Пояснительная записка

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Пояснительная записка Рабочая программа учебного предмета «Изобразительное искусство» составлена на основании Закона РФ «Об образовании» (ст. 32 п. 7), в соответствии с Федеральным компонентом государственного стандарта общего образования 2004 г., примерной программой начального общего образования, на основе авторской программы В.С. Кузина по изобразительному искусству, по учебнику В.С. Кузина, «Изобразительное искусство» 3 класс. УМК «Классическая начальная школа» - Москва.: «Дрофа» 2008. Рабочая программа рассчитана на 34 часа в год (1 час в неделю.) Данный учебный предмет имеет своей целью:

  • развитие способности к эмоционально-ценностному восприятию произведения изобразительного искусства, выражению в творческих работах своего отношения к окружающему миру;
  • освоение первичных знаний о мире пластических искусств: изобразительном, декоративно-прикладном, архитектуре, дизайне; о формах их бытования в повседневном окружении ребёнка;
  • овладение элементарными умениями, навыками, способами художественной деятельности;
  • воспитание эмоциональной отзывчивости и культуры восприятия произведений профессионального и народного изобразительного искусства; нравственных и эстетических чувств: любви к родной природе, своему народу, Родине, уважения к её традициям, героическому прошлому, многонациональной культуре.
Изучение предмета «Изобразительное искусство» способствует решению следующих задач:
  1. Формировать навыки рисования с натуры, по памяти, по представлению.
  2. Знакомить с особенностями работы в области декоративно-прикладного искусства.
  3. Развивать изобразительные способности, художественный вкус, творческое воображение, эстетические чувства и понимание прекрасного.
  4. Воспитывать интерес и любовь к искусству.
В рабочей программе выделены три содержательные линии: «Мир изобразительных (пластических) искусств»; «Художественный язык изобразительного искусства»; «Художественное творчество и его связь с окружающей жизнью»

Мир изобразительных (пластических) искусств Особенности художественного творчества: художник и зритель. Образное содержание искусства. Отражение в произведениях пластических искусств человеческих чувств и идей; отношения к природе, человеку и обществу на примере произведений обечественных и зарубежных художников. Виды изобразительных (пластических) искусств: живопись, графика, скульптура, архитектура, дизайн, декоративно-прикладное искусство (общее представление), их связь с жизнью. Жанры изобразительных искусств: портрет (на примере произведений И.Е. Репина, В.И. Сурикова; В.А. Серова, Леонардо да Винчи, Рафаэля Санти, Рембрандта ван Рейна); пейзаж (на примере произведений И.Э. Грабаря, И.А. Шишкина, И.И. Левитана, К.Ф. Юона, К. Моне); натюрморт и анималистический жанр. Виды художественной деятельности (изобразительная, декоративная, конструктивная). Взаимосвязи изобразительного искусства с литературой. Богатство и разнообразие художественной культуры России (образы архитектуры живописи, декоративно-прикладного искусства) и мира (образы архитектуры и живописи). Ведущие художественные музеи России: Государственная Третьяковская галерея, Русский музей, Эрмитаж, Музей изобразительных искусств имени А.С. Пушкина.

Художественный язык изобразительного искусства

Основы изобразительного искусства: рисунок, цвет, композиция, объём, пропорции. Элементарные основы рисунка (характер линии, штриха; соотношение чёрного и белого, композиция); живописи (основные и составные, тёплые и холодные цвета, изменение характера цвета); скульптуры (объём, ритм, фактура); архитектуры (объём, соотношение частей, ритм, силуэт); декоративно-прикладного искусства на примерах произведений отечественных художников.

Художественное творчество и его связь с окружающей жизнью Практический опыт постижения художественного языка изобразительного искусства в процессе восприятия произведений искусства и в собственной художественно-творческой деятельности. Участие в различных видах изобразительной, декоративно-прикладной и художественно-конструкторской деятельности. Изображение с натуры и по памяти (натюрморт, пейзаж, животные). Выбор и применение выразительных средств для реализации собственного замысла в рисунке, аппликации, художественном изделии. Передача настроения в творческой работе (в живописи, графике, скульптуре, декоративно-прикладном искусстве) с помощью цвета, тона, композиции, пространства, линии, штриха, пятна, объёма, материала. Использование в индивидуальной деятельности различных художественных техник и материалов: аппликация, гуашь, акварель, карандаш, пластилин. Выражение своего отношения к произведению изобразительного искусства в высказывании. Участие в обсуждении содержания и выразительных средств произведений изобразительного искусства. В результате изучения изобразительного искусства ученики 3 класса должны знать/понимать

