Урок познания мира. Сезонные изменения в природе (3 класс)

Раздел Начальные классы
Класс 3 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Старостина Наталья Владимировна

учитель начальных классов, высшей категории

ГУ СШ № 3 с ДМЦ

Тема урока: Сезонные изменения в природе (3 класс)

Цель урока:

Расширение понятийной базы учащихся за счёт включения в неё новых элементов (пробуждение природы, признаки весны, последовательность событий в природе и их связи) и овладение материалом урока на уровне сознательного воспроизведения и запоминания.

Задачи урока:


  1. Дать представление об изменениях в жизни растений весной

  2. Показать связь этих изменений с неживой природой

  3. Учить обобщать собственный жизненный опыт и, привлекая полученные знания, строить логические выводы и обобщения

  4. Воспитывать чувство гордости за родной край

  5. Продолжать формирование элементов экологической культуры

  6. Развивать монологическую речь учащихся через использование алгоритма ответа;

  7. Формировать аналитико-синтетическое мышление, умение осуществлять группировку, умение обобщать, делать выводы;
  8. Развивать коммуникативные навыки через работу в парах и группах, оценку и самооценку деятельности;

Оборудование:

  1. Интерактивная доска, презентация к уроку,

  2. карточки с заданиями для парной работы (№ 1, № 2),

  3. карточка с заданием для групповой работы (№ 3),

  4. результаты опыта с ветками деревьев,

  5. карточки для саморефлексии,

  6. компьютер,

  7. экран,

  8. диск с презентацией к уроку.

Ожидаемый результат.

Внешним результатом учебной деятельности на данном уроке является открытие нового знания и способность к его применению при решении учебной задачи (показать пробуждение природы, научить наблюдать признаки весны на всём её протяжении, определять последовательность событий в природе и их связи).

На внутреннем уровне результатом является развитие личности учащихся (мыслительных операций, мотивационной, эмоционально-волевой сферы, развитие коммуникативных умений, активности, самостоятельности, ответственности)

Технологии, методы и приёмы, используемые на уроке. На уроке используется технология проблемно-диалогического обучения, которая предполагает создание под руководством учителя проблемной ситуации и активную самостоятельную деятельность учащихся по её разрешению, в результате чего происходит творческое овладение знаниями, навыками, умениями и развитие мыслительных способностей. Применяются активные методы обучения (по классификации И.Я. Лернера, М.Н. Скаткина): проблемное изложение, частично-поисковый метод. На этапе введения применяются проблемные методы, которые проводят учеников через два звена научного творчества - постановку проблемы и поиск решения и направлены на организацию поисковой познавательной деятельности. На этапе воспроизведения предлагаются задания, позволяющие пройти ещё два творческих звена - выражение продукта и реализацию продукта. Таким образом, ученик осуществляет полный цикл творческой деятельности. Частично-поисковый метод позволяет приучить учащихся к самостоятельности мышления и творчеству. Для организации учебного процесса развивающего типа, использую исследовательский подход (обучение через «открытие») и коммуникативный подход (когда ученик становится автором какой-то точки зрения). На этапе актуализации знаний и постановки учебной задачи предлагаются задания на повто­рение изученного материала. При этом учитель задаёт проблему, играющую роль мотивации учебной деятельности. Ребята предлагают свои способы решения этой проблемы, выясняют в беседе, что им необходимо для решения проблемы, что они уже знают, а что им предстоит узнать. Зна­ния, которые лежат в основе выполнения данных заданий, являются базовыми для изучения нового материала. На следующем этапе осуществляется открытие детьми нового знания в результате совместных дей­ствий учителя и учеников (система подводящих творческих заданий). Выдвигаются гипотезы, ко­торые затем принимаются или отвергаются, выделя­ются существенные признаки понятия, устанавлива­ются связи с ранее изученным материалом. Новые знания, приобретенные в ходе совмест­ного открытия, являются личностно значимыми и при­сваиваются учениками сразу же, без дополнитель­ных усилий на запоминание. На этапе первичного закрепления используют­ся задания, которые позволяют начать обучение способам применения. При этом в каждом задании формируется и отрабатывается важнейшее понятие или представление темы, а, кроме того, рассматривается один из многих способов его применения в жизни школьника. Последним предлагается задание частично-поискового и творческого характера, которое проводится по принципу "опережающей многолинейности". На этапе подведения итогов урока ученики уча­ствуют в оценочно-рефлексивной деятельности. Каж­дый ученик задумывается о том, что у него хорошо получается, а что еще не получается и над чем он планирует работать на следующих уроках в плане самовоспитания, саморазвития и самообучения.

