Статья по теме: Организация внеурочной деятельности учащихся в рамках реализации ФГОС

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Барсукова Светлана Ивановна,

МБОУ-СОШ №62 города Тулы

учитель начальных классов



Статья по теме


« Организация внеурочной деятельности в рамках реализации ФГОС»


Проблема использования свободного времени младших школьников всегда актуальна для общества. Воспитание детей происходит в любой момент их деятельности. Однако наиболее продуктивно осуществлять воспитание в свободное от обучения время. С введением новых образовательных стандартов в сетке часов учебного плана появилась внеурочная деятельность. Внеурочная деятельность школьников - понятие, объединяющее все виды деятельности школьников (кроме учебной), в которых возможно и целесообразно решение задач их воспитания и социализации. Внеурочная деятельность является неотъемлемой частью образовательного процесса в школе и позволяет реализовать требования федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) начального общего образования в полной мере. Внеурочная деятельность - это один из видов деятельности школьников, направленных на социализацию обучающихся, развитие у них творческих способностей и универсальных учебных действий во внеурочное время. Цель внеурочной деятельности: создание условий для проявления и развития ребенком своих интересов на основе свободного выбора, постижения духовно-нравственных ценностей и культурных традиций. Задачи, решаемые внеурочной деятельностью. 1. Обеспечить достижение личностных, метапредметных, предметных результатов основной образовательной программы начального общего образования. 2. Снизить учебную нагрузку обучающихся. 3. Обеспечить благоприятную адаптацию ребенка в школе. 4. Улучшить условия для развития ребенка. 5. Учесть возрастные и индивидуальные особенности обучающихся. 6. Закрепить и создать условия для практического использования отдельных аспектов содержания программ учебных предметов. В организации внеурочной деятельности нашей школы учитывались: запросы родителей, приоритетные направления деятельности школы, интересы и склонности педагогов, возможности образовательных учреждений дополнительного образования, рекомендации психолога как представителя интересов и потребностей ребенка. Принципами организации внеурочной деятельности в нашем школе стали: - соответствие возрастным особенностям обучающихся; - преемственность с технологиями учебной деятельности; - опора на традиции и положительный опыт организации внеурочной деятельности; - опора на ценности воспитательной системы школы; - свободный выбор на основе личных интересов и склонностей ребенка. Для организации внеурочной деятельности в школе используются различные ведущие формы: классные часы, праздники, викторины, познавательные игры, исследовательская деятельность, внешкольные акции познавательной направленности, утренняя зарядка, оформление уголков по технике безопасности, тематические беседы-встречи с врачами, выпуск газет… В школе разработана система внеурочной деятельности обучающихся, которая предусматривает реализацию программ внеурочной деятельности по всем направлениям развития личности обучающихся, определенным федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования. Система включает в себя пять разделов, каждый из которых соответствует определенному направлению развития личности и предполагает организацию определенного вида внеурочной деятельности обучающихся: - спортивно-оздоровительное - формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни; - духовно-нравственное - воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека; - социальное - воспитание нравственных чувств и этического сознания; - общеинтеллектуальное - воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни; - общекультурное - воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях. В 2013-2014 учебном году я работала во 2 классе. Систему внеурочной деятельности реализовывала по пяти разделам направления развития личности обучающихся:духовно-нравственное,спортивно-оздоровительное, социальное,общеинтеллектуальное, общекультурное. Использование современных информационно-коммуникационных технологий позволило значительно расширить рамки и формат проведения различных интеллектуально-творческих мероприятий.

Реализация задачи воспитания любознательного, активно и заинтересован- но познающего мир младшего школьника, обучение решению математических задач творческого и поискового характера будет проходить более успешно, если урочная деятельность дополнится внеурочной работой.

Общеинтеллектуальное развитие личности я реализовала через кружок

«В мире чисел».

Кружок «В мире чисел», расширяет математический кругозор и эрудицию учащихся, способствует формированию познавательных универсальных учебных действий.

