Конспект урока Какие бывают языки?

Раздел Начальные классы
Класс 1 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Русский язык. К тайнам нашего языка

Дата_________________ Тема: «Какие бывают языки?» (с. 29-31). Цель урока:

  • помочь первоклассникам осознать смысл понятия «родной язык»;
  • закрепить правописание собственных имён и тренироваться в списывании;
  • воспитывать любовь к родному языку, прививать интерес к его изучению.
Оборудование: учебник, тетрадь.

Ход урока

  1. Организация класса.

Внимание! Проверь, дружок,

Готов ли ты начать урок?

Все ль на месте, все ль в порядке:

Книга, ручка и тетрадка.

  1. Сообщение темы урока.
  • Дети, сегодня на уроке мы поговорим о том, какие бывают языки.
  1. Знакомство с новым материалом.
  1. Работа по учебнику и в тетради (с.29-30).
Задание 39 выполняется для того, чтобы ребята выяснили, какие значения имеет слово «язык». Язык - это мягкий орган в ротовой полости человека, посредством которого человек получает вкусовые ощущения, проглатывает пищу и говорит. Язык - это средство общения между людьми, система словесного выражения мыслей. Прочитав вопросы задания 40, дети повторят знания о стране и узнают много нового. Задание 41. Текст, из которого первоклассники должны понять, как произошло название нашего языка, составлен на основе сведений из древней «Повести временных лет». Текст читается комбинированно: учитель читает его большую часть, а учащиеся, следя по книге, присоединяются и хором прочитывают главные слова, выделенные жирным шрифтом. Перед чтением педагог сообщает, что просит не только искать ответ на вопрос, почему наш язык получил такое название, но и внимательно вглядываться в написание выделенных слов. Далее дети выписывают нужные слова из текста. Древний народ - русь. Язык, на котором говорил этот народ, - русский.
  1. Физкультминутка
  1. Работа по учебнику и в тетради (с. 30-31).
В задании 42 дети заканчивают предложения и записывают их, опираясь на памятку 1. Нужные слова они выписывают из специальной рамки-подсказки. Материалами задания 43 вводится персонаж мальчика-иностранца. В учебнике 1-го класса его функции ещё невелики, но он будет активным действующим лицом в дальнейшем при изучении грамматики. На этом уроке и должно состояться знакомство. Заранее решите, на каком языке будет говорить персонаж, а на уроке вместе с учащимися впишите в тетрадь все необходимые сведения, одновременно закрепляя понятие «собственные имена» и тренируя в написании соответствующих слов. Если хотите, можете воспользоваться следующими именами: для англичанина или американца - Пит, Том, Джэк, Ник, Чарли, Микки; для француза - Пьер, Поль, Жан, Жак, Шарль, Мишель; для немца - Ганс, Макс, Эрих, Генрих, Карл, Франц. После обсуждения значения слова «иностранный» и ответа на вопрос Антона об иностранных языках, советуем вернуться к мысли о том, что один и тот же язык для одного человека иностранный, а для другого - родной. Обобщите: «Так происходит и с русским языком. Для нашего нового знакомого русский язык - иностранный, а для нас - родной». Далее воспользуйтесь текстом задания 44 и раскройте смысл этого понятия. При многонациональности России понятие «родной язык» требует осторожного использования. Не случайно мы предлагаем спросить дома о том, какой язык для каждого ученика родной. Ребёнок, видимо, будет считать родным тот язык, который таковым считают его родители. Поэтому для некоторых учеников русский язык может рассматриваться лишь как второй родной язык - язык страны, где они родились и живут. Дав домашнее задание (посоветоваться дома), предвосхитите возможные разные ответы и заранее определите особое положение русского языка как языка государственного. Именно такая мысль и заложена в сообщении, данном в розовой рамке на с. 31. Обязательно прочитайте это обобщение. Желательно попросить первоклассников с помощью взрослых выполнить и ещё одно задание - 45, ту его часть, которая дана до картинок. Также можно заранее спросить детей, знают ли они, кто такие переводчики. Посоветуйте поговорить об этом дома со старшими и принести на урок любимые книги, которые были написаны на других языках, а потом переведены на русский.
  1. Подведение итогов урока. Рефлексия.
  • Ребята, чем мы сегодня занимались на уроке?
  • Что понравилось?
  • Что показалось сложным?
Спасибо всем за урок!
© 2010-2022