- Преподавателю
- Начальные классы
- Пояснительная записка
Пояснительная записка
Раздел | Начальные классы |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Хуваа Ч.С. |
Дата | 23.03.2014 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Пояснительная записка Рабочая программа учебного предмета «Изобразительное искусство» составлена на основании Закона РФ «Об образовании» (ст. 32 п. 7), в соответствии с Федеральным компонентом государственного стандарта общего образования 2004 г., примерной программой начального общего образования, на основе авторской программы В.С. Кузина по изобразительному искусству, по учебнику В.С. Кузина, «Изобразительное искусство» 3 класс. УМК «Классическая начальная школа» - Москва.: «Дрофа» 2008. Рабочая программа рассчитана на 34 часа в год (1 час в неделю.) Данный учебный предмет имеет своей целью:
- развитие способности к эмоционально-ценностному восприятию произведения изобразительного искусства, выражению в творческих работах своего отношения к окружающему миру;
- освоение первичных знаний о мире пластических искусств: изобразительном, декоративно-прикладном, архитектуре, дизайне; о формах их бытования в повседневном окружении ребёнка;
- овладение элементарными умениями, навыками, способами художественной деятельности;
- воспитание эмоциональной отзывчивости и культуры восприятия произведений профессионального и народного изобразительного искусства; нравственных и эстетических чувств: любви к родной природе, своему народу, Родине, уважения к её традициям, героическому прошлому, многонациональной культуре.
- Формировать навыки рисования с натуры, по памяти, по представлению.
- Знакомить с особенностями работы в области декоративно-прикладного искусства.
- Развивать изобразительные способности, художественный вкус, творческое воображение, эстетические чувства и понимание прекрасного.
- Воспитывать интерес и любовь к искусству.
Мир изобразительных (пластических) искусств Особенности художественного творчества: художник и зритель. Образное содержание искусства. Отражение в произведениях пластических искусств человеческих чувств и идей; отношения к природе, человеку и обществу на примере произведений обечественных и зарубежных художников. Виды изобразительных (пластических) искусств: живопись, графика, скульптура, архитектура, дизайн, декоративно-прикладное искусство (общее представление), их связь с жизнью. Жанры изобразительных искусств: портрет (на примере произведений И.Е. Репина, В.И. Сурикова; В.А. Серова, Леонардо да Винчи, Рафаэля Санти, Рембрандта ван Рейна); пейзаж (на примере произведений И.Э. Грабаря, И.А. Шишкина, И.И. Левитана, К.Ф. Юона, К. Моне); натюрморт и анималистический жанр. Виды художественной деятельности (изобразительная, декоративная, конструктивная). Взаимосвязи изобразительного искусства с литературой. Богатство и разнообразие художественной культуры России (образы архитектуры живописи, декоративно-прикладного искусства) и мира (образы архитектуры и живописи). Ведущие художественные музеи России: Государственная Третьяковская галерея, Русский музей, Эрмитаж, Музей изобразительных искусств имени А.С. Пушкина.
Художественный язык изобразительного искусства
Основы изобразительного искусства: рисунок, цвет, композиция, объём, пропорции. Элементарные основы рисунка (характер линии, штриха; соотношение чёрного и белого, композиция); живописи (основные и составные, тёплые и холодные цвета, изменение характера цвета); скульптуры (объём, ритм, фактура); архитектуры (объём, соотношение частей, ритм, силуэт); декоративно-прикладного искусства на примерах произведений отечественных художников.
Художественное творчество и его связь с окружающей жизнью Практический опыт постижения художественного языка изобразительного искусства в процессе восприятия произведений искусства и в собственной художественно-творческой деятельности. Участие в различных видах изобразительной, декоративно-прикладной и художественно-конструкторской деятельности. Изображение с натуры и по памяти (натюрморт, пейзаж, животные). Выбор и применение выразительных средств для реализации собственного замысла в рисунке, аппликации, художественном изделии. Передача настроения в творческой работе (в живописи, графике, скульптуре, декоративно-прикладном искусстве) с помощью цвета, тона, композиции, пространства, линии, штриха, пятна, объёма, материала. Использование в индивидуальной деятельности различных художественных техник и материалов: аппликация, гуашь, акварель, карандаш, пластилин. Выражение своего отношения к произведению изобразительного искусства в высказывании. Участие в обсуждении содержания и выразительных средств произведений изобразительного искусства. В результате изучения изобразительного искусства ученики 3 класса должны знать/понимать
- основные жанры и виды произведений изобразительного искусства;
- ведущие художественные музеи России;
- различать основные и составные, тёплые и холодные цвета;
- узнавать отдельные произведения выдающихся отечественных и зарубежных художников, называть их авторов;
- сравнивать различные виды и жанры изобразительного искусства (графики, живописи, декоративно-прикладного искусства);
- использовать художественные материалы (гуашь, цветные карандаши, акварель, бумага);
- применять основные средства художественной выразительности в рисунке и живописи (с натуры, по памяти и представлению); в декоративных работах, иллюстрациях к произведениям литературы;
- самостоятельной творческой деятельности;
- обогащения опыта восприятия произведений изобразительного искусства;
- оценки произведений искусства (выражения собственного мнения) при посещении выставок, музеев изобразительного искусства, народного творчества и
Учебно-тематический план
№
Тема
Кол-во часов
В том числе контрольных работ
1.
