Рабочая программа по изобразительному искусству 4 класс

Раздел Начальные классы
Класс 4 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:


Муниципальное казенное учреждение Малышевская средняя общеобразовательная школа

Согласовано: Согласовано: Утверждаю:

Руководитель ШМО Зам. директора по УВР Директор школы:

Бадашкеева Е.С. Шамшурина Г.К. Ковальчук О.П.

Протокол № _________________ Приказ №

___________________ _________________

Рабочая программа по изобразительному искусству в 4 классе средней общеобразовательной школы на 2015 - 2016 учебный год





Составитель: Иноземцева О.В.

2015 - 2016 уч. год

Пояснительная записка
Рабочая программа предмета «Изобразительное искусство» составлена на основе Федерального государственного стандарта начального общего образования (2010 года), Примерной программы начального общего образования по музыке для образовательных учреждений с русским языком обучения и программы общеобразовательных учреждений автора Б.М.Неменского «Изобразительное искусство. 1-4 классы» (учебно-методический комплект «Школа России»). Цель учебного предмета «Изобразительное искусство» -формирование художественной культуры учащихся как неотъемлемой части культуры духовной, т. е. культуры мироотношений, выработанных поколениями. Эти ценности каквысшие ценности человеческой цивилизации, накапливаемые искусством, должны бытьсредством очеловечения, формирования нравственно-эстетической отзывчивости на прекрасное и безобразное в жизни и искусстве, т. е. зоркости души ребенка Основными задачами преподавания изобразительного искусства являются: предмета.

  • овладение знаниями элементарных основ реалистического рисунка, формирование навыков рисования с натуры, по памяти, по представлению, ознакомление с особенностями работы в области декоративно- прикладного и народного искусства, лепки и аппликации;
  • развитие у детей изобразительных способностей, художественного вкуса, творческого воображения, пространственного мышления, эстетического чувства и понимания прекрасного, воспитание интереса илюбви к искусству.
Систематизирующим методом является выделение трех основных видов художественной деятельности для визуальных пространственных искусств:
  • изобразительная художественная деятельность;
  • декоративная художественная деятельность;
  • конструктивная художественная деятельность.
Три способа художественного освоения действительности - изобразительный, декоративный и конструктивный - в начальной школе выступают для детей в качестве хорошо им понятных, интересных и доступных видов художественной деятельности: изображение, украшение, постройка. Постоянное практическое участие школьников в этих трех видах деятельности позволяет систематически приобщать их к миру искусства. Для выполнения поставленных учебно - воспитательных задач программой предусмотрены следующие основные виды занятий:
  • рисование с натуры (рисунок, живопись);
  • рисование на темы и иллюстрирование (композиция);
  • декоративная работа;
  • лепка;
  • аппликация с элементами дизайна;
  • беседы об изобразительном искусстве и красоте вокруг нас.

Тема четвертого класса -«Каждый народ - художник». Дети изучают, почему у разных народов по-разному строятся традиционные жилища, почему такие разные представления о женской и мужской красоте, так отличаются праздники. Но, знакомясь с разнообразием народных культур, дети учатся видеть, как многое их объединяет. Искусство способствует взаимопониманию людей, учит сопереживать и ценить друг друга, а непохожая, иная, красота помогает глубже понять свою родную культуру и ее традиции.

Целью художественного воспитания и обучения в 4Б классе является формирование представления о многообразии культур народов

Земли и о единстве представлений народов о духовной красоте человека.

