Программа по ИЗО 1 класс

Раздел Начальные классы
Класс 1 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Школа-гимназия №39»


Рассмотрена и рекомендована к утверждению школьным методическим объединением учителей ____________________________________
протокол №____

от «_____» ______________20___г.

«Утверждено»

Директор МБОУ «Школа-гимназия №39»

_________________В.П. Дюличев

приказ №____

от «_____» ____________ 20___ г.

Рабочая программа

по изобразительному искусству

для 1 «В» класса

на 2015-2016 учебный год

количество часов в неделю: 1

количество часов в год: 33










Составитель:

Учитель начальных классов,

Клименко Ирина Анатольевна













г. Симферополь

2015 г.




Содержание


  1. Пояснительная записка…………………..…………………….....3

  2. Учебно-тематический план ….……………….…………………7

  3. Содержание учебной программы………………………………9

  4. Требования к уровню подготовки обучающихся………………..14

  5. Планируемые образовательные результаты …………………..15

  6. Контроль уровня обучения………………………………………18

  7. Календарно-тематический планирование………………………20

8. Ресурсное обеспечение программы………………………………27




































1.Пояснительная записка Рабочая программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования, примерной программы по изобразительному искусству и авторской программы Б.М. Неменского «Изобразительное искусство», М.:«Просвещение» 2011г. Изобразительное искусство в начальной школе является базовым предметом. По сравнению с остальными учебными предметами, развивающими рационально-логический тип мышления, изобразительное искусство направлено в основном на формирование эмоционально-образного, художественного типа мышления, что является условием становления интеллектуальной и духовной деятельности растущей личности. Для реализации программы используется УМК: Неменская Л. А. Изобразительное искусство: ты изображаешь, украшаешь и строишь: учебник. Для 1 кл. нач. шк./Л. А. Неменская. - М., 2009., Неменский Б. М., Неменская Л. А., Коротеева Е. И. Изобразительное искусство: 1-4 кл.: методическое пособие. - 3-е изд. - М.: Просвещение, 2008. Цели курса: 1.Воспитание эстетических чувств, интереса к изобразительному искусству; обогащение нравственного опыта, представлений о добре и зле; воспитание нравственных чувств, уважения к культуре народов многонациональной России и других стран; готовность и способность выражать и отстаивать свою общественную позицию в искусстве и через искусство; 2.Развитие воображения, желания и умения подходить к любой своей деятельности творчески, способности к восприятию искусства и окружающего мира, умений и навыков сотрудничества в художественной деятельности; 3.Освоение первоначальных знаний о пластических искусствах: изобразительных, декоративно-прикладных, архитектуре и дизайне - их роли в жизни человека и общества; 4.Овладение элементарной художественной грамотой; формирование художественного кругозора и приобретение опыта работы в различных видах художественно-творческой деятельности, разными художественными материалами; совершенствование эстетического вкус. Задачи обучения: 1.Совершенствование эмоционально-образного восприятия произведений искусства и окружающего мира; 2.Развитие способности видеть проявление художественной культуры в реальной жизни (музеи, архитектура, дизайн, скульптура и др.); 3.Формирование навыков работы с различными художественными материалами. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА Цель учебного предмета «Изобразительное искусство» в общеобразовательной школе - формирование художественной культуры учащихся как неотъемлемой части культуры духовной, т. е. культуры мироотношений, выработанных поколениями. Эти ценности как высшие ценности человеческой цивилизации, накапливаемые искусством, должны быть средством очеловечения, формирования нравственно-эстетической отзывчивости на прекрасное и безобразное в жизни и искусстве, т. е. зоркости души ребенка. В основу программы положены идеи и положения Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. Программа создана на основе развития традиций российского художественного образования, внедрения современных инновационных методов и на основе современного понимания требований к результатам обучения. Программа является результатом целостного комплексного проекта, разрабатываемого на основе системной исследовательской и экспериментальной работы. Смысловая и логическая последовательность программы обеспечивает целостность учебного процесса и преемственность этапов обучения. Художественно-эстетическое развитие учащегося рассматривается как важное условие социализации личности, как способ его вхождения в мир человеческой культуры и в то же время как способ самопознания и самоидентификации. Художественное развитие осуществляется в практической, деятельностной форме в процессе художественного творчества каждого ребенка. Цели художественного образования состоят в развитии эмоционально-нравственного потенциала ребенка, его души средствами приобщения к художественной культуре как форме духовно-нравственного поиска человечества. Содержание программы учитывает возрастание роли визуального образа как средства познания и коммуникации в современных условиях. Культуросозидающая роль программы состоит также в воспитании гражданственности и патриотизма. Эта задача ни в коей мере не ограничивает связи с культурой разных стран мира, напротив, в основу программы положен принцип «от родного порога в мир общечеловеческой культуры». Россия - часть многообразного и целостного мира. Ребенок шаг за шагом открывает многообразие культур разных народов и ценностные связи, объединяющие всех людей планеты.
Связи искусства с жизнью человека, роль искусства в повседневном его бытии, в жизни общества, значение искусства в развитии каждого ребенка - главный смысловой стержень программы. Изобразительное искусство как школьная дисциплина имеет интегративный характер, так как она включает в себя основы разных видов визуально-пространственных искусств: живопись, графику, скульптуру, дизайн, архитектуру, народное и декоративно-прикладное искусство, изображение в зрелищных и экранных искусствах. Они изучаются в контексте взаимодействия с другими, то есть временными и синтетическими, искусствами. Систематизирующим методом является выделение трех основных видов художественной деятельности для визуальных пространственных искусств:

