Проектная деятельность как средство формирования УУД младших школьников

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Масловская Татьяна Андреевна

МБОУ Сургутский естественно-научный лицей г. Сургут


Проектная деятельность как средство формирования УУД

младших школьников На сегодняшний день в нашем лицее приоритетным направлением в формировании УУД является проектная деятельность. С 1-го класса я учу ребят работать над проектами. При создании индивидуальных проектов, невозможно обойтись без помощи родителей, поэтому обучаю не только первоклассников, но и даю консультации их родителям. Начинаем мы с коллективных работ, которые дают возможность каждому школьнику поучаствовать в создании общего проекта. Сначала это могут быть демонстрационные презентации, которые используются на уроках окружающего мира, например: «Вредные привычки», «Северные олени», «Вода - источник жизни», « Парки Сургута», «Почему исчезли динозавры?», «Мир бабочек», «Город моего детства», «Я - маленький гражданин России» и т.п. Если работы носят коллективный характер, то их тематика, как правило, определяется мною, но каждый ученик вносит свой вклад в общую работу. Это приучает школьников работать в коллективе, ставить общие интересы выше личных. В совместной работе родились проекты «Осенний букет», «Лекарственные растения», «Планеты Солнечной системы», «Новогодние игрушки». Постепенно проекты приобретают проблемно-исследовательский характер: «Выращивание кристаллов», «Почему нас ругают взрослые?», «Кока-кола. Вред или польза?», «Мыльные пузыри», «Вред и польза компьютера», «Жевательная резинка», «Сохранение чистой воды на планете», «Мы в ответе за тех, кого приручили» и т.п. Во 2-3-м классах школьники уже самостоятельно выбирают темы, волнующие их в настоящее время. Какие же УУД формируются в процессе работы над проектом?

  1. Регулятивные УУД формируются на этапах: нахождения проблемы; выдвижения гипотезы; постановки цели.
  2. Познавательные УУД формируются на этапах: подбора литературы по заданной теме; работы с литературой; посещения музея, выставок; поиска материалов в Интернете; фотографирования.
  3. Коммуникативные УУД формируются в процессе проектной деятельности на этапах опроса и анкетирования.
  4. Личностные УУД формируются в процессе работы на этапе презентации.

Этапы проведения исследования Приведу пример этапов проведения исследовательской работы по выращиванию гороха.

  1. Выбор темы исследования: проращивание семян гороха.
  2. Цель исследования: наблюдение за развитием растения.
  3. Задачи исследования: приобретение семян, земли, горшков, фотографирование наблюдений, изучение соответствующей литературы.
  4. Объект исследования: семена гороха.
  5. Выдвижение гипотезы: при соблюдении определённых условий можно вырастить горох в домашних условиях.
  6. Методы исследования: изучение информации о растении, выбор семян, проращивание ростка, посадка в землю, наблюдение, запись наблюдений, зарисовка в дневники, фотографирование.
  7. План исследования (самостоятельная деятельность): изучение информации о растениях; изучение информации о почве; изучение информации об условиях ухода; замачивание семян; наблюдение за появлением ростков с фиксацией изменений; посадка пророщенных семян в почву; наблюдение за ростом растений с фиксацией изменений.
  8. Результаты исследования: оформление результатов исследования в соответствии с особенностями работы, помощь учителя или родителя в оформлении работы.
  9. Представление и защита проекта: выступление школьника с дневником наблюдения, докладом, презентацией, сочинением и т.д.
  10. Вывод: при создании необходимых условий можно вырастить растение из семян в домашних условиях.
  11. Оценка исследовательской деятельности: учитель и дети обсуждают исследовательскую деятельность с положительной точки зрения.
  12. Определение перспективы работы: что дальше делать с выращенными растениями? Определение темы для дальнейшего исследования.

Развитие самооценки Говоря о личностных универсальных действиях, нельзя не сказать о развитии самооценки младшего школьника. Если в учебной деятельности учить дифференцированной самооценке, позволяющей ученику сравнивать свои прежние достижения с сегодняшними результатами, то не менее важна роль учителя: научить школьника адекватно оценивать как свои, так и чужие поступки. В работе по формированию личностных, коммуникативных, познавательных, регулятивных учебных действий младших школьников учителю помогают современные образовательные технологии.

© 2010-2022