Значение украшений в нашей жизни

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:
  1. Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

  2. «Средняя общеобразовательная школа № 59»

Значение украшений в нашей жизни

(исследовательская работа)

Значение украшений в нашей жизни











Выполнила: Гаркуша Анна,

ученица 8 А класса

МБОУ «СОШ № 59»

Руководитель: Кирилина Н. И.,

учитель русского языка

Барнаул

2015

Содержание



  1. Введение …….………………………………………………………………3

  2. Глава I История появления украшений ………………………………..…..5

  3. Глава II Функции украшений на Руси..………………………………… . 7

  4. Глава III Украшения в художественных произведениях………………...12

  5. Глава IV Символика современных украшений..………………………....19

  6. Заключение………………………………………………………..………...23

  7. Список использованных источников ..………………………………….. .24





Введение

Камни

О вас сожаленье!

Вы по земле мне родные. <.>

В день, когда ангелов к солнцу поднимутся трубы,

Вы ли пребудете вне воскресенья,

Как хаос косный и грубый?

Нет, вы недаром родня изумрудам,

Аметистам, рубинам, сапфирам,

Жизненный трепет пройдет по встревоженным грудам,

И камней восторженный гимн, как сияние, встанет над миром.

В.Брюсов.

Уже в глубокой древности появились первые ювелирные украшения. Сейчас невозможно сказать, что было для человека важнее - носить одежду или украсить себя. Проходят годы, столетия, а ювелирные украшения остаются все такими же востребованными. Причём, мода на них имеет свойство быстротечно и кардинально меняться, как и мода на одежду, обувь и различного рода аксессуары современного убранства. Сегодня модно выглядеть, как индийская царица, увесив свою шею и кисти утонченными ювелирными изделиями, а завтра будет достаточно изящного кулона на тонкой золотой цепочке.

В конце первой четверти наш класс посетил музей Камня. Экскурсовод, сам в прошлом археолог, с всепоглощающим интересом рассказывал нам об истории камней: мы и не знали, что их существует столько разновидностей! Меня заинтересовала история о драгоценных и полудрагоценных камнях, из которых ещё для императрицы изготавливали украшения мастера-умельцы… Значение украшений в нашей жизни Украшения - неотъемлемый атрибут облика любой женщины, они могут сделать её образ оригинальным и неповторимым, подчеркнуть ее индивидуальность, поэтому к их выбору все представительницы прекрасного пола подходят весьма тщательно. Бусы, ожерелья, кольца, серьги, колье, перстни, печатки, цепочки, броши, заколки - все это появилось десятки тысячелетий назад. Еще до того как люди стали носить одежду, они украшали себя различными предметами.

Возникает проблема: почему предметы, возникшие в глубокой древности, востребованы и необходимы и в наше время.

Объект исследования: украшения

Предмет исследования: функции украшений

Цель работы: исследовать, почему украшения востребованы и пользуются популярностью и сегодня, в XXI веке. Выявить роль украшений в творчестве некоторых русских писателей XIX века.

Задачи: - изучить литературу по теме - выяснить, с какой целью и как появились украшения; провести опрос респондентов; - выявить функции украшений;

- рассмотреть, какие украшения и с какой целью используются в

художественных произведениях

- по результатам опроса оформить выводы исследования;

Гипотеза: я предполагаю, что многие украшения в древности и использовались с ритуальной целью, а сейчас украшения необходимы людям лишь для эстетики

Методы:

м. анализа документов

м. наблюдения

Практическая значимость работы:

- формирование интереса школьников к народной культуре;

- возможность использования материала для проведения уроков МХК

- информационный, просветительский материал, а также дополнительный

материал для внеклассной работы;



Глава I

История появления украшений.

