Программа внеурочной деятельности «Начала этики»

Раздел Начальные классы
Класс 1 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа с.Чернава

Измалковского муниципального района Липецкой области»

Рассмотрено

на заседании ШМЦ

по воспитательной работе

протокол № 1 от 30.08.2013г

Утверждено

Приказ № 189 от 02.09.2013г

Программа

внеурочной деятельности

«Начала этики»

(общекультурное направление)

для обучающихся 1 «А» класса

на 2013/2014 учебный год

Составитель:

Савосина Наталья Сергеевна

учитель начальных классов

2013 г

Пояснительная записка Программа внеурочной деятельности обучающихся «Начала этики» составлена для работы с младшими школьниками. Данная программа направлена на формирование культуры поведения. Программа разработана на основе Закона РФ «Об образовании», Федерального государственного образовательного стандарта и Устава школы. «Начала этики» - это пропедевтическая ступень к систематическому изучению основ самосовершенствования личности. Он раскрывает учащимся значение и сущность этики поведения, основных нравственных понятий, формирует начальные критерии нравственной оценки ребенком себя и других, дает примеры и образцы для подражания, обеспечивая необхо­димые предпосылки управления своим поведением. В начальной школе закладывается основа осмысленных самостоятельных действий и по­ступков, направляющих личность на выполнение необходимых «надо», сдерживание возни­кающих «хочу» и реализацию своих «могу». Наряду с воздействием на поведение с сознатель­ной стороны одновременно организуются по осознанным нормам и сопровождаются контро­лем взрослых все виды жизнедеятельности школьника: игра, ученье, общественно-полезная работа, бытовой труд. Для успешного освоения начал этики важен пример родителей и других взрослых, имеют значение санитарно-гигиенический режим, а также общий оптимистический фон учебно-воспитательного процесса. В первом классе происходит становление ребенка как школьника, он привыкает к учебе, но во многом продолжает зависеть от мнения взрослых. Во втором - он уже более самостоятелен и ответственен, открывает для себя суть понятия «Я». В третьем уже начинает складываться спо­собность оценивать свое поведение. Дети младшего школьного возраста, по мнению исследова­телей, уже имеют какие-то нравственные ориентиры, но они еще не могут осознавать последствия своих поступков. Необходимо научить ребенка вглядываться в себя, в свой облик, задумываться о сво­ем характере, своих поступках, осмысливать свой жизненный опыт. Основные мотивы деятельности - учебно-познавательные, но определенное место зани­мают также социальные мотивы: ребенок учится, чтобы стать культурным, развитым. В действиях и поступках ребенка формируется осознанность, произвольность, что выража­ется в умениях организовать, планировать свою деятельность, подчиняя её намеченной цели. Задачи курса «Начала этики» в отличие от научных областей (математика, русский язык, родная речь), где четко сформулировано, что должен выпускник начальной школы знать и уметь, не могут быть заданы в диагностической форме. Поэтому задачи курса «Начала этики» формулируются посредством глаголов несовершенного вида. Главной целью курса «Начала этики» является формирование у ребенка культуры челове­ческих отношений: культуры поведения, общения. Задачи раздела «Начала этики»: - пробуждать у ребенка интерес к самому себе, своему внутреннему духовному миру, - развивать эмоциональный мир ребенка (нравственные чувства и переживания); - подводить учащихся к осознанию и усвоению соответствующих возрасту представле­ний и понятий о своем организме, психике, здоровье, нравственности; - знакомить с азбукой деятельности ученья, формами организации здорового режима, куль­турного поведения; - формировать самооценку своих качеств, своих достижений и возможностей; - развивать умения анализа и самоанализа своих отношений к окружающему миру и к себе; - создавать у учащихся первый опыт саморегуляции поведения; - формировать положительную эмоциональную Я-концепцию: «Я нравлюсь», «Я способен», «Я защищен»; - формировать этические нормы и правила поведения в обществе; - формировать умения самостоятельности. - активизировать ценностно-смысловой компонент сознания и личности учащихся, побуж­дать их к осмыслению общечеловеческих ценностей, к выработке личного отношения к ним, к осознанию собственной внутренней позиции, собственных ценностных ориентации; - развивать у детей творческие способности, способствовать их разнообразному самовы­ражению, творческому отношению к собственной жизни. Программа «Начала этики» рассчитана на обучающихся 1 класса (6-8 лет). Занятия проводятся 1 раз в неделю, продолжительность 20 минут, всего 33 часа. В программу могут вноситься необходимые коррективы с учетом местных условий, особенностей здоровья детей, их развития; может меняться последовательность изучения тем, количество времени на изучение отдельных вопросов.
Форма организации занятий Линейно - концентрическая структура содержания занятий. Каждый класс представляет собой концентр, в котором отражены все разделы, но уже на более высоком уровне и на материале других ситуаций. Иначе можно сказать, развитие содержания происходит по спирали. Уроки этики - это особые уроки. Они должны проводиться в особой атмосфере, принося детям радость, создавая хорошее настроение. Они проводятся в доброжелательном тоне, в процессе урока основной упор делается на положительное, на воз­растные и половые особенности детей. Младшим школьникам свойственно желание быть хо­рошим, поэтому именно на это делается основной акцент в работе по этике. Практически каждый урок этики - нетрадиционный, поскольку младший школьник имеет специфические возрастные особенности: неустойчивое внимание, преобладание наглядно-образного мышления, повышенная двигательная активность, стремление к игровой деятельно­сти, разнообразие познавательных интересов. Все это осложняет работу учителя. Для того, чтобы поддерживать в течение урока внимание детей, необходима организация активной и ин­тересной деятельности. Помогут в этом нетрадиционные уроки. Наиболее распространенные типы уроков: 1. Урок-сказка. 2. Урок - путешествие. 3. Урок - викторина. 4. Урок-КВН. 5. Урок-игра. 6. Урок - творчество. 7. Урок - спектакль. 8. Урок - деловая игра. 9. Урок - конкурс. 10. Интегрированный урок. Методы и приемы работы на уроках этики На уроках этики используются словесные, наглядные и практические методы, причем 1/3 времени рекомендуется отводить практическим и тренинговым формам работы. Можно ус­пешно сочетать диагностические задания с тренинговыми. Основной метод, используемый на уроках - беседа и диалог на основе обсуждения выдви­гаемых идей, мыслей, практических ситуаций, событий. Беседа и диалог учит детей общаться, поддерживать разговор на любую тему. Часто применяются, в особенности при рефлексии - высказывания по кругу. Если такой разговор становиться слишком эмоциональным следует перейти к индивидуальным контактам с ребенком.

