Конспект урока русского языка по теме Грамматическая основа предложения

Раздел Начальные классы
Класс 3 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Учитель: Бриурош С.Н.

Предмет: русский язык

Класс: 3

Тема «Грамматическая основа предложения»

Цели:

Образовательные:

- знакомство с понятием «грамматический центр предложения»;

- формирование умения находить грамматическую основу предложения;

- построение алгоритма нахождения грамматической основы;

Развивающие:

- развитие мыслительных операций анализа и синтеза;

- развитие внимания, мышления, памяти и речи;

- развитие орфографической зоркости;

Воспитательные:

- развитие чувства языка;

- формирование навыков сотрудничества;

- воспитание учебной активности; развитие культуры умственного труда.

Тип урока: открытие новых знаний

Технология: проблемный диалог

Оборудование:

- план урока в виде спирали;

- модель транспортного средства;

- оценочные знаки;

- алгоритм;

- материал для групповой работы;

- схемы предложений;

- «солнышко» для творческого задания;

- тренажёры для физкультминуток

Ход урока

Задачи

1

Организационный момент

- Рассмотрите схему урока. Что вы заметили?

- Как вы считаете, у нас сегодня будет новый материал? Как вы это определили?

- Сегодня мы с вами будем двигаться по спирали к центру. А что такое центр?

- Отправная точка рефлексия, транспортное средство - автобус под флагом наших знаний.

- Мы должны преодолеть все препятствия, добраться до центра, вооружиться новым знанием… А дальше куда ехать?

- С багажом новых знаний вернуться той же дорогой к отправной точке. Ведь любое путешествие предполагает возвращение домой.

- Готовы? В путь!

Анализ схемы

Определение типа урока

Определение структуры урока

2

Рефлексия на старте

- Определите 1-ый этап урока. Для чего он нужен?

- Какую большую тему мы изучаем? (Предложение)

- В этой теме мы изучили много понятий. Сегодня мы будем опираться на некоторые из них. Найдите их в схеме.

- Давайте сделаем самооценку знаний этих понятий через игру «Молчанка».

- Положите перед собой оценочные знаки: от - до +. Я буду задавать вопросы по изученной теме, а вы, если справитесь с ответом, убираете один знак. И т.д. Справитесь?

1) Предложение - это …

2) Словосочетание - это …

3) Я знаю три части речи - это …

4) Имя существительное отвечает на вопрос … и обозначает …

5) Глагол отвечает на вопросы … и обозначает …

- Какой оценочный знак у вас был последний? Это и есть наша оценка опорных знаний.

- Можем отправляться в экспедицию

Определение 1-го этапа урока. Мотивация

Прогноз

Самооценка опорных знаний

3

Актуализация опорных знаний:

Работа с предложением

- Двигаемся дальше. Какое понятие нам надо вспомнить? (Предложение )

- На каком материале можно это сделать? (Чистописание)

- Для чего нужна минутка чистописания на уроке?

- Что за знак стоит рядом с чистописанием в схеме? (Массажная разминка)

- Для чего она нужна?

- Сделайте самомассаж рук с помощью массажных мячиков.

- Сегодня в материале чистописания соединения -оро-, -ара-. Где они встречаются? (В словарных словах)

- Назовите эти словарные слова.

- Давайте пропишем эти соединения в тетради. Вспомните правила посадки при письме

- Пропишите. Найдите самое красивое соединение. Подчеркните. Сравните с ним все остальные соединения. Оцените свою работу.

- Рассмотрите схемы на доске. Что это за схемы?

- Придумайте предложения к этим схемам с нашими словарными словами. Справитесь с этим заданием?

- Давайте запишем одно предложение:

Маленький воробей купался в луже.

- Оцените нашу работу на этом этапе.

Определение следующего этапа

Мотивация этапа

Мотивация разминки

Самомассаж

Повторение словарных слов

Повторение правил посадки при письме

Самооценка

Прогноз

Самооценка


Работа со словосочетанием

- Двигаемся дальше. Назовите следующее понятие.(Словосочетание)

- Что такое словосочетание?

- Как вы оцениваете свои знания о словосочетании?

- Проверим их на орфографической разминке. Для чего она нужна?

- Прочитайте слова. Назовите орфограммы. Справитесь?

ёж…к р…ч…ной

окун… к…лючий

л…са л…сная

ч…щ… пуш…стая

ишка в…сёлый

- А теперь составьте из этих слов словосочетания. Справитесь?

- Какое слово в словосочетании является центром?

- Оцените свою работу на этом этапе урока.

Определение следующего этапа

Прогноз

Мотивация

Развитие орфографической зоркости

Прогноз

Самооценка


Физкультминутка для осанки

-Для чего нужна физкультминутка для осанки?

- Почему она важна именно в начальной школе?

