Конспект урока по окружающему миру на тему Экосистема озера

Раздел Начальные классы
Класс 3 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Конспект урока по окружающему миру на тему Экосистема озераКонспект урока по окружающему миру на тему Экосистема озераКонспект урока по окружающему миру на тему Экосистема озераОкружающий мир (3-й класс)

Глава III. ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ СИСТЕМА

Тема: Экосистема озера

Цель: формирование личности, оптимально взаимодействующей с окружающим миром

Задачи :

- актуализировать знания об экосистеме, как ячейке живой оболочке Земли;

- дать представление об экосистеме озера, познакомить с её обитателями;

- подвести к выводу о том, почему экосистема озера рано или поздно прекращает своё существование;

- учить применять полученные знания в знакомой ситуации;

- развивать логическое мышление, речь, умение сопоставлять и делать выводы;

- развивать умение детей взаимодействовать друг с другом через работу в парах;

- воспитывать интерес к знаниям;

- воспитывать нравственное отношение к природе, чувство ответственности за своё поведение в природе, любовь к природе; Оборудование: А. А. Вахрушев, Д.Д.Данилов, О.В.Бурский, А.С. Раутиан Окружающий мир. 3 класс. ("Обитатели Земли"). Учебник в 2-х частях. Часть 1.-М.: Баласс, 2009. (Образовательная система "Школа 2100"); А. А. Вахрушев, О.В.Бурский, А.С. Раутиан Рабочая тетрадь к учебнику "Окружающий мир", 3 класс. (Обитатели Земли). - М.: Баласс, 2008. (Образовательная система "Школа 2100"); карточки с опорными словами к понятию «экосистема» «планктон»; карточки-задания; карточки-слова для цепи питания; мультимедийная установка; презентация, карточки тема урока, цели урока.

Этапы урока

Ход урока

Формирование УУД

и технология оценивания учебных успехов

Ι. Актуализация знаний и постановка учебной проблемы.

3 3

Организационный момент.

- Здравствуйте, ребята. Меня зовут Наталья Анатольевна. Сегодня я проведу у вас урок окружающего мира.

- Учебник, дневник, пенал и тетрадки

На парте всё в образцовом порядке.

Подарим улыбки, мне и друзьям

Затем мы свободно вздохнём

И, не волнуясь, урок наш начнём

(Дети садятся на свои места)

- Сейчас мы работаем в группах, придумайте название каждой группы связанные с окружающим миром. Руководитель группы отвечает за работу всей группы.

- Каждая группа получает задание.

1группа.

- Для определения какого понятия эти слова являются опорными? (единство, живая и неживая, природа, сообщество, живые организмы, разные профессии, способно, совместные усилия, поддержка, круговорот веществ)

(Это опорные слова для определения экосистемы)

2 группа.

- Назовите составные части экосистемы. (Экосистема включает в себя воздух, воду, почву, горные породы, производители, потребители и разрушители)



3 группа.

- На какие две части можно разделить составные экосистемы? Разделите их на части.

Живая природа: Неживая природа:

Производители вода

Потребители воздух

Разрушители почва

Горные породы

- Какой процесс происходит внутри экосистемы? (круговорот веществ)

- Как вы понимаете сочетание слов «круговорот веществ»?

( Круговорот веществ - это цепочка превращений, которая начинается одним и тем же веществом)

- Что такое экосистема?

(Экосистема - это единство живой и неживой природы, в котором живые организмы разных профессий способны совместными усилиями поддерживать круговорот веществ.)

- Какие экосистемы вы знаете?

(огород, сад, поле, лес, луг, болото, река)

- Ребята, отгадав загадку, вы сможете догадаться, о чём сегодня пойдёт речь на уроке.

- Пузырьками из воды

Газ выходит с глубины!

Круглое и голубое,

До краёв полно водою,

Над водою камыши, Что такое? Подскажи!

- О чём мы будем говорить на уроке?

(Мы будем говорить об озере.)

- Какие озёра вам известны?

(Селигер…)

- Где находится озеро Селигер?

(Озеро Селигер находится на территории Тверской области)

- Чем знаменито это озеро?

(Ежегодно на озере Селигер проходят Всероссийские молодёжные форумы на которых присутствует президент РФ Путин Владимир Владимирович)

(Проходя соревнования, приезжают отдыхать, купаться….)

- Посмотрите на слайд вот и наши друзья Лена и Миша отправились купаться на озеро. Прочитайте диалог по ролям.

(Дети читают по ролям)

- Какой возникает вопрос?

(Почему озеро зарастает и превращается в болото?)

- Сформулируйте тему урока?

(Экосистема озера)

- Захотелось ли вам побольше узнать об экосистеме озера? (да)

- Давайте вспомним, что вы знаете об озере?

- Сейчас я вам покажу картинки, по которым вы можете составить несколько предложений об озере. Свои ответы вы должны начинать с фразы: «Я знаю: …»

  • Озеро - это скопление воды в природном углублении на суше.

  • Озёра бывают проточные и бессточные.

  • Озёра бывают пресные и солёные.

  • Самое большое пресное озеро - Байкал.

