- Преподавателю
- Начальные классы
- Проектная деятельность как средство формирования УУД младших школьников
Проектная деятельность как средство формирования УУД младших школьников
Раздел | Начальные классы |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Масловская Т.А. |
Дата | 06.02.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Масловская Татьяна Андреевна
МБОУ Сургутский естественно-научный лицей г. Сургут
Проектная деятельность как средство формирования УУД
младших школьников На сегодняшний день в нашем лицее приоритетным направлением в формировании УУД является проектная деятельность. С 1-го класса я учу ребят работать над проектами. При создании индивидуальных проектов, невозможно обойтись без помощи родителей, поэтому обучаю не только первоклассников, но и даю консультации их родителям. Начинаем мы с коллективных работ, которые дают возможность каждому школьнику поучаствовать в создании общего проекта. Сначала это могут быть демонстрационные презентации, которые используются на уроках окружающего мира, например: «Вредные привычки», «Северные олени», «Вода - источник жизни», « Парки Сургута», «Почему исчезли динозавры?», «Мир бабочек», «Город моего детства», «Я - маленький гражданин России» и т.п. Если работы носят коллективный характер, то их тематика, как правило, определяется мною, но каждый ученик вносит свой вклад в общую работу. Это приучает школьников работать в коллективе, ставить общие интересы выше личных. В совместной работе родились проекты «Осенний букет», «Лекарственные растения», «Планеты Солнечной системы», «Новогодние игрушки». Постепенно проекты приобретают проблемно-исследовательский характер: «Выращивание кристаллов», «Почему нас ругают взрослые?», «Кока-кола. Вред или польза?», «Мыльные пузыри», «Вред и польза компьютера», «Жевательная резинка», «Сохранение чистой воды на планете», «Мы в ответе за тех, кого приручили» и т.п. Во 2-3-м классах школьники уже самостоятельно выбирают темы, волнующие их в настоящее время. Какие же УУД формируются в процессе работы над проектом?
- Регулятивные УУД формируются на этапах: нахождения проблемы; выдвижения гипотезы; постановки цели.
- Познавательные УУД формируются на этапах: подбора литературы по заданной теме; работы с литературой; посещения музея, выставок; поиска материалов в Интернете; фотографирования.
- Коммуникативные УУД формируются в процессе проектной деятельности на этапах опроса и анкетирования.
- Личностные УУД формируются в процессе работы на этапе презентации.
Этапы проведения исследования Приведу пример этапов проведения исследовательской работы по выращиванию гороха.
- Выбор темы исследования: проращивание семян гороха.
- Цель исследования: наблюдение за развитием растения.
- Задачи исследования: приобретение семян, земли, горшков, фотографирование наблюдений, изучение соответствующей литературы.
- Объект исследования: семена гороха.
- Выдвижение гипотезы: при соблюдении определённых условий можно вырастить горох в домашних условиях.
- Методы исследования: изучение информации о растении, выбор семян, проращивание ростка, посадка в землю, наблюдение, запись наблюдений, зарисовка в дневники, фотографирование.
- План исследования (самостоятельная деятельность): изучение информации о растениях; изучение информации о почве; изучение информации об условиях ухода; замачивание семян; наблюдение за появлением ростков с фиксацией изменений; посадка пророщенных семян в почву; наблюдение за ростом растений с фиксацией изменений.
- Результаты исследования: оформление результатов исследования в соответствии с особенностями работы, помощь учителя или родителя в оформлении работы.
- Представление и защита проекта: выступление школьника с дневником наблюдения, докладом, презентацией, сочинением и т.д.
- Вывод: при создании необходимых условий можно вырастить растение из семян в домашних условиях.
- Оценка исследовательской деятельности: учитель и дети обсуждают исследовательскую деятельность с положительной точки зрения.
- Определение перспективы работы: что дальше делать с выращенными растениями? Определение темы для дальнейшего исследования.
Развитие самооценки Говоря о личностных универсальных действиях, нельзя не сказать о развитии самооценки младшего школьника. Если в учебной деятельности учить дифференцированной самооценке, позволяющей ученику сравнивать свои прежние достижения с сегодняшними результатами, то не менее важна роль учителя: научить школьника адекватно оценивать как свои, так и чужие поступки. В работе по формированию личностных, коммуникативных, познавательных, регулятивных учебных действий младших школьников учителю помогают современные образовательные технологии.