- Преподавателю
- Начальные классы
- Урок русского языка на тему: Ъ и Ь разделительные знаки
Урок русского языка на тему: Ъ и Ь разделительные знаки
Раздел | Начальные классы |
Класс | 1 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Насибулина Э.Э. |
Дата | 12.12.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
Твердый и мягкий разделительные знаки Цели: продолжить формировать в памяти учащихся четко дифференцированный зрительно-двигательный образ письменных букв ъ и ь; сравнить роль разделительного ъ в слове и роль разделительного ь в слове; учить писать слова с разделительным твердым и с разделительным мягким знаками; продолжить формирование умений делить слово на слоги, выделять голосом ударный слог в слове; продолжить формирование понятия о звуке как о мельчайшей структурной и функциональной единице языка, с помощью которой различаются слова и формы слов; учить анализировать слово, предложение, воспринятые на слух, соотносить их со схемами и моделями; учить анализировать предложение и составлять схему предложений; развивать внимание, речевые умения, умение анализировать и обобщать.
Ход урока I. Организационный момент. II. Сообщение темы урока. Учитель читает шуточное стихотворение:
Мягкий и твердый знаки Мягкий знак и твердый знак Разговаривали так: - Сколько я пирожных съем? Мягкий знак ответил: «Семь».
А. Шибаев - Сегодня на уроке будем писать слова с твердым и мягким разделительными знаками. III. Повторение изученного о роли разделительного твердого и разделительного мягкого знаков в слове. - Какие две буквы в русском алфавите не обозначают звуков? - Сколько всего букв в русском алфавите? - Сколько из них гласных? - Какие и сколько знаете гласных звуков? - Какие гласные буквы обозначают два звука? - Какие гласные буквы указывают на мягкость согласного звука? - Перед какими гласными звуками пишем ъ? - Перед какими гласными звуками пишем ь?
Далее учитель читает шуточное стихотворение С. Маршака. А рано утром натощак Пошли мы к букве «твердый знак». Но не могли найти никак Ни твердый знак, Ни мягкий знак. Мы долго думали в пути, Где эти знаки нам найти, И после размышленья В печать Решили мы послать Такое объявленье: «Пропала Не собака, А два Печатных знака. Найти их рядом мудрено. Но, может быть, однако, Словцо отыщется одно, Где будут оба знака?» В одной из утренних газет Мы через день прочли ответ От школьника Петрова Из города Тамбова. Илья Петров ответил так! «И твердый знак, и мягкий знак Найдешь в одно мгновенье. Ты их найдешь, Когда прочтешь Свое же объявленье!» Мы объявленье перечли И оба знака в нем нашли. И написали мы в Тамбов: «Благодарим, Илья Петров!» - За что благодарили Илью Петрова?
Подготовка руки к письму.
МЫ ПИСАЛИ Мы писали, мы писали, Наши пальчики устали. Вы скачите, пальчики, Как солнечные зайчики. Прыг-скок, прыг-скок, Прискакали на лужок. Ветер травушку качает, Влево - вправо наклоняет. Вы не бойтесь ветра, зайки, Веселитесь на лужайке. На первые две строчки ритмично сжимать и разжимать кулачки. На третью строчку - пальчики «скачут» по столу. На четвертую - указательный и средний пальцы вытянуть вверх, остальные выпрямить и соединить. На следующие две строчки пальчики «скачут» по столу. Затем - легкие движения кистями рук вправо - влево. На девятую строчку - «погрозить» пальчиком. На последнюю - помахать пальцами обеих рук. IV. Письмо слов с твердым и мягким разделительным знаками. - Прочитайте слова на доске:
- ЪЁМ -
- ЪЕД -
- ЪЕСТ -
- ЪЕЗД -
- ЪЯСН -
- ЪЯР -
- ЪЕРОШ -
- ЪЕЗЖ -
- ЪЯВ -
- ЪЯТ -
- ЪЕХ -
подъем, съемка, подъемный;
съедобный, въедливый, объедки;
съест, подъест;
подъезд, въезд, съезд;
объяснил, разъяснил;
разъяренный;
взъерошенный;
въезжать, съезжать;
объявление;
объятия, объят огнем;
въехал, объехал. Все вокруг объято страхом. Разъяренный людоед Объявил, что съест сегодня Замечательный обед. В сверхъестественной тревоге Все зверье уносит ноги. Даже несъедобный ёжик Съежился от страха тоже. - Какие слова с ъ и ь разделительными запомнили? Далее учащиеся анализируют и записывают предложение: Съежился взъерошенный воробей у подъезда. - Какое слово-помощник используется в этом предложении? - Подчеркните разделительный твердый знак в словах.
V. Письмо слов и предложений с разделительными твердым и мягким знаками. Учащиеся читают слова на доске:
КОЛОСЬЯ
СОФЬЯ
ПЬЁТ
ПЕНЬКИ
ПЛАТЬЕ
ПЫЛЬЮ
РЫСЬЮ
УГОЛЬКИ
ОКУНЬКИ
Вопросы: 1. Хвост крючком, Нос пятачком. Лежит в грязной луже И совсем не тужит. (Свинья.) 2. Приглядись: в лесу у пня Суета и беготня, Не умеют здесь лениться, Строит город вся семья. (Муравьи.)
3. Летом вырастают, А осенью опадают. - Что это?
(Листья.) 4. Кручу, верчу, Знать никого не хочу. - Что это? (Вьюга.) - Что объединяет все слова из кроссворда? (Их надо писать с разделительным ь.) Игра «Твердый - мягкий». - Выразите смысл одним словом и запишите слова-отгадки в два столбика: с разделительным ь и разделительным ъ. Недоеденные куски. (Объедки.) Полоса земли вдоль берега моря, озера. (Побережье.) Вход в здание. (Подъезд.) Снежная буря, метель. (Вьюга.) Мясной отвар. (Бульон.) Идущий в пищу, пригодный для еды. (Съедобный.) VI. Итог урока.