Урок литературного чтения по теме Моя Родина М. Пришвин

Раздел Начальные классы
Класс 3 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок литературного чтения 3 класс

УМК : «ШКОЛА РОССИИ»

Тема: «Люби живое». Моя Родина. М.М. Пришвин

Цель: создание условий для осознания и осмысления новой учебной информации, для проявления познавательной активности, развития индивидуальных особенностей обучающихся.

Задачи урока:

1. Обучающие: обучать ориентированию в тексте-повествовании, анализировать его и находить нужное место; учить детей рассуждать, делать выводы; способствовать полноценному восприятию смысла произведения; формировать представление о своеобразии творчества М. Пришвина.

2. Развивающие: формировать систему читательских умений; совершенствовать навыки выборочного чтения; развивать навыки работы в группах.

3. Воспитывающие: воспитывать патриотизм, чувство гордости за свою родину, любовь к родине, к родному краю.

Планируемые личностные результаты: положительное отношение к природе родного края, уважительное отношение к собеседнику.

Планируемые метапредметные результаты:

Регулятивные: уметь определять цель урока и ставить новые учебные задачи в сотрудничестве с учителем; планировать свои действия в соответствии с поставленными задачами, уметь корректировать свои высказывания и оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной самооценки.

Познавательные: уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

Коммуникативные: уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, слушать и понимать речь других, совместно договариваться о правилах поведения и общения, следовать им; учиться работать в паре, группе, формулировать собственное мнение и позицию.

Планируемые предметные результаты:

Воспроизводить знания, полученные ранее и на данном уроке

Осуществлять поиск необходимой информации в книге, статье

Создавать коллективный продукт

Сравнивать информацию, полученную на уроке с информацией, полученной из собственного опыта, на основе сравнения информации делать выводы и обобщения.

Понимать роль и значение природы родного края в жизни каждого человека

Уметь объяснить связь между понятиями природа и Родина

Знать, особенности жанра "очерк"

Слушать произведение

Методы обучения:

1. Словесный 2. Наглядный 3. Поисковый 4.Репродуктивный

Формы обучения:

1. Фронтальная. 2. Групповая 3. Индивидуальная.

Тип урока: открытие новых знаний

Средства обучения:

1. Учебник. Родная речь в 2-ух частях. 2 часть. 3 класс под редакцией Л.Ф. Климановой.

Оборудование: ноутбук, мультимедийное оборудование; презентация к уроку; раздаточный материал.

ХОД УРОКА:

1. Орг. момент.

(дети садятся по группам)

Учитель: Здравствуйте, дети! Давайте поприветствуем друг друга. Я скажу слова «добрый день» и назову кого-то из вас. Те, кого я назову, помашут мне рукой, - значит, вы услышали меня и отвечаете на приветствие.

-Добрый день, девочки!

-Добрый день, мальчики!

- Добрый день всем тем, у кого хорошее настроение!

-Добрый день всем, кто сегодня будет стараться хорошо работать на уроке!

Начинаем наш урок.

2. Определение темы урока, постановка задач, составление плана работы

Сегодня мы с вами начинаем изучать новый раздел. Посмотрите, как он называется? Слайд 2

«Люби живое» - как вы понимаете эти слова, к чему они вас призывают?

Как вы думаете, с какими произведениями вы познакомитесь в этом разделе? О чем или о ком будут эти произведения?

(ответы детей)

- А вы любите природу? Слайды - 3,4,5 - Многие поэты и писатели, так же как и вы, любят природу и всегда подмечают в ней что-нибудь необычное и интересное. Сегодня мы познакомимся с удивительным человеком, страстно любящим природу. Он описывал её так, словно пел торжественную песню в её честь. Тема нашего урока - произведение М.М. Пришвина «Моя Родина» слайд 6 -Вы знаете, о чем это произведение? Можете ли вы что-то рассказать о Пришвине? -Что нам нужно сделать, чтобы это узнать?

-Какие задачи мы поставим перед собой? Подумайте и скажите, что нам сегодня нужно сделать. (совместное формулирование задач урока) С7

  1. Мы познакомимся…(с биографией писателя и произведением)

  2. Будем учиться …(читать и понимать)

  3. Мы узнаем …( жанр произведения)

  4. Мы будем учиться высказывать … (своё отношение).

- Чтобы выполнить работу, всегда нужен план. Давайте попробуем его вместе составить. Если вы не знаете биографию писателя, вам нужно с ней…

Затем мы прочитаем ….

