Конспект урока окружающего мира на тему растениеводство нашего края (3 класс)

Раздел Начальные классы
Класс 3 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Школа России

Урок окружающего мира Урок русского языка

Тема: Растениеводство в нашем крае.
































Подготовила учитель

начальных классов

МБОУ Красночабанской

СОШ №14

Зимовниковского района

Ростовской области

Слобоцкая И.Н

Тема: Растениеводство в нашем крае.

Тип урока: освоение нового материала Цель: создать условия для проявления познавательной активности учащихся; для формирования представлений о растениеводстве в Ростовской области; развивать логическое мышление; воспитывать любовь и бережное отношение к природе.

Планируемые результаты: Предметные: получат представление о растениеводстве в нашем крае; познакомятся с отраслями растениеводства; расширят знания о растениях. Метапредметные: познавательные: уметь анализировать, сравнивать, обобщать, группировать различные предметы, самостоятельно делать выводы; работать с практическим материалом, наблюдать и использовать свои наблюдения в практической деятельности; регулятивные: уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; оценивать правильность выполнения действий; коммуникативные: уметь полно и точно формулировать свои мысли; слушать и понимать речь других; формулировать собственное мнение; пополнять активный словарный запас через усвоение новых понятий и терминов. Личностные: осознавать необходимость бережного отношения к природе. Оборудование: гербарий полевых культур, муляжи овощей и фруктов, зёрна полевых культур, иллюстрации растений, раздаточный материал для опроса.

Ход урока


1.Организационный момент. - Здравствуйте, ребята! Меня зовут … . Я проведу у вас урок окружающего мира. Надеюсь, что наше знакомство будет приятным, а урок интересным и полезным для всех. 2.Постановка темы, цели урока. -Ребята, посмотрите, пожалуйста, на это разнообразие растений. Назовите их. (Пшеница, ячмень, овёс, кукуруза, гречиха, морковь, огурцы, сливы, яблони). - Как можно назвать одним словом эти растения.(Культурные) - На какие группы их можно распределить. - Выполнив эту работу, как вы думаете, чем же мы будем заниматься сегодня на уроке? - Совершенно верно. Сегодня, ребята, мы узнаем, как появились культурные растения и их сорта, познакомимся с отраслями растениеводства, будем учиться различать полевые культуры по их характерным признакам. Эти знания мы можем получить посетив выставку достижений растениеводства нашего края. 3. Проверка домашнего зада-ния.














- В какой области мы живём? - А в каком районе Ростовской области? - Позволяют ли сегодня нам погодные условия отправиться в путь? - Каков сегодняшний прогноз погоды? - Ну что же, в путь! А по пути проверим, готовы ли вы наблюдать, сравнивать, думать, высказывать свою точку зрения, решать проблемные вопросы.

