Урок по окружающему миру в 1 классе по теме Семья

Раздел Начальные классы
Класс 1 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок окружающего мира Тема «Семья» Задачи: Образовательные: познакомить детей с понятиями «семья», «родословное (генеалогическое) древо», учить составлять родословную своей семьи. Развивающие: развивать потребность узнавать историю своей семьи, развивать чувство гражданственности и патриотизма. Воспитательные: воспитывать уважение к родным, чувство ответственности к своей семье, на конкретных примерах, раскрыть важность и необходимость для каждого члена семьи любви, уважения, взаимной помощи, согласия, мира (лада) в семейной жизни. Планируемые результаты: учащиеся научатся называть имена, отчества, фамилии своих родных, оценивать значение семьи для человека, рассказывать об интересных событиях в жизни семьи. Оборудование: доска, проектор, презентация, карточки для работы в паре, карточки на доске, «светофоры» для самооценки, словарь Д.Ушакова.

Ход урока

  1. Организационный момент
Подарите улыбку друг другу. Прислонитесь друг к другу ладошками. Что вы почувствовали, приветствуя друг друга?
  1. Сообщение темы урока
Сегодня мы начинаем новый раздел в открытии окружающего мира. Это очень важный раздел. О чем сегодня на уроке пойдет речь вы узнаете, отгадав ребус 7Я (Слайд 1, 2) На этом уроке мы должны выяснить … (Слайд 3, 4)
  1. Решение учебной задачи
Прочитайте высказывание Л.Н.Толстого (Слайд 5) «Счастлив тот, кто счастлив у себя дома» Как вы понимаете эти слова? Родина у каждого из нас начинается с родного дома, с семьи. А что такое в вашем понимании семья? Давайте обратимся к словарю. Прочитайте значение слова «семья» в словаре Д.Ушакова. А теперь отгадайте загадку Стоит чудо-дерево На дереве мячики Летом зеленые Осенью румяные. Что это? (яблоня) (слайд 6) Посмотрите на эту яблоню. Назовите части дерева (корни, ствол, ветви, плоды) Возможна ли жизнь дерева без этих частей? Что будет, если у дерева обрубить корни, спилить ствол, лишить его листвы? Ребята, закройте глаза и представьте себе, что в жаркий день, после долгого утомительного пути по пыльной дороге, вы оказались в тени этого дерева. Вы садитесь к его корням, прислоняетесь спиной к крепкому стволу, ветви и листва закрывают вас от палящих лучей и овевают легким ветерком. В ветвях поют птицы. Отдохнули? Теперь сорвите с веток по яблочку. Яблоко утолит ваш голод и жажду, которые так измучили вас в пути. Что вы будете чувствовать в это время? (благодарность, чувство покоя, отдыха, защищенности, доброту) В каких сказках яблоня заботится о героях, помогает им? Слайд 7 «Гуси-лебеди» Слайд 8 «Крошечка-хаврошечка» А сейчас я расскажу вам еще об одном дереве, которое есть в жизни каждого человека и частью которого является каждый из нас. Это дерево называется РОДОСЛОВНОЕ ДЕРЕВО (на доске) или еще торжественней «РОДОСЛОВНОЕ ДРЕВО» Что это значит? Вдумайтесь в это сочетание слов: древо, несущее слово о роде, т.е. рассказывающее об истории рода, семьи. Как вы думаете, если это дерево рассказывает историю семьи, то кто будет располагаться на нем? Как называются люди, объединенные одной семьей? (родные, родственники) Родственники бывают дальние и близкие. Сегодня мы будем говорить о близких родственниках Кого можно назвать самыми близкими вашими родственниками? (маму, папу, дедушку, бабушку, брата, сестру, тетю, дядю) Итак: РОДОСЛОВНОЕ ДЕРЕВО (слайд 9) Давайте посмотрим на него Сверху Я, т.е. вы сами У вас есть мама и папа, которые вас родили, ваши родители. Кем вы для них приходитесь? (дочерью, сыном) У вас есть брат или сестра. У них те же родители, что и у вас. Значит они ваши родные брат и сестра. У папы и у мамы тоже есть родители. Кто они для вас? (бабушки, дедушки) А если у ваших родителей есть брат или сестра, кем они вам приходятся? (дядями, тетями)
  1. Первичное закрепление знаний
  1. Игра «Кто кому кто?»
- Рома, ты кто для мамы? (сын) - Женя, а кто ты для папы? (дочь) - Тема, кто называет тебя сыном? (мам, папа) - Маруся, ты кто для бабушки? (внучка) - Лера, у мамы есть мама. Кто она тебе? (бабушка) - Саша, у мамы есть сестра. Кто она тебе? (тетя) - Катя, у папиного брата есть дочь. Кто она тебе? (двоюродная сестра)
  1. Работа в паре «Найди пару»
А теперь вы будете работать в паре. Давайте вспомним правила как работать в паре. - работать должны оба - один говорит, другой слушает - свое несогласие выражай вежливо - если не понял, переспроси Слайд 10 хором прочитать Задания: Среди слов, написанных на карточках, найди слова и образуй пару (закончите вместе - поднимите руки) Проверка: Прочитайте пары слов, которые у вас получились Бабушка-внучка-внук Дедушка-внучка-внук Мама-дочь-сын Папа-дочь-сын Брат-сестра Самооценка (светофор) Покажите сигналом светофора, кто успешно выполнил задание (зеленым), ошибался (желтым), не смог (красным)

