Урок Дикорастущие и культурные растения

Раздел Начальные классы
Класс 3 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тема урока: Дикорастущие и культурные растения.

Цель: изучение особенностей культурных и дикорастущих растений, знакомство с предками некоторых культурных растений.

Планируемые результаты: Личностные:

  • понимание значения изучения курса «Окружающий мир»;
  • ориентация на выполнение основных правил бережного отношения к природе на основе понимания особенностей взаимодействия человека и природы.
Предметные: Обучающиеся научатся:
  • сравнивать и различать дикорастущие и культурные растения, характеризовать их роль в жизни человека;

  • различать культурные растения - по назначению.


Учащиеся получат возможность научиться:

  • различать существенные и несущественные признаки;
  • приводить примеры дикорастущих и культурных растений;
  • рассказывать о предках культурных растений.
Метапредметные: Обучающиеся научатся:
  • понимать цель познавательной деятельности;
  • планировать свои действия при выполнении заданий;
  • осуществлять текущий контроль и оценку результатов выполнения заданий;
  • доказывать то или иное свойство изучаемого объекта;
  • сравнивать и классифицировать изучаемые объекты по различным признакам;
  • находить необходимую информацию в учебнике;
  • получать информацию, используя тексты, таблицы, рисунки, схемы;
  • выполнять индивидуальные и групповые задания;
  • совместно изучать объекты, обсуждать результаты, делать выводы.
Обучающиеся получат возможность научиться:
  • самостоятельно планировать свои действия при выполнении учебных заданий;
  • самостоятельно осуществлять текущий контроль и оценку результатов выполнения заданий;
  • ставить цель собственной познавательной деятельности и планировать ее;
  • распределять обязанности и контролировать друг друга при выполнении учебных заданий.

Оборудование:

  • интерактивная доска, компьютер, мультимедийная презентация;

  • раздаточный информационный материал.

Тип урока: комбинированный.

Форма урока: урок-дискуссия.

Ход урока



  1. Организационный этап, создание эмоционального настроя

- Ребята! Какой сегодня день? Хмурый, пасмурный или светлый, солнечный? (слайд 1) - Какое настроение вызывает у вас такая погода? - А знаете, что надо сделать, чтобы на душе было тепло и спокойно?

(слайд 2) Надо просто улыбнуться! Я дарю вам свою улыбку и прошу, чтобы вы подарили мне свою! У вас такие солнечные лучистые улыбки, что от них ярче становится день, а на душе теплее. Порадуйте своей улыбкой тех, кто рядом с вами! Улыбнитесь друг другу! Этот урок я проведу вместе с вами, надеюсь, вы поможете мне и своим друзьям. Пусть каждый из нас запомнит этот прекрасный зимний день и нашу встречу.



  1. Актуализация знаний

- Ребята, сегодня нас на уроке ожидает встреча с удивительными представителями живой природы. Куда бы вы ни посмотрели, где бы вы ни побывали, повсюду увидите, встретите их. Они на лугах, в лесах, их много в степях и высоко в горах, в безводных пустынях и топких болотах. Они поселились в морях, океанах, озерах, реках и прудах нашей планеты. Они есть даже в Арктике и Антарктиде.

(слайд 3) Догадались? Конечно, о чём мы поговорим с вами сегодня?

( О растениях)



"Не можем жить мы без растений Об этом скажет нам не только гений. Как воздух нам нужны они. Они разнообразны… И все они по-своему прекрасны"

(слайд 4)

  1. Самоопределение к деятельности, формулирование темы постановка учебных задач

- Вспомните, какие группы растений вы знаете?

(слайд 5)

(Водоросли, мхи, папоротники, хвойные и цветковые)



- Сегодня мы посмотрим на растения с другой стороны.

- Чем похожи и чем отличаются ДУБ и ВИШНЯ?

(слайд 6)

(Похожи тем, что и дуб и вишня деревья. Оба дерева приносят человеку пользу. Имеют корень, ствол, ветви, листья, плоды

Отличаются тем, что дуб растет в лесу, а вишня в саду. За вишней ухаживает человек, а за дубом нет. Вишню человек сажает, а дуб растёт сам)

- Аналогично сравните КРЫЖОВНИК и ШИПОВНИК.

