Рабочая программа по окружающему миру. 2 класс

Раздел Начальные классы
Класс 2 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат rar
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Пояснительная записка

Курс «Окружающий мир» разработан в соответствии с Федеральным компонентом государственного стандарта начального общего образования и психолого-педагогическими основами развивающей системы обучения (Л.В.Занкова) для 1 классов общеобразовательных школ. Авторской программой, которая обеспечена учебником Н.Я. Дмитриева, А.Н. Казаков . Окружающий мир: Учебник для 1 класса. - Самара: Издательство «Учебная литература»: ИД «Федоров», 2011.); Программа по предмету окружающий мир Н.Я. Дмитриева, А.Н. Казаков для 1 класса в соответствии с ФГОС НОО. Программы начального общего образования. Система Л.В. Занкова. - Самара: Издательство «Учебная литература», Издательский дом «Федоров», 2011г. Стержнем курса является логика исторического развития Земли, природы, человека и человеческого общества, знаний человека об окружающем мире в их единстве и взаимопроникновении. Курс интегрированный, основу которого составляют «Естествознание» и «Обществознание». На изучение данного предмета в 1 классе отводится 60 часов 2 часа в неделю.

Цель курса - ознакомление с окружающим миром, каким он является сегодня. Для ребенка окружающий мир представлен прежде всего людьми, с которыми он общается, - родителями, школой, соседями («Я и ближний круг общения»). Люди же таковы, какими они стали в процессе долгого сначала биологического, а затем исторического развития. А вот понять, какими они стали и почему они стали такими, невозможно без естественно -научных, исторических знаний, без выражения эмоционально-ценностного отношения к событиям, фактам, явлениям.

Концепция ( основная идея программы) - является логика исторического развития Земли, природы, человека и человеческого общества, знаний человека об окружающем мире в их единстве и взаимопроникновении. По мере продвижения от класса к классу обучающиеся обогащаются новыми знаниями, новыми способами деятельности и методами познания, добытыми человеком на каждом этапе его исторического развития.

Особенности программы - Реализовать такое содержание может интегрированный курс, основу содержания которого составляют «Естествознание» (Человек и природа) и «Обществознание» (Человек и общество), как это и предполагают ФГОС нового поколения. Привязывание явлений и событий к базовым философским понятиям: ко времени (исторический блок) и пространству (географический блок) служит упорядочиванию того широкого и разнообразного содержания, которое характеризует интегрированный курс. Понять, почему в результате исторического развития мир стал таким, каков он есть сейчас, невозможно не только без естественно - научных и исторических знаний, но и без получения опыта непосредственного общения с природой, с людьми как представителями общества. Так создаются условия для социализации ребенка, приобщение его к ценностям гражданского общества, становление активной и ответственной гражданской позиции, для воспитания экологической культуры, заботливого отношения к природе.

Формы организаций занятий: нетрадиционные формы организации занятий, занятия вне класса ( в уголке природы, на пришкольном участке, в парке, физкультурном или игровом зале и т. д. ).

Широкая содержательная область, которая представлена в учебниках «Окружающий мир», даёт возможность каждому ребёнку найти сферу своих интересов. В программе курса выделены виды связей между различными компонентами окружающего мира, а также общеучебные умения, которые предполагают возможность активно т творчески оперировать имеющимися знаниями, в том числе самоанализ и самоконтроль как необходимые качества личности, составляющие способность к саморазвитию. Погружение в широкую природную и общественную среду активизирует эмоционально-чувственную сферу детей, пробуждает у них интерес к своей Земле и родному краю, к людям Земли и их прошлому, к своей семье, чувство сопричастности к тому, что происходит в нашем общем доме. Таким образом, всеми своими средствами курс создаёт условия для общего развития школьников, воспитания гражданина России.

Задачи:

  • формировать широкую целостную картину мира с опорой на современные научные достижения;

  • на основе предметных знаний и умений подвести учеников к осознанию объективно существующих связей и зависимостей между природой, обществом и человеком, к осознанию разнообразия и многомерности окружающего мира, его противоречивости;

  • в ходе решения первых двух задач развивать логичность и самостоятельность мышления, развивать историческое мышление, формировать экологическую культуру;

  • формировать общеучебные умения: воспринимать проблему, выдвигать гипотезу, делать обобщения и выводы; ориентироваться в пространстве и времени; формировать умение работы с картами, таблицами, схемами, добывать информацию в соответствующей литературе, пользоваться справочниками, развивать устную и письменную речь; самостоятельно проводить опыты, наблюдения, практические работы;

  • воздействовать на развитие эмоционально-волевых, нравственных качеств личности; воспитывать чувство патриотизма и любви к Родине, гордости за свой край, способствовать эстетическому воспитанию; на ознакомительном уровне представить науки, помогающие познавать окружающий мир.

