Творческий проект. Подготовка и проведение театрализованного фольклорного праздника «Весна, весна и все ей рады!»

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:




Творческий проект

Подготовка и проведение театрализованного фольклорного праздника

«Весна, весна и все ей рады!» (сценарий праздника с участием родителей в рамках внеурочной деятельности)


Пояснительная записка Под внеурочной деятельностью в рамках реализации ФГОС НОО следуепонимать образовательную деятельность, осуществляемую в формах, отличных от классно-урочной, и направленную на достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования. Цель внеурочной деятельности: создание условий для достижения обучающихся необходимого для жизни в обществе социального опыта и формирования принимаемой обществом системы ценностей, создание условий для многогранного развития и социализации каждого учащегося в свободное от учѐбы время; создание воспитывающей среды, обеспечивающей активизацию социальных, интеллектуальных интересов учащихся, развитие здоровой, творчески растущей личности, с формированной гражданской ответственностью и правовым самосознанием, подготовленной к жизнедеятельности в новых условиях, способной на социально значимую практическую деятельность, реализацию добровольческих инициатив. В данном проекте отражена основная цель федеральных государственных требований: приобщение детей к искусству, развитие их творческих способностей и приобретение ими начальных профессиональных навыков внеурочной деятельности. Внеурочная деятельность школы направлена на достижение воспитательных результатов: приобретение учащимися социального опыта; формирование положительного отношения к базовым общественным ценностям; приобретение школьниками опыта самостоятельного общественного действия, поэтому в проекте формировались следующие ууд: Личностные действия: ценить и понимать друг друга. Формировать учебно-познавательный интерес к новому материалу, самоанализ и самоконтроль результата. Регулятивные действия: определять цель внеурочной деятельности, план выполнения заданий, определять правильность выполненного задания на основе образца, учиться корректировать выполнение задания в соответствии с планом. Познавательные действия: уметь извлекать информацию, представленную в виде текста, иллюстрации, уметь добывать информацию из дополнительных источников, ставить проблему и решать ее. Коммуникативные действия: уметь работать в группе, договариваться друг с другом, участвовать в диалоге с родителями, в коллективном обсуждении, слушать и понимать других, аргументировать свое мнение. Обоснование необходимости проекта Для приобретения потребности в познании и творчестве, для того, чтобы самоопределиться предметно, социально, личностно, профессионально, нужны особые условия, позволяющие реализовать интересы каждого ребенка. Много лет работая с детьми, я пришла к выводу, что самый живой отклик находят те праздники, основой которых является интеграция различных видов искусств, сценическое действие, игра, а особенно включение родителей в подготовку мероприятия. Праздник - это процесс снимающий лишнее волнение, позволяет добиться лучшего результата; это плановая подготовка к осуществлению проекта, разработка преподавателем сценария, разучивание произведений для совместного и сольного исполнения; это организация сводных репетиций, во время которых осуществляется творческий обмен педагогическим опытом преподавателей, выстраиваются психолого-педагогические коммуникации со взрослыми людьми и рождается дружба между обучающимися; это воспитание юных патриотов; это взаимодействие с родителями и включение их в образовательный процесс.

Основная часть Краткая аннотация творческого проекта Творческий проект театрализованного фольклорного (народного) праздника «Весна, весна и все ей рады» реализуется в рамках внеурочной деятельности клуба «Почемучки». Праздник- это одна из форм театрального действа, используемая в целях образования и развития личности и общества. Через интерес, инициативу, сотворчество участников проекта процесс обучения проходит более эффективно. Общество заинтересовано в воспитании молодого поколения знающего и ориентирующегося в культурной среде. Праздник подготовлен и проведен силами учителя, педагога-организатора, обучающихся и родителей-участников образовательного процесса. Главные герои (Зима, Весна) - родители. В роли ведущих выступают учитель и один из родителей. Подготовка костюмов и декораций, домашняя работа над выпечкой жаворонков- деятельность родителей. Цель проекта: создание условий для обеспечения активного эмоционально - насыщенного отдыха через такую форму работы как совместный праздник участники, которого являются обучающиеся и родители.

