- Преподавателю
- Начальные классы
- Рабочая программа по математике 1 класс
Рабочая программа по математике 1 класс
Раздел | Начальные классы |
Класс | 1 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Кубик О.Г. |
Дата | 25.09.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение
Новобирюсинская общеобразовательная школа
«Рассмотрено» на заседании МО
учителей___________________ Руководитель МО __________________________
Протокол № ___ от «____»____________2015 г.
«Согласовано» Заместитель директора школы по УР
_____________________________
«____»____________2015 г.
«Утверждаю» Директор школы
_____________ Л.В. Шабаева.
Приказ № ___ от «___»________2015 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по учебному предмету
математика
1 а класса
Учителя II квалификационной категории
Кубик Ольги Георгиевны
п. Новобирюсинский
2015 г.
Аннотация к рабочей программе дисциплины «Математика. 1 класс
Учитель: Кубик Ольга Георгиевна
1. Место дисциплины в структуре основной образовательной программы
Данная рабочая программа по математике составлена на основе Федерального государственного стандарта начального общего образования; Концепции духовно- нравственного развития и воспитания личности гражданина России; планируемых результатов начального общего образования; авторской программы Моро М.И., Бантова М.А., Бельтюкова Г.В., Волкова С.И., Степанова С.В.«Математика. 1 - 4 классы»М. «Просвещение»2011. Данная программа рекомендована Министерством образования РФдля общеобразовательных учреждений; соответствует стандарту начального общего образования по математике. Преподавание ведется по учебникам: 1класс Моро М.И., Волкова С.И., Степанова С.В. «Математика». Москва «Просвещение» 2012г.
2. Цель изучения дисциплины
Математическое развитие младших школьников.
Формирование системы начальных математических знаний.
Воспитание интереса к математике, к умственной деятельности.
3.Структура дисциплины
Числа и величины. Арифметические действия.
Работа с текстовыми задачами. Пространственные отношения.
Геометрические фигуры. Геометрические величины.
Работа с информацией.
4. Основные образовательные технологии
Информационно-коммуникативные технологии
Технология концентрированного обучения
Технология проблемного обучения
Технология дифференцированного обучения
Технологии личностно -ориентированного образования (игровые
технологии, метод проектов)
5. Требования к результатам освоения дисциплины
1класс
называть числа от 1 до 20; называть и обозначать действия сложения и
вычитания;
называть результаты сложения чисел в пределах 10 и соответствующие
случаи вычитания;
называть результаты сложения чисел в пределах 20 и соответствующие
случаи вычитания;
оценивать количество предметов числом и проверять результат подсчетом в
пределах 20;
вести счет как в прямом, так и в обратном порядке в пределах 20;
записывать и сравнивать числа в пределах 20;
находить значение числового выражения в 102 действия в пределах 20 (без
скобок);
решать задачи в 1-2 действия.
6.Формы контроля
Контрольная работа, проверочная работа, математический диктант,
графический диктант, самостоятельная работа, тест.
Пояснительная записка При разработке рабочей программы курса математика использованы следующие документы:
- Авторская программа «Школа России» Бантова М.А., Бельтюкова Г.В., Волкова С.И. и др.. Концепция и программы для нач. кл. в 2 ч. Ч 1. - М.: Просвещение, 2010.
- - Закон № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
- - Федеральный компонент государственного стандарта (начального общего, основного общего, среднего общего образования) по, утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ от 05.03.2004 года № 1089;
- - Федеральный государственный образовательный стандарт, утвержденный Приказом министерства образования и науки РФ от 06 октября 2009 г № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования», с изменениями и дополнениями от 26.11.2010 № 1241, от 22 сентября 2011 №2357;
- - учебный план МКОУ Новобирюсинской СОШ на 2013./2014.. учебный год;
- - письмо службы по контролю и надзору в сфере образования Иркутской области от 15.04.2011 года № 75-37-0541/11.
- Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих программы общего образования.
- методические рекомендации для общеобразовательных учреждений Иркутской области
- развитие образного и логического мышления, воображения;
- формирование предметных умений и навыков, необходимых для успешного решения учебных и практических задач, продолжения образования;
- освоение основ математических знаний, формирование первоначальных представлений о математике;
- воспитание интереса к математике, стремления использовать математические знания в повседневной жизни.
аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям. - Готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения. - Определение общей цели и путей её достижения: умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности, осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих. - Овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов и процессов в соответствии с содержанием учебного предмета «математика». - Овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами. - Умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием учебного предмета «Математика».
Метапредметными результатами изучения курса «Математика» в 1-м классе являются формирование следующих универсальных учебных действий (УУД). Регулятивные УУД: - Готовность ученика целенаправленно использовать знания в учении и в повседневной жизни для исследования математической сущности предмета (явления, события, факта); - Определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя. - Проговаривать последовательность действий на уроке. - Учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией учебника. - Учиться работать по предложенному учителем плану. - Учиться отличать верно выполненное задание от неверного. - Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке. Познавательные УУД: - Способность характеризовать собственные знания по предмету, формулировать вопросы, устанавливать, какие из предложенных математических задач могут быть им успешно решены; - Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя. - Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре). - Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке. - Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса. - Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать такие математические объекты, как числа, числовые выражения, равенства, неравенства, плоские геометрические фигуры. - Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять математические рассказы и задачи на основе простейших математических моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем). - Познавательный интерес к математической науке. - Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), в открытом информационном пространстве, в том числе контролируемом пространстве Интернета. Коммуникативные УУД: - Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста). - Слушать и понимать речь других. -Читать и пересказывать текст. Находить в тексте конкретные сведения, факты, заданные в явном виде. - Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им. - Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика). Предметными результатами изучения курса «Математика» в 1-м классе являются формирование следующих умений. - Использование приобретённых математических знаний для описания и объяснения окружающих предметов, процессов, явлений, а также для
оценки их количественных и пространственных отношений. - Овладение основами логического и алгоритмического мышления, пространственного воображения и математической речи, основами счёта, измерения, прикидки результата и его оценки, наглядного представления данных в разной форме (таблицы, схемы, диаграммы), записи и выполнения алгоритмов. - Приобретение начального опыта применения математических знаний для решения учебно-познавательных и учебно-практических задач. - Умения выполнять устно и письменно арифметические действия с числами и числовыми выражениями, решать текстовые задачи, выполнять и строить алгоритмы и стратегии в игре, исследовать, распознавать и изображать геометрические фигуры, работать с таблицами, схемами, графиками и диаграммами, цепочками, представлять, анализировать и интерпретировать данные. - Приобретение первоначальных навыков работы на компьютере (набирать текст на клавиатуре, работать с меню, находить информацию по заданной теме, распечатывать её на принтере). Учащиеся должны знать: - названия и обозначения действий сложения и вычитания, таблицу сложения чисел в пределах 20 и соответствующие случаи вычитания Учащиеся должны уметь: - Оценивать количество предметов числом и проверять сделанные оценки подсчетом в пределах 20 - Вести счет, как в прямом, так и в обратном порядке в пределах 20 - Записывать и сравнивать числа в пределах 20 - Находить значение числового выражения в 1-2 действия в пределах 20 (без скобок) - Решать задачи в 1-2 действия, раскрывающие конкретный смысл действий сложения и вычитания, а также задачи на нахождение числа, которое на несколько единиц больше (меньше) данного и - Проводить измерение длины отрезка и длины ломаной - Строить отрезок заданной длины - Вычислять длину ломаной. Учащиеся в совместной деятельности с учителем имеют возможность научиться: - использовать в процессе вычислений знание переместительного свойства сложения; (повышенный уровень) - использовать в процессе измерения знание единиц измерения длины(сантиметр, дециметр), объёма (литр) и массы (килограмм); - выделять как основание классификации такие признаки предметов, как цвет, форма, размер, назначение, материал; - выделять часть предметов из большей группы на основании общего признака (видовое отличие); - производить классификацию предметов, математических объектов по одному основанию; - решать задачи в два действия на сложение и вычитание; - узнавать и называть плоские геометрические фигуры: треугольник, четырёхугольник, пятиугольник, шестиугольник, многоугольник; выделять из множества четырёхугольников прямоугольники, из множества прямоугольников - квадраты, - определять длину данного отрезка; - заполнять таблицу, содержащую не более трёх строк и трёх столбцов; (повышенный уровень) - решать арифметические ребусы и числовые головоломки, содержащие не более двух действий.
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
Сравнение предметов и групп предметов. Пространственные и временные представления
Сравнение предметов по размеру, форме.
