- Преподавателю
- Начальные классы
- Урок-исследование по русскому языку
Урок-исследование по русскому языку
Раздел | Начальные классы |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Сохиева Э.С. |
Дата | 14.12.2014 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
Урок-исследование по русскому языку
Цели: 1.сформировать у учащихся привычку задумываться над значением слова при выборе буквы в корне слова,
2. повышать культуру речи и грамотность, развивать орфографическую зоркость
3. воспитывать любовь, уважение и интерес к русскому языку.
Формировать личностные УУД: - устанавливать связь между целью учебной деятельности и ее мотивом; Регулятивные УУД: -определять и формулировать цель деятельности на уроке; - под руководством учителя планировать свою деятельность на уроке; - определять последовательность действий на уроке. - осуществлять самоконтроль; - овладевать умением прогнозировать.
коммуникативные УУД: - слушать и понимать речь других; - уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли. -умения донести свою позицию до собеседников, понять другие позиции, договариваться с людьми и уважительно относиться к позиции другого.
Познавательные УУД: - выполнять классификацию; - обосновывать основание для классификации; -ориентироваться в своей системе знаний (определять границы знания/незнания); - находить ответы на вопросы, используя информацию схем, плакатов;
Оборудование: учебник, задачник, демонстрационные таблицы, презентация к уроку, мультимедиапроектор.
Ход урока
-
Организация класса
Прозвенел звонок весёлый,
Мы начать урок готовы.
Будем слушать, рассуждать,
И друг другу помогать. У. - Проверьте, как организовано ваше "рабочее место", как расположены на парте учебник, тетрадь, пенал. - Почему это важно? Выскажите свои мысли.
-
Работа над новым материалом
1. Актуализация знаний.
а) Элементы чистописания
б) Словарная работа 1)Загадка. Я важный и сочный У меня красные щёчки (Помидор)
-Что означает слово «помидор»? (Сочный вкусный и полезный овощ круглой формы красного цвета) -Поставьте ударение в слове. -Что можно сказать о гласных О и И? (Они безударные) -Попробуйте подобрать проверочное слово, чтобы проверить безударные гласные в этом слове. -Какой можно сделать вывод? (невозможно проверить) -Гласные О и И - непроверяемые гласные, написание этого слова нужно запомнить. -Как называются сова, написание которых мы запоминаем? (словарные) 2) Звуко - буквенный анализ слова 3) Подбор однокоренных слов.
- Выделите корень, поставьте ударение, поставьте точки под безударными гласными. - Подчеркните слова, которые являются изменением одного и того же слова. Помидор,помидорки, помидорчик, помидорный, помидоры. 4). Подберите синоним к слову помидор.
Учитель читает стихотворение В. Лукса «У доски». Вызвал внезапно учитель к доске - Вот и стою у доски я в тоске. Так неудобно стоять у доски, Словно ботинки мне стали узки. Всё, что слегка подучил я вчера, Всё как назло позабыл до утра! Только учитель диктует «окно», Мелом пишу на доске я «акно». Д.- Надо писать через О!
Мел я в смущенье крошу на куски… Ох, опозорился я у доски. У.- Почему мальчик считает, что он опозорился? Д. - Слово «Окно» пишется через О, а не через а У.- Что не умеет делать мальчик? Какой вывод можно сделать? Д.- Безударные гласные нужно проверять. У.- Почему слово «Окно» надо писать с буквой О? А слышно-то [а]? Докажите. Д.- Поставить слово во множественное число: окно - окна. У.- В какой части слова буква при написании вызывает сомнение? Д.- В корне слова. У.-В какой позиции она стоит? Д.-В слабой позиции, потому что безударная.
У.- Исходя из этой проблемы, назовите тему нашего урока? Д.- Тема нашего урока - «Правописание безударных гласных в корне слова». У. - Какие цели поставите перед собой? Д.- Научиться правильно писать слова с безударной гласной в корне.
3. Сообщение темы и цели урока.
Каждый урок русского языка для вас необычный потому, что каждый раз вы открываете тайну. Наш учебник так и называется "К тайнам нашего языка".
- Сегодня я предлагаю нашим ребятам провести урок-исследование. А что значит исследовать? (Ответы детей).
- А вот как толковый словарь дает значение слова исследовать - подвергнуть научному изучению, выяснению!
- Сегодня нам с вами предстоит выяснить, как от значения слова зависит выбор правильной буквы в корне.
