Рабочая программа предшкольной подготовки кружка Дошкольник

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

«Данковская средняя общеобразовательная школа»




«Рассмотрено»

На заседании ШМО учителей естественного цикла

Протокол№ 1

От «29» августа 2014года

Руководитель методического

объединения:_____________

«Согласовано»:

Заместитель директора по УВР

Т.В. Иванова

от «29» августа 2014года

«Утверждаю»

Директор МКОУ

«Данковской СОШ»

В.М.Иванов

Приказ №55

от «1» сентября 2014 г.

Рабочая программа кружка

«Дошкольник»






Рабочую программу

составила: учитель

1 квалификационной категории

Кузьмина Наталья Николаевна

Данково 2014 г.












Программа предшкольной подготовки В жизни каждой семьи наступает радостный момент: подросший малыш, с новеньким ранцем за спиной и огромным букетом в руке, отправляется первый раз в первый класс. Однако стартовые возможности детей разные и это существенно затрудняет их адаптацию к новым условиям школьной жизни. Ведь начало обучения в школе - очень напряженный период, потому что школа с первых же дней ставит перед ребенком целый ряд задач, не связанных непосредственно с его предыдущим опытом, но требующих максимальной мобилизации физических и интеллектуальных сил. Трудно все: сам режим учебных занятий, обилие новых впечатлений, которыми нельзя тут же поделиться, и эмоции, которые приходится сдерживать, общение с новыми друзьями. Трудно не отвлекаться и следить за мыслью учителя, трудно сидеть в одной позе. Всё это отрицательно сказывается на развитии и здоровье детей. Поэтому одной из наиболее актуальных проблем в современном образовании является проблема подготовки детей к школе. Такой вывод был сделан на коллегии Министерства Образования, посвященной проблемам и перспективам начального образования в Российской Федерации. Предлагаемые Правительством Российской Федерации меры по реформированию предшкольного образования ставят своей целью создать равные стартовые возможности, для детей, имеющих разноуровневую подготовку и призванная смягчить переход ребёнка из детского сада в школу. Проведенный психологический анализ особенностей адаптации первоклассников к школе показывает, что наиболее часто встречающимися нарушениями в развитии детей при поступлении в школу являются: - недоразвитие тонкой моторики рук, почти каждый второй, что приводит к сложным процессам в обучении детей методам безотрывного письма; - особую тревогу вызывают дети «группы риска», у которых к плохой моторике добавляется гиперактивность, недостаточно развитая произвольность и невротический синдром; - в группе риска оказались дети, которые не регулярно посещают дошкольное ОУ и родители не занимаются целенаправленной подготовкой детей к школе, имеют низкий образовательный уровень. Поэтому, считаем важным своевременное выявление различного рода нарушений, обеспечение необходимой помощи ребенку. Согласно данных выводов, мы пришли к выводу о необходимости проведения предшколь--ной подготовки детей и , опираясь на разработки в данном направлении, составили программу дошкольного образования, выравнивающей стартовые условия для получения начального образования и делающей доступным качественное обучение на первой ступени.

Цель программы предшкольной подготовки: Обеспечение возможности единого старта детей дошкольного возраста;
Развитие личности ребенка старшего дошкольного возраста, формирование его готовности к систематическому обучению.

Задачи: - организация процесса обучения, воспитания и развития детей на этапе предшкольного образования с учетом потребностей и возможностей детей этого возраста; - отбор содержания образования детей на ступени предшкольного образования, которое обеспечит сохранение самоценности этого периода развития; - укрепление и развитие эмоционально-положительного отношения ребенка к школе, желание учиться; - формирование социальных черт личности будущего школьника, необходимых для благополучной адаптации к школе.

Программа построена в соответствии с логикой психического развития дошкольников: мышления, воображения, внимания, объяснительной речи, произвольности процессов, ценностного отношения к окружающему миру и к себе, а также на основе следующих принципов:

Принцип соответствия содержания и методики организации занятий возрастным и функциональным особенностям детей дошкольников.
Принцип комплексности - на каждом занятии необходимо уделять внимание решению каждой из задач:
- развитию зрительно-пространственного восприятия
- развитию зрительной памяти
- формированию зрительно-моторных координаций
- развитию речи.
Принцип последовательности - только по мере накопления знаний, и овладения навыками и технологией работы содержание занятий расширяется и углубляется.
Принцип соответствия формы организации занятий ведущему виду деятельности шестилетнего ребенка - игровой. Программа разработана в соответствии:

-с ФГОС второго поколения; - с Федеральными законами РФ «Об образовании»; - с Национальной доктриной образования в Российской Федерации до 2025года; - с положением Федеральной программы развития образования в России;
- со стратегическими направлениями программы модернизации образования в России.

