Русский язык «Правописание глаголов в неопределённой форме и в 3-м лице настоящего и будущего времени»

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок русского языка в 4 классе


Автор: Новикова Татьяна Геннадьевна

МОУ «Карагайская средняя общеобразовательная школа№1»


Тип урока: урок «открытия» нового знания

Программа развивающего обучения Л. В. Занкова

Тема: Правописание глаголов в неопределённой форме и в 3-м лице наст.и буд.времени. Цель: 1.Научить учащихся грамотно писать глаголы на - тся и - ться; 2.Развивать интуицию и «чувства языка»; 3.Воспитывать познавательный интерес к родному слову и стремление совершенствовать свою речь.

Задачи:

- исследование ситуаций, требующих введения нового способа действия

- формирование познавательных УУД: выдвижение гипотез и их доказательство;

- развитие самооценки учащихся.

Оборудование, обеспечение:

  • учебник Русский язык автор А. В. Полякова

  • ЦОР «Русский язык. Семейный наставник»

  • презентация, медиапроектор, SMART доска

Ход урока

1.Орг. момент. Мотивация деятельности.

Цель:

включить учащихся в учебную деятельность.

Урок русского языка. Пожелаем друг другу и нашим гостям доброго дня. Пусть этот день, как и многие другие, принесёт нам радость общения, радость познания нового.

Самоопределение,

Саморегуляция

Послушайте легенду « Однажды богатый грек Ксанф приказал своему рабу знаменитому баснописцу Эзопу купить самую лучшую вещь в мире. Эзоп пошел на базар и принес … язык. "Почему ты принес язык? Неужели ты считаешь, что эта самая лучшая вещь в мире?" - спросил Ксанф. "Конечно, - ответил Эзоп. - Разве может быть в мире что-нибудь лучше, чем язык?»

- Согласны ли вы с мнением Эзопа, что язык - самая лучшая вещь в мире? ( с помощью языка люди общаются)

Продолжите фразу:

Если мы будем хорошо знать язык, то сможем...( лучше понимать прочитанное, правильно говорить, писать без ошибок, понимать друг друга, интересно рассказывать)

- А занимаемся мы всем этим на уроках русского языка.

2.Оформление тетради.

Откройте тетради

Запишите, пожалуйста, число, классная работа.

Начнём наш урок с минутки чистописания.

Я предлагаю вам написать букву С (1 раз) такую же красивую как на экране, а теперь букву Я.

И снова С, но уже в соединении с Я, обратите внимание на соединение. (верхнее или нижнее будет соединение) Повторите всю запись ещё раз С Я СЯ.

3.Словарная работа. Давайте посмотрим, кто же сегодня приготовил для нас сюрприз? (Настя) (Презентация ребусов)

Разгадайте ребус. И вы узнаете новое словарное слово. Это слово СЕКРЕТ. Запишите его в тетрадь 1 раз.

!!! А у вас есть свой секрет? А у наших гостей?

Свой секрет есть и некоторых глаголов. Один из них мы сегодня узнаем.

4.Введение в новую тему. Постановка проблемной ситуации.

Цель:

зафиксировать индивидуальные затруднения в деятельности

Будем учи?ся,

Труди?ся, расти,

К звёздам далёким

Продолжим пути.

-Что интересного заметили в этом предложении?

-Какие вопросы у вас возникли?

Регулятивные:

выдвижение гипотез.

Открываются слова учится учиться

Цель:

организовать коммуникативное взаимодействие, в ходе которого выявляется и фиксируется отличительное свойство задания, вызвавшее затруднение в учебной деятельности;

согласовать цель и тему урока.

Регулятивные:

самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.

-Это разные слова или в каком-то из них допущена ошибка?

Цель:

- организовать коммуникативное взаимодействие для построения нового способа действия, устраняющего причину выявленного затруднения;

- зафиксировать новый способ действия в знаковой, вербальной форме и с помощью эталона.

-Попробуйте сформулировать тему урока.

(правописание сочетаний тся и ться )

-Чему надо нам сегодня научиться на уроке?

(научиться грамотно писать глаголы тся ться)

появляются ТСЯ и ТЬСЯ

Коммуникативные:

постановка вопросов - инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;

оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации;

адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи.

высказывать и обосновывать свою точку зрения;

слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;

Познавательные:

доказательство;

выдвижение гипотез и их обоснование;

формулирование проблемы.

