«Образ женщины матери»

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

МОУ Новосельская СОШ



4 класс

Тема: «Образ женщины матери»







Приготовила Бутенко Е.В. - учитель начальных классов



Цель: создание условий для укрепления семейных отношений, для возникновения партнёрских отношений между родителями и педагогами; развивать эстетическую, эмоциональную отзывчивость к произведениям изобразительного искусства понимать их художественный образ; воспитывать бережное отношение к матери-женщине.

Оборудование:

  1. Слайд - фильм. Владимировская Богоматерь Леонардо да Винчи. Мадонна Литта Рафаэль. Сикстинская Мадонна. Савицкий. Партизанская Мадонна. Б. Неменский. Тишина.
  2. Песни о женщинах, маме.


Организационный момент.

  1. Проверка подготовки к уроку.
  2. Организация внимание учащихся.
Стихотворение Расула Гамзатова «Мама» - Мама, Мамочка! Сколько тепла таит это магическое слово, которым называют человека - самого близкого, дорогого, единственного. - Самое дорогое в жизни - мать! Она дала тебе жизнь, она выкормила тебя маленького беззащитного, научила ходить и говорить. Сообщение темы и цель урока.
  1. Праздник «День матери»
  2. Познакомимся с творчеством художников - живописцев, изображавших, воспевавших в своих произведениях образ женщины-матери.
  3. Выполним композицию «Мать и дитя»


Беседа. Во все времена люди относились уважительно к женщине-матери это самое святое чувства. Матери посвящены разные произведения искусства, живопись и графика, песни и стихи. Расскажите о своей маме. Детям была предложено к данному уроку побольше узнать о своей маме, попросив её ответить на вопросы в анкете.
  1. Любимое занятие.
  2. Любимая песня.
  3. Любимый фильм.
  4. Любимая еда.
  5. Любимый праздник.
  6. Любимая пора года.
  7. Любимые цветы.


Перед вами репродукции картин очень известных художников запечатлевших на своих полотнах образ женщины. Тайны женской красоты тревожат человечество на протяжении всей истории его существования. Едва ли найдётся художник, который не пытался бы постичь тайну, но каждый открывал её по своему. Главным и неизменным в этом постижении оставался идеал материнства, священные узы между матерью и ребёнком. От мадонн титанов Возрождения, иконописных ликов Богородицы до произведений современных художников - таков путь постижения идеала женской красоты и обаяния. Икона «Владимировская Богоматерь» -Ребята, обратите внимание на изображенные иконы «Владимирская Богоматерь» Средневековое искусство европейских стран невозможно представить без широко запечатлённого образа Богоматери. В Западной Европе он был связан с культом мадонны, а на Руси-с Богородицей, которая воспринималась как защитница покровительница родной земли, заступница людей перед Богом. Одним из лучших образов византийской живописи являлась эта икона, написанная в Константинополе в ХІІ в. Затем была привезена на Русь. Глаза Богоматери полны чувств, которые в средние века определяли как «радость святой печали». Эти слова точно передают и главный смысл. Свершится то, что предназначено свыше. Младенец нежно прижимается личиком к материнской щеке и обвивает рукой её шею. Детские глаза устремлены к Матери, они словно ищут у неё защиты. На её строгом лице затаилась тревога и печаль. При всей материнской нежности в её облике чувствуется сознание неизбежной жертвенности. Художник Грабарь эту икону назвал «несравненной, чудесной, извечной песнью материнства». В древнерусском искусстве образ Богородицы был связан с культом Матери-земли, обеим были присущи общие начала святости и материнства: «Первая мать - Пресвятая богородица, вторая мать - сыра земля» - гласит народная мудрость. Скупая красочная гамма, в которой преобладают неяркие, тёмный тон, всё же создаёт ощущение спокойствия, тихой и светлой радости. Идут года, бегут столетия, но тема «Женщина - мать» в живописи не исчезает. Искусство Возрождения (ХV в) принесёт иное, чем у предшествующих художников, понимание женской красоты. Леонардо да Винчи, Микеланджело, Рафаэль - стремятся к созданию обобщённого образа совершенного человека, прекрасного как физически, так и духовно. Воплощением такого идеала становится мадонна, дева Мария с младенцем Иисусом Христом - возвышенным символом материнства и жертвенной любви к людям. Одним из лучших произведений на эту тему станет «Мадонна Лита». Леонардо да Винчи. На доске «Мадонна Лита» Леонардо да Винчи. Выступление ученика - На картине изображена юная Мария, бережно держащая на руках младенца. Её склоненный профиль полон исключительной красоты и благородства. Опущенные глаза, едва заметная улыбка придают облику мадонны необыкновенную выразительность и теплоту, озаряют её светлым материнским чувством. В этой замечательной картине художнику удалось предать своё представление о счастье, чистой земной радости лучших человеческих чувств. Выступление ученика - Одним из величайших созданий мирового искусства стала картина Рафаэля «Сикстинская мадонна», в которой гениально воплощена идея материнства. Её движение спокойно и величаво. Создаётся впечатление, что она не идёт, а парит в облаках. Она слегка привлекает младенца, словно боится расставаться с ним, и в то же время протягивает его к людям. Глаза Мадонны смотрят доверчиво и открыто. Исключительное обаяние этой картины Рафаэля заключается в естественном сочетании простоты, нежной женственности и царственного величия. Выступление ученика - Ребята, мы познакомились с творчеством художников Возрождения, но ведь и русские художники в своём творчестве не обходили стороной образ женщины - матери. Признанный портретист, академик живописи Венецианов А.Г. писал простых русских женщин - крестьянок, занятых нелёгкой работой. На доске «На пашне. Весна» «На пашне. Весна» - на этой картине изображена крестьянка в длинном розовом сарафане и алом кокошнике. Она ведёт запряженных в борону лошадей. А в стороне сидит играющий ребёнок, на которого с любовью и нежностью посматривает молодая мать. Позади женщины - неоглядная русская даль. - А вот другое полотно Венецианова «На жатве Летом» Нещадно палит солнце, стоят рядом снопы, зеленеют холмы. В центре картины женщина - жница с ребёнком на руках, она ласково обнимает его, забыв об усталости. Смотришь на эту картину и вспоминаешь строки стихотворения Н.А. Некрасова. … В полном разгаре страда деревенская, Доля ты! - русская долюшка женская! Вряд ли труднее сыскать…. Зной нетерпимый: равнина безлесая. Нивы, покосые да ширь поднебесная. Солнце нещадно палит… Подведение итогов.
© 2010-2022