Программа базируется на следующих идеях: - о детстве как уникальном, самоценном периоде жизни человека; - об образовании как важнейшем факторе непрерывного развития человека, общества и государства; - о ребенке старшего дошкольного возраста как субъекте детских видов деятельности, поведения; о возможности становления к старшему дошкольному возрасту начальных компетентностей; - о возрастных психических и психофизиологических особенностях детского развития, кризисных периодах, предопределяющих естественный природе ребенка переход на новый школьный уровень образования; - о психолого - педагогическом феномене «готовность ребенка к школьному обучению»; - об исторически сложившейся, уникальной отечественной системе дошкольного образования, ориентированной на сохранение здоровья ребенка, его целостное, гармоничное, всестороннее развитие и подготовку к школе; - о преемственности и непрерывности дошкольного и начального общего образования; - о целостности процесса образования ( единства воспитания, обучения, развития) детей старшего дошкольного возраста как совокупности педагогических условий, направленных на развитие личности ребенка, раскрытие его индивидуального мира, способностей и склонностей, накопления опыта общения и взаимодействия с миром, культурой и людьми; - вариативности современного дошкольного образования; - о семье как важнейшем институте воспитания.

Ожидаемый результат программы: Формирование ключевых компетенций будущих первоклассников, необходимых для успешного школьного обучения.

Ключевые компетентности:

Психологическая компетентность

Интеллектуальная

Знания об окружающем мире

Личностная

Познавательные процессы:

  • Внимание

  • Память

  • Мышление

  • Восприятие

  • Воображение

  • Творческие способности

  • Умение общаться

  • Отношение к себе, к учителю.

  • Отношение к школе

Волевая

· Произвольность психических процессов;

· Произвольность поведения;

· Планирование деятельности;

· Реализация деятельности;

· Самоконтроль

Специальные (допредметные) компетентности

- Начальная речевая компетентность (развитие фонематического слуха, анализа и синтеза слов, развитие речи: расширение словарного запаса, обогащение активного словаря, формирование правильного звукопроизношения, звуковой культуры речи; умение составлять простейшие, но интересные по смысловой нагрузке и содержанию рассказы, грамматически и фонетически правильно строить фразы, композиционно оформлять их содержание).

- Начальная математическая компетентность (развитие элементарных математических представлений).

- Начальная двигательная компетентность (развитие координации движений, мелкой моторики пальцев рук) Становление начальных компетентностей ребёнка старшего дошкольного возраста происходит в условиях организации педагогического процесса на специальных занятиях. Очень важно серьезно и творчески подходить к каждому занятию, заранее подбирая наглядный, дидактический и прочий необходимый материал, без которого невозможно активизировать мышление детей и поддерживать их интерес и внимание на протяжении всего занятия. Наш курс предусматривает использование поисковых вопросов, различных способов работы с наглядностью. Эффективна игровая форма работы, так как именно в игре развиваются творческие способности личности. Во все занятия включаются игры по развитию речи, занимательные упражнения и даже подвижные игры. Вводятся игровые ситуации, сказочные персонажи, сюрпризные моменты.

Продолжительность обучения: 34 недели ,102 часа ( с 15 сентября по 15 мая)

Общее число занятий :

«Здравствуй, мир!» -10 часов

«Письмо и развитие мелкой моторики»- 27 часов

«Родное слово» - 15 часов

Начальный курс математики и логики -25 часов

курс «Прикладное искусство» (рисование, лепка, аппликация, конструирование)

- 15часов

«Музыкальное воспитание» - 10 часов

Режим занятий: 1 день в неделю по 3 занятия. Длительность занятия30-35 минут. Перерыв между занятиями - 5 минут.

Программа состоит из следующих курсов: • Курс «Родное слово» (Развитие речи, знакомство с буквами, художественная литература) нацелен на разностороннее развитие ребенка посредствам различных видов деятельности, выполняющей функции развития связной речи, фонетического слуха, творческого мышления, координации и мелкой моторики движений, мышц двигательного аппарата пишущей руки, зрительных и двигательных факторов как единого целого действия. Курс ведет подготовку к обучению чтения и обучению письма; на развитие интереса к художественной литературе, воспитывает чувство юмора. Курс помогает детям объяснять основные различия между литературными жанрами: сказкой, рассказом, стихотворением

  • Курс «Письмо и развитие мелкой моторики»

Большинство детей, начинающих школьное обучение, испытывают значительные трудности в овладении техникой письма. Причин тому несколько:

- недоразвитие мелкой мускулатуры руки (пальчиковой);

- однообразие, монотонность организации обучения;

- маленький размер и сложность элементов современной русской каллиграфии и др.

