Методическая разработка урока русского языка

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

РУССКИЙ ЯЗЫК


Автор

Данилова Г.Д.., учитель начальных классов, ГБОУ СОШ № 9, г.о.Чапаевск, Самарская область

Класс

2 класс

Автор УМК (Программы учебного курса)

Л.Я.Желтовская, А.Ю.Купалова

Тема урока

Слова, отвечающие на вопросы «кто?» и «что?»

Тип урока

Урок усвоения новых знаний

Цель урока


Формировать умения распознавать слова, отвечающие на вопросы кто? Что?


задачи

Образовательные: знакомство с понятием имя существительное» и углубления представления об одушевленных и неодушевленных именах существительных (вопросы, термины), обогащение словарного запаса

Развивающие: стремление к расширению кругозора и приобретения опыта самостоятельного познания; развитие самостоятельного мышления, умения сравнивать и анализировать полученную информацию, умения пользоваться учебником, развитие речи, внимания, коммуникативной культуры ребенка

Воспитательные: воспитание трудолюбия и способности к познанию


Организация обучения


Формы работы

Средства обучения

Методы обучения

По характеру учебно-познавательной деятельности: проблемно - поисковые.

По способу организации и осуществления познавательной деятельности: словесные, наглядные, практические.

По степени педагогического управления со стороны учителя: методы опосредованного управления учебно-познавательной деятельностью учащихся с помощью источников информации.


Технологии: исследовательская, обучение в сотрудничестве - работа в парах и малых группах, развивающая, здоровьесберегающая, информационно-коммуникативная Деятельностный метод обучения.


Ход урока

Этапы урока

Формируемые умения

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

1.Самоопределение к деятельности,

мобилизующий момент.

Регулятивные УУД:

-осуществлять самоконтроль;

- овладевать умением прогнозировать;

Коммуникативные УУД:

- слушать и понимать речь других;

- уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;


Ребята! Какое настроение у вас сегодня А что нам поднимает настроение с самого утра: как только мы проснулись, или по дороге в школу, при встрече с друзьями?
- ну конечно же ВЕЖЛИВЫЕ СЛОВА. Какие вежливые слова вы знаете?


- Как бы вы хотели, чтобы прошел урок?



- нет


- дети высказывают свое мнение
- выслушиваются ответы детей.

Интересно, радостно и чтобы у нас все получилось.

2. Словарная работа

Личностные УУД

Формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку. Создание атмосферы доброжелательности, радости

Познавательные УУД:

Формирование умения извлекать информацию из текста; формирование умения делать выводы на основе анализа текста

Мы часто говорим друг другу : желаю тебе всего доброго, желаю вам добра и счастья.

«Добрый день! - тебе сказали.

- Добрый день! - ответил ты.

Как две ниточки связали -

теплоты и доброты.

- А как еще можно поздороваться?


Вот с одним из этих слов мы с вами сегодня познакомимся.

Послушайте небольшой рассказ.

-Лесной тропинкой идут отец и маленький сын. Вокруг тишина, только слышно, как где-то далеко стучит дятел и ручеек журчит в лесной глуши.

Вдруг сын увидел: навстречу им идет бабушка с палочкой.

-Откуда идет бабушка? - спросил сын.

Увидеть, встретить или проводить, - ответил отец.

- Когда встретимся с нею, мы скажем ей ЗДРАВСТВУЙТЕ, - сказал отец

- для чего говорить. Мы же незнакомы!

- А вот скажем и увидишь, -ответил отец.

Вот и бабушка.

-Здравствуйте, - сказал сын.

- Здравствуйте, - сказал отец.

Здравствуйте, сказала бабушка и улыбнулась.

И сын с удивлением заметил, все вокруг изменилось. Солнце засияло ярче. По верхушкам деревьев пробежал легкий ветерок, листья заиграли, затрепетали. В кустах послышалось пение птиц. На душе у мальчика стало РАДОСТНО!

- Почему это так? - спросил сын.

- Потому, что мы сказали человеку ЗДРАВСТВУЙТЕ, и он улыбнулся.

Слово ЗДРАВСТВУЙТЕ обладает тем чудесным свойством, что оно пробуждает чувство взаимного доверия, сближает людей, открывает их души.

ЗДРАВСТВОВАТЬ - обладать радостями жизни, важнейшей из которых является общение с человеком.

- запишите слово в словарик



- ответы детей

(добрый день, привет, доброе утро, здравствуй)































Дети выполняют задание.

3. Актуализация знаний и постановка учебной проблемы

Познавательные УУД:

Формирование умения выявлять сущность, особенности объектов

Регулятивные УУД:

Формирование умения определять деятельность на уроке

Посмотрите на экран. (на экране текст рассказа из словарной работы?

Мы сейчас будем выписывать из нашего текста слова в два столбика, как вы думаете почему?

