Программа факультатива внеурочной деятельности С чего начинается Родина?

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Пояснительная записка. Рабочая программа составлена на основании нормативно - правовых документов: - Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России в сфере общего образования: А. Я. Данилюк, А. М. Кондаков, В. А. Тишков. - Федерального компонента государственного стандарта начального общего образования по Азбуке Смоленского края, утвержденного приказом Минобразования России от 5.03.2004г № 1089; - Законом Российской Федерации « Об образовании» (статья 7); - Учебного плана СОГООУСТ «Красноборская санаторно-лесная школа» на 2014-2015 учебный год;

-Авторской программы начального общего образования по Азбуке Смоленского края для начальной школы: "Азбука Смоленского края" (С.А. Болотова)

-Методическое пособие Федотовой О.Н., Трафимовой Г.В., Трафимова С.А. «Наш мир в вопросах и заданиях»

Актуальность

  1. Как определено в Концепции духовно-нравственного развития и воспи­тания личности гражданина России:
«Одна из ступеней развития гражданина России - это осознанное принятие личностью традиций, ценностей, особых форм культурно-исторической, социальной и духовной жизни его родного села, города, района, области, края, республики. Через семью, родственников, друзей, природную среду и социальное окружение наполняются конкретным содержанием такие понятия, как «малая Родина», «Отечество», «родная земля», «родной язык», «моя семья и род», «мой дом»». Таким образом, одной из приоритетных целей духовно-нравственного воспитания младших школьников является - воспитание ценностного отношения к природе родного края, окружающей среде, экологическое воспитание.
  1. В 3 классе учащиеся начали изучение регионального курса «Азбука Смоленского края». Для реализации программного содержания использовался УМК:

С. А. Болотова «Азбука Смоленского края» ч. 2.Мир истории., С. А. Болотова «Азбука Смоленского края» ч.3. Мир культуры. Поэтому, чтобы изучение родного края было более комплексным и полным, решено включить во внеурочную деятельность начальной школы факультатив эколого-краеведческой направленности «С чего начинается Родина?». Для реализации программного содержания используется УМК: С. А. Болотова «Азбука Смоленского края» ч.1. Мир природы.
Программа «С чего начинается Родина?» эколого-краеведческой и учебно-познавательной направленности с практической ориентацией разработана для обучающихся 4 классов в рамках ФГОС. Занятия в объединении «С чего начинается Родина?» могут оказать практическую помощь школьникам, проявляющим интерес к окружающему миру, желающим обучиться умениям и навыкам наблюдения за природой, способам оказания практической помощи флоре и фауне родного края. Предлагаемый материал о природе, животном мире и экологических проблемах родного края предполагает расширение краеведческого кругозора, развитие творческих способностей учащихся. Занятия способствуют ориентации учащихся на профессии экологического профиля.

Цели и задачи, решаемые при реализации рабочей программы: формирование у учащихся целостной картины окружающего мира и привитие любви к малой родине через знакомство младших школьников с природно-географическим богатством Смоленского края; способствовать формированию экологической культуры обучающихся начальной школы с активной жизненной позицией.

Задачи курса:

1.Обучающие:

  • формирование знаний о природных и географических особенностях Смоленской области; сформировать представления о природных сообществах области;

  • познакомить об охраняемых территориях России и своей области;

  • иметь представления об экологических проблемах края;

  • сформировать умения и навыки природоохранной деятельности.

2.Развивающие:

  • развитие познавательной активности младших школьников, творческих способностей, любознательности, расширение кругозора учащихся;

  • умения сравнивать, анализировать эколого-природоведческие факты:

  • умения проводить самостоятельные наблюдения в природе;

  • умения оперировать с моделями и схемами;

  • развить мотивацию к экологически грамотному поведению и здоровому образу жизни;

3.Воспитательные:

  • развивать интерес к изучению природы родного края, понимание активной роли человека в природе;

  • воспитать в каждом учащемся активную гражданскую позицию и любовь к Родине,

  • сформировать установки на безопасный, здоровый образ жизни, мотивацию к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

Принципы построения программы «C чего начинается Родина?»