Кроме того, во время освоения письма часто страдает зрительная и нервная системы ребенка. Избежать колоссальных затрат физических, умственных, нервных сил, снизить нагрузку на ребенка в процессе обучения письму можно, организовав подготовительную работу.

Цель работы - подготовить ребенка физически и психологически к освоению письма в школе.

Для достижения данной цели в процессе обучения предстоит решать следующие задачи:

Образовательные

- Формировать прочных навыков самостоятельного письма печатными буквами.

- Ознакомить с прописными буквами.

- Освоить основных элементов русского прописного письма.

Развивающие

- Развивать мелкую моторику пальцев путем работы с карандашом, выполнения графических заданий, пальчиковых игр, штриховок и т. д.

- Создавать условия для формирования у детей устойчивой мотивации к овладению навыками письма, вызывая чувство удовлетворенности от работы.

- Развивать абстрактное мышление детей, формируя навыки работы со знаками (буквами) - символами.

- Развивать мыслительные процессы детей: зрительное и слуховое восприятие, память, логику, аналитическое мышление (расчленяя и синтезируя объект), творческие способности.

Воспитывающие

- Воспитывать трудолюбие, добросовестность, аккуратность.

- Вызывать у детей заинтересованность в освоении навыков письма, стремление учиться писать в школе.

Курс «Начальный курс математики и логики» направлен на развитие умений проводить наблюдения, сравнивать, выделять указанные и новые свойства объекта, его существенные и несущественные характеристики, понимать относительность свойства, делать основные выводы.

• Курс «Здравствуй, мир!» («Предметное окружение», «Явления общественной жизни», «Мир природы») основывается на коррекции и развитии накопленных в дошкольном возрасте природоведческих представлений. В основу подготовки положены непосредственные наблюдения, действия с предметами, элементарные эксперименты, осуществляемые в естественной для детей данного возраста занимательной, игровой форме. «Предметное окружение» расширяет и уточняет представления детей о предметном мире: о видах транспорта, о предметах, облегчающих труд взрослых на производстве. «Явления общественной жизни» - расширяет круг знаний и представлений об явлениях окружающей действительности, их связи, взаимоотношения и взаимозависимость. • Курс «Прикладное искусство» (рисование, лепка, аппликация, конструирование) направлен на самоактуализацию детской души в процессе погружения в мир культуры и искусства своего народа, на становление личности ребенка на основе национальной культуры. Курс способствует развитию у детей художественного вкуса, творческого воображения, индивидуальной активности, инициативы, самостоятельности в решении творческих задач.

Курс «Музыкальное воспитание» нацелен на стремлении выразительно исполнить песню, проявлять творчество, желание высказать свое мнение об услышанном. Курс способствует восприятие музыки как диалог с композитором, как переживание определенного эмоционального состояния и эстетических чувств.

Здравствуй, мир! (10часов)

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Программа «Здравствуй, мир!» направлена на развитие детей, на формирование у них заинтересованного и бережного отношения к природному окружению. Данный курс представляет собой первый для малышей опыт систематизации и «научной» коррекции накопленных ими в дошкольном возрасте разнообразных природоведческих представлений. Вместе с тем оно и первый опыт последовательного приобщения ребенка к свойственным естественно - научным дисциплинам методам познания, следя которым, нужно как можно больше «увидеть своими глазами», «сделать своими руками». Сказанное определяет отбор содержания курса и характер деятельности детей на занятиях. Содержание программы строится как синтез различных составляющих естественно - научного и экологического знания, включая доступные элементарные сведения из области астрономии, физики, биологии, экологии. При этом создается достаточно целостная первоначальная картина мира, которая становится фундаментом для развертывания соответствующего учебного курса начальной школы. В основу подготовки малышей к обучению положены непосредственные наблюдения в природе, действия с предметами, осуществляемые в естественной для детей данного возраста занимательной, игровой форме. Таким образом осуществляется накопление фактических знаний и умений познавательной деятельности, необходимое для успешного освоения программы начальной школы.

ПРОГРАММА КУРСА «Здравствуй, мир!»

№ занятия

Тема

Кол-во часов

Что такое окружающий мир? Из чего что сделано?

1

Моя семья. С кем я живу. У меня дома в свободное время.

1

Умею ли я вести себя на улицах города. Транспорт нашего города. Правила поведения в транспорте.

1

Если хочешь быть здоров.

1

Времена года. Атмосферные явления.

2

Царство животных. Животные нашего края.

2

Царство растения. Растения нашего края.

1

Береги природу! Береги себя!

1

Неживая природа Дети должны:

  • иметь представление о сезонных изменениях в природе;
  • определять состояние погоды: солнечно, пасмурно, ветрено, дождливо, выпал снег;
  • уметь вести календарь природы с помощью взрослых.

