- Преподавателю
- Начальные классы
- Урок литературного чтения по теме Моя Родина М. Пришвин
Урок литературного чтения по теме Моя Родина М. Пришвин
Раздел | Начальные классы |
Класс | 3 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Перевертун Е.Р. |
Дата | 31.01.2016 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
Урок литературного чтения 3 класс
УМК : «ШКОЛА РОССИИ»
Тема: «Люби живое». Моя Родина. М.М. Пришвин
Цель: создание условий для осознания и осмысления новой учебной информации, для проявления познавательной активности, развития индивидуальных особенностей обучающихся.
Задачи урока:
1. Обучающие: обучать ориентированию в тексте-повествовании, анализировать его и находить нужное место; учить детей рассуждать, делать выводы; способствовать полноценному восприятию смысла произведения; формировать представление о своеобразии творчества М. Пришвина.
2. Развивающие: формировать систему читательских умений; совершенствовать навыки выборочного чтения; развивать навыки работы в группах.
3. Воспитывающие: воспитывать патриотизм, чувство гордости за свою родину, любовь к родине, к родному краю.
Планируемые личностные результаты: положительное отношение к природе родного края, уважительное отношение к собеседнику.
Планируемые метапредметные результаты:
Регулятивные: уметь определять цель урока и ставить новые учебные задачи в сотрудничестве с учителем; планировать свои действия в соответствии с поставленными задачами, уметь корректировать свои высказывания и оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной самооценки.
Познавательные: уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.
Коммуникативные: уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, слушать и понимать речь других, совместно договариваться о правилах поведения и общения, следовать им; учиться работать в паре, группе, формулировать собственное мнение и позицию.
Планируемые предметные результаты:
Воспроизводить знания, полученные ранее и на данном уроке
Осуществлять поиск необходимой информации в книге, статье
Создавать коллективный продукт
Сравнивать информацию, полученную на уроке с информацией, полученной из собственного опыта, на основе сравнения информации делать выводы и обобщения.
Понимать роль и значение природы родного края в жизни каждого человека
Уметь объяснить связь между понятиями природа и Родина
Знать, особенности жанра "очерк"
Слушать произведение
Методы обучения:
1. Словесный 2. Наглядный 3. Поисковый 4.Репродуктивный
Формы обучения:
1. Фронтальная. 2. Групповая 3. Индивидуальная.
Тип урока: открытие новых знаний
Средства обучения:
1. Учебник. Родная речь в 2-ух частях. 2 часть. 3 класс под редакцией Л.Ф. Климановой.
Оборудование: ноутбук, мультимедийное оборудование; презентация к уроку; раздаточный материал.
ХОД УРОКА:
1. Орг. момент.
(дети садятся по группам)
Учитель: Здравствуйте, дети! Давайте поприветствуем друг друга. Я скажу слова «добрый день» и назову кого-то из вас. Те, кого я назову, помашут мне рукой, - значит, вы услышали меня и отвечаете на приветствие.
-Добрый день, девочки!
-Добрый день, мальчики!
- Добрый день всем тем, у кого хорошее настроение!
-Добрый день всем, кто сегодня будет стараться хорошо работать на уроке!
Начинаем наш урок.
2. Определение темы урока, постановка задач, составление плана работы
Сегодня мы с вами начинаем изучать новый раздел. Посмотрите, как он называется? Слайд 2
«Люби живое» - как вы понимаете эти слова, к чему они вас призывают?
Как вы думаете, с какими произведениями вы познакомитесь в этом разделе? О чем или о ком будут эти произведения?
(ответы детей)
- А вы любите природу? Слайды - 3,4,5 - Многие поэты и писатели, так же как и вы, любят природу и всегда подмечают в ней что-нибудь необычное и интересное. Сегодня мы познакомимся с удивительным человеком, страстно любящим природу. Он описывал её так, словно пел торжественную песню в её честь. Тема нашего урока - произведение М.М. Пришвина «Моя Родина» слайд 6 -Вы знаете, о чем это произведение? Можете ли вы что-то рассказать о Пришвине? -Что нам нужно сделать, чтобы это узнать?
-Какие задачи мы поставим перед собой? Подумайте и скажите, что нам сегодня нужно сделать. (совместное формулирование задач урока) С7
-
Мы познакомимся…(с биографией писателя и произведением)
-
Будем учиться …(читать и понимать)
-
Мы узнаем …( жанр произведения)
-
Мы будем учиться высказывать … (своё отношение).