Когда мы прочитаем произведение, нам нужно определить главную….

У нас получился такой план урока: С8

1. Знакомство с биографией писателя

2. Знакомство с произведением

3. Вдумчивое чтение.

4. Творческая работа

5. Подведение итогов

Мы с вами составили план и постараемся его выполнить.

3. 1 этап - работа с текстом до чтения. С какими произведениями Михаила Пришвина вы уже знакомы? Если вы забыли названия, у вас есть подсказки. С9

(ответы детей)

- Работа в группах.

Давайте узнаем о писателе подробнее. У каждой группы на столах лежат карточки № 1 с сообщением о М.Пришвине. Ваша задача - прочитать, обсудить в группе и рассказать о писателе. Не забудьте выбрать, кто будет рассказывать, а кто - дополнять.

С10

1 группа: Детство Пришвина прошло в имении Хрущево Елецкого уезда (ныне Липецкая область). Жилось в семье трудно - мать осталась вдовой с 5 детьми. Семья была вынуждена уехать в Германию. Там он окончил университет, стал агрономом. Он собирался заниматься наукой, но к 30 годам решил стать писателем. Очень часто в произведениях Пришвина читатели встречаются с собаками... Он очень любил этих животных.

С11

2 группа: Пришвин побывал в разных местах нашей Родины: север, Дальний Восток, Сибирь. Писатель очень любил лес и умел его понимать. Пришвин с детства любил охоту, но его охота была особенной. Он любил делать открытия в природе. Своими открытиями и наблюдениями он поделился с нами в произведениях: «Ребята и утята», «Золотой луг», «Журка», «Кладовая солнца», «Лесной хозяин», «Изобретатель» и многих других.

Выступление групп.

- Спасибо ребятам за сообщения.

С12 Вывод: Какие произведения писал Пришвин? О чём? С13

-Как называется произведение Пришвина, с которым мы сегодня познакомимся? ( «Моя Родина»).

- А что для вас значит слово «Родина»? Что вы хотели показать на своих рисунках?

-Какие слова вы бы ещё назвали со словом «родина» (дети называют слова).

- Как вы думаете, о чем это произведение? (ответы детей записываю на доску)

Что нам надо сделать, чтобы узнать ответ на вопрос? (прочитать и понять)

Переходим ко второму пункту нашего плана - знакомство с произведением.

4. 2 этап - работа с текстом во время чтения

1. Первичное чтение учителем.

Я буду читать произведение, а вы внимательно слушайте, чтобы узнать, правильны ли ваши предположения и что ещё вы можете дополнить в список.

(чтение учителя)

Вопрос: О чем произведение Пришвина «Моя Родина»?

- Вернёмся к нашему списку. Правильны были ваши предположения?

От чьего лица написано произведение: от лица автора или от лица героя? (автор рассказывает о своей жизни)

Физминутка:

Прежде чем приступить к следующему пункту нашего плана, давайте немного отдохнём. Возьмите друг друга за руки, посмотрите друг на друга, улыбнитесь. Теперь поднимите руки вверх, к солнышку, чтобы оно согрело вас своим теплом. Помашите солнышку, небу, птицам.

А теперь давайте приступим к вдумчивому чтению.

Но для этого необходимо приготовиться. В тексте встречаются трудные слова, прочитаем их вместе. Сначала по слогам, затем целыми словами. Обратите внимание на выделенную букву, она обозначает ударный звук.

2. Словарная работа. Слайд

Читаем вместе.

ки-пя-ти-лось - кипятилось

не-о-бык-но-вен-но - необыкновенно

рас-ти-тель-ный - растительный

про-буж-да-ет-ся - пробуждается (как ещё можно сказать)

со-кро-ви-ща - сокровища

кла-до-ва-я - кладовая

Ещё вам встретятся слова, значение которых надо объяснить:

- Что такое сокровища?

1) драгоценность, дорогая вещь

2) так говорят о ком-то, о чём-то ценном, дорогом

- Что такое кладовая? (обратить внимание на ударение)

1) помещение для хранения материалов, товаров

2) место, где сосредоточены какие-нибудь природные ценности, например: подземные кладовые (о местах произрастания грибов, орехов, ягод)


3. Чтение с остановками с элементами выборочного чтения (по листам)

Найдите листы с зелёным текстом. Здесь вы увидите знаки, которые обозначают остановки. После каждой остановки мы с вами будем обсуждать то, что прочитали, отвечать на вопросы.