Живая природа Дети должны иметь представление:

  • о домашних животных;
  • о перелетных и зимующих птицах;
  • о зависимости изменений в живой природе от изменений в неживой природе.

Растительный мир Дети должны иметь представление:

  • об условиях, необходимых для роста растений;
  • о лесных ягодах и грибах;
  • об овощах и фруктах;
  • о деревьях и кустарниках, цветах.
Дети должны уметь:
  • различать и называть деревья по коре, листьям, плодам.

Я и общество Дети должны знать:

  • название нашей страны и её столицы;
  • флаг, герб России;
  • название родного села, свой адрес.
Дети должны иметь представление:
  • о всенародных праздниках;
  • о труде людей в городе и сельской местности;
  • дети должны уметь рассказать о своей семье.

Предметный мир Дети должны уметь:

  • сравнивать, группировать, классифицировать предметы;
  • понимать значение обобщающих слов

Родное слово (15 часов)

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Курс «Родное слово» решает вопросы практической подготовки детей к обучению чтению, письму и ведет работу по совершенствованию устной речи. Программа направлена на общее развитие ребенка, посредством которого создается прочная основа для успешного изучения русского языка. Содержание курса позволяет организовать работу по трем направлениям: развитие связной речи, подготовка к обучению чтению, подготовка к обучению письму. Развитие связной речи происходит посредством обогащения и совершенствования грамматического строя языка ребенка. Осуществляется переход от ситуационной к конкретной форме речи; на данном этапе возрастает регулирующая функция речи в поведении ребенка, формируется внутренняя речь, которая становится основой речевого мышления, начинается осознанная работа над словарным составом речи и звуковым составом слова, ведется подготовка к чтению и письменной речи. При подготовке к обучению грамоте формируется готовность связно говорить на определенные темы, осознать на элементарном уровне, что такое речь, каково её назначение, и ее особенности. Подготовка к обучению чтения построена на развитии фонематического слуха детей, на отчетливом и ясном произношении звуков, слогов, слов, на выделении предложений и слов из речи. Большое место занимает работа над звуковым анализом слова и подготовкой к освоению механизма чтения. Если при подготовке к обучению чтения и при работе над совершенствованием связной речи в основе лежат слуховые ощущения, то при подготовке к обучению письма преобладают технические действия. Подготовка к обучению письму - процесс довольно сложный, т.к., кроме развитых слуховых ощущений, у ребенка должен быть хорошо подготовлен двигательный аппарат, особенно мелкая мускулатура руки, развиты координация движения, восприятие, внимание, память, мышление. Значительная часть детей при зрительном восприятии предмета склонна ограничиваться очень беглым осмотром экспонируемого предмета так, что складывающийся в их сознание образ носит весьма неполный характер. Дети могут успешно зрительно опознать предмет, но испытывают заметные затруднения при его воспроизведении. Изображение букв различной конфигурации требует довольно высокого уровня организации двигательного аппарата руки, весьма полного и детализированного изображения. Поэтому программа предполагает тщательно продуманную систему упражнений для подготовки к письму. Таким образом, курс «Родное слово» решает задачи подготовки детей к совершенствованию связной речи и обучению чтения, письму ребенка.

«Родное слово» - 15 часов

ПРОГРАММА КУРСА «Родное слово»

№ занятия

Тема

Кол-во часов

Развитие речи

6ч.

Беседа по картинке: Совершенствование общих речевых навыков; составление описательного рассказа.

1

Текст. Тема текста. Заглавие.

1

Обучение неторопливому темпу и ритму речи, правильному речевому дыханию, умеренной громкости и правильному интонированию

1

Устное народное творчество. Загадки.

1

Устное народное творчество.

1

Рассказы для детей и о детях.

1


Обучение грамоте.



9ч.

Предложение. Предложение и слово: членение речи на предложения; членение предложений на слова; членение слова на слоги с использованием графических схем.

1

Слог и ударение: деление слов на слоги; определение количества слогов в слове.

1

Звуки и буквы: представление о звуках; различие на слух и при произношении гласных и согласных звуков; обводка и штриховка контуров

1

Звуки в речи. Буквы. Гласный звуки и буквы. Знакомство с написанием.

1

Гласный звуки и буквы. Знакомство с написанием больших и маленьких букв, основные типы их соединений.

2

.Согласные звуки и буквы. Мягкие и твёрдые. Знакомство с написанием.

1

Согласные звуки и буквы. Знакомство с написанием.