История украшений начинается около 100 тысяч лет до нашей эры. Археологи обнаружили первое украшение из ракушек в Южной Африке. Сложно определить, кому принадлежало украшение, и скорее всего, оно носило ритуальный характер и использовалось в качестве оберега. В те времена аксессуары помогали невербально указать ценную информацию о владельце украшений и его общественном положении.Значение украшений в нашей жизниЗначение украшений в нашей жизни

Фото 1

Фото 2История возникновения украшений говорит нам о том, что первоначально украшать себя начали мужчины, а не женщины. Именно украшения позволяли отличить царя от охотника, вождя от воина. Еще во времена фараонов в Древнем Египте появилось первое кольцо.

У греческих представителей знати кольцо так же являлось знаком высокого положения в обществе. Со временем кольца трансформировались в светские украшения.

Император Август дал разрешение на ношение колец медикам, а римский император Септимий Север позволил воинам надеть кольца. Лучники носили кольца для того, чтобы уберечься от тетивы, бойцы - для более сильного и болезненного удара. Как показывает история появления украшений, древние египтяне носили не только кольца, но и надевали на запястья браслеты, на шею роскошное нагрудное ожерелье, состоятельные сословия носили серьги в обоих ушах. В таком виде проводились деловые переговоры, званые ужины. В древнем Риме одну серьгу в ухе носили рабы, в средневековой Европе - цыгане, пираты.

Первоначально материалами для украшений служили кости, зубы и камни, нанизанные на сухожилия животных.Значение украшений в нашей жизни


Фото 3В более позднее время украшения делали из кусков раковин и перламутра. В дальнейшем люди научились обрабатывать драгоценные камни. Средневековые сапфиры, изумруды, рубины - вот лучшие материалы для украшений корон, браслетов, перстней.

Алмазы начали использовать только в позднее Средневековье, когда открыли способы огранки камня.Значение украшений в нашей жизни


Фото 4Украшения из этих материалов, конечно, были недоступны простым гражданам, поэтому ремесленники начали осваивать производство более дешевых украшений. Ведь помимо золота и серебра есть бронза и медь, а благодаря расцвету алхимии появляются амальгама и мельхиор. Так зарождается история бижутерии. Драгоценные камни постепенно заменяют на цветное стекло и стразы, появляются украшения имитирующие жемчуг и драгоценные камни. Мастеров, которые работают с менее дорогостоящими материалами, называют bijoutiers, а продукцию бижутерией.

В середине ХVIII века европейское массовое производство украшений перешло от частных мастеров к компаниям. В этот период образовались самые известные ювелирные марки: Картье, Тиффани, Булгари, Фаберже.

В 1920-1939 годах история украшений пополнилась искусством «Арт Деко» - материалами для украшений служили алюминий, хром, пластика.

Во времена Великой Депрессии отмечалось резкое снижение производства ювелирных украшений из драгоценных металлов и камней, поэтому в те годы отмечается особенный расцвет оригинальной бижутерии. Эту идею продолжили иконы стиля Коко Шанель и Ельза Шиапарелли. Без Коко Шанель история бижутерии скорей всего была бы совсем другой.

Именно Коко Шанель предложила носить украшения из искусственного жемчуга, дополнять повседневные наряды съемными воротничками и искусственными цветами. Она утверждала, что множество доступных украшений не только придает нарядность простой одежде, но и делает женщину женщиной.

С окончанием второй мировой войны мода на украшения вновь вернулась, и появились новые материалы, химическое окрашивание и производства искусственных камней.

В настоящее время можно увидеть бесконечное разнообразие стилей, направлений развития бижутерии. И смело можно сказать о том, что история украшений никогда не закончится, и во все времена ювелиры и мастера будут радовать нас роскошными ювелирными украшениями с незабываемыми сочетаниями цветов, текстур, комбинированных материалов.[5]



Глава II

Функции украшений на Руси.

В древней Руси было принято, что перед тем, как ребенок родится, на совете решали - какую драгоценность ему носить. После рождения надевали бисерное ожерелье или нитку с бусами. До определенного возраста детей одевали одинаково, при переходе от детского к подростковому возрасту девочкам прокалывали уши и дарили бусы. Мальчикам прокалывали левое ухо (якобы помогало от грыжи), и тем самым обозначали мужской пол ребенка. Как видим из истории, первые украшения - серьги, в давние времена активно использовали именно мужчины. Сейчас серьги в основном привилегия женщин, которые с помощью этих украшений не только подчеркивают свои наряды, но и акцентируют внимание на своей природной красоте и изяществе.

