- Преподавателю
- Начальные классы
- Памятка для работы над ошибками по русскому языку
Памятка для работы над ошибками по русскому языку
Раздел | Начальные классы |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Каллагова Э.С. |
Дата | 14.01.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
-
Большая буква в имени собственном.
Выпиши слово правильно, выдели орфограмму. Запиши ещё два слова с этой орфограммой.
Делай так: Илья, Мурка, Волга, Моздок.
Запомни: имена , фамилии, отчества людей, клички животных, географические названия пишутся с большой буквы.
-
Большая буква в начале предложения.
Выпиши предложение правильно. Придумай и напиши ещё одно предложение. Подчеркни заглавную букву.
Делай так: Выпал пушистый снег. Дети рады.
Запомни: первое слово в предложении пишется с большой буквы, а в конце предложения ставится .
-
Знаки препинания в конце предложения (.?!...)
Выпиши предложение правильно. Придумай и запиши предложение с таким же знаком. Подчеркни знак.
Делай так: Слава нашей Родине! Слава труду!
Запомни: в конце предложения ставится точка. или ?!...
-
Пропуск, замена, вставка, перестановка букв (слов).
Выпиши слово (предложение), подчеркни в нём место ошибки.
Делай так: звонок; Нерадивый ученик пропускает уроки.
-
Слог.
Раздели слово на слоги. Обозначь гласные.
Делай так: у чи тель - 3 слога
Запомни: сколько в слове гласных, столько и слогов.
-
Перенос слова.
Раздели слово на слоги для переноса.
Делай так: оси - на.
Запомни: при переносе одну букву нельзя оставлять на строке и нельзя переносить на новую строку. Переносить можно только слоги, а не сочетания согласных букв.
-
Ударение.
Выпиши слова. Поставь в них правильно знак ударения.
Делай так: алфавит, азбука, портфель.
Передай ритм слова с помощью стука.
-
Гласные после шипящих (жи, ши, ча, ща, чу, щу).
Выпиши слово правильно. Придумай и напиши ещё два слова на эту орфограмму.
Делай так: малыши, карандаши, ежи; роща, пища, туча; чудо, стучу, чищу.
Запомни: жи, ши пиши с буквой и, ча, ща - с а, чу, щу - с у
-
Сочетания чк, чт, чн, нч, рщ, щр, нщ, щн, а также нт и нн
Выпиши слово правильно. Подчеркни сочетание букв. Запиши ещё два слова с этой орфограммой.
Делай так: дочка, речка, мощный.
Запомни: эти сочетания букв пишутся без ь.
-
Удвоенная согласная в корне слова.
Выпиши слово правильно. Подчеркни орфограмму. Раздели слово для переноса. Запиши ещё два однокоренных слова.
Делай так: группа, груп - па, групповой, подгруппа.
Запомни: удвоенную согласную в корне надо запомнить.
-
Удвоенная согласная на стыке приставки и корня, корня и суффикса.
Выпиши слово правильно. Подчеркни орфограмму. Обозначь части слова.
Делай так: ссылка , банный (халат).
-
Безударная гласная в корне слова, не проверяемая ударением.
Запиши слово три раза. Запомни, как оно пишется. Обозначь ударение, подчеркни гласную. Запиши два однокоренных слова. Выдели корень.
Делай так: ягода, ягода, ягода, ягодка, ягодный.
-
Безударная гласная в корне слова, проверяемая ударением (а, о, е, и, я).
Выпиши слово. Поставь ударение. Выдели корень. Обозначь орфограмму (в корне подчеркни безударную гласную). Подбери проверочное слово, запиши рядом, выдели в нём корень, поставь ударение. Запиши ещё два слова с этой же орфограммой.
Делай так: сады - сад; волна - волны; червивый - червь.
Запомни: чтобы проверить безударную гласную в корне слова, надо подобрать такое однокоренное проверочное слово, в котором на эту гласную падает ударение.
-
Парная согласная в корне слова.
