- Преподавателю
- Начальные классы
- Разработка урока по литературе Д. Родари Приключения Чипполино
Разработка урока по литературе Д. Родари Приключения Чипполино
Раздел | Начальные классы |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Горевич О.А. |
Дата | 23.03.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
№ 119
Дата: 30.04.15 г.
Класс: 4
Предмет: Литература.
Тема урока: Д.Родари «Приключения Чипполино», Цели: Познакомить с биографией Джанни Родари, формировать умение анализировать текст. Развивать речь, умения сравнивать, обобщать, составлять портретную характеристику героя, обогащать словарный запас учащихся. Воспитывать доброту, щедрость, отзывчивость, сочувствие, милосердие; интерес к чтению произведений Джанни Родари.
Тип урока: урок сообщения новых знаний
Вид урока: стандартный Оборудование: выставка книг Джанни Родари, карта, портреты Дж. Родари, презентация, картинки с изображением сказочных героев, текст стихотворения.
Ход урока:
1.Организационный момент. Здравствуй, друг! (рукопожатия) Как ты тут? (хлопают друг друга по плечу) Где ты был? (дергают за ухо) Я скучал! (прикладывают руку к сердцу) Ты пришел! (разводят руки в стороны) Хорошо! (обнимаются).
2. Речевая разминка. • Представьте торт с зажжёнными свечами, погасим все свечи сразу -фу-, а потом каждую свечу, прерывая дыхание -фу-, -фу-, -фу-, -фу-, -фу. • Вытягиваем губы трубочкой, а затем растягиваем в улыбке. - Прочитайте стихотворение шёпотом, с вопросительной интонацией, с грустной интонацией. - Прочитайте с логическим ударением на выделенных словах. Каждый день - всегда, везде На занятиях, в игре, Смело, чётко говорим, И тихонечко сидим. 3. Актуализация знаний: Сегодня вы будете работать в группах. Давайте повторим правила работы и обязанности каждого из членов группы. В течение урока вы будете оценивать себя сами, выставляя оценки в оценочный лист.
- Фамилия Этап урока Балл Продолжение истории
«Крестики - нолики»
Работа в группе
оценка
4. Проверка д/з: - Чтение продолжение истории о лягушке путешественнице Оценивание: 0б - нет истории 2б - история, которую отметили 1б - остальным
- Игра «Крестики - нолики»
1) На стадионе Хоттабыч впервые увидел футбол? (да)
2) Слово, значение которого Волька объяснил Хоттабычу неправильно называлось балда? (да)
3)Ледокол, пассажирами которого стали Волька, Женя и Хоттабыч, хотя они этого не заслужили назывался «Сусанин»? (нет)
4)Порошок, от которого человеческие волосы выпадают без остатка назывался таро? (да)
5). Любимый прохладительный напиток Хоттабыча - кефир? (нет)
6).Чемоданы ли подарил Хоттабыч рыбакам? (да)
7).Слово, которое показалось Хоттабычу смешным и напоминало чириканье воробья, было ширк? (нет)
8).Первая книга, которую изучил Хоттабыч, называлась азбука? (да)
9.Название команды, которая играла против «Зубилы» было «Шайба»? (Да)
Самопроверка. Самооценивание. Оценивание: 0б - нет правильных ответов 1б - 1-2 правильных ответа 2б - 3-4 правильных ответа 3б - 5-6 правильных ответов х х
х - правильный ответ
о - неправильный ответ0 х 0 х 0 х х
5. Определение темы и целей урока. Прием «Черный ящик»: - Знаете ли вы итальянский язык? Тогда даже и не знаю, как вы справитесь со следующим заданием. Нужно на ощупь определить, что находится в «черном» ящике и назвать его по-итальянски. (В ящике - луковица - чиполла) -Самое известное его приключение? -Чему мы будем учиться на уроке? -Что нам нужно знать к концу урока? На уроке мы будем: 1. Будем учиться читать правильно и выразительно. 2. Будем анализировать текст. 3. Узнаем значение новых слов. 4. Составим портретную характеристику героев.
