- Преподавателю
- Начальные классы
- Программа факультатива внеурочной деятельности С чего начинается Родина?
Программа факультатива внеурочной деятельности С чего начинается Родина?
Раздел | Начальные классы |
Класс | - |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Зуева Н.П. |
Дата | 14.04.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Пояснительная записка. Рабочая программа составлена на основании нормативно - правовых документов: - Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России в сфере общего образования: А. Я. Данилюк, А. М. Кондаков, В. А. Тишков. - Федерального компонента государственного стандарта начального общего образования по Азбуке Смоленского края, утвержденного приказом Минобразования России от 5.03.2004г № 1089; - Законом Российской Федерации « Об образовании» (статья 7); - Учебного плана СОГООУСТ «Красноборская санаторно-лесная школа» на 2014-2015 учебный год;
-Авторской программы начального общего образования по Азбуке Смоленского края для начальной школы: "Азбука Смоленского края" (С.А. Болотова)
-Методическое пособие Федотовой О.Н., Трафимовой Г.В., Трафимова С.А. «Наш мир в вопросах и заданиях»
Актуальность
- Как определено в Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России:
- В 3 классе учащиеся начали изучение регионального курса «Азбука Смоленского края». Для реализации программного содержания использовался УМК:
С. А. Болотова «Азбука Смоленского края» ч. 2.Мир истории., С. А. Болотова «Азбука Смоленского края» ч.3. Мир культуры. Поэтому, чтобы изучение родного края было более комплексным и полным, решено включить во внеурочную деятельность начальной школы факультатив эколого-краеведческой направленности «С чего начинается Родина?». Для реализации программного содержания используется УМК: С. А. Болотова «Азбука Смоленского края» ч.1. Мир природы.
Программа «С чего начинается Родина?» эколого-краеведческой и учебно-познавательной направленности с практической ориентацией разработана для обучающихся 4 классов в рамках ФГОС. Занятия в объединении «С чего начинается Родина?» могут оказать практическую помощь школьникам, проявляющим интерес к окружающему миру, желающим обучиться умениям и навыкам наблюдения за природой, способам оказания практической помощи флоре и фауне родного края. Предлагаемый материал о природе, животном мире и экологических проблемах родного края предполагает расширение краеведческого кругозора, развитие творческих способностей учащихся. Занятия способствуют ориентации учащихся на профессии экологического профиля.
Цели и задачи, решаемые при реализации рабочей программы: формирование у учащихся целостной картины окружающего мира и привитие любви к малой родине через знакомство младших школьников с природно-географическим богатством Смоленского края; способствовать формированию экологической культуры обучающихся начальной школы с активной жизненной позицией.
Задачи курса:
1.Обучающие:
-
формирование знаний о природных и географических особенностях Смоленской области; сформировать представления о природных сообществах области;
-
познакомить об охраняемых территориях России и своей области;
-
иметь представления об экологических проблемах края;
-
сформировать умения и навыки природоохранной деятельности.
2.Развивающие:
-
развитие познавательной активности младших школьников, творческих способностей, любознательности, расширение кругозора учащихся;
-
умения сравнивать, анализировать эколого-природоведческие факты:
-
умения проводить самостоятельные наблюдения в природе;
-
умения оперировать с моделями и схемами;
-
развить мотивацию к экологически грамотному поведению и здоровому образу жизни;
3.Воспитательные:
-
развивать интерес к изучению природы родного края, понимание активной роли человека в природе;
-
воспитать в каждом учащемся активную гражданскую позицию и любовь к Родине,
-
сформировать установки на безопасный, здоровый образ жизни, мотивацию к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Принципы построения программы «C чего начинается Родина?»