осуществлять анализ и синтез;

устанавливать причинно-следственные связи;

строить рассуждения;

-Отчего зависит написание данных сочетаний?

Ваши гипотезы?

(по вопросам и по форме)

Итак, у нас несколько (или может быть 1)гипотез.

на доске я пишу:

что (с) делать? - ТЬСЯ - неопр.ф.

что (с) делает? - ТСЯ- 3 лицо н.в. и б. в.


7.Самостоятельная работа в тетрадях.

Цель:

- Зафиксировать изученное учебное содержание во внешней речи;

- выполнить задания на новый способ действия.

Познавательные:

действие нравственно-этического оценивания;

выбор наиболее эффективных способов решения задач.

Попробуем подтвердить или опровергнуть ваши предположения.

Из набора слов составьте, пожалуйста, 2 предложения. Определите число, время, лицо глаголов.

Саша, на, учится, пятёрки, хочет, учиться.

-В каком предложении вы не смогли определить у глагола время, лицо? Почему?

-Так чем же отличаются глаголы в этих предложениях?

(формой инфинитива и формой 3 лица н.в. и б. в.)

Проверка гипотез: гипотеза, выдвинутая……..оказалась верной.

Глаголы, отвечающие на вопросы что (с) делать? пишутся с сочетанием - ться.

Глаголы, отвечающие на вопросы что (с) делает? пишутся с сочетанием -тся

Сравним наши выводы с автором учебника.

Вы сделали правильные выводы?

Открытие состоялось. Молодцы.

5.Физкультминутка.

Для того чтобы наши глазки отдохнули от экрана, проведём небольшую гимнастику для глаз.

( Музыка-Волшебник неудач.)

Следите глазками за лучиком лазера. (Ленивая восьмёрка)

6.Самостоятельная работа.

Цель:

- проверить свое умение применять новое знание в типовых условиях на основе сопоставления своего решения с эталоном.

Личностные:

сравни свою работу с эталоном; самооценивание

- Займите, пожалуйста, свои места

у доски, за компьютерами, за партами.

Ваша задача:

-Для тех, кто работает за компьютерами: в программе «Русский язык. Семейный наставник». Диагностика. Выбираем тему: Глагол. Режим: произвольный самоконтроль.

Вспомните оценивание, о котором мы договорились:

1ошибка -5;

3 ошибки-4;

4ошибки -3

Цель:

- тренировать навыки использования нового содержания совместно с изученным.

Познавательные:

анализ объектов с целью выделения признаков.

-У доски - распределить глаголы с сочетанием - ТСЯ на 2 группы- команды. ( см. Вложение)

-Для тех, кто работает в тетради, словосочетания запишите в тетрадь, вместо пропущенных точек пишем

-ТСЯ или- ТЬСЯ.

Взаимопроверка.

Оценивание:

нет ошибок - 5;

1-2 ошибки - 4;

4 ошибки - 3.

!!! -Кто получил 5 ? 4 ? 3?

10.Домашнее задание на выбор:

1.Упр. 359.Спиши, выпиши глаголы 3лица.

2. Упр. 359. Спиши, придумай ребус к отгадкам.

3.Подбери рифмы к словам:

птица, молвится, водица, дивится.

11.Вывод.

Цель:

- зафиксировать новое содержание, изученное на уроке;

- оценить собственную деятельность;

- зафиксировать неразрешенные затруднения как направления будущей учебной деятельности.

Познавательные:

рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности.

-Вернёмся к началу урока.

Будем учиться,

Трудиться, расти,

К звёздам далёким

Продолжим пути.

-Как же напишем глагол трудиться? Почему? Если разница в произношении.(ца)

Сегодня вы провели серьёзную исследовательскую работу.

Что нового узнали?

Чему вы хотели научиться на сегодняшнем уроке?

Все ли у нас получилось на уроке?

Были ошибки?

Познавательные:

рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности

-Назовите удобный для себя способ определения написания сочетаний

-тся и -ться?

-А может быть, кто-то из вас выбрал другой способ определения написания -ТСЯ, -ТЬСЯ?

(по форме глагола: 3 лицо, инфинитив)

Спасибо за урок.


- Я желаю вам действительно к звёздам далёким продолжить пути. Может быть, кто-то из вас станет учёным, займётся серьёзной научной работой и как мы сегодня откроет что-то новое.

Кем бы вы не стали, мне бы хотелось, чтоб всегда вы были в поиске новых знаний.



.


© 2010-2022