Тема: Л. Н. Толстой «Два брата». Сказка

Раздел Начальные классы
Класс 2 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок литературного чтения во 2 классе

Тема: Л.Н. Толстой «Два брата». Сказка

Учитель Лапина Надежда Николаевна, МОУ санаторно-лесная школа г. Ярославль

Дата проведения 15. 03. 2015года

Задачи:

Образовательные:

-работать над приёмами понимания текста,

-работать над лексико-грамматическим строем языка: полные ответы, правильное построение предложений,

-работать над формированием умений и навыков владения видами речевой деятельности: слушание, говорение.

Развивающие:

-развивать интерес к книге,

-развивать внимание, логическое мышление, умение использовать элементы анализа литературного произведения, умение сравнивать, обобщать.

Воспитывающие:

-воспитывать в себе нравственные качества на примере сказочных героев.

УУД: Познавательные:

-ориентироваться в тексте произведения, находить нужную информацию,

-анализировать, сравнивать, находить сходство и различие в характере и поступках героев,

-проводить классификацию по заданным критериям,

-использовать разные виды чтения, устанавливать причинно-следственные связи в тексте,

-самим задавать вопросы к тексту.

Регулятивные:

- определять цель выполнения заданий на уроке,

-оценивать правильность выполнения действий

Коммуникативные:

-участвовать в диалоге на уроке и в жизненных ситуациях,

-отвечать на вопросы учителя и товарищей по классу

-составлять высказывания под руководством учителя в устной форме,

-высказывать и обосновывать свою точку зрения

Личностные:

-умение самостоятельно понимать поступки героев произведения,

-соотносить поступки героев с реальными жизненными ситуациями

Ход урока

1.Организационный момент.

Улыбнулись все друг другу. Девочки сели, мальчики сели.

Чем будем заниматься, вы догадайтесь сами.

2.Самоопределение к деятельности.

А). Внимание на экран! Презентация.

На экране слова:

зло

зачин

добро

концовка

помощник

волшебство

-К какому литературному жанру можно отнести эти слова? (к сказке)

-Как вы думаете, что сегодня будем читать? (сказку)

Б) Закончи фразу. На доске дано начало фразы:

Сказка - ложь, да в ней намёк, …

-Закончите фразу. Как можно назвать эту фразу? (пословица)

-Что такое пословица? На доске расположены в беспорядке слова - определение пословицы.

Нужно расположить их в правильном порядке:

Пословица - это… изречение поучительным народное с краткое содержанием

-Значит, зачем же мы начинаем урок с пословицы о сказке? ( Она нас чему-то научит)

3.Основная часть.

1) -Будем читать сказку Льва Николаевича Толстого «Два брата». На доске портрет, тема урока.

2)Биографические данные. Презентация.

Л. Н. Толстой - великий русский писатель.(1828 - 1910). Он прожил долгую жизнь, 82 года. Известен не только в России, но и за рубежом. Родился в богатой семье, получил отличное образование. Известен не только как писатель, но и как педагог.

Л. Н. всегда переживал, что дети из бедных семей не могли учиться. Получать знания именно по этой причине он открыл в своём имении «Ясная поляна» бесплатную школу для детей из бедных семей. Он сам был в этой школе учителем, сам писал для маленьких учеников учебники для чтения. Он создал знаменитый учебник «Русская азбука». Сюда вошли более 100 его новых рассказов и сказок, на которых он обучал и воспитывал детей.

3) Прогнозирование.

-Как вы думаете, о чём сказка? Что может произойти с братьями?

4)Какие цели мы поставим, работая с текстом сказки?

-внимательно прочитать,

-понять содержание,

-отвечать на вопросы,

-находить информацию в тексте,

-рассуждать, доказывать

5)Чтение сказки по частям (чтение по цепочке детьми и учителем) Словарная работа по ходу сказки:

Подле - около

Меньшой - младший

Написано на смех - ради шутки

Пошёл странствовать - путешествовать

Задерёт - разорвёт

Помянуть - вспомнить

Не сули - не обещай

Не тужу - не переживаю

Довод - аргумент, доказательство

1 часть. - Что приобрести предлагала надпись на камне? (счастье)

-Как поступят братья? (предположение)

2 часть.- Теперь понятно стало, пойдут ли братья вместе искать счастье? Почему?