Пространственные представления, взаимное расположение предметов: вверху, внизу, слева, справа, перед, за, между, рядом.
Направления движения: слева направо, справа налево, сверху вниз, снизу вверх.
Временные представления: сначла, потом, до, после, раньше, позже.
Сравнение групп предметов: больше, меньше, столько же, больше (меньше) на…
Числа от 1 до 10 и число 0. Нумерация. Цифры и числа 1-5 Названия, обозначение, последовательность чисел. Прибавление к числу по одному и вычитание из числа по одному.
Принцип построения натурального ряда чисел. Число 0. Его получение и обозначение.
Чтение, запись и сравнение чисел. Знаки «+», «-», «=». Длина. Отношения «длиннее», «короче», «одинаковые по длине» Точка. Кривая линия. Прямая линия. Отрезок. Луч. Ломаная линия. Многоугольник. Углы, вершины, стороны многоугольника. Длина отрезка, сантиметр. Знаки «>», «<», «=». Монеты в 1р, 2р, 5р, 10р Понятия «равенство», «неравенство» Состав чисел от 2 до 5 из двух слагаемых. Цифры и числа 6-9. Число 10 Состав чисел от 2 до 10 из двух слагаемых. Названия, обозначение, последовательность чисел. Чтение, запись и сравнение чисел. Понятия «увеличить на …, уменьшить на …»
Сложение и вычитание Конкретный смысл и названия действий сложения и вычитания. Название компонентов и результатов сложения и вычитания. Нахождение значения числовых выражений в 1 - 2 действия без скобок. Переместительное свойство сложения. Приёмы вычислений. Таблица сложения в пределах 10, Соответствующие случаи вычитания. Сложение и вычитание с числом 0.Нахождение числа, которое на несколько единиц больше или меньше данного. Решение задач в одно действие.
Числа от 1 до 20. Нумерация.
Название и последоватльность чисел от 1 до 20. Десятичный состав чисел от 11 до 20. Чтение и запись чисел от 11 до 20. Сравнение чисел. Сложение и вычитание вида 10 +7; 17 - 7; 17 - 10. Сравнение чисел с помощью вычитания. Единицы времени: час. Определение времени по часам с точность до часа. Единицы длины: сантиметр, дециметр. Соотношение между ними. Единицы массы: килограмм. Литр
Табличное сложение и вычитание
Сложение двух однозначных чисел, сумма которых больше 10, с использованием изученных приёмов вычислений. Таблица сложения и соответствующие случаи вычитания. Решение задач в 1 и 2 действия.
Итоговое повторение.
К концу обучения в 1 классе учащиеся должны:
показывать:
-
предмет, расположенный левее (правее), выше (ниже) данного предмета, над (под, за) данным предметом, между двумя предметами;
-
числа от 1 до 20 в прямом и обратном порядке;
-
число, большее (меньшее) данного на несколько единиц;
-
фигуру, изображенную на рисунке (круг, треугольник, квадрат, точка, отрезок).
воспроизводить в памяти:
-
результаты табличного сложения двух любых однозначных чисел;
-
результаты табличных случаев вычитания в пределах 20.
различать:
-
число и цифру;
-
знаки арифметических действий (+, -);
-
многоугольники: треугольник, квадрат, прямоугольник.
сравнивать:
-
предметы с целью выявления в них сходства и различия;
-
предметы по форме, размерам (больше, меньше);
-
два числа, характеризуя результаты сравнения словами «больше», «меньше», «больше на …», «меньше на …».