Исследовать тему мы будем по этапам.
План исследования
-
Работа с однокоренными словами.
-
Объясни значение слов.
-
Изучаем новое правило.
-
Решаем орфографические задачи.
-
Проблемная ситуация.
-
Работа корректора.
-
Итог исследования.
2. Сбор и уточнение информации, которой владеют дети.
Этап первый "Работа с однокоренными словами".
- Я хочу рассказать вам один случай, который произошёл однажды на уроке русского языка.
Учительница написала на доске отдельные слова и сказала ребятам: "Спишите их. Только - не спешите". Все пишут, а Алёша - нет…- Почему ты не работаешь, Алёша?
- А я не знаю, что надо делать. То вы говорите "спишите", то "не спишите"…
-Как вы думаете, ребята, почему Алёша растерялся?
( Алёша подумал, что "спишите" и "спешите" имеют одно значение, ведь произносятся они одинаково. Он не знал, что эти слова пишутся по-разному, значит и значение у них разное.)
- Как правильно записать эти слова?
сп..шите - пишут
не сп..шите - спешка (на доске вставляем пропущенную безударную букву и записываем проверочное слово).
- Отлично справились с заданием, значит, легко нам будет выяснить и значение слов с помощью однокоренных.
3. Мозговой штурм.
Этап второй. "Объясни значения слов".
- Объясни с помощью однокоренного слова кого так называют?
л_нивый
с_лач
гр_знуля
ч_стюля
б_гун
ст_рушка
- А теперь решите орфографические задачи. Сначала пиши проверочное слово, потом проверяемое. Не забывайте подчеркивать вставленную букву. 1 вариант - 1 столбик, 2 вариант- 2 столбик. Самостоятельно с последующей проверкой.
Первый вывод: Помогло ли вам объяснение значения слова правильно выбрать букву в корне?
. Этап третий. "Изучаем новое правило"
- Прочитаем новое правило.
Видишь как много слов, в корнях которых ты не сделаешь ошибки, если будешь задумываться над их значением.
- Появляется новое правило (Вывесить табличку- правило.) Дети читают ее вслух.
Внимание!
В корнях слов ты не сделаешь ошибки, если будешь задумываться над их значением.
Объяснение значения слова - это способ проверки корней!
ФИЗМИНУТКА.
Я смотрю, что вы устали и поэтому все встали.
Ножками потопали 1, 2, 3.
Ручками похлопали 1, 2, 3
Мы походим на носках, а потом на пятках,
Все проверили осанку и свели лопатки.
- В воздухе рисуем букву, которая требует проверки в словах:
носами - ''о'' (рисуем носом)
ногой - ''о''
бедром - ''е''
глазами - ''а''
4. Первичное закрепление.
ЕСЛИ В СЛОВЕ ГЛАСНАЯ ВЫЗВАЛА СОМНЕНИЕ ТЫ ЕЁ НЕМЕДЛЕННО СТАВЬ ПОД УДАРЕНИЕ!!
УДАРЕНИЕ НАД ГЛАСНОЙ МОЖЕТ СДЕЛАТЬ БУКВУ ЯСНОЙ!
-
Работа в группах (2 группы)
У.- Чтобы проверочные слова быстро приходили в голову, надо чаще собирать гнезда родственных слов. Поработайте в группах. На листочке записан «корень», вам нужно найти его «родственников» и записать.
-лед-
-ход-
-сад-
-лес- • Проверка (зачитываются слова от каждой группы).
У.- Подчеркните те из них, которые могут быть проверочными.
У.- Почему вы выбрали эти слова?
Д.- В этих словах на проверяемую гласную в корне падает ударение.
Оцените работу вашей группы на данном этапе.
Работа в парах
На доске записаны слова.
Слезать, перелезать, слез.
Слежу, следить, наследие.
Летит, слетать, долететь.
У.- Внимательно прочитайте слова и определите, в какой строчке все слова с безударной гласной в корне. Запишите эти слова в тетрадь. Поработайте в парах.
• Проверка.
Д.- В третьей строчке нет проверочного слова. Проверочное слово - полет. Подчеркните в первых двух строчках проверочные слова. (Слез, наследие.)
У.- Почему эти слова являются проверочными?
Д.- В этих словах на проверяемую гласную в корне падает ударение.
- Оцените работу своей пары.
У.- Расскажите, как вы выполняли работу?
Одновременно составляется алгоритм действий проверки безударной гласной на доске.