а). 2 ученика: составят цепи питания обитателей пресного водоёма; б). 1 ученик: назвать природное сообщество, найти обитателей, которые заблудились и случайно попали в это сообщество; кратко рассказать о сообществе и его обитателях; в). все остальные учащиеся, разгадав кроссворд «Обитатели водоёма» (стр.185) узнают, о чём будет наш разговор. - Итак, ключевое слово «болото». - Скажите, а надо ли охранять болото? - Докажите. - Выскажите свою точку зрения о том, к каким последствиям для природы и человека приводит осушение болот? (журавли, цапли, кулики потеряют свои жилища, им негде станет питаться и устраивать свои гнёзда; исчезнут такие растения как клюква, росянка; обмелеют реки, так как многие из них берут своё начало в болотах; а также болото - это источник чистейшей воды, которого может лишиться человек). - Какой же вывод необходимо сделать? (выполняя какие - либо действия, человек должен задумываться о последствиях.) - Экологический закон гласит: «Всё в природе связано со всем» - изменение одного приводит к изменению другого. - Итак, ребята, проверив выполнение вами домашнего задания, я убедилась в том, что вы очень любознательные, мыслящие, активные дети. 4.Освоение нового матери-ала - И, прежде чем войти в первый выставочный зал, давайте мысленно представим себе жизнь первобытного человека, который занимался охотой и собирательством. Его жизнь зависела от капризов природы. И вот однажды, заметив у своего жилища росток, затем взрослое растение с колоском, выросшее из утерянного зёрнышка, человек стал сеять растения рядом с жильём. Его молитвы о том, чтобы получить хороший урожай, были обращены к богине Деметре - покровительнице плодородия. Но он не просто выращивал растения у своего дома, а ещё отбирал лучшие, сохранял и размножал их. Так человек дикорастущие растения сделал культурными. Об этом говорят многочисленные раскопки, в том числе и на юге нашей Ростовской области. Так зарождалось земледелие. В настоящее время сельское хозяйство развито очень хорошо и имеет два направления: растениеводство и животноводство. - За разведением новых сортов культурных растений в специальных лабораториях и на опытных станциях отвечает растениеводство. - Обратимся к словарю С.И.Ожегова. - Что же такое растениеводство? (Словарь С.И.Ожегова объясняет значение этого слова так: Растениеводство - разведение. Растениеводство - наука о разведении сельско-хозяйственных растений). - В каждом крае растениеводство зависит от природных условий. - В растениеводстве выделяется четыре отрасли. Откройте учебник на стр.204 и положите перед собой. Это наш путеводитель.

І зал: Отрасль «Полеводство» - Чем занимается эта отрасль? ( стр.204) - Какие полевые культуры называются главными? (зерновые) - Назовите главные зерновые культуры. (пшеница, рожь, ячмень, просо, овёс, кукуруза, гречиха) - Почему они главные? (из зерна получают продукты питания) - Какое растение даёт нам белый хлеб? А чёрный? (пшеница- озимая и яровая; озимую сеют осенью, а яровую - весной) - Что же получают из ржи, проса, овса, кукурузы, гречихи? (крупы: гречневую, перловую, овсяную (ГЕРКУЛЕС); кукуруза: кукурузные крупы и силос) - Какие ещё культуры относятся к полевым? (картофель, подсолнечник, лён) - Что дают они людям? - Как используют клубни картофеля? (картофель - земляное яблоко, родина - Южная Америка, с 18 века-еда русских людей, т.о. картофель используют в пищу, как корм животным, получают крахмал). Практическая работа - Дети, все зерновые культуры имеют сходства и различия. - На каждом столе лежит гербарный лист пшеницы. - Сравниваем только растения первого ряда выставки: пшеница, ячмень, овёс. - По каким признакам можно отличить каждое растение? 1.цвет растения 2.колос: его размер и усы 3. зерно: цвет, форма Вывод: - Какие полевые культуры выращивают в Ростовской области? Наш Зимовниковский район на протяжении многих лет занимает почётные места по производству зерна в Ростовской области. - Ребята, в зал залетела сорока и на хвосте принесла тревожную новость: в этом году на поля выпало много снега и вся озимая пшеница под снегом может погибнуть. - Как вы считаете, так ли это? - Что ж, это радует!!!

















































ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

ІІ зал: Отрасль «Овощеводство» - Чем занимается эта отрасль? (стр.204) - Назовите основные овощеводческие культуры нашего района.(особенно богат Азовский район) - Где выращивают овощи? (поле, огород, теплица) - Объясните значение выражения «открытый грунт». - Найдите ответ в учебнике: стр. 204. (последний абзац). - А «защищённый грунт»? Почему? - В каком грунте растут эти растения? - По какому признаку разделились эти растения? ( корнеплоды, луковые, листовые, плодовые) (Томат - «крупная ягода», на итальянском «помидорро», «золотое яблоко», родина Южная Америка). Вывод: овощи - это сочная часть растений, которые мы употребляем в пищу, и в зависимости от того, какую часть растения употребляем, их делят на группы. Овощи живут 1-2 года, щавель - несколько лет. - Какую роль играют овощи в жизни человека? (чеснок, лук - фитонциды, содержат витамины; и т.д.)














