- Преподавателю
- Начальные классы
- Конспект урока русского языка по теме Грамматическая основа предложения
Конспект урока русского языка по теме Грамматическая основа предложения
Раздел | Начальные классы |
Класс | 3 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Бриурош С.Н. |
Дата | 25.12.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Учитель: Бриурош С.Н.
Предмет: русский язык
Класс: 3
Тема «Грамматическая основа предложения»
Цели:
Образовательные:
- знакомство с понятием «грамматический центр предложения»;
- формирование умения находить грамматическую основу предложения;
- построение алгоритма нахождения грамматической основы;
Развивающие:
- развитие мыслительных операций анализа и синтеза;
- развитие внимания, мышления, памяти и речи;
- развитие орфографической зоркости;
Воспитательные:
- развитие чувства языка;
- формирование навыков сотрудничества;
- воспитание учебной активности; развитие культуры умственного труда.
Тип урока: открытие новых знаний
Технология: проблемный диалог
Оборудование:
- план урока в виде спирали;
- модель транспортного средства;
- оценочные знаки;
- алгоритм;
- материал для групповой работы;
- схемы предложений;
- «солнышко» для творческого задания;
- тренажёры для физкультминуток
№
Ход урока
Задачи
1
Организационный момент
- Рассмотрите схему урока. Что вы заметили?
- Как вы считаете, у нас сегодня будет новый материал? Как вы это определили?
- Сегодня мы с вами будем двигаться по спирали к центру. А что такое центр?
- Отправная точка рефлексия, транспортное средство - автобус под флагом наших знаний.
- Мы должны преодолеть все препятствия, добраться до центра, вооружиться новым знанием… А дальше куда ехать?
- С багажом новых знаний вернуться той же дорогой к отправной точке. Ведь любое путешествие предполагает возвращение домой.
- Готовы? В путь!
Анализ схемы
Определение типа урока
Определение структуры урока
2
Рефлексия на старте
- Определите 1-ый этап урока. Для чего он нужен?
- Какую большую тему мы изучаем? (Предложение)
- В этой теме мы изучили много понятий. Сегодня мы будем опираться на некоторые из них. Найдите их в схеме.
- Давайте сделаем самооценку знаний этих понятий через игру «Молчанка».
- Положите перед собой оценочные знаки: от - до +. Я буду задавать вопросы по изученной теме, а вы, если справитесь с ответом, убираете один знак. И т.д. Справитесь?
1) Предложение - это …
2) Словосочетание - это …
3) Я знаю три части речи - это …
4) Имя существительное отвечает на вопрос … и обозначает …
5) Глагол отвечает на вопросы … и обозначает …
- Какой оценочный знак у вас был последний? Это и есть наша оценка опорных знаний.
- Можем отправляться в экспедицию
Определение 1-го этапа урока. Мотивация
Прогноз
Самооценка опорных знаний
3
Актуализация опорных знаний:
Работа с предложением
- Двигаемся дальше. Какое понятие нам надо вспомнить? (Предложение )
- На каком материале можно это сделать? (Чистописание)
- Для чего нужна минутка чистописания на уроке?
- Что за знак стоит рядом с чистописанием в схеме? (Массажная разминка)
- Для чего она нужна?
- Сделайте самомассаж рук с помощью массажных мячиков.
- Сегодня в материале чистописания соединения -оро-, -ара-. Где они встречаются? (В словарных словах)
- Назовите эти словарные слова.
- Давайте пропишем эти соединения в тетради. Вспомните правила посадки при письме
- Пропишите. Найдите самое красивое соединение. Подчеркните. Сравните с ним все остальные соединения. Оцените свою работу.
- Рассмотрите схемы на доске. Что это за схемы?
- Придумайте предложения к этим схемам с нашими словарными словами. Справитесь с этим заданием?
- Давайте запишем одно предложение:
Маленький воробей купался в луже.
- Оцените нашу работу на этом этапе.
Определение следующего этапа
Мотивация этапа
Мотивация разминки
Самомассаж
Повторение словарных слов
Повторение правил посадки при письме
Самооценка
Прогноз
Самооценка
Работа со словосочетанием
- Двигаемся дальше. Назовите следующее понятие.(Словосочетание)
- Что такое словосочетание?
- Как вы оцениваете свои знания о словосочетании?
- Проверим их на орфографической разминке. Для чего она нужна?
- Прочитайте слова. Назовите орфограммы. Справитесь?
ёж…к р…ч…ной
окун… к…лючий
л…са л…сная
ч…щ… пуш…стая
…ишка в…сёлый
- А теперь составьте из этих слов словосочетания. Справитесь?
- Какое слово в словосочетании является центром?
- Оцените свою работу на этом этапе урока.
Определение следующего этапа
Прогноз
Мотивация
Развитие орфографической зоркости
Прогноз
Самооценка
Физкультминутка для осанки
-Для чего нужна физкультминутка для осанки?
