• Преподавателю
  • Начальные классы
  • Доклад на тему: Использование информационных технологий на уроках русского языка при работе с трудными словами в начальной школе

Доклад на тему: Использование информационных технологий на уроках русского языка при работе с трудными словами в начальной школе

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Использование информационных технологий на уроках русского языка при работе с трудными словами в начальной школе.

Информационные технологии все глубже проникают в жизнь человека, а информационная компетентность все более определяет уровень его образованности. В условиях современного общества информационно-коммуникационная компетентность педагога, его способность решать профессиональные педагогические задачи с привлечением ИКТ, становится важной составляющей его профессионализма.

Как показывает практика, без новых информационных технологий уже невозможно

представить современную школу и современного человека. Широкое применение

информационных компьютерных технологий в школах нашего города доказывает, что

возможности, заложенные в компьютере, могут быть в значительной степени реализованы в учебно-воспитательном процессе, и существенно влияют на его качество, в том случае если грамотно применятся.

На сегодняшний день в своей работе сложились следующие основные направления

применения компьютера:

1. Подготовка дидактического материала.

2. ИКТ в работе учителя.

3. Применение информационных компьютерных технологий в учебном процессе

Презентации и тренажеры для уроков русского языка:

1. Изучение словарных слов 1-4 кл;

2. Компьютерные тренажеры для упражнений по темам с 1- 4 кл;

3. Презентации уроков. Специфичен урок русского языка с использованием компьютерных технологий. Компьютер не заменяет учителя, но является настолько совершенным средством обучения, что позволяет выполнять некоторые его функции на уроке, выступая в позиции «электронного учителя». Роль учителя при этом не упрощается, а усиливается.

Любая форма работы с использованием компьютера имеет серьезные преимущества перед традиционными формами уроков, потому что обладает гораздо большими возможностями предъявления ученикам наглядных, звуковых средств, справочных материалов. Опыт моей работы по обучению орфографии с применением компьютера свидетельствует об эффективности этой технологии. Она ориентирована не только на развитие мыслительной активности, но и направлена на развитие личности, в частности на формирование активности в учебном процессе.

Содержание практических занятий позволяет использовать как индивидуальные, так и групповые формы работы, при этом процесс и итог работы отражается на мониторах и мультимедийном экране, что позволяет учителю комментировать ответы, контролировать выполнение заданий.

Как помочь ребенку запомнить написание словарных слов?

Язык и стар, и вечно нов -

И это так прекрасно!

В огромном море - море слов -

Купайся ежечасно!

Береза и собака, капуста и директор, иней и корабль... Что общего в этих словах? Ответ прост, все они - словарные слова из школьного словаря для начальных классов.

Словарные слова, как и таблицу умножения, надо знать наизусть. Вот только таблица умножения помещается на половине тетрадной странички, а словарных слов - огромный толстый словарь, и написание этих слов не поддается никакой логике. Их надо учить и учить, часто возвращаясь к одному и тому же слову. Хорошо, если ребенок много читает и у него развита интуиция. А если он уже несколько лет не может запомнить написания слов "абрикос" и "лопата"?

Работа по правописанию словарных слов - трудная и кропотливая. Она продолжается из урока в урок, оставаясь в памяти учеников после применения учителем особых приемов.

Словарные слова - одна из проблем начальной школы. Если проблема не решена, то она превращается в тяжелый груз. Нерешенные проблемы в начальной школе, естественно, превращаются в проблемы среднего звена, а далее...

Бедность словаря учащихся тормозит усвоение ими орфографии. Николай Сергеевич Рождественский, советский педагог, писал: "Чем богаче словарь ребенка, тем точнее понимает и употребляет он слова в своей речи, чем больше родственных связей он видит между словами, тем выше уровень его орфографической грамотности ".

Вопросы формирования навыков грамотного письма в начальной школе решаются в плане обучения школьников орфографии на основе употребления определенных правил и запоминания ряда так называемых " словарных " слов, т.е. слов с непроверяемыми написаниями.