Мать моя вставала рано, до солнца. Я однажды встал тоже до солнца… Мать угостила меня чаем с молоком. Молоко это кипятилось в глиняном горшочке и сверху покрывалось румяной пенкой, а под этой пенкой оно было необыкновенно вкусное, и чай от него делался прекрасным.

Это угощение решило мою жизнь в хорошую сторону; я начал вставать до солнца, чтобы напиться с мамой вкусного чаю. Мало-помалу я к этому утреннему вставанию так привык, что уже не мог проспать восход солнца. *

- Какое угощение решило жизнь автора в хорошую сторону?

- Что Михаил Михайлович начал делать?

- Найдите и прочитайте, как по-особенному готовилось молоко и каким был чай.

Потом и в городе я вставал рано, и теперь пишу всегда рано, когда весь животный и растительный мир пробуждается и тоже начинает по-своему работать.

И часто-часто я думаю: что, если бы мы так для работы своей поднимались с солнцем! Сколько бы тогда у людей прибыло здоровья, радости, жизни и счастья! *

- Какая привычка появилась у Пришвина?

- Считает ли он её полезной? В каких словах это сказано?

После чаю я уходил на охоту...

Моя охота была и тогда и теперь - в находках. Нужно было найти в природе такое, чего я еще не видел, и, может быть, и никто еще в своей жизни с этим не встречался. *

- Куда автор уходил после чаю?

- В чем заключалась его охота? Прочитайте.

Мои молодые друзья! Мы хозяева нашей природы, и она для нас кладовая солнца с великими сокровищами жизни. Мало того, чтобы сокровища эти охранять - их надо открывать и показывать. *

- Как писатель к вам обращается?

- Как он называет природу? Объясните, как вы понимаете слова «Природа - это кладовая солнца с великими сокровищами жизни»?

- Что надо делать с сокровищами жизни? Найдите и прочитайте эти слова.

Для рыбы нужна чистая вода - будем охранять наши водоемы. В лесах, степях, горах разные ценные животные - будем охранять наши леса, степи, горы. Рыбе - вода, птице - воздух, зверю - лес, степь, горы. А человеку нужна родина. И охранять природу - значит охранять родину.

- К чему призывает автор своих читателей? Прочитайте.

-Что вы можете сказать об авторе, какой он человек?

- В каком предложении «спряталась» основная мысль произведения?

- Что для вас значат эти слова «охранять природу - значит охранять Родину»?

Как вы их понимаете?

- Как вы думаете, что это - рассказ, сказка, басня, повесть, очерк. С 16.

- Да, вы правы. Это рассказ, но особый рассказ, потому что здесь автор рассказывает о своей жизни. Такой рассказ в литературе называется очерком. Слайд 17

Релаксация под шум соснового леса

- Скажите, ребята, а вы любите летом ходить в лес?

Давайте закроем глазки и представим, что вы - в лесу.

Ласково поют птички. Наклоните голову назад - представьте. Какие высокие красивые деревья! Наклоните голову вниз - представьте, какая шелковистая травка, великолепные цветы, какие аппетитные ягодки здесь растут! Увидели? А теперь открываем глазки, возвращаемся в класс!

А сейчас вы выполните творческую работу. (раздаю материалы)

Задание: каждая группа делает свой мини-проект по заданной теме. Выберите и наклейте те фотографии, которые подходят вашей теме. С помощью карточек-подсказок приготовьте свой рассказ. Дополняйте его своими словами. А затем 2 человека из группы нам его представят. Один - рассказчик, другой - помощник.

1 группа - «Природные сокровища России»

2 группа - «Берегите нашу природу!»

Защита проектов.

Вывод: мы должны беречь нашу удивительную природу .

- Какое выражение из произведения станет нашим девизом?

(охранять природу - значит охранять Родину)

А теперь давайте вернемся к нашим задачам и плану и посмотрим, все ли мы с вами сделали?

  1. Мы познакомились с биографией писателя Пришвина и его произведением

  2. Мы учились читать и понимать

  3. Мы узнали новый жанр произведения

  4. Мы высказывали … (своё отношение).

- Справились мы сегодня с задачами, которые поставили?

Вернёмся к нашему плану:

1. Знакомство с биографией писателя

2. Знакомство с произведением

3. Вдумчивое чтение.

4. Творческая работа

5. Подведение итогов

- Можно сказать, что мы его выполнили?