История возникновения серег на Руси так же развивалась неравномерно. Первые серьги были изготовлены мастерами-сережниками. Украшения производились в таком количестве, что ими в пору было украсить не только уши, но и другие части тела.Значение украшений в нашей жизни

Фото 5Мода носить в ушах серьги пришла на Русь, вероятнее всего, от норманнов. Князь Святослав Игоревич носил в одном ухе золотую серьгу, украшенную двумя жемчужинами и рубином. Очень быстро серьги стали на Руси довольно популярным украшением. Серьги носили кавалеристы, казаки; солдаты и офицеры, служащие на Кавказе, носили серьгу, как особо смелые, рисковавшие. Появилось множество разных видов сережек: серьги-бубенчики, серьги-лапки, серьги-орлики. Такие серьги были не менее 5 сантиметров длиной. Реформы Петра сместили акцент на женские серьги общеевропейского стиля (круглый жемчуг, бантики у основания дужки и т. д.).

Знатные особы предпочитали золотые и серебряные украшения с рубинами и изумрудами. Простолюдины носили серьги из меди и дерева, удачливые торговцы - более дорогие серебряные серьги.

В эпоху правления Петра I серьги не носили и уши не прокалывали, т.к. их все равно не было видно под париками. А вот холопы продолжали их носить и у них серьги символизировали принадлежность к хозяину. Во времена Елизаветы серьги снова вошли в моду. При Павле I военные стали прокалывать уши и носить именно женские сережки, которые в качестве амулетов им дарили дамы сердца. В Древней Руси князья украшали свои пальцы диковинами (кольцами с дорогими камнями). Камень был укреплен на кольце с нескольких сторон, словно схвачен цепкими лапками жука. «Гнездо с алмазом в ногтях», - говорили о таких украшениях. С определенными ювелирными украшениями был связан и давний российский свадебный обряд. Он предполагал, что в момент замужества девушка-невеста символически умирает и сразу же возрождается в качестве жены и будущей матери. Для того чтобы этот период «возрождения» прошел для нее гладко, без «злого глаза», дружка одевала на шею невесты бусы с золотыми подвесками.

Фото 6Настоящий переворот в истории украшений сыграла Золотая Пектораль. Шедевр эллино-скифского искусства (IV столетие до нашей эры), найденный в кургане «Толстая могила» на Днепропетровщине, является не только ювелирным украшением, но и предметом истории, артефактом, рассказывающим о жизни наших славянских предков. Ярусы пекторали демонстрируют глубокий философский смысл, воплощенный в золоте. Нагрудное украшение из чистого золота весит более килограмма. Не совсем понятно, какую роль играла пектораль. Археологи считают ее нагрудным украшением воина, многие ученые - своеобразным календарем, астрономическим справочником. Такую точку зрения археологов и ученых подтверждает трехъярусное строение пекторали - представления скифов о строении мира. Нижний круг символизировал животный мир, дикие звери сражались с грифонами. Второй круг представлял царство пернатых. Прекрасные цветы и птицы, символ древа жизни. Верхний, основной ярус знакомит нас с жизнью кочевников-скифов. Кочевники шьют одежду, доят овцу, окружают себя домашними животными. Так наши потомки представляли себе загробную жизнь. [6] Значение украшений в нашей жизни

В Древней Руси человек переставал носить украшения исключительно после смерти. Причем, класть в гроб коллекцию ювелирных изделий было строго запрещено, и они переходили по наследству детям. Те очень дорожили «родительскими» украшениями и старались надевать их на большие праздники. Считалось, что это прекрасная возможность продемонстрировать всем, что ты помнишь и почитаешь своих предков.

