Конспект урока литературного чтения И. А. Крылов Стрекоза и Муравей

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА

ФИО учителя: Ачилова Гульсум Умяровна

Место работы, должность: учитель начальных классов МБОУ СОШ с. Бестянка

Название УМК: «Гармония»

Учебный предмет: литературное чтение

Класс: 3

Тема урока: И. А. Крылов «Стрекоза и Муравей»

Тип урока: изучение нового материала

Цель урока: создать условия для осознания учащимися воспитательного воздействия художественного текста

Задачи урока:

Познавательные: анализировать текст с целью характеристики персонажей;

анализировать языковое оформление текста.

Предметные: совершенствовать навык чтения, осмысленность и выразительность.

характеризовать персонажей, выявлять мотивацию персонажей.

Личностные: формировать нравственно-этические ориентиры;

развивать способность к нравственной оценке поступков;

развивать способность к неоднозначности нравственной оценки поступков персонажей.

Регулятивные: ориентироваться в тексте;

формировать способность к оценке деятельности сверстников.

Коммуникативные: вступать в дискуссию;

выражать свою точку зрения, слушать другого, соблюдать правила общения;

аргументировать свое мнение.

Оборудование: компьютер, интерактивная доска

Планируемые результаты:

Предметные: ученик получит возможность познакомиться с личностью Ивана Андреевича Крылова и его басней «Стрекоза и Муравей».

Метапредметные

  • познавательные: ученик получит возможность учиться воспринимать на слух произведение; строить речевое высказывание в устной форме; устанавливать причинно-следственные связи; делать обобщение; осознанно читать басню с целью удовлетворения интереса, приобретения читательского опыта;

  • коммуникативные: ученик получит возможность учиться выслушивать разные точки зрения; вступать в диалог; формулировать собственное мнение, участвовать в коллективном обсуждении,

  • регулятивные: ученик получит возможность ставить учебную задачу в сотрудничестве с одноклассниками; планировать свои действия; самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действий;

  • личностные: ученик получит возможность формировать мотивационную основу учебной деятельности; учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу; развивать способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

Этап урока

Время, мин.

Содержание учебного материала

Методы и приёмы работы

ФОУД (формы организации учебной деятельности)

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

ФУУД (формирование универсальных учебных действий) 1.Организационный момент

2

мин

Прозвенел веселый звонок,

Начинаем наш урок.

Нам надо многое понять,

Чтоб читателями стать.

Словесные

Фронтальная работа

Читает стихотворение.

Желает учащимся удачи на уроке.


Приветствуют учителя

Умение

настраиваться на работу, слушать и слышать других


Этап мотивации и целеполагания

4 мин

Прочитай и определи жанр произведения (Слайд 3)
- Что такое псевдоним?
- Какой писатель в молодости взял себе такой псевдоним?
- Давайте вспомним, что такое басня, что высмеивается в баснях, цель написания басен.
- Чем отличается басня? (Слайд 4)

Словесные,

наглядные

Фронтальная работа.

Просит определить жанр произведения, над которым будем работать на уроке по опорным словосочетаниям

Чтение текста на слайде 3 Учащиеся определяют жанр, определяют псевдоним баснописца.
Учащиеся высказывают свои предположения, рассуждают.

Регулятивные: Постановка учебной задачи.

Уметь слушать в соответствии с целевой установкой.

Принимать и сохранять учебную цель и задачу.

Подготовка к первичному восприятию текста.

5

мин

Отгадайте загадку и решите ребус. (Слайд 5)
- Догадайтесь, с какой басней мы сегодня познакомимся?
- Кто написал эту басню? (Слайд 6)
- Иван Крылов позаимствовал идею басни о Стрекозе и Муравье у баснописца Лафонтена, который в свою очередь подсмотрел сюжет у менее известного древнегреческого писателя Эзопа (Слайд 7)
- Кто сформулирует тему нашего урока?

Словесные,

наглядные

Фронтальная работа.

- Загадывает загадку о стрекозе и муравье, просит определит название новой басни. Организует беседу, выявляющую знания детей о насекомых.

Учащиеся отгадывают ребус, загадку, формулируют название басни.







Учащиеся определяют тему урока.

Познавательные

Взаимодействуют с учителем во время опроса, осуществляемого во фронтальном режиме.

Этап первичного восприятия

5 мин

- Послушайте, басню "Стрекоза и Муравей".

Читает текст артист театра и кино Игорь Масюк. (Слайд 7)
Проверка первичного восприятия:
- Понравилась ли вам басня?
- Попробуйте сформулировать тему басни, о чем она?
- Прочитайте басню еще раз.

Словесные,

наглядные

Фронтальная работа

Организует работу по первичному чтению текста басни И.А.Крылова «Стрекоза и Муравей».

Учащиеся на слух воспринимают текст басни


.