  • изобразительная художественная деятельность;
  • декоративная художественная деятельность;
  • конструктивная художественная деятельность.
Три способа художественного освоения действительности - изобразительный, декоративный и конструктивный - в начальной школе выступают для детей в качестве хорошо им понятных, интересных и доступных видов художественной деятельности: изображение, украшение, постройка. Постоянное практическое участие школьников в этих трех видах деятельности позволяет систематически приобщать их к миру искусства. При выделении видов художественной деятельности очень важной является задача показать разницу их социальных функций: изображение - это художественное познание мира, выражение своего к нему отношения, эстетического переживания его; конструктивная деятельность - это создание предметно-пространственной среды; декоративная деятельность - это способ «организации общения людей, имеющий коммуникативные функции в жизни общества. Необходимо иметь в виду, что в начальной школе три вида тожественной деятельности представлены в игровой форме как Братья-Мастера Изображения, Украшения и Постройки. Они помогают вначале структурно членить, а значит, и понимать деятельность искусств в окружающей жизни, более глубоко осознавать искусство. Тематическая цельность и последовательность развития курса помогают обеспечить прозрачные эмоциональные контакты искусством на каждом этапе обучения. Ребенок поднимается год за годом, урок за уроком по ступенькам познания личных связей со всем миром художественно-эмоциональной культуры. Предмет «Изобразительное искусство» предполагает сотворчество учителя и ученика; диалогичность; четкость поставленных задач и вариативность их решения; освоение традиций художественной культуры и импровизационный поиск личностно значимых смыслов. Основные виды учебной деятельности - практическая художественно-творческая деятельность ученика и восприятие красоты окружающего мира, произведений искусства. Практическая художественно-творческая деятельность (ребенок выступает в роли художника) и деятельность по восприятию искусства (ребенок выступает в роли зрителя, осваивая опыт художественной культуры) имеют творческий характер. Учащиеся осваивают различные художественные материалы (гуашь и акварель, карандаши, мелки, уголь, пастель, пластилин. глина, различные виды бумаги, ткани, природные материалы), инструменты (кисти, стеки, ножницы и т.д.), а также художественные техники (аппликация, коллаж, монотипия, лепка, бумажная пластика и др.) Одна из задач - постоянная смена художественных материалов, овладение их выразительными возможностями. Многообразие видов деятельности стимулирует интерес учеников к предмету, изучению искусства и является необходимым условием формирования личности каждого. Восприятие произведений искусства предполагает развитие специальных навыков, развитие чувств, а также овладение образным языком искусства. Только в единстве восприятия произведений искусства и собственной творческой практической работы происходит формирование образного художественного мышления детей. Особым видом деятельности учащихся является выполнение творческих проектов и компьютерных презентаций. Для этого необходима работа со словарями, использование собственных фотографий, поиск разнообразной художественной информации в Интернете. Программа построена так, чтобы дать школьникам ясные представления о системе взаимодействия искусства с жизнью. Предусматривается широкое привлечение жизненного опыта детей, примеров из окружающей действительности. Работа на основе наблюдения и эстетического переживания окружающей реальности является важным условием освоения детьми программного материала. Стремление к выражению своего отношения к действительности должно служить источником развития образного мышления. Развитие художественно-образного мышления учащихся строится на единстве двух его основ: развитие наблюдательности, т. е. умения вглядываться в явления жизни, и развитие фантазии, т. е. способности на основе развитой наблюдательности строить художественный образ, выражая свое отношение к реальности. Наблюдение и переживание окружающей реальности, а также способность к осознанию своих собственных переживаний, своего внутреннего мира являются важными условиями освоения детьми материала курса. Конечная цель - формирование у ребенка способности самостоятельного видения мира, размышления о нем, выражения своего отношения на основе освоения опыта художественной культуры. Тематическая цельность и последовательность развития курса помогают обеспечить прозрачные эмоциональные контакты с искусством на каждом этапе обучения. Ребенок поднимается год за годом, урок за уроком по ступенькам познания личных связей со всем миром художественно-эмоциональной культуры. Принцип опоры на личный опыт ребенка и расширения, обогащения его освоением культуры выражен в самой структуре программы. Восприятие произведений искусства и практические творческие задания, подчиненные общей задаче, создают условия для глубокого осознания и переживания каждой предложенной темы. Этому способствуют также соответствующая музыка и литература, помогающие детям на уроке воспринимать и создавать заданный образ. Программа «Изобразительное искусство» предусматривает чередование уроков индивидуального практического творчества учащихся и уроков коллективной творческой деятельности. Коллективные формы работы могут быть разными: работа по группам; индивидуально-коллективная работа, когда каждый выполняет свою часть для общего панно или постройки. Совместная творческая деятельность учит детей договариваться, ставить и решать общие задачи, понимать друг друга, с уважением и интересом относиться к работе товарища, а общий положительный результат дает стимул для дальнейшего творчества и уверенность в своих силах. Чаще всего такая работа - это подведение итога какой-то большой темы и возможность более полного и многогранного ее раскрытия, когда усилия каждого, сложенные вместе, дают яркую и целостную картину. Художественная деятельность школьников на уроках находит разнообразные формы выражения: изображение на плоскости и в объеме (с натуры, по памяти, по представлению); декоративная и конструктивная работа; восприятие явлений действительности и произведений искусства; обсуждение работ товарищей, результатов коллективного творчества и индивидуальной работы на уроках; изучение художественного наследия; подбор иллюстративного материала к изучаемым темам; прослушивание музыкальных и литературных произведений (народных, классических, современных). Художественные знания, умения и навыки являются основным средством приобщения к художественной культуре. Средства художественной выразительности - форма, пропорции, пространство, светотональность, цвет, линия, объем, фактура материала, ритм, композиция - осваиваются учащимися на всем протяжении обучения. На уроках вводится игровая драматургия по изучаемой теме, прослеживаются связи с музыкой, литературой, историей, трудом. Систематическое освоение художественного наследия помогает осознавать искусство как духовную летопись человечества, как выражение отношения человека к природе, обществу, поиску истины. На протяжении всего курса обучения школьники знакомятся с выдающимися произведениями архитектуры, скульптуры, живописи, графики, декоративно-прикладного искусства, изучают классическое и народное искусство разных стран и эпох. Огромное значение имеет познание художественной культуры своего народа. Обсуждение детских работ с точки зрения их содержания, выразительности, оригинальности активизирует внимание детей, формирует опыт творческого общения. Периодическая организация выставок дает детям возможность заново увидеть и оценить свои работы, ощутить радость успеха. Выполненные на уроках работы учащихся могут быть использованы как подарки для родных и друзей, могут применяться в оформлении школы.

Формы организации учебного процесса:

- коллективная,

- индивидуальная.
Место учебного предмета в учебном плане На изучение предмета отводится 1 ч в неделю, всего в 1 классе - 33 ч в год, 2-4классы-34ч в год.
Ценностные ориентиры содержания учебного предмета Приоритетная цель художественного образования в школе - духовно-нравственное развитие ребёнка, т.е. формирование у него качеств, отвечающих представлениям об истиной человечности, о доброте и культурной полноценности в восприятии мира. Культуросозидающая роль программы состоит также в воспитании гражданственности и патриотизма. Прежде всего, ребёнок постигает искусство своей Родины, а потом знакомится с искусством других народов. В основу программы положен принцип «от родного порога в мир общечеловеческой культуры». Ребёнок шаг за шагом открывает многообразие культур разных народов и ценностные связи, объединяющие всех людей планеты. Природа и жизнь являются базисом формируемого мироотношения. Связи искусства с жизнью человека, роль искусства в повседневном бытии, в жизни общества, значение искусства в развитии каждого ребёнка - главный смысловой стержень курса. Программа построена так, чтобы дать школьникам ясные представления о системе взаимодействия искусства с жизнью. Предусматривается широкое привлечение жизненного опыта детей, примеров из окружающей действительности. Работа на основе наблюдения и эстетического переживания окружающей реальности является важным условием освоения детьми программного материала. Стремление к выражению своего отношения к действительности должно служить источником развития образного мышления. Одна из главных задач курса - развитие у ребенка интереса к внутреннему миру человека, способности углубления в себя, осознания своих внутренних переживаний. Это является залогом развития способности сопереживания. Любая тема по искусству должна быть не просто изучена, а прожита, т. е. пропущена через чувства ученика, а это возможно лишь в деятельностной форме, в форме личного творческого опыта. Только тогда знания и умения по искусству становятся личностно значимыми, связываются с реальной жизнью и эмоционально окрашиваются, происходит развитие личности ребенка, формируется его ценностное отношение к миру. Особый характер художественной информации нельзя адекватно передать словами. Эмоционально-ценностный, чувственный опыт, выраженный в искусстве, можно постичь только через собственное переживание - проживание художественного образа в форме художественных действий. Для этого необходимо освоение художественно-образного языка, средств художественной выразительности. Развитая способность к эмоциональному уподоблению - основа эстетической отзывчивости. В этом особая сила и своеобразие искусства: его содержание должно быть присвоено ребенком как собственный чувственный опыт. На этой основе происходит развитие чувств, освоение художественного опыта поколений и эмоционально - ценностных критериев жизни.



2. Учебно-тематический план 1 класс
№ Раздел Тема Количество часов В том числе: Практические работы Уроки контроля (обобщающие уроки)
Раздел 1. Ты изображаешь. Знакомство с Мастером Изображения 10 9 1 1. Введение в предмет. Все дети любят рисовать. 1 1
2. Изображения всюду вокруг нас. 1 1 - 3. Мастер Изображения учит видеть. 1 1 - 4. Изображать можно пятном. 1 1 - 5-6. Изображать можно в объеме. Лепка птицы и животного из целого куска. 2 2 - 7. Изображать можно линией. 1 1 - 8. Разноцветные краски. Волшебный мир красок. 1 1 - 9. Изображать можно и то, что невидимо (настроение). 1 1 - 10. Художники и зрители (обобщение темы) 1 - 1
Раздел 2. Ты украшаешь. Знакомство с Мастером Украшения 8 7 1 11. Мир полон украшений. 1 1 - 12. Красоту надо уметь замечать: узоры на крыльях. 1 1 - 13. Красоту надо уметь замечать: красивые рыбы. 1 1 - 14. Красоту надо уметь замечать: украшения птиц. Объемная аппликация. 1 1 - 15. Узоры, которые создали люди. 1 1
16. Как украшает себя человек 1 1 - 17-18. Мастер Украшения помогает сделать праздник. 2 1 1
Раздел 3. Ты строишь. Знакомство с Мастером Постройки 10 9 1 19. Постройки в нашей жизни. 1 1 - 20. Домики, которая построила природа. 1 1 - 21-22. Дом снаружи и внутри. 2 2 - 23. Строим город. 1 1 - 24. Все имеет свое строение. 1 1 - 25-26. Постройка предметов (упаковок). 2 2 - 27-28. Город, в котором мы живем. 2 1 1
Раздел 4. Изображение, украшение, постройка всегда помогают друг другу 5 4 1 29. Совместная работа трех Братьев - Мастеров 1 1 - 30. «Сказочная страна». Создание панно. 1 1 - 31. «Праздник весны». Конструирование птиц из бумаги. 1 1 - 32. Разноцветные жуки. 1 1 - 33. «Здравствуй, лето!» 1 - 1
Всего: 33 31 4



