К XVII веку русский парадный костюм превратился в целостный ювелирный комплекс. Отдельные детали, подчас разностильные и дробные, совокупно образовывали единый художественный объект - ювелирный костюм. Украшения были полностью подчинены костюму и не могли существовать вне его контекста. Даже предметы «ларечной кузни» (серьги: одинцы, двойчатки, тройчатки, запоны, каточки и голубцы; кольца, цепочки, ожерелки, браслеты и обручи) мыслились продолжением платья. Они были призваны не акцентировать внимание на привлекательных деталях тела, а, наоборот, в соответствии с нормами православной этики полностью скрыть телесное, становясь драгоценной «кольчугой», не только украшающей, но и защищающей (кольца носили по нескольку, на каждом пальце обеих рук, как женщины, так и мужчины; ожерелья использовались женщинами в таком количестве, что скрывали шею от выреза горловины до подбородка).

Фото 7Ожерельями (от «жерло» - горло) назвались не только «низки» из жемчуга и драгоценных камней, но сплошь расшитые ими шелковые «воротники» и «пелерины» (портреты Федора Иоанновича, ГТГ, или царицы Марфы Матвеевны, ГРМ). Так же как и зарукавья (драгоценные «манжеты» на тканевой основе) они являлись неотъемлемой частью костюма, к которому пришивались или пристегивались. Края платья отделывались ювелирной каймой, которую декорировали не только «кружева из запон», но и прямо нашитые на ткань узоры из драгоценных камней, золотых и серебряных нитей. Да и сама ткань подчас была заткана ими настолько, что могла рассматриваться как предмет не столько ткацкого, сколько ювелирного искусства. Об укорененности понимания парадного костюма как ювелирного объекта свидетельствует тот факт, что это справедливо по отношению ко всем слоям населения. Все отличие состояло лишь в материалах: знатные и богатые использовали для украшения одежды золото, серебро и драгоценные камни, а простолюдины - цветные шелковые нити, серебро, стеклышки, рубленый перламутр, речной жемчуг, перышки. Значение украшений в нашей жизни

Фото 8Именно в царствование Анны Иоанновны складывается институт придворных ювелиров. Названия должностей - немецкие: «таксирмейстер», т.е. оценщик; «зильбердинер» - серебряных дел мастер и т.д. Императорскую корону для Анны Иоанновны сделал немец Готфрид Вильгельм Дункель (Тункель), состоявший с 1725 года золотых и бриллиантовых дел мастером в иностранном цехе. Там же числились Якоб Шлоссвиг, Клаус Якоб Кеппинг и его сын Иоганн Фридрих, Иоганн Генрих Царт - это далеко не все имена немецких мастеров, работавших в Петербурге в царствование Анны Иоанновны. Иностранцы не только привнесли новые европейские орнаменты, технические нюансы изготовления новых для России украшений, но, подчиняясь вкусам заказчиков, работая рука об руку с русскими мастерами (новгородцами, костромичами, великоустюжцами, москвичами), создавали поистине самобытные произведения. Значение украшений в нашей жизни Значение украшений в нашей жизни

Фото 9Эпоха Анны Иоанновны - время паритета двух тенденций в использовании украшений: древнерусской и европейской. С одной стороны, продолжают активно использоваться драгоценные нашивки, затканные золотом или серебром ткани, с другой - расширяется ассортимент съемных украшений, в основном, немецкого образца, призванных подчеркнуть красоту обнаженного тела. Появляются и получают более широкое распространение ожерелья-галсбанты, браслеты, разнообразные украшения прически, огромные корсажные броши. И хотя определяющим стилистическим направлением было барокко в его немецком варианте, единичные предметы свидетельствуют о существовании рядом с ним стиля рококо.