Содержание программы /. Общечеловеческие ценности 1) Добро. Значение и содержание понятия. Добродетель. Милосердие. 2) Совесть. Правдивость. Справедливость. Честность. 3) Любовь к близким: матери, отцу, бабушке, дедушке, брату, сестре; к друзьям и близким, знако­мым, к слабым, ко всем, кто в нас нуждается, ко всему живому. Любовь к природе (к живой и неживой) как умение понимать, беречь и заботиться о природе. 4) Дружба и товарищество. Законы дружбы. Верность и самоотверженность в дружбе, бережное от­ношение к тем, кого мы «приручили». Отношения мальчиков и девочек между собой. 5) Трудолюбие. Посильный труд для себя и близких. Отношение к труду. последст­вия своих поступков б) Отражение нравственности в поведении человека - в поступках, делах, деятельности. «Золотое правило» нравственности. Примеры для подражания. //. Воспитанность и её составные части Культура общения, культура внешности, культура быта, культура учебного труда. Гуманное отношение и внимание к людям, тактичность и вежливость в поведении. Адаптивность к социальным ролям. ///. Культура общения 1) Человек среди людей. Формы приветствия. Формы знакомства и представления. Формы обраще­ния к разным людям. 2) Культура беседы. Способность выражать свои мысли. Способность слушать. Спор, но не ссора. Поведение во время разговора. 3) Вежливая речь. «Ты» и «Вы». Интонации вежливой речи. Извинение и отказ (несогласие). 4) «У меня зазвонил телефон». Этикет разговора по телефону. 5) Человек среди своих и чужих. Поведение дома и в школе, на улице, в транспорте, в магазине. Поведение в театре, в кино, на концерте, в музее, в библиотеке. Поведение в гостях. IV. Культура внешности 1) Смотримся в зеркало. Внешний облик. Секреты красоты. Чистота и красота. Здоровье и красо­та. Гигиена - союзница красоты и здоровья. Взгляд на себя со стороны. 2) Одежда. Немного истории об одежде. Виды и назначение одежды. Уход за одеждой «Платье чисто, да и речь честна». 3) Осанка и походка. Поза. Жесты и жестикуляция. 4) Прическа. Здоровые волосы - красивые волосы. Уход за волосами. Головной убор. 5) Обувь. Уход за ногами. Красивая и удобная обувь. V. Культура быта 1) Наш дом. «Мой дом - моя крепость». 2) Уют и красота в доме. Вещи - друзья и помощники. Чистота, порядок, каждой вещи - свое ме­сто. Подъезд, двор, улица - сфера внимания и влияния воспитанного человека. 3) Уголок ребенка в доме. Твое рабочее место как предмет особой заботы. Предметы, которые ок­ружают ребенка. Уход за ними. Домашние обязанности. 4) Режим дня. Время и как его беречь. Точность - вежливость королей. Режим дня как средство воспитания воли и характера. Режим дня и здоровье. 5) Народные традиции и семейные праздники. Этикет как норма поведения применительно к данному месту и времени. VI. Культура учебного труда 1) Азбука учебного труда. 2) Не откладывай на завтра то, что можно сделать сегодня. 3) Сделал дело - гуляй смело. Повторенье - мать ученья. 4) Оптимальное чтение. 5) Правила: пять «надо»; пять «хорошо»; «этого делать нельзя». VII. На сцене нашего «Я» Наши разные роли - наши разные лица. Я дома (сын, дочь, внук, внучка, сестра, брат, и т.д.). Я в школе (ученик, ученица, активист, надежный товарищ, член кружка, команды, первый ученик и т.д.) Я на улице (прохожий, пешеход, горожанин, горожанка, гулящий и т.д.) Я в транспорте (пассажир, пасса­жирка). Я в кино, в музее, театре (экскурсовод, слушатель, посетитель и т.д.). Я в гостях, на отдыхе и в других ситуациях. Неизменное в поведении воспитанного человека в любых ситуациях: вежливость, внимательность, чуткость, тактичность, доброта, честность, бережное отношение ко всему, что его окружает.

