Урок окружающего мира Откуда берутся снег и лед? (1 класс)

Раздел Начальные классы
Класс 1 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА


Предмет Окружающий мир

    Класс 1 класс

      Тема и номер урока в теме

      «Откуда берутся снег и лед?» 1 урок

        Предметная программа и её автор Программа А.А. Плешакова «Окружающий мир 1-4 классы» (УМК «Школа России»).

          Цель урока:

          1. Узнать свойства снега и льда.

          2. Провести исследование.

          3. Учить слушать товарищей.

          4. Применить полученные знания в новых условиях.

            Тип урока Комбинированный урок

              Модель организации УПД младших школьников 1. АРМ учителя - класс - фронтальная работа - работа в парах

                Необходимое оборудование 1) Учебник А.А. Плешакова «Мир вокруг нас», I класс, рабочая тетрадь А. А. Плешакова «Мир вокруг нас», I класс. 2) Карточки со словами: снег, белый, непрозрачный, рыхлый, тает, вода; лёд, бесцветный, прозрачный, хрупкий, вода. 3) Стаканчики со снегом и льдом, молоток. 4) Полоски цветной бумаги у каждого ребенка, цветные карандаши.






                СТРУКТУРА И ХОД УРОКА


                Этап урока

                Решаемая задача Деятельность ученика

                Деятельность учителя

                (с указанием действий с ЭОР, например, демонстрация) Время (в мин.)
                1 Адаптационный этап.

                Учитель:

                адаптировать учащихся к деятельности.

                Выявить имеющиеся знания по теме.

                Создать проблемную ситуацию.

                Ученик: понять, о чем пойдет речь на уроке. Отвечают на поставленные вопросы. Формулируют цель урока.
                Звонок. Открываю доску. На доске - ватман, на нем изображение горки, снега, дети катаются на лыжах, коньках. Беседа. -Ребята, посмотрите на доску, подумайте, о чем мы сегодня будем с вами говорить на уроке? ( О зиме) - Почему вы так решили? (На картинке нарисована) -А зима какая? (Пушистая, белая, милая, холодная, морозная, снежная) -А кто из вас знает, что такое снег? (осадки, его много зимой..) -А что такое лед? (застывший снег…) - А кто может сказать, откуда берутся снег и лед? (проблема) - Так что мы с вами будем сегодня изучать?(снег и лед) - А вам интересно, как появляются снег и лед? Давайте узнаем!
                2 мин 2 Основной этап. Учитель: формировать знания. Ученик: ответить на вопрос: откуда берутся снег и лед.

                Учатся работать в паре; договариваться с одноклассниками; оформлять свои мысли в устной речи; при необходимости отстаивать свою точку зрения, аргументируя ее. Наблюдают: зрительно, на слух, на запах, на ощупь. Фиксируют результаты наблюдения: устно, по карточкам. Делают выводы по результатам наблюдения.


                Соотносят результат своей деятельности с целью и оценивают его.

                Учатся проверять, находить ошибки у себя или у одноклассников. - Как вы думаете, что сегодня я принесла с собой на урок? (снег и лед) (На доске картинки: снежинка и льдинка, а на столах учеников стаканчики со снегом и льдом). -Вас за партой сидит по два человека. Выберите, кто из вас будет исследовать лед, а кто снег. -А как вы думаете, где мы возьмем план исследования? (в учебнике) - Тогда откройте его. Готовы? Тогда начнем! Исследование снега и льда по плану, предложенному в учебнике. Практическое наблюдение. После исследовательской работы.

                - У каждого из вас лежат на парте по два листочка. Выберите и распределите слова в нужную группу.

                СНЕГ ЛЁД

                белый бесцветный

                непрозрачный прозрачный

                рыхлый хрупкий

                без запаха без запаха

                тает тает

                -Молодцы! А как нам проверить, правильно ли вы выполнили задание? (дети предлагают варианты)

                - А проверьте, верно ли я выполнила тоже задание! (на доске под изображениями снега и льда прикреплены те же слова). Дети сверяют.

                Обсуждение ситуаций, если у кого - то из детей выполнено неверно.

                Физминутка.


                ниже, вода превращается в лед.

                Совсем маленькие льдинки образуются в облаках. Там они увеличиваются, и превращаясь в снежинки, падают на землю. Форма и размер снежинок зависит от температуры воздуха. В морозные дни снежинки похожи на крупинки, а в теплые дни становятся крупными, слоистыми, словно птичий пух.


                15 мин


                Выбирают способ проверки гипотезы. Контролируют проведение эксперимента. Фиксируют результат. Делают вывод о подтверждении или не подтверждении гипотезы.

                Эксперимент.