Младшим школьникам трудно дается освоение этих слов. Поэтому в своей работе я использую различные приемы и методы обучения с использованием информационных технологий, которые способствует эффективному усвоению детьми слов с непроверяемыми написаниями.

Одним из важнейших этапов урока русского языка в начальных классах является словарно-орфографическая работа. Традиционно в ней выделяются следующие составные части:

- представление нового слова, с которым учащиеся знакомятся на уроке;

- формулирование лексического значения;

- этимологический анализ (использование слова в речи требует понимания его точного смысла, умения связывать его с другими словами, правильно употреблять. В начальной школе этимологический анализ применяю для того, чтобы пробудить у детей интерес к трудным словам, чтобы они легче усваивали их написание. Анализ может быть не полным, а частичным, упрощенным.

Например: «здравствуйте» - Приветствие это родилось из выражения я здравствую тебя, т. е. «желаю тебе здоровья». Слово здравствуйте очень старое, оно связано со словом дерево. Когда-то люди, произнося слово «здравствуйте», желали друг другу быть здоровыми, крепкими, могучими, как дерево, как дуб, например. И теперь мы, когда говорим это слово, желаем быть здоровым, сильным, крепким.)

- освоение орфографического написания слова;

- введение нового слова в активный словарь детей.

Познакомить учащихся с изучаемым словом желательно в начальной части урока, для того чтобы в дальнейшем включить его в упражнения. На этапе ознакомления со словом важно, чтобы работа над смыслом и звуковым анализом его предшествовала показу написания этого слова на карточке или доске.

Работу по освоению "словарных " слов строю в несколько этапов, каждый из которых призван решать конкретную задачу.

Проиллюстрирую сказанное примером из практики(слайд 1).

1. Предъявление слова.

Мною используются следующие способы:

а) чтение загадки, разгадывание ее учащимися (слайд 2);

б) прослушивание грамзаписи, аудиозаписи и определение предмета, о котором идет речь;

в) рассматривание предметной картинки;

г) описание признаков предмета или предъявление слова-синонима и т.д.

Дети определяют, какое слово они будут изучать.

2. Работа над "слуховым " образом слова.

Учащиеся проговаривают слово хором, затем по одному орфоэпически, без выделения слогов, определяют "трудное " место.

Это очень важно для всей последующей работы, так как именно здесь самими детьми ставится орфографическая задача.

3. Запись слова с "окошком " ("дыркой").

После того, как дети определят ударный и безударный слоги, они записывают "словарное" слово в тетрадь, пропустив, например, букву безударного гласного и ставя ударение. Вместо пропущенной буквы должен обязательно ставиться какой-либо "сигнал опасности".

После этого учащиеся пытаются подобрать проверочное слово и определить нужную букву. Когда это сделать не удается, дети обращаются к авторитетному источнику.

4. Работа над "зрительным" образом слова.

Ученики могут получить ответ на поставленный вопрос (о нужной букве), обратившись к орфографическому словарику (или к словарю учебника). Это способствует, во-первых, накоплению опыта работы со словарями, во-вторых, формированию умения не только ставить, но и решать орфографическую задачу самостоятельно. Для лучшего усвоения орфографического облика слова на этой стадии работы полезно использовать этимологический анализ (если он помогает объяснить написание слова).

5. Далее школьники записывают в тетрадь, ставят знак ударения, выделяют гласную (согласную), которую надо при письме запомнить.

6. Под руководством учителя дети подбирают к изучаемому слову однокоренные слова. Подбор однокоренных слов сочетается с элементарным лексическим анализом. На доске помещаются карточки, на которых написаны однокоренные слова, проводится наблюдение над единообразным написанием в них корня и запись их в тетрадь (слайд3).

7. С любым из однокоренных слов учащиеся составляют свое предложение.

