Исследовательская работа История храма Архистратига Божия Михаила

Раздел Начальные классы
Класс 3 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:









Номинация: Исследовательские работы

Направление: Краеведческая работа (окружающий мир) и история

Название работы: История храма Архистратига Божия Михаила

Автор работы: Захарова Виктория Александровна, ученица 3 класса

Место выполнения: с.Обильное, Сарпинский район, МКОУ «Обильненская СОШ»

Руководитель: Кошелева О.И., учитель начальных классов











2016 г.



Содержание

Введение………………………………………………………………………………………..3

Раздел 1. Метрические книги храма хранятся в Астраханском архиве. …………………..5

Раздел 2. История церкви.……………………………………………………….....................7

Заключение ……………………………………………………………………………………11

Литература ……………………………………………………................................................12

Приложение …………………………………………………………………………………..13









Введение



«… Занятие краеведением

По зову души - всегда краелюбие».

(С.Шмидт) Мы интересуемся изучением того, что хранит в себе народная память. Провели исследовательскую работу, в ходе которой собрали материал и оформили его. Село Обильное. В 2000 году оно отметило свое 150- летие. 166 лет назад первые переселенцы заложили село в балке Каменной. Село крепло, разрасталось: поднимались деревья, посаженные руками переселенцев, росли дети, родившиеся на новой родине. Люди покорились судьбе и смогли противостоять испытаниям, выпавшим на их долю. Да и думали они больше не о себе, а о детях, будущих поколениях. И до сих пор плоды их созидательной деятельности живы. Живым памятником прошлого у нас является пирамидальные тополя, окаймляющие наше село. А в центре села еще один памятник старины - церковь. Историю этой церкви я и хочу исследовать. Данную тему я выбрала для исследования потому, что каждый уважающий себя человек должен знать историю своей малой Родины, изучать и соблюдать традиции своего народа, приобщаться к национальной (славянской) культуре, сохраняя тем самым связь между поколениями. Ведь как сказал С. Гандевский: «Неосведомленность новых поколений о прошлой жизни грозит обернуться полным взаимонепониманием». Гипотеза: Предположим, что историю церкви мы знаем с года основания и до наших дней. Цель работы: узнать, исследовать, изучить историю церкви Архистратига Божия Михаила в селе Обильное. Задачи работы:

  1. Изучить документальные источники строения церкви.
  2. Собрать и проанализировать воспоминания и документы, сохранившиеся в селе.
  3. Систематизировать собранный материал с целью создания брошюры «История одной церкви».
Объект исследования: историю церкви Архистратига Божия Михаила в селе Обильное. Предметом исследования является история церкви Архистратига Божия Михаила. Методы исследования :
  • Работа с архивными материалами.
  • Беседы с жителями села, старожилами.
  • Работа с материалами периодической печати.
  • Описательный метод.
  • Систематизация материала.
Новизна и актуальность работы: значимость знания истории своей церкви, малой родины. Работа состоит из двух глав, заключения, списка литературы и приложения. При написании этой работы я использовала материалы архива г. Астрахани, где есть описание храма Архистратига божия Михаила, материалы периодической печати (газеты «Известия Калмыкии» и «Сарпинские вести»), а также, беседы с жителями села Обильного. Меня заинтересовали следующие вопросы:
  • Когда она была построена?
  • Какова ее история?
Ответы на эти вопросы я получила, беседуя со старожилами нашего села: Ненькиной Анной Ивановной, Сязиным Александром Васильевичем, Бердуновой Анной Игнатьевной, Смульской Валентиной Ивановной, Евсеевым Николаем Ивановичем, Сергеевой Ниной Дмитриевной, Тугулашвили Людмилой Дмитриевной, Маковкиной Александрой Васильевной, Захаровой Зинаидой Дмитриевной. Я вместе со своим руководителем Кошелевой О. И. ходила по дворам, встречалась и беседовала со старожилами, внуками и правнуками тех людей, кто каким-то образом был причастен к судьбе этого храма. В процессе исследовательской краеведческой работы мы узнали историю нашей церкви (храма) с года основания до наших дней.





















Раздел 1. Метрические книги храма хранятся в Астраханском архиве.