Программа «С чего начинается Родина?» основывается на принципах. Принцип следования нравственному примеру. Следование примеру - ведущий метод нравственного воспитания. Пример - педагога, старшего взрослого это возможная модель выстраивания отношений ребёнка с другими людьми и с самим собой, образец ценностного выбора, совершённого значимым другим. Содержание учебного процесса, внеучебной и внешкольной деятельности должно быть наполнено примерами нравственного поведения. Принцип идентификации (персонификации). Идентификация - устойчивое отождествление себя со значимым другим, стремление быть похожим на него. В младшем школьном возрасте преобладает образно-эмоциональное восприятие действительности, развиты механизмы подражания, эмпатии, способность к идентификации. В этом возрасте выражена ориентация на персонифицированные идеалы - яркие, эмоционально привлекательные образы людей (а также природных явлений, живых и неживых существ в образе человека), неразрывно связанные с той ситуацией, в которой они себя проявили. Персонифицированные идеалы являются действенными средствами нравственного воспитания ребёнка. Принцип диалогического общения. В формировании ценностных отношений большую роль играет диалогическое общение младшего школьника со сверстниками, родителями (законными представителями), учителем и другими значимыми взрослыми. Наличие значимого другого в воспитательном процессе делает возможным его организацию на диалогической основе. Диалог исходит из признания и безусловного уважения права воспитанника свободно выбирать и сознательно присваивать ту ценность, которую он полагает как истинную. Диалог не допускает сведения нравственного воспитания к морализаторству и монологической проповеди, но предусматривает его организацию средствами свободного, равноправного межсубъектного общения. Принцип системно - деятельностной организации воспитания. Воспитание, направленное на духовно-нравственное развитие обучающихся и поддерживаемое всем укладом школьной жизни, включает в себя организацию учебной, внеучебной, общественно значимой деятельности младших школьников. Формы занятий: беседа, ролевые, дидактические игры, экскурсии, практикумы, лабораторные работы, просмотр учебных фильмов, разработка и защита проекта, конкурсы, самостоятельные работы творческого типа, инсценированное представление.

Место учебного курса «С чего начинается Родина?» в учебном плане Программа «С чего начинается Родина?» относится к духовно-нравственному и научно-познавательному направлениям, рассчитана на 1 год занятий, объемом в 34 часа,1 занятие в неделю по 40 мин.

Результаты изучения курса

Личностные действия:

  • научится ориентироваться в нравственном содержании и смысле поступков, как собственных, так и окружающих людей;
  • приобретет способность развить в себе этические чувства - стыда, вины, совести - как регуляторов морального поведения.
получит возможность для формирования:
  • основ гражданской идентичности личности в форме осознания «Я» как гражданин Смоленщины, чувства сопричастности и гордости за свой край.
  • мотивации учебной деятельности, включающей социальные, учебно-познавательные, внешние и внутренние мотивы;
  • эстетических чувств на основе знакомства с национальной культурой Смоленской области;
  • чувства гордости за свой город, свой край, за успехи своих земляков;
    эмпатии, как понимания и сопереживания чувствам других людей.
    Регулятивные действия:
  • научится планировать свои действия в соответствии с поставленной целью и условиями ее реализации;
  • выполнять учебные действия в материализованной, речевой и мыслительной форме;
  • проявлять инициативу действия в учебном сотрудничестве;
  • самостоятельно оценивать правильность выполнения задания при подготовке к сообщению, презентации, конференции;
  • использовать внешнюю и внутреннюю речь для целеполагания, планирования и регуляции своей деятельности.
получит возможность:
  • уметь анализировать и синтезировать необходимую информацию;
  • в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи, цели;
    самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия при работе над проектом, исследованием, конференцией;
  • вносить необходимые изменения в исполнение, как по ходу его реализации, так и в конце действия.

Познавательные действия:

научится:

  • используя дополнительные источники информации, находить факты, относящиеся к образу жизни, обычаям и верованиям наших предков;
  • осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов домашней и школьной библиотек;
  • использовать знаково-символические средства, в том числе модели и схемы при работе с картой контурной, картой Смоленской области и атласом;
  • работать с атласом, глобусом и картой; находить на карте свой регион и его главный город;

  • устанавливать причинно-следственные связи; строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях;

  • устанавливать аналогии.
получит возможность:
  • самостоятельно подбирать литературу по теме;
  • осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек города, архивов и Интернета;
  • работать в семейных архивах.
Коммуникативные действия: научится:
  • понимать различные позиции других людей, отличные от собственной;
  • ориентироваться на позицию партнера в общении;
  • учитывать разные мнения и стремление к координации различных позиций в сотрудничестве.
получит возможность:
  • готовить и выступать с сообщениями;
  • формировать навыки коллективной и организаторской деятельности;
  • наблюдать и описывать проявления богатства внутреннего мира человека в его созидательной деятельности на благо семьи, в интересах школы, профессионального сообщества края;
  • аргументировать свое мнение, координировать его с позициями партнеров при выработке общего решения в совместной деятельности.

