Выявление и развитие одаренности у детей младшего школьного возраста

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Выявление и развитие одаренности у детей младшего школьного возраста

Детская одаренность - это важнейшая мировая, комплексная, психолого-педагогическая и социально-общественная проблема во всех развитых странах.

Каждый ребенок неповторим, но при всем индивидуальном своеобразии реальных проявлений детской одаренности существует довольно много черт, характерных для большинства одаренных детей. Особого внимания заслуживают те качества, которые существенно отличают одаренных детей от их сверстников, условно называемых нормальными. Эти свойства выделяли и описывали не только психологи. Успех всегда был привлекателен, а потому первыми стали выделять особенности мышления и специфические поведенческие характеристики талантливых людей историки и биографы. Большинство из них пришли к выводу о том, что в детстве у многих выдающихся людей (Леонардо да Винчи, Рембрандт, Г. Галилей, Петр I, И. Ньютон, Г. Гегель, Наполеон Бонапарт, Ч. Дарвин и др.) чаще всего встречались такие характеристики:
- 90 % из них обладали высоким интеллектом, любознательностью, задавали много вопросов, стремились выделиться;

- 75 % выдающихся людей рано "созрели", были не по годам развиты в умственном отношении, отличались нравственностью, критичностью, прямолинейной честностью, были серьезны;
- почти 90 % из них были настойчивы, обладали сильной волей и ярко выраженным стремлением к высоким достижениям;

- по крайней мере, 75 % были усердными тружениками, хорошо переносили одиночество и отличались твердостью. Они получали удовлетворение от своей работы, были экспрессивны, открыты духовному опыту и фантазиям.

Вот еще один список качеств, характерных для будущих творцов.
1. Рано овладели знаниями в избранной сфере.
2. Проявляли высокий интеллект, хорошую память.
3. Были увлечены своим делом, энергичны.
4. Демонстрировали ярко выраженную независимость, стремление работать в одиночку, индивидуализм.
5. Умели контролировать себя.
6. Имели стремление контактировать с другими одаренными, юными и взрослыми.
7. Умели извлекать практический опыт и быстро приобретать художественный и интеллектуальный опыт.
Обучение одаренных детей

Возникает много сложностей в обучении одарённых детей. Необходимо обеспечить благоприятную психологическую атмосферу в классном коллективе, поощрять ребёнка за оригинальные идеи. Не стоит сдерживать инициативу детей и не делать за них то, что они могут сделать самостоятельно.

Следует придерживаться индивидуального подхода к одарённым детям

Внедрение ролевых игр является эффективным средством развития детей.

Обучить детей границам допустимого поведения. Разумные границы поведения дают детям чувство защищённости, снижают напряжённость и предотвращают агрессивность.

Научить детей прослеживать межпредметные связи.

Начальная школа. При обучении и развитии одаренных детей в начальной школе важную роль играют уроки творчества, работа в кружках (художественных, технического творчества), развивающие экскурсии, творческие конкурсы, интеллектуальные игры и др. Как измерить талант?
Известно, что каждый ребенок талантлив. Но возникает вопрос: в чем? Как выявить его личную одаренность? В какой области наши дети чувствуют себя наиболее комфортно?
Система обследования, ориентированная на выявление способностей ребенка уже с 5 лет в одной из восьми сфер человеческой деятельности. Эта стандартная тест-анкета, разработанная специалистами в области детской психологии А. да Хааном и Г. Кафом, широко применяется в США и мало известна у нас.
Преимущество этой системы перед другими: она достаточно проста и может проводиться не только профессиональными психологами, но и воспитателями, учителями и даже родителями.

