Формирование культуры здоровья школьника в условиях комфортной начальной школы полного дня

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:


Выступление на методическом объединении учителей начальных классов Кутилиной О.Ю. по теме:

Формирование культуры здоровья школьника

в условиях комфортной начальной школы

полного дня.

Здоровье - не все,

но все без здоровья - ничто.

Сократ


  • актуальность данной проблемы;

В соответствии с законом РФ «Об образовании» здоровье школьников отнесено к приоритетным направлениям государственной политики в области образования. Уже в 1905 году Песталоцци оповестил мировую педагогическую общественность, что при традиционно сложившихся формах обучения происходит непонятное «ухудшение» развития детей, «убийство их здоровья». Развитие школы идет по пути интенсификации, увеличения физических и психических нагрузок на ребенка. И сегодня уже необходимо говорить о начале глобальной катастрофы всей современной цивилизации. По данным НИИ педиатрии:
  • 14% детей практически здоровы;
  • 50% детей имеют отклонения в развитии опорно-двигательного аппарата;
  • 35 - 40% детей страдают хроническими заболеваниями.
За период обучения в школе число здоровых детей уменьшается в 4 раза, число близоруких детей увеличивается с 1 класса к выпускным с 3,9% до 12,3%, с нервно-психическими расстройствами - с 5,6% до 16,4%, нарушениями осанки с 1,9% до 16,8%. Основная цель здоровьесберегающих технологий - это сохранение и укрепление здоровья учащихся. Отсюда возникают основные задачи, которые я ставлю в своей работе на первое место: - обеспечение школьнику возможности сохранения здоровья на период обучения в школе; - снижение уровня заболеваемости учащихся; - сохранение работоспособности на уроках; - формирование у учащихся знаний, умений и навыков по здоровому образу жизни; - формирование системы спортивно-оздоровительной работы.

Школа полного дня - это образовательное учреждение, которое:

  • реализует государственный стандарт основного и дополнительного образования;

  • интегрирует познание, творчество и досуг в интересах развития ребенка;

  • максимально учитывает индивидуальные возможности, способности и интересы каждого ребенка и создает условия для его самореализации и самовыражения;

  • обеспечивает оздоровление и безопасность школьников;

  • конструктивно взаимодействует с семьей и социальной средой.
  • опирается на"Концепцию содержания непрерывного образования" и современные педагогические технологии, ориентированные на создание условий для освоения ребенком новой для него учебной деятельности, развитие и формирование учебных умений, которые помогут ему в дальнейшем образовании и самообразовании.

  • цели и задачи работы;

Цели:

1) обеспечить школьнику возможность сохранения здоровья в период обучения в школе, сформировать у него необходимые знания умения и навыки, научить использовать полученные знания в повседневной жизни.
2) сформировать у него необходимые знания умения и навыки, научить использовать полученные знания в повседневной жизни.
3) обмен опытом учителей по использованию здоровьесберегающих технологий на уроках.

Задачи:
• Обеспечить рациональную организацию образовательного процесса.
• Совершенствовать физкультурно-оздоровительную работу.
• Использовать просветительско-воспитательную работу с учащимися, направленную на формирование ценности здоровья и здорового образа жизни.
• Организовать системы просветительской и методической работы с родителями.
• воспитание культуры здоровья
• мотивация на здоровый образ жизни

  • здоровьесберегающие технологии;

Здоровьесберегающие образовательные технологии можно рассматривать как технологическую основу здоровьесберегающей педагогики - одно из самых перспективных систем ХХI века, и как совокупность приемов, форм и методов организации обучения школьников, без ущерба для их здоровья, и качественную характеристику любой педагогической технологии по критерии ее воздействия на здоровье учащихся и педагогов.

• Здоровьесберегающие технологии - это технологии, направленные на сохранение здоровья.
• Нужно стремиться к тому, чтобы воздействия педагога не наносили ущерба здоровью детей.
• В случае использования на уроках здоровьесберегающих технологий достигается важный результат - получение учащимися образования без ущерба для здоровья.
• Системно организованная совокупность программ, приемов, методов организации образовательного процесса, не наносящего ущерба здоровью его участников;
• Качественная характеристика педагогических технологий по критерию их воздействия на здоровье учащихся и педагогов;
• Технологическая основа здоровьесберегающей педагогики.