Этап четвертый "Реши орфографические задачи"
Используя полученную информацию в ходе исследования, решаем орфографические задачи прямо в задачнике!
- Находим упражнение № 403
- Как будете действовать, вставляя нужную букву? (Будем объяснять значение слова) Карандаш к работе готов?
Зап . вать лекарство (пить)
Зап . вать песню (петь)
Б . чок для мусора (бак)
Ложись на б . чок (бок)
- Вывод: Что помогало нам решать орфографические задачи?
(ОБЪЯСНЕНИЕ ЗНАЧЕНИЯ СЛОВ) - Почему? (Указать на правило и зачитываем его вместе из рамочки на доске)
- Потому, что объяснение значения слова - это способ проверки корней.
. Этап пятый "Проблемная ситуация"
1. (На доске написано: приходи с мечом, вечером, сыграем.)
Я прочитаю рассказ об одной ошибке. А вы ответите, почему так получилось.
Дима написал своему дружку Пете записку: "приходи с мечом, вечером, сыграем". Старшая сестра Димы Оля ходила в магазин, что расположен рядом с домом, где живёт Петя, и передала записку.
- Ну как? - Спросил Дима вернувшуюся сестру.
- Отнесла. Сказал, что к шести часам придет.
- Мяч будет! Петька принесёт, я ему написал записку, он обещал.
Ровно в шесть часов пришел Петя. Но вместо мяча в руках у него было оружие фехтования - длинный деревянный меч.
Почему так получилось?
2. Художник по фамилии Путаников нарисовал такие картины. Скажите, какие слова он перепутал?
Мальчик пол.скал собаку.
- Устно ребята доказывают выбор букв, а письменно записывают эти пары сочетаний.
3. Вставить в предложение подходящее по смыслу слово.
- Вывод: С заданием справились легко потому, что знаем новый способ проверки корней - это объяснение значения слова.
Этап шестой "Работа корректора".
- Один ученик второго класса Ошибкин отдыхал летом в деревне у бабушки. И вот он решил написать письмо маме. Но Ошибкин не дружил с безударными гласными, поэтому в его письме оказалось немало странностей. Он разрешил показать вам это письмо.
В деревне очень харашо. Сразу же у дома начинается лук. Он очень большой. А за ним лиса. В них растут маховики.
- Исправьте ошибки, которые допустил Ошибкин
. Этап седьмой "Итог исследования".
Итак, может ли значение слова помочь выбрать правильную букву в корне? Почему? Правило!
- Это и есть еще одна открытая нами тайна!
- Вот так от урока к уроку постепенно мы открываем тайны русского языка, а значит, становимся более грамотными.
- А для проверки знаний, полученных в ходе исследования я предлагаю задание.
- Проверочная работа. Письмо под диктовку.
- Напишите предложения под диктовку. Обозначьте изучаемую орфограмму, если испытываете затруднения в подборе проверочного слова, оставьте «окошко»
Читают запись на доске: "На родном языке, на языке своей страны писать с ошибками неудобно, стыдно! Ты теперь умеешь их избегать. "Окошко" на месте орфограммы лучше ошибки. Помни это!"
Наш город окружают леса. Лиса живёт в лесу. В речке утром я сама поймала большого сома.
-
Домашнее задание с.57. упр.405
Карточки для индивидуальной работы:
Л . са, загр . знить, л . нивый, п . тёрка, с . сна, м . слёнка,
ст . на, с . нливый, в . зание, п. хучие.
.
Гл . зунья, стр . ла , д . жди, р . ка, пл . сал, м . слёнка, ст . на,
д . машний, к . тёнок ,л . нейка
Л . са, загр . знить, л . нивый, п . тёрка, с . сна, м . слёнка, ст . на, с . нливый, в . зание,
п. хучие.
Л . са, загр . знить, л . нивый, п . тёрка, с . сна, м . слёнка, ст . на, с . нливый, в . зание,
п. хучие.
Л . са, загр . знить, л . нивый, п . тёрка, с . сна, м . слёнка, ст . на, с . нливый, в . зание,
п. хучие.
Гл . зунья, стр . ла , д . жди, р . ка, пл . сал, м . слёнка, ст . на, д . машний, к . тёнок ,
л . нейка
Гл . зунья, стр . ла , д . жди, р . ка, пл . сал, м . слёнка, ст . на, д . машний, к . тёнок ,
л . нейка