ТЕСТ-АНКЕТА Для обследования предрасположенности ребенка к различным видам человеческой деятельности.
Итак, ребенок имеет очевидные технические способности, если он:

интересуется самыми разными механизмами и машинами;

любит конструировать модели, приборы;

сам докапывается до причин неисправностей механизмов или аппаратуры, любит загадочные поломки или сбои в работе механизмов;

может (или пытается) чинить испорченные приборы и механизмы, использовать старые детали для создания новых игрушек, приборов, поделок, находить оригинальные решения;

любит и умеет рисовать, "видит" чертежи и эскизы механизмов;

интересуется специальной, возможно, даже взрослой технической литературой.
Ребенок имеет музыкальный талант, если он:

любит музыку и музыкальные записи, всегда стремится туда, где можно послушать музыку;

очень быстро и легко отзывается на ритм и мелодию, внимательно вслушивается в них, легко их запоминает;

если поет или играет на музыкальном инструменте, вкладывает в исполнение много чувств и энергии, а также свое настроение;

сочиняет свои собственные мелодии;

научился или учится играть на каком-либо музыкальном инструменте.
У ребенка способности к научной работе, если он:

обладает явно выраженной способностью к пониманию и использованию абстрактных понятий, к обобщениям;

умеет четко выразить словами чужую и собственную мысль или наблюдение;

любит читать или смотреть детскую техническую литературу (или даже научно-популярные книжки), опережая в этом своих сверстников, причем отдает предпочтение этой, а не развлекательной литературе;

часто пытается найти собственное объяснение причин и смысла самых разнообразных событий;

с удовольствием проводит время за созданием собственных проектов, конструкций, схем, коллекций;

не унывает и не надолго остывает к работе, если его изобретение или проект не поддержаны или осмеяны.
Артистический талант проявится у ребенка, если он:

часто, когда ему не хватает слов, выражает свои чувства мимикой, жестами, движениями;

стремится вызвать эмоциональные реакции у других, когда с увлечением о чем-то рассказывает;

меняет тональность и выражение голоса, непроизвольно подражая человеку, о котором рассказывает;

с большим желанием выступает перед аудиторией, причем стремится, чтоб его зрители были взрослые;

с удивляющей легкостью "передразнивает" чьи-то привычки, позы, выражения;

пластичен и открыт всему новому;

любит и понимает значение красивой или характерной одежды.
У ребенка незаурядный интеллект, если он:

хорошо рассуждает, ясно мыслит, понимает недосказанное, улавливает причины и мотивы поступков других людей;

обладает хорошей памятью;

легко и быстро схватывает новый "учебный" материал;

задает очень много продуманных и оправданных ситуацией вопросов;

любит читать книги, причем по своей собственной "программе";

обгоняет своих сверстников по учебе, причем не обязательно является "отличником", часто жалуется, что на официальных занятиях ему скучно;

гораздо лучше и шире многих своих сверстников информирован о событиях и проблемах, не касающихся его непосредственно (о мировой политике, экономике, науке и т. д.);

обладает чувством собственного достоинства и здравого смысла, рассудителен не по годам, даже расчетлив;

очень восприимчив, наблюдателен, быстро, но не обязательно остро, реагирует на все новое и неожиданное в жизни.
У ребенка спортивный талант, если он:

очень энергичен и все время хочет двигаться;

смел до безрассудности и не боится синяков и шишек;

почти всегда берет верх в потасовках или выигрывает в какой-нибудь спортивной игре;

не известно, когда он успел научиться ловко управляться с коньками и лыжами, мячами и клюшками;

лучше многих других сверстников физически развит и координирован в движениях, двигается легко, пластично, грациозно;

предпочитает книгам и другим спокойным развлечениям игры, соревнования, даже бесцельную беготню;

кажется, он никогда всерьез не устает;

неважно, интересуется ли он всеми видами спорта или каким-нибудь одним, но у него есть свой герой-спортсмен, которому он явно или втайне подражает.
У ребенка литературное дарование, если он:

рассказывая о чем-либо, умеет придерживаться выбранного сюжета, не теряет основную мысль;

любит фантазировать или импровизировать на тему действительного события, причем придает событию что-то новое и необычное;

выбирает в своих устных и письменных рассказах такие слова, которые хорошо передают эмоциональные состояния, переживания и чувства героев сюжета;