2 Основные требования к знаниям, умениям и навыкам учащихся К концу курса учащиеся должны знать:

  • изученные звуки и буквы, различать их в устной и письменной речи,
  • конфигурацию букв;
Должны уметь:
  • правильно произносить все звуки;
  • выделять из слов звуки;
  • выделять слова и предложения из речи;
  • соблюдать орфоэпические нормы произношения;
  • отчетливо и ясно произносить слова;
  • давать описания знакомого предмета;
  • пересказывать сказку, рассказ (небольшие по содержанию) по опорным иллюстрациям;
  • составлять предложения по опорным словам, по заданной теме;
  • конструировать изученные буквы
  • работать на листе бумаги сверху слева направо.

Программа курса «Письмо и развитие мелкой моторики»(27 часов)

Кроме того, во время освоения письма часто страдает зрительная и нервная системы ребенка. Избежать колоссальных затрат физических, умственных, нервных сил, снизить нагрузку на ребенка в процессе обучения письму можно, организовав подготовительную работу.

Цель работы - подготовить ребенка физически и психологически к освоению письма в школе.

Для достижения данной цели в процессе обучения предстоит решать следующие задачи:

Образовательные:

  • - Формировать прочных навыков самостоятельного письма печатными буквами.

  • - Ознакомить с прописными буквами.

  • - Освоить основных элементов русского прописного письма.

  • Развивающие

  • - Развивать мелкую моторику пальцев путем работы с карандашом, выполнения графических заданий, пальчиковых игр, штриховок и т. д.

  • - Создавать условия для формирования у детей устойчивой мотивации к овладению навыками письма, вызывая чувство удовлетворенности от работы.

  • - Развивать абстрактное мышление детей, формируя навыки работы со знаками (буквами) - символами.

  • - Развивать мыслительные процессы детей: зрительное и слуховое восприятие, память, логику, аналитическое мышление (расчленяя и синтезируя объект), творческие способности.

  • Воспитывающие

  • - Воспитывать трудолюбие, добросовестность, аккуратность.

  • - Вызывать у детей заинтересованность в освоении навыков письма, стремление учиться писать в школе.


№ занятия

Тема Кол-во часов 1 Вводное занятие.Мои тетрадь и карандаш. 1 2 Основные элементы печатных букв. 1 3 Печатные буквы из вертикальных прямоугольников. 1 4 Печатные буквы из квадрата. 1 5 Печатные буквы с наклонными элементами. 1 6 Печатные буквы из кругов. 1 7 Комбинированные буквы. 1 8 Обведение элементов букв. 2 9 Печатные буквы(обобщение) 1 10 Рисование геометрических фигур. 1 11 Рисование короткой и длинной наклонной палочки. 1 12 Написание короткой палочки с закруглением внизу. 1 13 Написание короткой палочки с закруглением вверху. 1 14 Написание короткой палочки с закруглением вверху и внизу. 1 15 Написание элементов букв. 1 16 Написание короткой палочки с закруглением снизу влево. 1 17 Написание элементов букв. 2 18 Написание длинной палочки с петлёй внизу. 1 19 Написание длинной палочки с петлёй вверху. 1 20 Малый овал. 1 21 Большой овал. 1 22 Пиши красиво! 2 23 Пиши красиво!(итоговое занятие) 2


Начальный курс математики и логики (25 часов)

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА В основу отбора математического содержания, его структурирования и разработка форм представления материала для математической подготовки детей к школе положен принцип ориентации на общее развитие ребенка, включающее в себе его сенсорную и интеллектуальную готовность, с использованием возможностей и особенностей математики. Научить детей в период подготовки к школе счету и измерениям с тем, чтобы подвести их к понятию числа. Это остается одной из важнейших задач. Но столь же важной и значимой является и задача целенаправленного и систематического развития познавательных способностей, которая осуществляется через развитие у детей познавательных процессов: восприятия, воображения, памяти, мышления и внимания. В математическом содержании подготовительного периода объединены три основные линии: арифметическая (числа от 0 до 10, цифра и число, основные свойства чисел натурального ряда и пр.), геометрическая (прообразы геометрических фигур в окружающей действительности, форма, размер, расположение на плоскости, в пространстве простейших геометрических фигур, изготовление их моделей из бумаги и др.) и содержательно - логическая, построенная, в основном, на математическом материале двух первых линий, и обеспечивающая условия для развития внимания, восприятия, воображения, памяти, мышления у детей. В курсе реализуется основная методическая идея о том, что развитие познавательных процессов у детей будут более активными и эффективными, если оно осуществляется в процессе деятельности ребенка, насыщенной математическим содержанием, что направляется специальным подбором и структурированием заданий, формой их представления, доступной, интересной и увлекательной для детей. Среди методов, используемых в период подготовки детей к школе по математике, в качестве основных, в качестве основных, предлагаются практические методы, метод дидактических игр, метод моделирования. Эти методы используются в различном сочетании друг с другом. При этом ведущим остается практический метод, позволяющий детям усваивать и осмысливать математический материал, проводя эксперимент. Наблюдения, выполняя действия с предметами, моделями геометрических фигур, зарисовывая, раскрашивая и т.п. Большое внимание уделяется формированию умений общаться с преподавателем, с другими детьми, работать в одном ритме со всеми, когда это необходимо. Работать со счетным и геометрическим раздаточным материалом, пользоваться тетрадью с печатной основой и др. Использование специально отобранного математического содержания и методов работы с ним поможет и позволит подвести общее развитие детей на уровень, необходимый для успешного изучения математики в школе ПРОГРАММА КУРСА «Начальный курс математики и логики»