Рисование с натуры и по памяти
9
2.
Рисование на темы и иллюстрирование
14
3.
Декоративная работа
3
4.
Лепка
2
5.
Аппликация
2
6.
Беседы об изобразительном искусстве и красоте вокруг нас
4
Итого
34
Изобразительное искусство.
1 четверть. ( 9 часов )
№
Тема
Тип урока
Цель урока
Часы
Дата
1
Рисование по памяти
Комбинированный
Познакомиться с оборудованием и материалами, инструментами для успешных занятий
1
2
Рисование с натуры осенней сетки дерева в акварели.
Урок усвоения новых знаний
Научить изображать сложную форму натуры; углубить и закрепить умение видеть и передавать в рисунке характерные особенности и строение модели из мира природы.
1
3
Рисование растительного узора в полосе
Урок усвоения новых знаний
Научить осознанному построению узора (правильное размещение, повторение элементов узора, чередование листьев и ягод).
1
4
Беседа о видах изобразительного искусства и архитектуре
Урок - путешествие
Знакомство с понятиями видов, жанров изобразительного искусства на примерах репродукций живописи, предметах ДПИ.
1
5
Рисование с натуры аквариума в акварели
Урок усвоения новых знаний
Знаком с изображением геометрической основы конструкции предмета (объемное тело - куб, параллелепипед).
1
6
Золотая осень. Пора листопада (сюжетный рисунок в акварели с элементами наблюдательной перспективы)
Урок усвоения новых знаний
Углубить умение изображать по памяти, пол представлению и на основе наблюдений несложные сюжеты из окружающей жизни; учить передавать перспективу.
1
7
Рисование геометрического узора в полосе
Урок усвоения новых знаний
Научить пользоваться в разметке линейкой, циркулем; закрепить понятия ритма, элемента узора.
1
8
Декоративно - прикладное искусство.
Комбинированный
Дать основные понятия, определяемые в области ДПИ, познакомить с видами ДПИ; научить анализировать изделия ДПИ.
1
9
Рисование с натуры деревьев (в карандаше и акварели)
Урок усвоения новых знаний
Обучать в рисунке пространственному расположению предметов - деревьев - ближних и дальних; умению выделять главное натуре; определять изменения изображаемых предметов; различать цветовой тон зелени деревьев, кустарников, травы.
1
2 четверть
№
Тема
Тип урока
Цель урока
Часы
Дата
1
Домик в деревне (рисование сельского пейзажа и сельского дома в смешанной технике: гуашь - акварель)
Урок усвоения новых знаний
Дать понятия об архитектуре сельского дома в России, о названиях отдельных архитектурных элементов дома; закрепление знаний о законах перспективы и композиции при рисовании пейзажа; обучение приемам рисования домашних животных: куры, гуси, собака, кошка.
1
2
Жанры изобразительного искусства - живописи: пейзаж ; портрет; натюрморт
Урок - путешествие
Познакомить с основными жанрами живописи в жанрах: пейзаж, портрет, натюрморт.
1
3
Рисование интерьера своей комнаты или уголка
Урок усвоения новых знаний
Научить правильно передавать в рисунке видимую форму уходящих в глубину плоскостей; научить сравнивать изображение и модель интерьера.
1
4
Работа по карточкам или с макета: срисовывание с изображения на карточке или с макета русского сельского дома или скворечника (дома для птиц)
Урок усвоения новых знаний
Проверка усвоения учащимися учебного материала по рисованию предметов призматической формы в перспективе (точка зрения, перспективные изменения горизонта).
1
5
Растительный узор в круге с элементами хохломской росписи
Урок усвоения новых знаний
Дать понятие о фоновой росписи; ознакомить с народным промыслом «Золотая Хохлома» и ее изделиями.