  • Самое большое озеро в мире - Каспийское озеро - море.

- Сформулируйте цели урока продолжив фразу: "Я хочу узнать:" 3

- Я тоже обозначила цели и часть вы уже назвали. (Читает учитель)

  1. Можно ли озеро считать экосистемой?

  2. Какие организмы живут в озере?

  3. Какова их роль?

  4. Почему озеро может начать зарастать?

Познавательные УУД

1. Развиваем умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов.

2. Представлять информацию в виде схемы.

3. Выявлять сущность, особенности объектов.

4. На основе анализа объектов делать выводы.

5. Обобщать и классифицировать по признакам.

6. Ориентироваться на развороте учебника.

7. Находить ответы на вопросы в иллюстрации.

ΙΙ. Совместное открытие знаний.

4 5 4 2 3

Работа в группах. Работа в учебнике.

- Сегодня мы должны разобраться и найти ответы на эти вопросы. Для этого вы станете исследователями.

-Продолжаем нашу работу в группах. Каждая группа получит задание и проведёт исследование по предложенным вопросам.

(Самостоятельная работа учащихся с текстом

и иллюстрациями учебника на с. 46-48)

Задания для групп:

1группа.

- Рассмотрите рисунки на с. 47. Используя текст на с. 47, определите, где в озере их можно встретить. Какую роль в экосистеме они выполняют?

(Экосистема озера «двухэтажная». Верхний этаж составляют мелкие организмы, которые плавают в толще воды. Их называют планктоном).

- Как вы понимаете значение слова планктон?

(Планктоном называют мелкие водные животные и растения, подвешенные в толще воды и переносимые течениями)

-Что можете сказать про слово одноклеточные?

(Это сложное слово, которое состоит из двух корней -одн-, - клет-)

-От каких двух простых слов образовалось сложное?

(Одна клетка)

- Какие более крупные растения растут в воде?

(на дне растут более крупные растения, например элодея)

- Какие растения растут вблизи берегов?

(Вблизи берегов видны рогоз, камыш и кувшинка) - Цветки кувшинки всплывают на поверхность и раскрываются рано утром. К вечеру снова закрываются и прячутся под воду. Но так бывает при устойчивой хорошей погоде, когда солнечно и сухо. Если приближается ненастье, кувшинка ведёт себя иначе - цветки либо не показываются, либо прячутся раньше времени. Следовательно, по поведению цветков данного растения можно предсказывать погоду.

- Как можно назвать эти растения одним словом? (Это производители, которые обитают в озере.)

- Я приготовила подарок в вашу классную копилку. Это кубышка японская, которая занесена в Красную книгу России.

2 группа

Ознакомьтесь с некоторыми обитателями озера. Для этого отгадайте загадки и отметьте в них особенности обитателей:

Полосатые бока и клюёт на червяка (окунь)

Хищна и прожорлива, длинна, но поворотлива (щука).

- Рассмотрите мелких рачков, используя текст на с. 48, узнайте, как они питаются.

(Мелкие рачки, фильтруя воду, питаются мелкими водорослями. Один такой рачок за сутки «обрабатывает почти литр воды. Рачками кормятся многие рыбы, например карась и плотва. Этими рыбами в свою очередь нередко лакомятся хищные окунь и щука.)

- Как можно назвать их одним словом? (Это потребители, которые обитают в озере)


3 группа.

- Отгадайте загадку и отметьте в них особенности обитателей:

Когда я чёрен,

Я куслив и задорен,

А лишь покраснею,

Так и присмирею (рак).

- Рассмотрите мотыля, используя текст на с. 49 узнайте, что это за организм. (Это личинки комара. Они живут на дне водоёмов и питаются остатками умерших организмов.)

- Как можно назвать их одним словом?

(Это разрушители, которые обитают в озере.)

Работа с учебником.

- Рассмотрите рисунок на с. 47 или на слайде.

- Как связаны организмы в экосистеме озера?

(Организмы экосистемы связаны круговоротом веществ. )

- Обитатели озера соединены зелёными стрелками. Что они обозначают?

(Зелёные стрелки обозначают, кто кого ест, или передачу органических веществ по цепи питания.

- От бактерий к водорослям идёт коричневая стрелка. Что она обозначает?

(Коричневая стрелка обозначает превращение органических веществ в минеральные.)

- Что вас удивляет в этом задании? Как вы считаете, что обозначает чёрная стрелка?

(На схеме изображена чёрная стрелка. Она идёт от мёртвых организмов, наверно, они оседают на дне.)

- Справляются ли со своей работой разрушители? Что можно сказать о круговороте веществ в этом случае?

(Разрушители не справляются со своей работой, и мёртвые организмы накапливаются на дне. Круговорот замкнут не полностью, часть вещества оседает на дно.)

- Если круговорот незамкнутый, как это повлияет на условия в экосистеме? И что произойдёт с экосистемой?

(Наверно, условия изменятся, и экосистема может разрушиться.)

- Что же произойдёт с экосистемой озера?

(Со временем озеро превратится в болото)

- Давайте проверим наше предположение по учебнику на с. 46, вывод.