  1. Задачи проекта: Изучить личностные качества обучающихся посредством общения, анкетирования во внеурочной деятельности для выявления перспектив их развития на празднике.
  2. Сформировать самостоятельность, умение сотрудничать через КТД обучающихся и их родителей.
  3. Внедрить технологию сотрудничества и сотворчества субъектов образовательного процесса через участие в подготовке и проведении праздника.
Основное содержание проекта: Для реализации творческого проекта был составлен и утвержден план-график подготовки и проведения праздника «Весна, весна и все ей рады». Была сформирована творческая группа, ответственная за подготовку сценария и проведение мероприятия. В творческую группу вошли педагог-организатор и учитель начальных классов, обучающиеся и их родители. Ответственный за мероприятие учитель координировал работу творческой группы, ответственных за передачу информации, за написание сценария и проведение репетиционного периода, подготовку оборудования (афиши, костюмы, декорации, техническое обеспечение) праздника Жанр проекта: Народная культура - предмет, который человек постигает на протяжении всей своей жизни. Чем раньше начнётся процесс знакомства с народной культурой, тем лучших результатов можно добиться. Школьный возраст - особо значимый период в развитии личности. Именно в этот периоду ребёнка формируются многие качества (физиологические, психологические); складываются интересы; начинается процесс самопознания, - ребёнок пытается понять, кто он в этом огромном мире. Знакомство детей с народным искусством (поэтическим, музыкальным, танцевальным, декоративно-прикладным) позволяет сформировать у них первичные представления о народной культуре, что очень важно для дальнейшего процесса обучения и воспитания. Интерес к внедрению народного искусства в практику школьного воспитания в нашей стране очевиден. Народные праздники как специфический вид народной культуры. На празднике использованы основные жанры русской народной поэтики (народные песни, частушки, заклички), а так же хоровод как основной жанр русского танца. Жанры проекта помогли определить уровень сформированности представлений детей о народных праздниках. Праздник состоит из 3 частей (вступительная, основная, заключительная),которые составляют единое целое и направлены на достижение цели и задач. Для активизации мыслительной деятельности учащихся использовала метод «проблемной ситуации». Во вступительной части ведущие вместе с детьми, формулируют тему праздника, попробовали объяснить, почему 22 марта день становится длиннее, а ночь короче. Они пришли к общему выводу о том, как можно узнать, что пришла весна, перечислив ее признаки. В основной части праздника наблюдалась постоянная смена деятельности детей. Ребята дискутировали, пели песни о весне, разгадывали загадки, слушали музыку, водили хоровод. Одним из важных моментов является выполнение практической работы на празднике (лепка жаворонков из соленого теста). Основными помощниками учителя являются родители детей, которые участвуют в театрализованной постановке. На празднике использованы такие формы работы, которые позволяют развивать ключевые компетентности обучающихся: познавательные, языковые, научные, социальные, коммуникативные и другие, которые помогут ребёнку ориентироваться в социуме, быть полноправным, полноценным гражданином нашего общества. Данный проект был направлен на достижение планируемых результатов внеурочной деятельности в рамках реализации ФГОС НОО, что позволило определить правовые основы организации праздника. Ресурсы: 1. Обеспечение организационных условий (проведение заседаний ответственных за мероприятие, создание творческой группы по реализации творческого проекта, выработка методов, подходов и приемов работы для решения задач и т.д.). 2. Обеспечение информационных условий (сбор, обработка, анализ информации, нужной для реализации проекта). 3. Обеспечение мотивационных условий (действия, призванные сформировать заинтересованность в решении задач для реализации проекта). 4. Обеспечение материально-технических условий (наличие аудиторий для сводных репетиций, наличие актового зала для осуществления проекта). Целевая аудитория: Участники творческого проекта - педагог-организатор, учитель, родители обучающихся, 40 человек. Принципы отбора участников проекта: Целевые группы и их интересы в проекте: Обучающиеся: получение возможности раскрыть и реализовать свои способности, расширить контакты учеников со взрослыми людьми (родители и преподаватели) увидеть их в другом ракурсе в совместной работе. Преподаватели: возможность значительно расширить и раскрыть свой творческий потенциал; через взаимодействие с родителями обучающихся, установление психологических коммуникаций, определение собственного уровня педагогического мастерства. Родители: Возможность увидеть творческий союз детей и взрослых объединенных общими целями, общей деятельностью. 8. План реализации творческого проекта: I этап - предварительный (12 января по 31 января 2013 года)
  • формирование творческой группы;
  • разработка сценария, изучение и анализ репертуара по теме, определение места (актовый зал) реализации проекта;
  • составление, утверждение плана-графика репетиционного периода подготовки мероприятия;
II этап - рабочий (01февраля - 25 февраля 2013 года)
  • составление и утверждение сценария и репертуарного плана;
  • организация репетиций;
  • корректировка сценария, подготовка ведущей и главных исполнителей;
  • изготовление афиш, декораций, костюмов, технических средств;
  • оформление сцены.
III этап - основной (21 марта 2013 года)
  • проведение генеральной репетиции театрализованного праздника «Весна, весна и все ей рады!»
  • проведение театрализованного праздника «Весна, весна и все ей рады!»
IV этап - заключительный (22 марта 2013 года)
  • подведение итогов мероприятия;
  • рефлексия впечатлений участников.
С целью изучения мнений родителей о празднике проведен опрос в форме анкетирования.
Вопросы анкеты Очень понравилось Понравилось Не понравилось Понравилось выступление родителей?