Слайд 9 Родословное дерево рассказывает историю семьи. Раз это история, то в ней должно быть настоящее (то, что происходит сейчас), прошлое и будущее. Как вы думаете вы и ваши родители, и все ныне живущие родственники - это прошлое? Настоящее? Конечно настоящее. Теперь подумайте, почему окошко Я отведено на самом верху дерева? (дерево продолжает расти вверх, дети вырастают, и у них появляются свои дети - свежие веточки на родословном дереве). Но пока вы еще дети, и самые новые побеги на семейной дереве - это вы, ваши братья и сестры.
  1. Физминутка
Раз, два, три, четыре. Кто живет у нас в квартире? Раз, два, три, четыре, пять, Всех могу пересчитать: Папа, мама, брат, сестренка, Кошка Мурка, два котенка, Мой щегол, сверчок и я - Вот и вся моя семья.
  1. Работа с родословным деревом
Ребята, на следующем уроке окружающего мира мы начнем подготовку к проекту о семье, и в своих проектах вы должны нарисовать своё родословное дерево. Давайте попробуем рассказать по этому дереву о своей семье. Называйте полные имена и отчества своих родственников.
  1. Творческое задание
А теперь, давайте заглянем в будущее. Представьте себя в роли взрослых: мамы, папы, бабушки, дедушки. Какими вы себя видите? Как бы вы хотели, чтобы к вам относились ваши близкие? Викторина «Мой поступок» Если согласны с утверждением, хлопните в ладоши 1 раз, а если нет - встаньте. - Вы часто говорите маме, что любите ее? - Ваша бабушка далеко, вы ей звоните и интересуетесь ее здоровьем, поздравляете с праздниками - Любимый дедушка принес вам шоколадку, вы поблагодарили его, развернули обертку и отломили половинку шоколадки деду Брат в школе получил плохую отметку. Вы подбадриваете его, помогаете исправить ситуацию. Как вы думаете, как можно назвать семью, в которой всегда так и бывает, как в этих ситуациях? (дружной) Что значит дружная семья? Рассмотрите схему и прочитайте слова, как нужно относиться друг к другу, чтобы семья была дружной. Слайд 11. Слайд 12 Каждый человек должен гордиться своей семьей. И вы, ребята, учитесь гордиться своими родственниками, близкими людьми. Побольше радуйте их, заботьтесь, жалейте.
  1. Самостоятельное применение знаний.
Я предлагаю вам сейчас собрать русскую народную пословицу (на магнитной доске) «Вся семья вместе, и душа на месте» Как вы понимаете смысл пословицы? Вся семья вместе, все заняты своим делом, добры друг к другу, заботятся друг о друге, помогают друг другу, внимательны друг к другу, делятся своими радостями, утешают, жалеют. От этого и на душе хорошо, тепло. Любите своих близких! Помните, что в ваших силах сделать семью счастливой!
  1. Итог урока
Закончите предложения Семья - это… Мама и папа для меня самые… Я доверяю свои тайны… Я люблю бабушку за то… Свою семью я считаю… Родным я хочу пожелать…
  1. Рефлексия
За что вы можете сегодня похвалить себя? Оцените свою работу светофором Спасибо всем!
© 2010-2022