Мотивация

4

Открытие знаний

Воспроизведение знаний о частях речи

- Мы ближе к центру. Какая следующая остановка? (Части речи)

- Давайте воспроизведём знания о частях речи. Для этого составьте в группах схемы о частях речи. Справитесь?

(Группы получают материал для составления схемы)

- Прикрепите свои получившиеся схемы на доске и отчитайтесь.

ЧАСТИ РЕЧИ


Имя сущ. Имя прил. Глагол

Кто? Что? Какой? Что делать?

предмет признак действие

- Все части речи по своей сути слова. Как вы думаете, что является центром слова. Почему? (Корень)

- Оцените свою работу на этом этапе.

Определение этапа

Прогноз

Работа в группах

Отчёт групп

Самооценка


Постановка проблемы

- Давайте вернёмся к предложению, которое записали в чистописании.

- Определите все части речи.

прил сущ гл пр сущ

Маленький воробей купался в луже.

- Найдите центр этого предложения. (Мы не можем)

- Как вы думаете, что это может быть? Какие у вас есть гипотезы?

Гипотезы:

1) слово

2) несколько слов

- Давайте проверим эти гипотезы.

Определение частей речи

Столкновение с проблемой

Выдвижение гипотез


Решение проблемы

- Проверим первую гипотезу. Назовите её.

- Какое слово может быть центром? Оно должно нести информацию о предложении.

- Давайте закроем все слова в предложении. Будем открывать по одному и проверять.

- Какой вывод можно сделать? (Эта гипотеза не верна)

- Проверим вторую гипотезу. Назовите её.

- Будем открывать слова группами. Какая группа несёт информацию о данном предложении? (Воробей купался)

- Какой вывод можно сделать? (вторая гипотеза верна.)

Центр предложения - это два слова.

- Но какие это слова? Давайте вернёмся на станцию «Части речи»

И определим, какой частью речи являются главные члены предложения. (сущ. и глагол)

- Ну про глагол мы и так знаем, что он главный и важный. Его легко найти в предложении. А как найти главное существительное в предложении?

- Нужно найти, о ком или о чём говорится в предложении. В нашем предложении говорится о луже или о воробье? Он что делал?

- Как вы думаете, может ли грамматический центр предложения существовать изолированно?

- Именно поэтому его называют грамматическая основа предложения или главные члены предложения.

- Давайте, сравним наши выводы с правилом в учебнике.

- Оцените нашу работу на этом этапе урока.

Проверка гипотез


Выводы


Самооценка


Физкультминутка по мед. показаниям

- Для чего нужна такая физкультминутка?

- Разделитесь на группы: ЛОР - заболевания - ароматерапия;

зрение - тренажёр для глаз;

ортопед. - тренажёр для ног

(дети в группах самостоятельно выполняют упражнения)

Мотивация

Выполнение упражнений на профилактику индивид

заболеваний

5

Закрепление знаний

- Двигаемся дальше. Возвращаемся на станцию «Словосочетание».

- Давайте выясним, является ли грамматический центр словосочетанием. Справимся с этим заданием?

- Что вы знаете о словосочетании? (Одно слово главное, другое - зависимое)

-Найдите словосочетания в нашем предложении.

- Выпишите. Проанализируйте. Найдите главное слово.

Маленький воробей

*

Купался в луже

- А теперь выпишите наш грамматический центр. И найдите главное слово.

Воробей купался

- Какой вывод можно сделать? (Грамматический центр - это не словосочетание, а маленькое предложение. Слова в нём равноправны.)

- Давайте построим себе алгоритм нахождения грамматической основы предложения. Для чего он нужен?

1) читаю предложение

2) о ком или о чём говорится в предложении

3) найти действие

4) подчеркнуть главные члены

- Давайте проверим его работу на материале учебника:

(упражнение выполняется с комментированием у доски и в тетрадях)

- Оцените нашу работу на этом этапе урока

Прогноз



Выводы

Мотивация

Построение алгоритма

Проверка работы алгоритма

Самооценка

6

Творческое задание

- Двигаемся дальше. Станция «Предложение».

- Я предлагаю творческое задание на составление предложений с грамматической основой /солнце спешит/. Справитесь?

(На доске солнышко. В центре - грамматическая основа: солнце спешит, а на лучиках второстепенные члены:

весеннее согреть землю

ласковое разбудить малыша

холодное спрятаться за тучу

уставшее окунуться в океан

- Оцените свою работу на данном этапе урока.

Прогноз

Выполнение творческого задания

Самооценка

7

Рефлексия

- Мы вернулись на исходную позицию.

- Мы изменились за время путешествия. Как?

- Каково наше главное приобретение?

- Чему мы сегодня учились? Какую тему разобрали?

- Давайте посмотрим на наши «трофеи». Как мы сегодня поработали?

Подведение итогов

Озвучивание темы урока

Итоговая самооценка


© 2010-2022