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения конкретного учебного предмета

Личностными результатами изучения курса «Окружающий мир» в 1-м классе является формирование следующих умений: Оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей: в предложенных ситуациях отмечать конкретные поступки, которые можно оценить как хорошие или плохие.Объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкретные поступки можно оценить как хорошие или плохие. Самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей).В предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить.

Метапредметными результатами изучения курса «Окружающий мир» в 1-м классе является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД).

Регулятивные УУД: Определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя.

  • Проговаривать последовательность действий на уроке.

  • Учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией учебника.

  • Учиться работать по предложенному учителем плану.

  • Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога на этапе изучения нового материала.

  • Учиться отличать верно выполненное задание от неверного.

  • Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке.



  • Средством формирования этих действий служит технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).

Познавательные УУД:

  • Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.

  • Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре).

  • Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

  • Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.

  • Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать предметы и их образы.

  • Преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты, называть их тему.

  • Средством формирования этих действий служит учебный материал и задания учебника.

Коммуникативные УУД:

  • Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне предложения или небольшого текста).

  • Слушать и понимать речь других.

  • Выразительно читать и пересказывать текст.

  • Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога (побуждающий и подводящий диалог).

  • Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им. Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика)

Предметные результаты

  • Человек и природа

  • Обучающийся научится:

  • - различать объекты живой и неживой природы, приводить примеры;

  • - различать объекты природы и предметы, сделанные человеком;

  • - сравнивать объекты живой и неживой природы на основе внешних признаков;

  • - различать и называть основные части растений;

  • - узнавать растения - деревья, кустарники, травы, приводить примеры;

  • - использовать иллюстративный определитель растений и животных.

  • Обучающийся получит возможность научиться:

  • - соблюдать правила экологического поведения в школе, в быту (экономия воды и электроэнергии, раздельный сбор мусора) и природной среде;

  • - описывать наблюдаемые объекты природы ,выделять их существенные признаки.

  • Человек и общество

  • Обучающийся научится:

  • - узнавать государственную символику Российской Федерации и своего региона;

  • - различать прошлое, настоящее и будущее;

  • - определять родственные связи в семье;

  • - соблюдать правила общения со взрослыми и сверстниками в официальной обстановке школы; использовать правила поведения в общественных местах и на улице.

Обучающийся получит возможность научиться: оценивать характер взаимоотношений людей в семье, в обществе сверстников с позиции этических чувств и доброжелательности; находить на карте мира Российскую Федерацию, на карте России - Москву, свой регион и его главный город.

Планируемые результаты обучения к концу 1 - го класса

  • Обучающиеся должны

  • - иметь представление о следующих связях:

  • - между живой и неживой природой;

  • - между деятельностью человека и состоянием природы;

  • - иметь представление о следующих явлениях и объектах:

  • - о живой и неживой природе;

  • - о разнообразии и красоте природы России;

  • - владеть общеучебными умениями:

  • - слушать и отвечать на заданный вопрос;

  • - ориентироваться в учебнике;

  • - различать изученные объекты по названным признакам;

  • знать/понимать:

  • - компоненты окружающего мира (природа, человек, сделанное или придуманное человеком);

  • - основные части растений;

  • - родственные связи в семье;

  • - правила поведения в общественных местах и на улице;

  • - правила вежливого общения (приветствия, прощания с разными людьми по возрасту и родству);

  • уметь:

  • - различать объекты природы и объекты, созданные человеком;

  • - различать объекты живой и неживой природы, приводить примеры;

  • - различать растения - деревья, кустарники, травы, приводить примеры;

  • - приводить примеры представителей животного мира;

  • - использовать в общении правила вежливости.

Учебно-тематический план

№ п/п

Тематический блок

( тема учебного занятия)

Количество часов

Использование ИКТ

Использование проектной деятельности

Использование исследовательской деятельности

1

Окружающий мир: природа, общество, труд

7 ч

+

+

2

Природа. Человек и природа

17 ч

+

+

+

3

Планета Земля

10 ч

+

+

+

4

Становление человека

8 ч

+

+

5

Современное человечество

18 ч

+

+

+

итого

60 ч



Основные содержания тематического плана



Тематический блок, тема учебного занятия

Количество

часов

1.Окружающий мир :природа, общество, труд. Родной город ( родное село), страна - Россия, столица Москва. Школа. Правила поведения и культуры общения с одноклассниками, учителями, работниками школы. Занятия родителей. Маршрут от дома к школе, правила поведения на дороге. Природа осенью. Природа - источник познания. Экскурсии. Ознакомление с живой и неживой природой, с растениями, животными. Наблюдения. Ознакомления с профессиями работников школ.