Кто может сказать, какие слова отвечают на вопрос (кто?», а какие на вопрос «что?»

Как думаете, чему мы сегодня будем учиться на уроке?

Все верно, мы уточним, какие слова отвечают на эти вопросы и какие предметы называют эти слова.

- в левый столбик слова отвечающие на вопрос КТО?

В правом - на вопрос ЧТО?

Ответы детей

- будем писать слова, отвечающие на вопросы «кто?» и «что?»

4. Совместное открытие знания:

* Наблюдение за именами существительными

* выведение правила

* динамическая пауза

Познавательные УУД:

Формирование умения извлекать информацию из текста

Коммуникативные УУД

Формирование умения оформлять свои мысли в устной форме; формирование умения совместно договариваться о правилах общения и поведения.

Личностные УУД

Формирование умения определять и высказывать простые, общие для всех людей правила.

* Итак, мы сегодня наблюдаем за словами, которые называют предмет Я вам покажу несколько картинок, на которых изображены предметы. Я показываю слово, обозначающее предмет, а вы говорите, на какой вопрос оно отвечает.

(картинки проектируются на экран)

Девочка, заяц, мама, улитка, собака…….

- Назовите одним словом всех кого мы назвали

- В русском языке на вопрос «кто?» отвечают только слова, которые называют людей и животных. Эти слова одушевленные предметы

-А что же с остальными предметами? На какой вопрос они отвечают?

Какой вывод можно сделать из нашего исследования?

- Обратите внимание, что все предметы, которые называли, существуют. И для них есть общее понятие, название - ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ и это особая часть речи. Сделаем вывод.

На экране открывается неполная запись)

Часть речи, которая……. И отвечает на вопросы……, называется….. имена существительные бывают…..

* - я буду называть предметы. Если предмет неодушевленный - вы прыгаете…. Если одушевленный вы хлопаете….если слово не является названием предмета - приседаете. ( по выбору учителя)




Дети задают вопросы и называют слово

- это люди, животные.

- Что?

Люди и животные - это одушевленные предметы, остальные - неодушевленные и отвечают на вопрос ЧТО?

Дети выводят правило.

Дети выполняют разминку.

5. Первичное закрепление знаний:

*обобщение нового знания

*работа в группах

Познавательные УУД:

формирование умения анализировать полученную информацию

Коммуникативные УУД:

формирование умения совместно договариваться о правилах общения и поведения. Формирование умения слушать и понимать другого;

Личностные УУД

Формирование умения определять и высказывать простые, общие для всех людей правила.

*- с какими словами мы работали

- что нового вы узнали, чего раньше не знали

*нам предстоит работа в группах объединитесь в пары по 2 парты…

Задание: кто больше напишет одушевленных и неодушевленных слов

Обобщение: вы сейчас записали слова, которые называли….

- как эти слова называются в русском языке?

- словами, которые называют предметы

Выслушиваются ответы детей

Работа в парах

- предмет

- имена существительные

6.Рефлексия

Личностные УУД:

- устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом.

Регулятивные УУД:

- осуществлять самоконтроль;

- давать оценку деятельности на уроке совместно с учителем и одноклассниками;

- выделять и осознавать то, что уже усвоено и что нужно еще усвоить;

Коммуникативные УУД:

- уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

-Над какой темой работали?

-Какое правило вывели?


Запомните стихотворение об имени существительном, которое написано на ромашке:

Существительных в природе

При любой найдёшь погоде.

Кто? и что? - вопрос задай

И спокойно отвечай.

Это кукла, это книжка,

Это кошка, это мышка.

Всё так просто и понятно,

Увлекательно, занятно.

На вопросы кто? и что?

Отвечать оно должно.

Н. Анишина

-определите в своей группе: что вам нужно было сделать? Удалось ли вам выполнить задание? Были ли недочеты? Понадобилась ли вам помощь со стороны? Как вы оцениваете работу своей группы? Возьмите смайлик нужного цвета

Выставляются оценки. Комментируется дом. задание.

Работали над темой имя существительное.

Дети еще раз повторяют правило.



Дети работают по алгоритму самооценки

7. Итог урока

Регулятивные УУД:

Формирование умения определять успешность своей работы

Подведем итог урока. Как вы себя ощущали на уроке, какое было настроение?

Встаньте, пожалуйста, те ребята, которые понимают значение слов «имя существительное» и прикоснитесь к любому неодушевленному предмету…… другой рукой погладьте предмет, к которому можно поставить вопрос КТО?. Улыбнитесь друг другу. Сегодня вы работали группами, возьмитесь за руки членов своей группы. Если вам было комфортно и вы понимали друг друга - поднимите руки вверх не разжимая их…. Какое волшебное слово вы скажите друг другу, подарив радость общения. Частичку своей души.

Выслушиваются ответы детей


- спасибо!

Вот какие мы молодцы!!!



© 2010-2022