изображает персонажи своих фантазий живыми и интересными, очеловеченными;

любит, уединившись, писать рассказы, стихи, не боится начать писать роман о собственной жизни.
Художественные способности ребенка проявятся в том случае, если он:

не находя слов или захлебываясь, прибегает к рисунку или лепке для того, чтобы выразить свои чувства или настроения;

в своих рисунках и картинах отражает все разнообразие предметов, людей, животных, ситуаций, а не "зацикливается" на изображении чего-то вполне удавшегося;

серьезно относится к произведениям искусства, становится вдумчивым и очень серьезным, когда его внимание привлекает какое-либо произведение искусства или пейзаж;

когда имеет свободное время, охотно лепит, рисует, чертит, комбинирует материалы и краски;

стремится создать какое-либо произведение, имеющее очевидное прикладное значение - украшение для дома, одежды или что-нибудь подобное;

не робеет высказать собственное мнение, мнение даже о классических произведениях, причем может даже попробовать критиковать их, приводя вполне разумные доводы.
Информация, полученная в ходе обследования, поможет нам выяснить, к каким видам деятельности предрасположен ребенок. Необходимо знать: талант имеет свойство долгое время вести "скрытый образ жизни". Поэтому, чтобы отследить динамику развития ребенка, диагностику следует повторять неоднократно.

Работа с родителями
Система домашнего образования превращается в сферу, где в основном и ведется формирование личностных качеств и творческих способностей.
Она может решаться через:
1. Анкетирование родителей с целью определения основных подходов родителей к данной проблеме.
2. Подбор научной и практической литературы для родителей.
3. Систему домашнего заочного обучения детей в системе дополнительного образования.

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА ОДАРЕННОСТИ
Психологический профиль одаренного ребенка.

Тест 16-PF (Р.Кеттела).

Тест «Акцентуации характера».

Характерологический тест Айзенка.

Опросник САН (Самочувствие. Активность. Настроение)

Тест «Шкала социально-психологической адаптированности» (Т.В.Снегиревой).

Опросник «Каков Ваш творческий потенциал?»

Тест «Исследование самооценки» (Дембо-Рубинштейна).

Тест-опросник для определения уровня самооценки одаренного школьника.

Тест «Шкала оценки потребности в достижении».

Методика «Несуществующее животное».

Пальцем окрашивания тест

Детская методика В. Михала «Завершение предложения»

Формы работы с одаренными учащимися:

индивидуальный подход на уроках, использование в практике элементов дифференцированного обучения, проведение нестандартных форм урока творческие мастерские;

групповые занятия по параллелям классов с сильными учащимися;

факультативы;

кружки по интересам;

дополнительные занятия с одаренными учащимися, подготовка к олимпиадам, интеллектуальным играм, конкурсам;

занятия исследовательской и проектной деятельностью;

НОУ «Гном»;

конкурсы;

интеллектуальный марафон;

научно-практические конференции;

участие в олимпиадах, конкурсах различного уровня;

работа по индивидуальным планам;

использование современных ИКТ (Интернет, медиатека, компьютерные игры, электронная энциклопедия);

создание детских портфолио

Учитывая психологические особенности одаренных детей, я на своих уроках использую следующие методы и приемы работы: проблемный диалог, пресс- конференция и др.

Прием «Пресс-конференция» основан на умении детей задавать вопросы содержательного характера. Причем вопросы могут быть репродуктивные (на повторение знаний), расширяющие (узнать о предмете что-то новое) и развивающие (несущие исследовательское начало.) Например, урок окружающего мира по теме: «Форма Земли»

-Известно, что Земля имеет форму шара. Существует много научных доказательств этого факта. (Вопросы детей: Какие доказательства шарообразности Земли существуют? Какие доказательства были получены из космоса? Каким образом Магеллан доказал шарообразность Земли?)

Прием «Привлекательная цель» или «Удивляй» основан на повышении мотивации детей в начале урока, когда учитель находит такой угол зрения, при котором обыденное становится удивительным. Например, урок технологии по теме: «Оригами».