  • основные жанры и виды произведений изобразительного искусства;
  • ведущие художественные музеи России;
уметь
  • различать основные и составные, тёплые и холодные цвета;
  • узнавать отдельные произведения выдающихся отечественных и зарубежных художников, называть их авторов;
  • сравнивать различные виды и жанры изобразительного искусства (графики, живописи, декоративно-прикладного искусства);
  • использовать художественные материалы (гуашь, цветные карандаши, акварель, бумага);
  • применять основные средства художественной выразительности в рисунке и живописи (с натуры, по памяти и представлению); в декоративных работах, иллюстрациях к произведениям литературы;
использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
  • самостоятельной творческой деятельности;
  • обогащения опыта восприятия произведений изобразительного искусства;
  • оценки произведений искусства (выражения собственного мнения) при посещении выставок, музеев изобразительного искусства, народного творчества и

Учебно-тематический план

Тема

Кол-во часов

В том числе контрольных работ

1.

Рисование с натуры и по памяти

9


2.

Рисование на темы и иллюстрирование

14


3.

Декоративная работа

3


4.

Лепка

2


5.

Аппликация

2


6.

Беседы об изобразительном искусстве и красоте вокруг нас

4



Итого

34






Изобразительное искусство.

1 четверть. ( 9 часов )

Тема

Тип урока

Цель урока

Часы

Дата

1

Рисование по памяти

Комбинированный

Познакомиться с оборудованием и материалами, инструментами для успешных занятий

1

2

Рисование с натуры осенней сетки дерева в акварели.

Урок усвоения новых знаний

Научить изображать сложную форму натуры; углубить и закрепить умение видеть и передавать в рисунке характерные особенности и строение модели из мира природы.

1

3

Рисование растительного узора в полосе

Урок усвоения новых знаний

Научить осознанному построению узора (правильное размещение, повторение элементов узора, чередование листьев и ягод).

1

4

Беседа о видах изобразительного искусства и архитектуре

Урок - путешествие

Знакомство с понятиями видов, жанров изобразительного искусства на примерах репродукций живописи, предметах ДПИ.

1

5

Рисование с натуры аквариума в акварели

Урок усвоения новых знаний

Знаком с изображением геометрической основы конструкции предмета (объемное тело - куб, параллелепипед).

1

6

Золотая осень. Пора листопада (сюжетный рисунок в акварели с элементами наблюдательной перспективы)

Урок усвоения новых знаний

Углубить умение изображать по памяти, пол представлению и на основе наблюдений несложные сюжеты из окружающей жизни; учить передавать перспективу.

1

7

Рисование геометрического узора в полосе

Урок усвоения новых знаний

Научить пользоваться в разметке линейкой, циркулем; закрепить понятия ритма, элемента узора.

1

8

Декоративно - прикладное искусство.

Комбинированный

Дать основные понятия, определяемые в области ДПИ, познакомить с видами ДПИ; научить анализировать изделия ДПИ.

1

9

Рисование с натуры деревьев (в карандаше и акварели)

Урок усвоения новых знаний

Обучать в рисунке пространственному расположению предметов - деревьев - ближних и дальних; умению выделять главное натуре; определять изменения изображаемых предметов; различать цветовой тон зелени деревьев, кустарников, травы.

1



















2 четверть

Тема

Тип урока

Цель урока

Часы

Дата

1

Домик в деревне (рисование сельского пейзажа и сельского дома в смешанной технике: гуашь - акварель)

Урок усвоения новых знаний

Дать понятия об архитектуре сельского дома в России, о названиях отдельных архитектурных элементов дома; закрепление знаний о законах перспективы и композиции при рисовании пейзажа; обучение приемам рисования домашних животных: куры, гуси, собака, кошка.

1


2

Жанры изобразительного искусства - живописи: пейзаж ; портрет; натюрморт

Урок - путешествие

Познакомить с основными жанрами живописи в жанрах: пейзаж, портрет, натюрморт.

1


3

Рисование интерьера своей комнаты или уголка

Урок усвоения новых знаний

Научить правильно передавать в рисунке видимую форму уходящих в глубину плоскостей; научить сравнивать изображение и модель интерьера.

1


4

Работа по карточкам или с макета: срисовывание с изображения на карточке или с макета русского сельского дома или скворечника (дома для птиц)

Урок усвоения новых знаний

Проверка усвоения учащимися учебного материала по рисованию предметов призматической формы в перспективе (точка зрения, перспективные изменения горизонта).

