- Преподавателю
- Начальные классы
- Планирование урока по русскому языку на тему: Состав слова. Окончание
Планирование урока по русскому языку на тему: Состав слова. Окончание
Раздел | Начальные классы |
Класс | 2 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Шматова Н.С. |
Дата | 20.03.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
Ход урока
- Организационный момент (психологический настрой) (Видеоролик «Золотая осень»)
- Введение в урок
- Деление на группы, выбор эксперта группы.
1.Обратите внимание на наше красивое дерево. Я попрошу вас взять один листочек или одну бабочку, на ваше усмотрение, что вам нравится.
- У кого листочки? 1 группа
- У кого жёлтые бабочки? 2 группа
- У кого оранжевые бабочки? 3 группа
2. Выбор эксперта группы для дальнейшего оценивания учащихся.
- Проверка домашнего задания
- Минутка чистописания
- Словарная работа
Вода, гора, река, лиса, сова, оса.
( расставь знаки ударения. подбери проверочные слова)
7. Актуализация знаний.
- Рассказ учителя.
- Беседа.
8.Подготовка учащихся к работе по теме урока
Ученикам предлагается 2 столбика слов (на доске или на карточках).
1 столбик:
березонька
березовый
подберезовик
2 столбик:
к березе
березу
березы
- Как вы думаете, почему именно так разделили слова на группы? Что можно сказать о словах каждой группы? Дети могут обсудить этот вопрос в парах. После ответов учеников следует беседа.
- Объясните значение каждого слова из первого столбика
- Что можно сказать о значении слов во втором столбике? (Одинаковое) К березе, березы, березу - это формы одного и того же слова. Чем отличаются эти слова?
- Составьте предложение на осеннюю тему, в котором будет слово «береза» в любой форме.
- Как вы думаете, для чего надо менять форму слова, использовать различные формы? На этот вопрос мы сегодня будем искать ответ. Как вы думаете, какие цели мы поставим на сегодняшнем уроке? - Сообщение учащимися целей урока Запись числа и темы урока.
9. Работа над новой темой.
На доске запись:
Сухой листву падали на земля.
- Можно ли назвать данные слова предложением? Почему?
- Измените формы слов так, чтобы получилось предложение. Запишите получившееся предложения в тетрадь. (Данную работу ученики выполняют в группах или в парах.)
Ученики читают предложение, которое записывается и на доске.
Сухая листва падала на землю.
- Теперь слова связаны по смыслу, сообщается о том, что происходит с листвой.
- Отметим ту часть слова, которую мы меняли, значком. (Учитель показывает, как выделять окончание)
- То, что мы сейчас выделили - окончание.
- Попробуйте сделать вывод, что такое окончание? Если ученики затрудняются, можно задать ряд вопросов, а ответы обобщить. (Это слово, часть слова? Что можно менять с помощью окончания? Для чего служит окончание?)
-Чтение правила в учебнике.
-
Разминка
-
Закрепление нового материала.
Работа в группах
1) Ученики читают предложения с фразеологизмами и объясняют их значение.
Петя и Вася дружат так, что водой не разлить. Молодой хоккеист чувствует себя на льду как рыба в воде. Павлик обладал счастливой способностью всегда выходить сухим из воды.
Водой не разлить. Так говорят о людях, которые очень дружны. Был древний обычай: обливать водой дерущихся быков, т.к. другие средства не помогали. Как рыба в воде. Чувствовать себя уверенно, очень хорошо ориентироваться, хорошо в чем-либо разбираться. Выходить сухим из воды. Так говорят о человеке, который ловко избежал заслуженного наказания после совершения плохого поступка.
- Форма какого слова встречалась во всех фразеологизмах? (Вода)
- Выпишите формы этого слова. Какая часть слова оставалась неизменной. Выделите окончание.
- Прочитайте приметы осени, изменяя окончания в тех словах, где это нужно. Спишите, выделите окончания в тех словах, формы которых изменили.
Задание.
Осень непогода несет.
Ноябрь зима дорожка протаптывает.
Проверка работы.
- Прочитайте приметы. (Осень непогоду несет. Ноябрь зиме дорожку протаптывает.) Объясните, как вы их понимаете. В каких словах изменили окончания?
2) Напишите слова. Измените форму этого слова. Напишите как можно больше форм этого слова. Задание выполнять легче, если подставлять предлоги к слову.
1 группа - снег
2 группа - дом
3 группа - машина
4 группа - школа
3) Работа в парах.
- У вас на партах задание на карточках. К каждому слову из левого столбика, обозначающее целое, подберите слово из правого столбика, обозначающее часть целого. Соедините слова стрелочкой. Выделите в словах окончания.
Лицо
ручка
Дверь
плавник
Зима
волна
Рыба
глаз
Море
день
- Как соединили?
- Назовите слова с нулевым окончанием-1 группа; с окончанием - а-2 группа, с другими окончаниями-3группа.
- Вставь слово лиса в словосочетание, изменяя по смыслу. Выделите окончание
Проверка.
- Прочитайте слова, которые у вас получились. Назовите орфограмму в слове.
- Какую часть слова выделили? (Окончание)
5) Творческое задание
- Прочитайте словосочетание (много сказок о лисе)
- Какие сказки о лисе вы знаете?
Задание: Составьте и запишите любое предложение со словом лиса.
- Какое предложение записали?
-
Подведение итогов.
- С какой частью слова мы сегодня познакомились?
- Что такое окончание?
12. Рефлексия.
13. Домашняя работа
14. Оценивание
Раздать оценочные листы для взаимооценивания групп. (Группы оценивают друг друга по оценочным листам)
15. Обратная связь
-У вас есть стикеры, которые вы взяли вначале урока, на них вы должны написать как для вас прошёл урок: понравился ли урок? Не понравился урок. Мне понравилось на уроке…