Домашнее задание: на выбор 1. Сочинить рассказ на тему « Мой родной край»
2. Выучить 2 последних абзаца произведения наизусть.

Оцените, пожалуйста, своё настроение по этой лесенке и поставьте свой маячок на ту ступеньку, которая выражает ваше настроение после нашего урока.

Самооценивание по лесенке успеха.

1 - ПЛОХО.

2 - ХОРОШО!

3 - ОТЛИЧНО!

(анализ самооценки учащихся)

Оценивание учащихся учителем, подарки (закладки)

Я была рада познакомиться с вами и очень осталась довольна вашей работой, поэтому свой маячок я поставлю на верхнюю ступеньку. Всем спасибо за урок. Берегите себя и нашу Родину.

ПРИЛОЖЕНИЯ.

Карточка № 1

1 группа: Детство Пришвина прошло в имении Хрущево Елецкого уезда (ныне Липецкая область). Жилось в семье трудно - мать осталась вдовой с 5 детьми. Семья была вынуждена уехать в Германию. Там он окончил университет, стал агрономом. Он собирался заниматься наукой, но к 30 годам решил стать писателем. Очень часто в произведениях Пришвина читатели встречаются с собаками... Он очень любил этих животных.

Карточка № 1

2 группа:

Пришвин побывал в разных местах нашей Родины: север, Дальний Восток, Сибирь. Писатель очень любил лес и умел его понимать. Пришвин с детства любил охоту, но его охота была особенной. Он любил делать открытия в природе. Своими открытиями и наблюдениями он поделился с нами в произведениях: «Ребята и утята», «Золотой луг», «Журка», «Кладовая солнца», «Лесной хозяин», «Изобретатель» и многих других.



М.М. Пришвин «Моя Родина»

Мать моя вставала рано, до солнца. Я однажды встал тоже до солнца… Мать угостила меня чаем с молоком. Молоко это кипятилось в глиняном горшочке и сверху покрывалось румяной пенкой, а под этой пенкой оно было необыкновенно вкусное, и чай от него делался прекрасным.

Это угощение решило мою жизнь в хорошую сторону; я начал вставать до солнца, чтобы напиться с мамой вкусного чаю. Мало-помалу я к этому утреннему вставанию так привык, что уже не мог проспать восход солнца.*

Потом и в городе я вставал рано, и теперь пишу всегда рано, когда весь животный и растительный мир пробуждается и тоже начинает по-своему работать.

И часто-часто я думаю: что, если бы мы так для работы своей поднимались с солнцем! Сколько бы тогда у людей прибыло здоровья, радости, жизни и счастья! *

После чаю я уходил на охоту...

Моя охота была и тогда и теперь - в находках. Нужно было найти в природе такое, чего я еще не видел, и, может быть, и никто еще в своей жизни с этим не встречался. *

Мои молодые друзья! Мы хозяева нашей природы, и она для нас кладовая солнца с великими сокровищами жизни. Мало того, чтобы сокровища эти охранять - их надо открывать и показывать. *

Для рыбы нужна чистая вода - будем охранять наши водоемы. В лесах, степях, горах разные ценные животные - будем охранять наши леса, степи, горы. Рыбе - вода, птице - воздух, зверю - лес, степь, горы. А человеку нужна Родина. И охранять природу - значит охранять Родину. *

ПРИРОДНЫЕ БОГАТСТВА РОССИИ.



Наша страна богата и удивительна. Леса, моря, горы, степи - всё это для нас кладовая со всеми сокровищами.

В лесах растут…..

В морях и реках плавает….

В России много животных, которых тоже нужно беречь.

Давайте охранять наши богатства!

БЕРЕГИТЕ НАШУ ПРИРОДУ!



Рыбе нужна чистая вода - будем охранять наши водоёмы. Никогда не оставляйте мусор у реки!

В лесах, степях, горах живут разные ценные животные - будем охранять наши леса, степи, горы. Не вырубайте леса!

Птицам нужен чистый воздух. Не загрязняйте его!

Нам нужна Родина! И охранять природу - значит охранять Родину!

ПЛОХО.

ХОРОШО!

ОТЛИЧНО!!!

Урок литературного чтения по теме Моя Родина М.Пришвин Урок литературного чтения по теме Моя Родина М.Пришвин Урок литературного чтения по теме Моя Родина М.Пришвин

Урок литературного чтения по теме Моя Родина М.ПришвинУрок литературного чтения по теме Моя Родина М.Пришвин



© 2010-2022