(слайд 7) - Предположите, о каких растениях пойдёт речь на уроке? (О растениях, которые растут сами по себе(из называют ДИКОРАСТУЩИМИ и о тех, которые выращивает человек. Они носят название КУЛЬТУРНЫЕ)

- Как будет звучать тема нашего урока? (ДИКОРАСТУЩИЕ и КУЛЬТУРНЫЕ растения)

(слайд 8) - Чему мы хотим научиться на этом уроке? Какие задачи поставим перед собой? ( Научиться сравнивать культурные и дикорастущие растения, понимать их роль в жизни человека, различать растения по назначению, приводить примеры, рассказывать о предках культурных растений)

(слайд 9)



  1. Открытие нового знания

Работа в группах (по рядам)

- Сейчас весь класс разделится на 3 группы по рядам. Каждый ученик получит листок с заданием.

Задания:

1 группа: Укажите отличительные особенности дикорастущих растений и сделайте вывод.

(слайд 10)

2 группа: Укажите отличительные особенности культурных растений и сделайте вывод.

(слайд 11)

3 группа: Найдите среди предложенных растений культурные. Сделайте вывод: какую пользу они приносят человеку?

(слайд 12)

Опрос групп

Работа обучающихся у интерактивной доски и формулирование выводов

(слайды 13 -17)

Дополнительный вопрос 3 группе и всему классу: - Для чего человек использует различные виды растений? ( Многие виды растений человек использует для получения пищевых продуктов, лекарств, для производства тканей, бумаги, строительных материалов, для украшения жилья, для кормления животных).

(вывод на слайде 18)

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

Говорит цветку цветок:

«Подними-ка свой листок. (поднимаем руки вверх-вниз)

Выйди на дорожку

Да притопни ножкой, (шагаем на месте, высоко поднимая колени)

Да головкой покачай

Утром солнышко встречай. (вращаем головой)

Стебель наклони слегка -

Вот зарядка для цветка (наклоняемся в разные стороны)

А теперь росой умойся, (имитация движений)

Отряхнись и успокойся…» (встряхиваем руками)

(слайд 19)



  1. Первичное закрепление нового материала

- Первобытные люди использовали в пищу плоды, семена, сочные стебли, листья, сладкие корни дикорастущих растений. С течением времени наши предки научились отбирать в природе и выращивать наиболее ценные пищевые растения, ухаживать за ними, поливать, пропалывать от сорняков, а затем и удобрять почву. Для посадки они отбирали самые крупные зерна, самые вкусные корни и плоды. Так было положено начало РАСТЕНИЕВОДСТВУ.

(слайд 20)

  1. Самостоятельная работа

- Прочитайте, что об этом написано в учебнике на стр.87

- Как люди научились выращивать растения?

- О каких отраслях растениеводства вы прочитали?

(Полеводство, цветоводство, плодоводство, овощеводство)

- Выполните задание у интерактивной доски

(слайд 21)

- Давайте познакомимся с предками культурных растений. Мы узнаем об этом из материала учебника на стр. 88.

- О предках каких растений вы узнали ?(Морковь, капуста, картофель)

- Что вас удивило?

- О чём вы можете рассказать, глядя на слайд?

(слайд 22)



  1. Включение новых знаний в систему и повторение





- Среди культурных растений учёные выделяют следующие группы: ЗЕРНОВЫЕ, ОВОЩНЫЕ, ПЛОДОВЫЕ, ПРЯДИЛЬНЫЕ. ДЕКОРАТИВНЫЕ. - Рассмотрите таблицу и приведите свои примеры

(слайд 23)

- Укажите группу, в которой перечислены только культурные растения

(слайд 24)

- Заполните таблицу, верно распределив названия растений.

(слайд 25)

- Рассмотри модель и найди растению пару.

(слайд 26)

- Соотнесите растение и место, где оно растёт.

(слайд 27)

  1. Рефлексия деятельности. Итог урока

- Вспомните учебные задачи урока. Все ли мы их решили?

( работа по слайду 28)

- Выберите смайлик, соответствующий вашему настроению на уроке и перетащите его на листок.

(слайд 29)

  1. Информирование о домашнем задании, инструктаж по выполнению

с.87-88, ответить на вопросы

Задание на выбор:

1) нарисовать фантастическое культурное растение и рассказать как его можно использовать;

2) найти информацию о любом культурном растении и его дикорастущем предке

(слайд 30)

© 2010-2022