Разговор с младшими школьниками на тему Семейный бюджет
Раздел | Начальные классы |
Класс | 4 класс |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Зорина А.А. |
Дата | 03.02.2016 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Поделитесь с коллегами:
Разговор с обучающимися Тема: Что такое семейный бюджет Цель: формирование представлений о семейном бюджете Задачи: - Ознакомить обучающихся с понятиями «бюджет», «семейный бюджет», «дефицит бюджета»;
- Обсудить проблему семейного бюджета с точки зрения его рационализации и экономии;
- Воспитывать у обучающихся культуру общения, толерантное отношение к собеседнику;
- Развивать у детей дальнейший интерес к проблеме семейного бюджета и стимулировать к его обсуждению с родителями.
Оборудование: компьютер, проектор, листы формата А3, резинки, магниты, мяч и маркер.
Ход разговора: - Организационный момент:
- Здравствуйте, ребята! Я очень рада вас сегодня видеть. Зовут меня Антонина Антоновна, а теперь я попрошу вас сказать мне свои имена. Ребята, я очень надеюсь на Вашу помощь и поддержку. Думаю, что наше общение будет интересным. - Постановка проблемы беседы:
- Ребята, составьте, пожалуйста, из этих букв слово. (Бюджет) - Знакомы ли Вы с этим словом? Что оно означает? Где слышали? (Ответы детей) - Бюджет - значение этого слова очень сходно с понятием «баланс». Более того, бюджет - это и есть баланс, одна часть которого - доходы, другая - расходы - Введение в тему, беседа о бюджете:
-Вам знаком этот сказочный герой? Вспоминайте, какой он? - А теперь посмотрите на сюжет. (Просмотр кадра из мультфильма «Буратино») - На какие деньги Папа Карло купил Буратино книгу? - Что Буратино сделал с книгой? - Итак, сегодня мы поговорим с вами о семейном бюджете. - В научном понимании понятие семейный бюджет используется для характеристики уровня жизни людей и представляет собой баланс доходов и расходов семьи. Возьмем для наглядности условный прием бюджета семьи, семьи Зориных.
Семейный бюджет семьи Зориных. Доходы Сумма(рублей) Расходы Сумма(рублей)
- Заработная плата мамы
- Пенсия мамы
- Стипендия младшей сестры
- Моя стипендия
30000
19000 5000
2900 - Истратили на покупку продуктов, одежды, обуви
- Заплатили за кварплату и за электроэнергию
- Истратили на поездки в другой город
- Заплатили за билеты на концерт
- Заплатили кредит
- Отложили на путевку
30000
5000
1000
500
5000
10000 Всего 56900 Всего 51500 - Ребята, посмотрите и скажите, из каких частей состоит бюджет семьи? - На примере моей семьи: чего больше доходов или расходов? - Как вы это узнали? - Можно ли сказать, что я, моя мама, моя сестра правильно используем семейный бюджет? Почему? (Ответы детей) - Естественно, денежные суммы в каждом конкретном случае могут быть самые разные в зависимости от состава семьи, от места проживания (в городе или в селе), от уровня цен на товары и других условий. - В данном случае бюджет составлен за месяц. В итоге получилось превышение доходов на расходы - 5400 рублей. - Как можно использовать эту сумму? (Ответы детей) - Эта сумма может перейти в доход следующего месяца или быть использована на накопление, т.е. положена в сберегательный банк. - Если сумма расходов оказалась выше суммы доходов, то положение семьи было бы гораздо хуже - пришлось бы брать деньги в долг. (Создание ситуаций из жизни). - У кого можно взять в долг? (Ответы детей) - В этом случае принято говорить, что имеется дефицит бюджета, т.е. превышение расходов над доходами. - Самостоятельная работа обучающихся (частичное использование метода проекта):
- Ребята, а теперь я вам предлагаю начать планировать бюджет своей семьи. Напишите доходы и расходы вашей семьи. Работаем (Музыка для продуктивности). Хорошо, молодцы. Я предлагаю вам взять таблицу домой и, обсудив с родителями составить семейный бюджет с учетом всех доходов и расходов. - Ребята, теперь у меня к вам такой вопрос: как планировать семейный бюджет, чтобы не было дефицита? Как сделать так, чтобы наши доходы превышали расходы? (Версии, варианты сокращений расходов от детей). Отвечайте, все что думаем. Здесь нет правильных и неправильных ответов. Все ваши варианты приветствуются. Ведь мы работаем вместе! (Ответы детей расписываются педагогом на доске). - Рефлексия
- Давайте разгадаем кроссворд. Конечно, вопросы отражают тему нашей беседы. (Дети пишут ответы на ватмане) - Чтобы закрепить нашу беседу, давайте разгадаем кроссворд о семейном бюджете. (Отгадка кроссворда) - Итог беседы.
- Ребята, встаньте, пожалуйста, рядом со мною в круг. - Итак, сегодня в разговоре мы с вами затронули одну из важных вопросов нашего времени: семейный бюджет. А теперь я бросаю мяч в кругу и прошу вас ответить на вопросы. Если ответ забудется, передайте, пожалуйста, мячик мне обратно. - Как называется первая часть семейного бюджета? - Как называется вторая его часть? - Нужно ли планировать бюджет семьи? - Как лучше планировать бюджет семьи: одному или все вместе? - Что происходит, когда расходов больше, чем доходов? - Как сделать, чтобы не было дефицита бюджета? - Молодцы! Давайте похлопаем сами себе за хорошую работу! - Ребята, конечно, в каждой семье свои традиции, свои правила, свои взаимоотношения между членами семьи и к деньгам все относятся по-разному. - Но мы должны помнить, что не всё меряется деньгами. Любовь, дружбу и хорошие отношения не купишь, их надо беречь и ценить. - Желаю вам быть всегда такими добрыми, умными, внимательными. До свидания!