1
6
Один из жанров изобразительного искусства бытовой жанр
Комбинированный
Познакомить с новым живописным жанром - бытовым и репродукциями картин этого жанра.
1
7
Аппликация из бумаги на тему: «Дружба ослика с цыпленком»
Урок усвоения новых знаний
Дать определение и понятие аппликации как виду художественного творчества; познакомить с геометрическими фигурами : овал, прямоугольник, треугольник.
1
Изобразительное искусство.
1 четверть. ( 9 часов )
№
Тема
Тип урока
Цель урока
Часы
Дата
1
Рисование по памяти
Комбинированный
Познакомиться с оборудованием и материалами, инструментами для успешных занятий
1
2
Рисование с натуры осенней сетки дерева в акварели.
Урок усвоения новых знаний
Научить изображать сложную форму натуры; углубить и закрепить умение видеть и передавать в рисунке характерные особенности и строение модели из мира природы.
1
3
Рисование растительного узора в полосе
Урок усвоения новых знаний
Научить осознанному построению узора (правильное размещение, повторение элементов узора, чередование листьев и ягод).
1
4
Беседа о видах изобразительного искусства и архитектуре
Урок - путешествие
Знакомство с понятиями видов, жанров изобразительного искусства на примерах репродукций живописи, предметах ДПИ.
1
5
Рисование с натуры аквариума в акварели
Урок усвоения новых знаний
Знаком с изображением геометрической основы конструкции предмета (объемное тело - куб, параллелепипед).
1
6
Золотая осень. Пора листопада (сюжетный рисунок в акварели с элементами наблюдательной перспективы)
Урок усвоения новых знаний
Углубить умение изображать по памяти, пол представлению и на основе наблюдений несложные сюжеты из окружающей жизни; учить передавать перспективу.
1
7
Рисование геометрического узора в полосе
Урок усвоения новых знаний
Научить пользоваться в разметке линейкой, циркулем; закрепить понятия ритма, элемента узора.
1
8
Декоративно - прикладное искусство.
Комбинированный
Дать основные понятия, определяемые в области ДПИ, познакомить с видами ДПИ; научить анализировать изделия ДПИ.
1
9
Рисование с натуры деревьев (в карандаше и акварели)
Урок усвоения новых знаний
Обучать в рисунке пространственному расположению предметов - деревьев - ближних и дальних; умению выделять главное натуре; определять изменения изображаемых предметов; различать цветовой тон зелени деревьев, кустарников, травы.
1
2 четверть
№
Тема
Тип урока
Цель урока
Часы
Дата
1
Домик в деревне (рисование сельского пейзажа и сельского дома в смешанной технике: гуашь - акварель)
Урок усвоения новых знаний
Дать понятия об архитектуре сельского дома в России, о названиях отдельных архитектурных элементов дома; закрепление знаний о законах перспективы и композиции при рисовании пейзажа; обучение приемам рисования домашних животных: куры, гуси, собака, кошка.
1
2
Жанры изобразительного искусства - живописи: пейзаж ; портрет; натюрморт
Урок - путешествие
Познакомить с основными жанрами живописи в жанрах: пейзаж, портрет, натюрморт.
1
3
Рисование интерьера своей комнаты или уголка
Урок усвоения новых знаний
Научить правильно передавать в рисунке видимую форму уходящих в глубину плоскостей; научить сравнивать изображение и модель интерьера.
1
4
Работа по карточкам или с макета: срисовывание с изображения на карточке или с макета русского сельского дома или скворечника (дома для птиц)
Урок усвоения новых знаний
Проверка усвоения учащимися учебного материала по рисованию предметов призматической формы в перспективе (точка зрения, перспективные изменения горизонта).
1
5
Растительный узор в круге с элементами хохломской росписи
Урок усвоения новых знаний
Дать понятие о фоновой росписи; ознакомить с народным промыслом «Золотая Хохлома» и ее изделиями.
1
6
Один из жанров изобразительного искусства бытовой жанр
Комбинированный
Познакомить с новым живописным жанром - бытовым и репродукциями картин этого жанра.
1
7
Аппликация из бумаги на тему: «Дружба ослика с цыпленком»
Урок усвоения новых знаний
Дать определение и понятие аппликации как виду художественного творчества; познакомить с геометрическими фигурами : овал, прямоугольник, треугольник.
1
3 четверть
№
Тема
Тип урока
Цель урока
Часы
Дата
1
Расскажи свою любимую сказку
Урок усвоения новых знаний
Закрепить знания по композиции, умения различать предметы в рисунке.
