Планирование урока по русскому языку на тему: Состав слова. Окончание

Раздел Начальные классы
Класс 2 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:
Класс:2 Тема: «Состав слова. Окончание.» Цели урока: 1) Создать условия для творческого усвоения детьми понятия «окончание» и «основа» слова. 2) Совершенствовать умение «видеть» и проверять орфограммы в основе слова; на основе этого умения развивать орфографическую зоркость учеников. 3) Развивать и совершенствовать грамматический строй речи: наблюдать над связью слов в предложении, над правильностью употребления форм слов, их грамматической сочетаемостью. 4) Развивать интерес учащихся к предмету через познавательную деятельность. 5) Воспитывать взаимовыручку младших школьников.


Ход урока

  1. Организационный момент (психологический настрой) (Видеоролик «Золотая осень»)
Планирование урока по русскому языку на тему:Состав слова.ОкончаниеВозьмитесь за руки, закройте глаза, расслабьтесь и давайте мысленно перенесёмся в волшебный осенний лес. Полюбуемся красками золотой осени. Послушайте, как шуршат падающие листья, шумит в ветвях ветерок, весело посвистывают птицы. Мы спокойны, добры, приветливы, ласковы. Глубоко вдохните в себя свежесть осеннего утра, тепло солнечных лучей. Я желаю вам крепкого здоровья, хорошего настроения, доброго отношения к себе и друг другу, успехов на уроке. (Хлопок в ладоши). Откройте глаза.
  1. Введение в урок
На доске записано начало фразы: «Я хочу, чтобы…», продолжите ее.
  1. Деление на группы, выбор эксперта группы.

1.Обратите внимание на наше красивое дерево. Я попрошу вас взять один листочек или одну бабочку, на ваше усмотрение, что вам нравится.

- У кого листочки? 1 группа

- У кого жёлтые бабочки? 2 группа

- У кого оранжевые бабочки? 3 группа

2. Выбор эксперта группы для дальнейшего оценивания учащихся.

  1. Проверка домашнего задания
  2. Минутка чистописания
  3. Словарная работа

Вода, гора, река, лиса, сова, оса.
( расставь знаки ударения. подбери проверочные слова)


7. Актуализация знаний.

  1. Рассказ учителя.
- Послушайте небольшой рассказ. Помогите мне продолжить его. Всё на свете из чего-то состоит: облака - из мельчайших капелек, лес - из …(деревьев). Речь состоит из …(предложений), а предложения из …(слов). Слова сделаны из своего «строительного материала». И каждый из «кирпичиков» вносит в слово свою часть смысла - « смыслиночку».
  1. Беседа.
- Из чего состоят слова? (Из букв, звуков) (Из частей слова.)

8.Подготовка учащихся к работе по теме урока


Ученикам предлагается 2 столбика слов (на доске или на карточках).
1 столбик:
березонька
березовый
подберезовик
2 столбик:
к березе
березу
березы
- Как вы думаете, почему именно так разделили слова на группы? Что можно сказать о словах каждой группы? Дети могут обсудить этот вопрос в парах. После ответов учеников следует беседа.
- Объясните значение каждого слова из первого столбика

- Что можно сказать о значении слов во втором столбике? (Одинаковое) К березе, березы, березу - это формы одного и того же слова. Чем отличаются эти слова?
- Составьте предложение на осеннюю тему, в котором будет слово «береза» в любой форме.
- Как вы думаете, для чего надо менять форму слова, использовать различные формы? На этот вопрос мы сегодня будем искать ответ. Как вы думаете, какие цели мы поставим на сегодняшнем уроке? - Сообщение учащимися целей урока Запись числа и темы урока.

9. Работа над новой темой.
На доске запись:
Сухой листву падали на земля.
- Можно ли назвать данные слова предложением? Почему?
- Измените формы слов так, чтобы получилось предложение. Запишите получившееся предложения в тетрадь. (Данную работу ученики выполняют в группах или в парах.)
Ученики читают предложение, которое записывается и на доске.
Сухая листва падала на землю.
- Теперь слова связаны по смыслу, сообщается о том, что происходит с листвой.
- Отметим ту часть слова, которую мы меняли, значком. (Учитель показывает, как выделять окончание)
- То, что мы сейчас выделили - окончание.
- Попробуйте сделать вывод, что такое окончание? Если ученики затрудняются, можно задать ряд вопросов, а ответы обобщить. (Это слово, часть слова? Что можно менять с помощью окончания? Для чего служит окончание?)
-Чтение правила в учебнике.

  1. Разминка

  2. Закрепление нового материала.

Работа в группах
1) Ученики читают предложения с фразеологизмами и объясняют их значение.
Петя и Вася дружат так, что водой не разлить. Молодой хоккеист чувствует себя на льду как рыба в воде. Павлик обладал счастливой способностью всегда выходить сухим из воды.


Водой не разлить. Так говорят о людях, которые очень дружны. Был древний обычай: обливать водой дерущихся быков, т.к. другие средства не помогали. Как рыба в воде. Чувствовать себя уверенно, очень хорошо ориентироваться, хорошо в чем-либо разбираться. Выходить сухим из воды. Так говорят о человеке, который ловко избежал заслуженного наказания после совершения плохого поступка.


- Форма какого слова встречалась во всех фразеологизмах? (Вода)
- Выпишите формы этого слова. Какая часть слова оставалась неизменной. Выделите окончание.
- Прочитайте приметы осени, изменяя окончания в тех словах, где это нужно. Спишите, выделите окончания в тех словах, формы которых изменили.
Задание.
Осень непогода несет.
Ноябрь зима дорожка протаптывает.
Проверка работы.
- Прочитайте приметы. (Осень непогоду несет. Ноябрь зиме дорожку протаптывает.) Объясните, как вы их понимаете. В каких словах изменили окончания?
2) Напишите слова. Измените форму этого слова. Напишите как можно больше форм этого слова. Задание выполнять легче, если подставлять предлоги к слову.

1 группа - снег

2 группа - дом

3 группа - машина

4 группа - школа

3) Работа в парах.

- У вас на партах задание на карточках. К каждому слову из левого столбика, обозначающее целое, подберите слово из правого столбика, обозначающее часть целого. Соедините слова стрелочкой. Выделите в словах окончания.

Лицо

ручка

Дверь

плавник

Зима

волна

Рыба

глаз

Море

день

- Как соединили?

- Назовите слова с нулевым окончанием-1 группа; с окончанием - а-2 группа, с другими окончаниями-3группа.

  1. Вставь слово лиса в словосочетание, изменяя по смыслу. Выделите окончание
Лиса пушистый хвост у ___________, долго выслеживал ___________, любовался ___________, много сказок о ___________,

Проверка.

- Прочитайте слова, которые у вас получились. Назовите орфограмму в слове.

- Какую часть слова выделили? (Окончание)

5) Творческое задание

- Прочитайте словосочетание (много сказок о лисе)

- Какие сказки о лисе вы знаете?

Задание: Составьте и запишите любое предложение со словом лиса.

- Какое предложение записали?

  1. Подведение итогов.
    - С какой частью слова мы сегодня познакомились?
    - Что такое окончание?

12. Рефлексия.

Планирование урока по русскому языку на тему:Состав слова.Окончание

13. Домашняя работа

14. Оценивание

Раздать оценочные листы для взаимооценивания групп. (Группы оценивают друг друга по оценочным листам)

15. Обратная связь

-У вас есть стикеры, которые вы взяли вначале урока, на них вы должны написать как для вас прошёл урок: понравился ли урок? Не понравился урок. Мне понравилось на уроке…

© 2010-2022