использовать модели (моделировать учебную ситуацию):
1. выкладывать или изображать фишки для выбора необходимого арифметического действия при решении задач;
решать учебные и практические задачи:
2. выделять из множества один ли несколько предметов, обладающих или не обладающих указанным свойством;
3.пересчитывать предметы и выражать результат числом;
-
определять, в каком из двух множеств больше (меньше) предметов; сколько предметов в одном множестве, сколько в другом;
-
решать текстовые арифметические задачи в одно действие, записывать решение задачи;
-
выполнять табличное вычитание изученными приемами;
-
измерять длину предмета с помощью линейки;
-
изображать отрезок заданной длины;
-
читать записанные цифрами числа в пределах двух десятков и записывать цифрами данные числа;
КРИТЕРИИ И НОРМЫ ОЦЕНКИ ЗНАНИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ
Особенности организации контроля по математике Текущий контроль по математике можно осуществлять как в письменной, так и в устной форме. Письменные работы для текущего контроля рекомендуется проводить не реже одного раза в неделю в форме самостоятельной работы или математического диктанта. Желательно, чтобы работы для текущего контроля состояли из нескольких однотипных заданий, с помощью которых осуществляется всесторонняя проверка только одного определенного умения (например, умения сравнивать натуральные числа, умения находить площадь прямоугольника и др.). Тематический контроль по математике в начальной школе проводится в основном в письменной форме. Для тематических проверок выбираются узловые вопросы программы: приемы устных вычислений, действия с многозначными числами, измерение величин и др. Среди тематических проверочных работ особое место занимают работы, с помощью которых проверяются знания табличных случаев сложения, вычитания, умножения и деления. Для обеспечения самостоятельности учащихся подбирается несколько вариантов работы, каждый из которых содержит 30 примеров (соответственно по 15 на сложение и вычитание или умножение и деление). На выполнение такой работы отводится 5-6 минут урока. Итоговый контроль по математике проводится в форме контрольных работ комбинированного характера (они содержат арифметические задачи, примеры, задания геометрического характера и др.). В этих работах сначала отдельно оценивается выполнение задач, примеров, заданий геометрического характера, а затем выводится итоговая отметка за всю работу. При этом итоговая отметка не выставляется как средний балл, а определяется с учетом тех видов заданий, которые для данной работы являются основными.
Классификация ошибок и недочетов, влияющих на снижение оценки
Оценивание письменных работ В основе данного оценивания лежат следующие показатели: правильность выполнения и объем выполненного задания. Ошибки: вычислительные ошибки в примерах и задачах; ошибки на незнание порядка выполнения арифметических действий; неправильное решение задачи (пропуск действия, неправильный выбор действий, лишние действия); не решенная до конца задача или пример; невыполненное задание; незнание или неправильное применение свойств, правил, алгоритмов, существующих зависимостей, лежащих в основе выполнения задания или используемых в ходе его выполнения; неправильный выбор действий, операций; неверные вычисления в случае, когда цель задания - проверка вычислительных умений и навыков; пропуск части математических выкладок, действий, операций, существенно влияющих на получение правильного ответа; несоответствие пояснительного текста, ответа задания, наименования величин выполненным действиям и полученным результатам; несоответствие выполненных измерений и геометрических построений заданным пара метрам. Недочеты: неправильное списывание данных (чисел, знаков, обозначений, величин); ошибки в записях математических терминов, символов при оформлении математических выкладок; неверные вычисления в случае, когда цель задания не связана с проверкой вычислительных умений и навыков; нерациональный прием вычислений. недоведение до конца преобразований. наличие записи действий; неправильная постановка вопроса к действию при решении задачи; отсутствие ответа к заданию или ошибки в записи ответа.
Оценивание устных ответов
В основу оценивания устного ответа учащихся положены следующие показатели: правильность, обоснованность, самостоятельность, полнота. Ошибки: неправильный ответ на поставленный вопрос; неумение ответить на поставленный вопрос или выполнить задание без помощи учителя; при правильном выполнении задания не умение дать соответствующие объяснения. Недочеты: неточный или неполный ответ на поставленный вопрос; при правильном ответе неумение самостоятельно или полно обосновать и проиллюстрировать его; неумение точно сформулировать ответ решенной задачи; медленный темп выполнения задания, не являющийся индивидуальной особенностью школьника; неправильное произношение математических терминов.
За грамматические ошибки, допущенные в работе, оценка по математике не снижается. За неряшливо оформленную работу, несоблюдение правил каллиграфии оценка по математике снижается на один балл, но не ниже «3».