-Я держу в руках обычный лист бумаги. Как вы думаете, что из него можно сделать? А можно ли сделать из него счастье?

Прием «Диалог с текстом» используется для организации индивидуальной работы, когда ученик самостоятельно работает с текстом, выполняя задание. Например, заполнение кластера при чтении сказки «Каша из топора»

Прием «Две шляпы критического мышления», который основан на столкновении двух противоположных мнений.

Игра «Да-нет», которую легко организовать на уроке и во внеклассной работе. Цель игры: связать разрозненные факты в единую картину, систематизировать информацию, уметь слушать других учеников и учителя.

Изменение привычных отношений между героями сказок Придумайте сказку с таким невероятным сюжетом: Лисица стала самой простоватой в лесу, и ее все звери обманывают; Заяц стал храбрым и всех защищает; Конёк -Горбунок стал вредить Ивану

«Как мне повезло» Как мне повезло, - говорит подсолнух, - я похож на солнце. Как мне повезло, - говорит картошка, - я кормлю людей. Как мне повезло, - говорит береза, - из меня делают ароматные веники. Задание. Придумайте … вариантов такой игры.

Мозговой штурм - это не столько метод активизации воображения, сколько способ генерации самых разнообразных идей в группе. Благодаря мозговому штурму ребенок понимает, что в решении любой ситуации есть альтернативы. Задания типа: спасение героев (Красной Шапочки от Волка, Буратино от Лисы Алисы и Кота Базилио ), решение бытовых проблем (у нас закончилась бумага, на чём будем дописывать свои поэтические мысли?)

Метод морфологического анализа предполагает перебор вариантов соединения определенных характеристик при создании нового образа.

Задания типа: придумать новый, необычный образ Бабы Яги.

Количество характеристик выбирается произвольно (например, возраст, характер, стиль одежды, средство передвижения, др.) Для удобства все предлагаемые характеристики заносится в таблицу: по горизонтали - возраст Бабы Яги, по вертикали - остальные характеристики. Теперь приступайте к самому главному - совершенно произвольно выбирайте из каждого ряда по одной характеристике и пытайтесь соединить их воедино. И получается, что Баба Яга в раннем детстве - это младенец, одетый в водолазное снаряжение, капризный, передвигающийся верхом на ослике.

Метод каталога - - один из методов, позволяющих решить проблему творческого сочинительства, которое дается школьникам очень трудно.

Задания типа: Удобно использовать следующую приблизительную последовательность вопросов: О чем сочиняем сказку? Это добрый или злой герой? С кем он дружил? Кто им мешал? Каким образом? Чем все закончилось? ( постепенно количество вопросов может увеличиваться, героям даются более детальные характеристики, вводятся новые действующие лица)

Метод аналогий, или синектика

Прямая аналогия предполагает простое сравнение двух объектов и поиск общего между ними: Например: на что может быть похоже платье - на листву деревьев, на стог сена, на доспехи рыцаря, на оперение птицы... На листву платье похоже потому, что дерево весной одевается, а осенью раздевается. На стог сена платье может быть похоже по форме юбки.

Личная аналогия (эмпатия) предполагает постановку себя на место объекта. В этом случае, человек должен взглянуть на ситуацию глазами изучаемого объекта. Например, что думает рыбка из аквариума об обитателях квартиры?...


Занятие на развитие дивергентного мышления

Ведущий : «Ребята, сегодня мы очутились на необитаемом острове. Вокруг нас только синее море. Но этот остров - волшебный. Он будет задавать нам различные сложные задания. Но решив эти задания, мы сможем выжить на нем. А добравшись до последнего мы сможем выбраться с этого острова».

Дети решают, что необходимо им в первую очередь на острове. Приходят к выводу - вода.