Структура урока:

  1. Оргмомент.
  2. Постановка проблемного вопроса.
  3. Актуализация знаний и формулирование темы урока.
  4. Совместное открытие нового.
  5. Физминутка.
  6. Закрепление .
  7. Практическая часть урока (начало формирования умений).
  8. Подведение итогов урока. Рефлексия.
  9. Задавание домашней работы.

Ход урока:

  1. Оргмомент.

- Здравствуйте, ребята. Какие красивые глазки смотрят на меня, голубые, серые, зелёные, карие, сколько в них ума, сосредоточенности, точно знаю, что готовы к уроку… А урока сегодня не будет, да зачем он вам нужен, и вовсе мы сегодня с вами будем не учениками, а поиграем в игру где вы будете экспертами (словарная работа над словом эксперт - что оно обозначает), (раздать головные уборы зел.) Я работаю учителем в 3 школе и мои ребята вам передают привет… --- внимание на экран… (видео учеников 3 класса 1 мин.) --- пока я ехала к вам за окном машины я увидела много чудес. А вы любите чудеса? Как вы думаете, какие чудеса я могла увидеть? (1 мин.) Сегодня мы с вами отправимся в гости к природе, будем стараться подружиться с ней, откроем некоторые её тайны, узнаем о некоторых взаимосвязях. Чтобы подобрать ключ к этим чудесным тайнам, мы будем наблюдать, сравнивать и анализировать, выполнять упражнения в парах. Я рада, что у вас прекрасное настроение, и вы готовы подняться вверх ещё на одну ступеньку знаний. (Слайд 1)
  1. Актуализация знаний и формулирование темы урока.


Вы знаете, что наша необыкновенная природа служит вдохновением для поэтов, композиторов. Вашему вниманию представляю отрывок из произведения великого композитора П.И. Чайковского из цикла «Времена года» - Апрель - «Подснежник». (Слайд 2) (Слушают музыкальное произведение с презентацией подснежники, учитель читает стихотворение - 1 мин.)

Из под снега Подснежники -
Первоцветы весны!
Распустились в орешнике…
И любуемся мы.

Нежность белых бутонов
Не сорви, не сломай -
Улыбнись… и с поклоном
Дальше путь продолжай.

Слишком кратко цветение -
Не губи красоту!
Птиц весеннее пение,
Разливай доброту.

Снег крупинчатый тает -
Ручейками уйдёт.
Так в апреле бывает.
Вновь подснежник цветёт!
- Понравилось ли вам произведение великого композитора? - Какие чувства вы испытывали, когда слушали это произведение? - И вы сегодня будете собирать букеты из подснежников за свою работу… - Как можно сформулировать главный вопрос нашего занятия?

1.Постановка проблемного вопроса. (3 мин)


(Слайд 3) - Прочитайте главный вопрос на который нам надо найти ответ.
Какие изменения происходят в неживой природе и как влияют на пробуждение природы?
- Можем ли мы сейчас сразу ответить на главный вопрос урока? Почему? (необходимо произвести ряд исследований) (Слайд 4) - Давайте вспомним некоторые понятия, которые понадобятся нам сегодня в работе. - Что такое природа? (Всё, что нас окружает и существует независимо от человека) - Какая бывает природа? - Что относится к живой природе? (Растения, животные, человек) - А что относится к неживой природе? (Вода, воздух, полезные ископаемые, почва) - По каким признакам мы относим те или иные объекты к живой природе? (Растут, питаются, размножаются, умирают)

- перед вами лежат зелёные конверты, посмотрите внимательно на карточки, *** Задание -1 - определите закономерность этих явлений (2 мин + анализ 4 мин) (Слайд 5) (дети самост-но работают) учитель читает в это время стихотворение…)
Что мы будем делать с вами, Чтоб природе стать друзьями? Чтоб природе другом стать, Тайны все её узнать, Все загадки разгадать, Научиться наблюдать, Будем вместе развивать качество- внимательность, А поможет всё узнать Наша любознательность.
Ответы детей, докажите свои выводы… (снежинка, дерево в снегу, весеннее дерево, дерево с листочками, сосульки, подснежник, капля, травка)
*** Задание - 2 - на какие группы можно разделить картинки которые лежат перед вами (осадки, растения, трава, времена года), (Слайд 6)
*** Логическая минутка (Слайд 7)(4 мин) Найдите лишний предмет и докажите… (дерево, куст, ель)

  1. Совместное открытие нового.