1
2
Рисование с натуры (карандаш) геометрического тела вращения: шар - детский мяч
Урок усвоения новых знаний
Научить детей передавать в рисунках распределение светотени на поверхности предметов шарообразный формы.
1
3
Исторический и батальный жанры в живописи
Урок усвоения новых знаний
Дать определение и основное понятие об историческом и батальном жанрах в живописи; учить отличать эти жанры в картинах.
1
4
Рисование элементов хохломской росписи на шаблонах посуды. Узор «Клубничка». Понятия фоновой росписи.
Урок усвоения новых знаний
Закрепить полученные ранее знания о хохломской росписи по дереву.
1
5
Городской пейзаж.
Урок усвоения новых знаний
Уточнить и обогатить знания по перспективному изображению домов, деревьев.
1
6
Рисования с натуры болгарских перцев и огурца (группа овощей)
Урок усвоения новых знаний
Закрепление и расширение элементарных знаний и умений в области рисования с натуры; в выполнении рисунка в определенной последовательности.
1
7
Анималистический жанр в изобразительном искусстве.
Урок усвоения новых знаний
Знакомство с новым видом искусства - анималистическим жанром , живописи, разъяснение его особенностей на примере работ художников.
1
8
Рисование с натуры яблок на фоне бело-голубой ткани в акварели «Яблоки на снегу»
Урок усвоения новых знаний
Научить выявлять объем шарообразного предмета -яблок с помощью цвета.
1
9
Рисование симметричного растительного узора в квадрате. Знакомство с бес фоновой росписью. Городецкие букеты
Урок усвоения новых знаний
Углублять и расширять навыки работы над узором (расположение частей в узоре ,их чередование, применение вспомогательных линий при росписи узора )понятие симметрии.
1
10
Рисование с натуры насекомых :Бабочки летают ,бабочки.
Урок усвоения новых знаний
Закрепление понятия симметрии. Развитие умения видеть и передавать сходство предмета живой природы.
1
4 четверть.
1
Аппликация из ткани «Сказочный домик»
Урок усвоения новых знаний
Научить работе ножницами; конструированию.
1
2
Рисование с натуры птиц. Волнистый попугайчик
Урок усвоения новых знаний
Научить изображать сложную форму натуры, передавать в рисунке ее движение; понимать, чем обусловлены внешняя форма темы.
1
3
Весна пришла. Весеннее настроение
Комбинированный
Закрепление понятий (линия горизонта, центральный луч зрения) и правил построения рисунка по одной или двум точкам схода.
1
4
Рисование с натуры животных: «Кошечка, которая гуляет сама по себе».
Урок усвоения новых знаний
Обучение моментальному наброску (зарисовке) с натуры в различной графике.
1
5
Лепка и роспись дымковских коней. Сказ о дымковском чуде.
Урок усвоения новых знаний
Знакомства с новым видом декоративно-прикладного искусства - дымковской глиняной игрушкой.
1
6
Рисование с натуры цветов (весенних)
Урок усвоения новых знаний
Проверить знания и навыки в работе с акварельным красками; умения правильно передавать видимый в натуре основной цвет; знания свойств акварели.
1
7
Взаимосвязь видов искусства с другими сторонами жизни людей, с другими занятиями. Беседа о том, где работают художники
Урок усвоения новых знаний
Познакомить с многообразием отраслей, в которых работают художники; с взаимосвязью изображаемого искусства с другими областями знаний.
1
8
Рисование на свободную тему
Закрепить полученные ранее знания
Закрепить полученные ранее знания
1
Литература Закон РФ «Об образовании». Федеральный компонент государственного стандарта общего образования утверждён приказом Минобразования России «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» от 5 марта 2004 г. № 1089. Примерные программы на основе Федерального компонента государственного стандарта начального общего образования. / Министерство образования и науки Российской Федерации. - Москва, 2005. Кузин В.С. программа «Изобразительное искусство» / Программы общеобразовательных учреждений. Начальные классы (1-4) - М.: Просвещение, 2001. Бобкова Л.Г. Проектирование рабочей программы по учебному предмету: начальная школа / ИПКиПРО Курганской области. - Курган, 2006. Кузин В.С., Кубышкина Э.И. Изобразительное искусство. 3 класс: учебник для общеобразовательных учреждений. УМК «Классическая начальная школа». - М: Дрофа, 2008. Маркова Л.Н., Калинина Т.В. Развёрнутое тематическое планирование по УМК «Гармония». 3 класс.- Волгоград: Учитель, 2010.