- Как мы ответим на вопрос урока? Можно ли озеро считать экосистемой?

(Озеро можно считать экосистемой, так как есть все группы организмов и круговорот веществ.)

Физкультминутка ( Приложение 1)

Коммуникативные УУД

1. Развиваем умение слушать и понимать других.

2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.

3. Оформлять свои мысли в устной форме.

4. Умение работать в паре и в группах.

Личностные результаты

1. Развиваем умения выказывать своё отношение к героям,

выражать свои эмоции.

2. Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.

3. Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

ΙΙΙ. Самостоятельное применение знаний.

2 1

Работа в рабочей тетради.

Открываем рабочую тетрадь стр. 23

Выполняем задание № 1 самостоятельно по группам.

Проверяем по слайдам презентации.

Выполняем задание № 2 самостоятельно в группах.

Проверяем по слайдам презентации.

Выполняем задание № 5 самостоятельно в группах.

Проверяем по слайдам презентации

- Что больше страдает от загрязнения: озеро или река? Почему?

(стр. 49 - учебник, вопрос №6) - Так же как у реки, дерева, животного, человека, так и у озера есть свой срок жизни: оно рождается, достигает зрелости, умирает. Но у каждого озера свой срок, своя судьба. Нередко виной преждевременной гибели озера становится сам человек. Озеро могут погубить бытовые и промышленные стоки, спускаемые в него человеком. Они отравляют все живое. В озере бурно разрастаются микроскопические водоросли и заполняют весь водоем. И только разумное поведение человека продлит жизнь озера, позволит ему жить долго. Каждый несорванный цветок, не сломанная ветка, не пойманная стрекоза, бабочка, не брошенная бутылка - это ваш небольшой вклад в большое дело - сохранение природы для будущих поколений. Помните об этом, ребята!



- Пользуясь рис. на стр. 47- 48 каждая группа составит цепочку питания - С какой профессии всегда начинается цепочка питания? (Производители) - А теперь каждая группа составит цепочку питания. У вас на столах лежат карточки. - Проверим. Какие цепи питания у вас получились? Камыш -> плотва -> окунь -> щука -> мотыль (1 группа)

водоросли -> дафнии -> уклейка ->окунь -> бактерии (2 группа)

водоросли -> рачки -> уклейка ->щука -> речной рак (3 группа)

- Вы хорошо справились с этим заданием. - Что произойдет, если представители одной из профессий исчезнут? (Нарушится круговорот веществ в экосистеме).

- Установи соответствия. Подбери к одной части подходящую по смыслу другую часть.


Экосистема - это

Если круговорот в экосистеме замкнут не полностью, то

условия в экосистеме постепенно меняются

единство живой и неживой природы, в котором поддерживают круговорот организмы разных профессий

скопление воды в природном углублении на суше

Озеро - это


Регулятивные УУД

1. Развиваем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника.

2. Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.

3. Прогнозировать

предстоящую работу (составлять план).

4. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

ТОУУ

ΙV. Рефлексия.

- Какую экосистему изучали на уроке?

(Экосистему озера)

- Сможем ли мы теперь ответить на вопрос: «Почему озеро зарастает и превращается в болото?

- Какие профессии живых организмов есть в озёрной экосистеме? (Производители. Потребители. Разрушители.)

- Какая особенность у круговорота веществ в экосистеме озера?

( Круговорот веществ в озере не полностью замкнут.)

- Как вы думаете, какую экосистему будем изучать на следующем уроке? (Экосистему болот)

- Почему?

(Озеро рано или поздно превращается в болото) - Конечно, нельзя остановить этот естественный процесс. Но человек в силах продлить жизнь озера, замедлить его старение. Для этого нужно, прежде всего, следить за тем, чтобы в его воду поменьше попадало загрязняющих веществ. Периодические очистки озера и углубление дна также помогают продлить его жизнь.

V. Домашнее задание.

  1. Чтение текста темы 12, с. 46-49

  2. Рабочая тетрадь с. 23 - 24 № 3, № 4, № 5.

  3. Составить памятку об охране озёр (по желанию)

  4. Нарисовать плакат, призывающий бережно относится к озёрам (по желанию)

VI . Итог урока.

- Чему учились?

- Какие задания показались самыми интересными?

- Какие - более трудными?

- Кто или что вам помогло справиться?

- Оцените свою работу на уроке. (Переход к группам)

- Каждая группа получи по озеру, на котором плавают кувшинки.

- На листочке напишите свою фамилию имя и оцените свою работу.

- Я горжусь тем, что мне удалось провести вместе с вами замечательный урок.

- Вы работали эффектно, красиво, здорово.

- Молодцы!

- Урок закончен. Спасибо за урок!!!



(Приложение 1)

Утром встал гусак на лапки

Утром встал гусак на лапки,

(Потянулись, руки вверх - вдох-выдох.)

Приготовился к зарядке.

(Рывки рук перед грудью.)

Повернулся влево, вправо,

(Повороты влево-вправо.)

Приседанье сделал справно,

(Приседания.)

Клювиком почистил пух,

(Наклоны головы влево-вправо.)

Поскорей за парту - плюх!

(Присели.)



© 2010-2022