6. Новый материал Рассказ учителя. Показ страны на карте. Презентация. Джанни Родари - известный итальянский детский писатель. Он написал не одну сказку для детей и является автором стихотворных сборников. В его стихах слышны звонкие голоса ребят, играющих на улицах Рима, Болоньи, Неаполя. Книги Джанни Родари популярны во многих странах мира. У нас в стране они известны в переводе С. Я. Маршака. На севере Италии, у самого подножия Альп есть озеро д'Орта с такой синей и прозрачной водой, что кажется, будто кусочек неба, пролившись однажды дождём, так и остался навсегда в каменистых берегах. Около этого озера очень удобно расположился небольшой городок Оменья, узкие улочки и низкие дома которого утопают в зелени и цветах. Именно там 23 октября 1920 года и родился Джанни Родари. Он ничем особенным не отличался от своих сверстников, которые, удрав из дома, любили бродить по острову Сан-Джулио, в центре озера. Старинный замок, расположенный там, манил ребят полуразрушенными башнями, таинственными галереями и слухами о спрятанных сокровищах. Но, к сожалению, в таинственный замок удавалось наведываться не слишком часто. У отца Джанни была крохотная пекарня, а при ней магазинчик. Джанни и его брату приходилось часто помогать отцу. Ещё до петухов приходилось отцу и сыновьям вставать, чтобы успеть замесить тесто. Оно набухало, пузырилось. И Джанни казалось, что в ней живут крохотные волшебники, которые проделывают себе ходы, чтобы выбраться наружу. Было весело придумывать всякие забавные истории о них. Но вскоре всё кончилось. Отец Джанни умер. В семье Джанни после смерти отца настали тяжёлые времена. Пришлось оставить свой дом и переехать в другой город, где мама после долгих поисков нашла работу служанкой. Работа незавидная, но выбирать не приходилось. Надо было содержать детей. А Джанни в это время учился. Причём очень даже неплохо. И кем только не мечтал стать - и скрипачом, и игрушечным мастером, и художником. Но после окончания школы попал в духовную семинарию, потому что там не брали деньги за учёбу. Правда, больше двух лет в стенах семинарии он не выдержал. Так что священником Родари не стал. Зато стал учителем. Но учительскую карьеру прервала война. Вторая мировая. Родари воевал против фашистов в рядах итальянского Сопротивления. А вот после войны Родари, к большому сожалению его учеников, в школу не вернулся. К тому времени его уже увлекла журналистика. И очень скоро молодого талантливого журналиста заметили и пригласили в Милан - в редакцию газеты «Унита». Главный редактор вскоре организовал там «Уголок для детей» и вести его доверил бывшему школьному учителю - Джанни Родари "Детский уголок" имел большой успех. Восторженные читатели буквально засыпали газету письмами. В конце концов Родари пригласили в столичную редакцию "Унита" и предложили создать приложение к газете - еженедельный детский журнал "Пионьере" ("Пионер"). Журнал был создан. И здесь, на его страницах, впервые была напечатана повесть-сказка "Приключения Чиполлино" (1951). Фантастическая страна, в которой живут герои сказки "Приключения Чиполлино", населена человечками-овощами, человечками-фруктами. Но отношения между ними похожи на отношения людей.
7. Словарная работа. Экспертная группа (сильные - 2 человека) ищет в интернете лексическое значение непонятных слов, остальные читают их с доски, делают предположения, что они могут означать, читают трудные слова. Выступает экспертная группа. 1. Окраина - край, крайняя часть какой-нибудь местности, удалённая от центра часть города, прилегающая к границе. 2. Камергер - в монархических странах: придворный чин старшего ранга. 3. Дюжина - двенадцать штук (в счёте однородных предметов) 4. Казарма - особое здание для размещения воинских частей. 5. Бидон - жестяной сосуд цилиндрической формы с крышкой. 6. Свита - лица, сопровождающие какую-нибудь важную персону. 7. Побрякивать - звенеть при встряхивании, производить шум, стук твёрдым звенящим предметом. 8. Придворные - относятся ко двору монаха.
8. Чтение 1 части по цепочке. Прием «Чтение с остановками» Остановка 1 Как вы думаете, что решили сделать придворные, чтобы устранить луковый запах? Остановка 2 Как вы думаете, что произошло после речи камергера? Остановка 3 Как вы думаете, что на прощание сказал отец сыну?
9. Анализ: -Назовите героев этой части? -Кто такой принц Лимон? -Чего боялись придворные? -Что предложил камергер? -Что должны были сделать лимончики? -Как вы считаете, можно таким образом «избавиться» от бедности? -Как выглядела свита? -Как вы думаете, почему колокольчики у них были разные: золотые серебряные, медные? -Почему Чиполлоне посадили в тюрьму? -Почему в тюрьмах Лимона сидели порядочные люди? Как это характеризует принца? -Как вы понимаете слова Чиполлоне «видеть насквозь всяких плутов и мошенников»?
10. Работа в группах Каждый ученик получил картинку с изображением одного из героев сказки: Чиполлино, Вишенки, Тыквы. Задания для групп: 1.Дайте характеристику принцу Лимону и Чиполлино. Капризный, справедливый, весёлый, ленивый, себялюбивый, неунывающий в сложных ситуациях, расчетливый, жестокий, уверенный в себе, несправедливый, решительный, целеустремлённый.
Чиполлино
Лимон
2.Составьте синквейн. 1. Чиполлино. 2. Какой? (2 прилагательных) 3.Что делает? (3 глагола) 4. Фраза, характеризующая героя. 5.Слово-обобщение.
3. Исправьте ошибки. Помидор был сыном Чиполлоне. И было у него восемь братьев. Семья жила богато. Правил страной принц Виноградинка. Он очень любил бедняков. У него были солдаты-вишенки, которые заставляли граждан повиноваться. В стране жили бедные помещицы - графини Редиски. У них управителем и экономом был добрый кавалер синьор Огурец. Однажды отца Чиполлино назначили начальником тюрьмы, а Чиполлино отправили в другую страну учиться.
Оценивание 0б - нет правильных ответов 1б - 1 задание выполнено верно 2б - 2 задания выполнены верно 3б - все задания выполнены верно
Выступление спикеров. Оценивание «2 звезды и пожелание»
Самооценивание каждого ученика работы в группе. Перевод баллов в оценку.
11. Информация о домашнем задании 1) пересказ текста 2) нарисовать рисунок (по желанию).
12. Итог урока. Рефлексия. - Насколько трудным был для вас урок? Отметьте себя.
- Что для вас оказалось трудным на уроке? Почему для вас это было трудным? Что помогло преодолеть эти трудности? - Что вам понравилось на уроке? Почему? - Что вам не понравилось? Почему? - Что вас удивило?