К концу века, обретя статус выразителя чувств и привязанности человека, украшение из полумагической драгоценности эволюционировало в самобытное произведение искусства, создание которого предполагало постановку и решение адресных (пока не массовых) художественных задач.[1]


Глава III

Украшения в художественных произведениях

Ювелирные украшения и драгоценные камни нередко становились героями литературных произведений. Не просто деталью и штрихом к портрету действующего лица для обозначения его социального статуса и эстетического вкуса, но полноправными персонажами романов. Из-за драгоценностей разыгрывались страсти, и от них в немалой степени зависел исход дела. Причем - вот парадокс! - цена и эксклюзивность украшения могли быть совершенно незначительными, пример тому скромненький "гранатовый браслет". Однако даже непритязательный браслетик сумел перевернуть судьбы героев купринской повести. Браслет предстает символом безнадежной, восторженной, бескорыстной любви. Кроме того, старинный браслет имеет свою историю: в письме Желтков подчеркивает, что особенной силой обладает самый маленький камешек - редкий зеленый гранат: «По старинному признанию он имеет свойство сообщать дар предвидения носящим его женщинам и отгоняет от нихЗначение украшений в нашей жизни

Фото 10тяжелые мысли, мужчин же охраняет от насильственной смерти…». И Вера Николаевна на самом деле неожиданно предсказывает: «Я знаю, что этот

человек убьет себя». Куприн неслучайно сравнивает пять гранатов браслета с пятью алыми, кровавыми огнями, а княгиня, заглядевшись на браслет, с тревогой восклицает: «Точно кровь!» ". Он был золотой, низкопробный, очень толстый, но дутый и с наружной стороны весь сплошь покрытый небольшими старинными, плохо отшлифованными гранатами. Но зато посредине браслета возвышались, окружая какой-то странный маленький зеленый камешек, пять прекрасных гранатов-кабошонов, каждый величиной с горошину".

Фото 10Грустный рассказ о великой силе любви, безответной и самоотверженной, возвышающей над миром даже такого "маленького человека". Долгие годы герой рассказа - бедный чиновник со смешной фамилией - Желтков безнадежно влюблен в княгиню Веру Николаевну. Решившись открыть свои чувства, он посылает в день ее именин самое ценное, что у него есть - гранатовый браслет, принадлежавший когда-то его прабабке. Ключевая роль фамильного украшения в сюжете рассказа очевидна, а печальный итог этого действия известен.

К сожалению, Вера Николаевна слишком поздно поняла символическое

значение браслета. Благодаря зеленому гранату Вера обрела дар провидения, но так и не смогла увидеть живым того, кто испытывал к ней уникальное по силе чувство. Гранатовому браслету было суждено сыграть роковую роль в жизни

самого Желткова. Через чувство к Вере Желтков познал истинное счастье и

гармонию бытия, но грубое вмешательство брата и мужа княгини в святые

чувства убило Желткова морально и физически. Желтков молча принимает оскорбительно возвращенный ему браслет, который становится символом отвергнутой, погубленной и растоптанной любви, поэтому неслучайно последний поступок героя, приобретающий в контексте всего произведения символическое значение, также связан с роковым гранатовым браслетом. По просьбе Желткова, квартирная хозяйка отнесла браслет к иконе Божьей матери: тем самым герой отказался от возвращенного браслета, и, следовательно, отказался от его свойства - оберегать от насильственной смерти. Желтков приносит браслет, как и свою, не востребованную на земле

любовь, в дар Богоматери - идеалу женственности и доброты, в понимании

Куприна. Тем самым автор повести словно утверждает подлинность любви,

которая сильнее смерти и делает людей прекрасными вне зависимости

от их происхождения и социального положения в обществе.

В сюжет повести «Олеся» органично введен представленный в виде красных бус самоцвет - коралл, сначала в качестве оберегающего Олесю талисмана, а затем как единственной вещи, оставшейся на память влюбленному в нее Ивану Тимофеевичу. В народе считалось, что кораллы ограждают от дурного глаза, облегчают излечение от ран, укрепляют память. Кораллы также были незаменимыми талисманами для гаданий, так как они могли отпугивать

демонов и отгонять искушения.