№ занятия

Тема

Кол-во часов

Свойства предметов. Сравнение. Счет предметов. Количественный счёт, порядковый счёт.

1

Сложение и вычитание. Расположение предметов в пространстве. «За », « перед », « над », « под », « между», « слева», « справа».

1

Сравнение групп предметов, их сопоставление. Формирование понятий: «больше», «меньше», «равно»,

1

Развитие представлений о геометрических фигурах. Моделирование фигур.

1

Число 1. Один-много. Число 0. Форма предметов.

1

Числа 0, 1 . Число 2 . Счёт (количество-число). Прямой и обратный счёт. Высота. Цвет

1

Числа 0…2 . Цвет. Число 3 . Размер. Счёт (число-количество).

1

Числа 0…3 . Порядковый счёт. Счёт (число-количество). Далеко-близко. Прямой и обратный счёт. Пространственные отношения

1

Числа 0… 3 . Счёт (количество-число). Различные материалы. Число 4. Прямой и обратный счёт. Пространственные отношения. Временное соотнесение (времена года)

1

Числа 0...4. Прямой и обратный счёт. Счёт (количество-число). Порядковый счёт. Пространственные отношения

1

Числа 0...4 . Число 5. Порядковый счёт. Прямой и обратный счёт. Сравнение количественное. Пространственные отношения. Высота. Временное соотнесение (сутки)

1

Числа 0...5 . Прямой и обратный счёт. Счёт (количество-число). Цвет. Форма. Временное соотнесение (времена года)

1

Числа 0…5.Число 6.Взаимно-однозначное соответствие. Длина. Порядковый счет. Цвет. Счёт (число-количество). Прямой и обратный счёт. Качественное соотнесение. Пространственные отношения.

1

Числа 0...6 . Счёт (количество-число).Число 7. Прямой и обратный счёт. Пространственные отношения

1

Числа 0...7 . Число 8. Прямой счёт. Счёт (количество-число). Порядковый счёт. Цвет и форма плоских геометрических фигур. Высота. Пространственные отношения

1

Числа 0…8. Прямой и обратный счёт. Счёт (количество-число). Порядковый счёт. Работа по образцу. Цвет. Пространственные отношения. Форма плоских геометрических фигур

1

Числа 0...8 . Счёт (количество-число).Число 9. Цвет и форма плоских геометрических фигур. Прямой и обратный счёт. Временное соотнесение (времена года)

1

Числа 0...9 . Прямой и обратный счёт. Временное соотнесение (дни недели). Пространственные отношения. Счёт (количество-число). Цвет. Форма плоских геометрических фигур. Временное соотнесение (времена года). Взаимно-однозначное соответствие

1

Числа 0…9. Порядковый счёт. Качественное соотнесение. Счёт (число-количество и количество-число). Игра «Разрезные картинки»

1

Числа 0...9. Счёт (количество-число и число-количество). Порядковый счёт. Цвет. Работа по образцу. Пространственные отношения. Прямой и обратный счёт.

1

Числа 0…9. Взаимно-однозначное соответствие. Счёт (количество-число). Временное соотнесение (дни недели). Работа по образцу. Цвет. Пространственные отношения. Прямой и обратный счёт.

1

Числа 0…9. Число 10 . Счёт (количество-число). Временное соотнесение (сутки). Пространственные отношения

1

Числа 0...10 . Счёт (количество-число). Порядковый счёт. Деление. Прямой и обратный счёт. Качественное соотнесение. Размер. И-или

1

Числа 0…10. Счёт (число-количество, количество-число). Деление. Форма плоских геометрических фигур. Пространственные отношения

1

Числа 0…10. Счёт (число-количество и количество-число). Прямой и обратный счёт. Ширина. Пространственные отношения.

1 Основные требования к знаниям, умениям и навыкам учащихся

Количество и счет.

Дети должны знать:

  • состав чисел первого десятка (из отдельных единиц);

  • состав чисел из двух меньших.

