Урок русского языка на тему: Ъ и Ь разделительные знаки

Раздел Начальные классы
Класс 1 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Твердый и мягкий разделительные знаки Цели: продолжить формировать в памяти учащихся четко дифференцированный зрительно-двигательный образ письменных букв ъ и ь; сравнить роль разделительного ъ в слове и роль разделительного ь в слове; учить писать слова с разделительным твердым и с разделительным мягким знаками; продолжить формирование умений делить слово на слоги, выделять голосом ударный слог в слове; продолжить формирование понятия о звуке как о мельчайшей структурной и функциональной единице языка, с помощью которой различаются слова и формы слов; учить анализировать слово, предложение, воспринятые на слух, соотносить их со схемами и моделями; учить анализировать предложение и составлять схему предложений; развивать внимание, речевые умения, умение анализировать и обобщать.

Ход урока I. Организационный момент. II. Сообщение темы урока. Учитель читает шуточное стихотворение:

Мягкий и твердый знаки Мягкий знак и твердый знак Разговаривали так: - Сколько я пирожных съем? Мягкий знак ответил: «Семь».

А. Шибаев - Сегодня на уроке будем писать слова с твердым и мягким разделительными знаками. III. Повторение изученного о роли разделительного твердого и разделительного мягкого знаков в слове. - Какие две буквы в русском алфавите не обозначают звуков? - Сколько всего букв в русском алфавите? - Сколько из них гласных? - Какие и сколько знаете гласных звуков? - Какие гласные буквы обозначают два звука? - Какие гласные буквы указывают на мягкость согласного звука? - Перед какими гласными звуками пишем ъ? - Перед какими гласными звуками пишем ь?

Урок русского языка на тему : Ъ и Ь разделительные знаки Далее учитель читает шуточное стихотворение С. Маршака. А рано утром натощак Пошли мы к букве «твердый знак». Но не могли найти никак Ни твердый знак, Ни мягкий знак. Мы долго думали в пути, Где эти знаки нам найти, И после размышленья В печать Решили мы послать Такое объявленье: «Пропала Не собака, А два Печатных знака. Найти их рядом мудрено. Но, может быть, однако, Словцо отыщется одно, Где будут оба знака?» В одной из утренних газет Мы через день прочли ответ От школьника Петрова Из города Тамбова. Илья Петров ответил так! «И твердый знак, и мягкий знак Найдешь в одно мгновенье. Ты их найдешь, Когда прочтешь Свое же объявленье!» Мы объявленье перечли И оба знака в нем нашли. И написали мы в Тамбов: «Благодарим, Илья Петров!» - За что благодарили Илью Петрова?

Урок русского языка на тему : Ъ и Ь разделительные знаки Подготовка руки к письму.

МЫ ПИСАЛИ Мы писали, мы писали, Наши пальчики устали. Вы скачите, пальчики, Как солнечные зайчики. Прыг-скок, прыг-скок, Прискакали на лужок. Ветер травушку качает, Влево - вправо наклоняет. Вы не бойтесь ветра, зайки, Веселитесь на лужайке. На первые две строчки ритмично сжимать и разжимать кулачки. На третью строчку - пальчики «скачут» по столу. На четвертую - указательный и средний пальцы вытянуть вверх, остальные выпрямить и соединить. На следующие две строчки пальчики «скачут» по столу. Затем - легкие движения кистями рук вправо - влево. На девятую строчку - «погрозить» пальчиком. На последнюю - помахать пальцами обеих рук. IV. Письмо слов с твердым и мягким разделительным знаками. - Прочитайте слова на доске:

ОБЪЯВИТЬ ОБЪЕЗДИТЬ ОБЪЯСНИТЬ ОБЪЕДИНИТЬ
- Что объединяет эти слова? - Проанализируйте данные слова и запишите в тетрадь. - Подберите слова по схемам:

- ЪЁМ -

- ЪЕД -

- ЪЕСТ -

- ЪЕЗД -

- ЪЯСН -

- ЪЯР -

- ЪЕРОШ -

- ЪЕЗЖ -

- ЪЯВ -

- ЪЯТ -

- ЪЕХ -

подъем, съемка, подъемный;

съедобный, въедливый, объедки;

съест, подъест;

подъезд, въезд, съезд;

объяснил, разъяснил;

разъяренный;

взъерошенный;

въезжать, съезжать;

объявление;

объятия, объят огнем;

въехал, объехал.  Все вокруг объято страхом. Разъяренный людоед Объявил, что съест сегодня Замечательный обед. В сверхъестественной тревоге Все зверье уносит ноги. Даже несъедобный ёжик Съежился от страха тоже. - Какие слова с ъ и ь разделительными запомнили? Далее учащиеся анализируют и записывают предложение: Съежился взъерошенный воробей у подъезда. Урок русского языка на тему : Ъ и Ь разделительные знаки - Какое слово-помощник используется в этом предложении? - Подчеркните разделительный твердый знак в словах.

Урок русского языка на тему : Ъ и Ь разделительные знаки V. Письмо слов и предложений с разделительными твердым и мягким знаками. Учащиеся читают слова на доске:

КОЛОСЬЯ

СОФЬЯ

ПЬЁТ

ПЕНЬКИ

ПЛАТЬЕ

ПЫЛЬЮ

РЫСЬЮ

УГОЛЬКИ

ОКУНЬКИ

- Запишите в тетрадь слова с разделительным мягким знаком. - Составьте слова по схемам на доске: Урок русского языка на тему : Ъ и Ь разделительные знаки - Придумайте слова, оканчивающиеся на -ья. (Статья, скамья, крылья, семья, судья.) - Придумайте слова, оканчивающиеся на -ье. (Платье, увечье.) - Придумайте слова, оканчивающиеся на -ьё. (Жильё, старьё, копьё, сырьё.) Далее учащиеся записывают слова в тетрадь. - Решите кроссворд:

Урок русского языка на тему : Ъ и Ь разделительные знаки Вопросы: 1. Хвост крючком, Нос пятачком. Лежит в грязной луже И совсем не тужит. (Свинья.) 2. Приглядись: в лесу у пня Суета и беготня, Не умеют здесь лениться, Строит город вся семья. (Муравьи.)
3. Летом вырастают, А осенью опадают. - Что это?

(Листья.) 4. Кручу, верчу, Знать никого не хочу. - Что это? (Вьюга.) - Что объединяет все слова из кроссворда? (Их надо писать с разделительным ь.) Игра «Твердый - мягкий». - Выразите смысл одним словом и запишите слова-отгадки в два столбика: с разделительным ь и разделительным ъ.  Недоеденные куски. (Объедки.)  Полоса земли вдоль берега моря, озера. (Побережье.)  Вход в здание. (Подъезд.)  Снежная буря, метель. (Вьюга.)  Мясной отвар. (Бульон.)  Идущий в пищу, пригодный для еды. (Съедобный.) VI. Итог урока.



© 2010-2022