Познавательные Учащиеся рассуждают, высказывают свои предположения, учатся формулировать выводы на основе полученной информации

Личностные:

Учащиеся учатся выслушивать мнения одноклассников, дополняют, исправляют.

Проверка вторичного чтения.

4 мин

Организация работы в группах.
- Установите последовательность иллюстраций и подберите фрагменты из басни (слайд 8)

Практические

Групповая, работа с текстом

Организовывает работу в группах

Самостоятель-

ное чтение басни.
Работа в группах.

Познавательные Учащиеся учатся ставить учебную задачу, планировать свои действия, распределять задания. Учатся договариваться и взаимодействовать между собой.

Динамическая пауза

2

мин

Музыкальная физ. минутка

на слайде

Практические

Коллективная

Обеспечивает активный отдых учащимся.

Выполняют движения под музыку

Личностные:

снятие умственного напряжения, сохранение работоспособности на последующих этапах урока.

Анализ литературного произведения

6 мин

Мотивация перечитывания и анализа произведения:
- Если очень внимательно проанализировать басню, заострив внимание на каждом слове, то можно понять любое произведение, несмотря на огромное количество непонятных слов и выражений. Работа с лексическим значением слов и выражений. (Слайды 9-11)

Проблемно-поисковые

Фронтальная работа, работа с текстом

Проводит работу по определению главной мысли басни, морали.

Предположения детей о лексическом значении устаревших слов и выражений: зима катит в глаза, помертвело чисто поле, злой тоской удручена, вешние воды, кум, кумушка.

Познавательные Учащиеся учатся ставить учебную задачу, планировать свои действия, распределять задания.

Регулятивные: Формировать способность к оценке поведения персонажей.

А) Характеристика персонажей произведения

3 мин

- Дайте характеристику персонажам басни (Слайд 12)
- Что вы можете сказать о Муравье? Охарактеризуйте его.
- Какой представляете Стрекозу? (Слайд 12)
- Жалко ли вам Стрекозу?
- Правильно ли поступил Муравей?

Словесные

Фронтальная работа

Задаёт вопросы учащимся

Учащиеся дают характеристику героям басни.


Учащиеся высказывают и отстаивают свое мнение.

Личностные:

Учащиеся учатся выслушивать мнения одноклассников.

Б) Подбор пословиц к произведению

4 мин

- Ваше задание по стрелочкам из букв и слогов составить пословицу.
- Посмотрите на экран (Слайд 13)
- Постарайтесь по слогам и буквам на экране составить вторую пословицу (Слайд 14)
- Какая пословица подходит к басне и почему?
Рассказ учителя об истории создания памятника баснописца (Слайд 15)

Частично-поисковый.

Дифференцированный подход.

Работа в парах

Учитель раздает карточки.
Рассказывает о создании памятника в Летнем саду.

Ученики выполняют задания.
Ученики учатся составлять пословицы, доказывают правильность своего выбора.
Ученики внимательно слушают рассказ о создании памятника в Летнем саду.

Познавательные

самостоятельное решение проблем поискового характера Коммуникативные: определять и выражать личное отношение к персонажу

Творческая работа

6 мин

Ставит перед детьми проблемный вопрос: Представьте, что муравей пустил стрекозу перезимовать. Как она жила бы у Муравья? Что делала? Придумайте своё продолжение басни, можете сделать рисунок.

Проблемно-поисковые

Групповая

Делит класс на группы по 4 человека. Регулирует работу групп, по мере необходимости помогает в выполнении задания

Придумывают свой сюжет завершения басни,

согласуют между собой, выполняют один рисунок на группу

Познавательные

самостоятельное решение проблем поискового характера Коммуникативные (планирование)

- определение цели, функций участников, способов взаимодействия

Этап подведения итогов урока. Рефлексия.

3 мин

- С каким произведением мы сегодня познакомились?
- Кто написал эту басню?
- Что для себя взяли из урока?
- Чем заниматься понравилось больше?
- Что хотели бы узнать на следующем уроке?
- Как вы оцениваете свою работу на уроке?
- Поднимите красный кружок, если считаете, что вы активно работали на уроке;
- желтый кружок, если считаете, что можете работать лучше;
- зеленый - старался, но работал неактивно

Организация оценочной деятельности.

Коллективная, индивидуальная

Задаёт вопросы, выслушивает мнения детей

Высказывания детей.
Учащиеся учатся выслушивать ответы одноклассников.





Самооценка деятельности на уроке.
Учащиеся оценивают свою работу на уроке в соответствии с поставленными задачами.

Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;

познавательные: рефлексия;

личностные: смыслообразование

Домашнее задание

1 мин

1. Объясняет сущность домашнего задания:

а) выучить басню в лицах

б) подобрать пословицы к басне

2. Предлагает найти в словарях значение слов "мораль", «иллюстрация»

Словесные.

Дифференцированный подход.

Фронтальная работа

Даёт выборочно задание № 2

Личностные:

расширять читательский кругозор.



© 2010-2022