  • применение здоровьесберегающих технологий в учебно-воспитательном процессе;

Достаточно очевидно, что состояние здоровья школьника, напрямую зависит от процесса обучения. Поэтому в слагаемые психолого-педагогической среды школы входит все то, с чем учащийся соприкасается в течение дня. Это и родители, и их взаимоотношения с ребенком, и окружающая школьная среда: воздушная, педагогическая и т. п., конкретный процесс на уроках, общение со сверстниками, внеучебное время, так или иначе заполненное. Все это находится в постоянной взаимосвязи и является психолого-педагогическим пространством. Большое влияние на здоровье учащихся оказывает психологический климат в классе. Поэтому с первых дней пребывания ребёнка в школе начинаю формирование совместимости участников учебно-воспитательного процесса: учитель - ученик, ученик - ученик. Педагогическая аксиома гласит - можно быть профессором в области своего предмета, но если нет взаимоотношений между учителем и учениками, результатов образования не будет. Поэтому в работе по здоровьесбережению считаю главным: - отношения сотрудничества и взаимопомощи; - широкий обмен новой информацией между участниками учебного процесса; - встречный процесс, расположенность учащихся к действиям учителя; - сопереживания в радости познания; - соучастие в разрешении проблемных вопросов и познавательных задач; - стремление прийти друг к другу на помощь при затруднениях. Специалисты считают, что 20 - 40% негативных влияний, ухудшающих здоровье детей, связаны со школой, с некомфортными условиями организации учебно-воспитательного процесса. Понятие комфортных условий УВП, прежде всего, означает создание в школе педагогических условий, макси­мально эффективно обеспечивающих не только ум­ственные, нравственные, индивидуальные качества личности ребенка, но и его физическое и психи­ческое здоровье. От правильной организации урока, уровня его ра­циональности во многом зависит функциональное состояние школьников в процессе учебной деятель­ности, возможность длительно поддерживать умствен­ную работоспособность на высоком уровне и предуп­реждать преждевременное наступление утомления. Анализ научно-методической литературы и соб­ственный практический опыт позволяют выделить четыре основных правила построения урока с по­зиции здоровьесбережения:
  1. Правильная организация урока.
  2. Использование каналов восприятия.
  3. Учёт зоны работоспособности учащихся.
  4. Распределение интенсивности умственной деятельности.
У школьников с ослабленным здоровьем утомле­ние наступает быстро из-за неблагоприятных гиги­енических условий в классе - даже при умерен­ной учебной нагрузке. К таким относятся:
  • нарушение температурного режима в помеще­нии;
  • повышенная сухость воздуха, особенно в зим­нее время при недостаточной вентиляции воздуха и раскаленных батареях;
  • неблагоприятный состав воздуха;
  • воздействие посторонних шумов;
  • недостаток освещения;
  • физический дискомфорт: от неудобного поло­жения тела, от длительно фиксируемой позы (несо­ответствие размера мебели и роста), при авторитар­ной педагогической тактике педагога, когда дети боятся пошевельнуться.
Учащиеся чаще утомляются при длительном ог­раничении двигательной активности, однообразной, монотонной деятельности, даже легкой! Учитывая вышесказанное я решила последовать совету доктора Базарного, и за последним столом поставила для своих учеников конторки, которые позволяют ребятам в течение урока менять положение тела из положения сидя в положение стоя. На всех уроках использую передвижение по классу (для этого по классу развешиваются различные картинки, слова, предложения и дети под музыку находят нужные, при этом подпрыгивают, если высоко, приседают, если низко и выполняют задание учителя). Дети на моих уроках не находятся в сжатом состоянии, они постоянно двигаются, поэтому уроки для них стали интересными, веселыми, а главное нескучными. Обязательным элементом здоровьесберегающей организации урока, предотвращающим утомление учащихся являются регулярно проводимые физкультминутки: - для снятия общего или локального утомления; - упражнения для кистей рук; - гимнастики для глаз (упражнения на расширение зрительно-пространственной активности; гимнастика для глаз по методу Шичко Г.А.); - гимнастика для улучшения слуха; - упражнения корректирующие осанку; - дыхательная гимнастика. Работая над задачей создания здоровьесберегающей среды, я пришла к необходимости увеличения двигательной активности детей во время перемен. Помимо развития физической активности детей, двигательные перемены должны способствуют и со­хранению психического здоровья детей. Кроме игровых оздоровительных пауз, используемых на каждом уроке в начальных классах, систематически провожу игровые уроки. Ведь игра - это самый эффективный вид деятельности, в цепи ученик - учитель, позволяющий как можно дольше сохранять продуктивную работоспособность ребенка. В играх дети вступают в различные соотношения: сотрудничества, соподчинения, взаимного контроля и т.д. Используя игру, учитель раскрывает большой потенциал, подчиняя правила игры своим образовательным и воспитательным задачам.