- Чтобы выполнить работу, всегда нужен план. Давайте попробуем его вместе составить. Если вы не знаете биографию писателя, вам нужно с ней…
Затем мы прочитаем ….
Когда мы прочитаем произведение, нам нужно определить главную….
У нас получился такой план урока: С8
1. Знакомство с биографией писателя
2. Знакомство с произведением
3. Вдумчивое чтение.
4. Творческая работа
5. Подведение итогов
Мы с вами составили план и постараемся его выполнить.
3. 1 этап - работа с текстом до чтения. С какими произведениями Михаила Пришвина вы уже знакомы? Если вы забыли названия, у вас есть подсказки. С9
(ответы детей)
- Работа в группах.
Давайте узнаем о писателе подробнее. У каждой группы на столах лежат карточки № 1 с сообщением о М.Пришвине. Ваша задача - прочитать, обсудить в группе и рассказать о писателе. Не забудьте выбрать, кто будет рассказывать, а кто - дополнять.
С10
1 группа: Детство Пришвина прошло в имении Хрущево Елецкого уезда (ныне Липецкая область). Жилось в семье трудно - мать осталась вдовой с 5 детьми. Семья была вынуждена уехать в Германию. Там он окончил университет, стал агрономом. Он собирался заниматься наукой, но к 30 годам решил стать писателем. Очень часто в произведениях Пришвина читатели встречаются с собаками... Он очень любил этих животных.
С11
2 группа: Пришвин побывал в разных местах нашей Родины: север, Дальний Восток, Сибирь. Писатель очень любил лес и умел его понимать. Пришвин с детства любил охоту, но его охота была особенной. Он любил делать открытия в природе. Своими открытиями и наблюдениями он поделился с нами в произведениях: «Ребята и утята», «Золотой луг», «Журка», «Кладовая солнца», «Лесной хозяин», «Изобретатель» и многих других.
Выступление групп.
- Спасибо ребятам за сообщения.
С12 Вывод: Какие произведения писал Пришвин? О чём? С13
-Как называется произведение Пришвина, с которым мы сегодня познакомимся? ( «Моя Родина»).
- А что для вас значит слово «Родина»? Что вы хотели показать на своих рисунках?
-Какие слова вы бы ещё назвали со словом «родина» (дети называют слова).
- Как вы думаете, о чем это произведение? (ответы детей записываю на доску)
Что нам надо сделать, чтобы узнать ответ на вопрос? (прочитать и понять)
Переходим ко второму пункту нашего плана - знакомство с произведением.
4. 2 этап - работа с текстом во время чтения
1. Первичное чтение учителем.
Я буду читать произведение, а вы внимательно слушайте, чтобы узнать, правильны ли ваши предположения и что ещё вы можете дополнить в список.
(чтение учителя)
Вопрос: О чем произведение Пришвина «Моя Родина»?
- Вернёмся к нашему списку. Правильны были ваши предположения?
От чьего лица написано произведение: от лица автора или от лица героя? (автор рассказывает о своей жизни)
Физминутка:
Прежде чем приступить к следующему пункту нашего плана, давайте немного отдохнём. Возьмите друг друга за руки, посмотрите друг на друга, улыбнитесь. Теперь поднимите руки вверх, к солнышку, чтобы оно согрело вас своим теплом. Помашите солнышку, небу, птицам.
А теперь давайте приступим к вдумчивому чтению.
Но для этого необходимо приготовиться. В тексте встречаются трудные слова, прочитаем их вместе. Сначала по слогам, затем целыми словами. Обратите внимание на выделенную букву, она обозначает ударный звук.
2. Словарная работа. Слайд
Читаем вместе.
ки-пя-ти-лось - кипятилось
не-о-бык-но-вен-но - необыкновенно
рас-ти-тель-ный - растительный
про-буж-да-ет-ся - пробуждается (как ещё можно сказать)
со-кро-ви-ща - сокровища
кла-до-ва-я - кладовая
Ещё вам встретятся слова, значение которых надо объяснить:
- Что такое сокровища?
1) драгоценность, дорогая вещь
2) так говорят о ком-то, о чём-то ценном, дорогом
- Что такое кладовая? (обратить внимание на ударение)
1) помещение для хранения материалов, товаров
2) место, где сосредоточены какие-нибудь природные ценности, например: подземные кладовые (о местах произрастания грибов, орехов, ягод)
3. Чтение с остановками с элементами выборочного чтения (по листам)
Найдите листы с зелёным текстом. Здесь вы увидите знаки, которые обозначают остановки. После каждой остановки мы с вами будем обсуждать то, что прочитали, отвечать на вопросы.