3 часть. - Какую мысль подтверждает третья часть? Пойдут ли братья вместе?

4 часть. - Подтвердились ли ваши предположения?

- Пути братьев разошлись. Приобрели ли братья счастье??? (рассуждения детей)

-Каков же жанр произведения? Сказка ли это? Что сказочного? (волшебный камень )

4.Физкультминутка.

Вот по сказке мы гуляли

И, конечно же, устали.

Мы немножко отдохнём,

Дальше в сказку мы пойдём.

Высоко поднимем руки,

Будем жить всегда без скуки.

Повернёмся вправо, влево.

Вновь работать будем смело.

Плюс минутка-зарядка для глаз.

5. Повторное чтение по частям. Анализ.

Продолжаем работать с текстом. Цель работы: доказать, были ли братья счастливы? Почему их жизненные пути разошлись?

А) 1часть. Читаем первую часть цепочкой по одному предложению.

-Какие вопросы вы можете задать по этой части? (Дети пробуют сами задавать вопросы учителю).

Б) Самостоятельная работа.

2 и 3 части. Проследим, как реагирует на надпись старший и младший братья.

1 группа - находит доводы (доказательства), какие приводит старший брат. Работает на 2 и 3 страницах.

2 группа - находит доводы младшего брата на 3 странице. Работают с карандашом в руках, подчёркивают.

В) Затем по одному доводу читают по цепочке.

1 группа.

-Можно ли согласиться со старшим братом? Какой самый главный довод, по вашему мнению? (Главное - не сказано, какое счастье мы найдём…)

2 группа. - Читают по одному доводу. Можно ли согласиться с младшим братом? Какой довод самый главный? (Не потрудиться да не поработать - ничего на свете не радует)

6. Работа в группах.

1) На столах наборы слов - характеристик (напечатаны на полосках) 1 группа: подобрать те, которые характеризуют старшего брата, 2 группа - младшего брата

2) Какие пословицы вводит автор, чтобы выразить жизненную позицию братьев? Добавить их в таблицу.

На доске получается сравнительная характеристике братьев в виде таблицы:

Старший брат

Младший брат

Рассудительный

Практичный

Спокойный

Довольствуется малым

Решительный

Отважный

Смелый

Мужественный

Романтик

Искать большого счастья - малое потерять.

Не сули журавля в небе, а дай синицу в руки.

Волков бояться - в лес не ходить.

Под лежачий камень и вода не течёт.

-Как помогают пословицы понять характеры героев? Какие качества подтверждают эти пословицы?

-Кого же из братьев вы считаете счастливым? Почему мнения разделились?

Итог: старший брат убеждён, что счастье заключается в спокойной жизни.

Младший - убеждён в том, что счастье заключается в странствиях и в труде. (Добавить это в таблицу).

7. Итог. Какова же главная мысль сказки?

Л. Н. Толстой очень просто и понятно в сказке говорит о серьёзных вещах: о том, как по-разному можно прожить жизнь, потому что люди по- разному понимают, в чём смысл жизни и в чём счастье.

8. А) А как вы понимаете, что для вас счастье? Когда вы счастливы? (Дети высказывают своё мнение).

Б) Послушайте, как ваши родители говорят, когда они счастливы. (Читаю анкеты, которые были даны родителям заранее)

9. Дом. задание. Представьте себе, что счастье - это живое существо, попробуйте нарисовать его.

10. Рефлексия. Самооценка.

На доске даны критерии оценки. Нужно выбрать тюльпан соответствующего цвета и прикрепить к букету.

А)Красный тюльпан: я внимательно читал, находил ответы на вопросы в тексте, высказывал своё мнение, рассуждал, был активным. Я очень доволен собой!

Б) Жёлтый тюльпан: не всегда был внимательным при чтении, затруднялся в поиске ответов на вопросы, старался высказывать своё мнение, но не всегда был активным. Мне было трудно, но я справился. Я вполне доволен собой!

В) Белый тюльпан: задания на уроке были слишком трудными. Мне нужна помощь!

Получился мартовский букет. Вы сегодня счастливы?

11. Оценка ответов детей учителем.





© 2010-2022