Программа «С чего начинается Родина?» основывается на принципах. Принцип следования нравственному примеру. Следование примеру - ведущий метод нравственного воспитания. Пример - педагога, старшего взрослого это возможная модель выстраивания отношений ребёнка с другими людьми и с самим собой, образец ценностного выбора, совершённого значимым другим. Содержание учебного процесса, внеучебной и внешкольной деятельности должно быть наполнено примерами нравственного поведения. Принцип идентификации (персонификации). Идентификация - устойчивое отождествление себя со значимым другим, стремление быть похожим на него. В младшем школьном возрасте преобладает образно-эмоциональное восприятие действительности, развиты механизмы подражания, эмпатии, способность к идентификации. В этом возрасте выражена ориентация на персонифицированные идеалы - яркие, эмоционально привлекательные образы людей (а также природных явлений, живых и неживых существ в образе человека), неразрывно связанные с той ситуацией, в которой они себя проявили. Персонифицированные идеалы являются действенными средствами нравственного воспитания ребёнка. Принцип диалогического общения. В формировании ценностных отношений большую роль играет диалогическое общение младшего школьника со сверстниками, родителями (законными представителями), учителем и другими значимыми взрослыми. Наличие значимого другого в воспитательном процессе делает возможным его организацию на диалогической основе. Диалог исходит из признания и безусловного уважения права воспитанника свободно выбирать и сознательно присваивать ту ценность, которую он полагает как истинную. Диалог не допускает сведения нравственного воспитания к морализаторству и монологической проповеди, но предусматривает его организацию средствами свободного, равноправного межсубъектного общения. Принцип системно - деятельностной организации воспитания. Воспитание, направленное на духовно-нравственное развитие обучающихся и поддерживаемое всем укладом школьной жизни, включает в себя организацию учебной, внеучебной, общественно значимой деятельности младших школьников. Формы занятий: беседа, ролевые, дидактические игры, экскурсии, практикумы, лабораторные работы, просмотр учебных фильмов, разработка и защита проекта, конкурсы, самостоятельные работы творческого типа, инсценированное представление.
Место учебного курса «С чего начинается Родина?» в учебном плане Программа «С чего начинается Родина?» относится к духовно-нравственному и научно-познавательному направлениям, рассчитана на 1 год занятий, объемом в 34 часа,1 занятие в неделю по 40 мин.
Результаты изучения курса
Личностные действия:
- научится ориентироваться в нравственном содержании и смысле поступков, как собственных, так и окружающих людей;
- приобретет способность развить в себе этические чувства - стыда, вины, совести - как регуляторов морального поведения.
- основ гражданской идентичности личности в форме осознания «Я» как гражданин Смоленщины, чувства сопричастности и гордости за свой край.
- мотивации учебной деятельности, включающей социальные, учебно-познавательные, внешние и внутренние мотивы;
- эстетических чувств на основе знакомства с национальной культурой Смоленской области;
- чувства гордости за свой город, свой край, за успехи своих земляков;
эмпатии, как понимания и сопереживания чувствам других людей.
Регулятивные действия:
- научится планировать свои действия в соответствии с поставленной целью и условиями ее реализации;
- выполнять учебные действия в материализованной, речевой и мыслительной форме;
- проявлять инициативу действия в учебном сотрудничестве;
- самостоятельно оценивать правильность выполнения задания при подготовке к сообщению, презентации, конференции;
- использовать внешнюю и внутреннюю речь для целеполагания, планирования и регуляции своей деятельности.
- уметь анализировать и синтезировать необходимую информацию;
- в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи, цели;
самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия при работе над проектом, исследованием, конференцией; -
вносить необходимые изменения в исполнение, как по ходу его реализации, так и в конце действия.
Познавательные действия:
научится:
- используя дополнительные источники информации, находить факты, относящиеся к образу жизни, обычаям и верованиям наших предков;
- осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов домашней и школьной библиотек;
- использовать знаково-символические средства, в том числе модели и схемы при работе с картой контурной, картой Смоленской области и атласом;
-
работать с атласом, глобусом и картой; находить на карте свой регион и его главный город;
-
устанавливать причинно-следственные связи; строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях;
- устанавливать аналогии.
- самостоятельно подбирать литературу по теме;
- осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек города, архивов и Интернета;
- работать в семейных архивах.
- понимать различные позиции других людей, отличные от собственной;
- ориентироваться на позицию партнера в общении;
- учитывать разные мнения и стремление к координации различных позиций в сотрудничестве.