Работа над написанием трудного слова не заканчивается на одном уроке, а продолжается на последующих. Учитель всегда может найти возможность предложить ученикам написать нужное слово, осмыслить его, составить с ним словосочетания, употребить их в предложении и связном тексте. Языковым материалом для проведения упражнений могут стать пословицы, загадки, предложения и тексты, представленные на страницах пособия по каждому изучаемому слову (слайд 4).

8. Оригинальность, необычность первичного восприятия помогают лучше запечатлеть образ слова в памяти. При отгадывании ребуса моментально концентрируется внимание всех учащихся, не остается ни одного равнодушного ученика. Именно особый интерес, оригинальность подачи слова повышает эффективность этой работы (слайд 11).

Что это?

Почему так?

Далее работа идет обычно: выясняется значение слова с использованием предметной картинки, орфографически проговаривается слово по словарной карточке. Можно представить написанный образ слова с закрытыми глазами - все это усиливает отгаданный и написанный образ слова.

Затем - запись слова в тетради, подбор родственных слов, составление словосочетаний, предложений и т.д. Таким образом новое слово дети отгадывают, видят, слышат, произносят, употребляют в предложении, в тексте, неоднократно пишут.

Работа по ребусам на уроках русского языка развивает логическое мышление, стимулирует творческую активность учащихся. Постепенно дети усваивают приемы, необходимые для их решения и сами начинают активно составлять ребусы к изучаемым темам - причем, к урокам и внеклассным занятиям и по другим предметам.

Включение ребуса в урок - праздник для детей. Поэтому даже самый сложный этап урока проходит как отдых. В глазах детей зажигается огонек радости. А радость познания, эмоциональный настрой - главные помощники учителя на уроке и во внеклассной работе.

9. Игра «Доскажи словечко» (слайды 12, 13, 14, 15).

10. Игра «Шифровальщики» (слайды 16, 17, 18).

Тренировочно - закрепительные упражнения.

Цель: правильность и осознанность написания слов.

На него уходят 3-4 дня и более. Использовать многократное, кратковременное повторение слов с четкой артикуляцией, при этом большое значение имеют зрительные, рукодвигательные, слухаартикуляционные ощущения. Значит и упражнения должны способствовать активному запоминанию содержащихся в слове трудностей.

Каждый урок русского языка начинать с чтения слов по словарику или орфографической разминки.


1. При работе над словарем не следует забывать игровые моменты, они разнообразят урок, делают его более интересным и привлекательным, помогают снять усталость и напряжение. Учащимся нравится, когда урок начинается такими словами:

Слова спокойно жили в книжке,

Но книжку вдруг прогрызли мышки.

От слов начало откусили,

Из книжки в норку утащили (слайд19). На доске приведены слова: (слайд 20).

...радь

...нал

...зета

рег


2. Для правильного закрепления написания словарного слова можно использовать шуточные вопросы, например: Для правильного закрепления написания словарного слова можно использовать шуточные вопросы, загадки, например: 1. В каких словах живет рак? (завтрак, ракета). 2. В каких словах спрятались ноты? (помидор, ребята, дорога и др.) 3. Назовите слова, в которых спрягались числа? (Родина (1), сорока (40) и др.) 4. Какие слова любит ворона? (карандаш, картина, картофель). А лягушка? (квартира, Москва). 3. В каких словах ель растет? (картофель, учитель, понедельник). 4. Очень хорошо воспринимают учащиеся загадки в форме шарад.

Мой первый слог - крик птицы.

Два других - на дне пруда,

А целое в музее

Найдете без труда.

(картина) Или:

Прибавьте 40 к единице длины,

И вмиг она преобразится.

А как? Подумать вы долнсны .

Скажу лишь: под землей помчится

(метро)

5. Каждый из вас берет снежинку, читает написанное там слово и, не называя его, описывает. Остальные стараются угадать, что там написано. (запись слов под диктовку, проговаривая по слогам) (слайд 21).

6. Запиши слово, вставь пропущенную орфограмму (слайд 22, 23).