«Много есть чудес на свете,

Человек - их всех чудесней…

Грады он строит и стрел избегает;

Все он умеет»

Софокл «Антигона» Церковь в селе Обильном была построена в 1866 году и действовала до 1939 года, когда безбожная власть разрушила церковь и уничтожила все внутреннее убранство. Деньги на строительство церкви собирали всем миром - кто сколько мог. Жили в то время в селе Обильном зажиточные люди-Хохрины, Мешковы, не оставались они в стороне от общего дела. В основном на их средства и возвели церковь. В народе говорят, что Хохрины на собственные деньги закупили для церкви колокола. Начальник архивного отдела администрации Сарпинского РМО Екатерина Жмырко сделала запрос в государственный архив Астраханской области, вот его текст: «На ваш запрос о Михаило - Архангельской церкви с. Обильного сообщаем, что сведений по истории церкви, в том числе фотографий и чертежей, в документах Астраханской духовной консистории не имеется. В документах АОГУ «ГААО» отложились метрические книги Михаило-Архангельской церкви с.Обильное с записями о родившихся, бракосочетавшихся и умерших за 1881-1886, 1908, 1916 и 1917 годы. В фонде Астраханской палаты Государственных имуществ имеется архивное дело «По рапорту заведующего селениями Царицынско - Ставропольского тракта о постройке церкви в с. Обильном» за 1866 г. в своем рапорте управляющему Астраханской палатой госимуществ и главному попечителю калмыцкого народа заведующий Никитский писал6 «Крестьяне Киселевской волости с. Обильного, искупив необходимые материалы для постройки в их селении деревянной церкви, обратились с просьбою об исходатайствовании им на вновь устраиваемую церковь плана…». Послав с письмом избранного жителями с. Обильного поверенного Ивана Васильевича Цацылина, Никитский просил выдать необходимый для строительства план церкви, и писал, что крестьянами уже нанят подрядчик и готов приступить к работе. На рапорте стоит резолюция: «передать в хоз. отделение для немедленного распоряжения». Советник хоз. отделения обратился в Астраханскую духовную консисторию, нет ли каких либо законных препятствий для построения церкви и просил выдать доверителю книгу для сбора пожертвований. Член духовной консистории священник Иоанн Чудновский отмечал, что Епархиальное начальство препятствий на построение храма не имеет и просит палату сделать «зависящее распоряжение по предмету построения в Обильное селении деревянной церкви на каменном фундаменте во имя Св. Михаила Архистратига по Высочайше утвержденному плану». Книга для сбора пожертвований выдана И.В.Цицилину 4 июня 1866 года. В том же фонде хранится дело «об отводе земли духовенству с. Обильного» за 1861-1871 г. из дела следует, что особый церковный причт в с. Обильном, состоящий из священника и причетника, был открыт по прошению жителей села уже в 1861 году. Вероятно, сначала в селе Обильное существовал молебный дом или часовня. Духовная консистория, обращая в Астраханскую палату госимуществ 31 октября 1861 года, просила об отводе причту законного участка хлебопашенной и сенокосной земли. По данным справочника «Памятная книжка Астраханской губернии» за 1885-1915 годы в Михаило - Архангельской церкви с.Обильное служили священники: в 1881-1888 г. - Павел Александрович Тамбуров, 1891 г. - Петр Семенович Фаворский , 1893г. - Андрей Икконицкий, 1895г.- 1896г. - Константин Богородицкий, 1897 г. - Павел Александрович тамбуров, 1901г. - 1905г. - Павел Евстафьевич Жабин, 1906- 1907 г. - Николай Троицкий, 1908 г. - 1909г. - Иоанн Добросердов, 1911- 1915г. - Алексей Фортунатов, 1916 г. - Тихон Дмитриевский, 1017 г. - Федор Очкуренко.» Церковь была освящена, получила имя Архангела Михаила. Эти сведения подтверждаются наличием церковной печати. В 90 - х годах прошедшего столетия эту церковную печать возили в г. Астрахань и в г. Элисту. Благодаря этому узнали, что церковь, стоящая в центре села Обильного, является храмом Архистратига Божия Михаила. В настоящее время эта печать находится в семье Сязина Александра Васильевича. Его дед по материнской линии - Воронцов Петр Семенович служил церковным старостой. Это и послужило причиной ареста этого человека органами НКВД. А через год он умер в тюрьме. В 60 - е годы родные получили бумагу о его реабилитации. Теперь эта печать - реликвия семьи и нашего села.

