В повести Куприна прослеживается важная сюжетная линия: бабушка и

мать Олеси занимались целительством и гаданиями. Вероятно, коралловые

бусы передавались по наследству. Вполне возможно, что важным свойством

коралла было не только то, что он стимулировал успешное лечение, но и

был способен, в первую очередь, защитить человека от темных сил.

С какой целью в произведении Куприна молодая девушка оставила в

дар любимому человеку именно бусы, а не рушник, например, в качестве

общепринятого в Полесье подарка? Кораллы ценили не только за невысокую

стоимость и привлекательную окраску, но и за целительную силу, способную

защитить человека от злых чар. Обладающие редкими способностями

излечивать людей от недугов обязательно должны были носить кораллы,

поэтому неслучайно Куприн считает отданные Олесей кораллы не подарком

любимому, а стремлением оградить его от опасностей.

В этом контексте представляется неслучайным и самый дорогой подарок владыки: в повести Куприна («Суламифь») царь Соломон дарит своей возлюбленной анфракс - редчайший из гранатов. Следует отметить, что сам Соломон верил в целебные и магические свойства камней и преподносил их в дар своей любимой не из соображений их материальной ценности, а в надежде защитить ее от всех невзгод. Он говорил своей возлюбленной Суламифи: «Это кольцо со смарагдом ты носи постоянно, возлюбленная... Он зелен, чист, весел и нежен, как трава весенняя, и когда смотришь на него долго, светлеет сердце; если поглядеть на него с утра, то весь день будет для тебя легким. У тебя над ночным ложем я повешу смарагд, прекрасная моя: пусть он отгоняет от тебя дурные сны, утишает биение сердца и отводит черные мысли...». Тем не менее

магия камней не смогла оградить Суламифь от людской зависти и ненависти.

Суламифь погибает, но остаются самоцветы - символы и немые свидетели

подлинного и большого человеческого чувства.

Проведенный нами анализ позволяет сделать выводы о том, что

драгоценные камни оберегают героев Куприна или являются для них

роковыми, что в произведениях писателя ярко выражена не только символика

камня, но и символика цвета, что у Куприна доминирует красный цвет - цвет

любви и тревоги, соответствующий трагической тональности произведений

автора. Следует отметить, что камень выполняет и характеристическую

функцию: посредством введения в сюжет произведения драгоценных камней,

их свойств писатель раскрывает основные черты характера персонажей, их

чувства, переживания и даже тайные помыслы.[2]

Фото 11"Бриллианты превратились в сплошные фасадные стекла и железобетонные перекрытия, прохладные гимнастические залы были сделаны из жемчуга. Алмазная диадема превратилась в театральный зал с вертящейся сценой, рубиновые подвески разрослись в целые люстры, золотые змеиные браслетки с изумрудами обернулись прекрасной библиотекой, а фермуар перевоплотился в детские ясли, планерную мастерскую, шахматный клуб и биллиардную". Узнали? Бессмертное творение Ильфа и Петрова, которое хочется перечитывать (пересматривать кинофильм)снова и снова. На протяжении всего романа Остап Бендер и Киса Воробьянинов занимаются поиском сокровищ тещи Кисы. Покойная мадам Петухова спрятала драгоценности задолго до своей кончины в одном из 12 стульев изящного гарнитура, остерегаясь обыска. Она до последней своей минуты не признавалась зятю в этом, памятуя о том, что он уже промотал целое состояние. Киса пускается в погоню за бриллиантами, но доверяется молодому человеку по имени Остап Бендер, и тут начинается такое…! Причём, сами украшения появляются только в мечтах героев, они как эфемерная мечта, за которой гонятся авантюристы, для проницательного читателя это знак бесполезности такой погони… Значение украшений в нашей жизни

"Настасья достала шкатулку, показывает. У паротиной бабы и глаза забегали. Она, слышь-ко, в Сам-Петербурхе воспитывалась, в заграницах разных с молодым барином бывала, толк в этих нарядах имела. "Что же это, - думает, - такое? У самой царицы эдаких украшениев нет, а тут на-ко - в Полевой, у погорельцев!"