3.Содержание рабочей программы 1 класс -33 часа
«Ты изображаешь. Знакомство с Мастером Изображения » (10 часов) 1. Введение в предмет. Все люди любят рисовать. (1 час - практ. работа) Задание: знакомство с учебным предметом «Изобразительное искусство» и учебником. Рисование солнца или рисунка по замыслу. Материалы: краски, кисточки, карандаши восковые, бумага разных видов, пастельные мелки, баночки с водой. Зрительный ряд: работы детей, выполненные в различных техниках (гуашь, мелки, карандаш); учебник «Искусство и ты». Литературный ряд: загадки о солнце. Музыкальный ряд: запись песни «Улыбайся, солнышко», сл. В. Кузнецова, муз. С. Стемпневского
2. Изображения всюду вокруг нас. (1 час) Задание: знакомство с видами художественной деятельности; рисование того, что больше всего хочется с использованием любых материалов. Материалы: гуашь, акварель, кисти, карандаши, мелки, фломастеры, бумага, клей, ножницы, пластилин. Зрительный ряд: иллюстрации с различными изображениями (узоры на ткани, керамические изделия с различными изображениями), иллюстрированные книги, шкатулки, открытки и др. Литературный ряд: загадки, стихи
3. Мастер Изображения учит видеть. (1 час) Развитие наблюдательности и аналитических возможностей глаза. Фрагменты природы. Животные - чем они похожи и чем отличаются друг от друга. Задание: Изображение сказочного леса, где все деревья похожи на разные по форме листья; изображение животных. Материалы: бумага, фломастеры или цветные карандаши, краски или мелки, кисти. Зрительный ряд: аппликация из цветной бумаги «Осенний лес»; осенние листья; иллюстрация «осенний пейзаж»,слайды с изображением рисунков животных или живых зверей. Литературный ряд: стихи об осени и о зверях.
4. Изображать можно пятном. (1 час) Задание: Присмотреться к разным пятнам - мох на камне, осыпь на стене, узоры на мраморе и постараться увидеть в них какие-либо изображения. Превратить пятно в изображение зверушки. Пятно, наклеенное или нарисованное, подготовлено учителем. Материалы: краски, мелки, черная тушь, черный фломастер. Зрительный ряд: иллюстрации к книгам о животных Е.Чарушина, В.Лебедева, Т.Мавриной, М.Митурича и других художников, работающих пятном.
5. Изображать можно в объеме. Лепка птицы и животного из целого куска. (2 часа) Задание: Превратим комок пластилина в птицу. Лепка. Посмотреть и подумать, какие объемные предметы на что-нибудь похожи, например, картофелины и другие овощи, коряги в лесу или парке. Материалы: пластилин, стеки, дощечка. Зрительный ряд: слайды природных объемов выразительных форм или настоящие камешки, форма которых что-нибудь напоминает. Литературный ряд: загадки 6. Изображать можно линией. (1 час) Задание: Линией можно рассказывать. "Расскажи нам о себе" - рисунок или ряд последовательных рисунков. Материалы: бумага, черный фломастер или карандаш. Зрительный ряд: линейные иллюстрации детских книг, рисунки на темы стихов С.Маршака, А.Барто, Д.Хармса с веселым, озорным развитием сюжета, образцы графики, фотографии пейзажей. Литературный ряд: веселые стихи про жизнь дома. Музыкальный ряд: детские песенки о жизни в семье. 7. Волшебный мир красок. Разноцветные краски. (1 час). Задание: Проба красок. Радость общения с красками. Овладение навыками организации рабочего места и пользования красками. Название цвета. Что в жизни напоминает каждый цвет. Игровое изображение красочного многоцветного коврика. Материалы: краски, гуашь, крупная и тонкая кисти, белая бумага. Литературный ряд: стихи. 8. Изображать можно и то, что невидимо (настроение). (1 час). Задание: Изобразить радость и изобразить грусть. Рисуем музыку - задача выразить в изображении образы контрастных по настроению музыкальных пьес. Материалы: белая бумага, гуашь, кисти. Зрительный ряд: произведения художников (репродукции), иллюстрации детских книг, детские работы. Музыкальный ряд: мелодии радостные и грустные. 9. Художники и зрители (обобщение темы). (1 час). Задание: Быть зрителем интересно и непросто. Этому надо учиться. Знакомство с понятием "произведение искусства". Картина. Скульптура. Цвет и краски в картинах художников. Развитие навыков восприятия. Беседа. Выставка детских работ за учебную четверть. Зрительный ряд: В. Ван Гог "Подсолнухи", Н. Рерих "Заморские гости", В. Васнецов "Три богатыря", С. Кончаловский "Сирень", М. Врубель "Царевна Лебедь". «Ты украшаешь. Знакомство с Мастером Украшения» (8 часов) 10. Мир полон украшений. (1 ча с). Задание: Развитие наблюдательности. Опыт эстетических впечатлений. Изображение сказочного цветка (по воображению) Материалы: гуашь, крупная и тонкая кисти, цветная или белая бумага. Зрительный ряд: фотографии с изображением различных украшений, иллюстрации с изображением цветов; Музыкальный ряд: запись песни «О волшебном цветке». 11. Красоту надо уметь замечать: узоры на крыльях. (1 час) Задание: Украшение крыльев бабочки. Бабочка украшается по вырезанной учителем заготовке или может быть нарисована (крупно, на весь лист) детьми на уроке. Многообразие и красота узоров в природе. Материалы: гуашь, крупная и тонкая кисти, цветная или белая бумага. Зрительный ряд: слайды "Бабочки", коллекции бабочек, книги с их изображением. Литературный ряд: загадки о бабочках. 12. Красоту надо уметь замечать: красивые рыбы. (1 час) Задание: Развитие наблюдательности. Опыт эстетических впечатлений. Украшение рыбки узорами чешуи. Материалы: гуашь, крупная и тонкая кисти, цветная или белая бумага. Литературный ряд: стихи, загадки 13. Красоту надо уметь замечать: украшения птиц. Объемная аппликация. (1 час) Задание: Изображение нарядной птицы в технике объемной аппликации, коллажа. Развитие декоративного чувства совмещения материалов, их цвета и фактуры. Материалы: разноцветная и разнофактурная бумага, ножницы, клей. Зрительный ряд: слайды и книги с изображением различных птиц. Музыкальный ряд: детские или народные песни с ярко выраженным игровым, декоративным моментом (звон колокольчика, имитация птичьего пения). 14.Узоры, которые создали люди. (1 час) Декоративная деятельность. Из истории декоративно-прикладного искусства, его роли в жизни людей, правила составления основного вида украшения - орнамента. Основа орнамента - элементы (геометрические формы, формы растительного и животного мира), повторяющиеся через определенные промежутки, ритм - равномерное чередование элементов. Задание: Изображение орнамента по воображению Материалы: гуашь, крупная и тонкая кисти, цветная или белая бумага, ножницы, салфетки. Зрительный ряд: иллюстрации или фото образцов орнаментов, образцы различных предметов, украшенные узорами (полотенце с орнаментом, предметы быта, изделия народных мастеров, обои и т.д.), образцы геометрического орнамента в полосе. 