- Преподавателю
- Начальные классы
- Русский язык «Правописание глаголов в неопределённой форме и в 3-м лице настоящего и будущего времени»
Русский язык «Правописание глаголов в неопределённой форме и в 3-м лице настоящего и будущего времени»
Раздел | Начальные классы |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Новикова Т.Г. |
Дата | 20.04.2014 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Урок русского языка в 4 классе
Автор: Новикова Татьяна Геннадьевна
МОУ «Карагайская средняя общеобразовательная школа№1»
Тип урока: урок «открытия» нового знания
Программа развивающего обучения Л. В. Занкова
Тема: Правописание глаголов в неопределённой форме и в 3-м лице наст.и буд.времени. Цель: 1.Научить учащихся грамотно писать глаголы на - тся и - ться; 2.Развивать интуицию и «чувства языка»; 3.Воспитывать познавательный интерес к родному слову и стремление совершенствовать свою речь.
Задачи:
- исследование ситуаций, требующих введения нового способа действия
- формирование познавательных УУД: выдвижение гипотез и их доказательство;
- развитие самооценки учащихся.
Оборудование, обеспечение:
-
учебник Русский язык автор А. В. Полякова
-
ЦОР «Русский язык. Семейный наставник»
-
презентация, медиапроектор, SMART доска
Ход урока
1.Орг. момент. Мотивация деятельности.
Цель:
включить учащихся в учебную деятельность.
Урок русского языка. Пожелаем друг другу и нашим гостям доброго дня. Пусть этот день, как и многие другие, принесёт нам радость общения, радость познания нового.
Самоопределение,
Саморегуляция
Послушайте легенду « Однажды богатый грек Ксанф приказал своему рабу знаменитому баснописцу Эзопу купить самую лучшую вещь в мире. Эзоп пошел на базар и принес … язык. "Почему ты принес язык? Неужели ты считаешь, что эта самая лучшая вещь в мире?" - спросил Ксанф. "Конечно, - ответил Эзоп. - Разве может быть в мире что-нибудь лучше, чем язык?»
- Согласны ли вы с мнением Эзопа, что язык - самая лучшая вещь в мире? ( с помощью языка люди общаются)
Продолжите фразу:
Если мы будем хорошо знать язык, то сможем...( лучше понимать прочитанное, правильно говорить, писать без ошибок, понимать друг друга, интересно рассказывать)
- А занимаемся мы всем этим на уроках русского языка.
2.Оформление тетради.
Откройте тетради
Запишите, пожалуйста, число, классная работа.
Начнём наш урок с минутки чистописания.
Я предлагаю вам написать букву С (1 раз) такую же красивую как на экране, а теперь букву Я.
И снова С, но уже в соединении с Я, обратите внимание на соединение. (верхнее или нижнее будет соединение) Повторите всю запись ещё раз С Я СЯ.
3.Словарная работа. Давайте посмотрим, кто же сегодня приготовил для нас сюрприз? (Настя) (Презентация ребусов)
Разгадайте ребус. И вы узнаете новое словарное слово. Это слово СЕКРЕТ. Запишите его в тетрадь 1 раз.
!!! А у вас есть свой секрет? А у наших гостей?
Свой секрет есть и некоторых глаголов. Один из них мы сегодня узнаем.
4.Введение в новую тему. Постановка проблемной ситуации.
Цель:
зафиксировать индивидуальные затруднения в деятельности
Будем учи?ся,
Труди?ся, расти,
К звёздам далёким
Продолжим пути.
-Что интересного заметили в этом предложении?
-Какие вопросы у вас возникли?
Регулятивные:
выдвижение гипотез.
Открываются слова учится учиться
Цель:
организовать коммуникативное взаимодействие, в ходе которого выявляется и фиксируется отличительное свойство задания, вызвавшее затруднение в учебной деятельности;
согласовать цель и тему урока.
Регулятивные:
самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.
-Это разные слова или в каком-то из них допущена ошибка?
Цель:
- организовать коммуникативное взаимодействие для построения нового способа действия, устраняющего причину выявленного затруднения;
- зафиксировать новый способ действия в знаковой, вербальной форме и с помощью эталона.
-Попробуйте сформулировать тему урока.
(правописание сочетаний тся и ться )
-Чему надо нам сегодня научиться на уроке?
(научиться грамотно писать глаголы тся ться)
появляются ТСЯ и ТЬСЯ
Коммуникативные:
постановка вопросов - инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;
оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации;
адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи.
