Конспект урока русского языка «Состав слова. Корень» (новая тема)

Раздел Начальные классы
Класс 3 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Конспект урока русского языка 3 «Б» класс

Учитель: Санникова Виктория Алексеевна.

Тема урока: «Состав слова. Корень» (новая тема).

Оборудование: компьютер, конспект урока, презентация, учебник, проектор.

Цели:

  1. Развивать речь, мышление, память, орфографическую зоркость.

  2. Создать условия для успешного повторения знаний о корне, приставке, суффиксе, окончание для наблюдения над словами, у которых отсутствуют какие-либо части;

  3. Оптимизировать условия для дальнейшего развития умения самостоятельно разбирать слова по составу с опорой и без опоры на информационном поле.

  4. Воспитывать дружеские отношения, чувство взаимопомощи, умение прислушиваться к мнению другого, бережное отношение к природе, потребность как можно больше узнавать о нашей планете и её обитателях.

Планируемые результаты на уроке:

Предметные:

  • Активизировать и систематизировать знания о главных и второстепенных членах предложения;

  • Продолжить работу по развитию орфографической зоркости;

  • Закрепить умение находить главные члены предложения;

  • Научить использовать обозначение частей состава слова;

  • Каллиграфически правильно списывать слова, предложения, текст.

Метапредметные:

Регулятивные:

  • Определять тему урока, сохранять цель в течение всего урока, выполнять учебные действия в практической и мыслительной форме, фиксировать в диалоге с учителем в конце урока удовлетворённость/неудовлетворённость своей работой на уроке;

  • Прогнозировать результат решения практической учебной задачи, оценивать её по критериям.

Коммуникативные:

  • Использовать простые речевые средства, включаться в диалог с учителем, одноклассниками, осуществлять взаимоконтроль и взаимную помощь;

  • Уважать другую точку зрения.

Личностные:

  • Проявлять положительное отношение к учебному предмету «Русский язык», осознавать его значение;

  • Развивать интерес к учебному материалу.

Ход урока

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Организационный момент

-Здравствуйте, пожалуйста, садитесь.

-Меня зовут Виктория Алексеевна, и сегодня урок литературного чтения у вас буду проводить я.

Здороваются

Садятся

Актуализация знаний

- Сейчас откройте свои тетради и отступив вниз две строчки запишите число и классная работа, обратите внимание на написание всех выделенных орфограмм.

-Теперь посмотрите внимательно на таблицу и пропишите букву «В в» заглавную прописную.

- Словарное слов сегодня- «ветер». Запишите его в тетрадь и придумайте предложение с этим словом.

-Запишите предложение в тетрадь и выделите главные члены предложения .«Сильный ветер щеки обдувает.»

-Прочтите предложение с комментированием.

Предыдущую тему мы повторили, а теперь начнем новую, но нам надо отправиться для этого в путешествие и совершим мы его отправившись на поезде.

Оформляют записи в тетради

и прописывают буквы «Вв», слово «ветер». Придумывают и озвучивают предложения со словом «ветер».

Записывают предложение и комментируют его.

Сообщение темы и целей урока

-Ну что ж, давайте рассмотрим состав, на котором совершим путешествие, на странице 94. Самое главное в составе поезда - паровоз. Это движущая сила, без него нет состава. Так и в слове есть самая главная часть, без которой слово существовать не сможет. Что же это за часть?

-Впереди маленький открытый вагончик для угля. (Ведь паровозу для движения нужен уголь). Так и слову для изменения его значения впереди нужна частичка. Кто знает, как она называется?

- Вагон за паровозом - это вагон для нас пассажиров. И в слове есть частички, которые следуют только за корнем и образуют новые слова. Как они называются?

- А в конце состава маленький квадратный вагончик для груза. С какой частью слова его можно сравнить?

-Где всегда находится окончание?

- Состав паровоза очень похож на состав слова. Из каких частей состоит слово? Чего не хватает? (Основы). Что такое основа?

Слушают учителя и отвечают на вопросы







-Корень слова





-Приставка

-Суффикс

-Окончание

-Основы

Основа-это часть слова без окончания.

Изучение темы

-Наш поезд медленно движется сегодня по саванне. Мы видим много животных. Чтобы узнать кто они такие нам нужно из данных частей составить их названия. Постарайтесь использовать как можно больше частей.

  • ЗЕБР - Ы - А (Слайд)
  • ЖИРАФ - ЧИК - И (Слайд)
  • СЛОН - ЯТ - А (Слайд)
  • ЗМЕЙ - К - А (Слайд)
Запишите эти названия с новой строки в столбик и выделите части. А посмотрите, кто это стоит в сторонке такой красивенький? Какая часть отсутствует в этом слове? И тогда в русском языке говорят, что у слова окончание нулевое, но оно может появиться в любую минуту.

Запишите через чёрточку, чтобы получился второй столбик, выделите части.

А вблизи маленьких слонят стоит их папа. Кто? Из каких частей состоит это слово?

Какое из перечисленных слов может тоже состоять из корня и нулевого окончания? Запишите эти слова через чёрточку, выделите части.

Вдали показались львы. И зебра, испугавшись, побежала. Она бежала быстро, забежала за баобаб, и прибежала к своему стаду. Мы рады, что она убежала от опасности.

Какие родственные слова вы услышали? Чем отличаются эти слова? Обратите внимание, где стоит приставка в этих словах? С новой строки выпишите слово с мягким согласным звуком в приставке, выделите приставку.

(Составление слов сопровождается показом иллюстраций.)















(Картинка "жирафчик")

















(Корень и нулевое окончание.)











(Слайд).









(Побежала, бежала, забежала, прибежала, убежала. (Слова выставляются на доску.))

Физминутка

Включаю видео

Выполняют физминутку

Изучение темы

- В учебнике на стр.95 прочти скороговорку под номером 158 про себя, теперь в полголоса быстрее.

-Кто сможет очень быстро вслух прочесть?

-Найдите слова, в которых есть общая часть, как она называется?

-Выпишите родственные слова, обозначьте в них корень.

-Прочтите вслух ниже в рамочке «узелки на память»

Читают скороговорку





-Корень



-Колпак, по-колпаковски, переколпаковать.

-Читают

Практическая работа

-Самостоятельно в тетради выполняем задание №159 на странице 95, а к доске идет 1)___________,2)_____________,3)_______________

-Проверьте свои записи и записи на доске.

Выполняют работу самостоятельно и у доски.

Итог урока

Мы с вами возвращаемся с экскурсии домой. Пока едем в паровозе, давайте побеседуем.

Это что ¬?

Где стоит приставка?

А где находится суффикс?

Когда окончание отсутствует, как об этом говорят в русском языке?

Что такое корень?

И напоследок у меня для вас подарок.

Корень мой находится в цене

В очерке найди приставку мне

Суффикс мой в тетрадке все встречали

Вся же - в дневнике я и в журнале. (ОЦЕНКА)


Домашнее задание










© 2010-2022