Кружок предназначен для развития математических способностей учащихся, для формирования элементов логической и алгоритмической грамотности, коммуникативных умений младших школьников с применением коллективных форм организации занятий и использованием современных средств обучения. Создание на занятиях ситуаций активного поиска, предоставление возможности сделать собственное «открытие», знакомство с оригинальными путями рассуждений, овладение элементарными навыками исследовательской деятельности позволят обучающимся реализовать свои возможности, приобрести уверенность в своих силах.

Содержание кружка « В мире чисел» направлено на воспитание интереса к предмету, развитию наблюдательности, геометрической зоркости, умения анализировать, догадываться, рассуждать, доказывать, умения решать учебную задачу творчески.

.

Общая характеристика кружка

Программа предусматривает включение задач и заданий трудность которых определяется не столько математическим содержанием, сколько новизной и необычностью математической ситуации. Это способствует появлению желания отказаться от образца, проявить самостоятельность, формированию умений работать в условиях поиска, развитию сообразительности, любознательности.

В процессе выполнения заданий дети учатся видеть сходства и различия,

замечать изменения, выявлять причины и характер этих изменений, на этой основе формулировать выводы. Совместное с учителем движение от вопроса к ответу - это возможность научить ученика рассуждать, сомневаться, задумываться, стараться и самому найти выход - ответ.

Кружок учитывает возрастные особенности младших школьников и поэтому предусматривает организацию. подвижной деятельности учащихся, которая не мешает умственной работе. С этой целью включены подвижные математические игры, предусмотрена последовательная смена одним учеником «центров» деятельности в течение одного занятия; передвижение по классу в ходе выполнения математических заданий на листах бумаги, расположенных на стенах классной комнаты и др. Во время занятий важно поддерживать прямое общение между детьми (возможность

подходить друг к другу, переговариваться, обмениваться мыслями). При организации занятий использовала принцип игр «Ручеёк», «Пересадки», принцип свободного перемещения по классу, работу в парах постоянного и сменного состава, работу в группах. Некоторые математические игры и задания принимали форму состязаний, соревнований между командами.

Духовно-нравственное развитие личности учеников реализовала через кружок «Основы православной культуры».

Программа кружка позволяет решить следующие задачи:

1. Научить ребёнка видеть красоту внешнюю (в окружающем мире, в природе, в быту), так как от внешнего мира красоты возвышается душа.

2. Дать знаний о христианском понимании устройства мира: связи красоты рукотворной и нерукотворной и её источника в Боге Красоте.

3. Раскрыть христианское понимание Бога как Любви высшей, жертвенной, спасающей человека. Раскрыть смысл христианского благодарения Творцу и познакомить с его отражением в феноменах православной культуры (религиозном искусстве, литературе, христианских праздниках, традициях жизни и т.д.).

4. Дать знания о христианской антропологии: о том, в чём христиане видели (созерцали) красоту (образ Божий) человека (совесть).

5. Дать знания и показать на примерах житий святых как строилась система отношений христиан к ближним (по Евангелию: 1 этап - любовь к ним), отношения к Богу (заповеди: так Бог повелел).

6. Научить анализировать свои поступки, руководствуясь совестью как нравственным критерием (отношение к себе: а какой я?) и сформировать нравственную потребность взаимодействия с окружающим миром на основе бескорыстной любви

Особое место в дидактической системе отводится наглядности и привлечению технических средств для обеспечения разнообразия видов восприятия . Обязательными средствами дидактического обеспечения уроков являются иллюстрации к занятиям (наглядное пособие «Иллюстрации»). Кроме того, используются аудиозаписи, мультимедиа презентации с изображением икон, фотографиями храмов, видеоролики и фрагменты фильмов и т.д.

Основными видами деятельности учителя и учащихся являются чтение, сочинение рассказов, рисование, рассматривание иллюстраций, слушание рассказа учителя, аудиозаписей, видеозаписей, обсуждения-размышления, игры на темы нравственного выбора, проведение праздников.

