Конспект урока по литературному чтению Лев и собачка 3 класс

Раздел Начальные классы
Класс 3 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок чтения в 3-м классе по теме "Л.Н. Толстой. Рассказ-быль "Лев и собачка"

Цели урока:

  • Углубить знания о творчестве Л.Н.Толстого; расширить представления о жизни животных.

  • Развивать речь и логическое мышление учащихся; продолжить работу над выразительным чтением.

  • Воспитывать доброе отношение к животным, учить понимать чужую боль.

Оборудование:

- презентация Microsoft Power Point
- компьютер, проектор, экран;
- портрет Л.Н.Толстого;
- картинки льва и собачки;

-сердца с надписью "Самому доброму и чуткому"

Ход урока

I. Организационный момент (слайд 1)

Учитель: Прозвенел звонок на наш открытый урок. Добрый день, дети! Добрый день, гости! Мне приятно вас видеть. Пусть этот день несёт нам радость общения, наполнит наши сердца благородными чувствами.

Рефлексия: покажите смайлик , отражающий ваше настроение в начале урока.

II. Проверка домашнего задания

- Пересказ рассказа Л. Н. Толстого» Прыжок».

- Покажите иллюстрации и расскажите, к какому эпизоду вы их нарисовали.

III. Разминка

Учитель: Правильно, осознанно и выразительно читать - это целое искусство и поэтому мы с вами осваиваем это искусство. Для красивого чтения нужно хорошее дыхание. Сядьте правильно, плечи расправьте, животик подтяните.

А сейчас прочитайте стихотворение про себя (слайд 2)

Бедная собака - бросили её
Старая собака - где её жильё?
Злой хозяин, вредный,
Выгнал за порог!
Перед нею, бедной,
Нет уже дорог.

- Ребята, как вы думаете, каким тоном будем читать стихотворение? (Грустно, печально.) Почему? (Ответы детей.)

- А сейчас прочитаем вслух, соблюдая выбранную интонацию.

- В последнее время на улицах городов и сёл бродят бездомные собаки. (слайд 3)Бездомная собака - брошенный друг. Друг, которого предали и довели до озлобления и отчаяния. Дети, а у кого из вас есть собаки? Как вы заботитесь о них? (рассказы детей)

- А знаете ли вы, что собака шесть тысячелетий живёт рядом с человеком? Это первое прирученное им животное. А кто из вас был в зоопарке? Кто видел льва? Что вы о нем можете рассказать. (слайд 4)

Рассказы детей: лев - это хищное животное из семейства кошачьих с короткой желтоватой шерстью и длинной гривой у самцов. Длина тела достигает 2 м 40 см, вес более 230 кг.

Учитель (добавляет): Лев обладает отличным зрением и слухом, очень осторожен. Голос у него необычной силы. Страх и сильное смятение овладевают дикими и домашними животными, когда они слышат это могучее рычание. В зоопарке они доживают до 50 лет. (слайд 5)

IV. V. Знакомство с новым произведением

1. Организация художественного восприятия произведения

Каждый человек в течение жизни испытывает разные чувства: радость, грусть, печаль.

Учитель:

- Приходилось ли вам читать грустные произведения? Сегодня мы продолжим знакомство с творчеством Л.Н.Толстого, потому я вновь говорю "Здравствуй, замечательный русский писатель Л.Н.Толстой". (слайд 7)

Отгадайте загадки и вы узнаете о ком мы сегодня будем читать на уроке

1. С царственной гривой, с гордой походкой
Осмотрит свои он владения зорко.
Даже не думай встать на пути
С царской особой ты не шути. (Лев) (слайд 9)

2.Летит - молчит,
Подойдёшь - заворчит.
Кто к хозяину идёт
Она знать даёт. (Собака)

- Прочитайте, как называется рассказ, с которым мы сегодня познакомимся?

- О чём нам может рассказать заголовок? (о хищном льве и маленькой собачке).

- Прочитайте слово под заголовком. Что оно обозначает? Прочитайте

- История, о которой рассказывает Толстой, произошла очень давно, в далеком от берегов России городе Лондоне. Может быть, об этой истории ему рассказал какой-нибудь моряк, который там бывал. Кто знает. Но дело в том, что эта черта - сострадание, то есть умение чувствовать чужие страдания, сохранилась в нём до конца жизни.

- А видел кто - нибудь, как кормят зверей в зоопарке?

Так вот, раньше хищников кормили нередко бездомными животными. Послушайте, что произошло в одном из таких зоопарков.

2. Чтение рассказа учителем.

3. Беседа после первичного прослушивания

- Каково ваше впечатление от рассказа?

- Какие мысли и чувства у вас возникли?
- Грустный рассказ, собачку жаль, льва тоже жалко, лев не просто привязался к собачке, а полюбил ее. Он добрый - поделил мясо с собачкой, которую вначале встретил с удивлением. Лев умер от тоски.)

2) В какие моменты они возникли?
- Когда собачка попала в клетку, когда умерла

3) Рассмотрите иллюстрацию. К какому моменту она относится?
- Когда животные подружились и лев не хотел никому отдавать собачку

4) Как выглядят животные?
- Лев на всех смотрит гордо. Не зря говорят, что он царь зверей. А собачка рада, что она в клетке у льва. Ей одной было плохо, её часто обижали. Теперь она ничего не боится, лев её защитит.