15

5

- Понравилось выступление детей?

20

-

- Понравился сюжет праздника?

17

3

- Пожелания и впечатления о празднике «Спасибо организаторам за содержательный, увлекательный проект». «Мы впервые участвовали в проекте подготовки и проведении театрализованного фольклорного праздника» «Было интересно работать в составе творческой группы, познавать новое. Ждем новых совместных проектов».

«Радость общения, положительные эмоции, взаимный интерес - все это благотворно влияет на здоровье, самочувствие».

«Главное, мы вместе, и это нас согревает».

«Почаще собираться таким дружным коллективом».

9. Результаты и социальный эффект: Результатом творческого проекта стал театрализованный фольклорный праздник «Весна, весна и все ей рады!» в культурной жизни класса, школы, города, на котором присутствовали обучающиеся, родители, гости. Очень важен и количественный охват участников проекта - это 40 человек, занятых совместной творческой деятельностью. Сводные репетиции, общение в процессе подготовки трех сторон (учитель - ученик - родитель), положительно сказались на качестве дальнейшей работы коллектива его социализации. Учитывая возрастные особенности детей, совместный праздник дал положительный социальный эффект: разный уровень способностей обучающихся - повлиял на толерантное сознание, во время совместной творческой деятельности. Дети лучше узнали друг друга и сопереживали за общее дело, стали друзьями, родителям представилась возможность окунуться в детский мир и получить радость от общения со своими детьми в необычной обстановке, и увидеть успехи не только своих детей, но и их одноклассников. 10. Перспективы дальнейшего развития проекта Совместные театрализованные тематические праздники с родителями- это уже традиция, которая имеет положительный эффект, а значит, этот творческий проект будет использоваться во внеурочной деятельности. Праздник - важный этап творческой работы преподавателей, обучающихся (100% - участия) и их родителей. Конечно, не все у нас хорошо и гладко. Мы идем путем проб и ошибок, ищем новые формы общения и воспитания, ведь жизнь слишком коротка, чтобы в совершенстве овладеть этим великим искусством. И чтобы сплотить детей в единый дружный коллектив и воспитать активно развитую личность, нужно видеть в родителях своих помощников, уметь мобилизовать их на любое творческое дело, иначе процесс обучения и воспитания не даст нужного результата.

Сценарий праздника «Весна, Весна и все ей рады…» Действующие лица: Ведущие -Полюхович Ольга Петровна(учитель), Бакиева Наталья Валентиновна (родительница) Зима - Станкевич Александра Сергеевна (родительница) Весна - Хомякова Наталья Яковлевна (родительница) Веснянки - Синькевич Полина, Ахо Эвелина, Бутерус Кристина, Васильевна Ксения, Чемова Екатерина (обучающиеся). Чтецы- Хомяков Николай, Осокин Сергей, Григорьев Даниил (обучающиеся) (Вождение хоровода - обучающиеся и родители)