Фото 12После смерти Данило-мастера его жена Настасья осталась одна с тремя детьми на руках и свадебным подарком от Хозяйки Медной горы - малахитовой шкатулкой, набитой драгоценностями. Маленькая дочь Настасьи - Танюшка - полюбила играть с мамиными камушками. Сама Настасья украшения эти не носила, от серег у нее уши болели, от ожерелий - шея мерзла, от колец - пальцы затекали. Зато Танюшке все впору, все по ней. И как будто тепло от украшений исходит, - признавалась она матери. Однако вокруг Настасьи день и ночь околачивались купцы, желая заполучить шкатулку с драгоценностями. Кто-то из них и поджег дом, в котором жила вдова. И вскоре она была вынуждена продать малахитовую шкатулку с ее сокровищами. Ведь, что в жизни, что в литературе, драгоценности - вовсе не залог счастья. [7] Значение украшений в нашей жизни

Фото 13Прелестная новелла О. Генри о молодой супружеской паре, в которой каждый из супругов мечтает подарить другому самый замечательный подарок. Жена выбирает мужу цепочку для часов - но украшение дорого стоит. Она решается остричь свои красивые волосы и продать их, чтобы только порадовать любимого мужа роскошной вещью. Он, в свою очередь, готовит ей в подарок - черепаховый гребень, ради приобретения которого он продает свои часы… Значение украшений в нашей жизни

«Платиновая цепочка для карманных часов, простого и строгого рисунка - она должна принадлежать Джиму. Она была такая же, как сам Джим. Скромность и достоинство - эти качества отличали обоих.»

Фото 14Одна из «Повестей Белкина», А. С. Пушкина описывает любовную историю молодых дворян, которые оба склонны к переодеваниям. Проказливая Лиза предстает перед молодым барином в образе неграмотной крестьянки, что не мешает ему полюбить ее всей душой и даже рискнуть своим состоянием и титулом. Но и сам барин Алексей не промах - он любит смущать и интриговать местных знатных девушек своим появлением в образе уставшего от жизни меланхолика, одетого в черное, бледного и с жутким аксессуаром - черным перстнем в виде черепа. «Алексей Берестов произвел на местных барышень неизгладимое впечатление. Он явился перед ними мрачным и разочарованным, говорил об утраченных радостях, об увядшей своей юности и носил на пальце черное кольцо с изображением мертвой головы. Все это было чрезвычайно ново, и барышни сходили по нему с ума.»
В произведениях литературы используются следующие устойчивые ассоциации драгоценных камней: они воздействуют на мотивы поступков литературных героев спасительным, оберегающим или роковым образом. Значение украшений в нашей жизни

Вводя в сюжет произведения художественные детали о драгоценных камнях, их свойствах, авторы без излишней назидательности показывают характер героев, их нравственные устои, определяемые православными традициями и разными жизненными ситуациями.

Глава IV

Символика современных украшений У каждой эпохи были свои излюбленные драгоценности. Египтяне охотно носили украшения из изумрудов, бирюзы, аметистов, горного хрусталя. Римляне выше всего ставили алмазы и сапфиры. Известно, что Семирамида и Клеопатра обожали жемчуг. Мода эпохи Ренессанса и барокко отдавала предпочтение цветным благородным каменьям: рубинам, сапфирам, топазам. Во все эпохи благородные камни сопутствуют человеку не только как украшение, но и как талисман, амулет, приносящий удачу, охраняющий от болезней и бед. А сейчас украшения имеют какой-то магический, охранный смысл для их носителя? Или люди носят драгоценности и бижутерию в качестве простого украшательства себя? Чтобы выяснить это, мы решили провести анкетирование среди учащихся 6-9 классов и их родителей. Вопросы анкеты Ответы детей Ответы взрослых

  1. Носите ли Вы украшения?



  1. Вы носите украшения постоянно или по особым случаям?



  1. Есть ли у Вас фамильные украшения? Если да, то какие? Знаете ли Вы их историю?