15. Как украшает себя человек. (1 час). Задание: изображение любимых сказочных героев и их украшений. Материалы: простой карандаш, ластик, краски, кисти, бумага, баночки с водой, восковые мелки. Зрительный ряд: образцы сказочных героев. 16. Мастер Украшения помогает сделать праздник. (2 часа). Дизайн, как разновидность художественного творчества, синтеза изобразительного, декоративно-прикладного, конструкторского искусства в современном мире. Понятия «дизайн», «дизайнер»; составление из природного материала украшения для новогодней елки, использование законов композиции. Задание: Украшение комнаты. Изготовление праздничных новогодних гирлянд и звезд. Украшение класса и своего дома к новогодним праздникам. Коллективное панно "Новогодняя елка". Материалы: цветная бумага, ножницы, клей, фольга, серпантин. Зрительный ряд: детские работы, выполненные за четверть. Литературный ряд: стихи о празднике Нового года. Музыкальный ряд: рождественские и новогодние праздничные песни, П. Чайковский фрагменты балета "Щелкунчик". «Ты строишь. Знакомство с Мастером Постройки» (10 часов) 17. Постройки в нашей жизни. (1 часа). Задание: Изображение сказочного дома для себя и своего товарища по воображению. Изображение дома с помощью печаток. Материалы: бумага, гуашь, кисти, печатки (ластик, палочка, колпачок от ручки и т.п.) Зрительный ряд: образцы домов, фотографии архитектурных построек. 18. Домики, которая построила природа. (1 час) Задание: Лепка сказочных домиков в форме овощей и фруктов. Постройка из коробочек и бумаги удобных домиков для слона, жирафа и крокодила. Слон большой и почти квадратный, у жирафа - длинная шея, а крокодил очень длинный. Дети учатся понимать выразительность пропорций и конструкцию формы. Материалы: пластилин, стеки, тряпочка, дощечка. Зрительный ряд: иллюстрации к сказкам А.Милна "Винни-Пух", Н.Носова "Незнайка в Цветочном городе", Дж.Родари "Чиполлино", А.Волкова "Волшебник Изумрудного города". Литературный ряд: описания сказочных городков. Музыкальный ряд: музыка к мультфильму и балету "Чиполлино".
19. Дом снаружи и внутри. (2 часа ) Задание: Дом "смотрит" на улицу, но живут внутри дома. "Внутри" и "снаружи" очень взаимосвязаны. Изображение дома в виде букв алфавита так, как будто у них прозрачные стены. Как бы могли жить в домах-буквах маленькие алфавитные человечки, как расположены там комнаты, лестницы, окна. Материалы: бумага (белая или цветная), карандаши или цветные мелки. Зрительный ряд: иллюстрации детских книг. 20. Строим город. (1 час) Задание: Изображение образа города для конкретной сказки. Конструирование игрового города. Игра в архитекторов. Материалы: гуашь, цветная или белая бумага, широкая и тонкая кисти, коробки разных форм, плотная бумага, ножницы, клей. Зрительный ряд: иллюстрации детских книг. Литературный ряд: описания сказочного города из литературного произведения. 21. Все имеет свое строение. (1 час). Задание: Сделать образы разных зверей - зоопарк-конструкцию из коробочек. Сделать из коробочек веселых собак разных пород. Материал можно заменить на аппликацию: разнообразные образы собак делаются из наклеивания на лист заранее заготовленных одноцветных бумажных обрезков разных геометрических форм. Материалы: различные коробки, цветная и белая плотная бумага, клей, ножницы. Зрительный ряд: фотографии животных или репродукции картин с изображением животных. 22. Постройка предметов (упаковок). (2 часа). Задание: Конструирование из бумаги, упаковок, подставок, цветов и игрушек. Материалы: цветная или белая бумага, ножницы, клей. Зрительный ряд: слайды с различных предметов, соответствующих заданию. Литературный ряд: стихи о веселых трудолюбивых мастерах. 23. Город, в котором мы живем. (2 часа). Задание: "Я рисую любимый город". Изображение "по впечатлению" после экскурсии. Материалы: бумага, гуашь, кисти или мелки (по выбору учителя). Литературный ряд: стихи о своем городе. Музыкальный ряд: песни о своем городе. Обобщение темы Задание: выставка работ, сделанных за четверть. Дети учатся смотреть и обсуждать работы друг друга. Игра в художников и зрителей. Можно сделать обобщающее панно "Наш город" или "Москва". «Изображение, украшение, постройка всегда помогают друг другу» (5 часов) 24. Совместная работа трех Братьев - Мастеров. (1час). Узнаем совместную работу "Мастеров" в своих работах прошлых четвертей и в произведениях искусства. Обобщением здесь является 1-й урок. Его цель - показать детям, что на самом деле наши три "Мастера" неразлучны. Они постоянно помогают друг другу. Но у каждого "Мастера" своя работа, свое назначение. И в конкретной работе один из "Мастеров" всегда главный. Вот, например, наши рисунки-изображения: где тут работа "Мастера Постройки"? А сейчас эти работы украшают класс. А в работах, где главным был "Мастер Украшения", как ему помогали "Мастер Изображения", "Мастер Постройки"? Главное, это вспомнить с ребятами, в чем именно состоит роль каждого "Мастера" и чему он помог научиться. В классе должны быть выставлены лучшие работы детей за весь год. Своего рода отчетная выставка. Желательно, чтобы каждый ребенок имел какую-то выставленную работу. Дети учатся рассказывать о своих произведениях и о рисунках своих товарищей. В конце урока демонстрируются слайды произведений взрослого искусства, и дети должны выделить "участие" каждого "Мастера" в этих работах: ваза с фигуративным рисунком; ваза, форма которой что-то изображает; картина с архитектурной постройкой; фонтан со скульптурой; дворцовый интерьер с ярким декором, скульптурой и картинами; интерьер современного здания с монументальной росписью. 25. «Сказочная страна». Создание панно.(1 час). Задание: Коллективное панно и индивидуальные изображения по сказке. Материалы: бумага, гуашь, кисти, ножницы, клей, цветная бумага, фольга. Зрительный ряд: музыка из мультфильмов, фильма или балета по этой сказке. Литературный ряд: сказка, выбранная учителем. 26. «Праздник весны». Конструирование птиц из бумаги. (1 час) Задание: конструирование и украшение птиц. Материал: бумага, ножницы, клей. Зрительный ряд: образец педагога, иллюстрации птиц. Литературный ряд: стихотворение о весне, загадки о птицах. 27. Разноцветные жуки (1 час) Задание: конструирование и украшение жуков, бабочек. Материал: бумага, ножницы, клей. Зрительный ряд: образец педагога, иллюстрации жуков, бабочек. Литературный ряд: стихотворение о весне, загадки о насекомых. 28. «Здравствуй, лето!». (1 час) Композиция "Здравствуй, лето!" по впечатлениям от природы. Задание: нарисовать рисунок о лете. Материал: гуашь, кисти, баночки с водой, тонированная бумага. Литературный ряд: стихи о лете, загадки о лете.




