Мать моя вставала рано, до солнца. Я однажды встал тоже до солнца… Мать угостила меня чаем с молоком. Молоко это кипятилось в глиняном горшочке и сверху покрывалось румяной пенкой, а под этой пенкой оно было необыкновенно вкусное, и чай от него делался прекрасным.
Это угощение решило мою жизнь в хорошую сторону; я начал вставать до солнца, чтобы напиться с мамой вкусного чаю. Мало-помалу я к этому утреннему вставанию так привык, что уже не мог проспать восход солнца. *
- Какое угощение решило жизнь автора в хорошую сторону?
- Что Михаил Михайлович начал делать?
- Найдите и прочитайте, как по-особенному готовилось молоко и каким был чай.
Потом и в городе я вставал рано, и теперь пишу всегда рано, когда весь животный и растительный мир пробуждается и тоже начинает по-своему работать.
И часто-часто я думаю: что, если бы мы так для работы своей поднимались с солнцем! Сколько бы тогда у людей прибыло здоровья, радости, жизни и счастья! *
- Какая привычка появилась у Пришвина?
- Считает ли он её полезной? В каких словах это сказано?
После чаю я уходил на охоту...
Моя охота была и тогда и теперь - в находках. Нужно было найти в природе такое, чего я еще не видел, и, может быть, и никто еще в своей жизни с этим не встречался. *
- Куда автор уходил после чаю?
- В чем заключалась его охота? Прочитайте.
Мои молодые друзья! Мы хозяева нашей природы, и она для нас кладовая солнца с великими сокровищами жизни. Мало того, чтобы сокровища эти охранять - их надо открывать и показывать. *
- Как писатель к вам обращается?
- Как он называет природу? Объясните, как вы понимаете слова «Природа - это кладовая солнца с великими сокровищами жизни»?
- Что надо делать с сокровищами жизни? Найдите и прочитайте эти слова.
Для рыбы нужна чистая вода - будем охранять наши водоемы. В лесах, степях, горах разные ценные животные - будем охранять наши леса, степи, горы. Рыбе - вода, птице - воздух, зверю - лес, степь, горы. А человеку нужна родина. И охранять природу - значит охранять родину.
- К чему призывает автор своих читателей? Прочитайте.
-Что вы можете сказать об авторе, какой он человек?
- В каком предложении «спряталась» основная мысль произведения?
- Что для вас значат эти слова «охранять природу - значит охранять Родину»?
Как вы их понимаете?
- Как вы думаете, что это - рассказ, сказка, басня, повесть, очерк. С 16.
- Да, вы правы. Это рассказ, но особый рассказ, потому что здесь автор рассказывает о своей жизни. Такой рассказ в литературе называется очерком. Слайд 17
Релаксация под шум соснового леса
- Скажите, ребята, а вы любите летом ходить в лес?
Давайте закроем глазки и представим, что вы - в лесу.
Ласково поют птички. Наклоните голову назад - представьте. Какие высокие красивые деревья! Наклоните голову вниз - представьте, какая шелковистая травка, великолепные цветы, какие аппетитные ягодки здесь растут! Увидели? А теперь открываем глазки, возвращаемся в класс!
А сейчас вы выполните творческую работу. (раздаю материалы)
Задание: каждая группа делает свой мини-проект по заданной теме. Выберите и наклейте те фотографии, которые подходят вашей теме. С помощью карточек-подсказок приготовьте свой рассказ. Дополняйте его своими словами. А затем 2 человека из группы нам его представят. Один - рассказчик, другой - помощник.
1 группа - «Природные сокровища России»
2 группа - «Берегите нашу природу!»
Защита проектов.
Вывод: мы должны беречь нашу удивительную природу .
- Какое выражение из произведения станет нашим девизом?
(охранять природу - значит охранять Родину)
А теперь давайте вернемся к нашим задачам и плану и посмотрим, все ли мы с вами сделали?
-
Мы познакомились с биографией писателя Пришвина и его произведением
-
Мы учились читать и понимать
-
Мы узнали новый жанр произведения
-
Мы высказывали … (своё отношение).
- Справились мы сегодня с задачами, которые поставили?