Характеристика цифровой оценки (отметки) «5» («отлично») - уровень выполнения требований значительно выше удовлетворительного: отсутствие ошибок как по текущему, так и по предыдущему учебному материалу; не более одного недочета; логичность и полнота изложения. «4» («хорошо») - уровень выполнения требований выше удовлетворительного: использование дополнительного материала, полнота и логичность раскрытия вопроса; самостоятельность суждений, отражение своего отношения к предмету обсуждения. Наличие 2 - 3 ошибок или 4 - 6 недочетов по текущему учебному материалу; не более 2 ошибок или 4 недочетов по пройденному материалу; незначительные нарушения логики изложения материала; использование нерациональных приемов решения учебной задачи; отдельные неточности в изложении материала. «3» («удовлетворительно») - достаточный минимальный уровень выполнения требований, предъявляемых к конкретной работе; не более 4 - 6 ошибок или 10 недочетов по текущему учебному материалу; не более 3 - 5 ошибок ли не более 8 недочетов по пройденному учебному материалу; отдельные нарушения логики изложения материала; неполнота раскрытия вопроса. «2» («плохо») - уровень выполнения требований ниже удовлетворительного: наличие более 6 ошибок или 10 недочетов по текущему материалу; более 5 ошибок или более 8 недочетов по пройденному материалу; нарушение логики; неполнота, нераскрытость обсуждаемого вопроса, отсутствие аргументации либо ошибочность ее основных положений.
Оценка письменных работ по математике. Работа, состоящая из примеров «5» - без ошибок. «4» - 1 грубая и 1 - 2 негрубые ошибки. «3» - 2 - 3 грубых и 1 - 2 негрубые ошибки или 3 и более негрубых ошибки. «2» - 4 и более грубых ошибки. Работа, состоящая из задач «5» - без ошибок. «4» - 1 - 2 негрубые ошибки. «3» - 1 грубая и 3 - 4 негрубые ошибки. «2» - 2 и более грубых ошибки. Комбинированная работа «5» - без ошибок. «4» - 1 грубая и 1 - 2 негрубые ошибки, при этом грубых ошибок не должно быть в задаче. «3» - 2 - 3 грубых и 3 - 4 негрубые ошибки, при этом ход решения задачи должен быть верным. «2» - 4 грубых ошибки. Контрольный устный счет «5» - без ошибок. «4» - 1 - 2 ошибки. «3» - 3 - 4 ошибки. «2» - более 3 - 4 ошибок.
Характеристика словесной оценки (оценочное суждение)
Словесная оценка есть краткая характеристика результатов учебного труда школьников. Эта форма оценочного суждения позволяет раскрыть перед учеником динамику результатов его учебной деятельности, проанализировать его возможности и прилежание. Особенностью словесной оценки являются ее содержательность, анализ работы школьника, четкая фиксация успешных результатов и раскрытие причин неудач. Причем эти причины не должны касаться личностных характеристик учащегося.
Оценочное суждение сопровождает любую отметку в качестве заключения по существу работы, раскрывающего как положительные, так и отрицательные ее стороны, а также пути устранения недочетов и ошибок.
Место предмета в базисном учебном плане Согласно Федеральному базисному учебному плану для образовательных учреждений Российской Федерации для обязательного изучения математики в 1 классе отводится 132 учебных часов из расчета 4 часа в неделю.
Используемый УМК
Учебник
Моро М.И., Волкова С.И., Степанова С.В. Математика. Учеб. для 1 кл. нач. шк. В 2 ч. - М.: Просвещение, 2008.
Дидактические средства для учащихся
М.И. Моро, С.И. Волкова. Тетрадь по математике для 1 класса начальной школы. - М.: Просвещение, 2008.
Методическая литература
1. Ситникова Т.Н. Поурочные разработки по математике: 1 класс: к учебнику М.И. Моро и др. «Математика. 1 класс. В двух частях». - М.: ВАКО, 2011 г
2. Волина В.В. Математика. - Екатеринбург: Изд-во АРД ЛТД, 1997. - 432 с. (Серия «Учимся играя»).
3. Жикалкина Т.К. Система игр на уроках математики в 1 и 2 классах четырехлетней начальной школы: Пособие для учителя. - М.: Новая школа, 2008.
4. Тонких А.П., Кравцова Т.П., Лысенко Е.А. и др. Логические игры и задачи на уроках математики. Популярное пособие для родителей и педагогов. - Ярославль: «Академия развития», 2009.
5. С. В. Бахтина Поурочные разработки по математике: 1 класс: к учебнику М.И. Моро и др. «Математика. 1 класс. В двух частях». - М.: ВАКО, 2012 г
Материалы для проведения проверочных работ
1. Волкова С.И. Контрольные работы по математике в начальных классах. - М.: Дрофа, 2008.
2. Александров М.Ф., Волошина О.И. Математика. Тесты: начальная школа. 1 - 4 кл.: Учебно-метод. пособие. - М.: Дрофа, 2008.