Дети должны уметь:

  • называть числа в прямом и обратном порядке;

  • соотносить цифру и число предметов;

  • правильно пользоваться порядковыми и количественными числительными;

  • сравнивать числа в пределах 10;

  • устанавливать, какое число больше (меньше) другого;

  • уравнивать неравное число предметов двумя способами (добавить, убрать)

Величина. Дети должны уметь:

  • сравнивать предметы разные по величине (длине, ширине, высоте);
  • выражать словами, какой предмет больше (меньше), длиннее (короче), выше (ниже), шире (уже);
  • сравнивать до 10 предметов, различных по величине;
  • измерять длину предметов с помощью условной единицы.

Ориентировка в пространстве. Дети должны уметь:

  • выражать словами месторасположение предметов по отношению к себе и другим предметам;
  • уметь ориентироваться на листе бумаги.

Время. Дети должны:

  • различать и называть части суток, их последовательность;
  • понимать значение понятий вчера, сегодня, завтра;
  • знать дни недели, их последовательность;
  • уметь называть месяцы года.

Курс «Прикладное искусство» (рисование, лепка, аппликация) (15часов)

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Данный раздел программы направлен на познание мира искусства и культуры; развитию художественного вкуса, творческого воображения, активности и инициативы; самостоятельности в решении творческих задач, развитие мелкой моторики (обводка, штриховка, раскраска, конструирование из бумаги, лепка из пластилина.). Многочисленные исследования учёных подтвердили взаимосвязь мышления и других познавательных процессов и пальцевой моторики рук. Уровень развития речи детей напрямую зависит от состояния пальцевой моторики. То есть, чем более сформированы тонкие движения рук, тем более высок уровень развития речи.
Моделирование готовит детей к восприятию различных конструкций предметов; знакомит с природными материалами, видами соединений и способами крепления деталей; с правилами безопасной работы ручными инструментами. Дети должны работать в разной технике. Каждая художественная техника , будь то живопись, графика, тонкая или объёмная пластика, развивает у детей разные области рук, предплечья, пальцев. Так, например, тонкая графическая работа учит лучшей координации движений, лепка развивает пальцы, а задания, выполняемые в живописных техниках, способствуют большей свободе и раскованности всей руки. Лучшему освоению пространства, объёма глубины способствует работа с такими материалами как пластилин, глина, бумага (объёмное моделирование). Необходимо чередовать один вид деятельности с другим, так как дети этого возраста с большим успехом передают движение в осязаемом объёме, нежели на плоскости листа.

№ занятия

Тема

Кол-во часов

1

"Листопад", отпечатки

1

2

"Очарован лес стоит", рисование

2

3

"Натюрморт", лепка

1

4

Знакомство с обрыванием, аппликация

2

5

Коллективная работа «Аквариум»

3

6

"Дерево" - работа с природным материалом

2

7

Открытка для мамы, рисунок

2

8

"Забавные зверюшки",лепка

2

К концу обучения у детей предполагается формирование следующих умений:

· овладеть навыками и умениями работы с инструментами (в рисовании - карандаш и кисть; в аппликации - ножницы; в лепке - стеки);

· развивать разнообразные действия рук, координация движений обеих рук, координация действий руки и глаза, зрительный контроль;

· производить рукой равномерные, ритмичные, плавные движения в определённом направлении6 сверху вниз, слева направо и по косой;

· умение быстро и легко останавливать движение рисующей, режущей бумагу или ткань руки, свободно поворачивать руку в нужном направлении, что важно при письме;

· развитие зрительно - двигательной координации;

· развитие «ручной умелости» ребёнка.

Курс музыкальное воспитание (10часов)

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Музыка обладает возможностями воздействия не только на взрослых, но и на детей самого раннего возраста. Данная программа призвана создавать условия для формирования основ музыкальной культуры детей дошкольного возраста.

Основные задачи:


1. Воспитывать любовь и интерес к музыке. Только развитие эмоциональной отзывчивости и восприимчивости дает возможность широко использовать воспитательное воздействие музыки. 2. Обогащать впечатления детей, знакомя их в определенно организованной системе с разнообразными музыкальными произведениями и используемыми средствами выразительности. 3. Приобщать детей к разнообразным видам музыкальной деятельности, формируя восприятие музыки и простейшие исполнительские навыки в области пения, ритмики, игры на детских инструментах. Знакомить с начальными элементами музыкальной грамоты. Все это позволит им действовать осознанно, непринужденно, выразительно. 4. Развивать общую музыкальность детей (сенсорные способности, ладовысотный слух, чувство ритма), формировать певческий голос и выразительность движений. Если в этом возрасте ребенка обучают и приобщают к активной практической деятельности, то происходит становление и развитие всех его способностей. 5. Содействовать первоначальному развитию музыкального вкуса. На основе полученных впечатлений и представлений о музыке проявляется сначала избирательное, а затем оценочное отношение к исполняемым произведениям. 6. Развивать творческое отношение к музыке, прежде всего в такой доступной для детей деятельности, как передача образов в музыкальных играх и хороводах, применение новых сочетаний знакомых танцевальных движений, импровизаций, попевок.