Вернёмся к нашему плану:
1. Знакомство с биографией писателя
2. Знакомство с произведением
3. Вдумчивое чтение.
4. Творческая работа
5. Подведение итогов
- Можно сказать, что мы его выполнили?
Домашнее задание: на выбор 1. Сочинить рассказ на тему « Мой родной край»
2. Выучить 2 последних абзаца произведения наизусть.
Оцените, пожалуйста, своё настроение по этой лесенке и поставьте свой маячок на ту ступеньку, которая выражает ваше настроение после нашего урока.
Самооценивание по лесенке успеха.
1 - ПЛОХО.
2 - ХОРОШО!
3 - ОТЛИЧНО!
(анализ самооценки учащихся)
Оценивание учащихся учителем, подарки (закладки)
Я была рада познакомиться с вами и очень осталась довольна вашей работой, поэтому свой маячок я поставлю на верхнюю ступеньку. Всем спасибо за урок. Берегите себя и нашу Родину.
ПРИЛОЖЕНИЯ.
Карточка № 1
1 группа: Детство Пришвина прошло в имении Хрущево Елецкого уезда (ныне Липецкая область). Жилось в семье трудно - мать осталась вдовой с 5 детьми. Семья была вынуждена уехать в Германию. Там он окончил университет, стал агрономом. Он собирался заниматься наукой, но к 30 годам решил стать писателем. Очень часто в произведениях Пришвина читатели встречаются с собаками... Он очень любил этих животных.
Карточка № 1
2 группа:
Пришвин побывал в разных местах нашей Родины: север, Дальний Восток, Сибирь. Писатель очень любил лес и умел его понимать. Пришвин с детства любил охоту, но его охота была особенной. Он любил делать открытия в природе. Своими открытиями и наблюдениями он поделился с нами в произведениях: «Ребята и утята», «Золотой луг», «Журка», «Кладовая солнца», «Лесной хозяин», «Изобретатель» и многих других.
М.М. Пришвин «Моя Родина»
Мать моя вставала рано, до солнца. Я однажды встал тоже до солнца… Мать угостила меня чаем с молоком. Молоко это кипятилось в глиняном горшочке и сверху покрывалось румяной пенкой, а под этой пенкой оно было необыкновенно вкусное, и чай от него делался прекрасным.
Это угощение решило мою жизнь в хорошую сторону; я начал вставать до солнца, чтобы напиться с мамой вкусного чаю. Мало-помалу я к этому утреннему вставанию так привык, что уже не мог проспать восход солнца.*
Потом и в городе я вставал рано, и теперь пишу всегда рано, когда весь животный и растительный мир пробуждается и тоже начинает по-своему работать.
И часто-часто я думаю: что, если бы мы так для работы своей поднимались с солнцем! Сколько бы тогда у людей прибыло здоровья, радости, жизни и счастья! *
После чаю я уходил на охоту...
Моя охота была и тогда и теперь - в находках. Нужно было найти в природе такое, чего я еще не видел, и, может быть, и никто еще в своей жизни с этим не встречался. *
Мои молодые друзья! Мы хозяева нашей природы, и она для нас кладовая солнца с великими сокровищами жизни. Мало того, чтобы сокровища эти охранять - их надо открывать и показывать. *
Для рыбы нужна чистая вода - будем охранять наши водоемы. В лесах, степях, горах разные ценные животные - будем охранять наши леса, степи, горы. Рыбе - вода, птице - воздух, зверю - лес, степь, горы. А человеку нужна Родина. И охранять природу - значит охранять Родину. *
ПРИРОДНЫЕ БОГАТСТВА РОССИИ.
Наша страна богата и удивительна. Леса, моря, горы, степи - всё это для нас кладовая со всеми сокровищами.
В лесах растут…..
В морях и реках плавает….
В России много животных, которых тоже нужно беречь.
Давайте охранять наши богатства!
БЕРЕГИТЕ НАШУ ПРИРОДУ!
Рыбе нужна чистая вода - будем охранять наши водоёмы. Никогда не оставляйте мусор у реки!
В лесах, степях, горах живут разные ценные животные - будем охранять наши леса, степи, горы. Не вырубайте леса!
Птицам нужен чистый воздух. Не загрязняйте его!
Нам нужна Родина! И охранять природу - значит охранять Родину!
ПЛОХО.
ХОРОШО!
ОТЛИЧНО!!!