Остров: «Если вы хотите, чтобы у вас была питьевая вода, решите задание:

1. Предлагаются различные геометрические фигуры. Задание: составьте из этих фигур как можно больше изображений (дом, елочка, собака). Затем задание усложняется. Составьте жилой дом, магазин, кинотеатр, замок, и т. д. (берем стратегию «здание»)»

Когда дети выполняют, то на острове появляется банка с водой.

Затем дети решают, что им нужно еще. С помощью ведущего приходят к выводу - нужны гамаки, спальные мешки.

Остров: «Чтобы у вас были гамаки, вот вам еще одна задача:

2. Нарисуйте как можно больше сюжетов на одну тему - например, «Подводный мир», сюжеты «Играющие рыбки», «Коралловые рифы и их обитатели», и т.п.».

После их выполнения на остров приносят гамаки, спальные мешки.

Ведущий: «Ребята, чем вы будете питаться на острове, давайте решим еще одну задачу». Дети соглашаются

3. Придумайте как можно больше традиционных и необычных способов использования дерева.

Дети придумывают и рассказывают эти способы, после чего остров приглашает их войти в другую комнату на чаепитие. После этого чаепития дети решают - чтобы им перебраться с этого острова на землю им нужен плот. А чтобы построить его необходимы бревна и веревка. Для этого они решают еще две задачи:

4. Остров читает детям отрывок из художественного произведения, а дети после этого придумывают как можно больше заглавий к тому тексту.

5. Дается слово «одуванчик». Необходимо из букв этого слова составить как можно больше новых слов. Два раза использовать одну и ту же букву нельзя.

После решения этих заданий им приносят на остров несколько бревен и веревку. Все вместе делают плот и на нем отправляются домой, но по пути попадают в беду. Их настигают разъяренные пираты, которые не могли решить задачу

Пираты: «Если поможете нам решить, то мы вас всех отпустим».

6. Предлагается написать как можно больше предложений из пяти слов, в которых каждое слово начинается с указанной буквы. Р-И-С-Н-К.

После решения этого задания, пираты их отпускают и они благополучно добираются до дома

Задание на развитие воображения.

Ведущий: «Ребята, в одной далекой стране злой крокодил проглотил солнышко. На улицах стало темно; деревья, трава и цветы не растут; люди все в панике, хотят вернуть солнышко. Так как крокодил задал людям очень сложные задания, которые они не могут решить, то поэтому они просят у вас помощи. Ну, что, поможем вернуть солнышко?». Для этого нужно решить три задания.

1. Мысленно соединяя части различных животных, попробуйте составить из них живое существо с новыми необычными свойствами. А затем нарисуйте такое существо подобного рода.

2. Нарисуйте врача. Художника. Президента, летчика, лесника и т. д. Расскажите о своем рисунке, какие черты выделили у представителей этих профессий.

3. Ведущий читает былину детям.

Нарисуйте иллюстрацию к былине, вылепите из глины или пластилина древнерусских воинов. Сделайте из бумаги крепость по образцу древнерусской.

Ведущий: «Ребята, теперь нам нужно ваши работы отослать по почте тем людям, чтобы они отдали их крокодилу».

Дети свои работы запечатывают в конверты и бросают их в заранее приготовленный почтовый ящик. Когда последний ребенок бросает свой конверт вбегает человек с письмом и отдает его ведущему.

Ведущий: «Ребята, мы получили письмо от тех людей, в котором они благодарят вас за вашу работу. Крокодил отдал им солнышко, и снова стало тепло и ясно».

Занятие на развитие восприятия

Ведущий: «Ребята, по пути на наше занятие я увидела большой старинный сундук с 4-мя замками и попросила, чтобы его принесли к нам».

Заносят сундук.