Планируемые результаты


Реализация программы на ступени начального общего образования должна обеспечивать достижение обучающимися воспитательных результатов по трем уровням: Первый уровень результатов - приобретение школьником социальных знаний (об общественных нормах, об устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т.п.), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни. Второй уровень результатов - получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом. Третий уровень результатов - получение школьником опыта самостоятельного общественного действия. Только в самостоятельном общественном действии юный человек действительно становится (а не просто узнает о том, как стать) социальным деятелем, гражданином, свободным человеком.
В области формирования личностной культуры:

  • Пробуждение интереса к самому себе, своему внутреннему духовному миру.
  • Привлечение внимания обучающихся к основным нравственным категориям.
  • Формирование умений самооценки своих качеств, своих достижений и возможностей.
  • Знакомство с азбукой учений, формами организации здорового режима, культурного поведения.
  • Знакомство с возможностями управления своим поведением (начала самоуправления).
  • Создание у обучающихся первого опыта самоанализа и саморегуляции поведения.
  • Формирование положительной эмоциональной «Я-концепции»

. В области формирования семейной культуры:
  • формирование отношения к семье как к основе российского общества;
  • формирование у младшего школьника почтительного отношения к родителям, осознанного, заботливого отношения к старшим и младшим;
  • знакомство обучающегося с культурно-историческими и этническими традициями российской семьи.


Универсальные учебные действия (метапредметные): Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу, со­ответствующую этапу обучения. Познавательные: общеучебные - ориентируются в своей системе знаний (отличают новое от уже известного с помощью учителя); логические - преобразуют информацию из одной фор­мы в другую. Коммуникативные: учатся доносить свою позицию до окру­жающих.




Учебно - тематический план


№ п/п

Содержание учебного материала

Количество часов

1

Культура общения

8

2

Общечеловеческие ценности

6

3

Воспитанность

6

4

Культура внешности

3

5

Культура быта

4

6

Культура учебного труда

2

7

На сцене нашего «Я»

4


Итого:

33









Календарно тематическое планирование занятий внеурочной деятельности курса «Начала этики»

№ п/п

Тема занятия

План

Факт

Культура общения, 8 часов

1

Давайте познакомимся

2.09


2

Теперь я - первоклассник

9.09


3

Я среди людей. (Формы обращения к разным людям. Формы приветствия. Формы знакомства и представления).

16.09


4

Я - твой друг, и ты мой друг

23.09


5

Как дружить. Человек без друга - птица с одним крылом, жить будет, а летать никогда. Учусь дружить.

30.09


6

Волшебные слова

7.10


7

Азбука беседы. Способность слушать. Поведение во время разговора

14.10


8

Мой дом

21.10


Общечеловеческие ценности, 6 часов

9

Что такое хорошо и что такое плохо.

28.10


10

Добрые дела

11.11


11

Книги - твои друзья

18.11


12

Книги - твои друзья

25.11


13

Хороший человек, какой он. Легко ли быть хорошим?

2.12


14

Что значит «честный». Учусь быть честным.

9.12


Воспитанность, 6 часов

15

Кого и за что мы любим

16.12


16

Что такое любовь. Учусь любить все живое. Любить это значит заботиться и защищать.

2312


17

Школьные порядки

13.01


18

Наш класс на перемене. Как надо отдыхать и как нельзя.

20.01


19

Ваш семейный альбом

27.01


20

Поступки, поведение, дисциплина

3.02


Культура внешности, 3 часа

21

Настроение человека

10.02


22

Этот разноцветный мир

17.02


23

«Свет мой, зеркальце, скажи…» Внешний облик. Секреты красоты. Красота внутренняя и внешняя.

3.03


Культура быта, 4 часа

24

Умелые руки не боятся скуки

10.03


25

Зачем человеку часы

17.03


26

Приходите в гости к нам

31.03


27

Твой уголок в доме. Предметы, которые окружают тебя. Уход за ними.

7.04


Культура учебного труда, 2 часа

28

Какие бывают поручения. Как мы выполняем свои поручения.

14.04


29

Школьные порядки

21.04


На сцене нашего «Я», 4 часа

30

Здравствуй, моё «Я»

28.04


31

Я самостоятельный

5.05


32

Викторина «Культура поведения»

12.05


33

Что мы узнали и чему научились

19.05



Литература и средства обучения


Пособия для учащихся

1. Селевко Г.К., Селевко А.Г. Начала этики. Учебное пособие для начальной школы. 1 класс. 2005

Пособия для учителя 1. Селевко Г.К., Курзина Т.Н. Методика преподавания курса «Начала этики» (1-2 класс) - Ярославль - Москва, 2005.


© 2010-2022