                - Так откуда берутся снег и лед? (предположения детей)

                - Снег и лёд имеют различные свойства, но что общего у снега и льда? (Снег и лёд при таянии превращаются в воду).

                - А мы можем это проверить? (да, в стаканчиках и снег и лед растаяли)

                - А как-нибудь по-другому это можно проверить? (залить горячей водой)

                - Давайте посмотрим и проверим, действительно ли так у всех получилось. (Достаю новый стакан с о льдом и снегом) (Проверяем)

                -Верно. Снег и лёд образуют при таянии воду. А если вода замёрзнет, что она образует? (лёд) Когда из воды образуется снег? (зимой) - Где образуется снег? (в небе, облаках) Послушайте, как ответил на этот вопрос поэт: Туча по небу гуляла и случайно задремала. Ветры буйные на воле увидали: туча спит, Как перину, распороли - И оттуда пух летит … Пух летит - в глазах рябит, А поймаешь - холодит. (В.Мусатов). - Что это за пух?

                Совсем маленькие льдинки образуются в облаках. Там они увеличиваются, и, превращаясь в снежинки, падают на землю. Форма и размер снежинок зависит от температуры воздуха. В морозные дни снежинки похожи на крупинки, а в теплые дни становятся крупными, слоистыми, словно птичий пух.




                5 мин 3 Творческий этап. Учитель: закрепить знания, повысить уровень формируемых знаний. Ученик: нужны ли мне эти знания в жизни? Работают в тетради.


                Слушают учителя.

                Рассматривают иллюстрацию,

                анализируют форму снежинок,

                описывают своими словами.

                Высказывают свою позицию.

                Работа в рабочих тетрадях. с.20

                -Ребята, снежинки все разные и они не похожи друг на друга. Но у всех снежинок по 6 лучиков.

                -Посмотрите на снежинки. Но вот беда- художник не успел дорисовать их.

                1 ряд - 1 снежинка 2 ряд - 2 снежинка 3 ряд - 3 снежинка

                Дорисуйте снежинки синим карандашом.

                Рассказ учителя. Показ иллюстраций. Кружатся в воздухе и падают на землю - одна красивее другой! Вот цветок с шестью лепестками; вот звёздочка с шестью лучами; вот тончайшая пластинка с шестью гранями. Побывали ученые в облаках при снегопаде и увидели, как образуются снежинки. …высоко - высоко в небе всюду мелькали крохотные кристаллики льда. А как только льдинки опускались в тучу, они сразу же становились, лёгкими, нежными снежинками. Маленькие льдинки в высоком небе - это замёрзший водяной пар. Весной, летом и осенью пар превращается в капли дождя. А зимой - в снежинки. Чем тише морозная погода, тем красивее падающие на землю снежинки. Проблемный вопрос. - А как вы думаете, почему хрустит снег под ногами?

                - А давайте устроим бал снежинок! (выходят под музыку со своими тетрадями по рядам к доске, проходят, садятся на место)




                8 мин





                Работают по учебнику. Читают материал, отвечают на соответствующие вопросы.


                Работа по учебнику (с.47)

                -Прочитайте загадки. Отгадайте.

                -Прочитайте вывод, с которым нас хочет познакомить Мудрая Черепаха.

                -Художник нарисовал в учебнике снежинки. Рассмотрите рисунок в центре разворота. Как представил художник снежинку?

                -Отгадайте загадку:

                Я живу под самой крышей,

                Даже страшно глянуть вниз.

                Я могла бы жить и выше,

                Если б крыши там нашлись. (Сосулька)

                -Где вы видели сосульки?

                -Когда они появляются?

                -Что такое сосулька? (Это замёрзшая вода)

                -А какое явление природы можно наблюдать летом? Отгадайте загадку и вы сможете ответить на вопрос.

                На дворе переполох:

                С неба сыплется горох.

                Съела шесть горошин Нина,

                У неё теперь ангина. (град)

                -Видите, оказывается не только зимой мы встречаемся со льдом и снегом!


                5 мин

                Учитель:

                Предлагает детям оценить степень достижения цели урока

                Ученик:

                формирование умения подводить итог своей работы.
                Учатся оценивать степень достижения цели урока.

                Обобщающая беседа. Подведение итога урока.

                - Кто же теперь сможет ответить на вопрос, что такое снег и лед? (замерзшая вода)

                -Можно ли дома увидеть лед?

                -Как в домашних условиях можно воду превратить в лед?

                - Если вам будет интересно, то дома с родителями налейте воду в стаканчик и поставьте в морозильную камеру, а потом посмотрите, замерзла ли ваша вода и превратилась ли она в лед!

                - Поднимите руку, кто, побывав в царстве снега и льда, узнал что-либо новое для себя?

                - Кто доволен результатом своей работы?

                - Молодцы!

                © 2010-2022