Практическая работа

ІІІ зал: Отрасль «Плодоводство» - Чем занимается плодоводство? (стр.205, 2 абзац) - Что дают нам плодовые культуры? (фрукты, ягоды) - Какие фруктово - ягодные деревья и кустарники распространены в нашем крае? - Сравните яблоко от дикорастущей яблони и от культурной.( яблони - многолетние, живут 100 лет) - В чём различия? По какому признаку все плодовые культурные растения разделили на группы? ( внутри плода а). несколько семечек, б. косточка) - Какую роль играют они в жизни человека? Вывод: - Какие плодовые культуры выращивают в Ростовской области?


Рассказ учителя

ІV зал: Отрасль «Цветоводство» - Чем занимается эта отрасль? - Для чего их выращивают? Одни цветы выращиваются в открытом грунте, другие - в закрытом, т.е. в оранжереях, комнатах, теплицах. Уже в 16 - 17 веке Сад Московского Кремля украшали ирисы, тюльпаны, пионы, лилии, а в 18 веке в 1704 году в Санкт - Петербурге был слздан Летний сад. Одной из самых удивительных стран считается Голландия - страна тюльпанов. Каждый человек мечтает хоть однажды побывать в Голландии. Ведь здесь выращивают огромное количество разнообразных сортов тюльпанов и их луковицы продают во многих странах. Вывод: В нашей Ростовской области цветы выращивают только любители. 5.Первичное закрепление нового материала - Наша прогулка по выставке достижений Ростовской области подошла к концу. - Подготовьте отчёт обо всём увиденном. - На какие отрасли делится растениеводство?

- Какие отрасли наиболее хорошо развиты в Ростовской области? - Перед вами карточка. Подчеркните лишнее слово в каждом ряду:

1. овёс, пшеница, кукуруза, гречиха, ячмень, слива; 2. помидор, свёкла, тыква, огурец, морковь, лён; 3. яблоко, груша, абрикос, айва, слива, помидор; 4.лилия, огурец, ирис, тюльпан. 6. Освоение нового матери-ала - Человек, изменяя природу, должен помнить, что он не её царь, а лишь маленькая частичка и чтобы хорошо знать законы, должен всё время совершенствоваться. - Заканчивая наш урок, я предлагаю вам поиграть в игру «Умник» - В ваших карточках 5 рядов кружков: цифра1 -первое высказывание. 5 кружочков - это 5 вариантов ответов. Правильный ответ - в кружочек ставим Х, неправильный - пусто. 1. К отраслям растениеводства относятся: плодоводство, овощеводство, рыбоводство, цветоводство, скотоводство. 2. В Ростовской области выращивают: лён, пшеницу, ячмень, кукурузу, хлопок. 3 Растениеводство даёт человеку: хлеб, расти-тельное масло, крупы, сметану, ткани. 4.Защищённый грунт - это теплицы, огороды, поля, комнатные горшки, оранжереи. 5.Ростовская область даёт государству: зерно, грибы, цветы, овощи, фрукты. - Взаимопроверка. Ответы сравните с эталоном.
7. Рефлексия. Итог урока. Самооценка. Выставление оценок. Соотнесение поставленных задач с достигнутым результатом. - Что нового вы узнали на уроке? - Какие новые слова и их значения вы впервые услышали и запомнили? Впечатления от урока (смайлики)

8.Организованный конец урока.


Использованные источники информации: 1.Учебник для 4 класса в 2-х частях, часть І.«Окружающий мир» А.А.Плешаков, Е.А.Крючкова. М: Просвещение. 2. Поурочные разработки по курсу «Окружающий мир». 4 класс 3.Журнал «Начальная школа» 4.Газета «Приложение к 1 сентября. Начальная школа» 5.Толковый словарь С.И.Ожегова. 6.История древнего мира.

© 2010-2022