Дополнительными направлениями работы для формирования знаний, умений и навыков здорового образа жизни, для создания условий сохранения здоровья младших школьников являются:
  • Проведение специальных уроков по формированию здорового образа жизни, уроки гигиены как самостоятельные уроки и использование элементов на обычных уроках.
  • Организационная деятельность: привлечение к поддержанию санитарного состояния класса дежурных (соблюдение режима проветривания, протирания пыли), а также контроль за соблюдением учащихся правил личной гигиены, опрятность одежды и другие.
  • Проведение профилактики травматизма путем инструктажа по технике безопасности, бесед по охране труда и ведение классного журнала техники безопасности.
  • Оздоровление детей в условиях школы: здоровое питание (работа с родителями по организации стопроцентного охвата горячим питанием в школьной столовой).
  • Организация конкурса рисунков на темы здорового образа жизни.
Важным условием совершенствования учебно-воспитательного процесса и системы работы по со­хранению и укреплению здоровья школьников яв­ляется организация и проведение внеклассной вос­питательной работы по повышению двигательной активности школьников. Цель этих мероприятий - обеспечение активного отдыха и удовлетворение естественной потребности учащихся в движении. Большая работа по пропаганде здорового образа жизни ведётся в течение года на классных часах: «Режим дня детей», «Путешествие в Страну здоровья», «Встреча с Доктором Айболитом», «Личная гигиена и гигиена жилища», «Чистое помещение - залог здоровья», «В гостях у ребят Мойдодыр» и т.д. При проведении классных часов широко используется проектная деятельность учащихся. Так работая над проектами по правильному питанию и профилактике вредных привычек дети защитили свои проектные работы на общешкольном мероприятии «Цветок Здоровья». Параллельно ведётся и работа с родителями на родительских собраниях: «Учите детей беречь здоровье», «Безопасный мир ребёнка», «Разговор на трудную тему», «Не допустите беды». Наблюдения показывают, что использование здоровьесберегающих технологий в учебном процессе позволяет учащимся более успешно адаптироваться в образовательном и социальном пространстве. Здоровый образ жизни не занимает пока первое место среди ценностей человека в нашей стране. Но если мы не научим детей с самого раннего возраста ценить, беречь и укреплять свое здоровье. Если мы будем личным примером демонстрировать здоровый образ жизни, то только в этом случае можно надеяться, что будущее поколение будут более здоровы и развиты не только личностно, интеллектуально, духовно, но и физически. Если раньше говорили: «В здоровом теле - здоровый дух», то не ошибется тот, кто скажет, что без духовного не может быть здорового. И в заключении хочется вспомнить советы американского психолога Дейла Корнеги:
  1. Проявляйте искренний интерес и внимание к другим людям. Вникайте во все.
  2. Будьте приветливы, доброжелательны, созда­вайте благоприятную атмосферу.
  3. Запоминайте имя человека и все, что можно о нем знать (его семейное положение, слабости, хоб­би и т. д.).
  4. Умейте терпеливо слушать других. Проявляйте внимание и сочувствие при слушании.
  5. Никогда не унижайте человека, даже если он не прав и оказался побежденным в споре.
  6. Дайте человеку почувствовать его значимость, подчеркните его компетентность, поощряйте, при­меняйте похвалу.
  7. Начинайте с искреннего признания достоин­ства человека.
  8. Обращая внимание людей на их ошибки, де­лайте это в косвенной форме.
  9. Прежде чем критиковать другого, скажите о своих собственных ошибках.
  10. Задавайте вопросы вместо того, чтобы отда­вать приказания.
  11. Дайте возможность человеку спасти свое лицо.
  12. Хвалите человека за каждый, даже скром­ный, успех и будьте при этом искренни.
  13. Пользуйтесь поощрением. Сделайте так, что­бы недостатки, которые вы хотите в человеке ис­править, выглядели легко исправимыми, а дело, которым вы хотите его увлечь, легко выполнимым.

Делайте так, чтобы людям было приятно ис­полнять то, что вы хотите.


  • Литература

Сипхангулова Ф. И. «Школа полного дня», Абедчанова Г. М. «Организация учебной деятельности младших школьников в условиях здоровьесберегающей педагогики», Белорусова Т. В. «Применение здоровьесберегающих технологий в учебно-воспитательном процессе в начальной школе.».





6


© 2010-2022