Выпиши слово правильно. Выдели корень, подчеркни орфограмму. Подбери проверочное слово. Выдели корень. Подчеркни согласную и гласную за ней. Запиши ещё два слова с этой же орфограммой.
Делай так: мороз - морозы, ягодка - ягода, метка - метить.
Запомни: чтобы проверить парную согласную в корне слова, надо подобрать такое однокоренное проверочное слово, в котором после этой согласной стоит гласная или буква сонорного (р, л, м, н).
-
Непроизносимая согласная в корне слова.
Выпиши слово правильно. Выдели корень. Обозначь орфограмму. Напиши проверочное слово. Напиши ещё два слова с такой же орфограммой.
Делай так: звёздный - звезда, честный - честь, сердце - сердечко.
Запомни: чтобы проверить непроизносимую согласную в корне слова, надо подобрать такое однокоренное проверочное слово, в котором эта согласная слышится отчётливо.
-
Мягкий знак, обозначающий мягкость согласных.
Подчеркни мягкий знак и согласную перед ним. Запиши ещё два слова с этой орфограммой.
Делай так: ель, тень, пень; коньки, мальчик, пальто.
-
Разделительный мягкий знак.
Выпиши слово правильно. Подчеркни мягкий знак, согласную перед ним и гласную после него. Выдели корень. Запиши ещё два слова с этой орфограммой.
Делай так: вьюга, листья, соловьи.
Запомни: разделительный мягкий знак пишется в корне слова после согласной и перед гласными е, ё, ю, я, и.
-
Разделительный твёрдый знак.
Выпиши слово правильно. Выдели приставку. Подчеркни согласную и гласную. Запиши ещё два слова с этой орфограммой.
Делай так: подъезд, объявление, объём.
Запомни: разделительный твёрдый знак пишется только после приставки, оканчивающейся на согласную, и перед гласными е, ё, я, ю.
-
Правописание приставок со словами.
Выпиши слово правильно. Выдели в нём приставку. Образуй от этого слова однокоренные слова с разными приставками.
Делай так: заехал, уехал, переехал.
Запомни: Приставка - это часть слова. Она пишется слитно со словом.
-
Предлоги с существительными (орфограмма-пробел).
Выпиши слово вместе с предлогом. Обозначь орфограмму - пробел. Докажи раздельное написание.
Делай так: к берегу; к (какому?) берегу, к (крутому) берегу.
Запомни: предлог - это отдельное слово. У глаголов нет предлогов.
-
Не с глаголами (орфограмма - пробел).
Выпиши глагол с частицей не. Запиши ещё два слова на это правило. Подчеркни орфограмму.
глаг. глаг. глаг.
Делай так: не пришёл, не выучил, не знал.
Запомни: не с глаголами пишется раздельно.
-
Предлоги с местоимениями (орфограмма-пробел).
Выпиши местоимение с предлогом. Запиши ещё два примера на эту орфограмму.
мест мест. мест.
Делай так: у нас, ко мне, с тобой.
Запомни: предлоги с местоимениями пишутся раздельно.
-
Состав слова.
Выпиши слово. Разбери его по составу. Запиши ещё два однокоренных слова.
Делай так: поездка , наездник, съезд.
-
Соединительные гласные в сложных словах (о, е).
Выпиши слово правильно. Выдели корни. Подчеркни соединительную гласную. Запиши ещё два слова с этой орфограммой.
Делай так: водовоз, самолёт, пылесос.
-
Гласные и согласные в приставках.
Выпиши слово правильно. Выдели в нём приставку. Подчеркни орфограмму. Запиши ещё два слова с этой же приставкой.
Делай так: полетели, побежали, потянули;
сделал, связала, сдул.
-
Безударные гласные в суффиксах.
Выпиши слово правильно. Выдели в нём суффикс. Подчеркни орфограмму. Запиши ещё два слова с этим суффиксом.
Делай так: новенький, чистенький, хорошенько.
-
Разбор предложения.
