, в своей ветхой землянке. Кстати сказать, выражение «остаться у разбитого корыта» до сих пор употребляется в речи.)

- Что оно означает? (остаться ни с чем, потерять всё, что имел)

- Почему же был наказан и старик, ведь он обладал мягким, податливым, добрым характером?

- Являются ли положительными такие качества как безвольность, безответность?

(Дети приходят к выводу, что безвольность (отсутствие воли) - отрицательная черта).

! Смиренность, безответность, податливость - положительные черты только в том случае, если они оправданы. Но в сказке Пушкина у старика не хватило смелости противостоять жадной старухе, возразить ей, указать на её неправду, остановить её жадность. Он «..не смел ей перечить..», слепо подчинялся, выполняя все её прихоти.

- Случается ли такое в жизни?

( В жизни бывают такие моменты, когда просто необходимо проявить свой характер, настойчивость, твёрдо сказать - нет. Например, если окружающие или знакомые просят тебя сделать то, что по твоему мнению, является плохим поступком.)

- Прочитайте слова А.С.Пушкина

«Сказка ложь, да в ней намёк, добрым молодцам - урок».

- Какой же урок преподал нам великий поэт? (высказывания детей).

- Выберите наиболее точную формулировку:

Как здорово поймать волшебную рыбку!

Как плохо быть сварливым и жадным.

Если ты сварливый и жадный, ты можешь потерять своё счастье.

Есть ситуации, когда необходимо проявить твёрдость характера, иначе ты можешь пострадать.

IV. Итог урока.

- Ребята, представьте, что вы оказались в этой сказке и рыбка может исполнить ваши желания.

Напишите своё желание, а может быть это будет просьба для родных, друзей.

(Чтение желаний. (Желания здоровья, мира, счастья, хороших друзей, мечты о хорошем будущем, желания для других)). Ученики пишут под музыку. Любая спокойная классическая.

- Ребята, вы правильно назвали героев сказки, но есть ещё один герой - отгадайте имя по коду:

д

а

в

е

м

к

о

р

я

р

о

н

1

8

2

12

9

7

10

4

5

11

3

6

(море)

- Почему море можно назвать героем сказки? (выражает эмоции, показывает характер, своё отношение к происходящему, реагирует как живое существо).

- Как море показывает своё отношение к происходящему? (цвет моря меняется)

- А меняется ли тон рыбки в общении с рыбаком? Доказать чтением.

- А как рыбка относится к старику?


Домашнее задание. Проследить как меняется описание моря с возрастанием желаний старухи. (Подтвердить словами из текста).

V. Рефлексия.

- Выберите и продолжите любое предложение.

  • На сегодняшнем уроке я узнал…

  • На этом уроке я похвалил бы себя за …

  • После урока мне захотелось …

  • Сегодня я сумел …

Проходят годы.

Но время не властно над памятью о Пушкине. Каждый год в день рождения поэта (6 июня) мы вспоминаем его.

А с 2011 г. этот день стал во всём мире отмечаться как День русского языка.

-Что было для вас особенно интересно?

- Все сегодня старались.

- С какой сказкой работали?

- К какому виду сказок относится эта сказка?

- Почувствовали ли вы отношение автора к своим героям?

- Покажите с каким настроением вы уходите с урока (светофорчики). Почему?

- В заключение мне хотелось бы сказать, улыбнитесь друг другу, подарите свои улыбки окружающим.

Спасибо за урок!









Кто хочет разговаривать,/

Тот должен выговаривать

Всё правильно/ и внятно,/

Чтоб было/всем понятно.//

Кто хочет разговаривать,/

Тот должен выговаривать

Всё правильно/ и внятно,/

Чтоб было/всем понятно.//

Кто хочет разговаривать,/

Тот должен выговаривать

Всё правильно/ и внятно,/

Чтоб было/всем понятно.//

Кто хочет разговаривать,/

Тот должен выговаривать

Всё правильно/ и внятно,/

Чтоб было/всем понятно.//

Кто хочет разговаривать,/

Тот должен выговаривать

Всё правильно/ и внятно,/

Чтоб было/всем понятно.//

Кто хочет разговаривать,/

Тот должен выговаривать

Всё правильно/ и внятно,/

Чтоб было/всем понятно.//

Кто хочет разговаривать,/

Тот должен выговаривать

Всё правильно/ и внятно,/

Чтоб было/всем понятно.//

Кто хочет разговаривать,/

Тот должен выговаривать

Всё правильно/ и внятно,/

Чтоб было/всем понятно.//

Кто хочет разговаривать,/

Тот должен выговаривать

Всё правильно/ и внятно,/

Чтоб было/всем понятно.//

Кто хочет разговаривать,/

Тот должен выговаривать

Всё правильно/ и внятно,/

Чтоб было/всем понятно.//

Кто хочет разговаривать,/

Тот должен выговаривать

Всё правильно/ и внятно,/

Чтоб было/всем понятно.//

Кто хочет разговаривать,/

Тот должен выговаривать

Всё правильно/ и внятно,/

Чтоб было/всем понятно.//

Кто хочет разговаривать,/

Тот должен выговаривать

Всё правильно/ и внятно,/

Чтоб было/всем понятно.//

Кто хочет разговаривать,/

Тот должен выговаривать

Всё правильно/ и внятно,/

Чтоб было/всем понятно.//

Кто хочет разговаривать,/

Тот должен выговаривать

Всё правильно/ и внятно,/

Чтоб было/всем понятно.//

Кто хочет разговаривать,/

Тот должен выговаривать

Всё правильно/ и внятно,/

Чтоб было/всем понятно.//







© 2010-2022