Успешное решение перечисленных задач зависит от содержания музыкального воспитания, прежде всего от значимости используемого репертуара, методов и приемов обучения, форм организации музыкальной деятельности. В ребенке важно развивать все лучшее, что заложено в нем от природы, учитывая склонности к определенным видам музыкальной деятельности, на основе различных природных задатков формировать специальные музыкальные способности, способствовать общему развитию.

Музыкальное искусство имеет огромное значение в умственном, нравственном, эстетическом и физическом воспитании. В процессе разучивания, пения у детей развивается память, крепнут голосовые связки, умение правильно дышать. Идет постоянная работа над дикцией, ребенок учится правильно пропевать звуки, слова, предложения. Так же прививаем любовь к классической музыке, расширяется кругозор. При систематическом слушании музыки у детей вырабатывается усидчивость, внимание.

Музыкальные занятия с детьми всесторонне развивают и подготавливают их к обучению в школе. Для этого используется прогрессивные методы, которые позволяют развивать память, мышление и воображение с раннего возраста. Занятия музыкой влияют на интеллектуальное развитие, ускоряется рост клеток отвечающих за интеллект человека, влияет на эмоциональное самочувствие ребенка. Под действием музыки активизируются энергетические процессы организма направленные на физическое оздоровление. Поэтому на музыкальных занятиях важно тщательно отбирать музыкальный материал.

ОСНОВНАЯ ЦЕЛЬ - формирование личности ребенка путем воздействия музыкального искусства: формирование интересов, потребностей, эстетического отношения к музыке.


Тематическое планирование по курсу Музыка.



  1. Музыка разных жанров. Звуки различные по длительности. (1 час)

  1. Песни разного характера. (3 часа)

  1. Сила звука: громкие и тихие звуки в музыке. (1 час)

  1. Музыкальная восприимчивость: учимся слушать и слышать музыку. Развитие музыкальной памяти. (2 часа)

  1. Развитие певческих способностей. (3 часа)


Содержание тем.



  1. Музыка разных жанров. Звуки различные по длительности.

(1 час) Учить различать музыкальные жанры: песня, танец, марш. Учить различать звуки по длительности.

  1. Песни разного характера. Высокие и низкие звуки.
Развивать эмоциональную отзывчивость на песни разнообразного характера. Разучивать и исполнять детские песни.

(3часа)

  1. Сила звука: громкие и тихие звуки в музыке.

(1 час) Определение тихих и громких звуков, умение различать их на слух и правильно воспроизводить.

  1. Музыкальная восприимчивость: учимся слушать и слышать музыку. Развитие музыкальной памяти.
Развитие образного восприятия музыки. Стимулирование творческих наклонностей детей в конкурсе «Мы рисуем песенку».

(2 часа)

  1. Развитие певческих способностей.
Отработка певческих навыков - протяжного, плавного пения, правильного распределения дыхания,исполнение детских песен.

(3 часа)

К концу обучения дошкольники овладевают

*способами музыкальной деятельности в индивидуальных и коллективных формах работы (хоровое пение);

*умениями воспринимать, наблюдать, выявлять сходство и различие объектов и явлений искусства и жизни; *должны быть сформированы представления о мире музыки, формах её бытования в жизни.

ЛИТЕРАТУРА:

  • «Здравствуй, школа! Адаптационные занятия с дошкольниками».Пилипко Н.В.Москва УЦ «Перспектива»2002г.

  • «Скоро в школу» Горькова Л.Г.ВОИПКиПРО Воронеж 2008г.

  • Прописи. Развиваем навыки письма. ООО «Стрекоза» Москва 2013г.

  • Прописи. Штриховка и дорисовка.ООО «Стрекоза» Москва 2013г.

  • Рабочая тетрадь для дошкольника. Математика (1-2 часть) ООО «ВК «Дакота»

  • Математические прописи. Колесникова И.Н. «ТЦ Сфера» Москва 2008г.

  • Азбука родного края. Г.И.Веденеева. ВОИПКиПРО 1999г.

  • Сказки на уроках. ВОИПКи ПРО 1998г.

  • Весёлый этикет. Богуславская Н.Е. 1996г.

  • Праздники в начальной школе. ВОИПКиПРО 2007г.

  • Журналы «Начальная школа»

  • Диски «Хочу в школу», «Мир вокруг нас» ВОИПКи ПРО 2012г.

  • Рабочая программа предшкольной подготовки кружка Дошкольник

© 2010-2022