Конспект урока по теме: «Осенняя пора в жизни людей»

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тема урока: «Осенняя пора в жизни людей». Цель урока: обобщить и систематизировать знания об осенних изменениях в живой и неживой природе Задачи урока:

  1. Сформировать представление об осенних работах людей сегодня и в старину.
  2. Продолжить развитие умения работать с таблицами и схемами.
  3. Воспитывать уважительное отношение к крестьянскому труду.
  4. Развивать познавательные процессы.
Оборудование урока: интерактивная доска, картинки с иллюстрациями культурных растений, орудий труда, рабочая тетрадь. Литература: учебник О. Т. Поглазова.

Ход урока.

  1. Организационный момент (1 мин.)
Здравствуйте, ребята, проверьте свою готовность к уроку, садитесь. 2. Актуализация знаний учащихся, постановка целей урока (5 мин.) - Ребята, а кто скажет, чему радуются и о чём грустят люди осенью? (Радуются синеве неба, последним полевым цветкам, красоте осенней природы. Грустят, глядя на караваны улетающих птиц). Но главная забота у людей осенью это уборка урожая. - Вот и сегодня на уроке мы поговорим об осени в жизни людей. Вы любите играть? Тогда давайте поиграем. Игра называется «Я знаю что...» Вы подумаете и скажете, какие виды работ выполняют люди осенью. Свой ответ вы будете начинать словами « Я знаю, что…» Например, я начинаю игру: «Я знаю, что осенью собирают грибы». 3. Изучение нового материал (25 мин.) - А сейчас откройте свои учебники на стр. 63 и в разделе «Чем заняты люди осенью» прочитайте еще, о каких видах работ вы не рассказали. - Ребята, так чем же характерна осенняя пора в жизни людей? Д.: Появляется много забот: в садах, огородах, на полях, в лесничествах надо убрать урожай, остатки растений, провести работы по борьбе с вредителями, собрать плоды лекарственных растений (боярышника, брусники, клюквы, бузины черной, желудей дуба, корней одуванчика, корневищ лопуха, первоцвета, валерианы). - Хорошо, а давайте вспомним, где люди могут собирать урожай. Откройте ТПО на стр.17, найдите № 12. Давайте заполним зеленые рамочки названиями мест, где люди могут собирать урожай (в огороде, на полях, в лесу, в саду). Ребята, а кто выращивает урожай в лесу? (природа) - Молодцы, послушайте, пожалуйста, стихотворение «Грибная электричка».

Едут в электричке волнушки и лисички

С подружками-друзьями, чернушками-груздями.

Со станции Пригоркино на станцию Ведеркино,

Со станции Подъелкино на станцию Засолкино.

Колеса со старанием по рельсам тарахтят,

Везут по расписанию компанию опят.

Со станции Полянкино на станцию Сметанкино,

Со станции Пеньковкино на станцию Духовкино.

У Мухомора хитрый вид, ехидная усмешка -

Забрался в поезд и сидит, как будто сыроежка.

Но вот заходит контролер, выводит Мухомора.

И безбилетник-Мухомор краснеет от позора.

А старичок-боровичок, интеллигентный толстячок,

Приподнимает свой берет и предъявляет свой билет.

К билету прилагаются четырнадцать квитанций

С названиями станций:

Дорожкино, Лукошкино, Опушкино, Засушкино,

Кастрюлькино, Бульбулькино, Лучково, Сельдерюшкино,

Морковкино, Перловкино, Немножечко-картошкино,

Лаврушкино, Петрушкино, Тарелкино и Ложкино.

П. Синявский - Ребята, как вы поняли, что означает название каждой станции в билете у Боровичка? - Молодцы. А теперь давайте мы вспомним, какие продукты питания изготавливают из зерновых культур и других культурных растений. Посмотрите на задание № 13 в ТПО. Прочитайте, какие под цифрами даны культурные растения? Давайте, по схеме определим, что изготавливают из данных растений. - Ребята, а как вы думаете, какие факторы влияют на выращивание урожая? Выращивали богатый урожай земля-кормилица, Солнце, погода, заботливые руки земледельцев. Бережное отношение к земле, сохранение и приумножение ее плодородия - забота всех, кто на ней работает. Получив от земли урожай, земледельцы сразу же заботятся об урожае следующего года: подкармливают землю удобрениями, высевают озимые, высаживают саженцы деревьев и кустарников. - Ребята, переверните страницу в ТПО и найдите № 14. Давайте посмотрим, как в пословицах и поговорках говорилось о трудах человека к сбору урожая. Вам требуется к началу пословицы из первого столбика подобрать ее концовку из второго столбика и объяснить значение получившихся пословиц и поговорок. - Молодцы! Давайте вернемся к учебнику и прочитаем текст на стр. 66 о том, какой была осень в жизни наших предков, какими орудиями труда они пользовались, какие обычаи и праздники у них были. (просмотр и обсуждение картинок с изображением орудий: цеп - орудие для обмолота, состоит из двух подвижно связанных концами палок: более длинная рукоятка и более короткая рабочая часть, ударяющая по злакам; вилы - сельскохозяйственный ручной инструмент, используемый крестьянами в сельском хозяйстве для погрузки и выгрузки сена и других продуктов сельского хозяйства, коса - сельскохозяйственный ручной инструмент для скашивания травы, серп - орудие для срезания злаков и трав, состоящий из сужающегося, закруглённого лезвия и короткой деревянной рукоятки, грабли - сельскохозяйственный инструмент, применяемый для грабления, сгребания скошенной травы и её переворачивания).
4. Рефлексия (2 мин.) - А вы что-нибудь слышали о старинном обычае - праздновании под названием «Капустки»? Когда капусту солили всей деревней. Собирались все вместе. Женщины весело с прибаутками да шутками рубили, солили и складывали в бочку капусту. Мужчины опускали бочки в погреб. После окончания работ начиналось застолье, песни, пляски. Обязательно в этот день ели густую пшеничную кашу, чтобы следующий урожай был богатым.
5. Итог урока (5 мин.)

- Ребята, так чем же заняты люди осенью?

- А почему в старину пору уборки урожая называли страдой, а зерновые культуры - жито?

- Что нового для себя вы узнали на уроке? 6. Домашнее задание. Учебник с. 63-69, ТПО №1 упр. 15, 16

© 2010-2022