Ведущий: «На верхней его крышке написано, что содержимое сундука принадлежит вам. Вы не знаете, что там может находиться? Но чтобы открыть этот сундук нам придется решить задания, которые написаны здесь же. При решении каждого задания будет появляться ключ с помощью которого вы сами можете открыть сундук». -Итак, задания:

1. Возьмите листок в клетку и ручку. Под диктовку вам нужно нарисовать фигуры

одна клетка вправо, одна - вверх, одна влево, одна вниз;

4 летки вправо. 4 вверх, одна влево, 1 - вниз, одна влево, одна вниз, одна влево, 1 - вниз, 1 - влево, 1 - вниз;

5 клеток вверх, 5 - вправо, 4 - вниз, 3 - влево, 2 - вверх, 2 - вправо, 1 - вниз

2. Сундук мудрости. Внимательно читаем предложенный текст. Теперь каждый пишет записку, в которой задается трудный вопрос по тексту. Заверните записку и положите ее в коробку. Затем снова читаем текст, а теперь берем из коробки по одной записке, где по очереди читаем вопросы и приступаем к ответам.

3. Читаем текст. Теперь при помощи знаков схем. Рисунков передайте содержание текста и передайте такую записку соседу справа. Теперь каждый делает доклад по данному тексту, используя рисунки или схемы своего соседа.

4. Группа делится пополам. Одна должна определить, что хорошего в данном явлении, а другая - что плохого:

идет дождь; роза колючая; кататься в лодке; сильный ветер; скользкая дорога.

После решения задания появляется по одному ключу, который дети берут и всовывают в замок. Собрав все 4 ключа, они открывают сундук.

Наградой решения этих заданий и будут являться игрушки для каждого ребенка, лежащие в этом сундуке.

Занятие на развитие памяти

Ведущий: Ребята, сегодня мы совершим прогулку по заповеднику. Этот заповедник разделен на отдельные участки, в каждом участке живут различные животные. Чтобы перейти из одного участка в другой нужно решить следующие задания. Ну, что, отправляемся на прогулку по лесу.

В первом участке живут такие животные как белочки. Хотите их увидеть? Тогда решите такое задание:

1. Я называю слово в единственном числе, а вы должны сказать его во множественном.

Кот - Коты, Плот - Плоты, Беда - …, Мука - …,, Крот - …, Грот - …, Дуга - …,Рука - …, Еда - …

А теперь вспомните слова в единственном числе, которые мы называли

Ведущий: В следующем участке живут муравьи в больших пребольших муравейниках. Хотите увидеть эти домики муравьев - задание:

2. Сейчас я назову несколько имен. Вы должны их запомнить. Внимание! Гертруда, Билл, Джон, Дейл, Фил, Джудит, Алекс. Белла, Дон, Рональд, Виктория, Маргарет.

Назовите имена, которые вы запомнили.

Ведущий: В третьем участке этого леса живут большие рогатые животные. Как вы думаете, кто? Лоси!

Задание:

3. Сейчас я покажу ряд цифр. Их надо запомнить в таком порядке:

2, 3, 5, 7, 3, 5, 7.

Повторите цифры. Расскажите, как вы их запоминали. Посмотрите, каким образом цифры можно сгруппировать.

Ведущий: В следующем участке живут лисы. Вы когда-нибудь видели лис, хотите их увидеть? Для этого решите задание:

4.Отгадайте загадки:

- Чист и ясен, как алмаз

Дорог не бывает

Он от матери рожден

Сам ее рождает. (лед)

- Конь стальной, хват льняной (игла)

- Бел как снег, в чести у всех (сахар)

- В середине алый, сахарный

А кафтан зеленый, бархатный (арбуз)

Перечислите все, чему были посвящены загадки. Запомните эти загадки, повторите.

Ведущий: В 5-ом участке живут зайцы. Чтобы их увидеть решите это задание:

Вспомните, как прыгает щенок за косточкой? Покажи. Как ходит корова? Покажите! Как бодается бык? Покажите! Как кошка лежит на солнышке? Покажите! Как бегает по рельсам трамвай? Покажите! Как бабушка поправляет очки? Покажите! Как милиционер своей палочкой останавливает машину? Покажите!

Ну, что, вам понравилась наша прогулка по заповеднику? Но на этом мы ее заканчиваем.