Рабочая программа построена так, чтобы дать учащимся 4 класса ясные представления о системе взаимодействия искусства с

жизнью. Предусматривается широкое привлечение жизненного опыта детей, примеров из окружающей действительности. Работа на основе

наблюдения и эстетического переживания окружающей реальности является важным условием освоения детьми программного материала

Практическая творческая работа с целью овладения практическими умениями и навыками представлена в следующих направлениях:

  • использование различных художественных материалов, приёмов и техник;

  • изображение предметного мира, природы и человека в процессе работы с натуры, по памяти, по представлению и на основе фантазии;

  • передача характера, эмоционального состояния и своего отношения к природе, человеку, обществу;4

  • выражение настроения художественными средствами;- компоновка на плоскости листа и в объёме задуманного художественного образа;

  • использование в художественно-творческой деятельности основ цветоведения;

  • использование знаний графической грамоты;

  • использование навыков моделирования из бумаги, лепки из пластилина, навыков изображения средствами аппликации и коллажа;

  • передача в творческих работах особенностей художественной культуры разных народов, особенностей понимания ими красоты человека, природы, народных традиций;

  • овладение навыками коллективной деятельности в процессе совместной работы в команде одноклассников под руководством учителя;

  • сотрудничество с товарищами в процессе совместного воплощения общего замысла.

Место курса в учебном плане

В соответствии с Образовательной программой школы, на изучение учебного предмета «Изобразительное искусство» в четвертом классе отводится 34 часа в год, 1 час в неделю

Для реализации программного содержания используется учебное пособие:

Неменская Л.А. Изобразительное искусство. Каждый народ - художник.4 класс: учебник для общеобразовательных учреждений под редакцией Б.М.Неменского.- М.: Просвещение,2014.

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ (34ЧАСА)

п/п

Наименование разделов

Количество часов

Содержание программного материала


Универсальные

учебные действия

1

Истоки искусства твоего народа

(8 часов)

Образ традиционного русского дома- избы. Конструкция избы и назначение её частей- порядок найденный трудом многих поколений. Единство функциональных и духовных смыслов. Создание образа традиционной деревни.

Изображение женских и мужских народных образов

Проектировать изделие: создавать образ в соответствии с замыслом и реализовывать его. Осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков. Строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении.

Сотрудничество с учителем и сверстниками.

2

Древние города твоей земли

(7 часов)

Образ древнерусского города- изучение конструкций и пропорций крепостных башен, изображение древнерусских воинов, княжеской дружины, древнерусского города, создание коллективного панно.

Воспринимать, сравнивать, давать эстетическую оценку объекту. Проектировать изделие: создавать образ в соответствии с замыслом и реализовывать его. Умение полно и точно выражать свои мысли в соответствии с задачами коммуникации.

3

Каждый народ - художник

(11 часов)

Образ греческой природы. Мифологические представления древних греков. Древнегреческий храм и его соразмерность, гармония с природой. Японские художники: изображение природы через детали, японок в национальной одежде с передачей характерных черт лица. Создание коллективного панно. Образ готического храма. Готические витражи. Портал храма. Средневековая скульптура. Ратуша. Здание мечети. Минареты. Мавзолеи.

Анализировать образец, определять материалы, контролировать и корректировать свою работу. Оценивать по заданным критериям. Давать оценку своей работе и работе товарища. Самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.

4

Искусство объединяет народы

(8 часов)

Передача настроения в творческой работе с помощью цвета, композиции. Отражение патриотической темы в произведениях отечественных художников. Взаимосвязи изобразительного искусства с музыкой,

с литературой, театром, кино. Участие в различных видах изобразительной, декоративно-прикладной и художественно- конструкторской деятельности.

Участвовать в обсуждении содержания и выразительных средств. Понимать ценность искусства в соответствии гармонии человека с окружающим миром. Владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка, современных средств коммуникации.

Планируемые результаты освоения программы

Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах четвероклассников, которые они должны приобрести в процессе освоения «Искусство вокруг нас» по программе «Изобразительное искусство»:

  • чувство гордости за культуру и искусство Родины, своего народа, города;

  • уважительное отношение к культуре и искусству других народов нашей страны и мира в целом;

  • понимание особой роли культуры и искусства в жизни общества и каждого отдельного человека;

  • сформированность эстетических чувств, художественно-творческого мышления, наблюдательности, фантазии;

  • сформированность эстетических потребностей, ценностей и чувств;

  • развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

  • овладение навыками коллективной деятельности в команде одноклассников под руководством учителя;

  • умение сотрудничать с товарищами в процессе совместной деятельности, соотносить свою часть работы с общим замыслом;

  • умение обсуждать и анализировать собственную художественную деятельность и работу одноклассников с позиций творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения.