Раздел 2. История церкви. Здание церкви было очень красивым: как внешне, так и внутренне. По службе, размерам и красоте - наша церковь занимала одно из самых первых мест в наших краях. Само здание стоит на прочном фундаменте, который вылит в форме креста, здание по всей форме напоминает ладью. С западной стороны находилась колокольня, на ней было 5 колоколов: один - самый большой в центре, а вокруг него 4 маленьких колокола. Старожилы села говорят, что звон обильненских колоколов был слышен даже в селе Садовом. А перезвон маленьких колоколов весело разносился по всей округе. Колокола звонили постоянно и в зимнюю непогоду, чтобы путники, попавшие в снежную круговерть, имели ориентир к спасению, и в летнюю жару, и в осеннюю и весеннюю распутицу. Церковь строилась по всем церковным канонам. Крыша была сводчатая, широкий и низкий барабан венчала широкая большая луковица, на ней луковица поменьше, с крестом. А всего на церкви стояли две луковицы - одна на барабане, а другая - на колокольне. Они были покрашены в синий цвет, на котором четко выделялись желтые звезды. Интерьер церкви был нарядным и богатым. Оформлением церкви занимались местные умельцы. Церковь олицетворяла собой два Мира - Небесный и Земной. Космическое начало - потолок свода, барабан и купола. Земное - стены и их убранство. В памяти людей сохранились и светло - голубые стены, украшенные иконами в позолоченных рамах, и изображение святых и ангелов по углам под потолком. В воздухе парила фигура Иисуса Христа. В восточной части здания находился алтарь с высоким иконостасом в несколько чинов. Две красивые люстры на цепях освещали притвор и основную часть церкви. На них горели свечи. Церковь была огорожена красивой литой изгородью, на деревянных четырехугольных столбах красовались большие разноцветные стеклянные шары. В восточной стене была ниша, в которую была вставлена икона Михаила Архангела, она была в рост человека, поэтому всякий, кто проходил мимо церкви, видел изображение Святого. В церкви проходили все церковные обряды: причастие, исповедание, крещение, здесь всегда было многолюдно, особенно в церковные праздники. На службу в село Обильное приезжали из окрестных сел: Уманцево, Киселевки, Кенкры, даже из села Садового. При церкви был замечательный хор. Певчие стояли клиросах и пели. Церковь являлась для людей объединяющим началом. Это было самое святое место, куда каждый шел для того, чтобы воскреснуть душой, получить новый заряд жизни. Она же была и центром культуры и образования в нашем селе. Ведь вскоре после ее открытия в селе появилась первая школа. Это была церковно - приходская школа. В 30 - е годы прошедшего ХХ века в СССР стали разрушать церкви, громить храмы и монастыри. А перед Великой Отечественной войной такая страшная участь постигла и нашу церковь. Наступил страшный 1939 - ый год. И в этом году по отношению к нашей церкви было сотворено ужасное злодеяние. По чьей - то указке свыше церковь была варварски разгромлена. Это был настоящий акт вандализма. Нашлись «смельчаки», которые на глазах всех жителей села скрывали кресты с луковиц, иконы со стен. Все это сбрасывали в общую кучу и куда - то вывозили. Колокола сняли и увезли в Астрахань, ограду вокруг церкви уничтожили. Но нашлись, к счастью, и добрые люди, которые спасли некоторые иконы, церковную печать. В 50 - 80 - е годы ХХ века здание церкви использовалось не по прямому назначению: в нем размещался сельский клуб, где демонстрировались фильмы, проводились концерты и другие массовые увеселительные мероприятия. Моя бабушка вспоминает, как в детстве, придя в кино, рассматривали они остатки церковного убранства здания, пытались разглядеть на потолке очертания изображенных когда - то руками художников ангелов, преступающие через слои свежей краски. От взрослых они узнали, что это бывшая церковь. Бывали случаи, когда во время каких - либо массовых мероприятий подвыпивший сельчанин выкрикивал бранные слова, его увещевали такими словами: «имей совесть. Ведь ты находишься в храме божьем!» и всем становилось как - то неловко, шумный зал сразу затихал. Жители села всегда помнили, что сельский клуб - церковь. Ни одна траурная процессия никогда не проходила мимо здания церкви. Здесь делали последнюю перед кладбищем остановку. В конце 80 - х годов здание церкви забросили, так как рядом с ним был построен Дом культуры. Здание бывшей церкви тут же приспособили под зерновой склад. Здание являло собой ужасное зрелище: полуразрушенная крыша, зияющие проемы окон, разбитые двери, изгаженные углы. И это - молчаливое свидетельство «борьбы с религиозными предрассудками». Здесь невольно вспоминаются слова С. Есенина:

«Чахнет старая церквушка,

В облака закинув крест». Многие сельчане не могли спокойно смотреть на это безобразие. Активисты из числа пожилых людей, учителя школы, сельская общественность обращались в разные инстанции с просьбой оказать содействие в реставрации церкви, но достучаться так и не смогли до власть имущих. В 1997 году усилиями руководителя колхоза «Путь Ленина» Ильясовым Ш.Т. и жителей села Обильного кое - что все - таки было сделано. Перекрыли крышу, обложили церковь красным кирпичом, навесили двери, застелили пол. На крыше церкви построили небольшой купол и на нем установили Крест. Жители села создали церковный совет, куда вошли уважаемые в селе люди, ветераны труда. С помощью СПК «Исток - 1» и самих прихожан на деньги, выделенные Президентом РК, назначались ремонтные работы, здание приобрело привлекательный внешний вид. Церковь не действовала. Восстановительные работы прекратились из - за отсутствия средств. В 2004 году возобновились восстановительные работы на средства, выделенные из районного бюджета в честь 75 - летнего юбилея образования сельхозкооператива «Исток». На 100 тысяч рублей были закуплены пластик, доски, утеплитель. Отделку начали с алтаря. Его обили белым пластиком, повесили иконы. Теперь от алтаря, обитого белым пластиком, будто бы исходит неземной свет, резко контрастирующий со всем убогим и мрачным обликом когда - то великолепного храма. «Когда рабочие, пытаясь сделать новый потолок, стали прибивать пластик, с ликов херувимов старой росписи осыпалась краска, и появился образ ангела», - рассказывала ветеран труда, уважаемый в селе человек. Ненькина Анна Николаевна. - «Рабочие бросили работу и в испуге убежали из церкви». Ее сын, Ненькин Андрей, говорил, что целую ночь после этого не мог спокойно уснуть: перед ним стояли печальные глаза ангела. Вот и получается, что и в неверующем человеке страх Божий живет. По благословению архиепископа. Калмыцкого и Элистинского Зосимы доски, с сохранившимися образами, сняли и установили для поклонения верующим. В настоящее время церковь действует. Жители села вернули сохранившиеся иконы на свое место - в храм Божий. Здесь совершаются церковные обряды крещения новорожденных, причащения, отпевание умерших. 21 ноября 2006 года впервые за долгие годы в нашей церкви проходила торжественная служба, которую проводил архиепископ Калмыцкий и Элистинский Зосима. Было много гостей из села Садового и из столицы Республики Калмыкия - города Элисты. Народу было так много, что как говорят в народе «яблоку негде было упасть». Это богослужение было посвящено юбилейной дате - 140 - летию образования храма Архистратига Божия Михаила ( Михаила Архангела). «23 марта 2015 года на храме Архангела Михаила засиял золотом крест и новый купол. На столь значимое событие прибыл архиепископ Элистинский и Калмыцкий Юстиниан. Владыка совершил чин освящения креста и купола. Он прочитал молитву и окропил святой водой новосооруженный крест, который затем подняли и установили на крыше церкви.», так пишется в районной газете «Сарпинские вести». Мы встречались с Главой СМО Геннадием Васильевичем Колгановым: «Это единственный сохранившийся на территории республики храм дореволюционной постройки, в котором в течение трех лет идет реконструкция. Освящение купола еще один шаг в реконструкции храма. В ходе проведенных строительно-восстановительных работ была возведена новая кровля, укреплен фундамент, перестроены полы и потолок, построена колокольня, для нее уже приобретены колокола». Староста местной приходской общины Александра Васильевна Маковкина отметила значимость возрождения приходской жизни в селе: «Духовное возрождение позитивно отразится на всех сферах жизни людей». Теперь, как и раньше, день - 21 ноября отмечается в нашем селе не только как большой церковный праздник, прозванный в народе Михайловым днем, но и как престольный праздник нашей церкви - храма Архистратига Божия Михаила. В село приезжает и проводит службу отец Алексей, настоятель Храма Рождества Пресвятой Богородицы села Садового. Прихожане относятся к нему большим почетом и уважением.



















