Работа в парах. - По каким признакам мы узнаём, что наступила весна? (варианты детей) - Возьмите карточки. Зачеркните те явления природы, которые не относятся к весне. (Дети работают по карточкам в парах) (Слайд 8)
Карточка № 1. Стало холоднее. Стало теплее Образовались проталины. Земля покрылась снегом. День уменьшается. День увеличивается. Река замерзает. Лёд на реке тает. Листья распускаются. Листья желтеют. Птицы улетают на юг. Птицы прилетают с юга. Тает снег и лёд.
- Проверка. Назовите по порядку, какие признаки зачеркнули в 1 столбике? А во 2? (Слайд 9) - Давайте попробуем выделить самый главный признак. (День увеличивается и становится теплее) (Слайд 10)
  1. Физминутка

Спал цветок и вдруг проснулся, (Туловище вправо, влево.) Больше спать не захотел, (Туловище вперед, назад.) Шевельнулся, потянулся, (Руки вверх, потянуться.) Взвился вверх и полетел. (Руки вверх, вправо, влево.) Солнце утром лишь проснется, Бабочка кружит и вьется. (Покружиться.)
  1. Первичное закрепление (обучение способам применения).


Опыт.(Слайд 12) - А влияют ли как-нибудь изменения в неживой природе на живую природу? Давайте попробуем раскрыть секреты волшебницы весны. - Посмотрите на результаты опыта с ветками деревьев. 2 недели назад одни ветки поставила в воду в тёплом классе, а другие положила в холодильник… - Что же произошло? - Давайте сделаем вывод. В чём же состоит главная причина оживления в жизни растений? (тепло) - Вернемся к главному вопросу урока. (Слайд 13) - Можем ли мы на него ответить? (Какие изменения происходят в неживой природе и как влияют на пробуждение природы?) (Слайд 14)
Игра «Я это могу» Внимательно прочитай предложения и выбери нужное. (Слайд 15) * Я могу различать растения по внешнему виду. * Я могу улучшить условия для роста и развития растений в классе и дома. * Я могу по названию растений определить среду его обитания. * Я могу сломать дерево и разрушить сообщество растений. * Я могу защищать окружающие меня растения.
- Что мы с вами можем сделать, чтобы сохранить растения? (в лесу передвигаться по тропинкам, т.к. гибель травянистых растений губительно сказывается на состоянии всего леса; букеты составлять из цветов, которые человек вырастил сам у себя на садовом участке; не собирать берёзовый сок)
Индивидуальная работа тест (Слайд 16)
Карточка № 2: Какими изменениями в природе Весна заявляет о своём приходе? 1. День с приходом весны стал: а) корче б) длиннее в) остался таким же. 2. Температура воздуха стала: а) выше б) ниже в) не изменилась. 3. Какое явление природы можно наблюдать только весной? а)снегопад б)вьюга в)ледоход Проверка (Слайд 17)

  1. Подведение итогов. (Слайд 18)

- Как вы думаете, достигли ли мы поставленной цели нашего урока?

- Что нового узнали на уроке?

- Что было для вас самым интересным на уроке? Самооценка. (Слайд 18)
Карточка № 3

-Урок познания мира .Сезонные изменения в природе (3 класс)Урок познания мира .Сезонные изменения в природе (3 класс)Урок познания мира .Сезонные изменения в природе (3 класс) Возьмите карточки человечков с разной мимикой и оцените свою работу на уроке



-человечек с улыбкой усвоил новое знание и научился его применять на практике. -человечек с прямым ротиком усвоил новое знание, но ему еще нужна помощь - человечек с грустной улыбкой расстроился, тема сегодняшнего урока осталась для него непонятной.

Букет из подснежников которые вы собрали сегодня за свои открытия вместе со смайликами давайте прикрепим к снежной поляне и оживим ее весенним настроением.

- Закончить сегодняшний урок мне хочется словами великого писателя, знатока и любителя природы М. Пришвина: (Слайд 19)

«Всё прекрасное на земле - от солнца, и всё хорошее от человека».

- Как вы понимаете их?

- Запомните. Они помогут вам быть истинными друзьями и защитниками природы.

  1. Домашнее задание. (Слайд 20)

- Как вы думаете, каким будет домашнее задание? (Составить рассказ о весенних изменениях в природе)

- По желанию вместе с родителями изготовить скворечник.

А в День птиц ребята вместе со старшими школьниками могут развесить искусственные гнездовья.

Я подготовила для вас подарки. Пусть эти пшеничные букетики из витаминной зелени поднимут вам настроение, а ваши замечательные глазки всегда пусть светятся радостью и жаждой новых открытий.


8

© 2010-2022