Метапредметные результаты характеризуют уровень сформулированности универсальных способностей четвероклассников, проявляющихся в познавательной и практической творческой деятельности:

  • освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;

  • овладение умением творческого видения с позиций художника, т.е. умением сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать;

  • овладение логическими действиями сравнения , анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам;

  • овладение умением вести диалог, распределять функции и роли в процессе выполнения коллективной творческой работы;

  • использование средств информационных технологий для решения различных учебно-творческих задач в процессе поиска дополнительного изобразительного материала, выполнение творческих проектов, отдельных упражнений по живописи, графике, моделированию и т.д.

  • умение планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствии с поставленной задачей, находить варианты решения различных художественно-творческих задач;

  • умение рационально строить самостоятельную творческую деятельность, организовать место занятий;

  • осознанное стремление к освоению новых знаний и умений, к достижению более высоких и оригинальных творческих результатов.

Предметные результаты характеризуют опыт учащихся в художественно-творческой деятельности, который приобретается и закрепляется в процессе освоения учебного предмета:

  • сформированность первоначальных представлений о роли изобразительного искусства в жизни человека, его роли в духовно-нравственном развитии человека;

  • сформированность основ художественной культуры, в том числе на материале художественной культуры родного края, эстетического отношения к миру; понимание красоты как ценности, потребности в художественном творчестве и в общении с искусством;

  • овладение практическими умениями и навыками в восприятии, анализе и оценке произведений искусства;

  • овладение элементарными практическими умениями и навыками в различных видах художественной деятельности (рисунке, живописи, скульптуре, художественном конструировании), а также в специфических формах художественной деятельности, базирующихся на ИКТ (цифровая фотография, видеозапись, элементы мультипликации и пр.);

  • знание видов художественной деятельности: изобразительной (живопись, графика, скульптура), конструктивной (дизайна и архитектура), декоративной (народных и прикладные виды искусства);

  • применение художественных умений, знаний и представлений в процессе выполнения художественно-творческих работ;

  • умение обсуждать и анализировать произведения искусства,выражая суждения о содержании, сюжетах и выразительных средствах;

  • усвоение названий ведущих художественных музеев России и художественных музеев своего региона;

  • умение видеть проявления визуально-пространственных искусств в окружающей жизни: в доме, на улице, в театре, на празднике;

.

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ

Обучение в четвёртом классе строится на приобщении детей к истокам культуры своего народа и других народов Земли, на ощущении себя участниками развития человечества. Учащиеся, приобщаясь к истокам родной культуры, обретают опыт эстетического переживания народных традиций, понимают их содержание и связи с современной жизнью, собственной жизнью. Это глубокое основание для воспитания патриотизма, самоуважения, осознанного отношения к историческому прошлому и в то же время интереса и уважения к иным культурам.

Задача - введение ребят в мир искусства, эмоционально связанный с миром их личных наблюдений, переживаний, раздумий.

В результате изучения изобразительного искусства четвероклассник научится:

  • понимать, что приобщение к миру искусства происходит через познание художественного смысла окружающего предметного мира;- понимать, что предметы имеют не только утилитарное значение, но и являются носителями духовной культуры;

  • понимать, что окружающие предметы, созданные людьми, образуют среду нашейжизни и нашего общения;

  • понимать, что форма вещей не случайна, в ней выражено понимание людьми красоты, удобства, в ней выражены чувства людей и отношения между людьми, их мечты и заботы;

  • воспринимать окружающий мир и произведения искусства;