5) А что бы вы подписали под этой иллюстрацией?
- Дружба животных. Нам вместе очень весело.

ФИЗМИНУТКА

Все ребята дружно встали

Все ребята дружно встали

(Выпрямиться)

И на месте зашагали.

(Ходьба на месте.)

На носочках потянулись.

(Прогнуться назад, руки положить за голову.)

Как пружинки мы присели

(Присесть.)

И тихонько разом сели.

(Выпрямиться и сесть.)

V. Организация художественного анализа текста

1) Прочитайте, как начинается рассказ.

- Как вы думаете, почему автор так начал свой рассказ? Что он хотел нам показать? ( Люди безжалостны - вместо того, чтобы брать просто деньги, они уничтожали животных и смотрели на эту расправу.)

- Зачем же Лев Николаевич так начинает свой рассказ? ( Чтобы такого никогда не было. Он хочет научить нас любить животных. В рассказе люди безжалостны, а лев и собачка добрые.)

- Какие чувства вызвал поступок этого человека?

Выслушиваются ответы детей.

- Расскажите, как собачка попала в клетку ко льву.

- Как вы думаете, собачке было страшно оказаться в клетке вместе со львом? Подтвердите словами из текста.

- Какие словосочетания использует писатель , чтобы показать страх собачки? ( Поджала хвост, прижалась в угол, легла на спину, подняла лапки, встала на задние лапки.)

- Что собачка чувствует в этот момент? (Тревогу, она маленькая, беззащитная.)

На доске - слово "тревога".(слайд 10)

2) Чтение второй части

- Что вы знаете о льве?

- Какое это животное? (Хищник, царь зверей.)

- Как ведет себя лев? Прочитайте.

- Почему же лев не растерзал собачку, а заинтересовался ею? Что его удивило? ( Собачка умным взглядом словно попросила его не есть ее. Была очень игривая и ласковая. Стала приветливо махать хвостиком.)

- Какое это чувство? (Забота.)

- В чем проявилась забота льва по отношению к собачке? ( Оставлял еду ей. Спал рядом с собачкой. Никого не подпускал к ней. Играл с ней.)

На доске - слово "забота".

Автор показал благородство льва. Так произошла их встреча.

- Как автор относится к собачке?

- Какими словами он пишет о ней? ( « Собачка» , « собачонка», « лапки» , « хвостик» и другими словами - добрыми и ласковыми.)

- Какова же собачка? ( Она добрая. Этим она и понравилась льву.)

3) Чтение третьей части

- Какие чувства испытывает собачка? (Вечером ... и сложила свою голову.)

- Как одним словом можно сказать, когда кто-то полагается на друга? (Доверие.)

На доске - слово "доверие".

- Найдите слова, показывающие, что чувства льва и собачки переросли в дружбу.

4) Чтение четвертой части

- Какие чувства испытывает лев после смерти собачки? (Тоска.)

На доске - слово "тоска".

- Найдите слова, с помощью которых автор передает эту тоску?

- Что лев не может понять?

Прочитайте до конца. Выделите слова, которые показывают, как ведет себя лев, когда собачка умерла.

Даже животные испытывают глубокие, сильные чувства, но проявляются они у них по-разному. Лев - хищник. Он в ярости разрывает другую собаку.

Прочитайте два последних предложения.

- Что вы почувствовали, читая эти строки? (Лев был преданным другом, поэтому, потрясенный гибелью собачки, он пережил ее несколько дней, не выдержав разлуки с ней он умирает тоже. Л. Н. Толстой изобразил льва, как человека, показал, как он переживает горе, утрату.)

- Мог ли написать этот рассказ человек с холодным сердцем? (У Льва Николаевича Толстого чуткое сердце.)

VI. Работа с пословицами (слайд 12)

- Какая пословица подходит к этому рассказу? Почему?

1. Где дружбой дорожат, там враги дрожат.
2. Храброму смерть не страшна.
3. Один за всех и все за одного.
4. Сила сломит всё, а ум силу.

VII. Организация художественного творчества

Творческие задания

Учитель: Сейчас вы будете работать в парах. Подумайте, если бы лев и собачка умели разговаривать, какой диалог мог бы состояться между ними при первой встрече?

Собачка: Не тронь меня, я добрая. Давай дружить! Как я тебя боюсь! Ты такой большой.

Лев: Какая ты интересная собачка! Не бойся меня, собачка, я огромный, но добрый.

- Были ли у вас такие моменты в жизни, что приходилось расставаться со своими любимцами? ( Дети вспоминают истории из своей жизни.)

7. Рефлексия. ( высказаться одним предложением)

VIII. Итог урока

- Так с каким же рассказом мы сегодня познакомились? Чтобы бы вы хотели сказать автору этого рассказа? (слайд 13)

- Спасибо, Лев Николаевич, за ваши добрые рассказы, за то, что Вы нас учите делать добро. Учите состраданию.

IХ. Домашнее задание (слайд 15)

- Подготовить пересказ рассказа.

- Нарисовать иллюстрацию к нему.

- Нарисовать плакат, посвященный защите животных.

- Попробуйте придумать свою концовку рассказа, чтобы она была радостной, и запишите её.

10. Рефлексия. ( смайлики : с каким настроением заканчиваете урок? )



© 2010-2022