Ход праздника (Звучит музыка, выходят ведущие). 1 ведущий. Здравствуйте, ребята. Настал новый день. Я улыбнулась вам, и вы улыбнитесь друг другу. И подумайте: как хорошо, что мы здесь все вместе. Мы спокойны и добры, приветливы и ласковы. Мы все здоровы. Пожелайте мысленно друг другу что-то хорошее. (Звучит спокойная музыка, учитель говорит под нее.) 2 ведущий. Долго длится зимняя пора в России - уже пронеслись веселые праздники Рождества и Масленицы, надоело людям слушать завывание вьюг и метелей. Все мечтают о том, как тепло прогонит стужу лютую. И со светлой надеждой на будущее ожидаем мы прихода весны. (Учащиеся слушают и смотрят на 1 слайд с темой «Весна, весна и все ей рады…», затем выходят дети и читают стихи о Весне.) 1-ый чтец. Благослови, мати, зиму провожати, Зиму провожати, весну закликати. Пусть зима уходит впрок, Весну пустит на порог! 2-ой чтец. Весна, весна, проснись со сна! А ты, зима, ступай за моря, Надоела ты нам и наскучила, Наши рученьки приморозила. 3-ий чтец. Нам, зима, ты надоела, И весь хлеб у нас поела, Все дрова у нас пожгла, С крыш солому унесла. 1 ведущий. Наступает весна, но робки и неуверенны бывают ее первые шаги: то и дело зима дает знать о себе, не желая расставаться с былым могуществом. И вот, чтобы приблизить радостную пору весеннего обновления жизни, люди придумали обряд. - Как он называется? (Ответы детей: об обрядах в старину). 2 ведущий. Этот обряд называется «Закликание весны». Сегодня и мы будем встречать Весну, рассказывая о ней стихи, петь песни- заклички, призывая ее поскорей растопить зимний снег. (Звучит музыка. Закличка «Весна - Красна») 1 ведущий. Этот обряд справляли 22 марта. 2 ведущий. Почему именно этот день выбрали? (Предположения детей о том, как они понимают, что такое солнцеворот.) 1 ведущий. 22 марта день весеннего солнцеворота. В старину говорили «Солнце на лето, зима на мороз». С этого момента день становится длиннее, а ночь короче. 2 ведущий. В марте хозяйки пекли из остатков пшеничной и овсяной муки маленькие шарики и затем каждый день выбрасывали по одному шарику на улицу, уговаривая мороз отведать угощенья. Мороз, красный нос, Вот тебе хлеб и овес, А теперь убирайся Подобру-поздорову. Люди верили, что мороз, наевшись хлебных шариков, до будущего года уйдет в чужедальние края и уведет с собой зиму. (Звучит музыка «Проводы весны», входят родители в роли Весны и Зимы.) Весна. С Весной Зимушка повстречалася, О, здоровьице, все справлялася. Ой, здорова будь, Зима снежная! Зима. Бью челом тебе, Весна теплая. Расскажи ты мне без утайки: Почему тебя величают все, Меня - Зимушку - проклинают все? Весна. Потому что ты - больно лютая И холодная и голодная. Я же теплая и приветливая. Все луга и леса орошаю я, Все луга и леса оживляю я. Побыла ты, Зима, в гостях у людей, Не пора ли тебе уходить из гостей? 1 ведущий. А что чтобы ей было легко уходить, ребята, проводим зиму песней. А ты, Весна, останься с нами. (Весна остается в зале вместе с детьми, Зима уходит, выходят веснянки поют песню «Весняночка».) 1-й чтец. К нам Весна шагает, Быстрыми шагами. И сугробы тают Под ее ногами… 2 ведущий. Ребята, а по каким признакам мы узнаем, что пришла весна? (Просмотр фрагмента мультфильма «Весенние мелодии…») 1 ведущий. Какие приметы весны вы еще увидели? Верно, об этом возвещают птицы, которые возвращаются из дальних стран к себе на родину, домой. «Сорок сороков птиц летят, весну несут», - говорили крестьяне. Весна. Сбирались птицы, сбирались певчи Стадами, стадами. Садились птицы, садились певчи Рядами, рядами. -Угадайте, что за птицы были? Отгадав мои загадки, вы ответите на вопрос, какие птицы являются вестниками весны? (Весна загадывает загадки о птицах). 1.Черный, проворный, кричит «крак», червякам враг. (грач) 2.Мы ждём вас из далёких стран. Для гнёзд построим вам дворцы И будем слушать по утрам, Как весело поют … (скворцы) 3.Гнездо свое он в поле вьет, Где тянутся растения. Его и песни и полет Вошли в стихотворенья! (жаворонок) Молодцы! (Ученик читает стихотворение Ф. И. Тютчева «Зима недаром злится…») 2-й чтец. Зима недаром злится - Прошла ее пора. Весна в окно стучится И гонит со двора. И все засуетилось, Все нудит зиму вон. И жаворонки в небе Уж подняли трезвон. 2 ведущий. Больше всего крестьянин любил звонкого певца жаворонка, который своими переливчатыми трелями заставлял природу пробудиться от зимнего сна. Прислушайтесь. (Звучит музыка «Трель жаворонка» ) Весна. Кто поет? Это поет жаворонок. 22 марта, когда день становится по длине равен ночи, в каждом доме пекли из теста - жаворонков, мазали их сладким душистым медом. У кого не было теста, те лепили птиц из глины, мастерили из тряпок и бумаги, украшали позолотой. А мы попробуем слепить птичку-жаворонка из соленого теста в нашей творческой мастерской.. Вспомним правила техники безопасности. (Работа под музыку «Трель жаворонка».) 1 ведущий. Празднично одетые девушки и дети ходили по селу, подбрасывая вверх свои фигурки птиц, и пели специальные песенки-заклички: закликали, то есть звали, зазывали весну-красну поскорее прийти на землю. (Дети поют закличку «Жаворонушки») -Чувиль, виль, виль жаворонушки, Прилетите к нам, принесите нам Лето теплое, Весну красную- Нам зима надоела, весь хлеб переела. Весна-Красна, на чем пришла? На кнутике, на хомутике? Чувиль, виль, виль жаворонушки… Учащиеся демонстрируют в своих руках слепленного жаворонка и поют закличку «Жаворонушки» уже все вместе. -Чувиль, виль, виль жаворонушки, Прилетите к нам, принесите нам Лето теплое, Весну красную- Нам зима надоела, весь хлеб переела. Весна-красна, на чем пришла? На кнутике, на хомутике? Чувиль, виль, виль жаворонушки… 2 ведущий. Во многих закличках-веснянках говорилось, что птицы, возвращаясь из-за моря, должны принести с собой заветные золотые ключи. Люди верили, что этими ключами было замкнуто холодное подземелье, где томилась красавица весна, запертая злой зимой. А теперь настало время весне и зиме поменяться местами. И весна будто откликалась на зов людей - пробуждалась жизнь на полях, прорастала первая зелень. А на гуляньях начинали водить хороводы. В старину хоровод был связан с обрядами в честь главного божества - солнца, символизировал собой движение солнца. Отсюда главный рисунок хоровода - круг……………………….. (Дети и родители водят хоровод). 1 ведущий. Сегодня мы отмечали день встречи весны. -По каким признакам мы узнаем, что наступает весна? (Дети называют признаки наступления весны. Ответы детей о том, что они встречали и закликали Весну.) -Какую птицу мы слепили? Почему именно ее? (Ответы детей о том, что жаворонок является первым вестником весны). (Обращение к весне) Мы рады, что ты осталась с нами. Весна. Спасибо, ребята, что вы меня так радушно встречаете, я благодарю вас и оставляю вам этих жаворонков……………………… (Вручается тарелка с испеченными из теста «жаворонками») 2 ведущий. На этом наш праздник закончен. До новых встреч!