4. Требования к уровню подготовки учащихся
Учащиеся 1класса должны знать/понимать:

  • основные жанры и виды произведений изобразительного искусства
уметь:
  • различать основные и составные, теплые и холодные цвета;
  • узнавать отдельные произведения выдающихся отечественных художников (В. М. Васнецов, И. И. Левитан);
  • сравнивать отдельные виды изобразительного искусства (графики, живописи, декоративно-прикладного искусства);
  • использовать художественные материалы (гуашь, акварельные краски, цветные карандаши, бумага);
  • применять основные средства художественной выразительности в рисунке, живописи и скульптуре (с натуры, по памяти и воображению); в декоративных и конструктивных работах: иллюстрациях к произведениям литературы и музыки;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:
  • для самостоятельной творческой деятельности;
  • обогащение опыта восприятия произведений изобразительного искусства;
  • оценки произведений искусства (выражения собственного мнения) при посещении выставки.


























5.Планируемые результаты изучения курса
Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся, которые они должны преобразование в процессе освоения учебного предмета по программе «Изобразительное искусство»: • чувство гордости за культуру и искусство Родины, своего города; • уважительное отношение к культуре и искусству других народов нашей страны и мира в целом; • понимание особой роли культуры и искусства в жизни общества и каждого отдельного человека; •сформированность эстетических чувств, художественно-творческого мышления, наблюдательности и фантазии; •сформированность эстетических потребностей (потребностей на общении с искусством, природой, потребностей в творческом отношении к окружающему миру, потребностей в самостоятельной практической творческой деятельности), ценностей и чувств; •развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; • овладение навыками коллективной деятельности в процессе совместной творческой работ в команде одноклассников од руководством учителя; •умение сотрудничать с товарищами в процессе совместной деятельности, соотносить свою часть рабаты с общим замыслом; •умение обсуждать и анализировать собственную художественную деятельность и работу одноклассников с позиций творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения. Метапредметные результаты характеризуют уровень сформулированности универсальных способностей учащихся, проявляющихся в познавательной и практической творческой деятельности: •освоение способов решения проблем творческого и поискового характера; •овладение умением творческого видения с позиций художника, т. е. умением сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать; • формирование умения понимать причины успеха неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха; • освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии; • овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам; •овладение умением вести диалог, распределять функции и роли в процессе выполнения коллективной творческой работы; •использование средств информационных технологий для решения различных учебно-творческих задач в процессе поиска дополнительного изобразительного материала, выполнение творческих проектов, отдельных упражнений по живописи, графике, моделированию и т. д.; • умение планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствии с поставленной задачей, находить варианты решения различных художественно-творческих задач; • умение рационально строить самостоятельную творческую деятельность, умение организовать место занятий; •осознанное стремление к освоению новых знаний и умений, к достижению более высоких и оригинальных творческих результатов. Предметные результаты характеризуют опыт учащихся в художественно-творческой деятельности, который приобретается и закрепляется в процессе освоения учебного предмета: • сформированность первоначальных представлений о роли изобразительного искусства в жизни человека, его роли в духовно-нравственном развитии человека; • сформированность основ художественной культуры, в том числе на материале художественной культуры родного края, эстетического отношения к миру; понимание красоты как ценности, потребности в художественном творчестве и в общении с искусством; • овладение практическими умениями и навыками в восприятии, анализе и оценке произведений искусства; •овладение элементарными практическими умениями и навыками в различных видах художественной деятельности (рисунке, живописи, скульптуре, художественном конструировании), а также в специфических формах художественной деятельности, базирующихся на ИКТ (цифровая фотография, видеозапись, элементы мультипликации и пр.); • знание видов художественной деятельности: изобразительной (живопись, графика, скульптура), конструктивной (дизайна и архитектура), декоративной (народных и прикладные виды искусства); • знание основных видов и жанров пространственно-визуальных искусств; • понимание образной природы искусства; • эстетическая оценка явлений природы , событий окружающего мира • применение художественных умений, знаний и представлений в процессе выполнения художественно-творческих работ; • способность узнавать, воспринимать, описывать и эмоционально оценивать несколько великих произведений русского и мирового искусства; • умение обсуждать и анализировать произведения искусства, • выражая суждения о содержании, сюжетах и выразительных средствах; • усвоение названий ведущих художественных музеев России и художественных музеев своего региона; • умение видеть проявления визуально-пространственных искусств в окружающей жизни: в доме, на улице, в театре, на празднике; • способность использовать в художественно-творческой дельности различные художественные материалы и художественные техники; • способность передавать в художественно-творческой деятельности характер, эмоциональных состояния и свое отношение к природе, человеку, обществу; • умение компоновать на плоскости листа и в объеме заду манный художественный образ; • освоение умений применять в художественно-творческой деятельности основы цветоведения, основы графической грамоты; • овладение навыками моделирования из бумаги, лепки из пластилина, навыками изображения средствами аппликации и коллажа; • умение характеризовать и эстетически оценивать разнообразие и красоту природы различных регионов нашей страны; • умение рассуждать о многообразии представлений о красоте у народов мира, способности человека в самых разных природных условиях создавать свою самобытную художественную культуру; • изображение в творческих работах особенностей художественной культуры разных (знакомых по урокам) народов, передача особенностей понимания ими красоты природы, человека, народных традиций; •способность эстетически, эмоционально воспринимать красоту городов, сохранивших исторический облик, - свидетелей нашей истории; • умение приводить примеры произведений искусства, выражающих красоту мудрости и богатой духовной жизни, красоту внутреннего мира человека.

Планируемые результаты изучения предмета "Изобразительное искусство" у обучающихся: •будут сформированы основы художественной культуры: представления о специфике искусства, потребность в художественном творчестве и в общении с искусством; • начнут развиваться образное мышление, наблюдательность и воображение, творческие способности, эстетические чувства, формироваться основы анализа произведения искусства; • формируются основы духовно-нравственных ценностей личности, будет проявляться эмоционально-ценностное отношение к миру, художественный вкус; • появится способность к реализации творческого потенциала в духовной, художественно-продуктивной деятельности, разовьется трудолюбие, открытость миру, диалогичность; •установится осознанное уважение и принятие традиций, форм культурного -исторической, социальной и духовной жизни родного края, наполнятся конкретным содержание понятия Отечество» ,«родная земля», «моя семья и род», «мой дом», разовьется принятие культуры и духовных традиций много национального народа Российской Федерации, зародится социально ориентированный и взгляд на мир; • будут заложены основы российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, появится осознание своей этнической и национальной принадлежности, ответственности за общее благополучие.
Обучающиеся: • овладеют умениями и навыками восприятия произведений искусства; смогут понимать образную природу искусства; давать эстетическую оценку явлениям окружающего мира; • получат навыки сотрудничества со взрослыми и сверстника научатся вести диалог, участвовать в обсуждении значимых явлений жизни и искусства; • научатся различать виды и жанры искусства, смогут называть ведущие художественные музеи России (и своего региона); • будут использовать выразительные средства для воплощения собственного художественно-творческого замысла; смогут выполнять простые рисунки и орнаментальные композиции, используя язык компьютерной графики в программе Paint.
















6. Формы контроля знаний, умений, навыков Критерии оценки устных индивидуальных и фронтальных ответов

  1. Активность участия.
  2. Умение собеседника прочувствовать суть вопроса.
  3. Искренность ответов, их развернутость, образность, аргументированность.
  4. Самостоятельность.
  5. Оригинальность суждений.

Критерии и система оценки творческой работы
  1. Как решена композиция: правильное решение композиции, предмета, орнамента (как организована плоскость листа, как согласованы между собой все компоненты изображения, как выражена общая идея и содержание).
  2. Владение техникой: как ученик пользуется художественными материалами, как использует выразительные художественные средства в выполнении задания.
  3. Общее впечатление от работы. Оригинальность, яркость и эмоциональность созданного образа, чувство меры в оформлении и соответствие оформления работы. Аккуратность всей работы.
Из всех этих компонентов складывается общая оценка работы обучающегося.
Формы контроля уровня обученности
  1. Викторины
  2. Кроссворды
  3. Отчетные выставки творческих (индивидуальных и коллективных) работ
  4. Тестирование

Формирование универсальных учебных действий Личностные УУД:
  • ценностно-смысловая ориентация учащегося;
  • действие смыслообразования;
  • нравственно-этическое оценивание
Коммуникативные УУД:
  • умение выражать свои мысли;
  • разрешение конфликтов, постановка вопросов;
  • управление поведением партнера: контроль, коррекция.
Регулятивные УУД:
  • целеполагание;
  • волевая саморегуляция;
  • коррекция;
  • оценка качества и уровня усвоения.

Познавательные универсальные действия Общеучебные:
  • умение структурировать знания;
  • смысловое чтение;
  • знаково-символическое моделирование;
  • выделение и формирование учебной цели.
Логические:
  • анализ объектов;
  • синтез, как составление целого из частей;
  • классификация объектов;
  • доказательство;
  • выдвижение гипотез и их обоснование;
  • построение логической цепи рассуждения.