- Почему она важна именно в начальной школе?
Мотивация
4
Открытие знаний
Воспроизведение знаний о частях речи
- Мы ближе к центру. Какая следующая остановка? (Части речи)
- Давайте воспроизведём знания о частях речи. Для этого составьте в группах схемы о частях речи. Справитесь?
(Группы получают материал для составления схемы)
- Прикрепите свои получившиеся схемы на доске и отчитайтесь.
ЧАСТИ РЕЧИ
Имя сущ. Имя прил. Глагол
Кто? Что? Какой? Что делать?
предмет признак действие
- Все части речи по своей сути слова. Как вы думаете, что является центром слова. Почему? (Корень)
- Оцените свою работу на этом этапе.
Определение этапа
Прогноз
Работа в группах
Отчёт групп
Самооценка
Постановка проблемы
- Давайте вернёмся к предложению, которое записали в чистописании.
- Определите все части речи.
прил сущ гл пр сущ
Маленький воробей купался в луже.
- Найдите центр этого предложения. (Мы не можем)
- Как вы думаете, что это может быть? Какие у вас есть гипотезы?
Гипотезы:
1) слово
2) несколько слов
- Давайте проверим эти гипотезы.
Определение частей речи
Столкновение с проблемой
Выдвижение гипотез
Решение проблемы
- Проверим первую гипотезу. Назовите её.
- Какое слово может быть центром? Оно должно нести информацию о предложении.
- Давайте закроем все слова в предложении. Будем открывать по одному и проверять.
- Какой вывод можно сделать? (Эта гипотеза не верна)
- Проверим вторую гипотезу. Назовите её.
- Будем открывать слова группами. Какая группа несёт информацию о данном предложении? (Воробей купался)
- Какой вывод можно сделать? (вторая гипотеза верна.)
Центр предложения - это два слова.
- Но какие это слова? Давайте вернёмся на станцию «Части речи»
И определим, какой частью речи являются главные члены предложения. (сущ. и глагол)
- Ну про глагол мы и так знаем, что он главный и важный. Его легко найти в предложении. А как найти главное существительное в предложении?
- Нужно найти, о ком или о чём говорится в предложении. В нашем предложении говорится о луже или о воробье? Он что делал?
- Как вы думаете, может ли грамматический центр предложения существовать изолированно?
- Именно поэтому его называют грамматическая основа предложения или главные члены предложения.
- Давайте, сравним наши выводы с правилом в учебнике.
- Оцените нашу работу на этом этапе урока.
Проверка гипотез
Выводы
Самооценка
Физкультминутка по мед. показаниям
- Для чего нужна такая физкультминутка?
- Разделитесь на группы: ЛОР - заболевания - ароматерапия;
зрение - тренажёр для глаз;
ортопед. - тренажёр для ног
(дети в группах самостоятельно выполняют упражнения)
Мотивация
Выполнение упражнений на профилактику индивид
заболеваний
5
Закрепление знаний
- Двигаемся дальше. Возвращаемся на станцию «Словосочетание».
- Давайте выясним, является ли грамматический центр словосочетанием. Справимся с этим заданием?
- Что вы знаете о словосочетании? (Одно слово главное, другое - зависимое)
-Найдите словосочетания в нашем предложении.
- Выпишите. Проанализируйте. Найдите главное слово.
Маленький воробей
*
Купался в луже
- А теперь выпишите наш грамматический центр. И найдите главное слово.
Воробей купался
- Какой вывод можно сделать? (Грамматический центр - это не словосочетание, а маленькое предложение. Слова в нём равноправны.)
- Давайте построим себе алгоритм нахождения грамматической основы предложения. Для чего он нужен?
1) читаю предложение
2) о ком или о чём говорится в предложении
3) найти действие
4) подчеркнуть главные члены
- Давайте проверим его работу на материале учебника:
(упражнение выполняется с комментированием у доски и в тетрадях)
- Оцените нашу работу на этом этапе урока
Прогноз
Выводы
Мотивация
Построение алгоритма
Проверка работы алгоритма
Самооценка
6
Творческое задание
- Двигаемся дальше. Станция «Предложение».
- Я предлагаю творческое задание на составление предложений с грамматической основой /солнце спешит/. Справитесь?
(На доске солнышко. В центре - грамматическая основа: солнце спешит, а на лучиках второстепенные члены:
весеннее согреть землю
ласковое разбудить малыша
холодное спрятаться за тучу
уставшее окунуться в океан
- Оцените свою работу на данном этапе урока.
Прогноз
Выполнение творческого задания
Самооценка
7
Рефлексия
- Мы вернулись на исходную позицию.
- Мы изменились за время путешествия. Как?
- Каково наше главное приобретение?
- Чему мы сегодня учились? Какую тему разобрали?
- Давайте посмотрим на наши «трофеи». Как мы сегодня поработали?
Подведение итогов
Озвучивание темы урока
Итоговая самооценка