Список источников

  1. Бакланова Т.И. Народная художественная культура. - М., 2000г.

  2. Елсукова Н., Короб чудес. г.Йошкар-Ола: «Марий Эл учитель», 2008 г.

  3. 2.Зыбылин М.К. Русский народ. Его обычаи, обряды, предания, суеверия и поэзия" - М.: Автор, 2007. - 450с.

  4. Ищук В.В., Нагибина М.И. Народные праздники. -Ярославль.: Академия Холдинг, 2000. - 160с.

  5. Закон об образовании.

  6. Круглый год. Русский земледельческий календарь. Сост. А.Ф. Некрылова. -М.: Правда, 2007.-87с.

  7. Примерная программа воспитания и социализации обучающихся (начальное общее образование).

  8. . Русский народ: Его обычаи, обряды, предания, суеверия, поэзия. /Под ред. М. Забылина. - М.: Просвещение, 1991.

  9. Степанов Н. Народные праздники на Святой Руси. - М., 1990.

  10. Тихомирова Е.М. «Сценарии школьных праздников» 2006г.

  11. Ушакова О.Д. «Загадки, считалки, скороговорки» 2004г.

  12. Федеральный государственный стандарт общего образования (начальное общее образование)
  13. Яровая Л.Н., Жиренко О.Е. «Внеклассные мероприятия»2004г.





© 2010-2022