Характеристика цифровой оценки (отметки) • "5" ставится, если ученик выполнил работу в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности, проявил организационно-трудовые умения (поддерживал чистоту рабочего места и порядок на столе, экономно расходовал материалы, работа аккуратная); • "4" ставится, если работа выполнена не совсем аккуратно, измерения не достаточно точные, на рабочем месте нет должного порядка; • "3" ставится, если работа выполнена правильно только наполовину, ученик неопрятно, неэкономно расходовал материал, не уложился в отведенное время.

7. Календарно-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ № п\п Наименование тем Кол-во часов Дата Планируемые результаты (в соответствии с ФГОС) план факт предметные
результаты универсальные учебные действия
(УУД)

личностные
результаты

Ты изображаешь. Знакомство с Мастером Изображения 1

Изображения всюду вокруг
нас (постановка и решение учебной задачи; экскурсия).

С. 8-11 1

Научится: составлять описательный рассказ; находить в окружающей действительности изображения, сделанные художниками

Регулятивные: адекватно использовать речь.

Познавательные: рассуждать
о содержании рисунков, сделанных детьми.

Коммуникативные: задавать вопросы, слушать собеседника, вести устный диалог

Доброжелательность
и эмоционально-нравственная отзывчивость 2

Мастер Изображения учит видеть (решение учебной задачи; экскурсия).
С. 14-17 1

Научится: видеть различия в строении деревьев, форме листьев, цвете; собирать материал для гербария

Регулятивные: выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации.

Познавательные: сравнивать различные листья на основе выявления их геометрических форм.

Коммуникативные: формулировать свои затруднения

Ценностное отношение
к природному миру 3

В гостях у Золотой осени.

В. Поленов «Осень в Абрамцеве» (решение учебной задачи; экскурсия) 1

Научится: определять основные пропорции, характерные формы деревьев, жилых построек; обобщать наблюдения

Регулятивные: использовать речь для регуляции своего действия.

Познавательные: подвести под понятие на основе распознавания объектов, выделять существенные признаки.

Коммуникативные: строить монологическое высказывание

Готовность следовать нормам природо-охранного поведения 4

Изображать можно пятном (постановка и решение учебной задачи).

С. 18-23 1

Научится превращать комок пластилина в птицу или зверушку способами вытягивания и вдавливания (работа
с пластилином)

Регулятивные: адекватно воспринимать предложения учителей,
товарищей по исправлению допущенных ошибок.

Познавательные: ориентироваться в разнообразии способов решения задач.

Коммуникативные: оказывать взаимопомощь в сотрудничестве

Самооценка
на основе критериев успешной деятельности 5-6

Изображать можно в объеме. Лепка птицы и животного из целого куска. (решение учебной
задачи).

С. 24-27 2

Научится превращать комок пластилина в птицу или зверушку способами вытягивания и вдавливания (работа
с пластилином)

Регулятивные: адекватно воспринимать предложения учителей,
товарищей по исправлению допущенных ошибок.

Познавательные: ориентироваться в разнообразии способов решения задач.

Коммуникативные: оказывать взаимопомощь в сотрудничестве

Самооценка
на основе критериев успешной деятельности 7

Изображать можно линией (решение учебной задачи). С. 28-31 1

Научится делать линией рисунок на тему «Расскажи нам
о себе»

Регулятивные: составлять план
и последовательность действий.

Познавательные: сочинять и рассказывать с помощью линейных изображений сюжет из своей жизни.

Коммуникативные: задавать вопросы; обращаться за помощью
к одноклассникам, учителю

Понимание чувства других людей
и сопереживание им 8

Разноцветные краски .Волшебный мир красок. (решение учебной задачи).

С. 32-33 1

Научится: рисовать то, что каждая краска напоминает; радоваться общению
с красками

Регулятивные: предвосхищать результат.

Познавательные: контролировать и оценивать процесс и результат деятельности.

Коммуникативные: формулировать собственное мнение и позицию

Уважительное отношение к иному мнению 9

Изображать можно и то, что невидимо

(настроение)

(постановка и решение учебной задачи).


1

Научится делать линией рисунок на тему «Расскажи нам о себе»

Регулятивные: составлять план
и последовательность действий.

Познавательные: сочинять и рассказывать с помощью линейных изображений сюжет из своей жизни.

Коммуникативные: задавать вопросы; обращаться за помощью
к одноклассникам, учителю

Понимание чувства других людей
и сопереживание им 10

Художник и зрители (постановка и решение учебной задачи).Обобщение по теме

С. 34-41 1

Научится: воспринимать произведения искусства; оценивать работы товарищей

Регулятивные: адекватно использовать речь.

Познавательные: осуществлять поиск и выделение необходимой информации из различных источников.

Коммуникативные: обсуждать
и анализировать работы одноклассников с позиций творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения

Уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре разных народов

Ты украшаешь. Знакомство с Мастером Украшения 11

Мир полон украшений (постановка и решение учебной задачи).

С. 44-45 1

Научится: видеть украшения в окружающих предметах; украшать - разрисовывать цветы-заготовки

Регулятивные: адекватно воспринимать предложения учителя.

Познавательные: выделять и обобщенно фиксировать группы существенных признаков объектов.

Коммуникативные: формулировать свои затруднения при решении учебной задачи

Эстетические потребности 12

Красоту надо уметь замечать. Узор на крыльях (коллективная работа)
С. 50-53 1

Научится: рисовать бабочку крупно, на весь лист; делать симметричный узор на крыльях, передавая узорчатую красоту

Регулятивные: применять установленные правила в решении задачи.

Познавательные: использовать общие приемы решения задачи.

Коммуникативные: обращаться
за помощью к одноклассникам, учителю

Ценностное отношение
к природному миру 13

Красоту надо уметь замечать .Красивые рыбы
(решение частных задач).

С. 54-55 1

Научится: видеть красоту разнообразных поверхностей; украшать рыбок узорами чешуи в технике монотипии

Регулятивные: соотносить правильность выполнения действия
с требованиями конкретной задачи.

Познавательные: подводить под понятие на основе распознания объектов.

Коммуникативные: предлагать помощь и сотрудничество

Эстетические чувства 14

Красоту надо уметь замечать. Украшение птиц .Объемная аппликация.(постановка учебной задачи, поиск ее решения).

С. 56-57 1

Научится: рассматривать птиц, обращая внимание не только на цвет, но и на форму; изображать нарядную птицу
в технике объемной аппликации, коллажа

Регулятивные: вносить необходимые дополнения и изменения
в действия.

Познавательные: создавать модели для решения задач.

Коммуникативные: задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности, соблюдать правила общения

Эмоционально-нравственная отзывчивость 15

Узоры, которые создали люди (поиск и открытие нового способа действия).

С. 58-61 1

Научится: придумывать свой орнамент; образно, свободно писать красками и кистью эскиз на листе бумаги

Регулятивные: составлять план, осуществлять последовательность действий.

Познавательные: ориентироваться в разнообразии способов решения задач.

Коммуникативные: формировать собственную позицию

Уважительное отношение к иному мнению 16

Как украшает себя человек 1

Научится узнавать и изображать сказочных персонажей по свойственным им украшениям

Регулятивные: вносить необходимые коррективы после завершения работы.

Познавательные: подводить под понятие на основе выделения существенных признаков.

Коммуникативные: строить понятные для партнера высказывания

Эмоциональная отзывчивость 17-18

Мастер Украшения помогает сделать праздник
(рефлексия
и оценивание
способа действия).

С. 62-65.Обобщение по теме


2

Научится создавать праздничные украшения из цветной бумаги для новогодней елки

Регулятивные: предвидеть возможности получения конкретного результата.

Познавательные: выбирать наиболее эффективные способы решения задач.