высказывать и обосновывать свою точку зрения;
слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;
Познавательные:
доказательство;
выдвижение гипотез и их обоснование;
формулирование проблемы.
осуществлять анализ и синтез;
устанавливать причинно-следственные связи;
строить рассуждения;
-Отчего зависит написание данных сочетаний?
Ваши гипотезы?
(по вопросам и по форме)
Итак, у нас несколько (или может быть 1)гипотез.
на доске я пишу:
что (с) делать? - ТЬСЯ - неопр.ф.
что (с) делает? - ТСЯ- 3 лицо н.в. и б. в.
7.Самостоятельная работа в тетрадях.
Цель:
- Зафиксировать изученное учебное содержание во внешней речи;
- выполнить задания на новый способ действия.
Познавательные:
действие нравственно-этического оценивания;
выбор наиболее эффективных способов решения задач.
Попробуем подтвердить или опровергнуть ваши предположения.
Из набора слов составьте, пожалуйста, 2 предложения. Определите число, время, лицо глаголов.
Саша, на, учится, пятёрки, хочет, учиться.
-В каком предложении вы не смогли определить у глагола время, лицо? Почему?
-Так чем же отличаются глаголы в этих предложениях?
(формой инфинитива и формой 3 лица н.в. и б. в.)
Проверка гипотез: гипотеза, выдвинутая……..оказалась верной.
Глаголы, отвечающие на вопросы что (с) делать? пишутся с сочетанием - ться.
Глаголы, отвечающие на вопросы что (с) делает? пишутся с сочетанием -тся
Сравним наши выводы с автором учебника.
Вы сделали правильные выводы?
Открытие состоялось. Молодцы.
5.Физкультминутка.
Для того чтобы наши глазки отдохнули от экрана, проведём небольшую гимнастику для глаз.
( Музыка-Волшебник неудач.)
Следите глазками за лучиком лазера. (Ленивая восьмёрка)
6.Самостоятельная работа.
Цель:
- проверить свое умение применять новое знание в типовых условиях на основе сопоставления своего решения с эталоном.
Личностные:
сравни свою работу с эталоном; самооценивание
- Займите, пожалуйста, свои места
у доски, за компьютерами, за партами.
Ваша задача:
-Для тех, кто работает за компьютерами: в программе «Русский язык. Семейный наставник». Диагностика. Выбираем тему: Глагол. Режим: произвольный самоконтроль.
Вспомните оценивание, о котором мы договорились:
1ошибка -5;
3 ошибки-4;
4ошибки -3
Цель:
- тренировать навыки использования нового содержания совместно с изученным.
Познавательные:
анализ объектов с целью выделения признаков.
-У доски - распределить глаголы с сочетанием - ТСЯ на 2 группы- команды. ( см. Вложение)
-Для тех, кто работает в тетради, словосочетания запишите в тетрадь, вместо пропущенных точек пишем
-ТСЯ или- ТЬСЯ.
Взаимопроверка.
Оценивание:
нет ошибок - 5;
1-2 ошибки - 4;
4 ошибки - 3.
!!! -Кто получил 5 ? 4 ? 3?
10.Домашнее задание на выбор:
1.Упр. 359.Спиши, выпиши глаголы 3лица.
2. Упр. 359. Спиши, придумай ребус к отгадкам.
3.Подбери рифмы к словам:
птица, молвится, водица, дивится.
11.Вывод.
Цель:
- зафиксировать новое содержание, изученное на уроке;
- оценить собственную деятельность;
- зафиксировать неразрешенные затруднения как направления будущей учебной деятельности.
Познавательные:
рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности.
-Вернёмся к началу урока.
Будем учиться,
Трудиться, расти,
К звёздам далёким
Продолжим пути.
-Как же напишем глагол трудиться? Почему? Если разница в произношении.(ца)
Сегодня вы провели серьёзную исследовательскую работу.
Что нового узнали?
Чему вы хотели научиться на сегодняшнем уроке?
Все ли у нас получилось на уроке?
Были ошибки?
Познавательные:
рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности
-Назовите удобный для себя способ определения написания сочетаний
-тся и -ться?
-А может быть, кто-то из вас выбрал другой способ определения написания -ТСЯ, -ТЬСЯ?
(по форме глагола: 3 лицо, инфинитив)
Спасибо за урок.
- Я желаю вам действительно к звёздам далёким продолжить пути. Может быть, кто-то из вас станет учёным, займётся серьёзной научной работой и как мы сегодня откроет что-то новое.
Кем бы вы не стали, мне бы хотелось, чтоб всегда вы были в поиске новых знаний.
.