- готовить и выступать с сообщениями;
- формировать навыки коллективной и организаторской деятельности;
- наблюдать и описывать проявления богатства внутреннего мира человека в его созидательной деятельности на благо семьи, в интересах школы, профессионального сообщества края;
- аргументировать свое мнение, координировать его с позициями партнеров при выработке общего решения в совместной деятельности.
Основные требования к знаниям и умениям учащихся
-
Знать:
Уметь:
По природно-графическому краеведению.
-
географическое положение, границы и территорию Смоленской области;
-
особенности рельефа, климата, почв Смоленщины;
-
названия важнейших полезных ископаемых родного края, их использование;
-
название некоторых растений, грибов, животных Смоленского края;
-
меры по охране природы в Смоленской области;
-
правила поведения в природе;
-
определять, находить и показывать на географической карте изучаемые географические объекты;
-
различать важнейшие полезные ископаемые родного края;
-
различать распространенные в Смоленском крае растения и животных;
-
выполнять правила поведения в природе, обосновывать их необходимость;
-
Подготовить рассказ, сообщение, доклад, реферат природоведческого содержания на основ материалов учебника, а также дополнительных источников;
-
проводить самостоятельные наблюдения в природе;
-
оперировать с моделями и схемами, самостоятельно разрабатывать и изготовлять отдельные модели;
-
Компоненты учебно - методического комплекса, обеспечивающего реализацию рабочей программы.
Для учащихся:
.С. А. Болотова «Азбука Смоленского края» ч.1. Мир природы.
Для учителя:
С. А. Болотова Программа регионального курса для младших школьников «Азбука Смоленского края» - Изд.2-ое, иправ., и доп. - Смоленск: ГОУСОИУУ,2005.-40 с.
С. А. Болотова «Азбука Смоленского края» ч.1. Мир природы.
С. А. Болотова, А. Б. Ковалёва «Творческие учебные задания по курсу «Азбука Смоленского края»., Смоленск 2003г.
Учебно-тематический план
Тема занятия
Дата проведения
1.
Введение. Мой дом за окном. Красота окружающего мира
2.
Мы-жители Земли.
Яи время
4.
Экскурсия «Моя малая Родина. С чего начинается Родина?»
5.
Природные особенности моего края: географическое положение, площадь, рельеф и климат Смоленской области.
6.
Что такое почва? Почвы Смоленской области.
7.
Занятие творчества. Выпуск стенгазеты «Берегите почву!»
8.
Полезные ископаемые моего края, их свойства, практическое значение и способы добычи.
9.
Копилка знатока. «Каменная книга Смоленской области»
10.
Водоемы Смоленщины.
11.
Занятие-экскурсия к Кривому озеру.
12.
Копилка знатока. «Старичные озера». «Тайны Семлевского озера»
13.
Занятие творчества. Создание книжки-малышки « Правила поведения в природе»
14.
Растения леса нашего края.
15.
Растения луга нашего края.
16.
Растения болота нашего края.
17.
Грибы.
18.
Экологическая игра «Что? Где? Когда?»
19.
Викторина о лекарственных растениях
20.
Смоленский лен
21.
Экскурсия в музей Смоленского льна.
22.
Выставка рисунков «Люблю природу русскую»
23.
Животные Смоленской области: насекомые, рыбы, земноводные и пресмыкающиеся.
24.
Птицы Смоленской области.
25.
Занятие творчества. Изготовление кормушек для птиц.
26.
Млекопитающееся нашего края.
27.
Сезонная экскурсия в лес «Разноцветная зима»
28.
Экоигра «Этажи леса»
29.
Охрана природы Смоленского края.
30.
Экологический праздник «День Земли»
31.
Копилка знатоков. «Красная книга Смоленской области»
32.
Занятие творчества. Изготовление книжки-малышки» Природа края в опасности»
33.
«Сделаем мир краше» - оформление школьных клумб
34.
Подведение итогов за год. Концерт «С чего начинается Родина?»