Коммуникативные: оказывать
в сотрудничестве взаимопомощь

Этические чувства - доброжелательность

Ты строишь. Знакомство с Мастером Постройки

19

Какие постройки нас окружают?

1

Научится придумывать и изображать сказочный дом для себя
и своих друзей или сказочные дома героев детских книг

Регулятивные: использовать речь для регуляции своего действия.

Познавательные: осуществлять сравнение, классификацию по заданным критериям.

Коммуникативные: слушать собеседника

Уважительное отношение к иному мнению

20

Домики, которые построила природа (решение частных задач).

С. 76-77

1

Научится: видеть домики в любом предмете; изображать сказочные домики
в форме различных предметов

Регулятивные: устанавливать соответствие полученного результата поставленной цели.

Познавательные: осуществлять сбор информации.

Коммуникативные: формулировать свои затруднения; обращаться за помощью к одноклассникам

Готовность следовать нормам природоохранного поведения

21-22

Дом снаружи
и внутри (решение частных задач).

С. 78-79

2

Научится изображать фантазийные дома (в виде букв алфавита, бытовых предметов и др.), их вид снаружи и внутри

Регулятивные: адекватно воспринимать предложения учителей, товарищей.

Познавательные: оценивать результат деятельности.

Коммуникативные: проявлять активность в решении познавательных задач

Самооценка работы

23

Строим город (коллективная работа)

С. 80-83

1

Научится строить домик путем складывания бумажного цилиндра, его сгибания и добавления необходимых частей

Регулятивные: стабилизировать эмоциональное состояние.

Познавательные: узнавать, называть объекты окружающей действительности.

Коммуникативные: осуществлять взаимный контроль

Навыки сотрудничества

24

Все имеет свое строение (решение частных задач).

С. 84-85

1

Научится создавать из простых геометрических форм изображения животных

Регулятивные: определять последовательность действий.

Познавательные: использовать знаково-символические средства для решения задачи.

Уважительное отношение к иному мнению

25-26

Постройка предметов (решение частных задач).

С. 86-87

2

Научится конструировать из бумаги упаковки
и украшать их, производя правильных порядок учебных действий

Регулятивные: концентрировать волю.

Познавательные: использовать общие приемы решения задач.

Коммуникативные: задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности

Эстетические потребности

27

28

Город, в котором мы живем
(экскурсия), (коллективная работа)Обобщение по теме

С. 88-89

2

Научится: создавать работу
по впечатлению после экскурсии; описывать архитектурные впечатления

Регулятивные: выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; использовать речь для регуляции своего действия.

Познавательные: осуществлять поиск и выделение необходимой информации.

Коммуникативные: формировать собственное мнение

Уважительное отношение к культуре, доброжелательность

Изображение, Украшение и Постройка всегда помогают друг другу

29

Совместная работа трех Братьев-Мастеров (постановка и решение учебной задачи).

С. 91-93

1

Научится смотреть и обсуждать рисунки, скульптуры, выделяя
в них работу каждого из Мастеров

Регулятивные: адекватно использовать речь.

Познавательные: различать три вида художественной деятельности.

Коммуникативные: строить монологичное высказывание

Уважительное отношение к иному мнению

30

Сказочная страна. Создание панно (коллективная работа)

С. 98-99

1

Научится: создавать коллективную работу; определять, что в работе было постройкой, украшением, изображением

Регулятивные: определять последовательность промежуточных целей.

Познавательные: ориентироваться в разнообразии способов решения задач.

Коммуникативные: договариваться о распределении функций
в совместной деятельности

Самооценка работы

31

Праздник весны. Конструирование птиц из бумаги (коллективная работа)

1

Научится: создавать коллективную работу;

Регулятивные: вносить необходимые дополнения и изменения.

Познавательные: называть явления окружающей действительности.

Коммуникативные: ставить вопросы по данной проблеме

Готовность следовать нормам природоохранного поведения

32

Разноцветные жуки (решение частных задач).

С. 96-97

1

Научится: создавать изображение на заданную тему; самостоятельно подбирать материал для работы

Регулятивные: предвосхищать результат.

Познавательные: выбирать наиболее эффективные способы решения задач.

Коммуникативные: предлагать помощь

Готовность следовать нормам природоохранного поведения

33

Здравствуй, лето! (Рефлексия и оценивание способа действия в форме игровых заданий.) Обобщение по теме

С. 102-106

1

Научится: рассматривать произведения известных художников: картины и скульптуры; создавать композицию по впечатлениям от летней природы

Регулятивные: соотносить правильность выбора и результата действия с требованиями конкретных задач.

Познавательные: осуществлять поиск и выделение необходимой информации.