Задание на развитие внимания

1. Ведущий: Ребята, представьте себе, что вы попали в плен к злым гномам и чтобы из этого плена выбраться нужно гномов расколдовать, чтобы они были добрыми. Хотите выбраться из плена? Но эта задача не из легких, так как для этого гномы дали нам такое задание:

К м Б; Я л В С с Н; Н р П С; В К я М

Постарайтесь сначала и без ошибок сосчитать большие буквы, а затем маленькие. Запомните их.

2. В этом стихотворении сделано несколько ошибок. Исправьте их. Расставьте мягкие знаки.

Давайте, ребята учится считат,

Делит, прибавлят, умножат, вычитат

Запомните все, что без точного счета

Не сдвинеться с места любая работа.

3. Сколько человек получили «четверки»?

По «четверке Тани, Гали,

Львы, Полины и Виталий.

4. Кто считать ребята ловок?

Сколько съедено морковок?

К двум зайчатам в час обеда

Прискакали три соседа.

В огороде зайцы сели

И по три морковки съели.

Ведущий: Ребята, смотрите, наши гномы изменились, они стали добрыми. Значит мы освободились из их плена.

Формы и приемы в рамках отдельного урока должны отличаться значительным разнооб­разием и направленностью на диф­ференциацию и индивидуализацию работы. Широкое распространение должны получить групповые формы работы, различного рода творче­ские задания, различные формы во­влечения учащихся в самостоятель­ную познавательную деятельность, дискуссии, диалоги.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

На протяжении многих веков одаренность рассматривалась несколько автономно от социально-педагогической практики. Основное внимание исследователей было обращено не на сам феномен одаренности как личностное образование или социально - психологическое явление, а на проблему его происхождения (божественное или земное);

Основными видами одаренности стало принято считать интеллектуальную и творческую одаренности;

Значительные изменения во взглядах ученых начала ХХ века были вызваны признанием научной деятельности как высшего вида творчества.

Список литературы

Статья в журнале

«Дополнительное образование», № 10, 2001; №11, 2001г.г.

Газета "Школьный психолог" (psy.1september.ru/)

«Психология одаренности: от теории к практике»/под ред. Д.В. Ушакова - М; 2000 г.

Ward V. Differential education for gifted. Ventura. 1980.

Дружинин В.Н., Хазратова Н.В. Экспериментальное исследование формирующего влияния среды на креативность // Психологический журнал, 1994, т. 15, № 4, с. 83-93.

Статья в сборнике трудов

«Одаренный ребенок» /под ред. О.М. Дьяченко - М; 1997 г.

«Психология одаренности детей и подростков» /под ред. Н.С. Лейтеса - М; 2000 г.

«Психология одаренности детей и подростков»/под ред. Ю.Д. Бабаева, Н.С.Лейтеса, Т.М. Марюгина - М; 2000 г.

Белова Е.С. «Одаренность малыша: раскрыть, понять, поддержать» - М; 1998 г.

Выготский Л.С. Игра и ее роль в психологическом развитии ребенка // Вопросы психологии, 1966, № 6.

Гильбух Ю.З. Умственно одаренный ребенок. Киев, 1993.

Доровской А.И. « 100 советов по развитию одаренности детей» - М;1997 г.

Кулемзина А.В. Детская одаренность: психолого-педагогическое исследование. Томск, 1999.

Лейтес Н.С. «Возрастная одаренность и индивидуальные различия», Москва - Воронеж; 1997 г.

Лейтес Н.С. Умственные способности. М: Педагогика, 1971.

Рибо Т. Творческое воображение. СПб.: Эрлих, 1901.

Савенков А.И. «Детская одаренность: развитие средствами искусства» - М; 1999 г.

Савенков А.И. «Одаренные дети в детском саду и школе» - М; 2000 г.

Семенов И.Н. Возрастные особенности одаренных детей // Инновационная деятельность в образовании. 1994, № 1, с. 56-64.

Хуторской А.В. «Развитие одаренности школьников: методика продуктивного обучения» - М; 2000 г.

© 2010-2022