1


5

Растительный узор в круге с элементами хохломской росписи

Урок усвоения новых знаний

Дать понятие о фоновой росписи; ознакомить с народным промыслом «Золотая Хохлома» и ее изделиями.

1


6

Один из жанров изобразительного искусства бытовой жанр

Комбинированный

Познакомить с новым живописным жанром - бытовым и репродукциями картин этого жанра.

1


7

Аппликация из бумаги на тему: «Дружба ослика с цыпленком»

Урок усвоения новых знаний

Дать определение и понятие аппликации как виду художественного творчества; познакомить с геометрическими фигурами : овал, прямоугольник, треугольник.

1










Изобразительное искусство.

1 четверть. ( 9 часов )

Тема

Тип урока

Цель урока

Часы

Дата

1

Рисование по памяти

Комбинированный

Познакомиться с оборудованием и материалами, инструментами для успешных занятий

1

2

Рисование с натуры осенней сетки дерева в акварели.

Урок усвоения новых знаний

Научить изображать сложную форму натуры; углубить и закрепить умение видеть и передавать в рисунке характерные особенности и строение модели из мира природы.

1

3

Рисование растительного узора в полосе

Урок усвоения новых знаний

Научить осознанному построению узора (правильное размещение, повторение элементов узора, чередование листьев и ягод).

1

4

Беседа о видах изобразительного искусства и архитектуре

Урок - путешествие

Знакомство с понятиями видов, жанров изобразительного искусства на примерах репродукций живописи, предметах ДПИ.

1

5

Рисование с натуры аквариума в акварели

Урок усвоения новых знаний

Знаком с изображением геометрической основы конструкции предмета (объемное тело - куб, параллелепипед).

1

6

Золотая осень. Пора листопада (сюжетный рисунок в акварели с элементами наблюдательной перспективы)

Урок усвоения новых знаний

Углубить умение изображать по памяти, пол представлению и на основе наблюдений несложные сюжеты из окружающей жизни; учить передавать перспективу.

1

7

Рисование геометрического узора в полосе

Урок усвоения новых знаний

Научить пользоваться в разметке линейкой, циркулем; закрепить понятия ритма, элемента узора.

1

8

Декоративно - прикладное искусство.

Комбинированный

Дать основные понятия, определяемые в области ДПИ, познакомить с видами ДПИ; научить анализировать изделия ДПИ.

1

9

Рисование с натуры деревьев (в карандаше и акварели)

Урок усвоения новых знаний

Обучать в рисунке пространственному расположению предметов - деревьев - ближних и дальних; умению выделять главное натуре; определять изменения изображаемых предметов; различать цветовой тон зелени деревьев, кустарников, травы.

1



















2 четверть

Тема

Тип урока

Цель урока

Часы

Дата

1

Домик в деревне (рисование сельского пейзажа и сельского дома в смешанной технике: гуашь - акварель)

Урок усвоения новых знаний

Дать понятия об архитектуре сельского дома в России, о названиях отдельных архитектурных элементов дома; закрепление знаний о законах перспективы и композиции при рисовании пейзажа; обучение приемам рисования домашних животных: куры, гуси, собака, кошка.

1


2

Жанры изобразительного искусства - живописи: пейзаж ; портрет; натюрморт

Урок - путешествие

Познакомить с основными жанрами живописи в жанрах: пейзаж, портрет, натюрморт.

1


3

Рисование интерьера своей комнаты или уголка

Урок усвоения новых знаний

Научить правильно передавать в рисунке видимую форму уходящих в глубину плоскостей; научить сравнивать изображение и модель интерьера.

1


4

Работа по карточкам или с макета: срисовывание с изображения на карточке или с макета русского сельского дома или скворечника (дома для птиц)

Урок усвоения новых знаний

Проверка усвоения учащимися учебного материала по рисованию предметов призматической формы в перспективе (точка зрения, перспективные изменения горизонта).

1


5

Растительный узор в круге с элементами хохломской росписи

Урок усвоения новых знаний

Дать понятие о фоновой росписи; ознакомить с народным промыслом «Золотая Хохлома» и ее изделиями.

1


6

Один из жанров изобразительного искусства бытовой жанр

Комбинированный

Познакомить с новым живописным жанром - бытовым и репродукциями картин этого жанра.

1


7

Аппликация из бумаги на тему: «Дружба ослика с цыпленком»

Урок усвоения новых знаний

Дать определение и понятие аппликации как виду художественного творчества; познакомить с геометрическими фигурами : овал, прямоугольник, треугольник.

1












3 четверть

Тема

Тип урока

Цель урока

Часы

Дата

1

Расскажи свою любимую сказку

Урок усвоения новых знаний

Закрепить знания по композиции, умения различать предметы в рисунке.