Выпиши предложение. Подчеркни главные и второстепенные члены предложения. Обозначь части речи. Выпиши слова парами с вопросами (словосочетания).
прил. сущ. глаг. сущ.
Делай так: Седые туманы плывут к облакам. (повеств., невосклиц., прост., распростр., без однород. чл.)
Туманы (какие?) седые, плывут (куда?) к облакам.
Запомни: подлежащее и сказуемое не являются словосочетанием.
-
Сложное предложение.
Выпиши правильно. Подчеркни грамматические основы. Составь схему. Подчеркни запятую.
Делай так: Дремлют рыбы под водой, почивает сом седой.
____ ____ , ____ ____ .
-
Однородные члены предложения.
Выпиши предложение. Обозначь однородные члены и слово, от которого они зависят. Вспомни, что ты знаешь о знаках препинания и союзах между однородными членами. Составь схему предложения.
Делай так:
Сильный ветер сорвал листья с деревьев, разметал их по дороге. ___ ___ , ___ .
Сильный ветер сорвал листья с деревьев и разметал их по дороге. ___ ___ и ___ . .
-
Предложение с прямой речью.
Выпиши правильно. Составь схему.подчеркни знаки препинания.
Делай так: Князь печально отвечает: «Грусть - тоска меня съедает». А: «П». Или:
«А кем ты будешь на карнавале?» - спросил Мишка. «П?» - а.
Запомни: «П», - а. «П?» - а. «П!» - а. «П…» - а.
А: «П». А: «П?» А: «П!» А: «П…»
-
Мягкий знак на конце существительных после шипящих.
Выпиши слово правильно. Определи род. Запиши ещё два слова с этой орфограммой.
Делай так: луч (м.р.), шалаш, товарищ.
ночь (ж.р.), мощь, тишь.
Запомни: мягкий знак после шипящих пишется только на конце существительных женского рода.
-
Мягкий знак в неопределённой форме глагола (ться, чь).
Выпиши слово правильно. Напиши вопрос. Обозначь орфограмму. Запиши ещё два слова с этой орфограммой.
Делай так: пытаться (н.ф., что делать?)
сберечь (что сделать?)
Запомни: если в вопросе есть ь, то он есть и в глаголе.
-
Мягкий знак на конце глаголов 2-го лица единственного числа настоящего времени.
Выпиши глагол правильно. Запиши ещё два глагола с этой орфограммой.
Делай так: пишешь (2-го лица, ед.ч., наст.вр.) решаешь, читаешь.
Запомни: на конце глаголов 2-го лица единственного числа настоящего времени (ты…) после шипящих пишется ь.
-
Правописание безударных падежных окончаний имён существительных.
Выпиши существительное правильно. Выдели орфограмму. Поставь его в начальную форму (устно). Определи склонение. Проверь окончание с помощью слов помощников. Напиши ещё два слова с этой орфограммой.
Делай так: на опушке (1 скл., на земле ),
до полянки (1 скл., до земли ),
у речки (1 скл., у земли ).
Запомни слова помощники: 1 скл. - земля, луна,
2 скл. - конь, окно,
3 скл. - печь, степь.
-
Правописание безударных падежных окончаний имён прилагательных.
Выпиши прилагательное вместе с существительным, к которому оно относится. Поставь к прилагательному вопрос от существительного. Определи род, число и падеж по существительному. Выдели окончание прилагательного
Делай так: к лесу (какому?) дальнему - м.р., ед.ч., Д.п.
Запомни: окончание прилагательного можно проверить по окончанию вопроса.
-
Правописание безударных личных окончаний глаголов.
Выпиши глагол правильно. Поставь ударение. Поставь глагол в начальную форму. Посмотри на гласную перед -ть. Определи спряжение глагола и гласную, которую следует писать в окончании глагола единственного и множественного числа.
Делай так: пишет - писать, 1 спр. (-е, -ут, -ют),
ставит - ставить, 2 спр. (-и, -ат, -ят).