Основные требования к знаниям и умениям учащихся


Знать:

Уметь:

По природно-графическому краеведению.

  • географическое положение, границы и территорию Смоленской области;

  • особенности рельефа, климата, почв Смоленщины;

  • названия важнейших полезных ископаемых родного края, их использование;

  • название некоторых растений, грибов, животных Смоленского края;

  • меры по охране природы в Смоленской области;

  • правила поведения в природе;

  • определять, находить и показывать на географической карте изучаемые географические объекты;

  • различать важнейшие полезные ископаемые родного края;

  • различать распространенные в Смоленском крае растения и животных;

  • выполнять правила поведения в природе, обосновывать их необходимость;

  • Подготовить рассказ, сообщение, доклад, реферат природоведческого содержания на основ материалов учебника, а также дополнительных источников;

  • проводить самостоятельные наблюдения в природе;

  • оперировать с моделями и схемами, самостоятельно разрабатывать и изготовлять отдельные модели;





Компоненты учебно - методического комплекса, обеспечивающего реализацию рабочей программы.

Для учащихся:

.С. А. Болотова «Азбука Смоленского края» ч.1. Мир природы.

Для учителя:

С. А. Болотова Программа регионального курса для младших школьников «Азбука Смоленского края» - Изд.2-ое, иправ., и доп. - Смоленск: ГОУСОИУУ,2005.-40 с.

С. А. Болотова «Азбука Смоленского края» ч.1. Мир природы.

С. А. Болотова, А. Б. Ковалёва «Творческие учебные задания по курсу «Азбука Смоленского края»., Смоленск 2003г.

Учебно-тематический план

Тема занятия

Дата проведения

1.

Введение. Мой дом за окном. Красота окружающего мира

2.

Мы-жители Земли.


    Яи время

    4.

    Экскурсия «Моя малая Родина. С чего начинается Родина?»

    5.

    Природные особенности моего края: географическое положение, площадь, рельеф и климат Смоленской области.

    6.

    Что такое почва? Почвы Смоленской области.

    7.

    Занятие творчества. Выпуск стенгазеты «Берегите почву!»

    8.

    Полезные ископаемые моего края, их свойства, практическое значение и способы добычи.

    9.

    Копилка знатока. «Каменная книга Смоленской области»

    10.

    Водоемы Смоленщины.

    11.

    Занятие-экскурсия к Кривому озеру.

    12.

    Копилка знатока. «Старичные озера». «Тайны Семлевского озера»

    13.

    Занятие творчества. Создание книжки-малышки « Правила поведения в природе»

    14.

    Растения леса нашего края.

    15.

    Растения луга нашего края.

    16.

    Растения болота нашего края.

    17.

    Грибы.

    18.

    Экологическая игра «Что? Где? Когда?»

    19.

    Викторина о лекарственных растениях

    20.

    Смоленский лен

    21.

    Экскурсия в музей Смоленского льна.

    22.

    Выставка рисунков «Люблю природу русскую»

    23.

    Животные Смоленской области: насекомые, рыбы, земноводные и пресмыкающиеся.

    24.

    Птицы Смоленской области.

    25.

    Занятие творчества. Изготовление кормушек для птиц.

    26.

    Млекопитающееся нашего края.

    27.

    Сезонная экскурсия в лес «Разноцветная зима»

    28.

    Экоигра «Этажи леса»

    29.

    Охрана природы Смоленского края.

    30.

    Экологический праздник «День Земли»

    31.

    Копилка знатоков. «Красная книга Смоленской области»

    32.

    Занятие творчества. Изготовление книжки-малышки» Природа края в опасности»

    33.

    «Сделаем мир краше» - оформление школьных клумб

    34.

    Подведение итогов за год. Концерт «С чего начинается Родина?»




    © 2010-2022