1


2

Рисование с натуры (карандаш) геометрического тела вращения: шар - детский мяч

Урок усвоения новых знаний

Научить детей передавать в рисунках распределение светотени на поверхности предметов шарообразный формы.

1


3

Исторический и батальный жанры в живописи

Урок усвоения новых знаний

Дать определение и основное понятие об историческом и батальном жанрах в живописи; учить отличать эти жанры в картинах.

1


4

Рисование элементов хохломской росписи на шаблонах посуды. Узор «Клубничка». Понятия фоновой росписи.

Урок усвоения новых знаний

Закрепить полученные ранее знания о хохломской росписи по дереву.

1


5

Городской пейзаж.

Урок усвоения новых знаний

Уточнить и обогатить знания по перспективному изображению домов, деревьев.

1


6

Рисования с натуры болгарских перцев и огурца (группа овощей)

Урок усвоения новых знаний

Закрепление и расширение элементарных знаний и умений в области рисования с натуры; в выполнении рисунка в определенной последовательности.

1


7

Анималистический жанр в изобразительном искусстве.

Урок усвоения новых знаний

Знакомство с новым видом искусства - анималистическим жанром , живописи, разъяснение его особенностей на примере работ художников.

1


8

Рисование с натуры яблок на фоне бело-голубой ткани в акварели «Яблоки на снегу»


Урок усвоения новых знаний

Научить выявлять объем шарообразного предмета -яблок с помощью цвета.

1


9

Рисование симметричного растительного узора в квадрате. Знакомство с бес фоновой росписью. Городецкие букеты

Урок усвоения новых знаний

Углублять и расширять навыки работы над узором (расположение частей в узоре ,их чередование, применение вспомогательных линий при росписи узора )понятие симметрии.

1


10

Рисование с натуры насекомых :Бабочки летают ,бабочки.

Урок усвоения новых знаний

Закрепление понятия симметрии. Развитие умения видеть и передавать сходство предмета живой природы.

1


4 четверть.

1

Аппликация из ткани «Сказочный домик»

Урок усвоения новых знаний

Научить работе ножницами; конструированию.

1


2

Рисование с натуры птиц. Волнистый попугайчик

Урок усвоения новых знаний

Научить изображать сложную форму натуры, передавать в рисунке ее движение; понимать, чем обусловлены внешняя форма темы.

1


3

Весна пришла. Весеннее настроение

Комбинированный

Закрепление понятий (линия горизонта, центральный луч зрения) и правил построения рисунка по одной или двум точкам схода.

1


4

Рисование с натуры животных: «Кошечка, которая гуляет сама по себе».

Урок усвоения новых знаний

Обучение моментальному наброску (зарисовке) с натуры в различной графике.

1


5

Лепка и роспись дымковских коней. Сказ о дымковском чуде.

Урок усвоения новых знаний

Знакомства с новым видом декоративно-прикладного искусства - дымковской глиняной игрушкой.

1


6

Рисование с натуры цветов (весенних)

Урок усвоения новых знаний

Проверить знания и навыки в работе с акварельным красками; умения правильно передавать видимый в натуре основной цвет; знания свойств акварели.

1


7

Взаимосвязь видов искусства с другими сторонами жизни людей, с другими занятиями. Беседа о том, где работают художники

Урок усвоения новых знаний

Познакомить с многообразием отраслей, в которых работают художники; с взаимосвязью изображаемого искусства с другими областями знаний.

1


8

Рисование на свободную тему

Закрепить полученные ранее знания

Закрепить полученные ранее знания

1




Литература Закон РФ «Об образовании». Федеральный компонент государственного стандарта общего образования утверждён приказом Минобразования России «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» от 5 марта 2004 г. № 1089. Примерные программы на основе Федерального компонента государственного стандарта начального общего образования. / Министерство образования и науки Российской Федерации. - Москва, 2005. Кузин В.С. программа «Изобразительное искусство» / Программы общеобразовательных учреждений. Начальные классы (1-4) - М.: Просвещение, 2001. Бобкова Л.Г. Проектирование рабочей программы по учебному предмету: начальная школа / ИПКиПРО Курганской области. - Курган, 2006. Кузин В.С., Кубышкина Э.И. Изобразительное искусство. 3 класс: учебник для общеобразовательных учреждений. УМК «Классическая начальная школа». - М: Дрофа, 2008. Маркова Л.Н., Калинина Т.В. Развёрнутое тематическое планирование по УМК «Гармония». 3 класс.- Волгоград: Учитель, 2010.






© 2010-2022