  • выявлять с помощью сравнения отдельные признаки, характерные для сопоставляемых художественных произведений;

  • анализировать результаты сравнения;

  • объединять произведения по видовым и жанровым признакам;

  • работать с простейшими знаковыми и графическими моделями для выявления характерных особенностей художественного образа;

  • решать творческие задачи на уровне импровизаций, проявлять оригинальность при их решении;

  • создавать творческие работы на основе собственного замысла;

  • формировать навыки учебного сотрудничества в коллективных художественных работах (умение договариваться, распределять работу, оценивать свой вклад в деятельность и ее общий результат);

  • работать с пластилином, глиной, бумагой, гуашью, мелками;

  • участвовать в создании «проектов» изображений, украшений, построек для улиц родного города;

  • конструировать из бумаги макеты детских книжек;

  • складывать бумагу в несколько слоев, соединять простые объемные бумажные формы в более сложные бумажные конструкции (создание игрушечного транспорта);

  • передавать на доступном уровне пропорции человеческого тела, движения человека.

Четвероклассник получит возможность научиться:

  • использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни, для самостоятельной творческой деятельности;

  • воспринимать произведения изобразительного искусства разных жанров;

  • оценивать произведения искусства (выражение собственного мнения) при посещении выставок, музеев изобразительного искусства, народного творчества и др.;

  • использовать приобретённые навыки общения через выражение художественных смыслов, выражение эмоционального состояния, своего отношения к творческой художественной деятельности, а также при восприятии произведений искусства и творчества своих товарищей;

  • использовать приобретенные знания и умения в коллективном творчестве, в процессе совместной художественной деятельности;

  • использовать выразительные средства для воплощения собственного художественно-творческого замысла;

  • анализировать произведения искусства, приобретать знания о произведениях выдающихся художников в различных видах искусства, активно использовать художественные термины и понятия;

  • осваивать основы первичных представлений о трёх видах художественности: изображение на плоскости и в объёме; постройка или художественное конструирование на плоскости, в объёме и пространстве; украшение или декоративная худо деятельность с использованием различных художественных материалов.

Тематическое планирование

Тема урока

Кол-во часов

Дата проведения

Истоки родного искусства

1

Вводное занятие. Пейзаж родной земли.

1

2

Пейзаж родной земли.

1

3

Деревня - деревянный мир. Образ русской избы

1

4

Деревня - деревянный мир. Создание образа традиционной деревни

1

5

Красота человека. Изображение образа русской красавицы

1

6

Красота человека. Образ русской крестьянки

1

7

Народные праздники. Коллективное панно

1

8

Народные праздники. Коллективное панно

1

Древние города нашей земли


9

Родной угол. Создание древнерусского города

1

10

Древние соборы.

1

11

Города Русской земли

1

12

Древнерусские воины-защитники

1

13

Новгород, Псков, Владимир и Суздаль. Москва.

1

14

Узорочье теремов

1

15

Пир в теремных палатах

1

Каждый народ - художник


16

Страна восходящего солнца.

1

17

Образ художественной культуры Японии

1

18

Народы гор и степей

1

19

Народы гор и степей

1

20

Города в пустыне

1

21

Древняя Эллада. Рисование «Греческий пейзаж»

1

22

Древняя Эллада. Изображение греческих ваз

1

23

Древняя Эллада. Древнегреческий праздник. Олимпиада

1

24

Европейские города Средневековья

1

25

Европейские города Средневековья

1

26

Многообразие художественных культур в мире

1

Искусство объединяет народы


27

Материнство. Рисование «Мать и дитя»

1

28

Материнство. Рисование «Мать и дитя»

1

29

Мудрость старости. Изображение пожилого человека

1

30

Сопереживание. Образ, вызывающий сочувствие

1

31

Герои - защитники. Образ народных героев

1

32

Юность и надежды. Образ молодости, красоты и счастья

1

33

Искусство объединяет народы

1

34

Каждый народ - художник

1



© 2010-2022