  1. Ваши украшения Вы носите со смыслом? (от сглаза, от дурных мыслей и тд)



  1. Как Вы считаете, в чём смысл современных украшений?




Проанализировав результаты анкеты, мы пришли к следующим выводам, суммировав ответы детей и взрослых:

88% опрошенных носят украшения регулярно;

42% опрошенных ответили, что в их семьях имеются фамильные украшения;

28% опрошенных заявили, что не знают, что такое фамильные украшения;

30% опрошенных отметили, что догадываются о наличии фамильных

драгоценностей;

56% опрошенных носят драгоценности просто так - для красоты;

44% опрошенных отметили, что их украшения носят ритуально-защитный

характер;

63% опрошенных считают, что украшения необходимо носить не только для

красоты, но и для защиты от сглаза, от порчи и тд;

37% опрошенных отмечают, что современные украшения носят лишь для

красоты;

Очень примечательно, что и мужская половина анкетируемых не смутилась, заполняя анкету: видимо, для современных мужчин (как и для мужчин древних времён) украшательство - ритуал необходимый и привычный… Но надо отметить, что наши мальчики украшают себя в меру, а в школьной жизни это практически незаметно.

Очень красивые украшения носят наши учителя, что и говорить - они (учителя) являются примером вкуса для всех учащихся как в одежде, так и в украшениях…

Таким образом, наша гипотеза подтвердилась лишь наполовину:

(я предполагаю, что многие украшения в древности и использовались с ритуальной целью, а сейчас украшения необходимы людям лишь для эстетики) - изучив документальные источники, мы можем утверждать, что в древности украшения использовались в большей мере с ритуальной, защитной функцией;

- но и в современном мире, оказывается, многие люди носят украшения, доверив им защиту от сглаза, наговора; приобретают предметы роскоши, учитывая знак зодиака.




Заключение

Как известно, изначально украшения были атрибутикой шаманов, ведьм, колдунов и других людей, деятельность которых была связана со сверхъестественным. Времена меняются, украшения уже давно носят люди, со сверхъестественными вещами не то чтобы не сталкивающиеся, но и не верящие в них вовсе. Однако при этом роль украшений в нашей жизни как оберегов и талисманов осталась неизменной - многие придают им больше смысла, чем просто украшающим образ вещам.

Дарителям драгоценных украшений и тем, кто их получит, важно знать о свойствах камней, их благотворном влиянии, усиливающем определенные качества человека.

Меняются времена, и новым поколениям, воспитанным на иных культурах, традициях, все труднее уловить тот или иной смысл украшения-амулета. Всё же культура камня возрождается. Люди всё чаще отдают предпочтение украшениям, связанным с оберегами. Драгоценности и украшения из благородных металлов, таких как золото и серебро, с натуральными камнями - рубинами, топазами и другими, будь то цепочки или серьги, браслеты или ожерелья, в самом деле, могут помогать человеку, улучшать самочувствие. Носите «свои» камни и металлы и пусть они оберегают Вас, при этом делая неотразимыми.


Список использованных источников:


  1. Карсакова Татьяна Николаевна ТИПОЛОГИЯ И СТИЛИСТИКА УКРАШЕНИЙ В РОССИИ XVIII ВЕКА (ОТ ЮВЕЛИРНОГО КОСТЮМА К ЮВЕЛИРНОМУ ПРЕДМЕТУ) диссертация


  1. Рамунас ШИЛИС. Драгоценные камни в произведениях Александра Куприна. -М., 2011

  2. Куприн, А.И. Повести. Рассказы / А.И.Куприн. - М.: Олимп : Изд-во АСТ, 1996.

  3. Попандопуло Валентина, Муратова Екатерина «Драгоценные камни и литература».- М., 1990

  4. florange-chelny.ru/istoriya-ukrashenij/ 22.02.15

  5. shkolazhizni.ru/archive/0/n-20287/ 26.02.15

  6. dni.ru/style/2008/8/26/146308.html] 13.12.14




24


© 2010-2022