Заключение. Собирая материал для данной работы, я встречалась и беседовала со многими старожилами нашего села. Именно их память сохранила для нас былой вид здания (ведь многие из них были тогда детьми и помнят то время, когда церковь еще функционировала), торжественность церковной службы, впечатление от необыкновенной красоты убранства церкви. И именно их память сохранила страшную картину разрушения плодов человеческого созидательного труда. Разрушили - то очень быстро, но вот возродить, оказывается гораздо труднее. С тех пор прошло 77 лет - это целая человеческая жизнь! Сколько же ещё поколений жителей нашего села будет взирать на молчаливую жертву добра и зла. Стыдно и обидно за всех, кто много говорит о том, что строит новую жизнь, движет жизнь вперед, а проходит мимо, не окликаясь на народные просьбы. А как же можно идти вперед, не имея нравственной и духовной опоры в жизни. Очень хочется верить в современных меценатов и добрый человеческий разум. Ведь, по словам Софокла, «человек всех чудес на свете чудесней». И так хочется поскорее услышать перезвон колоколов, доносящийся с колокольни нашей церкви. В судьбе нашей церкви отразилась судьба всей страны. Мои родители, деды и прадеды родились и жили в селе Обильном. Наша Обильненская средняя школа в центре села в сотне метров от здания церкви. Этот храм для всех нас - символ нашего села. Жители нашего села смотрят на церковь как на святыню, которая является своеобразным связывающим звеном между настоящим и прошлым. Пожалуй, трудно оспорить древнегреческого поэта Софокла. Человек, действительно, «всех чудесней», и «грады строит» и «все он умеет». Всё он умеет. «Всё» - это значит и доброе, и злое. Он может быть и созидателем, и разрушителем. К сожалению, добро и зло уживаются рядом. Но хочется верить, что храм Архистратига Божия Михаила будет восстановлен, и мои дети увидят его былое великолепие. Каждому человеку дорог тот уголок Земли, где он родился, вырос, где жили его предки, где они созидали не на время, а на века. Многое ещё предстоит сделать, чтобы церковь возродить заново. Вот так в судьбе нашей церкви отразилась история страны. И закончить я хочу строчками из стихотворения Сергея Есенина:

«Если крикнет рать святая:

Кинь ты Русь, живи в раю!»

Я скажу: «Не надо рая, Дайте Родину мою».









Список использованной литературы:

  1. Краснов А.Н. Геоботанические исследования в Калмыцких степях // Известия Императорского русского географического общества. 1886г.
  2. Седов В.В. славяне в древности, 1994г.
  3. Кременецкий К.Б., Чичагова О.А., геологическое исследование на Нижнем Дону и в Калмыкии.
  4. Пальмов Н.Н., Обоседление калмыков и русская иммиграция в Калмыцкую степь, 1925г.
  5. Государственный архив Астраханской области.
  6. Калмыцкая степь Астраханской губернии по исследованию Кумо - Маныческой экспедиции. 1868г.
  7. Материалы периодической печати «Сарпинские вести» 27 июля 2013 года, 19 октября 2013 года,223 марта 2015года.









Приложение







Приложение №1. Церковь Архистратига Божия Михаила.

Исследовательская работа История храма Архистратига Божия Михаила

Приложение №2. Печать храма Архистратига Божия Михаила.

Исследовательская работа История храма Архистратига Божия Михаила



Приложение №3. Материалы газеты «Сарпинские вести»

Исследовательская работа История храма Архистратига Божия Михаила

Приложение №4 Церковь реставрируется. 2013 год

Исследовательская работа История храма Архистратига Божия Михаила



Приложение №5. Календарь, посвященный юбилейной дате - 140-летию образования храма Архистратига Божия Михаила (Михаила Архангела). 2006 год.

.

Исследовательская работа История храма Архистратига Божия Михаила



Приложение №6. И засиял купол над храмом… (23 марта 2015 года)

Исследовательская работа История храма Архистратига Божия Михаила



© 2010-2022