7. Отгадывание кроссворда (слайд 24-25). 8. Метод графических ассоциаций больше других нравится детям. Суть его состоит в том, что ребенок, для того, чтобы запомнить слово, выполняет рисунки на буквах, которые вызывают трудность при написании. Запоминаемая буква может быть большая или маленькая, печатная или письменная, любого шрифта. Р КЕТА (ракета в виде буквы А), ЯГ ДА (Вместо корзины букву О можно изобразить в виде какой-либо ягоды). В СХОД (Какой восход без солнца?) Конечно, в середине этого слова должна быть хоть небольшая лестница ЛЕС НИЦА Из бананов очень легко можно выложить букву А, но невозможно сделать букву О. Б НАН Эти картинки хорошо запоминаются и легко вспоминаются, когда нужно. Со временем навык сокращается и нужное слово всплывает в памяти без промежуточной картинки. Образ буквы можно сопроводить незамысловаты стихотворением:

Слово трудное попалось -

Это, братцы, не беда

Нарисуем в слове букву,

Не забудем никогда(слайд 28).

Какие только образы не рождаются у ребят!

ЗА… Ц ,

Вот он заяц - это я

А это ушки у меня (слайд 29). Так букву О в слове вокруг предлагают нарисовать: кто в виде солнышка (оно ходит по кругу), кто в виде колеса, кто - часов. В КРУГ

Понятно, при таком овладении правописанием активно работает и образная, и эмоциональная память.

Дети с удовольствием занимаются этим увлекательным делом, а результаты в итоге соответствуют ожиданиям.

Используя этот метод, учитель должен следовать следующим указаниям: 1. Назвать слово, которое необходимо запомнить, написать его на классной доске. 2. Выяснить, понятен ли смысл слова детям. 3. Дать установку на запоминание. 4. Отметить буквы, которые могут вызвать трудности при написании. 5. Записать слово печатными буквами. 6. Предложить детям в тетрадях сделать рисунки на "трудных" буквах, опираясь на смысл слова 7. Когда рисунки готовы, желающие демонстрируют свои варианты на доске.

9. Игра «Собери слоги» (слайд 30).

10. Игра «Буриме» (слайд 31-38).

Учетно - контрольный этап.

Цель его: проверить умения учащихся правильно писать изученные слова в письменной работе: это словарные диктанты, проверочные, контрольные диктанты.

Анализируя допущенные ошибки в словах, определяем степень усвоения навыков письма слов, включить их снова в различные тренировочные упражнения, а затем и в последующие диктанты.

Итак, работая над словами с непроверяемыми написаниями, основной упор необходимо делать на запоминание, но не механическое. Такая работа над словом развивает скорочтение, память, логическое мышление и конечно же, увеличивает словарный и лексический запас и грамотность письма. 1. Можно использовать такой прием: у доски два ученика. Они и весь класс пишут одну из тем словаря под диктовку учителя. По окончании работы вызвать двух "учителей" проверить ошибки. Оценить работу "учеников" и "учителей."

2. Картинный диктант (слайд39).

3. Игра «Гуси - сторожа» (слайд 40- 47).

4. Тренажёр на тему «Космос» (слайд 48- 52).

Использование в своей работе различных приемов и методов обучения способствует эффективному усвоению детьми слов с непроверяемыми написаниями.

В заключении я хочу сказать, что компьютер может быть на уроке и тренажером,

и средством подвижной наглядности, и хранителем информации, и средством контроля

и мониторинга.

Кроме того, изготовленные к урокам презентации значительно экономят время учителя, повышают культуру урока, позволяют дифференцировать подход к учащимся, способствуют формированию интереса к предмету и, следовательно, положительно влияют на качество образования младших школьников.

Таким образом, информационно-коммуникативные технологии могут существенно

повысить эффективность образовательного процесса, решить стоящие перед

образовательным учреждением задачи воспитания всесторонне развитой, творчески

свободной личности.


© 2010-2022