Акция «Белый цветок»

Статья по теме:Организация внеурочной деятельности учащихся в рамках реализации ФГОС.

Социальное направление развития личности мне помог

реализовать кружок

«Юные инспектора дорожного движения»



На современном этапе развития человеческого общества такие универсальные ценности, как жизнь и здоровье человека, приобретают особое значение. Проблема сохранения жизни и здоровья подрастающего поколения - социальная. Актуальность программы кружка в том, что одной из первоочередных задач школы, семьи является активная борьба с детским травматизмом и его предупреждением. В основе программы лежат педагогические закономерности, инновационные и традиционные принципы, формы и методы обучения и воспитания, дано системное изложение учебного материала, адресованного учащимся начальной школы, изложены организация и содержание работы с родителями по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма. Работа по программе охватывает область знаний, необходимые для безопасного поведения на улице и проезжей части, сознательного отношения к вопросам личной безопасности, умения предугадывать и предотвращать опасные ситуации. Цель занятий по программе: приобретение знаний и навыков поведения на улице и проезжей части и воспитание культуры пешехода. Задачи: - сообщение знаний о правилах движения на проезжей части; - обучение пониманию сигналов светофора и жестов регулировщика; - привитие умения пользоваться общественным транспортом; - ознакомление со значениями важнейших дорожных знаков, указателей, линий разметки проезжей части; - воспитание осознания опасности неконтролируемого поведения на проезжей части, нарушения правил дорожного движения; - воспитание бережного отношения к своей жизни и своему здоровью, а также к жизни и здоровью всех участников дорожного движения. Программа «Юные инспектора дорожного движения»» разработана для реализации во 2 классе в рамках личностно-ориентированной модели образовательного учреждения и построена на принципах личностно-ориентированного подхода к образованию и воспитанию,цель которых - развить и заложить в младшем школьнике механизмы саморазвития, саморегуляции, самозащиты, самовоспитания.
На занятиях кружка проводили с учащимися игры и соревнования по правилам безопасного поведения учащихся на улицах и дорогах,выпустили стенгазету «Дорожная безопасность», провели утренник «Дорожный переполох». Программа призвана способствовать формированию у учащихся культуры безопасности жизнедеятельности. Ожидается, что в результате освоения материала программы школьники будут: Знать Уметь - правила дородного движения - пользоваться правилами дорожного движения - сигналы светофора и жесты регулировщика - переходить проезжую часть, пользуясь сигналами светофора или регулировщика движения -правила пользования общественным транспортом - правильно пользоваться общественным транспортом: входить в транспорт, выходить, переходить проезжую часть вблизи транспорта - знать наиболее значимые дорожные знаки, разметки проезжей части - переходить проезжую часть, пользуясь дорожной разметкой - наиболее безопасные места для движения пешехода и перехода проезжей части в микрорайоне - выбирать наиболее безопасные места для перехода проезжей части - правила передвижения пешехода при отсутствии пешеходных дорожек и тротуаров - передвигаться по улице при отсутствии пешеходных дорожек и тротуаров - о последствиях неконтролируемого поведения на проезжей части и нарушениях правил дорожного движения - уметь предвидеть результаты неконтролируемого поведения и нарушения правил дорожного движения на проезжей части - что несет ответственность перед другими участниками дорожного движения - осознавать ответственность за свою жизнь и своё здоровье, за жизнь и здоровье всех участников дорожного движения. Увеличение числа детей, охваченных организованным досугом, воспитание уважительного отношения к родному дому, к школе, городу, воспитание у детей толерантности, навыков здорового образа жизни, формирование чувства гражданственности и патриотизма, правовой культуры, осознанного отношения к профессиональному самоопределению, развитие социальной культуры учащихся через систему ученического самоуправления и реализация, в конечном счете, основной цели - достижение учащимися необходимого для жизни в обществе социального опыта и формирование в них принимаемой обществом системы ценностей.

© 2010-2022