7 ч

2.Природа. Человек и природа Космос. Звезды, планеты. Солнце - звезда. Земля - планета. Луна - спутник Земли.

Свет, тепло, вода, воздух - условия, необходимые для жизни на Земле.

Разнообразие природы Земли, ее изменчивость (на примере России). Неживая, живая природа. Представление о признаках живой природы (дыхание, питание, движение, рост, размножение).

Растения, части (органы) растения. Деревья, кустарники, травы.

Животные. Разнообразие растений и животных.

Природа и человек. Красота природы. Народные праздники.

Практические работы и экскурсии. Знакомство с природой родного края, наблюдение явлений природы и изменений, происходящих в природе, наблюдения за комнатными растениями и их движением к свету.

17 ч 3. Планета Земля Ознакомление с глобусом - моделью Земли. Экватор, Западное и Восточное, Северное и Южное полушария, полюсы. Материки и океаны. Появление жизни на Земле.



10 ч

4. Становление человека Общее представление об истории людей. Древнейшие люди - собиратели растений. Человек - охотник. Кочевники и земледельцы.

Окультуривание растений и одомашнивание животных.

Экскурсии в краеведческий, палеонтологический, исторический музеи (при наличии возможностей); по историческим местам родного края.

8 ч

5. Современное человечество Различия людей по возрасту, по характеру труда, по национальностям. Семья. Родословная. Происхождение имен и фамилий. Совместный труд и отдых. Особенности жизни людей в разных природных условиях, в разных государствах.

Страна, где мы живем. Местоположение на глобусе и карте.

Москва - столица России.

Взаимопомощь людей разного возраста. Правила поведения в обществе, в школе, в театре, в транспорте, на улице. Уважение к чужому мнению. Бережное отношение к вещам и окружающей природе. Правила безопасного поведения в повседневной жизни; правила противопожарной безопасности; правила дорожного движения.

Представление о положительных и отрицательных последствиях деятельности человека для окружающего мира. Знакомство с Красной книгой.

Правила здорового образа жизни: гигиена тела, режим труда и отдыха. Культура отдыха: игры, искусство, спорт, путешествия.

Как осуществляются связи между людьми на планете: почта, транспорт, телефон, радио, телевизор, интернет.

Экскурсии по школе и ближайшим улицам с целью ознакомления с правилами поведения на улице, а также с профессиями работников на предприятиях сферы быта, производства или в сельском хозяйстве.


Итого

18 ч





























60 ч

Информационно - методическое обеспечение

Литература для учителя

Дмитриева Н.Я., Казаков А.Н. Окружающий мир: Учебник для 1 класса. - Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров».

Дмитриева Н.Я., Казаков А.Н. Рабочая тетрадь для 1 класса к учебнику «Окружающий мир». - Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров».

Дмитриева Н.Я., Казаков А.Н. Методические рекомендации к курсу «Окружающий мир», 1-2 класс. - Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров».

Таблицы групп растений и животных

Атлас для начальных классов

Литература для учащихся

1. Дмитриева Н. Я., Казаков А. Н. Мы и окружающий мир. Учебник для 1 класса. Часть 1.- Самара: Корпорация «Федоров», Издательство «Учебная литература», 2006.

2. Дмитриева Н. Я., Казаков А. Н. Мы и окружающий мир. Учебник для 1 класса. Часть 2.- Самара: Корпорация «Федоров», Издательство «Учебная литература», 2006.3. Дмитриева Н. Я., Казаков А. Н. Рабочая тетрадь к учебнику «Мы и окружающий мир». 1 класс.- Самара: Корпорация «Федоров», Издательство «Учебная литература», 2006

Электоронно - образовательные ресурсы

КМ - Школа: образовательная среда для комплексной информации : nachalka\info/aboud/193

nsc.1september.ru/urok , wc.ssu.samara.ru/~nauka ru.wikipedia.org, biodiversity.ru, voop.su, sevin.ru/redbok, zapoved.ru, priroda.ru, greenpeace.ru, forest.ru, tom-znschool.edu.tomsk.ru/files/okuzhayuschiy_mir.pdf, zankov.ru/practice/stuff/artikle=1866



© 2010-2022