Коммуникативные: проявлять активность во взаимодействии

Уважительное отношение к иному мнению




ЛИТЕРАТУРА
Учебно-методическое обеспечение Федеральный компонент государственного стандарта общего образования второго поколения Примерные программы начального общего образования. В 2 ч. - М.: Просвещение, 2008. - 232 с. - (Стандарты второго поколения). Изобразительное искусство и художественный труд. 1-9 классы/ Под руководством Б. М. Неменского./ Неменский Б. М.-М., 2007. Неменский Б. М., Неменская Л. А., Коротеева Е. И. Изобразительное искусство: 1-4 кл.: методическое пособие./ Б. М. Неменский, Л. А. Неменская, Е. И. Коротеева - М., 2008. Неменская Л. А. Изобразительное искусство: ты изображаешь, украшаешь и строишь: учеб. Для 1 кл. нач. шк./Л. А. Неменская. - М., 2009. Коротеева Е. И. Изобразительное искусство. Искусство и ты. 2 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений / Е. И. Коротеева; под ред. Б. М. Неменского. - М.: Просвещение, 2009. Изобразительное искусство. Искусство вокруг нас. 3 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений / [Н. А. Горяева, Л. А. Неменская, А. С. Питерских и др.]; под ред. Б. М. Неменского. - М.: Просвещение, 2010. Неменская Л. А. Изобразительное искусство: каждый народ - художник: учеб для 4 кл. нач. шк. / Л. А. Неменская; под ред. Б. М. Неменского. - М.: Просвещение, 2009.
а) основная литература: Каспржак А. Г., Левит М. Б. Базисный учебный план и российское образование в эпоху перемен. Сер.: Библиотечка директора школы. - М.: МИРОС, 1994. - 98 с. О преподавании учебного предмета «Изобразительное искусство» в условиях введения Федерального компонента государственного стандарта общего образования. Методическое письмо от 5. 03.2004 № 1089. - на сайте ed.gov.ru. Программно-методические материалы. Изобразительное искусство. Начальная школа/ Сост. В. С. Кузин, В. И. Сиротин. - М.: Дрофа, 1999. - 224 с. Абрамова М. А. Беседы и дидактические игры на уроках по изобразительному искусству: 1-4 кл. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2002. - 128 с. Доля С. И. Изобразительное искусство. 4 класс: поурочные планы по учебнику В. С. Кузина, Э. И. Кубышкиной. - Волгоград: Учитель, 2007. - 94 с. Дроздова С. Б. Изобразительное искусство. 4 класс: поурочные планы по учебнику В. С. Кузина, Э. И. Кубышкиной «Изобразительное искусство в начальной школе. 3-4 классы» в 2 частях. Часть 1. - Волгоград: Учитель - АСТ, 2004. - 96 с. Дроздова С. Б. Изобразительное искусство. 2 класс: поурочные планы по учебникам Е. И. Коротеевой, Н. А. Горяевой под ред. Б. М. Неменского. - Волгоград: Учитель, 2008. - 171 с. Дроздова С. Б. Изобразительное искусство. 3 класс: поурочные планы по учебникам Н. А. Горяевой, Л. А. Неменской, А. С. Питерских под ред. Б. М. Неменского. - Волгоград: Учитель, 2007. - 207 с Зеленина Е. Л. Играем, познаем, рисуем: Кн. для учителей и родителей. - М.: Просвещение, 1996. - 64 с. Коньшева Н. М. Лепка в начальных классах: Кн. для учителей. - М.: Просвещение, 1985. - 75 с. Лободина Н. В. Изобразительное искусство. 4 класс: поурочные планы по программе Б. М. Неменского. - Волгоград: Учитель, 2007. - 251 с. Марысаев В. Учебное пособие по изобразительному искусству для начальной школы. - М.: Аквариум, 1998. - 54 с. Неменский Б. М., Неменская Л. А., Коротеева Е. И. Изобразительное искусство: 1-4 кл.: методическое пособие. - 3-е изд. - М.: Просвещение, 2008. - 191 с. Павлова О. В. Изобразительное искусство в начальной школе: обучение приемам художественно-творческой деятельности. - Волгоград: Учитель, 2008. - 139 с. Павлова О. В. Изобразительное искусство. 1 класс: поурочные планы по учебнику В. С. Кузина, Э. И. Кубышкиной. - Волгоград: Учитель, 2007. - 175 с. Садкова Л. М. Изобразительное искусство. 2 класс: поурочные планы по учебнику В. С. Кузина, Э. И. Кубышкиной. - Волгоград: Учитель, 2006. - 141 с. Садкова Л. М. Изобразительное искусство. 3 класс: поурочные планы по учебнику В. С. Кузина, Э. И. Кубышкиной. - Волгоград: Учитель, 2007. - 255 с.. ина, Э. урочные планы по учебнику В. дации. ной школе: обучение приемам художественно-творческой деятельности. тельности - и. ина, Э. урочные планы по учебнику В. дации. ной школе: обучение приемам художественно-творческой деятельности. тельности - и Стасевич В. Н. Пейзаж. Картина и действительность. Пособие для учителей. - М.: Просвещение, 1978. - 136 с. Федотова И. В. Изобразительное искусство. 1 класс: поурочные планы по учебнику Л. А. Неменской «Искусство и ты». - Волгоград: Учитель, 2007. - 119 с.
б) дополнительная литература для учителя Комарова Т. С., Савенков А. И. Коллективное творчество детей. - М.: Российское педагогическое агентство, 1998. - 98 с. Комарова Т. С. Народное искусство в воспитании детей. - М.: Российское педагогическое агентство, 1997. - 112 с. Компанцева Л. В. Поэтический образ природы в детском рисунке. - М.: Просвещение, 1985. - 75 с. Курочкина Н. А. Детям о книжной графике. - СПб.: Акцидент, 1997. - 63 с. Курочкина Н. А. Знакомство с натюрмортом. - СПб.: Акцидент, 1998. - 72 с. Курочкина Н. А. Дети и пейзажная живопись. Времена года. Учимся видеть, ценить, создавать красоту. - СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2003 - 234 с. Лялина Л. А. Дизайн и дети: Методические рекомендации. - М.:ТЦ Сфера, 2006.-96 с. Основы рисунка. - М.: АСТ, 2004.- 43 с. Павлова О. В. Изобразительное искусство. 5-7 классы: терминологические диктанты, кроссворды, филворды, тесты, викторины / авт.-сост. О. В. Павлова. - Волгоград: Учитель, 2010.- 77с. Пауэл У. Ф. Цвет и как его использовать. - М.: Астрель: АСТ, 2005. - 68 с. Свиридова О. В. Изобразительное искусство. 1-4 классы: упражнения, задания, тесты /авт.-сост. О. В. Свиридова. - Волгоград: Учитель, 2009.-74 с. Свиридова О. В. Изобразительное искусство. 5-8 классы: проверочные и контрольные тесты. - Волгоград: Учитель, 2008. - 93 с. Трофимова М. В., Тарабарина Т. И. И учеба, и игра: изобразительное искусство. Популярное пособие для родителей и педагогов. - Ярославль: Академия развития, 1997.- 192 с. Шпикалова Т. Я. Основы народного и декоративно-прикладного искусства для школ с углубленным изучением предметов художественно-эстетического цикла (1-4 кл.) Шпикалова Т. Я., Величкина Г. А. Основы народного и декоративно-прикладного искусства. - М.: Мозаика-Синтез, 1998. Под ред. Т. Я. Шпикаловой. Бабушкины уроки: Народное искусство Русского Севера: занятия с младшими шк-ми: Учеб.-метод. пособие. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. Под ред. Т. Я. Шпикаловой. Возвращение к истокам: Народное искусство и детское творчество: Учеб.-метод. пособие. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. Под ред. Т. Я. Шпикаловой. Детям - о традициях народного мастерства. Осень: Учеб.-метод. пособие / В 2 ч. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. Шпикалова Т. Я. Метод. пособие к учебнику изобразительное искусство 1 кл. - М.: Просвещение, 2000.
в) дополнительная литература для учащихся: Вильчинский В. М. Учитесь рисовать: Альбом для 3 класса. - Киев: Радянська школа, 1983 - 72 с. Кузин В. С. Изобразительное искусство: рабочая тетрадь. 1 кл. - 5-е изд., стереотип. - М.: Дрофа, 2006. - 63 с. Кузин В. С. Изобразительное искусство: рабочая тетрадь. 2 кл. - 4-е изд., стереотип. - М.: Дрофа, 2006. - 65 с. Кузин В. С. Изобразительное искусство: рабочая тетрадь. 3 кл. - 2-е изд., - М.: Дрофа, 2006. - 66 с. Порте П. Учимся рисовать человека / Пер. с фр. Э. А. Болдиной. - М.: ООО «Мир книги», 2005.- 123 с. Порте П. Учимся рисовать окружающий мир / Пер. с фр. Э. А. Болдиной. - М.: ООО «Мир книги», 2005. - 124 с. Порте П. Учимся рисовать диких животных / Пер. с фр. Э. А. Болдиной. - М.: ООО «Мир книги», 2005. - 122 с. Порте П. Учимся рисовать от А до Я / Пер. с фр. Э. А. Болдиной. - М.: ООО «Мир книги», 2005. - 123 с. Стебловская Л. П. Учитесь рисовать: Альбом для учащихся второго года обучения. - Киев, Рад. шк., 1989. - 75 с. Ушакова О. Д. Великие художники: Справочник школьника. - СПб.: Издательский Дом «Литера», 2004. - 37 с.

ОБОРУДОВАНИЕ

  • Учебные столы, с возможностью остановки наклона рабочей плоскости и размещения красок и др. инструментов.
  • Тумбочка на колесах для технических средств обучения.
  • Доска большая универсальная (с возможностью магнитного крепления и зажима для плакатов)
  • Стеллажи для хранения детских работ, художественных материалов, методического фонда.

ТЕХНИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ
  • Телевизор
  • Видеомагнитофон (DVD)
  • Диапроектор
  • Графопроектор
  • Экран

ТАБЛИЦЫ (комплекты)
  • Хохлома
  • Гжель
  • Урало-сибирская роспись
  • Полхов-Майдан
  • Мезенская роспись
  • Дымковская игрушка
  • Жостово
  • Введение в цветоведение. 16 штук
  • Декоративно-прикладное искусство. 12 штук

МЕТОДИЧЕСКИЙ ФОНД
  • Коллекция изделий декоративно-прикладного искусства и народных промыслов
  • Репродукции картин разных художников.
  • Муляжи для рисования (2 набора)
  • Коллекция бабочек для рисования
  • Серии фотографий и иллюстраций природы.
  • Фотографии и иллюстрации животных.
  • Тела геометрические (1 набор)
  • Предметы для натурной постановки (кувшины, часы, вазы и др.).
  • Таблицы последовательного рисования по темам и классам (в папках)
  • Детские работы как примеры выполнения творческих заданий.

ДИАПОЗИТИВЫ ПО ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМУ ИСКУССТВУ
  • Дымковские игрушки
  • Гжель
  • Слайды картин В. Васнецова
  • Слайды иллюстраций И. Билибина
  • Слайды картин отечественных художников
ВИДЕОМАТЕРИАЛЫ
  1. Коллекция для видео «Чудеса Света»
  2. Коллекция для видео «Музеи России. Эрмитаж»
  3. Коллекция видео «Виды и жанры изобразительного искусства»
© 2010-2022